Так и Духу «изволис»я владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же «изволися» служебно провозглашенное ими постановление. Но Дух не раб; ибо сказано: «Господь Дух есть: а идиже Дух Господень, ту свобода» (3Кор.3:17). И Израиль, вразумляемый со страхом, порабощается постановлениям Духа, а церковь христианская, освящаемая любовью, сынополагается. Поэтому говорить Павел: «не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва, Отче» (Римл.8:15). Конечно, не рабственное принявший делается из раба сыном, и не чрез приобщение к рабственному приемлет он дерзновение именовать Бога Отцем, и не рабственное «вся» Божия «действует, якоже хощет» (1 Кор.12:11).    Если бы Дух был раб и тварь: то песнопевец не сказал бы, что присутствие Духа всюду простирается, и не наименовал бы Его лицем и рукою Божиею, говоря: «камо пойду от Духа Твоего! и от лица Твоего камо бежу! Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Псал.138:7—10). Ибо Дух наполняете все, по написанному: «яко Дух Господень исполни вселенную», говорит Соломон (Прем. 1:7). Поэтому, и по тому еще, что Дух познается в семи действованиях, который перечислил Исаия (Иса. 11:2), Захария наименовал Духа Господня семью очами, говоря так: «сия очеса Господня призирающая на всю землю» (Зах.4:20). И сказанное: «небо и землю Аз наполняю, рече Господь» (Иерем. 23:24), означает ее наполнение Божиим Духом, как и чрез Захарию говорит Бог: «Аз с вами есм, и Дух Мой настоит посреде вас» (Агг.2:5. 6). Но и прежде еще сказано много иного подобного в доказательство, что Дух наполняет тварь. Поэтому, кто не сознает Божеской славы Духа, слыша слова: «камо пойду от Духа Твоего?» (Псал.138:7), и еще: «небо и землю Аз наполняю, рече Господь» (Иерем.23:24)?    Я вижу здесь во едино сочетавающееся и, так называемое, вселенское, во всем присутствие Бога и Духа; а ты, будучи не в состоянии сказать, что во всех подобных местах не разумеется Дух не созданный, утверждаешь, что здесь сам Бог называется духом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Ибо сказано: «всяк человек ложь» (Псал. 115:2); и: «вси согрешиша и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). «Ангелы же не соблюдшия своего начальства, но оставлшые свое жилище, на суд великого дне, узами вечными, под мраком соблюде» (Иуд. 6). И в книге Иова сказано: «аще» Святым Ангелам «не верует, и во Ангелах Своих стропотно что усмотре» (Иов. 4:18); «звезды же не чисты суть пред Ним» (Иов. 25:5). А Павел пишет: «не весте ли, яко Ангелов судити имамы, а не точию житейских» (1 Кор. 6:3)? Даже слышали мы, что дьявол, находясь среди Херувимов, и быв отпечатлением подобия, пал с неба, как молния. Если же таково естество тварей, и так написано об Ангелах; Дух же всегда един и тот же, неизменен, имеет непреложность Сына, и один только с Ним всегда непреложен; то какое подобие у Непреложного с существами превратными. Явно, что Дух — не тварь; и вовсе не ангельской Он сущности, потому что Ангелы превратны. А Дух есть образ Слова и собствен Отцу.    И еще, — Дух Господень наполняет вселенную; ибо так воспевает Давид: «камо пойду от Духа Твоего» (Псал. 138:7)? Также в книге Премудрости написано: «нетленный бо Дух Твой есть во всех» (Прем. 12:1). Все же созданные существа пребывают в уделенных им местах: солнце, луна и звезды — на тверди, облака — в воздухе; и людям «постави пределы языков» (Втор. 32:8), и Ангелы посылаются на служение, как написано в книге Иова: «и приидоша Ангели предстати пред Господем» (Иов. 1:6). И сон виде патриарх Иаков, «и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе: и Ангели Божии нисхождаху и восхождаху по ней» (Быт. 28:12). А если Дух все наполняет и в Слове присущ среди всех, Ангелы же умалены в этом и присущи там только, куда посылаются; то нет сомнения, что Дух не из числа созданных; Он не Ангел, как утверждаете это вы, но выше естества ангельского.    