2. Все мы обнаружимся на судище Христовом со всеми своими делами. Судья отделит одних от других, не по званию и достоинству земному, но по добродетели (Мал. 3:18). Благочестивый обнаружится здесь, как по своему внутреннему миру, (1 Пет. 3:4), так и по своим внешним делам (Мат. 6:34). Нечестивый также обнаружится со всеми злыми помыслами, словами и делами (Псал. 89:8). Он даст отчет о каждом слове (Мат. 12:36). 3. Каждый получит мзду свою. Праведный получит награду. « Приидите благословенные » и проч. Все, даже чаша воды (Мат. 10:42), богато вознаградится. Неправедный получит свое наказание. « Идите проклятые » и проч. (Исаии 66:24). Грешник, мера твоя переполнена; Христос взывает: ей гряду скоро (Апок. 12:10). Кто верует, для того не страшен суд. (Иоан. 3:17–18). Об огне геенском « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (ст.41). Ужасная участь ожидает немилосердных и нераскаянных грешников в вечности! « Идите … проклятые », скажет им Господь, « в огонь вечный .» « И пойдут сии в муку вечную » (ст.46). Что это за мука вечная? Что это за огонь вечный? 1. Это — огонь действительный по своему существу. Слово Божье единогласно говорит об этом (Сир. 7:19; Псал. 20:10; Исаии 34:10 ). Неведающие Бога и не принимающие евангелия будут гореть в « пламенеющем огне » (2 Фесс. 1:7–8 ), в « в озере, горящем огнем и серою » (Апок. 21:8). Не ясно ли? Но, быть может, Иисус Христос употребляет слово «о гонь » в смысле переносном, иносказательном? Нет. Господи, сказали некогда ученики, объясни нам притчу о поле и плевелах. Иисус Христос, исполняя их просьбу, объяснил им каждое иносказательное выражение в притче, но слово « огонь » оставил без объяснения, — почему? потому, конечно, что Он говорит о действительном, a не о мнимом огне (Мат. 13:24–30; 36–43). Может ли быть еще место сомнению, когда Спаситель выразительно говорит: « Идите … проклятые, в огонь вечный .» 2. Это — огонь чудесный по своим действиям. «Если во аде будет настоящий огонь, то как, возражают, он может сжигать душу, дух»?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В Св. Писании упоминаются музыкальные инструменты: псалтирь, цитра, кимвал, рог, трубы, 1Пар. 15, 16, 28 , гусли, 3Цар. 9, 12 и др. Все эти орудия употреблялись при служении в скинии и во храме. Псал. 150, 3 – 5 . – Давид сам употреблял псалтирь, и имел под своим управлением разные хоры. Они имели различные музыкальные орудия, один – кимвалы, другой – флейты, тот – тимпаны, этот – трубы, иной – псалтири и гусли, иной так называемые пастушеские свирели 15 . Скажем еще о некоторых словах, часто встречающихся в надписаниях псалмов и требующих объяснения. Эти слова следующие: 1) В конец, LXX ις τ τ´λος, in finem, по Еврейски ламнацеах. Это слово встречается в надписаниях псалмов 54 раза: 4, 6, 8 – 14, 17 – 19, 21, 30, 35, 38 – 41, 43 – 46, 48, 50 – 61, 63 – 69, 74 – 76, 79, 80, 83, 84, 87, 108, 138 и 139. Те, которые следуют 70 толковникам, разумеют под словом: конец, что сказанное в псалме имеет исполниться в конце известного времени, в последствии; что псалмопевец имел в виду отдаленные времена, напр. пришествие Мессии. «Выражение: в конец, говорит блаж. Феодорит, означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленные времена» 16 . Следующие Еврейскому тексту переводят большею частию: победителю или начальнику, производя Еврейское слово ламнацеах от нищеах – победил, начальствовал, и разумеют: начальника хора. Так переведено это слово в Русской Псалтири во всех местах, где стоит слово: ламнацеах. Акила и Феодотион переводят это слово νικοποιω – победодавцу; Симмах: επινικις – победный; блаж. Иероним: vicmori; толковники, напр. Калмет и другие переводят: praefecio sen moderamori musices т. е. начальнику музыкального хора при храме. Но, может быть, LXX Еврейское слово: ламнацеах – читали ланнецеах от глагола ницеах, который означает непрерывность, напряженность; отселе ланнецеах – в конец, как и у LXX, т. е. псалом, назначенный на долгие времена для употребления. 2) Села. Это Еврейское слово в Еврейском тексте псалмов встречается 70 раз (псал. 2, 3. 3, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Для сего Онъ — «Бог славы» (Псал. 28:3) и «Бог всякия утехи» (2 Кор. 1:3) благоволил умалить Себя до крайней степени уничижения, и добровольно, «вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр. 12:2), «язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53:5). А каковы еще были самыя мучения Его? Мы знаем ужасную силу греха; знаем, что одно первое преступление нашего праотца подвергло всех безчисленных потомков его безконечному ряду бедствий; знаем, что каждый грешник за свои только грехи будет за гробом мучиться вечно. Сколько же должен был вытерпеть Господь наш, пострадавший не за один какой-либо, а за все наши грехи, не за одного, а за всех грешников, какие только были, есть и будут на земле, и пострадавший, без сомнения, соразмерно тяжести всех этих грехов!... О, не без причины же и Он, Богочеловек, до кровавого пота молился к Отцу своему в саду Гефсиманском: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия», — и еще пред тем, открывая возлюбленным ученикам своим внутренния страдания свои, сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Матф. 26:38—39)! Не без причины и Он, преисполненный нестерпимо-горестных чувствований, не мог «гласомь велиим» не возопить на кресте: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27:46). Муки Его были такия, каких от века никто не терпел и не будет терпеть ни во времени, ни в вечности. Это были «болезни адовы» (Псал. 17:6), которыя равнялись вечным мучениям всех до единого потомков падшого Адама.    Обратите внимание, чего стоила и для самого Отца небесного эта необыкновенная Жертва. Прискорбно бывает нам видеть страдания и горести нашего ближняго; тем прискорбнее, чем ближе к сердцу нашему страдалец; тем прискорбнее, чем более мы уверены в его невинности; тем прискорбнее, чем сильнее и глубже его страдания и горесть. Каково же было Отцу небесному видеть Сына своего единородного и единственного (а какой отец или мать может так безконечно любить чадо свое?...), каково было Отцу видеть «Сына любве своея» в поношении и язве «умалена и безчестна паче всех сынов человеческих» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Так в древней философии Аристотель усвояет Божеству непрерывное и бессменное умственное созерцание (noesis), которое направлено на само Божество, вследствие чего последнее определяется у Аристотеля, как noesis noeseos (выяснению этой мысли посвящена 9 глава XII книги «Метафизики»; там, между прочим, разъясняется, что божественный ум может мыслить (noenin – созерцать) только наилучшее, а так как наилучшим является только он сам, то он мыслит себя самого, а потому «estin he noesis noeseos noesis). В новой философии у Канта встречаемся с той мыслью, что «интеллектуальное созерцание может быть свойственно только верховному Существу, а не существу зависимому, как по своему существованию, так и по своему созерцанию» («Крит. Чист. разума», § 8; Русск. пер. Соколова Н. С. 73). Для правильного понимания этого места нужно иметь в виду, что под интеллектуальным созерцанием – в противоположность чувственному созерцанию, неразрывно связанному с формами пространства и времени, – Кант разумеет созерцание, отрешенное от этих форм: в то время, как чувственное созерцание слагается из отдельных актов, преемственно сменяющих друг друга и (если речь идет о внешнем опыте) направленных на различные пункты пространства, – интеллектуальное созерцание охватывает одним актом все разнообразие бытия (ср. «Wôrterbuch zum leich gebrauch der Kantisch. Schriften», Schmid’a, Iena, 1788, стр. 40–46). Мысль о том, что созерцание, понимаемое в этом последнем смысле, свойственно только божественному уму, нашла себе место и в святоотеческой литературе; так, бл. Августин во второй книге своих «Исследований», предназначенных для Симплициана, раскрывает ту мысль, что Бог знает о мире при посредстве единичного и вечного акта своего созерцания (August. – De diversis questionibus ad Simplic. lib. II, quaestio 2, n. 2–3. См.: «Опыт догматич. богословия» преосв. Сильвестра. T. II. Киев. 1881. С. 136). Та же мысль следует из сопоставления таких мест св. Писания, в которых, с одной стороны, предполагается независимость Божества от пространственных и временных ограничений (см., напр., псал. 138, 7–10 ( Пс.138.7–10 ); Ефес. 4, 6 ( Еф.4:6 ); псал. 89, 5 ( Пс.89:5 ); 2Петр. 3, 8 ( 2Пет.3:8 )), с другой – утверждается, что «все обнажено и открыто пред очами Его» ( Евр.5:13 ). Разумеется, в отношении к такому уму не может быть и речи о различных ступенях познавательного процесса, равно, как о различной ценности его продуктов; но не таков ум человека…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

