Кузаков рассказал о своей матери Марии Прокопьевне – женщине красивой и строгой, весьма неглупой, родившейся в семье дьякона. Она-то и поселила в Сольвычегодской квартире ссыльного грузина Иосифа. А через какое-то время у неё родился мальчик, отличавшийся от прочих детей чёрными-пречёрными волосами. Настоящий муж Марии умер за два года до рождения Константина, но отчество он получил его. Уже в юном возрасте Костя, увлекаясь футболом, присутствовал на одном из матчей, где к нему подошёл один из бывших ссыльных, долго его рассматривал, а потом спросил: «Так это ты сын Сталина? Похож, похож…». Мальчик испугался, стал расспрашивать мать, но та строго сказала: «Никого не слушай. Ты мой сын. Об остальном не спрашивай». Надо сказать, что к этому времени они жили уже в Ленинграде. А дальше судьба Кузакова складывалась, словно в сказке. Ленинградский финансово-экономический институт, преподавательская работа, потом обком партии, знакомство со Ждановым, перевод в Москву в отдел агитации и пропаганды ЦК, где Кузаков занимался редактированием политических речей. В течение многих лет Сталин незримо вёл внебрачного сына по жизни, и даже спас от услужливого Берии, который в 47-м году обвинил Кузакова в причастности к «атомному шпионажу». «Меня судили судом чести ЦК (тогда в моде были суды чести во всех коллективах. – В.К.) за потерю бдительности, – вспоминал Константин Степанович. – Исключили из партии, сняли со всех постов. Но Сталин меня спас. Как рассказал мне позднее Жданов, Берия вынес этот вопрос на Политбюро, требовал моего ареста. Сталин долго ходил вдоль стола, курил, все ждали его слова, потом сказал: «Для ареста Кузакова я не вижу оснований». В партии меня восстановили в тот день, когда арестовали самого Берию. Председатель Комитета партийного контроля Шверник показал мне моё персональное дело. Многие из тех, кого я считал друзьями, написали на меня страшные доносы…». Возможно, это открытие сделало Константина Степановича, на взгляд многих, работавших с ним, скрытным человеком, как назвала его Татьяна Земскова «Человеком тайны», то есть он стал жить по поговорке – «Спаси нас Бог от неверных друзей, а с врагами я справлюсь и сам!». К сожалению, эта поговорка верна и в наши, так называемые «свободные времена».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vn...

Ирина Добавить комментарий: x закрыть окно Подписка на новости и обновления Последние обновления на портале Монах Симеон Афонский Написать икону на Афоне Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар Честной пояс Богоматери Заказать поминание на Афоне Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли Паисий Святогорец Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин) Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I «Лучшее стихотворение об Афоне» Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II Паисий Святогорец. Житие - III часть Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!) Порфирий Кавсокаливит, Часть I Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II Сергий Веснин Афон 1844 Письма святогорца Часть I Афон 1845 Письма святогорца Часть II Афон 1846 Письма святогорца Часть III Афон 1847 Письма святогорца Часть IV Афон 1848 Письма святогорца Часть V Афон 1849 Письма святогорца Часть VI Неизвестные страницы истории Герасим Менайас Афон фото Василий (Григорович-Барский) Странствования Лучшие фотографии Афона Житие Илариона - Грузина Афон: вчера и сегодня Порфирий (Успенский) Силуан Афонский Сергей Соловьёв Athos Ученым История России Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи Отзывы о книгах Анонсы книг Русский Афон Нил Сорский Паисий Величковский Русские старцы об Афоне Святые Афона Старцы Афона Форум портала Афон Крест Сладкое Лобзание Достойно Есть Иверская Икона Вратарница Афона Скоропослушница Всецарица Троеручница Млекопитательница Страшное Предстательство Отрада Утешение Экономисса Одигитрия Целителя Пантелеймона Праведной Анны Николая Чудотворца Николы Икона Георгия Победоносца Икона Богоматери Милующая Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской Икона Богородицы Ктиторская Богоматерь Богородица Елеоточивая Икона Божьей Матери Иерусалимская Пресвятая Богородица Герондисса Икона Св.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3007