27) А также и то, что Дух Святой делает причастниками, а не Сам есть причастник (нам неленостно — повторять одно и тоже), можно видеть и из следующего. Сказано: «невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небесного и причастников бывших Духа Святого, и доброго вкусивших Божия глагола, и проч.» (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославления с ним. Поклоняйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Псал.138:17 ). III. «Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» ( Исх.20:7 ; Втор.5:11 ). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда-либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что-либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противузаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Матф.14:7,9 ). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех , с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами. IV. Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел ( Исх.20:10 ; Втор.5:12 ; Апок.1:10 ); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

По сей–то причине убедил я идти к тебе возлюбленных нами Иеракса пресвитера и Максима чтеца, чтобы и словесно убедили тебя, и мог ты узнать из этого и расположение, с каким писал я, и опасность — прекословить церковному распоряжению. (къ инокамъ) Всемъ, — которые повсюду въ области сей подвизаются въ иноческой жизни, утверждены въ вере освящены во Христе и говорятъ: се мы оставихомъ вся, и въ следъ Тебе идохомъ (Матф. 19, 27), — возлюбленнымъ и превожделеннымъ желаю премного о Господе радоваться. 1) Уступивъ вашему и по многократныхъ отъ васъ написалъ я кратко о томъ, чтó претерпели и я и Церковь, по мере силъ моихъ обличилъ скверную ересь зараженныхъ и показалъ, сколь далека она отъ истины. Но чтó было со мною, когда писалъ это, — призналъ я необходимымъ сделать это известнымъ вашему чтобы изъ этого видеть вамъ, какъ справедливо сказалъ блаженный Апостолъ: о глубина богатства и премудрости и разума (Рим. 11, 33), а потому, извинить и меня — человека по природе немощнаго. Какъ–скоро намеревался я писать и принуждалъ себя помыслить о божестве Слова, — разъ далеко отъ меня отступало и сознавалъ я, что въ такой мере остаюсь я позади, въ какой думалъ постигнуть. Ибо не могъ написать того, что, повидимому, представлялъ умомъ; а что писалъ, то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая была у меня въ мысли. 2) Посему, — видя, чтó написано въ рехъ, умудрюся: и удалися отъ мене далече паче неже бехъ, и бездны глубина, кто обрящетъ ю? (Еккл. 7, 24–25) и въ Псалмахъ: удивися разумъ Твой отъ мене: утвердися, не возмогу къ нему (Псал. 138, 6), и чтó Соломонъ говоритъ: слава крыетъ слово (Прит. 25, 2), — не разъ (поверьте въ этомъ) намеревался я удержаться и перестать писать. Но, — чтобы не показалось, будто бы и васъ огорчаю, и техъ, которые спрашивали у васъ и упорствуютъ въ своемъ поощряю въ принудилъ я себя написать немногое, и послалъ это къ вашему Ибо хотя истины само по себе далеко ныне отъ насъ по немощи плоти; однакоже, возможно, какъ сказалъ тотъ–же разумети нечестивыхъ и обретши оное, сказать: горчайше есть паче смерти (Еккл. 7, 26–27). Посему–то, какъ умею и могу обрести написалъ я, зная при семъ и то, что для верныхъ есть достаточное уже къ Ибо, хотя и невозможно постигнуть, что такое Богъ, однакоже, можно сказать, чемъ Онъ не есть. Знаемъ же, что Онъ не тоже, что человекъ, и что непозволительно представлять себе о Немъ что–либо свойственное тварямъ. Такъ и о Сыне хотя по природе весьма далеки мы отъ того, чтобы постигнуть Его, но и возможно и удобно — осудить произносимое еретиками и сказать: не таковъ Сынъ и подобнаго тому, что говорятъ еретики, непозволительно о божестве Его даже и помыслить, не только, чтобы говорить устами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Прежде всего можно и должно установить, что Дух Святой действует в мире и за пределами Церкви; что если всего яснее и могущественнее действие Его проявляется в таинственной жизни Церкви и в духовной жизни святых, то нет и не может быть места чуждого Его дыханию. «Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле моя рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница твоя» (Псал. 138, 7–10). Не случайно этот гимн Божественному вездесущию начинается с имени Духа. И все мы знаем и повторяем: «Дух дышит, где хочет», «Где Дух Господень, там свобода», отрицая, вслед за Церковью, возможность нормативного, закономерного, канонического ограничения Его силы, хотя в церковной икономии Его даров действует норма, закон и канон. В какой–то мере действие Духа Святого в мире мыслится нами более объемлющим, чем действие Сына Божия как Искупителя, хотя не как Божественного Логоса. Спасение вне Церкви, невозможное по законам экклесиологии, допускается нами в свободе пневматологии 402 . Дух Святой говорит устами языческого пророка Валаама и даже его ослицы. Вне Церкви действие Св. Духа раскрывается в мире природы и в мире культуры. Где же и в чем преимущество перед Отчей силой Творца и разумом Сына? В этих не лишенных опасности поисках мы исходим из единственно надежных догматических символов: Церковь открывает нам Духа Святого, как «животворящего» и «глаголющего пророки». С этим согласны все явленные в Св. Писании пневматофании  403 . В этом направлении — к Духу, источнику жизни и вдохновения, мы и направим свои поиски. В тварном мире, согласно этим символам, Св. Дух проявляется прежде всего в живой природе, с ее хотя бы ограниченной свободой. Эта свобода дана в элементарной спонтанности движения. В неорганическом мире царствует закон. В астрономических пространствах, как и в царстве кристаллов, отпечатлевается разумность Логоса, математически идеальная основа мира. Но в мире органическом дано место непредвиденному, прерывистому, тому, что было названо «творческим порывом». Что стоит в Божественном мире за этим творческим порывом Бергсона? «Святым Духом всяка душа живится», — поется в одном из гимнов Восточной Церкви. В свете общей символики Св. Духа (образ голубиный) не будет слишком дерзновенным усматривать животворящую силу Св. Духа не только в человеческой, но и в животной, и в растительной и, может быть, вообще в космической, в мировой душе.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

137 Напр., об избрании Марка, игумена монастыря св. Иоанна, во епископа переяславского, о поставлении во Владимир епископа Феодора, о пожаре в Киеве, о смерти и погребении митрополита Константина. Стр. 130, 136, 149. 138 По описании ужасного опустошение Мстиславом новгородских областей, летописец говорит: «мы слышали, что в трех церквах Новгородских плакала на трех иконах Св. Богородица; провидела Мати Божия пагубу, хотящую быть над Новым-городом и над его волостью, молила Сына своего со слезами, дабы их отинудь не искоренил, как прежде Содом и Гамор, но как ниневитян помиловал». И в заключение своей речи замечает: «не глоголем: прави суть новгородци, яко издавна суть свобожени прадеды князь наших; но аще бы так было, то велелили им преднии князи крест преступати, или внукы или правнукы соромляти, а крест честный целовавшие во внуком их и к правнуком, то преступати? То доколе Богови терпети над ними? за грехи навел и наказал по достоянью, рукою благоверного князя Андрея». стр. 154. 143 Стр. 183. Весьма характеризует летописца разглагольствие о посольстве в Новгород, на княжение Константина, сына Всеволодовича. Жаль, что оно по своей величине не может быть здесь помещено. стр. 178–179, 181. 147 Вот места, заимствованные из Нестора и повторенные суздальским летописцем или буквально, или с незначительными переменами, слегка приспособленными в другим обстоятельствам. Лавр. 161. Нест. 60: «помысливше высокоумьем... есть глава земли». л. 162. H. 95: «села пожгли, многия... зряще убиваемых». В Лавр. л. После слов: «на месть даеми поганым» – опущены необходимые слова Нестора: «горькую смерть приемлюще». Нестор говорит о море 92, Лавр. о пожаре 166: «се же сдея... дел не приязнен». Рядом с этими словами взяты из другого места Нестора 95: «Бог бо казнит... в царство небесное». Далее статья: праведно и достойно... паче инех казними есмы» – взята в сокращении