78, 60, срав. также 2Сам. 23:3 ; Иерем. 32:20) и с главной мыслью всего Псалма, означает не другие какие-либо даяния, дары, как только дары из посвященных Иегове между людьми как бы в жертву от последних, срав. в Езд. 8:20 : hanminim verge. F. Delitzsch zu Ps. 68 (67), 19, S. 474, heipz. 1873; – в) пленил плен указывает на следствия торжества Иеговы – Победителя над врагами теократии, (срав. Суд. 6:12 ), которые суть в тоже время и Его враги, для чего срав. 1Цар. 30:26; 18:17  и др.; – г) восшествие Иеговы на высоту ближе всего и по связи речи в контексте обозначает восшествие Его на престол Свой на горе Сионской, срав. Иерем. 31:12, сн. Исаии 8:18; Иезек. 17:23; 20:40; Псал. 73 (евр. 74), 2 и др. Но естественно также, поскольку собственно небо есть место пребывания, престол Иеговы, сн. 3Цар. 8:30  и дал. 2Пар. 6:21,30 ; Исаии 66:1–2 (со. Деян. парал. последнему месту), восшествие Его на высоту имеет здесь и то значение, которое оно имеет в Псал. 7:8  срав. 46, 6, т. е. –восшествия на небо. Сообразно этому вся приводимая Апостолом (рассмотренная) часть стиха псалма, в связи с пунктуацией слов ее в еврейском (теперешнем) тексте, представляет три следующие равносильные мысли: «Ты восшел теперь, по перенесении ковчега, на Сион – символическое место присутствия Твоего на земле, – в лице земного Твоего наместника (– Царя) торжествуешь над врагами Твоего царства, захватив их пленниками, – получаешь дары, состоящие из людей». Но чтобы вполне усмотреть силу мысли, необходимо иметь в виду и остальную часть стиха: даже и из противящихся Тебе (т. е. людей), чтобы обитал Господь Бог (это – более точный перевод), отделяющуюся от рассмотренной важным знаком – атнах. Отсюда получается следующий ход мыслей всего стиха: «восшествие Иеговы на Сион есть благое знамение победы теократии над ее врагами. Победителем является Он Сам, уловляя их пленными. Но этого мало. Иегова не только уловляет их пленными в смысле обыкновенном земном, а и духовно торжествует. Он принимает от них даже дары из посвящаемых на служение Ему (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1. Священное Писание умалчивает о многом. Как мало говорит Ветхий Завет о творении, о первых людях и проч.; а Новый — о жизни Иисуса Христа, о сошествии во ад и проч.! (Сир. 25:27 ). Сюда принадлежит и загадка о будущей жизни (Дан. 12:2 ). Конец мира (Мат. 24:36 ). Прославленное тело (1Кор. 15:17 ). Ад (Псал. 54:16 ). 2. Об умолчанном в Писании не следует много спрашивать. Разум, который хочет исследовать всю глубину, будет неразумен. Оставь твою излишнюю пытливость (Сир. 3:23–24 ). Мудрость Божия в том, что она не все говорит нам. Испытать нашу веру (Иоан. 2:22; Мат. 22:46 ). Сами ангелы многого не понимают (1 Пет. 1:12 ). Знание надмевает (1Кор. 8:1 ). Учитель, конечно, должен знать более ученика и пастырь более пасомых (Деян. 18:24–25 ); но однако же не о бесполезных вопросах (2 Тим. 2:23; Тит. 3:9 ). 3. Мы имеем достаточно в том, что Писание нам говорит. (2 Пет. 1:19 ). Оно поучает нас тому, что нам нужно знать и во что веровать (Ефес. 3:19 ). Что мы должны делать и чего избегать (Мих. 6:8; Сир. 32:19; Рим. 15:4; Мат. 13:52 ). Заключение. Благо тому, кто, подобно Никодиму, хочет еще научиться, чего не знает (Иоан. 3:2–4 ), если он верует и делает то, что знает (Иоан. 13:17 ). Как счастливы те, которые исповедуют свою веру сердцем, устами и делами (ст. 29) 1. Потому что исповедание веры освобождает их от духовной слепоты, делающей человека поистине несчастным. 2. Потому что обладание истинной верой служит самой крепкой защитой против врагов временного и вечного счастья человека. 3. Потому что вера — высшая награда, какой только человек может желать и искать. Для Иисуса Христа запертые двери не являются преградой “В тот же первый день недели вечером, когда двери дома … были заперты пришел Иисус…” (ст. 19). Об этом свидетельствует: 1. Прежде всего ныне читавшееся евангелие. В прямом и в переносном смысле. Апостол Фома был также затворенной дверью. 2. Затем история обращения каждого отдельного человека. Каждое сердце естественного человека — затворенная дверь. Наглядный пример представляет в особенности история обращения Савла.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

41. И по преступлении осталось ведение. (Осязательно это видно в действиях совести). Когда разбойника берут в суд и начинают судить, князь спрашивает его: когда делал ты зло, ужели не знал, что будешь пойман и предан смерти? И разбойник не осмелится сказать, что не знал: потому что было ему сие известно. И блудник не знает разве, что делает худо? И тать не знает разве, что грешит? — Так люди и без Писания, по естественному смыслу, не знают разве, что есть Бог? Невозможно будет им в оный день сказать: не знали мы, что есть Бог. Ибо в громах и молниях с неба вещается им: не знаете разве, что есть Бог, управляющий тварию? (12, 8. 9). 42. Несправедливо иные, введенные в обман лжеучением, утверждают, что человек решительно умер, и вовсе не может делать ничего добраго (46, 3). 43. Осталась в человеке свобода, какую Бог дал ему в начале. Как совершенный не привязан к добру какою–либо необходимостью, так не привязан и ко злу погрязший в грех и делающий себя сосудом диавола (15, 38). 44. Ты свободен; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема. Кто хочет, тот и покорствует Богу, и идет путем правды, и владеет пожеланиями, потому что ум сей есть противоборник, и твердым помыслом может препобедить порочныя стремления и гнусныя пожелания (15, 21). 