Скачать epub pdf Псалом 140 Никто и никогда не сомневался в принадлежности сего псалма Давиду. Ориген , блж. Феодорит и большая часть толковников признают, что псалом сей весьма сходен с предшествующим (139-м) псалмом, и что Давид жалуется в нем на ненависть к нему со стороны Саула и молит Бога, чтобы содействовал его твердости противостоять враждующим, а также, чтобы не позволялось сходиться врагам для наветов и ругательств против него. Христиане греко-восточной Православной Церкви издревле установили читать и петь псалом сей на вечернем богослужении, чтобы испросить себе тем прощение грехов прошедшего дня, почему псалом сей и называется вечерним, как 62-й псалом называется утренним. Св. Иоанн Златоуст признается в трудности объяснения сего псалма. Пс.140:1 Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Эту молитву пророка мы ежедневно слышим за вечерним богослужением. Предание говорит, что псалом сей воспет св. Давидом, когда он находился в изгнании, вдали от скинии сведения. Святая душа его, привыкшая жить в доме Божием (при скинии), воспевать славу Божию пред лицем кивота Господня, молиться при совершении заповеданных Богом жертвоприношений, томилась скорбию в удалении от священного жилища Божия и, подобно заблудившемуся страннику, из далекого изгнания всею крепостию веры и любви своей взывала ко Господу: Господи, возввах к Тебе, услыши мя! Но можно быть и не в удалении от святилища, а в самом храме, и в то же время быть неуслышанным от Бога. И причиною сего бываем, конечно, мы сами: недостаточность веры нашей и холодность сердца, а нередко и грехи наши удаляют нас от Бога, так что Он как будто и не видит, и не слышит наших молитв, подобно тому, как Иисус Христос, по-видимому, не обращал внимания на просьбу ханаанской женщины об исцелении ее дочери, до тех пор, пока она выразила свою полную и искреннюю веру в Его чудодейственную силу (см. Мф.15:22–28 ). Может быть, нечто подобное испытывал в своей жизни и царепророк, когда к словам молитвы своей об услышании присовокупил и эти слова: вонми гласу моления моею, внегда воззвати ми к Тебе. Не одни грехи, а часто и обыкновенные житейские наши дела нередко так удаляют и мысль, и сердце наше от Бога, что, пришедши в храм Божий, мы остаемся духом своим далеко за его священною оградою. Но да не будет сего! И что бы ни случилось с нами, какие бы печали и заботы ни стесняли наше сердце, как бы ни были мы измучены душой, – придя в храм Божий, вместе с поющими должны возопить: «Из глубины души взываю к Тебе, Господи; Господи! услыши глас мой!.. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего» ( Пс.129:1–2 ). Услыши мя, внегда воззвати ми к Тебе! Услышь меня в тот раз, когда буду призывать Тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

На стихи: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе (ст. 1-й). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя (ст. 2-й). Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих (ст. З-й). Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их (ст. 4-й). Вечерний псалом 140-й. Беседа первая Господи, воззвах к Тебе услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе! (Ст. 1-й). Этою пророческою молитвою св. Церковь научает нас молиться каждый день в вечернее богослужение. Но особенно часто повторяется молитва сия в некоторые дни св. четыредесятницы, когда св. Церковь усугубляет свои моления, когда призывает и нас взывать прилежнее к Богу крепкому, живому! Молитвы святых, брат. мои, суть выражение их благоговейных чувствований пред Богом. Это не одно слово уст, как бывают часто наши молитвы, а язык сердца, исповедующегося пред Богом. Посему не иначе можно и должно молиться их словами, как усвоив себе их чувствования и расположения сердечные. В противном случае Бог приемлет от уст наших слово, как благоугодное Ему, но отвергает сердце, как несогласное с словом: приемлет Свое, внушенное Духом Святым, и отвергает наше дышащее духом мира. И золотое кадило, и наполненное неблаговонным веществом, издает не благоухание, а смрад. Так и в повторяемых нами златословесных пениях мужей святых Господь Бог обоняет не воню благоухания, а воню смертную, когда в сердце нашем бывает не то, что выражают уста, когда оно объято не огнем любви Божией, а хладом и мразом духовным,–исполнено не чувствованиями святыми и благоговейными, а помыслами