На Тя уповах, не отъими душу мою,    то есть, не извлеки из нее того упования, какое имею на Тебя. Пс.140:10. Падут во мрежу свою грешницы.    Пусть, говорит, грешные впадут в сети свои. Един есмь аз, дондеже прейду.   Тогда прейду небоязненно и беспечально, когда грешники сами впадут в сети свои. А я отдельно от них буду проводить жизнь, пока не достигну конца жизни. Псалом 141 Пс.141:1. Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе», молитва.   Хотя предлагаемый псалом есть не иное что, как молитва, однако же потребен разум, чтобы научиться и нам, как, находясь в напастях, можем избегать зла. Пс.141:2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пс.141:3. Пролию пред Ним моление мое.   Псалмопевец говорит: все мысли свои как бы посвятил я Господу. Печаль мою пред Ним возвещу.   Подвизаясь для спасения самой души, приношу Тебе моления, прося уменьшить скорби. Ибо известно Тебе, что гоним я несправедливо. Пс.141:4. Внегда исчезати от мене духу моему.    Делал это я, видя чрезмерность бедствий, потому что превитал я близ самой смерти. И Ты познал еси стези моя.   Сказать «Ты познал еси стези моя» свойственно твердо уповающему на правоту избранного пути жизни и на дела. Видя же, как мысленные, душевные враги предустроили, чтобы Саул вошел в пещеру захватить Давида, справедливо сказал: «ckpышa[v] сеть мне», которую обратила в ничто настоящая молитва. Ибо, судя по человечески, застигнутому в пещере преграждены были все пути к исшествию, и некому было избавить или взыскать душу его. На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.   Если кто представит Давида в пещере, то найдет, что сказано это весьма кстати. Пс.141:5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.   Упражняющимся в добродетелях поставив на пути также пороки, от которых всего труднее остеречься, как бы идущему к мудрости сокрыли сеть, т. е. мудрость не Божию, и ищущему ведения поставили на пути лжеименное знание. Изречете же это имеет некоторое сходство с сказанным: «при стези соблазны положиша ми» (Пс. 139:6). Можно и в переносном смысле понимать «сети», в который впадает не остерегающийся, — о чем говорит: «смотрях одесную». Ибо честолюбцам положены сети одесную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   Не менее трудно, чем о происхождении псалмов, решать вопрос о происхождении Псалтири, как известного ныне определенного собрания или «книги» псалмов. Многих исследователей как бы наталкивает на определенное решение этого вопроса еврейское деление Псалтири на пять частей, тем более что вторая часть (конец 72 пс. по евр. счету) заканчивается так: «кончились молитвы Давида, сына Иессеева.» Отсюда естественен вывод, что пять частей Псалтири указывают на последовательное пятикратное собирание псалмов: эти пять частей суть пять сборников, появлявшихся последовательно один за другим и впоследствии соединенных во едино Ездрой и Неемией. При этом находится подтверждение и хронологическое: в первой и второй частях (Псс.1—71) помещены более древние псалмы: Давидовы, Асафовы, Соломонов, — и таким образом в первых двух частях видны как будто два более древних, из эпохи Давида и Соломона до Езекии, сборника псалмов. Но подтверждаемое несколько первыми двумя частями Псалтири, это решение рассматриваемого вопроса едва ли может найти себе такую же опору в дальнейших частях. Так, в третьей части (Псс.72—88) встречаем псалмы с именем Асафа и Ефама, ясно указывающие на эпоху вавилонского плена (Псс.78; 79; 82; Пс.88:39, 50); находящийся здесь же псалом сынов Кореевых указывает даже на «возвращение из плена Иакова,» т. е. послепленную эпоху (84:2—6). Когда и кем собрана эта часть? Защитники указанного предположения утверждают, что собрана она при Езекии. Но как же быть с ясными признаками эпохи плена и даже послепленной (82:2—6 и 84:2—6)? Их доводится volens — nolens замалчивать. Четвертую и пятую части относят к послепленной эпохе. Но при чтении псалмов четвертой части (Псс.89—104), невольно возникает вопрос: почему в ней помещен Моисеев псалом (89-й, по евр. 90) и даже начинает ее? Неужели он был неизвестен евреям до эпохи плена и не находился ни в одном из псаломских сборников? Довольно странно так думать и наводить, согласно с новыми критическими гипотезами, на мысль о какой-то «заброшенности, неизвестности и безымянности» священных писаний до вавилонского плена… Затем, в той же «послепленной» части находятся псалмы Давида: 100 и 102. Ужели и они неизвестны были до плена и «не вошли» в предшествующие сборники? Точно также и в пятой части (Псс.105—150) есть псалмы Давида (107, 108, 109, 137—138, 140—144) и Соломона (126). И они почему не вошли в предыдущие сборники? Вообще что-то невероятное получается: сначала были точно забыты и затеряны, потом найдены и собраны. Правда, у бл. Феодорита и Афанасия встречается мысль о том, что псалмы расположены в Псалтири «по мере нахождения их» (Синопсис. Толкование на псалмы. Предисловие). Но по указанным соображениям, неудобно соглашаться с такою постановкою и решением рассматриваемого вопроса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