1132 Прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии указом Священного Синода от 31 декабря 2003 г. 18 октября 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II включен в собор Валаамских святых. Память – 30 ноября/13 декабря. 1133 Прославлен в лике святых Румынской Православной Церкви в 1992 г. В 2000 г. имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Обретенные мощи преподобного почи­вают в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Память – 10/23 января. 1134 Иеросхимонах Иларион (Иесей Канчавели; 1776–1864). Выдающийся афонский подвиж­ник и духовник XIX столетия. См. о нем: Антоний (Святогорец), иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль, 1985. 1135 Вероятно, речь идет о митрополите Вениамине (Костаки; 1763–1846), возглавлявшем Молдавскую митрополию в 1803–1808 и 1812–1842 гг. Он известен как основатель в Яссах семи­нарии, которая позже получила его имя, а также благодаря своим литературным трудам: «Istoria universala bisericesca» (церковная), «Cronica Romanilor a lui Cantemir», «Liturghia», «Ceaslovul», «Apostolul», «ExpIicarea celor septe taine», «Istoria scripturei vechiului testament». 1136 Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX ве­ка. М., 2001. С. 54. У прп. Исаака целиком это место звучит так: «С трапезы постящихся, пребывающих во бде­нии и трудящихся о Господе, заимствуй себе врачевство жизни и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный и горечь злострадания их претворяет в неисповедимую Свою сладость; духовные же и небесные служители Его осеняют их и святые их яства...» ( Исаак Сирин , прп. Слова подвижнические. М., 2002. С. 67). 1141 Игумен Дамаскин (Кононов; 1795–1881), настоятель Спасо-Преображенского Валаамско­го монастыря с 1838 по 1881 г. 1150 Баранов B.C. Старец-подвижник отец Илия. Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995. С. 17. 1160 Архимандрит Иов (Брюхов; 1836–1913), настоятель Свято-Николаевского мужского мо­настыря г. Верхотурья в 1893–1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда эти старцы, по приказанию, предстали пред ним, то император принял их как небесных ангелов и просил их остаться в столице, обещаясь дать им какую пожелают обитель или немедленно вистроить для них келии по близости царских палат. Но они уклонились от шума городского, выбрали себе пустынное место в ущелье Романия и здесь император устроил для них грузинскую обитель, которую и обеспечил щедрыми пожертвованиями. Здесь же, в этой, обители, устроил для себя император комнату, поставил в ней кровать с постелью и библиотеку с книгами и сказал: «да будет это моим местопребыванием вблизи сих достойных отцов, чтобы молитвами их Бог пожелал освободить меня ять избытка моих грехов». Мощи св. Иллариона грузина по распоряжению императора были торжественно перенесены из Фессалоник в Константинополь, а оттуда, в сопровождении венценосца и патриарха Фотия (855–897 г.), в новостроенный грузинский монастырь, в ущелье Романии. Илларион причислен к лику святых и греческою церковью и грузинскою, и память его совершается 19-го ноября, в день преставления этого богоносного отца. Император Василий глубоко почитал учеников св. Иллариона и относился к ним с величайшим уважением. Однажды, вместе с патриархом, привел он к ним своих сыновей Леона и Александра и, вручив им, сказал: «Молитесь об них, отцы святые, и научите их грамоте и языку вашему, дабы они соделались чадами ваших молитв». По приказанию императора Василия жите св. Иллариона Чудотворца написал на греческом языке Василий протоасикрит и философ, а с греческого на грузинской перевели некий Феофан, a потом св. Евфимий († 1028 г.) афонский, настоятель Иверского монастыря. 57 . 