земны ми, желаниями и стремлениями плотскими и греховными. Что может издавать от себя такое сердце, как не воню смертную в смерть? Приникнем же, брат., благоговейную мыслию в духовный смысл псаломской песни, которую так часто слышим в храме Божием и так часто повторяем устами своими, чтоб усвоить себе самый дух её и молиться не одними устами, а и сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть третья Заключение Каждый вечер в святых храмах совершается Вечерня. Это особенная служба, которая готовит нас к утрени и Божественной литургии следующего дня. Когда мы входим в пустую церковь , в ней царит тишина, мир и спокойствие. Пустой храм похож на мир до творения. Он совершенно пуст, есть только вечный Бог, живой Бог. Но со входом в храм священника начинается творение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю…» 784 Итак, зажигаются свечи, лампады и фимиам. Храм постепенно оживает: происходит творение материального мира. Когда священник одевает епитрахиль и фелонь, он символически изображает сотворение человека с помощью первого боготканного одеяния святости, безгреховности, Благодати и божественной красоты. Поэтому, когда открыл глаза новосозданный человек, прародитель Адам, и увидел самого себя в безграничной купели безграничного храма вселенной, окруженного бесчисленными красотами, он воскликнул: «Благослови, душа моя, Господа…» Так и священник, начиная Вечерню, восклицает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И тут же чтец читает Предначинательный псалом: «Благослови, душа моя, Господа. Господи, Боже мой! Ты дивно велик…» 785 . В этом псалме превозносится слава вечного Бога и творца вселенной, который «прикасается к горам, и дымятся», «призирает на землю, и она трясется». Почему же он делает это? Почему, когда он смотрит на землю, она дрожит? Потому что человек согрешил: прародитель ослушался Бога и Творца. Потому что Адам и Ева пали, и вместе с ними пало и стонет все творение. И стеная, павший человек просит Бога о милости. Поэтому в продолжение Вечерни звучит 140-й псалом: «Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне… Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое…» 786 . Адам познал красоту райского мира, но с падением своим он познал страшную уродливость этого мира. Однако в падении родилась надежда: Бог обещал, что от жены родится Спаситель мира, Мессия (которого он называет «семенем жены») 787 . О Мессии, долгожданном Спасителе, тысячи лет говорят пророки… Часто в праздничных Вечернях пророки возвещают нам о приходе Спасителя: в мир тьмы и греха пришел Свет! Пришел Христос! Об этом поет Церковь :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О церковном Октоихе Богослужение нашей Православной Церкви получило надлежащий чин и состав не вдруг, а постепенно, как то угодно было Божественной Главе Церкви и требовали ее обстоятельства. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, горница Иерусалимская была первым Христианским храмом, в котором присутствовавшие единодушно пребывали в молитве и молении. 1 Когда сошел на Апостолов Дух Святой, тогда открылось новозаветное служение Богу духом и истиною. 2 Апостолы, проповедуя веру Христову, раскрывали Христианам более дух и смысл Христианского Богослужения, нежели чин и порядок его. Следуя благовествованию, а, может быть, и примеру самих Апостолов, первенствующие Христиане хвалили Господа седмирицею днем, именно: в первый час дня, третий, шестой, девятый, вечером, в полночь и утром, полагая в основание такого распределения времени молитв новозаветные события. 3 В их вечерних молитвенных собраниях произносили сперва псалом 140-й «Господи, воззвах»: потом известные ектении 4 , светильничные благодарения 5 , и песнь «Свете тихий» 6 , о древнем употреблении которой Василий Великий приводит в свидетели св. мученика Афиногена, жившего во втором веке 7 . Затем пели вечернее славословие и «Ныне отпущаеши» 8 , и читали св. книги Ветхого и Нового Завета 9 . Утреннее Богослужение Апостольских времен начиналось 62-м псалмом: «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» 10 ; продолжалось известными ектениями 11 , пением псалмов и других св. песен 12 , чтением писаний 13 , и заключалось 184-м псалмом: «хвалите Господа с небес» 14 и великим славословием 15 . В Апостольские времена к такому порядку Богослужения принадлежали