Каждый имеет шесть крил, и вся суть полна очес: каждый имеет под собою четвероугольное коло; однако же мы и по соделании пророком описания, читая, уразуметь оное не можем. Когда же и престола токмо нам описуемого уразумети не возможно; то како Самого седящего на нем разумом постигнути возможем? Неоспоримо, что по обетованию Божию достойные лицем к лицу узрят Бога, и познают совершенно непостижимое величество Божие в будущем веке, ныне же, хотя бы другой был Павел или Петр: видит убо истинно, ниже одним воображением прельщается, но видит яко в зерцале и в гадании, и ныне малое нечто с благодарностию приемля, совершенное в будущем веке с веселием приимет. ( 1Кор.13:12 ). Кажущееся ныне в рассуждении познания совершенным столь малое нечто есть и несовершенное, что от познания в будущем веке отстоит более, нежели сколько отстоит от познания, которое бывает лицем к лицу. Столь бесконечно есть познание Божие, и столь удалено в жизни сей естество человеческое от уразумения Божиих таинств, хотя по преуспеянию каждого и прилагается всегда нечто вящшее; но никто совершенного познания не достигает дотоле, доколе не приидет в совершенство, а не совершенное все изчезнет. Подлинно мнить кому-либо, что самое существо над всеми сущего Бога исследовал, есть знаком чрезмерные гордости и надмения. Таковое велеречие почти превосходит и самую гордость того, который рек: выше звезд положу престол мой. ( Ис.14:13 ). Не великий ли Давид, которому безвестная и тайная премудрости Своея явил Бог, явно исповедает, что не приступно есть познание Бога, когда глаголет: Удивися разум Твой от Мене? ( Псал.138:6 ). Исаия, видевший славу Божию, что возвестил нам о существе Бога? Он пророчествуя о Христе тако свидетельствует: Род Его кто исповесть? Что же сосуд избранный Павел, который Христа в себе глаголющего имел, который до третиего небесе восхищен был, и неизреченные глаголы слышал, ихже не леть есть глаголати человеку, какое нам о Божием существе учение оставил? Он в частные смотрения вины проникнув, аки восторгом восхищенный, по причине неисследимого зрения сим возопил гласом: о глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко неиспытанны судове Его, и неиследованны путие Его ( Рим.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   „Страшный будет там суд; потому что на нем все и без свидетелей сделается явным – дела и слова, мысли и желания. Там предстанут тысячи тысяч и тьмы тем архангелов и ангелов, херувимов и серафимов, праведных и святых, пророков и апостолов. Тогда каждый, кто будет во свете, взирая на самого себя, станет говорить с удивлением: я ли это? И как я, недостойный, обрелся здесь! Ангелы с великою радостию приступят прославлять святых и будут беседовать с ними об их жизни, благочестии, воздержании, бдении, молитве, добродетельной нищете, совершенном нестяжании, терпении во время жажды, перенесении алчбы, пребывании в молитвах, радости в наготе – о всем, что претерпели ради совершенной во Христе любви». (См. там же Ч. 14, стр. 128, 130, 138).    „В день суда всякого обымет страх, потому что в день этот будут сокрушаться все, кроме единого только великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их и не достиг меры совершенных, упрекать будет совесть, – почему и он не таков же, как те; потому что всякого чина люди, недостигшие степени совершенных, будут скорбеть о том, почему не сравнялись они с достигшими высоты» („Твор. св. Ефрема Сир. “ ч. VI, стр. 238. Москва, 1851 г.).    „Что будем чувствовать в тот час, если обретем у Бога милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобызают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые пророки и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будут чувствовать тогда, в какую неизглаголанную придут радость, когда Царь стоящим одесную Его милостиво скажет: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира? (Матф. XXV:34). Рассудите после этого и о гибели грешных, когда введены будут в страшное судилище. Какой стыд ощутят они пред лицом праведного Судии, не имея слова оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом возглаголет к ним и яростию Своею приведет их в смятение, говоря: идите, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его?! (Матф. XXV:41) Увы, увы! В какой скорби и тесноте будет дух их, когда все громко станут говорить: да возвратятся грешницы во ад, вси языцы, забывающие Бога? (Псал. IX:18). Увы, с каким жалобным воплем будут они терзать себя и проливать слезы, отводимые на горькие мучения в