«Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: « Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » ( Лк.6:42 ), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение — бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех». преподобный Авва Дорофей «Не злословимым надобно страшиться и трепетать, а злословящим, потому что не злословимые должны будут оправдываться в том, что о них разносимы были недобрые слухи, но злословящие дадут ответ в том, что они говорили о других худо. На них-то падет вся беда. Итак, терпящим от злых слухов не о чем заботиться, потому что не потребуется от них ответа в том, что другие говорили о них худо, но говорившим худо надобно страшиться и трепетать, потому что они за свое злоязычие потребованы будут к суду». свт. Иоанн Златоуст Примечания: 1 Лествица 8:20 . 2 Святитель Григорий Богослов . Злословие .  3 Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего 4 Лествица 8:19 .  5 Лествица 10:2 . 6 Лествица 10:8 . 7 Лествица 10:2 . 8 Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего .  9 Лествица 11:9 .  10 Лествица 10:10 .  11 Лествица 10:16 .  12 Лествица 10:17 . 13 Лествица 8:4 .  14 Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего .  Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/zloslovie

Исаак Сирин , 58, 105). Источник. Не думай, человек, чтобы во всем иноческом делании было какое-либо занятие важнее ночного бдения (прп. Исаак Сирин , 58, 352). Источник. Если монах с рассудительностью пребывает в бдении, то увидишь в нем как бы неплотоносца (прп. Исаак Сирин , 58, 352). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира, и омертвевший для мира омертвел для страстей. Кто омертвел сердцем для своих близких, для того мертв стал диавол (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. ...Как воин не должен оставлять службы своей для того, чтобы сделаться земледельцем или купцом, ибо иначе он лишится своего сана, как говорит Апостол: никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет ( 2Тим. 2, 4 ); так и мы должны подвизаться и не заботиться ни о чем мирском и служить единому Богу, дабы, как сказано, быть девою, прилежно занятою своим делом и безмолвною (см.: 2Кор. 11, 2 ) (прп. авва Дорофей , 29, 31). Мы оставили мир, оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия, как я сказал, и маловажными и обыкновенными вещами, нестоящими никакого внимания, опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, а мы не разумеем этого. Посему, если мы хотим совершенно измениться и освободиться (от мира), то научимся отсекать хотения наши, и таким образом, мало-помалу, с помощью Божиею, мы преуспеем и достигнем бесстрастия (прп. авва Дорофей , 29, 33). Источник. Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных (прп. Иоанн Лествичник , 57, 2). Источник. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств (прп. Иоанн Лествичник , 57, 3). Источник. Знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием (прп. Иоанн Лествичник , 57, 21). Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали (прп. Иоанн Лествичник , 57, 152). Источник. Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст... (свт, Иоанн Златоуст , 48, 610). Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами. Ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 184). ...Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а истину обнаруживает яснее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 378). Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми (свт. Иоанн Златоуст , 51, 380). Ложь бессильна и легко изобличается, хотя снаружи и разрисована многоразличными красками. Как те, которые покрывают смазкою стены, близкие к разрушению, чрез эту смазку не могут поправить их, так и люди, когда говорят ложь, легко изобличаются (свт. Иоанн Златоуст , 51, 454). Источник. Ложь есть разрушение любви... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). ...Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего... (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. ...Постараемся же, братия, никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как сия страсть: от сего не бывает ничего доброго, а множество смущений, от сего человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же, по причине порочности нашей, посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят вам, ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью (прп. авва Дорофей , 29, 110–111). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя! Но в телесных болезнях находим мы различные причины: или что врач неискусен и дает одно лекарство вместо другого, или что больной ведет себя беспорядочно и не исполняет предписаний врача. В отношении же души бывает иначе. Мы не можем сказать, что врач, будучи неискусен, не дал надлежащего лекарства. Ибо врач душ есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное врачевство: так, против тщеславия дал Он заповеди о смиренномудрии, против сластолюбия – заповеди о воздержании, против сребролюбия – заповеди о милостыне, и, одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь. Итак, нельзя сказать, что Врач неискусен, а также и что лекарства стары и потому не действуют, ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. Поэтому ничто не препятствует здравию душевному, кроме бесчиния души (прп. авва Дорофей , 29, 124). Источник. ...Страстная душа всегда мучится, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют ее. И сверх сего, кто может, братья, вообразить страшные оные места, мучимые в оных тела, которые служат душам только для усиления страданий, а сами не истлевают, тот страшный огонь и тьму, тех безжалостных слуг мучителей и другие бесчисленные томления, о которых часто говорится в Божественном Писании и которые соразмеряются злым делам душ и их злым воспоминаниям? (прп. авва Дорофей , 29, 138–139). ...