также из Нестора 95–6. Слова пророка Амоса 4 гл. 7–9 ст. у Нестора стр. 72 приведены в рассуждении по случаю нашествия половцев и весьма идут к делу, в Лавр. же стр. 163 по случаю разграбления Торжка и не совсем кстати. Слич. также: Лавр. стр. 161, Нест. стр. 60. слова Иоиля гл. 11, ст. 12; л. стр. 166, Н. стр. 72. Псал. 82 , ст. 14–17. Л. стр. 163. Н. стр. 99. Л. стр. 176. Н. стр. 71. л. стр. 181. М. стр. 117. Встречаются еще небольшие выписки из Нестора на стр. 171, 176, 191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упомянутые должности великие суть добродетели, и чудное действие в человеке производят. Вера приводит его к Богу, любовь соединяет, и един Дух делает с Господом, 1Кор.6:17 . Упование утещает, страх Божий умудряет во спасение, и от Бога никуда не отпушает, чистота просвещает, смирение и послушание с покаянием прощение грехов приемлют, терпение с кротостью крепка и непоколебима во всех должностях соделывает, балгодарение любима творит благодарного: средство же единое, коим вся сия приобретаются, есть молитва. 138 От внутреннего Богослужения, и внешнему подобает происходит: внешнее бо Богослужение, не что иное должно быть, как внутреннего наружное показание, представляемое в честь и похвалу всевышнему. Должности сего суть сии: устное исповедание веры святой, проповедь слова Божия, в день недельный и другие тому подобные хождение в церковь для всенародной молитвы, стояние в ней, слушание чтения, пения, а наипаче слова Божия, и проповеди его, подаяние милостыни нищим, и всякое благотворение ближнему, в скудости и нужде творимое, строение храмов Божиих, и самые к тому приносы и подаяния. Вся сия жертва суть Богу благоприятна. Евр. 13:16 . Если от внутреннего Богослужения, то есть от веры и любви к Богу и ближнему, праведным путем происходят 126 . 139 Молитва разделяется на соборную, то есть церковную, и уединенную. Соборная молитва , которая при собрании народа в церкви, или на другом месте при многих отправляема бывает: а уединенная, которая наедине совершается. 140 Уединенная молитва сугубным образом совершается. 1) Когда кто в доме, или на другом месте от собрания удалився, наедине молится Господеви. О сем образе уединенные молитвы Господь глаголет: вниди в клеть твою, и затворив двери твои, помолися Отцу Твоему, иже в тайне, и Отец Твой видяй в тайне, воздаст тебе яве Мф.6:6 127 . 2) Когда кто при собрании, ли или наедине стоя. Или седя, в сердце своем единою точию мыслею, но всей душой, и всею крепостью, и всем помышлением, аки предстоя вездесущему Богу, молится ему усердно. О такой молитве апостол упоминает: мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающее, избавления телу нашему. Римл.8:23 . И на другом месте: о благодати поющее в сердцах ваших Господеви. Колос.3:16 . И святый Давид: ношию сердцем моим глумляхся, и тужаше Дух мой. Псал.76:7 . 128 О обоих же образах молитвы уединенной и соборной Христос глаголет: истинный поклонницы поклонятся Отцу Духом и истинною. Ин. 4:23–24 . И апостол: помолюся Духом, помолюся и умом. 1Кор.14:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Это то сено, о котором пророк говорит: «да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше» (Псал:128, 6), и: «всяка плот сено» (Исаии 40, 6). Что касается соломы, то это та, сожжение которой горько оплакивает пророк, говоря: «у люте мне! понеже бых яко собираяй сламу на жатве и яко пародок в объимании винограда, не сущу гроздию, еже ясти первородная. У люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех нест; вси в кровех прятся» (Мих. 7:1—2). Это те сено и соломя, о которых и апостол говорит: «дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет» (1 Кор. 3:12—13), ибо в день Господень оно в огне откроется. Под вращающейся телегою разумеется та, о которой мы у Исаии читаем: «поперется Моавитида, якоже топчут ток колесницами» (Исаии 33, 10), и в другом месте он говорит: «сделаю тя аки колеса колесничная новая» с остреями «аки пила, и сотреши горы и изтончиши холмы» (там же 41, 15), и после