8) Михаил пресвитер и Cuhkeлл (IX b.). Михаил, высокопросвещенный инок грузинского монастыря св. Симеона Столпника, полиглот Он был современником Иерусалимского патриарха Фомы и, и известен как писатель жития св. Иоанна Дамаскина (673–777 г.), который, удалившись из Дамаска, остаток дней своих посвятил иноческим подвигам в лавре св. Саввы Освященного Житие этого великого светильника вселенской церкви написал Михаил Синкелл на арабском языке, а с арабского на греческий перевел Самуил, митрополит Аланский Михаилу Синкеллу приписывают перевод с грузинского на греческий язык полемического сочинения Феодора, епископа Хоранского, известного под именем «Абикура» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вь 1689 году, 7 марта, именным указом Великих Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, было пожаловано монастырю, между прочим, в озере Ильмене две вежи рыбной ловли в вечное владение и безоброчно, и три пожни: Утополь, Кривоколенка и Подтополье, а равно три рыбных озерка: Осенское, Сереберскос и Соминское. С 1778 года, по указу Новгородского Губернского Правления, монастырю предоставлено владеть только последним – Соминским озерком, отстоящим от монастыря в 7 верстах, по течению реки Полисти, которое занимает пространство в 32 десятины 1980 кв. саж. и дает при высокой воде обильный лов разных пород речных рыб; последнее в то время отдавалось в оброчное содержание, с получением ежегодно за него 100 рублей, а в настоящее время казна не дозволяет пользоваться заколом для ловли рыб, почему оно и не приносит теперь монастырю никакого дохода. Взамен двух десятин, взятых монастырских огородных мест под строения города Старой Руссы, в 1794 году, отведена монастырю, отстоящая в 30 верстах, близь реки Верготи, Милославская пожня, заключающая в себе 6 десятин сенокосной земли, с которой получается оброку – 65 руб. Вследствие Высочайшего указа в 1797 году, 18 декабря, поступила во владение монастыря из казенного экономического ведомства мукомольная деревянная мельница о 4-х поставах, на реке Робье, близь села Суток, занимающая под собою землю в 1200 саж. и под плотиною – 200 саж., всего 1400 кв. саж. Мельница приносит доходу 100 руб. в год. Десять сенокосных пожен, поступивших во владение монастыря в 1856 году, 15 октября, в разстоянии от монастыря 150 верст, по течению реки Волхова, близь села Грузина, в количестве 111 десятин 1740 кв. саж. земли, приносят доходу – 272 руб. в год. За землю, отданную под постройку мукомольной мельницы на ручье Войе, в бывшем Косьмодамианском монастыре, получается доходу 70 руб. в год. За отданную на содержание каменную лавку в мучной линии в городе Старой-Руссе, на половинном владении с Воскресенским городским собором, монастырь получает половинную плату – 90 руб. ежегодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефана (Яворского) и др. ( Чикваидзе. 1998. С. 579). «Все свое имущество и последние годы своей жизни» И. посвятил изданию Библии на грузинском языке; однако была напечатана только кн. Бытие (1743) ( Джаши. 1904. С. 19). В 1744 г. типография была закрыта. Особая духовная дружба связывала И. с его соотечественником еп. Манглисским свт. Иоанном (Саакадзе), проживавшим на юге России (Дербент, Астрахань, Кизляр) и мечтавшим основать новый мон-рь для представителей груз. диаспоры, к-рая увеличивалась за счет неиссякающего потока мигрантов из захваченной турками и иранцами Грузии. И. по просьбе свт. Иоанна неоднократно ходатайствовал перед Святейшим Синодом об упорядочении дел груз. диаспоры на юге. Так, в 1734 г. он внес в Синод прошение о назначении в ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены в Кизляре 2-го священника - грузина Георгия Матвеева, поскольку «без другого попа за проживанием в той слободе многого числа грузинцев и новокрещеных татар было невозможно», что указом Святейшего Синода 1530 от 13 сент. 1734) было предписано исполнить еп. Астраханскому и Ставропольскому Илариону ( Саввинский. 