Пение каждого стиха антифона сопровождается пением «аллилуиа» по одним распевам (знаменному и греческому) по 1-жды, по другим (киевскому) по 3-жды. После 1 антифона – малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся 32 , и возглас: Яко твоя держава 33 . Лик: Аминь. 2-й антифон полагается петь на глас дня. После него – малая ектения и возглас: Яко благ и человеколюбец... 34 . Лик: Аминь. 3-й антифон полагается петь также на глас дня. Βо время пения 3-го антифона диакон, сделав поклон предстоятелю, вместе с чередным священником входит во св. алтарь; здесь он берет свой стихарь и орарь, принимает от священника благословение, целует у него правую руку, облачается 35 и произносит последнюю малую ектению. Священник говорить возглас: Яко ты еси Бог наш, и тебе славу возсылаем... 36 . Лик: Аминь. Канонах сказывает глас, на который должно петь 140 пс.: Господ, воззвах к тебе...., и именно тот глас, который имеют стихиры Октоиха, в воскресные дни поемые прежде других стихир, также положенных в эти дни 37 . 1-й лик поет: Господи, возвах к тебе, услыши мя, услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя, Господи. Когда начнут петь Господи, воззвах, тогда иерей или диакон (яко обычай есть: 2 гл. Типик.) кадит 38 . 2-й лик поет: Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою; воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим... и т. д. до конца 140 псалма так, как напечатано в Часослове. За сим так же 141 псалом: Гласом моим ко Господу воззвах... и т. д. до стиха: Изведи из темницы душу мою, над которым в Часослове напечатано: «Стихиры на 10» Стихи 141 псалма: Изведи из темницы душу мою... и Мене ждут праведницы...., а после них стихи 129 и 116 псалмов, также напечатанные в Часослове, поются вместе со стихирами на Господи, воззвах таким образом: канонах сказывает первую половину стиха, говорить, напр.: Изведи из темницы душу мою, а клирики поют вторую, напр.: Исповедатися имени твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Совсем иначе обстоит дело с имеющимися фрагментами толкований Диодора на псалмы. Комментарии Диодора на псалмы известны в коллекциях Мая и Кордерия 1126 , откуда перепечатал их Минь в Patrologiae cursus completus, tom. XXXIII, graeca series, col. 1587–1616; 1615–1628. Коллекция Мая содержит фрагменты толкований псалмов от 51–74 псалма, Кордерия – от 81–95 псалма. Если Деконэку удалось привлечь достаточное количество манускриптов разных групп и фамилий и путём сравнительного критического издания их убедиться в подлинности 79 октатевхических фрагментов Диодора, причём многие из них известны были уже в собрании Никифора Феотока, изданном Минем, то изучение манускриптов толкований Диодора на псалмы совершенно прежде всего рушит сохраняемую традицию Мая и переизданную Минем. Май в основе своего издания имел ms. Vaticanus Reginae 40 1127 . Но соотношение этого манускрипта с другими, сходными по содержанию, показывает, что здесь вопрос об автентичности диодоровских фрагментов маловероятный. Так, например, Paris. Gr. 140 (fol. 77) в пс. 68, 29 стих под именем Диодора помещает совершенно другой комментарий чем издания Мая и Миня 1128 ; комментарий последних совпадает с соответствующим комментарием Дидима Александрийского 1129 . И в этом случае Paris Gr. 140 не одинок; с ним Coislin Gr. 275 (fol. 177) 1130 . Точно также на псалом 71:10 Май и Минь имеют иной комментарий, чем Coislin. Gr. 80 (fol. 201), который имеет даже такое характерное заглавие Διοορου πισκπ. Ταρσο αρετικο, и с Coislin Gr. 80 (fol. 184) совпадает Coislin 275 1131 . Кроме того, обращая внимание на внутреннее содержание фрагментов, не только легко видеть, как мало в них специфически-антиохийской экзегезы, но, наоборот, видно, как ясно сквозит в них противоположный, александрийский дух. Мог ли, например, выдающийся представитель антиохийской экзегезы, который к аллегории прибегал в исключительных случаях, допускать такой крайний аллегоризм в понимании 10 стиха 67 псалма: „под землёй, посещаемой от Бога плодородием, – говорит он, – следует разуметь душу человека, а под утолением жажды земли – в дождях, посылаемых Богом, следует различать дождь осени, который символизирует Ветхий Завет , и дождь весны, который символизирует Новый Завет; капли же дождя – это слова и мысли Священного Писания” 1132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма ( Пс.140 ), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению. После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших: ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отратитися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоею утверждая благодатию. ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове света и дне будем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти…»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается…»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости…», «Веселия день…», «Радуйся зело, дщи Сиона…»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость…»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево…», «Радости ходатаице…»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно…», «Вси земнороднии…»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: …Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою». Вся его молитва «Господи! Воззвах к Тебе, услыши мя», в основе которой 140 псалом, – акростих «Герман монах моляся писах». Господи! Воззвах к Тебе, услыши мя, Егда воззову к Тебе, сам призри мя. Руку моею милостивно прийми, Молебная воздеяния вонми, Аще бо не Ты мене услышиши, На моления моя сам призриши, Мне к тому несть прибежища инаго, О Тебе сокрушаю врага злаго. Накажи меня, праведный, сам в милости, Ангельский и всех царю, во благости. Христе, туне мук вечных свободи мя. Мое моление да исправится, От Тебе в кадило да ухается Любовию яко жертву приятну Яви милость яко и преизрядну Спасителя нигде же обретаю, Яко Тя единаго Бога знаю. Прегрешенми бо аще и связахся, Ибо веры никогда отлучахся, Со гневом бо аще назриши наш грех, Абие мал обрящется во всех спех. Христе, воскресением обнови мя.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма (Пс.140), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров.    Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению.    После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших:    ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отратися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию.     ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.    Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:    ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Например, ведется речь о водах бездны, о вратах смерти или царства смерти, об угрозах врагов или о разящих зверях (псах, львах, быках); о костях иссохших или сломанных, о сердце, трепещущем от ужаса или мятущемся. Здесь встречаются заверения в невиновности (Пс 7; 16/17; 25/26) и исповедания грехов (Пс 50/51 и другие покаянные псалмы). Богу напоминают о помощи, которую Он подавал прежде, взывают к Его чести или упрекают Его в том, что Он, по-видимому, отвернулся от молящего, забыл его (см. Пс 9; 21/22; 43/44). Но говорится и об уповании на Него (Пс 3; 5; 41/42–42/43; 54/55–56/57; 62/63; 129/130 и т. д.), и подчас весь просительный псалом — не что иное как возглас упования (Пс 4; 10/11; 15/16; 22/23; 61/62; 90/91; 120/121; 124/125; 130/131). Зачастую жалоба совершенно внезапно, без всякого перехода завершается выражением уверенности в том, что она услышана, и благодарением, как в Пс 6; 21/22; 68/69; 139/140. Жалобы можно разделить на жалобы народа и отдельного человека. а) Жалобы народа — это Пс 11/12; 43/44; 59/60; 73/74; 78/79; 79/80; 82/83; 84/85; 105/106; 122/123; 128/129; 136/137. Поводом для жалобы служат несчастья народа, поражения или разрушения, либо общее бедствие; тогда просят о спасении и восстановлении народа. По крайней мере Пс 73/74 и Пс 136/137, как и собрание жалоб, приписываемых Иеремии, отражают последствия разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х.; Пс 84/85 выражает воодушевление возвращения. Пс 105/106 — это общее изложение судеб народа. б) К личным жалобам относятся Пс 3; 5–7; 12/13; 16/17; 21/22; 24/25; 25/26; 27/28; 30/31; 34/35; 37/38; 41/42–42/43; 50/51; 53/54–56/57; 58/59; 62/63; 63/64; 68/69–70/71; 76/77; 85/86; 101/102; 119/120; 129/130; 139/140–142/143. Эти молитвы особенно многочисленны, а их содержание весьма разнообразно: в них просят спасения от смертельной угрозы, преследования, изгнания, и особо — от болезни, клеветы и грехов. Врагов, “делающих неправду”, на которых жалуются с волнением и горячностью, определить трудно. Но это никоим образом не колдуны и не заклинатели, против которых и направлено якобы действие псалмов, как полагают некоторые.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

