В 1718 г. пустынь принадлежала к числу небогатых в епархии и в 1732 г. в ней было только 2 инока. В 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», 279; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.», 44; Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.», 28; Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 763, 23; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 51. 621. Арсениев – Комельский – Ризположенский – Сухарусова пустынь, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Вологодской губ., Грязовецкого у., Ведерковской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Грязовца, при рч. Колтыше (Кохтыжи), близ впадения ее в р. Лежу. Основан в 1530 г. преп. Арсением, из фамилии бояр Сухарусовых, бывшим игуменом Троице-Сергиева мон. и устроителем Арсениевой пустыни. Преподобный скончался в 1550 г., 24 августа, в каковой день чтится его память; мощи покоятся в пределе преп. Арсения Ризположенского храма. При м-ре находится школа для мальч. и девоч., содержимая земством. “Ист. Рос. Иер.», III, 280 (с грамот.); Ратшин, 64; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 9; “Вологод. губ. вед.», 1848 г., 40; 1850 г., 48; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1884 г., 235; Ключевский, “Жит. свят.», 333, 372; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 51; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 39 двор.); “Слов. ист. о свят.», 43; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 124, 256; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 752, 9; Проценко, “М-ри в России», 5; “Дополн. к Акт. истор.», XI, 8 (Указ 1684 г. о выдаче игум. Ионе книги церковного устава); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докумен., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 236 душ крест.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 72 (Арсений Сухарусов); 1879 г., II, продолж. опис. лавры, 114 (тоже об Арсение); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (перечень монаст. деревень, поставлявших в 1722 г. подводы под Государя); III, 1723 г., прилож., LXXIV, XXV (м-рь имел в Вологод.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дух. Ак. и их семействам, которой он отказал все свои сочинения и которая не забудет его христианской любви к человеку. Свою обширную библиотеку, в которой находятся редкие сочинения, Ив.-Пл. отказал Московской Епархиальной. Эти плоды благотворения Ив.-Пл. тем более ценны, что после него осталась и довольно большая семья, унаследовавшая по преимуществу его доброе имя. С другой стороны, эти заботы о благотворении А. М. указывают и на то, что среди своих профессорских, научных, литературных занятий, он был, прежде всего, священником Церкви Божией и своей жизнью и деятельностью старался показать, что Церковь «есть высшее просветительное начало человечества, которое по существу своему не может быть силой, враждебной просвещению, науке и общественному развитию». Скончался в ноябре 1894 г. Из его обширных литературных трудов, кроме вышеупомянутых, обращают на себя внимание: «О римском католицизме» (2 части), «Собрание речей к воспитанникам Александровского военного училища» (М. 1874 г.), «Первые лекции по церковн. истории, читанные в Моск. университете» (М. 1872 г.), «Что такое жизнь?» (М. 1872 г.), «О социализме в связи с христианск. учением о любви» (1877), «Очерк истории христианства у славян» (1868 г.), «Религиозные движения на Востоке в IV и V вв.» (1880–81, по поводу сочинения проф. А. П. Лебедева о том же предмете), «Св. Кирилл и Мефодий» (1871 г.), «Религия и наука» (1879), «Константинопольский патриарх Фотий» (М. 1891 г.) и «К исследованиям о патриархе Фотии», Спб., 1892 г. (удостоено Макар. премии), «За