В кн. 2/7 говорится, что Крещение есть » омовение в бане жизни «; то есть в Крещении человек возрождается к новой жизни. В кн. 2/33 высказывается та же мысль, что предстоятели Церкви » возродили вас водою ». Кн. 5/16: «Посему, крестившись в смерть Господа и в воскресение Его, как новорожденные младенцы , вы не должны уже делать никакого греха...» Из этих слов явствует, что именно в Крещении верующие становятся «новорожденными младенцами», то есть возрождаются. Кн. 6/15: «…а погруженные ими (еретиками) не освящаются , но оскверняются, получая не прощение грехов , но узы нечестия». Отсюда понятно, что крещённые не еретиками, а истинными пастырями Церкви, получают в Крещении освящение и прощение грехов. И здесь же: «Но и тот, кто не желает креститься из презрения, осужден будет, как неверующий, и поруган будет, как неблагодарный и бессмысленный; ибо Господь говорит: «если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в Царствие Небесное»; и опять: «кто уверует и крестится, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет " ». То, что в цитате Христа слово «родится» заменено словом «крестится» ярко свидетельствует о том, что для первых христиан эти понятия были в данном случае полностью тождественны! Далее приводятся молитвы об оглашённых (готовящихся ко Крещению), где Господа просят, о том, «чтобы возненавидел он (оглашаемый) всякий путь неправды и ходил по пути истины, дабы сподобиться ему бани нового бытия , в усыновление о Христе , чтобы, соединившись со Христом подобием смерти Его, в надежде славного общения, умер он для греха и жил для Бога по уму, слову и деятельности, и включен был в книгу живых » (кн. 7/33); а также, чтобы Господь «сподобил их бани нового бытия , одежды нетления, истинной жизни... вселился же в них и походил Христом Своим... Снова прилежно о них помолимся, чтобы они, получив оставление прегрешений чрез посвящение ...» (кн. 8/6); Заметим: хотя оглашённые – это обратившиеся от мира и уверовавшие во Христа, посещающие собрания христиан («покаявшиеся», как сказали бы протестанты), тем не менее, они признаются ещё не рождёнными свыше и не получившими ещё оставление прегрешений – в них не вселился и не живёт ещё Христос 478 (и Дух Святой, конечно же), они ещё не усыновлены Богу и не включены в книгу жизни, а случится всё это только при Крещении (посвящении, бане нового бытия), и об этой благодати для оглашённых и просят Христа верные в приведенной молитве. Такое понимание Крещения полностью соответствует православному, и никаким образом протестантскому, которые своих «покаявшихся» ещё до крещения считают возрождёнными, прощёнными, спасёнными и имеющими в себе Христа и Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

