Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство. Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься. Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост! Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорят друг другу: —Прости меня, Христа ради. —Бог простит, и я прощаю. Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным. В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит: —Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать. Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу! Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

3. Необходимо исповедать грех перед Богом в Таинстве Покаяния , даже если человек вас простил. Богослужение великой вечерни с чином прощения Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница . Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна : Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ( Пс.68 ). Этот великий прокимен , кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2ю и 4ю Недели (воскресенья) Великого поста. Прослушать Великий прокимен: 02:04 Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения: На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: « Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: « Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: « Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

Закрыть itemscope itemtype="" > Сыропустная седмица и Великий пост Галина Чудинова о Масленице 07.03.2016 782 С седьмого марта неделю будет длиться на Руси сыропустная седмица, ласково называемая в народе Масленица. Каждый из её дней имеет свои названия: Понедельник – встреча, Вторник – заигрыш, Среда – лакомка, Четверг – широкая Масленица, Пятница – тёщины блины, Суббота – золовкины посиделки, Воскресеньепрощённое воскресенье. Во все дни сыропустной седмицы пища скоромная, но без мяса: предпочтение отдаётся рыбе, маслу, сырам, молоку, всем молочным продуктам да блинам и оладьям. В старину на Руси традиционно устраивались в эту неделю народные гуляния, молодецкие забавы, кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежных городков. Завершается неделя проводами русской зимы, сожжением чучела Масленицы и прощённым воскресеньем. Православные христиане говорят при этом друг другу: «Простите, Христа ради!». Полагается прощать, ибо все мы отнюдь не безгрешны. «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!» – гласит мудрая русская пословица. В нынешнем году начнётся он с четырнадцатого марта и продлится ровно семь недель, до первого мая, до Пасхи Христовой. Этим дням посвящены лучшие духовные произведения классической русской литературы. Тут и «Чистый понедельник» Ивана Бунина, и «Лето Господне» Ивана Шмелёва, и «Отцы пустынники и девы непорочны» Александра Сергеевича Пушкина . Согласно церковному Уставу, в Чистый понедельник трапезы не бывает: больным же, старикам, слабым и детям позволяется к вечеру вкусить хлеба и воды. В отечественной истории известны случаи, когда русское воинство в канун решающей битвы постилось и молилось три дня, а после, с Божьей помощью, одерживало победу над врагом. Согласно статистическим данным, в России в настоящее время постится не более трёх процентов её населения, печальные последствия этого видны невооружённым глазом: курение, алкоголизм, наркомания, всякого рода преступления. Необходимо помнить, что пост – это не диета, а строгое соблюдение церковных правил, время для духовного очищения, для покаяния и добрых дел.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/sy...

Прощение и примирение: в чем разница? Знаем ли мы, что такое истинное, глубокое прощение? Чем оно отличается от примирения? Как подготовиться к Церковному Чину прощения так, чтобы не превратить его в формальность? 20 февраля, 2012 Знаем ли мы, что такое истинное, глубокое прощение? Чем оно отличается от примирения? Как подготовиться к Церковному Чину прощения так, чтобы не превратить его в формальность? «…все ли отчетливо представляют себе, какую ответственность мы берем на себя? Ибо, к сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас носит оттенок формального исполнения взаимного прощения» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Жизнь их была непроста, и уходя на все 40 дней поста в пустыню, никто из них не был уверен, что вернется из уединения. Как перед смертью они просили друг у друга прощения накануне. А знаем ли мы, что такое истинное, глубокое прощение? Чем оно отличается от примирения? Как подготовиться к Прощеному воскресенью и к Церковному чину прощения так, чтобы не превратить это событие в формальность? На эти вопросы отвечает ректор Института христианской психологии, священник Андрей Лоргус . Примирение и прощение – это разные вещи. Примирение может быть достигнуто разными путями, в том числе и материальными. Я могу причинить ущерб другому человеку и могу впоследствии с ним примириться через какие-то свои действия жертвенного характера: денег ему подарить, услугу ему какую-то оказать, чтобы достичь примирения. Но прощения здесь не будет, и покаяния не будет. Всё-таки Церковь имеет в виду прежде всего не примирение, а именно прощение, причём не получение прощения, а просьбу о нем. И в Прощёное воскресенье прежде всего важно принести другому покаяние, сказать «Прости!», нежели получить прощение . Я думаю, что эта древняя традиция перед Великим постом просить друг у друга прощения подразумевала прежде всего эту половину, эту часть – не примирение, не получение прощения, а именно просьбу о прощении. Конечно же, эта просьба совмещала и личное покаяние, и какую-то просьбу человеку, причём важно-то было не просто попросить у него прощения, а примириться с ним в душе. Даже если этот человек очень неприятный, даже если это человек, который желает мне зла, даже если это человек, который готов мной манипулировать, готов надо мной посмеяться… Но это нужно мне!