бесконечные веки. Тогда исповедуют, что праведен суд Божий. „Слышали мы это, скажут они, и не хотели обратиться от лукавых деяний своих». Но говоря это, никакой тогда не получат себе пользы» (См. там же, ч. IV, стр. 62 – 64. Москва 1850 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Четвертая поэма: «Покайтесь!» переведена по изданию и переводу Питры в Sanctus Romanus р. 31–41, 52–55 и по исправленному тексту и примечаниям Крумбахера в Sitzungsberichte, 1899. Bd. II. Η. 1. S. 99–111, 131–140. И здесь, весьма внимательный к Крумбахеру и потому более исправный, переводчик, однако же, в главном и постоянно повторяющемся стихе припева оставляет совершенно произвольную прибавку Питры: μν (нам) к νοιξον (отверзи). Если автора смущал размер, то легко было выдержать его, заменив «нам» воззвательным: «о!», т. е. так: «о, отверзи» или под. или даже совсем опустив «нам». В последнем случае вопль: «отверзи», как более кратко выраженный, был бы сильнее и соответственнее подлиннику. Не хорошо звучит о душе 3-я стр. «лежишь ты и храпишь», хотя и с буквальной точностью передает подлинник: κεσαι κα ργχεις. Стр. 5-я: «сгибнут светы» с примечанием: «солнце, луна и звезды» при буквальном переводе было бы понятно и без примечания: «не будет светил» – или: «исчезнут светила» (φωστρες, русск. «светы» не употребительно и не хорошо). Здесь же неверен: «где произойдет падение (?), соберутся и орлы» со ссылкой в примечании на Мф.24:28 и др. Справка с указанным местом евангелия Матфея убедила бы переводчика в том, что священный поэт буквально заимствовал текст, только для ритма заменив однозначащим γνηται и переставив ετο с συναχϑσονται, – почему и πτμα должно было перевести русско-славянским «труп», собственно «падал», а все выражение так: «где будет труп, соберутся (там) орлы». Притом и Питра переводит латинским: cadaver. Стр. 15-я: «Ты создал (?) утробу мне», вопиет Тебе Давид», с указанием в примеч. на Пс.138:13 . Под влиянием справки в Славянской Псалтири («созда») или даже и русской («устроил»), наш переводчик впал в туже ошибку, как и древнеславянский переводчик псалтири или же писец рукописи, с коей он был сделан, смешав κτσω с κτσω (как один только 106 код. у Holmes-Parsons’a и, напротив, только в поздн. слав. псал. 16 в. у Амфилохия «стяжа», как и в новейших печатных изданиях на брезе), в Византийском произношении и современном греческом не раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    137. Говорили об одном отце в Келлиях, что он был великий труженик. И вот, когда в одно время он совершал у себя иноческое правило, случилось некоторому другому старцу придти к нему. И извне услышал он того отца ссорящегося с помыслами своими и говорящего: неужели за одно слово все это отнимется от меня? Старец, подойдя к дверям, подумал, что он ссорился с кем-нибудь, и толкнув, чтобы взойти и примирить их. Вошедши же и увидев, что никого другого не было внутри, и будучи откровенен со старцем, спросил его: с кем ты ссорился, авва? С помыслами своими, отвечал он: четырнадцать книг я знаю наизусть, и одно прискорбное слово услышал со стороны, и когда пришел, стал совершать мое правило, то все забыл, а только одно пришло мне на пямять в час моего правила, и поэтому-то я ссорился с моим помыслом.     138. Сказал один из отцев: чистое животное пережевывает пищу и есть двукопытное; так и человек истинно верующий и принимающий два Завета, которые всецело соблюдаются в святой Церкви, а у еретиков различным образом отметаются. Этот человек должен хорошую пищу пережевывать, а дурную – не должен. Полезная пища – это, говорю, помыслы благие, предание учителей, добродетели святых; и сказал еще: а вредная пища – это злые помыслы в различных грехах и заблуждениях людей.     139. Брат спросил одного из старцев: что делать, если мне случится быть отягощенным от сна, и наступит час молитвословия, а душа моя от стыда не хочет сотворять молитвословия? И отвечает ему старец: если тебе придется быть отягощенным сном до утра, то, вставши, затвори двери и окна, и твори свое молитвословие; ибо написано: «твой есть день и твоя есть нощь» (Псал. 73:16). Бог славится во всякое время.     