5) И, наконец, слово Божье определяет нормы практического поведения в повседневной жизни. Это заповеди (евр. miswah, ст. 6, 10, 15, 19, 21, 32, 35, 47, 48, 60, 66, 73, 86, 96, 98, 115, 127, 131, 143, 151, 166, 172, 176). Различие между этим и двумя другими словами этой группы состоит в том, что заповедь означает простое наставление о том, что вы должны выполнять определенные требования, тогда как слово повеления (евр. piqqud, ст. 4, 27, 40, 45, 56, 63, 69, 78, 87, 93, 94, 100, 104, ПО, 128, 134, 141, 159, 168, 173) предполагает практическое и скрупулезное воплощение слова Божьего в повседневной жизни, а пути (евр. derek, ст. 3, 15, 37) скорее может означать образ жизни. В псалме особо подчеркивается любовь к слову Божьему (ст. 16, 31, 54, 70, 127, 140, 159, 167), повиновение ему (17, 34, 60, 100, 106, 129), обращение к нему в стесненных обстоятельствах (51, 61, 83, 87, 95, 109, ПО, 143, 157, 161). Доверие к слову Божьему лежит в основе молитвенных обращений о сострадании (77) и избавлении от бедствий (153); Господь всегда благ, как и Его слово (41, 59, 65, 76, 116, 154, 170). Этот псалом – неисчерпаемая сокровищница, он содержит целое собрание молитв и прошений к Господу, исходящих из глубины человеческого сердца, страждущего и слабого. Однако, сколь ни велико наше стремление к повиновению, к соблюдению заповедей Божьих в своих мыслях и практической жизни, каждый из нас в конечном итоге заблудился, как овца потерянная, которая нуждается в непрестанной заботе Пастыря (ст. 176). Хотя в псалме есть два триплета (ст. 48, 176), каждой букве еврейского алфавита посвящено восемь куплетов. Но, как и всегда в еврейской поэзии, форма здесь подчинена содержанию, и каждая алфавитная строфа представляет четко выраженную мысль. 1–8 Алеф. Великое условие: если только, то… Характерно, что псалом открывается строфой, в которой утверждается, что повиновение слову Божьему – ключ к жизни. Восклицание в ст. 5 – стержневой стих этого раздела. Двойное благословение получают живущие по слову Господа, проявляющие постоянство и преданность (1–3), ибо Он заповедал проявлять послушание Слову Своему (4). «О, если бы направлялись пути мои» (5) – тогда бы не было разочарований и несбывшихся надежд (6), но только славословие и хвала (7). С помощью Бога я смогу повиноваться Его слову (8). Ст. 1–4 отражают объективную ситуацию: блаженны (1–2), т. е. счастливы исполняющие законы Господни; они не делают беззакония, в своей жизни они полностью руководствуются Его повелениями и во внешнем проявлении (ходят), и в сердце своем. Ты (4), усилительное – Ты Сам. Ст. 5–8 отражают субъективную ситуацию: личные устремления, чаяния и решимость. Направлялись – неуклонно следовали по пути правды. Не постыдился – не было бы горьких сожалений о своих отступлениях. Уставы Твои (8) подчеркивает местоимение Ты в ст. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ст. 1. ...в часы покоя моего и в делах моих – букв. «когда я сидел и когда я вставал»; этими словами охвачена вся жизнь человека. Ст. 2. ...с высоты – букв. «издалека». Ст. 5. ...возложил на меня руку Твою – жест благословения (ср.: Быт. 48:14–20 ; Исх. 33:22 ). Ст. 8. Если взойду на небо – у пророка Исаии небо названо престолом Божиим (см.: Ис. 66:1 ); ...если сойду во ад – эти слова св. отцы толкуют как пророчество о сошествии Господа нашего Иисуса Христа во ад. Ст. 11–12. После восторженного изумления перед тем, что Бог знает о человеке все (ст. 1–6) и наполняет Собою весь мир (ст. 7–10), Псалмопевец постигает еще одно дивное свойство Бога – Его власть над природой, когда Он заставляет стихии менять свои свойства на противоположные, когда Он тьму превращает в свет. Святые отцы прочитывают в этих стихах иносказание, понимая под тьмою скорби и беды, которые теряют свою губительную силу, если этого хочет Бог. Ст. 11. ...покроет – букв. «растопчет». Ст. 13. ...