двадцать лет священства» (2 изд. 1884 г.), «За третье десятилетие священства», «О нравственных обязанностях», «Истинное понятие о чести» и статьи о современных церковных вопросах (объяснения по вопросу о православии и современности об улучшениях в быте духовенства, о восстановлении выборного духовенства, о русском церковном управлении, о духовенстве и народном образовании и др.), печатавшиеся в журналах «Пр. Обозр.», «Руси» и «Душ. Чт.» 378 . Бесспорно, было бы большой ошибкой утверждать, что только перечисленные нами платоники являлись исключительно носителями света, правды и знания как в Академии, так и по выходе из нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1340 Об исполнении преосв. Макарием этого последнего назначения см. Труд Киев. дух. Акад. 1896. X. стр. 178, прим. 1. 1344 Указом Св. Синода 9 января 1869 г. 28 преосв. Макарию был разрешен для этой цели 28-дневный отпуск. – См. собств. архив м. Макария. 1346 См. Слова и речи Макария, бывшего архиепископа Литовского и Виленского. Спб. 1880 г., стр. 1–11. 1347 Более подробно и определенно преосв. Макарий говорил о том же предмете несколько позже, в своей речи 14 сентября 1869 года пред открытием Совета общества ревнителей православия в северо-западном крае. См. там же, стр. 37–41. 1353 См. там же, 1869 г. 2, стр. 70–72. Пресв. Н. Извеков допускает маленькую неточность, когда говорит: «а из дел по духовно-учебному управлению пр. Макарий оставил за собою только те, по которым следовало сноситься от его имени с Св. Синодом и г. обер-прокурором. См. Христ. Чт. 1898. I. 168. 1355 Литература этого предмета очень обширна, обогатившись особенно многими исследованиями и очерками, явившимися по поводу исполнившегося в 1839 году 50-летия со времени события 1839 года. Как на лучшие, по обстоятельности, сочинения по этому предмету, можно указать на: 1) Киприановича: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 г.; 2) Торжество пятидесятилетия воссоединения униатов с православною церковью. 8 июня 1889 г. в Вильно и других местах зап. России. Г. Вильно. 1889 г.; 3) Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 г. Пресвитера Н. Извекова . М. 1899 г. 1357 Нами это документально показано в отзыве о книге пресв. Н. Извекова . М. Иосиф не только «не спешил скорее окончить дело», – но, наоборот, всякую поспешность в этом отношении считал противною данному с самого начала направлению униатского дела, отстаивая постепенность и благоразумные меры в дальнейшем ведении этого дела. См. Критико-библиогр. обзор новейших трудов по истории русск. церкви. Вып. II, стр. 30–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Акты, изд. Вилен. Арх. Ком., т. III, стр. 49. Мы поймем эту ревность, когда вспомним о том, что выделывали униаты над православными. Рукопись поучений Тукальского находилась когда то в Киево-Печерской Лавре, но я её в 1886 г. уже не нашел (Евгений «Опис. Киево-соф. Собора», стр. 196). 62 Арх. Николай «Описание Минской епархии» Спб. 1864, стр. 56, 146. и пр. Записки игумена Ореста в «Археогр. Виленском сборнике», т. 2, В. 1867, стр. XIX, XX, XXII и 5, LXXVII etc. Ср. т. 7, стр. 127. «Акты Ю. и З. России», т. V. 65 «Акты Ю. и З. России», VIII, 130 и 135. Костомаров. «Руина» («В. Е.», 1879, VIII, 627, Ист. мон. XV, 275). 69 Соловьев, XII, 91. Чистович, " Очерк истории зап.-руск. церкви», II, 144. Ср. «Письма Л. Б.», 126. 70 Соловьев, XII, 97, 118, 137; XIII, 235. «Акты Ю. и З. России», т. IX, 40. Дорошенко в июле 1669 г. «посмеевался» отдать орде Канев. Вообще, Тукалький был очень несчастлив в это время. Лит. еп. вед. 1869, стр. 429. Мы знаем, что делали турки в Каменце с церквами и как они грозили идти под Киев. Соловьев, XII, 130. Вот что говорит об эmov современная псалма: Кто тылко схощет обачит//Протерши очи разбачит,//Что первося стало//Веку нашему мало://За Дорошенка гетмана//Пуста Украина стала;//Все в его бунты//Пришло всем до гунты://Церкви Божии опустели,//Обители разорились,//Осквернена земля//Чрез турецкое племя...