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-pr...

Великий пост. Подготовительные недели Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Хорошо известно и многократно засвидетельствовано, что вершина православного богослужения — Страстная и Пасха. Все важнейшие тексты песнопений и молитв Святой Четыредесятницы — избранного времени церковного года — продолжают нас восхищать точностью, силой, глубиной, поэтической изысканностью. Часто, к сожалению, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. И как результат — поверхностно проведённый пост, Страстная — в суете, также и душевно­эмоциональная — не более — Пасха. Между тем как ребёнка начинают воспитывать задолго до рождения, подобно тому и плод поста взращивается ещё минимум за месяц до Прощёного воскресенья. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. Но ещё раньше, в Неделю по Богоявлении, мы слышим в храме первую проповедь Господа Иисуса Христа: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). Эта проповедь — альфа слова Спасителя на земле — даёт начало подготовительному пути к Великому посту и одновременно благословляет на всежизненный покаянный подвиг, имеющий стать омегой нашей временной жизни, да перейдём в жизнь вечную, где Сам Господь — Начало и Конец, Альфа и Омега. Где-то около Недели по Богоявлении обычно наступают последние воскресенья перед пением Постной Триоди — Недели 31-я и 32-я по Пятидесятнице. В эти дни читаются за литургией фрагменты из Евангелия от Луки, следующие один за другим: повествования об исцелении Господом слепца у ворот Иерихона (Лк 18:35–43) и об обращении в том же городе начальника мытарей Закхея (Лк 19:1–10). Заметим параллель с притчей о милосердном самарянине.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Покойный Снегирев, по нашему мнению, совершенно справедливо предполагал, что наша масленица берет свое начало из языческого празднества, совершаемого нашими предками в честь Волоса, скотья бога. Самые даже яства масленичные, как-то: масло, молоко, сыр, сметана и те подтверждают это предположение. Так вот откуда началась-почалась наша теперешняя масленица. Со времени принятия христианства русскими славянами, неделя, предшествующая Великому посту, называлась вначале, как это видно из наших древних летописей, мясопустом потому, что в эту неделю по уставу церкви, воспрещается есть мясо. Название же сырной недели и масленицы является уже гораздо позднее и именно не ранее 16-го века. Теперь мы необходимым считаем сказать несколько слово том, какое значение имеют масленичные дни по уставу нашей Православной Церкви. Наша церковь в неделю мясопустную, или в воскресенье на пёстрой неделе, перед масленицею, по утверждению богомудрых отцов, воспоминает время страшного Суда Божия, а в субботу мясопустную, по учреждению св. отцов, отправляет поминовение об усопших благочестивых христианах, скончавшихся безвременною смертью и без надлежащего покаяния; в прощёное же Воскресенье сырной недели, по завету церковных учителей, воспоминается падение праотца Адама. В церковных песнях неделя эта называется временем покаяния, предпразднственным входом, светлым предпутием поста . В среду и пятницу на сырной неделе не бывает уже Божественной литургии. В наше время название этой недели мясопустом и сырной неделей употребляется только в святцах и календарях, а народ называет ее масленицей . Народ недаром придумал книжное название: мясопустная неделя , заменить масленицею ; ибо в течении этой недели вся Русь употребляет в пищу масленистые вещества, т. е. масло, сыр, молоко, творог, сметану. У западных славян масленица сохранила прежнее свое название мясопуста, а у сербов она называется била недиля , т. е. белая неделя. У нас, как в великой, так и малой Руси, во время масленицы идет, как говорит народ, разливанное море; у самых беднейших наших крестьян вы в это время найдете блины , вдоволь умащенные маслом, а в малороссии и в смежных с нею местах, кроме блинов, найдете еще и вареники, плавающие в масле.