еще особенные действия лиц, обладавших чрезвычайными дарами св. Духа; тогда каждый член Церкви, движимый Духом Святым, имел право произносить в Церкви свои песни, свое поучение и проч., на что указывал св. Апостол 16 . Св. Апостолы при этом заботились только о том, чтобы в Богослужении все было благообразно и по чину 17 . После времен Апостольских Богослужение более и более обогащалось молитвами и песнями. Настоятели Церквей составляли для своей паствы как св. песни, так и правила Богослужения, по духу Христианского Богослужения, переданнаго Церкви Апостолами. Так, во втором веке Св. Игнатий Богоносец , по образцу, виденному им на небе, учредил Антифонное пение, которое состояло из песен (но не из псалмов) в честь пресвятой Троицы 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

С.К. Севастьянова Приложение 8. Библейские источники эпистолярных текстов патриарха Никона В данном Приложении в форме таблиц представлены сведения о библейских источниках эпистолярных сочинений патриарха Никона и способах их введения в повествование. В качестве основных библейских источников мной привлечены следующие тексты: Евангелия от Матфея и Иоанна в славянской рукописной традиции (соответственно: Алексеев и др. 2005; Алексеев и др. 1998); острожская Библия (Библия 1581); Евангелие и Апостол, изданные на московском Печатном дворе во время патриаршества Никона (Евангелие 1657; Апостол 1655); «Нравственные правила» Василия Великого ( Василий Великий . Книга о постничестве. Острог, 1594. Л. 40 – 160 об.) и составленное патриархом Никоном на основе этого сочинения каппадокийского святителя «Наставление царю» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а – 393 об. (соответственно: Василий Великий 1594; Наставление). При показе характера межтекстовой связи мной приняты следующие обозначения: А – аллюзия; И – краткое изложение источника; К – контаминация, соединение разных по объему текстовых фрагментов, находящихся в разных библейских книгах (главах); П – пересказ с использованием библейской фразеологии (без цитации источника); Прф – парафраза (свободное, «своими словами» переложение небольшого фрагмента библейского текста размером не больше стиха); Р реминисценция; С – составная цитата, состоящая из нескольких точных цитат из одного источника (библейский сюжет, псалом), полученная в результате «реферирования» нескольких расположенных подряд стихов в пределах одной главы или псалма; Сб – сборный текст, состоящий из разных видов интертекста, полученный в результате «реферирования» нескольких расположенных подряд стихов в пределах одной главы библейской книги или псалма; У – указание на сюжет при помощи называния имени библейского персонажа; Ф – библейский фразеологизм – речевой штамп; Фркт – фрактата – лексический вариант цитаты; Ц – цитата. Полужирным шрифтом обозначены лексические совпадения в цитатах. Таблицы с библейскими источниками расположены в порядке следования книг в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf – Алексей Сергеевич, можно предположить, что это очень древняя традиция – совершать священнодействие перед заходом солнца. Христиане приняли ее вместе с Ветхим Заветом? – Да, сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения – одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы – трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9, 12 ). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений – псалом 140-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея – жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва – воздетые к Богу руки – заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня – молитвенное освящение вечернего времени – своим основанием имеет текст этого псалма. – Вечерня сегодня – завершает минувший день или она отнесена к дню завтрашнему? – В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час – он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. Впрочем, из этого правила есть исключения: на Страстной седмице во все дни вечерня является последним богослужением дня настоящего. Также в случае престольного праздника на вечерне совершается отдание этого праздника, так что получается, что вечерня еще относится к дню нынешнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Содержание Тропарь, глас 4 Молитва Вступительная статья Глава I. О пьянстве Предисловие О буйном