//....//А он сам Дорошенко//Слезы из очей выпущает,//Видит племя свое порабощенное...//...//А турецкий царь в замыслех тое подожил//Як бы Киев разорил//Церкви Божии воюют...//Грунтов их разорит//Там мечети чинити. (Рук. Унд. 1098, л. 60 об.) 72 Кроме Мелетия, с Тукальским были сношения и у бывшего ректора Димитриева, Иоанникия Галятовского: Г. участвовал в выборе Тукальского в Корсуне («Странник», 1868, I); издание «Мессии Правдиваго» 1669 года заключает в себе (хотя Тукалький и не особенно долюбливал Галятовского) после предисловия благословение и восхваление митрополита Тукальского. Сумцов, «Иоан. Гал.», 48 и 56. Заметим еще, что некто Пахомий Савич, наместник Тукальского в Вильне, в Свято-духовском монастыре, вероятно приходился родственником св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

в видах лучшего обеспечения приписан Борисоглебский бывш. мужской м-рь. “Историч. свед. о жизни преп. Евфросинии, княж. Полоцкой, с опис. и изображ. креста, принесенного ею в даръ Полоц. Спасской обители”, СПб., 1841 г.; Stebelsky, “Zywot SS. РР. Eufruzynii i Parascewii”, 1842 г.; “Жизнь преп. матери нашей Евфросинии девицы, игумении обители св. Спаса в Полоцке”, Киев, 1842 г.; “Святыня гор. Полоцка: церковь св. Спаса и крест преп. Евфросинии”, в “Запад. Русск. месяцеслове на 1865 г.”, 76–77, с изображением креста и точною надписью на нем; Сапунов, “Полоцкий Спасо-Евфросин. дев. м-рь”, Витебск, 1888 г., перепечатано из “Полоц. епарх. вед.”, 1885 г., 8–10; “Ист. Росс. Иерар.”, 1039, 1045; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 23; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 34; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.”, 106, в примеч.; “Словарь ист. о свят. в Росс.”, 101; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 10 (о возобновлении обители); 1842 г. (о возвед. в 1 кл. и перенесении креста); 1846 г., 92 (надел. землею); 1854 г., 81 (надел. лесом); 1857 г., 101 (постр. дом для училища); 1879 г., 134 (приписка Борисогл. м.); 1884 г., 242 (училище); “Книга степенная”, I, 269 (Житие и подвизн. блажен. и препод. Ефросинии игумении Вседержителя Спаса и Преч. Его Матери, еже есть в Полотске граде); “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 2 (начало учрежд. Полот. епархии), 5 (еписк. Илия и Дионисий), 6 (еписк. Симеон-Новгородец); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 259, 459; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 508; “Памят. кн. Витеб. губ. на 1864 г.”, 11 (Житие преп. Евфросинии); на 1867 г., 101 (Опись церков. и монастыр. имений 1692 г.), 201 (Крест св. Евфросинии); “Акты Зап. Р.”, I, в примеч. 11; II, 196 (Королев. ответ Москов. послу Фед. Сукину о прекращ. взаим. наездов; видно, что игуменья Полоцкая Спаса владела пол-селом Мочажо); III, 137 (Гр. 1583 г. об отдаче Полоцк. иезуитам монастыр. сел); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 68 (житие св. Евфросинии), 97 (св. ее крест); Калачов, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

