Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели); груз. ()], вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853), вельможа Картли , один из предводителей антиараб. восстания 853 г. Источники Соч. «Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен царем Вавилона Джафаром» было составлено анонимным автором ок. 853-856 гг. Произведение сохранилось в поздних рукописях (НЦРГ. A 130. Л. 81-85, 1713 г.; А 170. Л. 49-51, 1733 г.; Н 2077, Л. 49-51, 1736 г.; Н 1672. Л. 341-348, 1740 г.; А 176. Л. 72-77, 1743 г.; Н 2121. Л. 66-70, 1748 г.; S 3637. Л. 38-39, 1838 г.). Оно упоминается в сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского»: «И этот Буга (араб. полководец Буга ал-Кабир ат-Тюрки, в груз. источниках Буга-Тюрк.- Авт.) пленил Костанти Грузина и отправил в Багдад... и был замучен [К. К.] за Христа в год 850, как сказано в Метафрасте (в данном контексте - сборник или отдельное Мученичество.- Авт.)» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 130. Прим. 1). Автор кименной версии - грузин, живший в К-поле. Он мог быть либо монахом, подвизавшимся в к-польском мон-ре, либо духовным лицом, служившим при имп. дворе. То, что в заглавии произведения мученик назван «Картвели», говорит о том, что сочинение было написано за пределами Грузии (как, напр., Жития прп. Илариона Грузина, Прохора Грузина и др.). Автор, определяя хронологические рамки подвига К. К., упоминает царствование визант. августы св. Феодоры , супруги визант. имп. Феофила, правившей вместо своего малолетнего сына, визант. имп. Михаила III, и отмечает заслуги августы в победе над иконоборчеством, но при этом не указывает никаких груз. реалий. События, происходившие в Грузии, автор описывает схематично, как современник, а не как очевидец. Письмо св. Феодоры семье К. К., к-рое помещено в конце Мученичества, также свидетельствует о близости автора ко двору. Аноним четко выражает свою политическую позицию: устоять против араб. нашествий Грузия сможет лишь при условии прочного политического союза с единоверной Византией. Вместе с этим автор проводит мысль о том, что по крепости и чистоте своей веры грузины не уступают византийцам и что груз. мученики являются «утешением» не только Грузинской, но и Вселенской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2057080.html

Грузия получила участок земли у реки Иордан, где откроет культурно-паломнический центр Амман (Иордания), 20 июня 2022 г. Фото: Patriarchate.ge      Власти Иордании подарили Грузии участок земли площадью 4 000 квадратных метров у реки Иордан рядом с местом Крещения Господа Иисуса Христа. На этом участке Грузия планирует открыть культурно-паломнический центр, сообщает Грузинская Патриархия. 28-29 мая Иорданское Хашимитское Королевство посетила грузинская делегация во главе с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили. От имени Грузинской Православной Церкви и государства премьер-министр поблагодарил Короля Иордании Абдаллу II, Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III и всех, кто был причастен к передаче участка в дар Грузии. В знак благодарности премьер-министр Гарибашвили вручил королю Иордании «Орден Золотого руна» (государственная награда Грузии). В благодарственном письме королю Абдалле II Святейший Католикос-Патриарх Грузии Илия II подчеркнул, что «для грузинского народа и, конечно, для Грузинской Церкви Святая Земля всегда была особым местом. У нас там было много святых обителей, которых мы впоследствии лишились в годину бедствий». Фото: Patriarchate.ge      «Непостижим Промысл Божий и неисповедимы пути Его! Наши предки и представить себе не могли, что однажды король Иордании подарит христианской Грузии земельный участок на берегу реки Иордан, и тем самым начнется наше возвращение в это святое место», — заявил Католикос-Патриарх. По благословению патриарха Илии II у реки Иордан будет построен грузинский культурно-паломнический центр. «Здесь будут выставлены копии материалов, хранящихся в архивах и исторических источниках и связанных со Святой Землей. Будут созданы надлежащие условия для наших паломников и для живущих в Израиле и Иордании грузин», — сообщили в Патриархии. Одним из важнейших свидетельств грузинского присутствия на Святой Земле, пожалуй, является монастырь Святого Креста в Иерусалиме, который был впервые построен в IV или VII веке, а возрожден в XI веке стараниями преподобного Прохора Грузина и грузинского царя Баграта IV Курополата (1027-1072). Также сообщалось, что в мае 2019 года впервые за 50 лет были вознесены молитвы в румынском Иоанно-Предтеченском скиту, тоже расположенном недалеко от места крещения Христа. Источник: Georgia given land at Jordan River, will open pilgrimage-cultural center In his letter of thanks to King Abdullah II, His Holiness Catholicos-Patriarch Ilia II emphasized that, “For the Georgian people and, naturally, for the Church of Georgia, the Holy Land has always been a dream place and therefore we had many sacred abodes there, which we, eventually, completely lost due to the times of misfortune.” " > http://orthochristian.com/146479.html скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146792.html