http://azbyka.ru/maslenica-dubrovskij

Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях. 12 марта, 2013 Однажды, когда я в храме исповедовал, подошел человек и резко ударил меня по щеке. А у меня произошло некоторое торможение — я стал вспоминать, что надо делать в таких случаях. Меньше недели осталось до Прощёного воскресенья . Просить друг у друга прощения в этот день — традиция, дань моде или установление, имеющее корни в вечности? Когда, почему и зачем нужно прощать? Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве: — Когда человеку предстоит операция, во время которой он может умереть, вряд ли он усомнится, что необходимо простить всех, кто его когда-либо вольно или невольно обидел. Разумеется, если он верует во Христа. Прощеное воскресенье  — напоминание о том, что нам надо будет всех простить. Так требует Господь наш Иисус Христос, и не потому, что у Него возникло такое деспотическое желание, а потому, что если я кого-то не простил, бесполезно даже молиться и просить у Бога что-то для себя. Никаких отговорок, уловок быть не может. Мы должны простить, иначе жизнь наша двигаться не будет. Люди, воспитанные в православной вере, обязаны прощать, не откладывая на Прощеное воскресенье. Апостол говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф., 4, 26). А вспомните, какие замечательные слова есть в молитве, которую мы читаем перед причастием: «Первее примирися тя опечалившим». Тебя обидели, и ты проси у обидчика прощения. Это непросто, это уже уровень неземного бытия. Но мы и предназначены для другой жизни, для жизни вечной. Возьмем спутник или космический корабль. Его строят несколько десятилетий, тратят на это огромные деньги, готовят к полету на Марс. Построили, взлетает, что-то не срабатывает, падает (слово святоотеческое — упал спутник). Почему? Неправильно были на земле ориентированы плюсы и минусы электроснабжения, не смог он сориентироваться на солнце (а это и есть Солнце правды Христос Бог наш), развернуть свои солнечные батареи, и погиб.

http://pravmir.ru/prot-sergij-pravdolyub...

     В пятницу первой седмицы Великого поста архиепископ Горловский и Славянский Митрофан и архиепископ Краснолиманский Алипий, викарий Горловской епархии,совершили Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском собореСлавянска. По окончании богослужения архиепископ Митрофан обратился к гостям и прихожанам собора с архипастырским словом.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваше Высокопреосвященство, ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с окончанием первой седмицы Святой Четыредесятницы и с праздником в честь святого великомученика Феодора Тирона! Так устроен церковный устав, что на первой седмице Великого поста мы не совершаем торжественных праздников. Например, положенное в среду было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, переносится на Прощёное воскресенье или на Неделю Торжества Православия. Также переносится на другие дни память святителя Тихона и святителя Алексия Московских, потому что богослужения на первой седмице Поста особенные. Но тут вдруг, как бы вопреки уставу, несмотря на то, что даже особо чтимые праздники переносятся на другой день, Церковь совершает особое торжество в честь великомученика Феодора Тирона. И каждый год его память совершается на первой седмице. Сегодня мы слышим молебное пение ему. В чём причина? Почему Церковь это делает, как бы нарушая свой собственный устав? Дело в том, что святой великомученик Феодор когда-то, как раз в эти дни, оказал христианам особое благодеяние по Промыслу Божию. Нечестивый правитель, зная, что христиане всю первую неделю строго постятся, а в субботу и воскресенье могут себе позволить что-то вкусить и пойдут за продуктами на рынок, повелел, чтобы все продукты окропили идоложертвенной кровью. Когда идолам приносили в жертву животных, а иногда и людей, кровь жертв собирали в сосуды и «освящали» ей приношения, различные продукты, в знак того, что они тоже посвящены этому так называемому богу и являются жертвой для него. Конечно, с одной стороны, христиане знают, что идол — это ничто. Хоть окропляй, хоть не окропляй — это пустое место, их нет. Есть только Единый Бог — Господь. Но с другой стороны, люди, узнав о том, что они вкушали пищу, окроплённую идоложертвенной кровью, очень смутились бы этим. И ради этого всё и было задумано — чтобы посмеяться над христианами, чтобы их огорчить. Но святой великомученик Феодор по воле Божией явился епископу, сказал ему о том, что так будет, и подсказал, что надо делать. Епископ взял пшеницу и велел сварить коливо, такое, как вы видите сегодня. Туда добавили мёда и фруктов и после службы раздали людям, чтобы они не были голодными, и предупредил их, чтобы они не шли на рынок и никаких продуктов в этот день не покупали.