698 Покойный наместник Троицкой лавры, архим. Антоний, так передавал о впечатлении, произведенном на него этими мощами, когда он был еще светским человеком, " я глубоко поразился, говорит он, когда священник обнажил предо мною по локоть руки святого и несколько раз поднимал их вверх: руки и составы их были в полном нетлении, даже пальцы рук отличались гибкостью. Кожа же была цела, как у недавно умершего, только желтоватого цвета. При виде сих нетленных мощей, ужас напал на меня и мороз прошел по коже. Я пламенно благодарил Бога, что Он благоволил уверить меня в нетлении св. мощей, и просил Господа, чтобы он не наказал меня за мое прежнее неверие». См. в Душепол. Чтен. 1879 г. I кв. 89 стр и с.т. 699 Окаменение часто бывает в почве, богатой минеральными растворами, особенно же кремнозема. Эти растворы проникают в поры тела, наполняют их и постепенно приводят тело в окаменение. Бальзамирование совершалось таким образом: тело умершего, вместе с внутренностями, тщательно вымывалось в щелоке, пустоты заливались веществами, имеющими свойство по возможности задерживать разложение, и затем тело обертывалось простынями и заливалось гипсом. Под влиянием последнего, мумия принимала твердый, известковый вид и представляла из себя лишь слабое подобие умершего. 700 Так, в 1861 г. открыто было в Египетских Фивах много древних мумий, которые и хранились потом в знаменитом Булакском музее. Но в 1886 году несколько из них решено было вскрыть ради научных целей; и вот многие из них по вскрытии рассыпались мумия же Тотмеса III покрылась даже плесенью, которую можно было удалить с большим трудом. 701 Созомен говорит о мире от мощей сорока мучениковъ (IX, 2), Амартел – от мощей великомученицы Евфимии, в Менологии импер. Василия говорится о мире от мощей Филофея чудотворца, память которого 15 сентября, у Никиты Хониата – о необыкновенном изобилии мира, истекавшего из мощей великомуч. Димитрия солунского. Об источении мира некоторыми мощами говорят св. И. Дамаскин (Точн. излож. в. IV, 15) и Симеон солунский (в Разгов. против ересей). См. у проф. Голубинского. Истор. канонизации и пр. 36–37 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

285 Завтра “Казанская”… — день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября/4 ноября. 286 “ножки устали” — аллюзия к роману “Богомолье”, гл. “У преподобного”. 287 …о моей светлой девочке… — речь идет об О. А. Шмелевой. 288 “Богородицу и Матерь Света…” — возглас перед девятым ирмосом канона на утрени. 289 …мой приходской праздник… — в церкви Казанской иконы Божией у Калужских ворот (в этой церкви хранилась метрика И. С. Шмелева). 290 …о матери… — Евлампия Гавриловна Савинова (1847—1934). 291 …поступил в гимназию. — 1я московская гимназия, где Шмелев учился в сентябре—ноябре 1884 г. 292 Учитель был больной… — имеется в виду И. Д. Лебедев, директор 1й Московской гимназии, преподававший словесность. См. письмо И. С. Шмелева И. А. Ильину от 29.03.1947 (Ильин И. А. Собр. соч.: Переписка двух Иванов. Т. 2. С. 105). 293 В другой гимназии… — 6я московская гимназия (Большой Толмачевский пр., 3), где И. С. Шмелев учился в 1884—1894 гг. 294 Загоскин — Михаил Николаевич Загоскин (1789—1852), исторический романист, драматург. 295 …Румянцевскую публичную библиотеку. — в наст. время РГБ; основана на собрании книг, рукописей и монет Н. П. Румянцева в 1861 г. в Москве. 296 у сестры Мани… — Мария Сергеевна Шмелева (1869—?). 297 …в пансионе… — И. С. Шмелев проходил дошкольное обучение в частном пансионе Вертес. См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994. С. 24. 298 …ее деревня, под Звенигородом… — в рассказе И. С. Шмелева “Росстани” использовано реальное название деревни Ключевая. 299 …с Сережечкой в Сочи… — вероятно, лето 1913 г. 300 …сестрой Катей (самой близкой из 3х)… — у И. С. Шмелева было 3 сестры София (1968—?), Мария, Екатерина (1879—1938). См.: Грико Т. И. Шмелевы//Москва. 2000. No 6.  Ед. хр. 7. Л. 52. Почтовая открытка, рук. 301 Читаю А. С. Хомякова о православии… — вероятно, И. С. Шмелев читал книгу А. С. Хомякова (1804—1860) “О Церкви” (Берлин, 1926) с предисловием и примечаниями Л. П. Карсавина.  Ед. хр. 60. Л. 21, 22. Письмо, рук.