Вопросы для самопроверки. 1 . Почему книга преп. Иоанна называется «Лествица». 2 . Каковы основные темы этой книги? 4.5. Авва Дорофей . Его место в аскетической традиции. Литература. Дорофей, авва //Православная энциклопедия Авва Дорофей . Поучение 4. О страхе Божием. Вопросы для самопроверки. 1 . Охарактеризуйте основные темы аскетического учения аввы Дорофея . 2 . Какие вы знаете виды страха Божия по учению аввы Дорофея ? 4.6. Прп. Максим Исповедник. «Богословский синтез». Космология, учение о «логосе» и «тропосе», антропология. Христология. Полемика с монофелитами. Сотериология. Эсхатология. Толкования Св. Писания и Литургии. Литература. Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание. Епифанович, С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Прп. Максим Исповедник . Главы о любви. Вопросы для самопроверки. 1 . Охарактеризуйте жизненный путь преподобного Максима . 2 . Какие творения преподобного Максима вы знаете? Охарактеризуйте их содержание. 3 . Каково антропологическое учение преподобного Максима ? К чему призван Творцом человек? 4 . Охарактеризуйте учение преподобного Максима о «пяти делениях». 5 . Что такое «логос» и «тропос» по учению преподобного Максима? 6 . Каковы основные доводы преп. Максима в его полемике с монофизитами? 7 . Что такое «природная воля» и «гномическая воля»? 8 . Охарактеризуйте эсхатологическое учение преп. Макисма. 4.7. Прп. Исаак Сирин . Особенности аскетического богословия. Литература. Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание. Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слова 16 («О чистой молитве»), 18 («О видении естества бесплотных»), 21 («О разных предметах»). Вопросы для самопроверки. 1 . Какие проблемы связаны с атрибуцией авторства произведений преп. Исаака? 2 . Кратко охарактеризуйте основные богословские и аскетические идеи в наследии преп. Исаака. 3 . Что означает утверждение преп. Исаака, что грешники бывают мучимы Божественной любовью? 4.8. Прп. Иоанн Дамаскин . Опыт систематического изложения богословия. Космология, антропология. Иконология преп. Иоанна. Учение о Таинствах. Св. Иоанн как полемист и песнописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

...Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостию сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (прп. авва Серапион, 56, 505). Источник. Иногда демоны возвеличивают труды в помыслах, а иногда уничижают их как ни к чему не служащие, чтобы в одном случае внушить высокоумие, а в другом посеять отчаяние (прп. Нил Синайский , 71, 262). Источник. Кто хвалит ближнего по какому-нибудь лицемерию, тот при случае уничижит его, и сам посрамится (прп. Марк Подвижник , 69, 14–15). Источник. Те, которые под предлогом подвигов возносятся перед нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных (прп. Марк Подвижник , 69, 28). Источник. Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души и скорбь телесную, и не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле (прп. Марк Подвижник , 69, 51). Источник. Уничижающий знание и хвалящийся неученостию не словом только есть невежда, но и разумом (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем... (прп. Исаак Сирин , 58, 301). Источник. Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все равночестными (прп. Исаак Сирин , 58, 303). Источник. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее (прп. авва Дорофей , 29, 84). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бесстрастие не в том одном состоит, чтобы не ощущать страстей, но и в том, чтобы не принимать их в себя (прп. Исаак Сирин , 59, 213). Источник. Отсечением своей воли приобретает беспристрастие, а от беспристрастия приходит, с помощью Божиею, и в совершенное бесстрастие (прп. авва Дорофей , 29, 34). Если увидим или услышим, что кто-нибудь в продолжение немногих лет приобрел высочайшее бесстрастие, верь, что такой шествовал не иным путем, но блаженным (прп. Иоанн Лествичник , 58, 169). Прощение грехов многие скоро получили, но бесстрастия никто скоро не приобрел... Для приобретения бесстрастия нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия (прп. Иоанн Лествичник , 58, 214). Источник. ...Приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, т. е. совершенное вселение Бога в тех, которые чрез бесстрастие сделались чистыми сердцем (прп. Иоанн Лествичник , 58, 216). Источник. Великолепие тверди суть звезды, а украшение бесстрастия – добродетели, ибо бесстрастие, как я думаю, не иное что есть, как сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки (прп. Иоанн Лествичник , 58, 242). Источник. ...Истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих... Бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела... (прп. Иоанн Лествичник , 58, 242). ... есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов (прп. Иоанн Лествичник , 58, 242). Между бесстрастными один бывает бесстрастнее другого. Ибо иной сильно ненавидит зло, а другой ненасытно обогащается добродетелями (прп. Иоанн Лествичник , 58, 243). Из одного камня не составляется царский венец: так и бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой-либо добродетели (прп. Иоанн Лествичник , 58, 245). Бесстрастие есть неподвижность души на худое, но ее можно получить только с помощью благодати Христовой (авва Фалассий, 87, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Нерадение обыкновенно приходит на нас или от обременения чрева, или от множества дел (прп. Исаак Сирин , 58, 173). Вникайте умом вашим, братия, в свойство вещей и берегитесь, чтобы не вознерадеть, ибо и малое нерадение подвергает нас великим опасностям (прп. авва Дорофей , 29, 124). Источник. Как невозможно по естеству прожить без пиши, так и до конца жизни невозможно ни на минуту предаваться нерадению (прп. Иоанн Лествичник , 57, 213). Нерадение, как друг, благоволит к тебе во время мира, а во время искушений, как враг, восстает на тебя (авва Фалассий, 91, 330). Нерадение довело праотца до падения и вместо утешений райских осудило на смерть (авва Фалассий, 91, 335). ...Кто предается нерадению, тот нисходит в бездну пагубы (прп. Феодор Студит , 92, 73). ...Бога убойтеся, чада мои, и долгого вашего подвига, и блаженного труда не губите каким-либо нерадением (прп. Феодор Студит , 92, 128). Нерадение, зародившись, мало-помалу увлекает не внемлющего себе в ров погибели (прп. Феодор Студит , 92, 304). Не будем же нерадеть, но да крепимся и мужаемся на делание дела, к коему призвал нас Господь (прп. Феодор Студит , 92, 419). Рожденные для радости, если презрят ее и проведут жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение, и то поминая, что были рождены для неизглаголанной радости, и то, что презрели ее по легкомыслию и потеряли по своей вине (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 52). ...Когда предаемся мы нерадению и творим хотения плоти и мира, не следует нам говорить, что которых предуведал Бог и определил, те и спасутся, сами не понимая, что говорим. – Да, правду говоришь ты, что Бог предуведал, что ты будешь ленив, беспечен и нерадив, но не определил и не постановил, чтоб ты не имел власти покаяться, если захочешь встать с одра беспечности и возревновать о спасении (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 237). Источник. ...Кто, получив силу жительствовать по закону Христову, предается нерадению и не творит воли Божией, со стороны того требуется великое удовлетворение чрез понесение должного наказания (церковной епитимии), чтоб исправление его соответствовало мере греха его; причем потребно излияние стольких слез, сколько было воды в купели, в которой он крестился; потребно также усердно умолять Господа, да продлит ему жизнь, чтоб иметь время уврачеваться и не умереть неуврачеванным и не пойти за то в муку вечную. Ибо кто может поручиться, что смерть подождет, пока он уврачуется? Здесь в этой жизни только уместны врачевательные епитимии (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 463). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В нек-рых случаях свт. Феофан использовал имевшиеся рус. переводы. Большая часть «аскетических наставлений» Нила Синайского позаимствована им из творений, изданных в серии ТСОРП при МДА (ТСОРП. 1858. Т. 31, 32), «подвижнические наставления» прп. Ефрема Сирина - из той же серии (ТСОРП. 1848-1849. Т. 12-14). Выдержки из «Лествицы», как было установлено путем сопоставительного анализа текста, приводились по переводу архим. Агапита (Введенского) (М., 1851) с учетом оптинского издания перевода прп. Паисия (Величковского) (М., 1862), «подвижнические наставления» преподобных Варсонофия и Иоанна (М., 1855) и прп. Исаака Сирина (ТСОРП. 1854. Т. 23) - по рус. переводам, выполненным в МДА, прп. аввы Дорофея - по оптинскому переводу иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856). Т. о., весь 2-й т. рус. «Д.», за исключением сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина, состоящий из новых для греч. «Д.» авторов, стал своеобразной хрестоматией, в к-рую вошли переводы разных лиц под авторской редакцией свт. Феофана. «Изречения» аввы Евагрия из 1-го т. также скорее всего основываются на рус. переводах. По сравнению с греч. «Д.» свт. Феофан добавлял новые трактаты, а др. тексты приводил в более пространном варианте. В рус. «Д.» включены 8 новых авторов: преподобные Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Варсонофий и Иоанн, Дорофей, Исаак Сирин, вошедшие во 2-й т., Зосима - в 3-й и Феодор Студит, занявший весь 4-й т. В рус. «Д.» были добавлены трактаты, принадлежащие или приписываемые прп. Антонию, Исаии, Евагрию, Марку и Нилу, прп. Максиму Исповеднику, а сочинения прп. Иоанна Кассиана и Исихия Иерусалимского существенно расширены. При этом иногда свт. Феофан изменял внутренний порядок изложения материала, так что сопоставление перевода с оригинальными сочинениями, а также установление их авторства становится трудноразрешимой задачей. Так, 7 подлинных слов прп. Антония оказались перемешанными с его неподлинными 13 словами, принадлежащими в действительности прп. Аммону (как было установлено после находки в нач. XX в. аналогичного корпуса на сир. языке - Ammonas, successeur de St. Antoine/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 567-639. (PO; 11. 4)). В русском «Д.» добавлены следующие сочинения.