Когда кто потрудится очистить от всех... страстей и постарается (приобрести) все добродетели, то он должен всегда прибегать к милости Божией и к покрову Божию, чтобы не быть ему оставленным и не погибнуть (прп. авва Дорофей , 29, 145). ...Душа, когда перестанет исполнять грехи на самом деле и перейдет мысленное море, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так через скорби войти в святой покой... (прп. авва Дорофей , 29, 155). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слава и знатность не в местах, не в одеждах, не в сане, не во власти, но только в душевной доблести и любомудрии (прп. Нил Синайский , 71, 68). Мала, ничтожна, малодневна и ничем не отлична от весенних цветов эта смешная и позорная слава, воздаваемая тебе людьми, но велик и тяжел последующий за ней стыд. Посему, если не хочешь быть постыженным, не желай и быть прославленным этой непрочной, легко уничтожаемой и умаляемой славой (прп. Нил Синайский , 72, 396). Источник. ...Славолюбивый подобен любодейной деве, которая, гоняясь за своими возлюбленными, за то более и бывает ими ненавидима, что неистово их любит (прп. Нил Синайский , 73, 250–251). Источник. ...Не иначе можно достигнуть славы, как только избегая ее, а пока гонимся за славою, она бежит от нас (прп. Нил Синайский , 73, 396). Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей, сперва возлюби обличение о грехах своих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник. Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия... (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник. Кто ищет похвалы, тем обладает страсть (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Если увидишь, что кто-либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания (прп. Марк Подвижник , 69, 22). Источник. Кто с ведением убегает смертной славы, тот ощутил в душе своей будущий век (прп. Исаак Сирин , 58, 277). Лучше, чтобы многие называли тебя невеждою за простоту, нежели мудрым и совершенным по уму, ради славы (прп. Исаак Сирин , 58, 286). Источник. Мирская слава есть утес в море, покрытый водами, и неизвестен он пловцу, пока корабль не станет на нем дном своим и не наполнится водою (прп. Исаак Сирин , 58, 400). Источник. Как облеченный в шелковую одежду, если бросить на него рубище нечистое, отбегает, чтобы не замарать своего драгоценного одеяния, так и святые, будучи облечены в добродетели, убегают человеческой славы, чтобы не оскверниться ею. А ищущие славы подобны нагому, который желает найти хотя малое рубище или иное что-либо, дабы покрыть свой стыд; так и необлеченный в добродетели ищет славы человеческой (прп. авва Дорофей , 29, 45). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей , 29, 190). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей , 29, 234). Источник. Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей , 29, 236). Источник. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 39). Источник. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник , 91, 167). ...Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища... (прп. Максим Исповедник , 91, 262). ...Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206). Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бесчестие Какое бесчестие может возмутить тех, кои пред лицем Божиим всегда видят грехи свои (прп. авва Исаия , 60, 83). Это еще не добродетель – быть обесчещенным и не чувствовать сего; напротив того, вот добродетель – сознавать сие и презирать ради благочестия (прп. Ефрем Сирин , 30, 174). Источник. ...Позор и бесчестие является только тогда, когда человек делает то, что запрещает Бог (свт. Иоанн Златоуст , 50, 163). Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели (свт. Иоанн Златоуст , 51, 866). Веруй, что бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах (души твоей), будучи уверен, что тот, кто ненавидит бесчестие, – ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости (прп. авва Дорофей , 29, 184). Источник. ...Не переносить бесчестие – есть дело неверия (прп. авва Дорофей , 29, 250). Источник. Не будешь... много лет трудиться для приобретения блаженного покоя в душе, если сначала от всей души предашь себя терпению бесчестия (прп. Иоанн Лествичник , 58, 43). Источник. Небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца (прп. Иоанн Лествичник , 58, 47). Источник. Во всех случаях, когда бесчестие падает на одних нас, должно молчать (ибо это время духовного приобретения), а когда обвинение касается другого лица, тогда должно говорить в защиту, ради союза любви и ненарушимого мира (прп. Иоанн Лествичник , 58, 58). Источник. порошок – есть уязвляющее бесчестие, врачующее гнилость возношения (прп. Иоанн Лествичник , 58, 254). Все к бесчестию нашему с нами случающееся, от людей или от демонов, праведным судом Божиим, по Его Домостроительству случается к смирению наших душ. Цель у Бога, правителя жизни нашей, та, чтобы мы были всегда смиренны, не мудрствовали паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовали в целомудрии (ср.: Рим. 12, 3 ) и не думали о себе много, но на Него взирали и Его блаженному смирению подражали, ибо Он кроток и смирен сердцем ( Mф. II, 29 ), каковыми и нам желает быть Он, претерпевший за нас смерть неправедную и бесчестную (прп. Никита Стифат , 89, 105).