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Зав. в русск. переводе» («Прав. Обозр.» 1875 г. ноябрь; 1877 янв., февр., апр.); «О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Н. Завета»; «Псалтирь в новом славян. переводе Амвросия, архиеп. Московского («Прав. Обозр.» 1878 г. янв. и след.); «О еврейской рукописи Пятикнижия в XII в.»; «Славянская Псалтирь XVIII в., переведенная с еврейского» (труды третьего международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г., т. I. Спб. 1879–1880); «Народная Библия во времена Христа Спасителя» («Речь на публичн. акте Моск. Дух. Акад.», 1 окт. 1880 г.); «Речь на могиле И. С. Аксакова» («Пр. Обозр.» 1886, 3); «Вторая книга Моисея Исход» в перев. и с объяснениями» («Вера и Разум» 1890–1891 гг.); «Об употреблении печатного слова» («Богосл. Вестн.» 1892, 1 и 3); «По поводу неурожая» (там же 1892, 1); «Непротивление злу» (там же, 1893, 1); «Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со времени введения гражданского шрифта» (1708 г. по декабрь 1889 г.) Спб. 1892. (Рецензия, там же, 1893, 3); «Уважение к закону» (там же, 1893, 1); «Антука. Очерк из быта духовенства» Серг. Пос. 1894); «Отрывки из скорбной летописи городского головы» (Вып. I. Серг. пос. 1894); «Голос старого профессора, по делу профессора А. П. Лебедева с покойным профессором А. М. Иванцовым-Платоновым, с приложением статьи «Из наблюдений старого профессора». М. 1900. Обращают на себя особенное внимание труды П. И. Горского по библиологии и переводу Библии на рус. язык. В 1863 г. по поручению духовного начальства П. И. Горский трудился над сличением с подлинником и исправлением составленного в 1822 г. Библейским Обществом русского перевода книги псалмов. Кроме того, Горский переводил на рус. язык «Творения св. отцов» и принимал участие как в их редактировании, так и «Богослов. Вестника» 375 . Оставив в 1895 году академическую службу, П. Н. некоторое время был головою Сергиево-посадской думы. 25) Александр Михайлович Иванцов-Платонов – 2-й магистр XXII курса 1860 г. и последний платоник, но вместе с этим и настоящий, в личной жизни и деятельности которого как нельзя более воплотились идеалы митрополита Платона о честном служении науке и о христианской гуманности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основание Купятицкого монастыря описано Афанасием Филипповичем в его Диариуше, 1646 г. 817 О прежнем служении своем Филиппович в «Новинах» изъясняет следующее: «после образования в науках церковно-русских, был служителем в разных местах, и у покойного пана Сапеги гетмана 7 лет служил за инспектора Дмитрию какому-то царевичу московскому (самозванцу Лубе), который, по приказанию короля Сигизмунда III, был в его опеке. В 1627 г. принял пострижение в Вильне при церкви Св. Духа рукоположением бывшего настоятеля Иосифа Бобриковича, послте того был в послушании в монастырях Кутеинском под Оршей и Киевском Межигорском; возвратившись в Вильну посвящен был в иерейский сан и определен наместником в Дубойский монастырь под Пинском; из Дубойского монастыря, по отобрании его иезуитами, перешел в Купитицкий монастырь.» 818 Ныне эта икона находится в заштатном Суражицком монастыре черниговской епархии. (Арх. Николая, Ист. стат. опис. минской епархии, стр. 68). 826 Описание докум. и дел Св. Синода 1722 г., ч. I, прил. XXXIII. Спб. 1879 г. Бант.-Камен. Ист. изв. об унии, стр. 218. 