140. Спросил брат одного старца, говоря: отче, лучше приобретать мне славу от людей, нежели бесчестие? Старец отвечал: да, и я хочу приобретать себе славу, доколе она духовна, угодна Богу, а не бесчестие. Брат спрашивает его: как же это может быть? Старец отвечает: если я сделаю доброе дело, и за это буду прославляться у других, то могу осудить помысел мой, говоря, что я не достоин такой славы. Но бесчестие бывает от худых дел, и как же я могу успокоить сердце мое, когда все люди соблазнились во мне? И так лучше делать добро и славиться, нежели делать зло и получать бесчестие. И сказал брат: хорошо, отче, сказал ты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостол Павел поучает, что как дух человечский знает, что происходит в человеке, так и Дух Божий знает все, исследывает самые глубины Божии ( 1Кор. 2:11 . сл.  Иоан. 1:18 . Мат. 11:27). Если бы Бог незнал чего либо из сотворенного: то это означало бы, что бытие Божие не есть бытие Вездеприсущего. Откровение учит, что Богу известно все сотворенное, не исключая предметов самых малых. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его ( Евр. 4:13 , Ин. 3:20 , Мф. 10:29 ). Ибо Сам поднебесную всю назирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров весь и вод миру … и путь в сотрясении гласов ( Иов. 28:24 ). Сие знание Божие называют свободным, поскольку все, что существует вне Бога, существует случайно. В частности, так как все сотворенное, подлежа закону времени, относится то к настоящему, то к прошедшему, то к будущему; то св. писание, описывая знание Божие, как знание всеобьемлющее, простирает его на все эти три отношения бытия сотворенного. Откровение ясно показывая, что Бог знает все, что в настоящее время происходит в мире, простирает знание Его даже на тайные помышления сердец человеческих: Аз Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его и по плодам изобретений его ( Иер. 17:9, 10 , 3Цар. 8:39 . 1Пар. 28: 9 , Иов. 42:3 , Псал. 93:9 . п. 138 2. пр. 16, 2. 24, 12. 15, 12. 20, 27); простирает на наши потребности, желания и молитвы: Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 , Мат. 6:6). Столь же ясно учит оно и о том, что Богу известно все прошедшее в сотворенном мире. Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте ( Ис. 41:22, 43:9 ). Тоже ведение показывается в Боге, когда говорится, что Бог будет в известное время судить все дела человеческие ( 1Кор. 4:5 , Деян. 17:34 ), или что Бог несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф. 22:32 ). Откровение показывает и то, что Бог знает все, что произойдет некогда в мире, все будущее. Такое знание Иегова полагает отличительною чертою своего знания. Возвестите нам грядущая напоследок, и увемы, яко Бози есте ( Ис. 41:23, 46:10 ,  Иер. 1:5 .  Деян. 15:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание     «Телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4:8).    Разсуждающему о приходе Вашего Императорскаго Величества в обитсль сию, не трудно найти движущую причину онаго, что, единым побуждаемы благочестием и усердною к Богу и угодникам Его воспаляемы верою, сей труд принять благоволили, в сокровенности души своей, поя оный Давидов стих: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже» (Псал. 138:17). Признаем мы не малое в предприятии сем Твое снисхождение, но и исповедуем, что снисхождением сим Величество Твое более возносится и прославляется. Подражаешь Ты, Великая Монархиня, в деле сем, как и во всем прочем, высочайшим и благочестивым предкам своим, которые по себе сумнение оставили, благочестием ли более, или мужеством, мужеством ли более вне отечества, или мудрым внутр отечества правлением, безсмертную себе приобрели память. Их в поле мужество не мешало им дома мудрое и смотрительное иметь правление, а и то и другое — не препятствовало им и благочестия дело отправлять со всяким благоговением. Все они сие место своими священными стопами освятили. Да умолчу дальнейших Вашего Величества предшественников (сие бо многаго требует труда), довольно напомнить, что Великий, безсмертно жить достойный, Петр, дражайший Вашего Величества дед, особенный был места сего покровитель. Преславныя монархини Анна и Елисавета, любезнейшия Вашего Величества тетки, рачительнейшия были обители сея украсительницы, которыя изобильно источником щедрот своих струю Радонежскую напояли. Которых благочестию ревнуя и Ваше Императорское Величество, Монаршим своим посещением лавру сию, се уже второе, удостоить благоизволили: за что да посетит Тя Восток с высоты.    А мы, слушатели, имея Монархиню нам пример благочестия, краткую беседу предложим: «сколько всякому человеку приносит пользы, ежели он будет не лениво упражняться в благочестивом деле богопочитания?» которое слово высочайшим своим, Благочестивейшая Государыня, дозволением подтвердить всесмиренно молю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3834...