А вывод уж совсем «католический»: более, чем в данных. (Tractaus de Ecclesia Christi Amselodami, 1913, р. 189–190; VanHoort). ДОКОНЧУ «НАЧАЛЬНЫЕ УРОКИ». ТАИНСТВА Крещение. «Тотчас некоторая часть страданий (petite part des souffrangs) Господа нашего Иисуса Христа даётся его душе» (крещённого) (р. 112–113). Обливание. Что это значит? Подобное и в другом месте (116, в покаянии). У нас иначе. При покаянии нужно рассказывать подробности: сколько раз согрешил. Малые грехи очищаются молитвой, сокрушением и добрыми делами и помазанием благословенной водой. Если после исповеди вспомнил о забытом грехе, то за «маленький» помолись и «не беспокойся»; если «большой», тяжкий забыт был тобою, при условии, что ты внимательно испытывал себя пред исповедью, то исповедуй его в следующую исповедь, а «до того времени не нужно беспокоиться». (Удобно. Но неправильно). Если же плохо готовился, значит, сам виноват; тотчас же должен возвратиться и исповедаться снова, иначе и другие прощённые грехи не прощены (р. 121). Индульгенции. Но об этом особо напишу. Евхаристия есть продолжение тайны воплощения (р. 127), а затем и страдания. Причащаются часто ли? Насколько возможно чаще, при всяком посещении мессы даже. Для этого не нужно каждый раз исповедоваться, если: 1) нет смертного (тяжкого) греха, 2) в простительных грехах – нужно помолиться или сделать подвиг (жертву – sacrifice) (p. 133). Нужно обещаться быть лучше. И не вкушать ничего после полуночи. Визиты к Св. Тайнам в течение дня: они стоят в Табернакле (Дарохранительнице) в середине над алтарём (р.134). Эта сторона особенная у них (см. «Мысли...»). А в особенных случаях, особенно по воскресеньям, после обеда или вечером бывает «салют» (salut) – приветствие, почитание, поклонение Св. Тайнам: «гостия». (Тело в виде ? – так у них причащают, – выставляется напоказ в остензуаре (вроде металлического солнца, а в середину пустую вставляется «гостия». См. «Мысли...») (ib.). Миропомазание совершается только епископом. Возлагаются руки, делается знак креста пальцем на лбу святым миром и даётся по щеке «лёгкая пощёчина» в знак «освобождения от демона» (Какого же? Это что-то новое). В древности это делали, когда отпускали на свободу рабов, так и здесь! (р. 140)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Самое первое, сильное веяние этой запредельной и радостной правды Весны ощущается всегда за несколько недель до её начала, когда начинают в храме в воскресный день петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Тогда гаснет в храме свет, и душа погружается в состояние какого-то особенного, трепетного предстояния Богу… и так это всегда бывает волнительно, светло и грустно… Вот где так остро чувствуешь необходимость и даже крайнюю необходимость поста, скучание по нему, живое, искренне стремление к Богу! Осознание того, как удалился от Него в «естественной» сутолоке будней и развлекающей пестроте дней. Вот это чувство да не оставит нас и да поможет войти в сугубые дни. Если на Масленицу, что называется, «покатился» в чревоугодие и плотоугодие, то вероятность того, что войдёшь в пост «правильно» – уменьшается многократно. А это очень важно: «правильно» войти. Это, знаете, как в картинную галерею: иногда даже к одной картине, к шедевру, идут не от порога музея, а откуда-то изнутри, из глубины сердечной, несмотря на обстоятельства внешние… Идут иногда годами… Вот так и в пост нужно входить – благоговейно, тихо, с чуткостью и трепетом. Иначе никак не услышать то, к слышанию чего приглашает пост. К слышанию глаголов жизни вечной, обращённых ко всем вообще и к каждому в частности. «Правильно» – это значит и внешне в соответствии с требованиями Устава, и внутренне – в собранности и сосредоточенности на покаянном, смиренном осознании своих грехов и на живом устремлении к Господу, к Его правде. Так что хорошо бы уже в Масленицу почаще вспоминать о грядущих днях и внутренне «подтягиваться», собираться, готовиться к их началу. Важно в день Прощёного воскресенья не просто формально попросить прощения у тех, кто окажется рядом, но и в глубине сердечной помолиться обо всех тех, кто причинил нам душевную боль, и о тех, кого сами обидели, но кто в силу обстоятельств находится «вне зоны доступа». Помолиться, чтобы Господь и всем этим людям даровал радость познания Истины. Очень это важно, даже если не всегда получается «наяву» примириться с тем или иным человеком и попросить у него прощения.