веселье на святках и маслянице О суеверии О божбе Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Глава II. Три слова О благодушии О гневе и брани О спасительной скорби Стихотворения (Из псалма 4) (Из псалма 17) (Из псалма 85) (Из псалма 101) (Псалом 114) (Из псалмов 140 и 141) (Из псалма 142) Важность молитвы Сила молитвы Учение о молитве Без упования и терпения спасение невозможно Молитвенный взгляд на дела Господни Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие О соблюдении праздников О хождении в церковь О молитве церковной О стоянии в церкви О Божественной литургии О таинстве причащения Заключение Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Сыны противления Не враги ли мы Богу Средство примирения с Богом К друзьям и братьям во Христе Глава V. Об ожидании смерти Вместо предисловия Ожидание смерти Надгробные песнопения При исходе души При прощании с умершим Утешение сетующих об умершем Ожидание жизни будущего века Воспоминание жизни вечной Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Безмолвие Прелесть Глава VII. О Божьем слове Побуждение Слово Божие – жизнь души Слово Божие – свет души Из песнопений древнего Сиона Божие слово Глава VIII. О Божьем мире Вступление Первые дни мира Рассматривание Божьих дел Боговидение Заключение Глава IX. Кончина мира Страшный суд Вечность Заключение Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой Достоинство девства Хранение девства Избавление от зла Заключение Глава XI. Забытая заповедь Отстранение от мира Глава XII. Поучительное размышление Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Исповедание веры и чувств пред Богом Рассмотрение – есть ли в нас вера и страх Божий Поучение пред принятием Святых тайн Изъявление чувств по причащении Хранение по причащении Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении О молчании Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный Богохульные мысли Глава XV.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Беседа 50 на псалом 140 112 Пс.140:1–2 .  Псалом Давида. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, вонми гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих – да будет (как) жертва вечерняя. Упрек слушателям за непонимание смысла этого псалма; важное его значение, равно как и другого, – утреннего ( Пс.62 ). – Какое воззвание слышит Бог? Чему научает пророк, говоря о жертве вечер­ней? – Что внушается сравнением молитвы с фимиа­мом? – Первое прошение псалмопевца – о разумном упо­треблении дара слова; что следует и чего не следует говорить; примеры не благовременного молчания и спа­сительного употребления слова. – Какое разумеется «ограждение уст»? Гибельность праздных слов, ковар­ных лобзаний, слов ропота на Промысл Божий. Охра­нять нужно не только уста, но еще прежде – мысль. «Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах» ( Пс.140:4 ). – Общества порочных людей нужно избегать, а обличения праведных – принимать. – «Но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них. Пожраны были близ камня судии их» ( Пс.140:5–6 ). – Ожидание псалмопевцем луч­шего будущего, когда наставления праведников будут принимаемы и, не смотря на крайние бедствия, утвердится надежда на Бога. – Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых и надежда на то, что по­следние будут побеждены. – «Я один останусь, пока не перейду» ( Пс.140:10 ). 1. Слова этого псалма, можно сказать, все знают и во вся­ком возрасте постоянно поют, но смысла их не разумеют. Это не малого заслуживает осуждения – каждый день петь и устами произносить слова, а не стараться вникнуть в силу мы­слей, заключающихся в словах. Кто видит чистую и прозрач­ную воду, тот не может удержаться, чтобы не приблизиться, не взять и не испить ее, и кто часто ходит на луг, тот не может уходить оттуда, не собравши несколько цветов; а вы, с раннего возраста до глубокой старости продолжая повторять этот псалом, знаете только слова его, сидите у закрытого сокровища, носите с собою замкнутый кошелек, и даже из лю­бопытства никто из вас не старался узнать, что значат эти слова, никто не исследовал, не вникал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 140 Псалом Давиду. (1) (1) Слова Феодорита: И этот псалом Давид сочинил во время гонении на него от Саула; он в нем просит помощи Божией; другие говорят, что сей псалом произносится от