45. Напрасно, однакож, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху. Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий (Псал. 126, 1). (25, 1). 46. В нас действует зло со всею силою и ощутительностию, внушая все нечистыя пожелания, однакож срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водою, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе, или как в одном доме находятся особо разбойник и особо владетель дома (16, 1). 47. Когда светит солнце и дует ветер, то у солнца — свое тело и своя природа, и у ветра — своя же природа и свое тело. Так и грех примешался в душе; но и у греха и у души своя особая природа (2, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

5:21); ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие (Иов. 34:21—22); На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Прит. 15:3); нравственное состояние нашего сердца: ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27); Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (Иер. 17:9,10); Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10; Сир. 42:18); Ты, Господи, Сердцеведец всех (Деян. 1:24; срав. 15:8); наши потребности, желания, слезы, молитвы: Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя (Пс. 37:10); Тебя исчислены мои скитания (Псал. 55:9); Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их (Пс. 33:16; 1 Петр. 3:12); помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6:6). д) Бог знает все прошедшее: ибо Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18; срав. Сирах. 23:29; 42:19—20), и настанет некогда день, когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян. 17:31), когда осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5), и Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). e) Бог знает все настоящее: Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (Притч. 15:11); он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (Дан. 2:22). Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом (Иов. 28:24). ж) Бог знает все будущее: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось (Ис. 46:9—10; срав. 41:23; Дан. 13:42; Прем. 8:8). И именно — аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (Иер. 1:5); Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

В. Кто называется алчущими и жаждущими правды в 4-й заповеди блаженства? О. Те, которые хотят и любят творить добро, однако не почитают себя праведниками и не полагаются на свои добрые дела, а наоборот, признают себя грешными и виновными перед Богом. Они алчут и жаждут, т. е. усиленно желают получить очищение своей греховной нечистоты и благодатное оправдание через Иисуса Христа. «Без Меня не можете делать ничего» сказал Сам Господь ( Ин. 15, 5 ). В. Какое «насыщение» обещано Господом алчущим и жаждущим правды? О. Как насыщение телесное приносит нам, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищею: так и насыщение духовное обозначает, во-первых, внутреннее успокоение совести грешника, во-вторых, благодатное укрепление его к деланию добра и облечение «силою Христовою». «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе», сказал об этом смиренный ап. Павел ( Фил. 4, 13 ). Впрочем, полное и совершенное насыщение души христианина, не утоляющейся ничем конечным и земным, дано будет алчущему уже в жизни будущей, как и говорит псалмопевец: «насыщусь, когда явлюсь пред славой Твоей» ( Псал. 16, 15 ). 5-я, 6-я и 7-я Заповеди Блаженства В. Как исполняется человеком 5-я заповедь – о том, чтобы мы были «милостивыми»? О. «Различен милования образ (т. е. по-разному можно миловать), говорит св. Иоанн Златоуст , и широка заповедь сия». Однако, здесь можно указать главные виды милости телесной и милости духовной Дела милости телесной указал нам Сам Иисус Христос, как-то, что спросится с нас на Страшном Суде: 1) алчущего напитать; 2) жаждущего напоить; 3) одеть нагого (и вообще не имеющего необходимой одежды); 4) посетить находящегося в темнице; 5) посетить больного и посильно помочь его выздоровлению; 6) странника принять в дом и успокоить ( Мф. 25, 31–46 ). К этому еще добавляют: 7) – похоронить неимущего. В. Какие виды милости духовной? О. 1. Неведущего просветить светом Христовой истины; 2) «обратить грешника от заблуждения пути его» ( Иак. 5, 20 ); 3) советом помочь ближнему в трудном положении; 4) молиться за других Богу, в особенности за находящихся в очень тяжелом положении; 5) утешить печального; 6) не воздавать злом за зло, а наоборот – платить добром; и, наконец, 7) – от сердца прощать обиды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010