http://pravenc.ru/text/178682.html

В изданном «Священной митрополией Абхазии» церковном календаре также можно увидеть попытку «воцерковить» полуязыческие абхазские традиции. Читаем текст, помещенный в день праздника Успения Пресвятой Богородицы: «По традиции христиан Абхазии совершается поминовение усопших родственников, на дому накрывается поминальная трапеза». Вместо того чтобы приобщать своих соотечественников традиционному православию, отец Дорофей стремится внести в церковный обиход сомнительные народные обычаи. Где в православном мире праздник Успения, который на Святой Афонской Горе именуют Богородичной Пасхой, праздник светлый и радостный, связывают с поминовением усопших? Святитель Феофан Затворник говорит: «Как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи – и развратились». А о. Дорофею, получившему фундаментальное богословское образование, вряд ли неизвестны слова прп. Викентия Леринского: «В самой же Вселенской Церкви всеми мерами надо держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все…». Он же отвечая на вопрос «Что есть Предание?» – говорит: «То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, – то, что ты принял, а не то, что ты выдумал, – дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении которого ты должен быть не изобретателем, но стражем…не вождем, но ведомым. Предание сохрани. То есть талант веры … сбереги неповрежденным и неиспорченным». Очевидно, о. Дорофей очень своеобразно понимает слова Апостола язычников, великого Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22). Это понимание, видимо, подвигло его в период появления короновирусной инфекции, в угоду своим перепуганным маловерным последователям, самому закрывшись в монастыре от посетителей и своих прихожан, совершить Таинство Елеосвящения в режиме он-лайн, через интернет. «Поставьте перед собой масло и вино, зажгите свечи, я буду читать молитвы, а вы будете себя помазывать…». Это не Кашпировский, не Чумак, это доктор богословия университета Аристотеля – о. Дорофей (Дбар)…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

Преподобный авва Дорофей. Фреска. Монастырь Дионисиат, Афон, 1547 г. Преподобный авва Дорофей — подвижник конца VI — начала VII века. Происходил из богатой семьи, получил хорошее светское образование. Живя недалеко от обители аввы Серида, он познакомился со старцами Варсонофием и Иоанном, наставления которых сподвигли его принять монашество. Под их руководством св. Дорофей жил в монастыре, где занимался сначала приемом странников, а затем руководил больницей. После смерти аввы Серида и старца Иоанна прп. Дорофей ушел из обители, став настоятелем другого монастыря. Вероятно, к этому времени относятся его поучения. Сохранилось всего 21 поучение и несколько посланий. В «Добротолюбии» можно прочитать подвижнические наставления аввы Дорофея об очищении сердца, исполнении заповедей, о смирении, совести, страхе Божием, осуждении и суде, а также о делании добра и борьбе со страстями. Преподобный учит, что не стоит полагаться на себя, говорит о том, как переносить оскорбления, разногласия, болезни. Преподобный Исаак Сирин — святой VII века, родом из Ниневии (современный Ирак). В юном возрасте поступил в монастырь святого Матфия, став монахом. В дальнейшем св. Исаак, получив необходимую подготовку в монастыре, ушел в пустынь, где взял на себя подвиг безмолвия. Но Бог призвал его к служению Церкви: преподобный был рукоположен в епископа Ниневии. Однако его служение длилось недолго. Обязанности епископа мешали духовной жизни св. Исаака, не давали сохранить то, что он приобрел, живя в безмолвии. Поэтому преподобный вернулся в свою любимую пустынь, где и оставался до смерти. Св. Исаак много писал, основываясь на своем личном опыте. Его труды дошли до нас на сирийском и арабском языках. В «Добротолюбие» вошли выдержки из подвижнических наставлений св. Исаака Сирина, в которых он затрагивает темы страха Божьего и страха смерти, говорит о добродетели, чистоте души, целомудрии и отношении к телу. Преподобный выделяет три степени ведения: жизнь по плоти, жизнь в соответствии с душевными помышлениями и пожеланиями и жизнь по духу (степень совершенства). Также он пишет о молитве, безмолвии и созерцании Бога, о ревности, желании добра и исполнении заповедей, о связи добродетелей и искушений. Отдельно выделяет добродетель смирения. Том 3 — о достижении добродетелей и Богообщении

http://blog.predanie.ru/article/pyat-tom...