Павла», «Сон ап. Петра», «Видение св. Григория и прения души с телом», а также сведения армянских источников об Адаме и Еве, об Иосифе Прекрасном и Асенефе и др. В 1892 г. М. издал переписку деятелей IX в. К-польского патриарха Фотия I с основателем царства Армения царем Ашотом I Великим и арм. католикосом Захарией. Фундаментальный труд М.- издание Жития груз. писателя V в. еп. Маюмского Петра Ивера (1896). Также М. критически издал переводы на груз. язык нек-рых трудов прп. Ефрема Сирина (1900), св. Иосифа Аримафейского (1900), Ипполита Римского (1901), мон. Антиоха Стратигия (1909), свт. Василия Великого (1904), араб. текст «Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием» (1905). Поездка на Афон послужила основой для ряда публикаций М. о груз. рукописях, хранящихся в Иверском монастыре ; особое внимание ученый уделил Житию св. Варлаама Сирокавказского (1901). В 1926 г. издал на франц. языке текст груз. Синаксаря из Иверского мон-ря. В апр.-нояб. 1902 г. вместе со своим учеником Джавахишвили изучал рукописи в собрании б-ки Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыре на Синае . В 1911 г. критически издал обнаруженное в Иерусалиме созданное Георгием Мерчуле Житие прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), снабдив его, по мнению Такаишвили, «самым лучшим, всеобъемлющим и истинно научным описанием Чорохского края. Великолепная книга, и если б даже у него больше ничего не было сделано для грузинской культуры (а он столько чего сделал!), и этого хватило бы, чтобы мы были навеки ему благодарны» ( Такаишвили. 1968. С. 365). В 1914 г. издал синодик груз. Крестового монастыря в Иерусалиме. Во 2-м томе «Известий Кавказского историко-археологического института» (1927) М. опубликовал Житие Иерусалимских мучеников, по происхождению грузин,- Прохора Грузина , Луки Иерусалимского (Мухаисдзе, Абашидзе) и Николая Двали , а также грамоты - царя Грузии Георгия III по поводу восстания князей Орбели (1177), царицы Грузии св. Тамары мон-рю Гелати (1193), патриарха Антиохийского Иоакима IV ибн Джумы львовской пастве (см.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

м. «по велению отца нашего Прохора Возобновителя, рукой Михаила Двали» ( Цагарели. 1888. С. 157; Давид. 1976. Т. 1. С. 269; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. Ч. 2. С. 85). Сохранился автограф прп. Прохора - приписка в кн. «Параклитон» (Hieros. Patr. georg. 48, X-XI вв.), где говорится, что святой приобрел эту книгу и в ней содержится полный осмогласник; прп. Прохор разделил ее на 2 части и поместил в б-ку К. м. ( Цагарели. 1888. С. 170-171, 173). Самая древняя агапа (поминовение) насельников К. м. была составлена именно при прп. Прохоре, 1-м настоятеле К. м. ( Метревели. 1962. С. 72). В колофоне к литургическому сборнику 1061 г. (Hieros. Patr. georg. 17) сообщается, что рукопись была приобретена для К. м. насельниками мон-ря, среди них названо и имя прп. Прохора, а также указано, что в К. м. в это время число братии составляло 80 чел. ( Цагарели. 1888. С. 223; Метревели. 1962. С. 27; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. Ч. 2. С. 89). В 1074 г. в груз. Иверском мон-ре на Афоне была установлена агапа «воссоздателя» К. м. прп. Прохора ( Цагарели. 1888. С. 112). По сведениям Цагарели, игумен К. м. являлся также игуменом Гроба Господня, его назначал груз. царь и отправлял на Св. землю, при его посредстве поддерживались отношения с Иерусалимским патриархом ( Он же. С. 44). В 2 летописных сводах из коллекции Екатерины вмц. монастыря на Синае сохранились сведения, по которым можно установить хронологический порядок настоятелей К. м. начиная с Прохора Грузина до Иоанна (XV в.). В 1061 г. прп. Прохор выделил из числа своих учеников мон. Георгия и назначил его настоятелем К. м. (до 80-х гг. XI в.), после него настоятелем был Власий, до посл. трети XIII в. список настоятелей К. м. не сохранился ( Метревели. 1962. С. 35; Тамарашвили. 1995. С. 356). К. м. при крестоносцах и Айюбидах и в царствование св. Тамары Англ. паломник Зевульф (1102-1103) писал, что К. м. в его время был частично разрушен. Нек-рые исследователи связывают это с завоеванием Св. земли сельджуками в 70-х гг. XI в. ( Pahlitzch.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