1898. С. 7-8). В письме И. от 1738 г. свт. Иоанн сообщает о состоянии грузинской колонии в Дербенте: «Здесь весьма много жилищ находится, и грузинцев с 200 дворов поселено, кроме тех, которые в казацких местах живут» ( Андроникашвили. 1992. С. 63). В 1745 г. по инициативе свт. Иоанна, И. и груз. архим. Пахомия в Кизляре на базе Осетинской миссии была образована Осетинская духовная комиссия для распространения христианства среди горцев. В 1749 г. И. подал в Синод ходатайство об основании в Кизляре груз. мон-ря, в к-ром он хотел бы провести остаток дней вместе с соотечественниками, поскольку в уже действующем кизлярском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре «жить и уместиться никак невозможно и негде». Его личное обращение сыграло решающую роль в долгой тяжбе, к-рую вел свт. Иоанн (Саакадзе), добиваясь разрешения основать обитель. 3 дек. 1749 г. имп. Елизавета Петровна удовлетворила прошение И. об увольнении на покой в Кизлярский мон-рь; 24 апр. 1750 г. ввиду вышеизложенных обстоятельств и «саможелательного их Преосвященств усердия» было получено разрешение Святейшего Синода 478) основать груз. мон-рь. 23 апр. 1750 г. И. освятил деревянную ц. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах в Москве, выстроенную на средства царевича Георгия Багратиони (сына Вахтанга VI). В июле 1750 г. он выехал в Кизляр, но 1 сент. скончался в Саратове. Его тело было погребено 28 сент. 1750 г. в астраханском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы, рядом с могилами груз. царей Картли Вахтанга VI и Картли-Кахети Теймураза II. Свт. Иоанн пережил соотечественника на неск. месяцев ( Саввинский. 1898. С. 12-13).

http://pravenc.ru/text/578507.html

Ист.: Муравьев. ЖСвРЦ. 1860. Т. 3. Нояб. С. 159-186 [метафрастическая ред.]; Сабинин. Жития. 1872. Т. 2. С. 105-125 [метафрастическая ред.]; Vita et mores beatique patris nostri Hilarionis Hiberi/Trad. P. Peeters//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 243-269 [кименная ред.]; Житие и деятельность святого и блаженного отца нашего Илариона Грузина//ПДГАЛ. 1967. Т. 1. С. 9-37 [кименная ред.]; То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 170-177; Феофил, иером. Житие и деятельность отца нашего Илариона Нового//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 9-37 [метафрастическая ред.]; Память святого отца нашего Илариона Грузина (19 нояб.)//ПДГАЛ. 1986. Т. 4. С. 356-357, 358 синаксарные ред.]; Цулая Г. В. Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 19982. С. 23-33 [синаксарная ред.], 56-71 [кименная афонская ред.], 72-103 [кименная пространная ред.], 104-133 [метафрастическая ред.]. Лит.: Peeters P. S. Hilarion d " Iberie//AnBoll. 1913. Vol. 32. P. 236-242; Лопарев Х. Греческие жития VIII и IX вв.//ВВ. 1914. Вып. 17. С. 56-63; Кекелидзе К. Отрывок из истории груз. агиографии// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 134-158; он же. Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи//Там же. 1961. Т. 7. С. 75; Киланава Б. К атрибуции груз. кименных редакций агиографической лит-ры//Моамбе (Вестник АН Груз. ССР). Тбилиси, 1973. 69(на груз. яз.); Долакидзе М. Песнопения на имя Илариона Грузина//Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания. Тбилиси, 1971. Т. 2 (на груз. яз.); она же. Древние редакции «Жития Илариона Грузина». Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); она же. О новой работе, касающейся Жития Илариона Грузина [Рец. на: Мартин-Хизард Б. Путешествие в IX в. груз. монаха Илариона//Беди Картлиса. П., 1981]//Мравалтави (Многоглав): Историко-филологические разыскания. Тбилиси, 1983. Т. 10. С. 250-257 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Иларион Грузин//ПДГАЛ. 1976. Т. 4. С. 134-154; 261-262; Лолашвили И. О соотношении пространной и краткой редакции «Жития Илариона Грузина»//Вопр. древнегруз. лит-ры и руствелологии. Тбилиси, 1976. Т. 7-8. С. 24-38 (на груз. яз.); Martin-Hizard B. La pérégriation du mone géorgien Hilarion an IX siècle//Bedi Kartlisa. P., 1981. Vol. 39. P. 101-138.