136. «В каждой пище есть естественная сладость: не делает ли она вреда принимающему пищу?» – Владыка Бог каждому роду пищи даровал сладость, и принимающему оную с благодарением нет от сего вреда. Пристрастия же всегда надобно остерегаться: ибо оно составляет вред для души. 137. «Не неприлично ли делать что-либо так, чтоб работа выходила чистою, когда, например, случится мне строить здание, или делать что-либо другое?» – Делать вещь так, чтобы она выходила чистою и красивою, не неуместно ради употребления, для которого эта вещь служит, но без пристрастия, ибо и Господь радуется о всякой чистоте. Если же примечаешь в себе пристрастие к вещи, то вспоминай конец ее, как она подвергается тлению, и успокоишься; ибо нет ни одной вещи, которая бы пребывала постоянно в одном и том же виде, но все тленно и изменчиво. Преподобный Авва Дорофей Преподобный Авва Дорофей. Краткое сведение о нем Процветал авва Дорофей в конце шестого и в начале седьмого века. Раннюю молодость свою провел он в изучении светских наук, – очень прилежном. По окончании образования жил несколько времени на родине, недалеко от обители аввы Серида, может быть, в Аскалоне или Газе. Состояние его было достаточное. Скоро вступил он в сношение с великими старцами Варсануфием и Иоанном, которых наставления расположили его, оставя все, принять монашество в обители аввы Серида, где они имели покой. Под их руководством прошел он иноческое свое воспитание, преимущественно впрочем под руководством старца Иоанна, проходя в то же время и послушания, возлагаемые на него аввою обители, который сначала вверил его надзору странноприимницу, а потом больницу. Во время этого последнего послушания он был руководителем св. Досифея. По кончине аввы Серида и старца св. Иоанна, когда общий наставник их великий Варсануфий совершенно заключился в своей келлии, прп. Дорофей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем другой некоей обители. Вероятно, к этому времени относятся его поучения, говоренные им своим ученикам. Эти поучения в числе двадцати одного и несколько посланий составляют все, что осталось нам в наследие от писаний сего отца, свет учения которого распространялся не только в обителях иноческих, но и всюду между христианами. Время кончины его полагают около 620 года. Память его июня 5-го.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

57 Вероятно, Мария Семеновна Добромыслова (1900–1986). После смерти прп. Никона приняла тайный постриг без перемены имени. Автор полного Жизнеописания прп. Никона. При жизни Батюшки проживала в Козельске. 58 Иеродиак. Петр (Драчев 1888–1981). Начинал подвизаться в Оптине, после ее закрытия – в Даниловом монастыре, после пинежской ссылки получил схиму в Почаеве (схиигумен Павел). 59 М. Амвросия в это время находилась в Архангельске, в ссылке. Посоветовавшись с Оптинскими отцами, они решили бросить жребий, предоставив на волю Божию вопрос о том, проситься ли м. Амвросии о переводе ее в Пинегу. Помолившись, вытянули «не проситься», так и решили. 60 Письма адресованы проживавшей в г. Калуге Лидии Евгеньевне Межековой (мон. Анфуса, в схиме – Лидия, 1896–1977); в них упоминается ее сестра Валентина Евгеньевна Межекова (1898–1966). 61 См. также: Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. С. 266. Вопрос 82: «Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает...»; «Смущение... есть дело неразумия и гордости...». Там же. Поучение 13. О том, как переносить искушения. Стр. 150. 62 Прп. старец Оптинский Антоний (Путилов, 1795–1865), схиигумен. Начало подвигов положил в Рославльских лесах, затем, вместе с братом Моисеем по приглашению преосв. Филарета (Амфитеатрова) перешел в Оптину для строительства там Скита, начальником которого был назначен в 1825 г. С 1834 по 1853 гг. был настоятелем Малоярославецкого монастыря, откуда был уволен на покой в Оптину. О нем см.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Оптиной Пустыни, 1992. 223 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 63 Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. 64 Тогда, т.е. если человек находится во всяком душеспасительном делании, проходя «семь телесных деланий», подвизаясь в терпении и во всем, что вышеизложено. Сравни с поучением прп. Аввы Дорофея о смиренномудрии [Прим. прп. Никона].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения (прп. авва Дорофей , 29, 87). Источник. ...Писание говорит: возлюбиши искренняго своего, яко сам себе ( Мф. 22, 39 ). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: как могу я возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о сокрытых в сердце его, которых не вижу и не знаю, подобно своим? Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание, и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай же и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. наверху лестницы? Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует сего от тебя; но берегись, по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Источник. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадал ему или давал ему то, в чем он нуждается: и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божиею и верха лестницы. Ибо мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя (прп. авва Дорофей , 29, 162–163). Источник. ...Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему и успокоишься и, таким образом, приведешь и ближнего к любви (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010