http://pravoslavie.ru/77600.html

Тайна Прощения Наше примирение — это не просто условие вхождения в пост, а в первую очередь — условие нашего подобия Богу. Что мир, который человек хранит в сердце, мир по образу Святой Троицы, по образу Христову — он и рождает нас как человеков. И это единственное условие нашего обожения. 15 марта, 2013 Наше примирение — это не просто условие вхождения в пост, а в первую очередь — условие нашего подобия Богу. Что мир, который человек хранит в сердце, мир по образу Святой Троицы, по образу Христову — он и рождает нас как человеков. И это единственное условие нашего обожения. Почему и зачем христианин должен прощать? С какой целью установлено Прощёное воскресенье? Только ли в подготовке к Посту тут дело? Размышляет клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева протоиерей Виталий Шинкарь. Прот. Виталий Шинкарь Человек — существо чувственное, гораздо более сентиментальное, чем духовное. В силу этого Прощеное воскресенье часто превращается в некое истерическое действо, когда прихожане, особенно женщины, устраивают «слезоточения», обмен просьбами простить и «медитации» на тему нашей грешности и недостойности. Мне кажется, что за всем этим стирается очень важный смысл, сокрытый во всей истории Церкви, в Ветхом и Новом Завете. Смысл этот — не просто в примирении, а в единстве. Ведь наш Бог — Троица. Это совершенный мир и совершенное единство. Прощение или примирение означают не только дружбу и братство друг с другом, а в первую очередь —  пребывание в мире Божьем, то состояние, к которому человек призван. И это — условие вхождения в пост. Обычно когда мы в проповедях восхищаемся человеком или говорим о том, что человек — это микрокосм, что он больше, чем этот мир, то мы забываем, что отцы Церкви говорили, что человек — это больше, чем микрокосм. Самое главное для отцов не то, что человек — не просто разумное или общественное животное, а то, что это существо, достигающее состояния, которое мы называем обожением. Человек — тот, кто должен перейти дальше от этого мира, стать богом, обожиться. Это тварь, которая имеет от Бога заповедь и повеление стать самой богом. В этом призвание человека.

http://pravmir.ru/tajna-proshheniya/

Каждому из нас дано от милосердого Спасителя время «одуматься, раскаяться, исправиться, запастись с избытком елеем милосердия и всякой добродетелью, чтобы не постыдиться на Суде» (2: 36). Здесь мы сами пишем «делами своими вечное оправдание или вечное осуждение на Страшном Суде; и в этом, между прочим, смысле будущий Суд называется написанным: “Сотворити в них, сказано, суд написан” ( Пс. 149, 9 ). Совестные книги наши или оправдают нас, или осудят нас, и нам останется только выслушать праведный, вечный приговор Судии всемирного» (2: 37). Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье ( Мф. 6,14–21 ) Нынешнее воскресенье называется прощёным от благочестивого обычая просить друг у друга перед Великим постом, перед говеньем, прощение. Обычай этот вошёл в практику как исполнение воли Спасителя, заповедавшего нам прощать друг другу согрешения, если хотим и сами получить прощение от Отца Небесного, Которого мы часто огорчаем! Господь требует от нас простоты и непамятозлобия. «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности... и тебе прощены будут твои грехи» (2:47). Но как злопамятны бывают люди! Как часто этот порок обладает ими. Господь требует немного от нас – прощения и забвения обид – сердце же наше «крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за неприятное или правдивое, резкое, даже – за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым, гордым, едва не сердится даже за самые помышления ближнего, которые оно воображает в ближнем» (2: 52). Против сильного недуга есть и сильное средство. Великой человеческой злобе противостоит бесконечная, всесильная благость Божия, с помощью которой легко «побеждать всякое зло и в себе и в других» (2: 53). Злобе непримиримой угрожает праведный Божий суд. И святой Иоанн рассказывает одну повесть, в которой показано, как Бог карает ещё здесь, на земле, людей, не желающих помириться. В древние времена в Киево-Печерской Лавре были два инока – священник Тит и диакон Евагрий. Прожили они несколько лет дружелюбно, но из-за чего-то поссорились и после сего, не попросив прощения друг у друга, продолжали стоять у престола Божия. Братия умоляли их отложить гнев и вернуть согласие, но безуспешно. И вот священник Тит опасно разболелся. Готовясь перейти в Мир Иной, он послал к недругу слёзную просьбу о прощении. Но Евагрий отверг её. Тогда братия насильно привели его к умирающему. Тит, невзирая на свою крайнюю слабость, пал на колени пред ним в покаянии. Что же он услышал в ответ? Злобный крик: «Ни в сей, ни в будущей жизни не хочу примириться с ним!» И тут же рухнул мёртвым. Более того, сразу стал холодным, как будто смерть его настигла давно. А покаявшийся священник Тит встал с одра болезни совершенно здоровым, «как бы никогда и не был болен» (2: 53–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010