В период гонений христиане совершали моления также ночью, причем первоначальной общественной службой у христиан была Евхаристия или Литургия в соединении с агапами. Эти братские трапезы, сопровождавшиеся Евхаристией, в ряду ежедневных частных молитв являлись высшим завершительным моментом молитвенного воодушевления первых христиан; начинаясь с вечера, они продолжались иногда целую ночь. Поэтому древнейшая Литургия была не только первой общественной службой, но вместе с тем службой, удовлетворявшей названию «всенощного», молитвенного бодрствования. Но такие собрания не были ежедневными; большею частью они происходили в дни воскресные. Между тем, в жизни первохристианского общества уже крепли обычаи, давшие начало составным частям Всенощной в собственном смысле – Вечерни и Утрени. Это были обычаи – освящать молитвою различные части дня, а потом и ночи, как напр. «утренний», вечерний, при заходе солнца, и ночной, при пении петухов (ср. § 48). Содержание этих домашних молитв состояло, помимо чтения «Отче наш», еще и в чтении псалмов, соответствовавших моменту. Так напр. вечернему часу весьма соответствовал псалом 140, в котором находятся, между прочим, слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою… Жертва вечерняя… Услыши мя, Господи». Утреннему часу соответствовал псалом 62: «Боже, Боже мой… к Тебе утреннюю». Эти псалмы сохранились на последующие времена и вошли в состав Вечерни и Утрени, когда они явились общественными службами. Исконное присутствие указанных псалмов за этими службами отмечается самыми разнообразными памятниками по истории богослужения. Итак, первоначальным составом вечерней и утренней молитвы были псалмы. Чтение Св. Писания в I веке – по недостатку Св. книг едва ли было еще распространенным в домашнем быту. Но между тем, как Вечерня и Утреня находилась пока в скрытом, только зародышевом состоянии, Всенощная-Литургия цвела, заключая в своем содержании полновесные зерна: и Св. Писание, и проповедь, и вдохновенные молитвы, и пение гимнов. Однако, к концу I века в истории такой Литургии произошел перелом. Правительственной римской властью, враждебно относившейся к христианству, издан был указ, воспрещавший тайные общественные собрания христиан. Вследствие сего, во многих местностях греко-римской империи Евхаристическое ночное богослужение было приурочено, вместо вечера и ночи, к утренней или дневной половине суток. Так было положено начало утреннему общественному богослужению, содержание и молитвенные действия которого на первых порах могли оставаться одинаковыми с Евхаристическими собраниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая вечерня имеет несколько характерных особенностей, которые отличают ее от вечерни вседневной. Последование великой вечерни. Неизменяемые молитвословия В последовании великой вечерни можно условно выделить три части. Часть 1 После 9 часа священник (С) дает возглас: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Чтец (Ч): «Аминь». Приидите, поклонимся… Читает 103 псалом. (Если вечерня совершается без предшествующего 9 часа, то после возгласа чтец читает начальные молитвы: Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш ). Диакон (Д) возглашает Мирную, или Великую ектенью ( Миром Господу помолимся… ). Возглас С: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу…» Хор (X) поет 1 псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Д возглашает малую ектенью («Паки и паки миром Господу помолимся»). Часть 2 X поет «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» (Псалмы 140–141, 126 и 116). В это время совершается каждение храма. Стихиры берутся из Минеи. Всего стихир 8. Если в Минее есть «Слава», то «и ныне» берется из 1 приложения Минеи по гласу «Славы». Крестобогородичного не бывает. При пении Богородична открываются царские врата, священнослужители выходят из северных врат на солею и совершают вход с кадилом. Д: Премудрость, прости . X: Свете Тихий. Д: Вонмем . С: Мир всем. Д: Премудрость, вонмем. Прокимен глас… X: повторяет прокимен.Д: возглашает стих прокимна. X: повторяет прокимен. Д: возглашает ? прокимна. X: допевает прокимен. Прокимен берется из Часослова. По Типикону после входа Царские врата закрываются. На практике это бывает после прокимна. Если читаются паремии из Нового Завета, Царские врата закрываются после чтения паремий. После прокимна читаются три паремии. Каждая из них читается в следующем порядке: Д: Премудрость . Ч: Бытия чтение . Д: Вонмем . Ч читает паремию. Д возглашает сугубую ектенью: Рцем вси от всея души, от всего помышления нашего рцем . Хотвечает Господи, помилуй по одному разу на первые два прошения, а на последующие прошения – по 3 раза. С: Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем…

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