Ты создал меня – букв. «Ты создал мои почки».   Псалом 139 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 2. ...вооружались на битву – букв. «готовились к войнам». Ст. 3. Ср.: Пс. 57:5 . Ст. 5–6. Ср.: Пс. 63:6 ; Иер. 18:22 . Ст. 8. Осенил... – поместил в тень. Ст. 11. Наказание огнем нередко упоминается в Библии (см.: Чис. 16:35 ; Пс. 10:6 ). Ст. 13. Одним из строжайших требований библейской морали было соблюдение справедливости в суде по отношению к бедному и убогому (ср.: Ис. 11:4 ); ...благое воздаяние – букв. «справедливость, правда».   Псалом 140 Ст. 2. ...как фимиам – фимиамом назывался особо приготовленный курительный состав из душистых смол, который возжигался при богослужении (см.: Исх. 30:7–8, 34–38 ); ...жертва вечерняя – Закон Моисеев предписывал совершать ежедневное жертвоприношение на жертвеннике: одно – утром, другое – вечером (см.: Исх. 29:38–41 ). Ст. 3. Даруй – букв. «положи». Псалмопевец просит Бога сделать его молчаливым. О том, какие беды может принести развязный язык, подробно говорит Сирах (см.: Сир. 28:15–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Городской «соборный тип» – Часы общины, собранной вокруг епископа и священства, – сложился в IV в. в городских общинах Востока. Его характерная черта состоит в том, что собрания регулярно проходили утром и вечером, а иногда дополнялись бдениями. Утренним и вечерним службам мирских храмов была свойственна установка, чтобы псалмы были специально подобраны на утро и на вечер и чтобы церемония соответствовала им по смыслу. «Соборный тип» состоит из псалмов, гимнов и ритуальных действий. Повсеместно значительную роль играет вечернее светильничное благодарение. В литературе для «соборного типа» считают характерными следующие элементы: за утренним богослужением – утренние псалмы и библейские песни (cantica), в том числе псалом 62/63, «Слава в вышних Богу» (Gloria in excelsis), прошения, благословение и отпуст; за вечерним богослужением – светильничный обряд и гимн, вечерняя псалмодия, в том числе псалом 140/141 (с каждением), возможное пение дальнейших гимнов и антифонов, прошения, благословение и отпуст. Воскресное всенощное бдение (vigilia) имело следующую структуру: три антифона с молитвами, прошения, совершение каждения, чтение Евангелия, благословение и отпуст. В Иерусалиме при епископе Кирилле из практики монашествующих в общественное богослужение было перенято полное литургическое освящение целого дня, которым руководят епископ и клир и к которому подключается весь народ. «Монашеский тип» устремлен к идеалу непрерывной молитвы. Уже Пахомий Великий считает монашеским долгом непрерывное возношение молитв, причем неважно, где монах находится и чем занят. Наряду с этим, положены совместные часы молитвенного правила утром, вечером и ночью, для которых предусмотрено определенное число чтений и пений. В житии Пахомия сказано о полученном им от ангела указании, чтобы за каждым часом вычитывались двенадцать псалмов. Таким образом, в центре моления стоит чтение псалмов (currente psalterio), причем выбор псалмов не связан с временем дня. Кроме того, в монашеских суточных богослужениях не было никаких церемониальных действий. В среде египетского монашества Фиваиды и в монашеской традиции Каппадокии сложились первоначальные типы монашеского моления часов. Египетские монахи собирались утром и вечером для совместного вычитывания двенадцати псалмов, к которым присоединялись два чтения из Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, вся семья собралась на трапезу. Это простая семья, в ней нет ни священников, ни диаконов, ни диаконис. Иногда они принимают на ночлег, а то и на несколько дней, путешествующего христианина. Так и сейчас. Вместе с хозяевами вышел к трапезе гость. Что важно: жители дома не молятся раздельно, каждый в своем углу. Они молятся обязательно вместе, а потом расходятся, возвращаясь каждый к своему занятию. Началась утренняя молитва. Старшим считается хозяин. Именно он начинает молитвенное обращение к Богу. Мы не услышим наших обычных «Слава, и ныне», «Господи, помилуй», «От сна восстав». Что же читает хозяин? Знакомый по вечернему богослужению псалом 62: «Боже, Боже мой, к Тебе обращаюсь в это утро… Тебя возжаждала душа моя. Изнемогло тело мое, как если бы находилось оно в пустыне, земле пустой, непроходимой, безводной». Но вслушайтесь — он не читает, он поет. И ему подпевают все жители дома и гости. А вечером точно так же, с удивительным весельем, льется знакомое пение: «Господи, я к Тебе взываю, услышь меня». 