827 Униаты употребляли страшные усилия, чтобы удержать за собой захваченные церкви и представили правательству свои рассуждения о не униатах пинских, в которых доказывали, что 1) не униаты служат соседственному государю одной с ними веры вместо шпионов и обнаруживают ему все тайны отечества; 2) вынозят из государства драгоценные вещи, находящиеся в их церквах и монастырях из опасения, что их возьмут на унию; 3) подозрительные попы определяются к церквам и принимаются в монастыри для священнодействия без всяких надлежащих доказательств о рукоположении их, ибо настоятели мирские греческой веры не беруг никаких о том справок, только бы кто сказал, где и каким схизматическим епископом за границей рукоположен, немедленно помещается к церкви на вакансию; да и в самых монастырях позволяется таковому священнослужение, только бы сказал, что он поп, – чрез что совершается у них идолопоклонство; 4) неуниаты живут без всякой подчиненности, не дая никому отчета в делах и поступках своих, и потому разные латинского обряда люди и греко-униаты, а особливо из духовенства, часто претерпевают от них обиды в рассуждении раздавании духовных потреб, как то бракосочетаний и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Великий князь Сергей Александрович Вероятно, осенью 1873 г. романист лично знакомится с юным еще великим князем Константином Константиновичем, он начинает преподавать ему и другим детям великого князя Константина Николаевича русскую словесность. Правда, пока не ясно, как долго вел этот предмет Гончаров в семье Великого князя. Зато известно, что Константин Константинович с полным доверием отнесся к литературному опыту Гончарова и отдавал на его суд в течение многих лет свои произведения. Причем, особенно ценил, что, в отличие от многих других его корреспондентов, Гончаров позволял себе высказывать великому князю серьезные замечания о его произведениях. К.Р. высоко ценил личное общение с писателем, часто приглашал его к себе во дворец, сообщал новости своей жизни и пр. Великий князь признавал серьезное влияние писателя на свое мировоззрение. Насколько он ценил свои отношения с Гончаровым, показывает его запись в дневнике от 8 ноября 1891 г.: «Дома вечером засел читать письма покойного Ив Алекс Гончарова. После его смерти его душеприказчики возвратили мне все мои письма к нему, кроме тех, которые покойный сам принес мне года 2 назад, боясь, что кто-нибудь ими завладеет». И тут же: «Когда-нибудь, не скоро, в печати эта переписка представит очень приятное чтение. Но исполню волю покойного, я, пока жив, не напечатаю ее» . Еще в 1871 г. Гончарова намеревалась представить Великому князю Сергию графиня А.А. Толстая, фрейлина Императрицы, находившаяся с романистом в дружественных отношениях. Очевидно, это представление состоялось несколько позже. Во всяком случае, достоверно известно, что уже в 1879 г. Гончаров лично читает Великому князю Сергию рукопись очерка «Литературный вечер», в котором дается как бы раскладка идейных сил в современном русском обществе. Об этом упоминается в недавно опубликованном письме Гончарова к графине А.А. Толстой от 1 января 1880 г.: «Конечно, я не решился бы на все это, если бы Велик Кн Сергий Александрович не заинтересовался лично прослушанной им от меня первой половины очерка и не выразил мне лестного для меня желания, чтобы весь очерк был обработан до конца и напечатан, так как я писал его только с целию прочитать в интимном кругу, а не печатать». К этому времени отношения писателя с Великим князем Сергием приобретают более предметный характер. Известно, что с 1880 по 1887 гг. воспитанница Гончарова Саня Трейгут обучалась в Ивановском девичьем училище при Коломенской гимназии за счет Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича . В феврале 1889 г. Великие князья Сергий и Павел Александровичи подносят по просьбе писателя Императору Александру Ш-му последний, только что вышедший девятый том Полного собрания сочинений Гончарова. Первые восемь томов уже были в библиотеке Императора.

http://pravoslavie.ru/276.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010