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Стяжать же эти добродетели можешь ты не одним своим произволением, но силою Божиею и содействием Святаго Духа, при многом внимании и молитве, и, стяжав их таким образом, можешь через них избавиться от сказанных трех крепких исполинов лукавого (прп. Марк Подвижник , 90, 484–485). Когда, строго относясь к страстям, сильнее от бесов бываем стужаемы срамными помышлениями, тогда наипаче да утверждаемся в вере Господу, и крепчайшее да восставляем в себе упование обетованных вечных благ, которых лишить и от которых отчуждить нас стараются враги наши по зависти. Ибо если бы блага сии не были крайне велики, то бесы не горели бы такою к нам завистью и не устреляли бы нас так часто скверными помыслами, чая хоть этим удовлетворить злобе своей и думая вогнать нас в отчаяние многократным этим и несносным стужанием (прп. Иоанн Карпафский , 92, 80). ...От человека требуется не это одно – усыпить свои страсти, а и то, чтобы искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут против нас упорствовать. Страсти же усыпленные пробуждаются, как скоро встречается причина прийти им в деятельность (прп. Исаак Сирин , 59, 248). Источник. Кто не удалится добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех (прп. Исаак Сирии, 59, 290). Источник. Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными и видимыми... (прп. Исаак Сирин , 59, 362). Источник. ...Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от Них; потому что иное дело вырвать малую былинку и иное – искоренить большое дерево (прп. авва Дорофей , 30, 101). Источник. ...Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу (прп. авва Дорофей , 30, 214). Источник. Как одержимому долговременного болезнью невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них (прп. Иоанн Лествичник , 58, 214). Источник. Кто во время восстания страстей мужественно... изгонит мечтание и память о чувственных вещах... тот победоносно посрамит, с помощью Божественной благодати, восставшее на него злое и тиранское насилование страсти и диавола (прп. Максим Исповедник , 92, 287–288).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. не включено. В католич. Церкви память З. внесена кард. Цезарем Баронием под 30 нояб. также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греч. синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы «благочестивого монаха» под 27 апр. (SynCP. Col. 631), а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 янв. (Ibid. Col. 421). Последнему в печатных греч. минеях посвящены 2 стиха. Ему также приписываются нек-рые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В «Великом патерике» («Великом собрании изречений старцев») находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы «Рассуждения» (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - «Изречения»). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с З. Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, к-рые сообщает о себе автор «Рассуждений», совпадающих с тем, что известно о З. Финикийском. Автор «Рассуждений» жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в мон-ре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. З. знаком с «Аскетиконом» прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. «Рассуждения» З. использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их «О смирении». Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о З. (PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713), тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя «Рассуждений» следует отнести к 1-й пол. VI в. Тождество З. Финикийского, автора «Рассуждений», и Зосимы, о к-ром упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле ( Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime//EO. 1901. T. 4. P. 359-363) признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским (см. в ст. Зосима , прмч. Киликийский, и Афанасий Комментарисий ) кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, к-рый пишет о Зосиме Киликийском ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124), говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. З. Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (пам. 4 апр.), похоронившего прп. Марию Египетскую. «Рассуждения» Зосимы частично вошли в «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/200019.html

В " Великом патерике " ( " Великом собрании изречений старцев " ) находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы " Рассуждения " (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - " Изречения " ). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с Зосимой Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, которые сообщает о себе автор " Рассуждений " , совпадающих с тем, что известно о Зосиме Финикийском. Автор " Рассуждений " жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой , на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в монастыре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. Зосима знаком с " Аскетиконом " прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского . " Рассуждения "  Зосимы использовались прп. Дорофеем Газским , который именует их " О смирении " . Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о Зосиме , тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя " Рассуждений " следует отнести к первой половине VI века. Тождество Зосимы Финикийского, автора " Рассуждений " , и Зосимы, о котором упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле  признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским  кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх , который пишет о Зосиме Киликийском , говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. Зосима Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (память 4 апреля), похоронившего прп. Марию Египетскую.  " Рассуждения " Зосимы частично вошли в " Добротолюбие " . Литература Использованные материалы   Ioan. Malal. Chron. VIII

http://drevo-info.ru/articles/10834.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010