140 псалом, который поется на каждом нашем вечернем богослужении. Мне, вероятно, невыносимо было бы существовать в мире, где каждое дыхание плотно как ткань, и это дыхание — молитва. В этом мире невозможно: помолюсь после трапезы, а потом пойду к компьютеру дописывать статью и пить чай. Но этот мир притягателен, и там хотелось бы жить. И это желание… приводит к молитве. Первые христиане молились не только утром, днем и вечером, но и ночью. Эта ночная молитва потом вошла в монашеский обиход и стала называться «бдением». Обильный сон считался если не позорным, то болезненным явлением. Христианину свойственна бодрость. Он «бодрствует» над собой. Первые христианские общины вышли из иудейской, связь с нею была прямая. Христиане взяли у иудеев и обычай молиться в третий, шестой и девятый час дня. Но только эти моления имели значение уже новозаветное. В третий час Господь ниспослал своим апостолам Святого Духа. Святого Духа, как знаем из книги Деяний (гл. 9 и 10), получали не все христиане по Святом Крещении. Однако те, кто уверовал от всего сердца, сподоблялись принятия Святого Духа сразу по Крещении. В шестой час Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту. В девятый предал дух свой в руки Отца Небесного. Таким образом, в течение дня христианин совершал воспоминание о Крестных Страданиях, Воскресении Христа и Сошествии Святого Духа.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

При объяснении псалма 140: „Господи воззвах κ Тебе услыши мя», Фотий замечал: „все знают слова из этого псалма, все (духовные) всегда, во всех возрастах поют его, но смысл слов отчасти вовсе не понимают, что не мало должно осуждать. Ежедневно поют псалом и не однажды не возьмут на себя труда вникнуть в смысл поемого, а это есть крайняя леность и небрежность. Постоянно, с ранней юности и до преклонных лет, твердят псалом, и однако наизусть знают только одни слова, а не смысл. Это значит тоже, что сидеть возле скрытого сокровища или носить с собою запечатанное письмо; ни разу не пробудится у них любопытство узнать какой смысл слов» 297 . Сознание недостаточности образования в духовенстве побуждает Фотия – дать возможность оному приобретать должное просвещение; школа его собственная, в которой учились его друзья, была лучшим средством κ устранению этого недостатка. Заботясь об образовании духовенства, Фотий в тоже время не упускал из виду и дисциплину клира. Замечал ли патриарх нравственные недостатки в монахах или духовенстве, он всегда является со словом вразумления и обличения. Так монаха и врача Акакия он увещевает к борьбе с нечистыми мыслями чрез постоянную молитву, воздержание, дела благотворения и смирение. Также он предостерегает его против тщеславия и гордости, которые делают человека глупым и собственным своим врагом 298 . Другому монаху по имени Исакию он напоминает о том, что „он уже стар и однако не созрел для неба; пусть он теперь – вразумляет патриарх – хоть поздно принесет плоды покаяния и не будет приносить более терния и плевел, и пусть помышляет о вечности и о муках ада» 299 . Фотий с другой стороны старается искоренять недостатки и пороки, которые вкрадывались в духовное сословие. С особенною силою вооружался он против пьянства. Одному диакону, Георгию, он писал: „Павел видевший и тайноводствующий в неизглаголанном поставляет пьянство вдали от царствия Божия. Если же пьяницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6, 10 ), то что пользы тебе в том, что ты, как говоришь, не раб других грехов? Да это и невозможная вещь, чтобы кто-либо, ослепленный чрез пьянство, не спотыкался на каждый камень, не становился рабом всех страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(10). Глава окружения их. На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значит выражение: глава окружения их. Глава грешников – помысл и чувство. Поэтому те умышления их против меня, какими окружили меня, и начало, и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них – достойных того, чтобы предать их огню. (11). Падут на них углия огненная. Как бы огнем каким истребишь их гневом. Низложиши я в страстех: и не постоят. Впадут в бедствие и не переживут их. Это и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками. Ибо, прободенный там мечом, приемлет конец жизни. (12). Муж язычен не исправится на земли. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не исправится до конца жизни муж язычен, потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? Мужа неправедна злая уловят во истление – потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу – это бывает не легче всякого другого наказания. 