сотрения гор и холмов, у проворного не будет силы бежать, как говорит Павел: «не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть» (1 Кор. 9:24)? и в другом месте: «течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине» (Галат. V:7)? Поэтому, опасаясь за себя, он говорит: «не зане уже достигох или совершихся, гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа» (Филипп. В, 12). Все это он делал для того, чтобы у проворного не исчезла сила бежать. Поэтому, достигнув уже цели и получив награду за победу, он спокойно говорил: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия, не токмо же мне, но и всем, возлюбшим явление Его» (2 Тим. 4:7—8). Если мы будем бежать быстро, то грех будет бессилен уловить нас; а если зло свяжет ноги наши, то мы вместе с пророком скажем к Господу: «камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу» (Псал. 138:7)? Поэтому о худо бегущих апостол говорит: [победа зависит] «ни» от «хотящего, ни» от «текущего, но» от милующего Бога» (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

8, 6); почему и говорится и написано, что Он единородный Сын. Тварей же много, и оне различны: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Начала, Власти, и прочия, как было о сем сказано. Если же, поскольку Сын не из числа многих, но есть един, как и Отец един, то Он — не тварь; без сомнения, (так как от Сына надлежит заимствовать познание и о Духе) и Дух — не тварь, потому что Он не из числа многих, но есть един. 4) Это знал и Апостол, когда сказал: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 11); и несколько ниже: единем Духом мы вси во едино тело крестихомся: и вси единем Духом напоихомся (1 Кор. 12, 13). И еще, — поскольку от Сына должно заимствовать ведение о Духе, то от Него же прилично будет занять и доказательства. Итак, Сын везде есть; потому что Он во Отце, и Отец в Нем. Сын всем обладает и все содержит; и написано, что в Нем состоятся всяческая, аще видимая, аще невидимая: и Той есть прежде всех (Кол. 1, 17). Твари же находятся в уделенных им местах: солнце, луна и прочия светила на тверди; ангелы на небе, и люди на земле. Но если Сын, не в уделенных Ему местах, но во Отце сущий, есть везде, и вне всего пребывая, не есть тварь; то следует, что не тварь — и Дух, не в уделенных Ему местах сущий, но все наполняющий и вне всего пребывающий. Ибо так написано: Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7); и Давид воспевает: камо пойду от Духа Твоего (Псал. 138, 7)? потому что Дух неограничен местом, но Он вне всего, и пребывает в Сыне, как Сын во Отце. А поэтому, как доказано сие, Он — не тварь. Кроме же всего этого, к осуждению арианской ереси, и также к приобретению ведения о Духе от Сына, еще более послужит следующее. Сын, как и Отец, есть Зиждитель. Ибо говорит: что вижу творящего Отца, то и Я творю (Иоан. 5, 19). Почему, вся тем быша, и без Него ничпюже бысть (Иоан. 1, 3). Но ежели Сын, будучи, как и Отец, Зиждителем, не есть тварь, и ежели по тому самому, что все творится Им, сам Он не в числе творимых; то явно, что и Дух Святой — не тварь; потому что о Нем во сто третьем псалме написано: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28). Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно - все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог - вне времени. Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным. Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6). Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется - растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым. Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37). Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое. Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим. Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12). Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог - везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся). Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13). Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010