http://pravenc.ru/text/389215.html

1821 24 мая возвращение из Лайбаха в 11 ч. 15 м. дня, 17 июня отъезд в Грузино, 27 июня возвращение из Грузина, 12 сентября отъезд в Витебск в 7 ч. 30 м. утра, 25 сентября возвращение из Витебска в 9 ч. 30 м. утра. 1822 15 мая отъезд в Вильну в 6 ч. 30 м. утра, через Гатчину, Лугу, Псков, Динабург, Белосток, 31 мая возвращение из Вильны в 4 ч. 45 м. дня, 14 июня отъезд в Грузино 20 июня возвращение из Грузина, 4 августа отъезд в Варшаву в 6 ч. 15 м. утра. 1823 20 января возвращение из Варшавы в 6 ч. 25 м. вечера, 15 марта отъезд в Грузино в 1 ч. 25 м. дня, 17 марта возвращение из Грузина в 6 ч. вечера, 3 июня отъезд в Грузино в 1 ч. 25 м. дня, причем проехал по Новгородской губ. и посетил город Старую Руссу, 11 июня возвращение из Грузина, 16 августа отъезд в «вояж по России» (на 2 1/2 месяца) в 5 ч. 30 м. утра. 1824 24 июня отъезд в Грузино в 1 ч. 50 м. дня, 2 июля возвращение из Грузина, причем обед был на станции «Долговка», 16 августа отъезд из Царского Села в «вояж по России» в 7 ч. утра, на Торопец — Боровск, Рязань — Тамбов, Пензу — Симбирск, Оренбург — Екатеринбург и обратно на Вятку — Пермь, Вологду — Тихвин в Царское Село, 23 октября возвращение из «вояжа по России» в 7 ч. 30 м. вечера. 1825 4 апреля отъезд в Варшаву в 7 ч. 55 м. утра, 13 июня возвращение из Варшавы в 7 ч. вечера, 26 июня отъезд в Грузино в 8 час. утра, 6 июля возвращение из Грузина, с обедом на станции «Спасская Полисть», 1 сентября отъезд в Грузино в 6 ч. утра. Источник: Николай Михайлович, великий князь. Император Александр 1. Опыт исторического исследования. 2е изд. СПб., 1914. С. 736–737. Гурьевская каша Пока Голицын услаждал государя духоподъемными собеседниками, опытный артиллерист Аракчеев укреплял тылы, производил рекогносцировку и обеспечивал фортификации. На протяжении 1823 года ближайшие сотрудники царя сменялись один за другим — и все не без его участия. Первым ушел в отставку военный министр, поскольку всесильный граф доказал государю возможность сокращения военных расходов на несколько миллионов рублей против 800 тысяч, изысканных министром.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/5/

В течение этого дня опять случилось несколько пожаров. Часов в шесть пополудни я отправился купаться и на улице встретил дикую толпу мещан, которые вели связанным какого-то молодого человека, избитого и залитого кровью. Двое из этих мещан, жительствовавших на одной со мною улице, знали меня и обратились ко мне в качестве посредника или третейского судьи в их деле. По расспросу моему оказалось, что избитый и связанный молодой человек был грузин, учившийся в саратовской семинарии; он был именинник, пригласил к себе товарищей и начал с ними кутить; хозяйка дома вошла к веселой компании и начала читать нравоучения, что грешно пить и веселиться в то время, когда всех постигло божие посещение; горячий грузин не вытерпел и начал ее выталкивать; она подняла тревогу, сбежался народ, несчастного грузина сочли поджигателем, «англо-французом», и увидя, что в одном месте начинается пожар, вели его туда с намерением, как сами сознавались, бросить его в огонь, а по дороге к месту расправы наносили ему удары. Я объяснил им, что нельзя так самовольствовать, что если они его подозревают, то должны препроводить к начальству – и то без побоев; начальство разберет, виноват ли он, и если окажется виновным, то виновного и постигнет наказание, указанное законом. Мои слова подействовали на разъяренную толпу более, чем я хотел: грузина развязали и не повели в полицию, но отпустили на свободу, наградивши его только крепкими русскими словами. Пожары стали прекращаться только