140 Псалом Давиду СОДЕРЖАНИЕ Иэтот псалом подобен предыдущему, кроме того, что он более поучителен. (1). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Воззвание означает, без сомнения, напряженность мысли. Давид говорит: благоволительно приими, Владыко, прошение мое. (2). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею – жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя – потому что в добрых делах упражняться должно до конца. (3). Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Поскольку знает, что хранение языка – дело великое, то просит Бога даровать ему силу воздерживать язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

346 В роде " сынов Кореевых«, т.е. потомков некогда возмутившегося и погибшего Корея, внука Каафова ( Чucлa XVI ) из колена Левиина, появляются одаренные высшими способностями люди, призываемые Давидом к служению Богу, и в потомства которых унаследованы по-видимому таланты и песнопения отцов. Это весьма замечательное указание, ибо по-видимому ( 1Nap. VI, 22–27 ) и Самуил был потомок Корея. Если Господь за неверие именно (ср. прим в Свящ. Летоп. т. II, на Исход XX, 5–6) наказывает род до третьего поколения, то милость Его простирается до тысячи родов на любящих Его и конечно также на тех, кои не пошли по стопам неверующих отцов. 347 Ефама (или Ефана) и Емана внука Самуила мы встречаем в числе ле­витов певцов в 1Пар. VT, 33 и 34. Езрахитянами они вероятно названы по имени какой-либо местности, где было их место жительства. 348 Псалмы 107, 108, 109,121 (песнь восхождения), 123 (п. восх.), 130(п. восх.), 132 (п. восх.), 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144. Кроме того именем Давида озаглавлен псалом без числа (151 по счету), которого нет в еврейском. О песнях восхождения см. ниже. 351 Из 150 псалмов по надписанию еврейскому только 73 принадлежат Давиду, из других псалмов может быть один или два принадлежат Соломону. 12 сынам Кореевым (в числе их один Емана); 12 Асафу; один Ефаму и один Моисею. 35 (или 37) псалмов не надписаны никаким именем. 352 Вопрос о греческой библии времен Птоломеев есть вопрос первостепенной важности. Надо помнить, что это драгоценный документа, н это вопрос открытый еще – чтение ли еврейское, или чтение греческое надо предпочесть во многих неясных местах ветхозаветных книг. Напоминаем, что все евангельские цитаты, как и цитаты Апостолов, берутся из Александрийской библии LXX. 353 Напр. пророчество Иакова в Быт. 49 ; песнь Моисея в 15 гл. Исхода и в Второз, в 32 гл.; песнь Деворы в 5-й гл. Судей; молитва Аввы во 2–1 гл. первой квиги Царств; псалом Давида в 22-й гл. второй кн. Царств; последние слова его в 23-й главе той же книги, молитва Езекии в 20-й гл. четвертой книги Царств (и у Исаии гл. 38) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(10). Глава окружения их. На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значить выражение: глава окружения их. Глава грешников — помысл и чувство. Поэтому, того умышления их против меня, каким окружили меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них — достойных того, чтобы предать их огню. (11). Падут на них углия огненная. Как бы огнем каким истребишь их гневом. Низложиши я в страстех: и не постоят. Впадут в бедствие, и не переживут их. Это и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками. Ибо, прободенный там мечем, приемлет конец жизни. (12). Муж язычен не исправится на земли. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни не исправится до конца жизни муж язычен; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? Мужа неправедна злая уловят во истление; потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, — это бывает не легче всякого другого наказания.   140 Псалом Давиду. Содержание: И этот псалом подобен предыдущему, кроме того, что он более поучителен. (1). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Воззвание означает, без сомнения, напряженность мысли. Давид говорит: благоволительно приими, Владыко, прошение мое. (2). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя, потому что в добрых делах упражняться должно до конца. (3). Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Поскольку знает, что хранение языка — дело великое; то просит Бога даровать ему силу воздерживать язык.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010