http://pravmir.ru/vesna-dushi/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя воспоминания Адамова изгнания. Прощеное воскресение Есть известное изречение, что первородный грех — единственный из христианских догматов, доступный непосредственному наблюдению. 16.03.2024 Прощеное воскресенье 2024 Подборка материалов журнала «Фома» к Прощёному воскресенью: смысл и традиции, как, у кого и зачем просить прощения. Как научиться прощать? 29.02.2020 День прощеного воскресенья: научиться прощать Протоиерей Максим Первозванский о Чине прощения, прощении непрощаемого и умении прощать по-настоящему. 13.03.2021 Прощеное воскресенье и чин прощения Вообще в Прощеное воскресенье принято просить прощения у ближних и вне стен храма. Люди звонят друг другу, шлют письма или просят прощения при личной встрече. 26.02.2023 Как и кого прощали святые: 5 примеров из жизни обычных людей Христос, оставленный всеми, страдая на Кресте, сказал своему Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Образ этого прощения каждый христианин носит на своей груди: кто на серебряной цепочке, кто на обычной веревке. Святые, подражая Христу, прощали измены, предательства, насмешки, презрение. Но не всегда делали это легко. Иной раз святой прощал, но не находил в себе силы забыть о пережитых мучениях и несправедливости. 05.03.2022 16.03.2024 Мы стали обществом людей, не думающих о душе, но помешанных на психологии, — священник Стивен Фриман Когда вы в последний раз слышали, чтобы кто-то всерьез тревожился о состоянии своей души? А когда терпеливо выслушивали жалобы друга о его проблемах? Чувствуете разницу? 14.03.2024 Обида, чувство вины, прощение: что нужно знать каждому? Проблема в том, что люди очень часто просят прощения или прощают формально: «Ой, прости, пожалуйста» — «Да ну, что ты, я на тебя не обижаюсь». А реального отпускания проблемы нет. Поверьте, что формальные «прости — прощаю» не работают. 02.02.2024 Изначальный смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения.

http://foma.ru/tag/proshhenoe-voskresene

Невольно наблюдала за попутчиками, прохожими. В метро, в основном, люди не местные, много смуглых и чернокожие. Обратила внимание на лиц, как иногда выражаются «психически нестабильных». Вдоль платформы быстрым шагом ходит немолодой, седой мужчина, и громко поет немецкую песню. Когда подошёл поезд, он вошёл со всеми в вагон, достал пачку каких то газет и стал предлагать их пассажирам, а затем пошёл вдоль вагона всем улыбаясь. Один молодой мужчина подал ему мелочь. Немец был очень благодарен, заулыбался и несколько раз поблагодарил человека неевропейской внешности. Встреча с кандидатами в Президенты России На остановке автобуса сидит неопрятный мужчина с немытым исцарапанным лицом. Выражение благости и недоумения, на ногах домашние тапки и носки с голыми пятками. Озирается по сторонам. В автобусе народ в подавляющем большинстве черноволосые, смуглые и чернокожие, молодая турецкая женщина с детской коляской и двумя маленькими детьми. У окна сидит молодой аккуратный, худощавый мужчина, бросаются в глаза красивые кисти рук с длинными тонкими пальцами. Высокий белый лоб. На ногах пластиковые шлепки. Он сосредоточен, как говорится ушёл в себя, голова приподнята, на лице всепоглощающая тревога и отрешённость. На остановке с достоинством поднялся, прошел к выходу и покинул автобус. Немцы, немало из которых совсем недавно изучали русский язык и знакомы с русской культурой – это трудолюбивые, приятные в общении люди. Что же произошло с ними за эти последние годы. Газеты, ТВ и другие СМИ обрушивают на их головы потоки негатива, тревоги, нагнетают страх и неуверенность в завтрашнем дне. Как известно, вся пресса в Германии американская, хотя написана на немецком языке. Американцы сумели завоевать внимание немцев ещё с послевоенного времени. Простые немцы, и не только они, доверчивы и многие верят тому, что написано в американских газетах на немецком языке. А в них нагнетается страх, опасность, испуг от надвигающейся якобы угрозы от России. Недавно узнала, что журналисты, ведущие на ТВ в Германии получают за час работы несколько тысяч евро. Как же они стараются быть наигранно убедительными и «демократичными», чтобы посеять страх и сомнения в души простых немцев. И это напрямую связано с теми картинками в Берлине, которые я наблюдала в Прощёное Воскресение, которое совпало с голосованием за Президента России.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/28/vy...