в начале августа. На счастие, приехал в Саратов новый полицеймейстер, человек очень энергический, принявшийся за дело спасения города усерднее, чем это делалось прежде. Подкидывались записки такого рода: «Сергей Иванович! (один из купцов-домовладельцев) Хоть стереги свой дом, хоть не стереги, а мы тебя сожжем. Васька-белый писал рукой смелой». Однако дом этого Сергея Ивановича остался цел. Из произведенного следствия открылось только два поджога: один произвел мальчик, учившийся у сапожника; перелезши через забор в соседний двор, он воткнул спичку с огнем в ясли, где было положено сено; произошел пожар. Впоследствии мальчик, обличенный другим мальчиком, которому он открыл о своем преступлении, показал, что он сделал это для того, чтобы посмотреть и полюбоваться как будет гореть. В другом доме пожар был произведен четырнадцатилетней девочкой, которую барыня жестоко избила, и та в припадке досады сделала поджог на чердаке дома своей барыни. Не найдено было никакого следа партии каких-нибудь злоумышленников, действующих заговором по предначертанным целям. В народе, с голоса полицейских чиновников, толковали об англо-французах, а в высших кругах подозревали поляков. Один господин, занимавший тогда должность советника, находясь в одном доме, изъявлял подозрение на меня, хотя никогда не видал меня в глаза, как и я его, и когда ему сказали, что я не поляк, он отвечал, что наверное знает, что я поляк и притом католического исповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Так вот, это и суть житие отца нашего святого Илариона. Это суть подвиги сего возлюбленного человека и отвага мужества его и служения, которые явил он на земле, который стал почитаем и восхваляем в славе по повелению царя Василия монахом Василием, который весьма знаменит и блестящ мудростью. Но отступают всякие (людские) слова восхвалений о благоволениях святого, ибо слава их суть от Самого Бога, Коему надлежит всякая слава, честь и поклонение и ныне и присно и во веки беспредельных веков, аминь. стр 133 Вместо заключения Как письменный источник «Житие Илариона Грузина» свидетельствует об окончательном этапе переориентации грузинской общественности от «восточного христианства» на прозападный византийский мир. Данный процесс, начавшийся еще на раннем этапе истории христианского вероисповедания в Грузии, прошел сложный путь через борьбу с различными тенденциями христологии в странах Закавказского региона. Переориентация, однако, не могла быть абсолютной. Христианское вероисповедание Грузии было маргинализовано христианством восточного толка, что отразилось и на биографии Илариона и. естественно, на взглядах авторов различных взаимозависимых редакций его жития. Переориентация была «плавной» и обуславливалась преимущественно геополитическим положением Грузии, а также немало зависела от соседства с монофизитской Арменией. Этническая эволюция грузин была во многом детерминирована политическими условиями, как внешними — преимущественно агрессивными — факторами, так и внутренними. Закономерным итогом этого исторического процесса и стало окончательное внедрение Грузии в образовавшийся еще в раннем Средневековье византийский круг народов. Данное обстоятельство, отразившееся далеко не в одном только «Житии Илариона Грузина», предопределило всю дальнейшую историческую судьбу грузинского народа и в этом своем развитии он преодолел и катастрофическое монгольское господство, и последствия еще более стр 134 разорительных нашествий тамерлановских полчищ и падение самой Византии в середине XV в., для Грузии компенсированное образованием Московского государства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010