137.  Говорили об одном отце в Келлиях, что он был великий труженик. И вот, когда в одно время он совершал у себя иноческое правило, случилось некоторому другому старцу придти к нему. И извне услышал он того отца ссорящегося с помыслами своими и говорящего: неужели за одно слово все это отнимется от меня? Старец, подойдя к дверям, подумал, что он ссорился с кем-нибудь, и толкнув, чтобы взойти и примирить их. Вошедши же и увидев, что никого другого не было внутри, и будучи откровенен со старцем, спросил его: с кем ты ссорился, авва? С помыслами своими, отвечал он: четырнадцать книг я знаю наизусть, и одно прискорбное слово услышал со стороны, и когда пришел, стал совершать мое правило, то все забыл, а только одно пришло мне на память в час моего правила, и поэтому-то я ссорился с моим помыслом. 138.  Сказал один из отцев: чистое животное пережевывает пищу и есть двукопытное; так и человек истинно верующий и принимающий два Завета, которые всецело соблюдаются в святой Церкви, а у еретиков различным образом отметаются. Этот человек должен хорошую пищу пережевывать, а дурную — не должен. Полезная пища — это, говорю, помыслы благие, предание учителей, добродетели святых; и сказал еще: а вредная пища — это злые помыслы в различных грехах и заблуждениях людей. 139.  Брат спросил одного из старцев: что делать, если мне случится быть отягощенным от сна, и наступит час молитвословия, а душа моя от стыда не хочет сотворят молитвословия? И отвечает ему старец: если тебе придется быть отягощенным сном до утра, то, вставши, затвори двери и окна, и твори свое молитвословие; ибо написано: твой есть день и твоя есть нощь (Псал. 73, 16). Бог славится во всякое время. 140.  Спросил брат одного старца, говоря: отче, лучше приобретать мне славу от людей, нежели бесчестие? Старец отвечал: да, и я хочу приобретать себе славу, доколе она духовна, угодна Богу, а не бесчестие. Брат спрашивает его: как же это может быть? Старец отвечает: если я сделаю доброе дело, и за это буду прославляться у других, то могу осудить помысел мой, говоря, что я не достоин такой славы. Но бесчестие бывает от худых дел, и как же я могу успокоить сердце мое, когда все люди соблазнились во мне? И так лучше делать добро и славиться, нежели делать зло и получать бесчестие. И сказал брат: хорошо, отче, сказал ты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

134. Слав. кто даст? 135. Здесь разгадка приточной речи Суламиты: научение высшей мудростя — цель ея исканий Жениха. 136. Особенно блоговонным вином. См. Псал. 74:9 прим. Нет ли и здесь прообраза эсмирнисменного вина, которым поили Христа?.. 137. Греч. ρον — гранат, слав. яблок. 138. См. Песн. 2:6. 139. См. Песн. 3:5. 140. Греч. λελευκανθισμνη — убелена; отцы Церкви обращали внимание на нравственную перемену Суламиты: в начале книги (1, 4) она была «черна», как Кидарские шатры, а в конце делается необычайно белою. Такова перемена, происходящая в боголюбивой душе во время ея общения с Богом. Григорий Нисский, Феодорит. 141. В переводе преосв. Порфирия здесь монолог Жениха, а об. невесты: в синод., у Ефроса и др. толковников. У блаж. Феодорита слово Жениха: Он «будит» душу от греховного сна и духовно «возраждает» ее в крещении. 142. Ея власти так же подчиняется человек, как смерти. 143. Греч. περπτερα — слав. крила, летающия как перья стрелы. (Schleusner. 1. с. 4, 309). У Порфирия. столбы вокруг ея — неясно! 144. Оскобл. слав. углие огненно соотв. νθρακες πυρς — альд., 23, 147, 157, 199, в др. нет. 145. Как близко это изречение к Новозаветному: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Матф. 16:26). 146. Свадебная (Феодорит). 147. Греч. διαγραψωμεν — напишем. 148. Примем все меры к охране и украшению ея, как великой дрогоцецности. 149. Слав. мн. ч. их соотв. ват. ατν, а в алекс. ед. ч. ατο. 150. Мир, принесенный на землю Христом (Лук. 2:14; Иоан. 14:27). Здесь одна из разгадок символов книги: не чувственная любовь, а мир с Богом и совестью — ея идея, как и ранее (6, 3) она называлась блоговолением... 151. Местоположение Вееламона неизвестно (Толковая Библия V. 74). 152. Не напоминает-ли это изречение новозаветной притчи о приставниках к винограду Домовладыки? (Матф. 21:33-37). 153. Сребренников. 154. Не напоминает ли «прибытка» приставников Домовладыки? (Матф. 25:20-25). 