Воззвать к Богу о том, чтобы Он дал нам силу приподняться над самими собой и сделать что-то, избави Бог, не великое, а достодолжное, что мы, увы, сделать сами не в силах. И вот когда сегодняшнее Прощёное воскресенье, конечно, омрачено для многих из нас происходящими событиями, достаточно тревожными, ещё во многом неясными, почти что необъяснимыми, ибо действительно поверхностны и глупы всякого рода политические толкования происходящего для нас, христиан, — мы должны задуматься вот над чем. Наверняка сейчас среди нас есть люди, которые в большей или меньшей степени переживают то, что происходит далеко от нас, и то, что происходит независимо от нас, и можно посвятить пост переживанию своего праведного гнева, праведного возмущения по поводу происходящего. Только, боюсь, этот праведный гнев и праведное возмущение будут такой же игрой страстей, которая не поможет нам внутренне ощутить себя в Боге и с Богом. То, что происходит сейчас на наших глазах, в общем-то и в целом ещё раз показывает нам бессилие нас, людей, что-то изменить в этом мире. Так часто бывает, потому что мир лежит во грехе, и никакие совместные усилия тех или иных активистов жизнь в мире не делают лучше, а делают часто ещё хуже. И вот сейчас, когда мы скорбим — кто-то отвлечённо, а кто-то вполне конкретно, о конкретных людях, переживающих сейчас какую-то конкретную опасность, мы и должны вспомнить, что мы как христиане вот в этой конкретной исторической, политической ситуации столкнулись с очередным проявлением такого сконцентрированного несовершенства этого мира, преодолеть которое ни каждый из нас, ни все мы вместе в принципе в обозримом для нас промежутке жизни не в состоянии. А что же остаётся делать? Взывать к Богу. Взывать к Богу, потому что мы должны самыми первыми осознавать то, что мы не в состоянии своими силами изменить эту ситуацию, как и многие другие. А создавать у самих себя иллюзию, что, внутренне не соглашаясь с происходящим, мы поднимаемся над теми, кто неправ, хотя, может быть, мы безусловно правы… Любовь должна быть деятельной и конкретной, любое возмущение несправедливостью должно побуждать нас к конкретным, точечным целевым действиям.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Никто не заставлял Христа идти в пустыню поститься. Пост мы берём на себя добровольно вместе со всей Церковью. А у нас к посту бывает некое обрядово-языческое отношение: когда мы перед постом наедаемся, обжираемся блинами, в Прощёное воскресенье съедаем всё, что есть в холодильнике, чтобы ничего не осталось, а потом с полным животом, еле-еле, пытаемся делать поклоны Ефрема Сирина в первые дни Великого поста. Но это в корне неправильно, ребёнок не поймёт такое. Мы должны стараться видеть сущность поста, внутреннюю, а не внешнюю, как учил Господь. Если у нас в пост нет хотя бы маленькой радости, облегчения от зависимости у наших страстей, то наверно мы постимся не так, не для того. – А если ребёнок не хочет поститься, не понимает смысла этого – как себя вести родителям? – Для каждого ребёнка мотивация должна быть разной. Кому-то можно сказать: «Или тебе слабо?» Может, не лучшая мотивация, но всё же мотивация. Кому-то можно сказать: мы христиане, давай поститься вместе, вместе с Церковью. С кем-то можно поговорить по душам, позвать присоединиться к посту, как члена семьи, если для него это дорого. – Практически все подростки сталкиваются с проблемой самоопределения по отношению к Богу, к вере. Писательница Симона де Бовуар рассказывала, что когда ей было 15 лет, она раз и навсегда решила определиться: есть Бог или нет. Поставила перед собой часы и сказала Богу: покажись в течение пяти минут! Бог, естественно, не послушался, и Симона решила, что Бога не существует, и больше она об этом думать не будет. И митрополит Антоний Сурожский подобным образом в юности пытался решить для себя вопрос с верой, только с обратным результатом, чем Симона де Бовуар. А мы навязываем подросткам бездушный формализм, и они начинают сопротивляться. Порой родители задумываются о своём отношении к ребёнку только тогда, когда он поднимает бунт. Нужно ли родителям заранее прогнозировать подростковый протест? – Бунт для подростка – вещь естественная. Нужно относиться к нему спокойно, не паниковать, не рвать на себе волосы, что 15 лет сугубо православного воспитания прошли зря.

http://pravmir.ru/post-dlya-podrostka-1/

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года. 19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов. Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Размер наделов Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

http://pravmir.ru/krestyanskaya-reforma-...