( 1), (7), (13) представляют собой одну из таких записей. Текст этих погласиц не богослужебного назначения. Общий объем звукоряда их составляет малую сексту ля-фа. Мотивы погласиц напеты в терцовых и квартовых ладах различной диатонической последовательности. Имеются мотивы общие нескольким гласам. Однако при этом не обнаруживается никакой соподчиненности одних гласов другим. Во всех гласах за погласицей следует напев речитативного характерна одни и те же слова из псалма «Господи воззвах к Тебе, услыши мя» (140 псалом), заканчивающийся мелодией погласицы. Этот пример показывал певцу, как следует ему петь псалмы на тот или иной глас. ( 2), (8), (14) представляют такой же ранний вид погласиц в соединении со стихирой. 3 Текст этих погласиц византийского происхождения и представлял краткое стихотворение бытового характера о бродячих монахах. Стихотворение разделено на восемь строк соответственно восьми гласам. В таком виде оно использовалось для изучения гласовых формул в Византии. 4 Общий звукоряд этих погласиц составляет малую септиму – ре-соль, объем же отдельных гласов ограничивается квартой или терцией. Напевы погласиц лаконичны и представляют собой интонации, которые должны быть положены в основу мелодических строк следующей за погласицей стихиры. Архитектоника напева стихиры отличается от гласового пения псалмов. Если псалом во всех восьми гласах исполнялся речитативом «на выдержанной ноте» так, что глас определялся лишь в конце речитатива с появлением мотивов погласицы, то стихиры исполнялись псалмодией. Спокойное, но постоянное движение голоса вверх и вниз в пределах терции или кварты с использованием интонаций погласицы придавало мелодическим строкам разнообразие, и певец, знающий погласицы, мог с первых строк стихир определить их гласовую принадлежность. Возможно, что это обстоятельство дало основание мастерам пения называть эти ранние образцы их осмогласия самогласнами. В певческих сборниках XVI-XVII вв. Довольно часто встречаются так называемые подобны. Из можно назвать спутниками погласиц в том смысле, что они, как правило, встречаются в тех же книгах, что и погласицы, и обычно следуют за изложением погласиц. Как сказано было выше, в византийском осмогласии подобен представлял собой лишь вид гимнографии. Над таким произведением делалась надпись с указанием образца (самоподобна), которому должен был следовать певец, исполняя данный подобен. Сор временем произошла кодификация самих образцов для такого рода пения и слово «подобен» стало их собственным названием. Некоторые гласы византийского осмогласия имели несколько кодифицированных подобнов, 7-й же глас, который византийцы считали «тяжелым» (очевидно для исполнения), не имел ни одного подобна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сокращения, производимые по немощи сил, должны быть разумны и совершаться осмотрительно, дабы не коснулись чего не должно. В частности, на вечерне полностью должен прочитываться 103 псалом, при пении же его допустимо пропеть лишь несколько стихов, но благолепно. Желательно всегда полностью петь или читать стихи псалмов 140, 141, 129 и 116, начинаемые словами «Господи воззвах», стихиры же безусловно все. В положенные дни надо прочитывать паремии и совершать литии. Утреня должна совершаться утром и недопустимо ее так называемое совершение с вечера за исключением дней, в кои служится всенощная, т.к. по существу то является упразднением утреннего богослужения, весьма необходимого для верующих; даже краткое пребывание утром в храме благотворно действует на душу и дает направление всему дню, освящая его. Шестопсалмие не смеет сокращаться; также полностью надо прочитывать и хвалительные псалмы. Пение не должно заменяться чтением за исключением полной невозможности петь, т.к. действие пения гораздо сильнее, и весьма редко чтение может заменить пение. Не смеют опускаться богородичны после тропарей и других песнопений, ибо в них дается обоснование нашей веры – учение о воплощении Сына Божия и Божием Домостроительстве. Часы должны совершаться точно без пропусков, будучи и так краткими. Нужно прочитывать все три псалма на каждом часе, положенные тропари и другие молитвословия, а в конце часа с особым вниманием молитву, выражающую значение воспоминаемого в данный час священного события. Литургия должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мере неопустительно во все воскресные и церковно-праздничные дни, независимо от количества могущих быть на ней богомольцев. Она есть безкровное жертвоприношение за весь мир, и совершение ее есть долг священника. Безусловно, при том не смеет пропускаться ничто из находящегося в служебнике. Должно также выполнять положенные за литургией песнопения. В число их входят псалмы 102, 145 и 33-й; если допустимо еще сокращения псалма 102, ввиду его величины (хотя того лучше не делать), то во всяком случае нужно целиком петь 145, кроме дней в которые оба они заменяются антифонами; псалом 33-й лишь в пасхальную седмицу заменяется пением «Христос воскресе», в остальные дни – его должно всегда читать или петь ввиду его назидательности, и нет оправданий к его упущению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010