155. Слав. глас Твой соотв. φων σου — альд., вульг, и евр. т.; в других нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Но собор ничего не говорит о Церкви – всей вообще, которая с непременными ей принадлежащими правами, действует в усовершении своего благоустройства, определяет действие прежних правил в приложении к жизни христианского общества разных мест и времен, и восполняет их новыми. Таким образом постановление собора не исключает и права поместных Православных церквей иметь, кроме общих древних, свои местные правила, порядки и обычаи в своем устройстве и управлении, только бы они были согласны, в духе и основаниях своих, с древними и коренными началами церковного законоположения (II, 344). VII Вселен. собора прав. 1: приявшим священническое достоинство свидетельством и руководством служат начертанные правила и постановления ( α των κανονικν διαταξων ποτυπσεις), которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений твоих насладихся, яко о всяком богатстве ( Псал. 118:114 ). Такожде: заповедал ecu правду, свидения твоя во век: вразуми мя и жив буду ( Псал. 118:138, 144 ). И аще пророческий глас повелевает нам во всех хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть яко пребывают оные не сокрушимы и непоколебимы. Ибо и Боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Второз. 12:23). И Божественный Апостол Петр, хваляся ими вопиет: в няже желают Ангеле приникнути (Петр. 1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Гал. 1:8 ). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то радуяся о сем, подобно как обр е л бы кто корыст ь многу, Божественны е правила ( τς ϑες κανονας) со услажден и ем пр и емлем, и всец е лое и непоколебимое содержим постановлен и е ( διαταγν) сих правил, и зло ж енных от все х вальных Апостол, святых труб Духа, а от шести святых В селенских соборов, и пом е стно с обирав ш ихся для издан и я таковых запов е дей и от святых отцев наших. Ибо все они от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

11 . Молитва нищего, псалом 101. По св. Афанасию, сей нищий – есть лик пророков, исполненный печали о судьбе народа, по Феодориту – вообще всякий человек, борющийся с несчастием и имеющий нужду в помощи Божией. По одним написан Даниилом, по другим Иеремиею, или каким-нибудь пророком. Писатель не известен. Стихи 14 – 17 показывают, что псалом этот написан был уже по возвращении Иудеев из плена. 12 . Сынов Ионадавовых и первых пленшихся – псал. 70-й. «Сыны Ионадавовы, говорит св. Афанасий, были мужи Богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал Сам Бог прор. Иеремие (Иерем. 35, 13 – 19); при них было первое пленение Иерусалима Халдеями». Но не называет их писателями сего псалма. О сем надписании справедливо говорит бл. Феодорит: «сделавший сие надписание и сам признался, что не нашел оного у Евреев, но приложил от себя. Надобно же знать, что не сыны Ионадавовы отведены первые в плен. Блаж. Иеремии повелено было Богом, в обличение беззакония Иудеев, принести вина сынам Ионадавовым. Поскольку же они не хотели пить оного по установлениям предков, то пророк обвинил наконец Иудеев в непокорности потому что сыны Ионадавовы хранят человеческие заповеди, а они нарушают Божеств. законоположения. Псалом изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и освобождения от рабства. Написал же псалом сей блаж. Давид». Имя Давида он и носит на себе вместе с надписанием сынов Ионадавовых. 13 . Аггею и Захарии – пророкам припысываются псалмы 137, 138, 145, 147 и 148. Трудно решить, кем писаны были сии псалмы. По содержанию своему эти псалмы толкователи относят к временам плена Вавилонского и после плена. В это время жили ноименованные пророки и, конечно, могли написать сии псалмы в утешение соотечественников; но во 1-х, слов: Аггея и Захарии, по свидетельству бл. Феодорита, нет ни в Еврейском, ни в Халдейском тексте. В Русском переводе псалмов с Еврейского хотя они и находятся, но в скобках – знак, что переводчик взял их не с Еврейского, а с Греческого перевода; во 2-х, даже не во всех Греческих изданиях LXX есть сии имена; если есть имя Захарии, то нет имени Аггея, как у 137 псалма; в 3-х, 137 псалом приписывается не только Захарии и Аггею, но вместе и Давиду, а 138 Давиду и Захарии и притом надписывается: «в рассеянии», т. е. в плену. В надписаниях 145, 147 и 148 псалмов имена Аггея и Захарии встречаются в немногих Греческих изданиях, а в Еврейском и Халдейском вовсе нет, как свидетельствует тот же бл. Феодорит. А потому неизвестно, кем написаны означенные псалмы после плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010