5 марта, в Прощёное воскресенье, в обеих столицах был обнародован подписанный императором 19 февраля Манифест об отмене крепостного права. Осуществилось долгожданное чаяние народа — Россия вступила в новую эпоху, открывавшую для неё необозримые перспективы. Ещё не понимая всей значимости события, Сергей оказался в самом центре одного из величайших свершений русской истории. С восхищением маленький царевич наблюдал за ликованием людей, впитывая проявлявшееся повсюду чувство единства Государя и народа. Он восторгался своим отцом, образ которого осенялся поистине неземным ореолом. Однако то, что императорский венец — это, прежде всего, ни с чем не сравнимая ответственность и всепоглощающая работа, он начнёт понимать уже вскоре, причём не только со слов воспитателей. Станет ясно и то, что высочайшая честь быть сыном Русского Монарха налагает на него самого соответствующий долг, следовать которому — цель и смысл жизни. Это Великий князь усвоит раз и навсегда. Постепенно складывались убеждения, формировался характер. Однако если присмотреться к их истокам внимательнее, станет заметным большое влияние матери, чей образ всегда оставался для Сергея особенно чтимым. Он рос под её постоянной опекой, ибо, несмотря на правила придворного этикета, отношения императрицы с младшими детьми были самыми близкими и доверительными. В этом, по выражению графини Толстой, «совершенно исключительном токе нежности» Сергею принадлежала наибольшая доля. Как уже отмечалось, Мария Александровна приняла непосредственное участие в воспитании Сергея и пользовалась любой возможностью, чтобы побыть с ним вместе: помогала сыну решать его житейские проблемы, всегда искренне радовалась его успехам. Он отвечал ей глубокой любовью, привязанностью и полным доверием. С возрастом Великий князь некоторыми чертами лица стал очень походить на мать, а приближённые к императрице люди отмечали, что даже почерк Сергея похож на материнский. Но более всего сын напоминал Марию Александровну своим душевным складом — точно также проявлял смирение в тяжёлых жизненных испытаниях, так же молчаливо переносил удары судьбы, так же одиноко чувствовал себя в окружающем мире.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

С самых юных лет Владыка обладал необыкновенным смирением. Будучи одним из первых учеников в школе, а в семинарии и Академии отличаясь своими прекрасными сочинениями, он всегда проявлял исключительную скромность. Впоследствии, духовная жизнь развила и усовершенствовала в нём эту основную христианскую добродетель. Будучи глубоко проникнут чувством своего недостоинства, он во всех своих делах и начинаниях искал помощь Божию и все свои успехи искренне приписывал Одному только Богу. Так, в самом начале рукописи его капитального труда против софианской ереси, в котором обнаружилась вся глубина его богословской эрудиции, Владыка своею рукою написал: «Господи, Матерь Божия, Ангел Хранитель мой, св. Николай угодник, св. Серафим Саровский , не надеюсь на свои силы, чувствую себя недалёким. Помогите мне основательно раскритиковать учение о. Булгакова. Исполни на мне слова Твои, Господи: «Сила бо Моя в немощи совершается» ( 2Кор. 12:9 ). О смирении Владыка любил говорить больше всего – и в своих проповедях, и в своих духовных беседах и наставлениях: «Смирение, – учил он, – есть якорь спасения, оно является основой всех христианских добродетелей.» Когда в храме Владыка говорил о духовной жизни, то своим словом он как бы возводил своих слушателей на небо, и зажигал в их сердцах пламя божественной благодати. Однажды во время богослужения, совершаемого им, одна маленькая девочка воскликнула: «Владыко, Вы пахнете раем!». Так устами младенца произнесёно было то, что трудно выразить словами. А в день Прощёного воскресенья, после его проповеди не раз, на глазах удивленной паствы, много лет враждовавшие обнимались и с сокрушенным сердцем искренне просили друг у друга прощение. Эту необыкновенную духовную силу словам Владыки придавало то, что они были плодом его собственного духовного опыта, основанного на аскетических творениях, замечательным знатоком которых был архиепископ Серафим. Владыка был мягкого и кроткого характера. По его собственным словам, ничто его так не огорчало, как сказанное им огорчительное слово ближнему, хотя и по необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010