лица вавилонских пленников. Слова Златословесного: Слова сего псалма знают, так сказать, все и во всяком возрасте поют; но мысли не понимают; они носят при себе кошелек запечатанный, что не мало предосудительно для нас – ежедневно петь, и никогда не постараться узнать мысль того, что поют, но сидеть при сокровище покрытом тенью. Я думаю, что Отцы не напрасно установили, чтобы сей псалом читать каждый вечер, и не по причине одного содержащегося в нем слова: воздеяние рук моих жертва вечерняя; но уставом положено читать сей псалом, как некое спасительное и очистительное от грехов врачевство, дабы все грехи, какие производишь в продолжение дня, где бы мы ни находились, достигнув вечера, мы свергнули с себя чрез сие духовное песнопение. Пс.140:1 .  Господи, воззвах к Тебе, услыши мя Я, начинает, воззвал к Тебе, Господи, голосом и воплем сердца, воспламененного и проникнутого скорбью; посему услышь меня. Ибо таковым умственным голосом сердца взывая Моисей был услышан Богом, хотя устами и молчал. Таковый голос вознесла от сердца и целомудренная Анна, жена Елканы, хотя и не слышно было голоса ее устного; почему и при неплодстве своем родила Самуила. Таким же, говорит, умственным голосом сердца воззвал я к Тебе, Господи, голосом слышным Твоим ушам, а не одним чувственным голосом уст, которым молились и умножали моление свое Иудеи и не были слышимы: потому что взывающий устами чувственно напрягает все тело свое ко внешнему, истощая всю силу свою; так и вопиющий сердцем мысленно сосредоточивает весь ум и всю душу свою во внутреннем и собирает всю силу свою; почему и достоин быть услышанным от Бога. (1) (1) Златословесный: Итак, что Он говорит: я воззвал? Воззванием здесь он называет не телесное, но внутреннее, произведенное разженным сердцем: ибо такового вопля требует Бог, сосредоточивающего мысли, не позволяющего рассеянности, и не только такого, но и моления к Нему. Ибо многие стоят на молитве, но не взывают к Богу; но уста их взывают к Богу и произносят имя Божие часто, а ум не понимает ни одного слова молитвы полезной. Также: Не все слова молитвы полезны, но только воссылаемые от великой расположенности. Ибо и фарисей, по видимому, молился много, но самому себе, поелику, пребывал в грехе гордости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 140 Пс.140:1 . Псалом Давиду. Господи, воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом одного содержания с предыдущим. Святый Златоуст замечает, что он по уставу отцев обыкновенно читан был на вечерни, так как псалом 62 обыкновенно читается на утрени. Итак оба содержат теплую молитву к Богу: но оный утренний прогоняет тьму нощную, и озаряет нас солнечными лучами, а сей вечерний очищает скверну грехов, содеянных днем, дабы могли мы спокойным сном наслаждаться ночью. Из сего начала явствует, что Давид немаловажному искушению подвержен был, когда так молился: ибо одни и те же слова многократно повторяя, сильно настоит, требуя помощи. И хотя не можно утвердительно сказать, в какое время сложил он сей псалом, но можно догадываться, что написал его во время тяжких гонений, претерпенных от Саула. Впрочем, примером своим научает нас прямо прибегать с молитвою к Богу и не искать посторонних помощей, как делают мирские люди, оставляя долг молитвы. Давид взывает к Богу, а мирские люди, прежде нежели возопиют к Нему, призывают небо, землю, людей, счастие и все свои мечты: а хотя иногда и возносят гласы свои к Богу, но негодуют и ропщут, так что более воют, нежели молятся. Пс.140:2 . Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Здесь объясняет, чего у Бога просит, и в чем услышан быть желает. Во-первых, по порядку просит, дабы Бог помог ему в молитве. Ибо как Апостол говорит: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас, и способствует нам в немощех наших ( Рим. 8:26 ); тако и Давид того же просит, дабы Господь содействием благодати Своея помог ему богоугодно молиться. Качества богоугодныя молитвы объясняет подобием фимиама, приносимаго во храме по повелению Божию по утру и в вечеру ( Исх. 30 ). Воздеяние рук ( Пс. 133:2 ) означает ту же молитву, ибо Иудеи обыкновенно молилися, воздевая руки к небу, как и мы также молимся ( 1Тим. 2:8 ). Под именем – жертвы вечерния – разумеется приношение фимиама, которое бывало в вечеру, как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010