м. по инициативе прп. Евфимия Святогорца , настоятеля груз. Иверского монастыря на Афоне, и груз. царского дома - Баграта IV и его матери царицы Мариам. Мон-рь должен был стать домом для груз. иноков, разбросанных по обителям Св. земли. Прп. Евфимий избрал для этой миссии своего ученика - прп. Прохора Грузина (в миру - Георгий Шавшели, в груз. традиции - прп. Георгий-Прохор). Синаксарная редакция Жития прп. Прохора Грузина является важным источником по истории К. м. и др. груз. обителей на Св. земле в XI в. В нач. XI в. К. м. находился в состоянии сильного упадка и нуждался в основательной реконструкции. По мнению Мамиствалишвили, настоятелем мон-ря и, возможно, его возобновителем в это время был Георгий Джварели (т. е. из Джвари, от груз. - крест), чье дело продолжил и завершил прп. Прохор ( Цагарели. 1888. C. 110, 127, 144; Тимофей (Габашвили). 1956. C. 0172; Кекелидзе. Этюды. 1962. T. 8. C. 22-23; Он же. Др.-груз. лит. 1980. T. 1. C. 80, 103; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. C.82, 281, 424). Прп. Прохор происходил из южногруз. исторической пров. Шавшети. Он долгое время подвизался на Афоне, затем в груз. общине Саввы Освященного лавры в Иерусалиме. Житие передает слова прп. Прохора о возобновлении К. м.: «Я... стал достойным, сам грешный и убогий, всего лишь священник, по делу недостойный, стал... строителем святого монастыря на месте Животворящего Святого Креста» ( Цагарели. 1888. С. 186-187; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 178). По мнению Э. Габидзашвили, Житие было создано в стенах К. м. По подсчетам ученого, прп. Прохор родился ок. 985-990 гг., в 1010-1015 гг. уехал в Иерусалим и подвизался в лавре св. Саввы, в 1025-1058 гг. занимался строительством кафоликона К. м., в 1061 г. уединился в пуст. Арнона (по мнению Е. П. Метревели , в пуст. Шехана.- Метревели. 1975. С. 35), скончался он в 1066 г. в возрасте 76 лет или 81 года. Судя по колофонам рукописей из собрания К. м., монастырская церковь была построена к 1039 г., строительство др. зданий монастыря продолжалось и в 1056 г.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

в 13-15 км от Иерусалима прп. Саввой Освященным был основан мон-рь, среди насельников к-рого были греки, сирийцы, грузины и др. К 532 г. число грузин значительно возросло, в этот период они имели в лавре прп. Саввы Освященного (груз. Сабацминда) собственный храм, где, согласно «Завещанию» св. Саввы, богослужения совершали на груз. языке ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223). В последующие годы положение ухудшилось в связи с завоеваниями Палестины (в 614 - Ираном, в 637 - арабами, в 969 - Ишхидидами (в составе Халифата), в 1071 - турками-сельджуками). Мон-рь неск. раз подвергался нападениям, но монашеская жизнь и культурно-просветительская деятельность не прекращались до кон. XI в., когда груз. монахи были вынуждены перебраться в др. места Св. земли. С Сабацминдой связана работа книжников Микаела (Чихуарели), Микаела Двали , Иоанна Кия, преподобных Илариона Грузина (IX в.), Прохора Грузина (XI в.), Филиппа (Шакарашвили) (1567), Ионы (Гедеванишвили) (80-е гг. XVIII в.), Петра (Кончошвили) (1899) и др. В сер. XIX в. Сабацминду посетил еп. Порфирий (Успенский) и вывез богослужебный сб. Иадгари (Тропологий) IX в. (папирусно-пергаменная ркп.- Кекел. H 2123). В 1883 г. А. Цагарели на основе изученных им груз. рукописей лавры св. Саввы назвал мон-рь древнейшим центром груз. письменности за пределами Грузии ( Цагарели. Памятники грузинской старины. 1888. С. 159-163). Генеалогия Христа. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (Кекел. Q 902) Генеалогия Христа. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (Кекел. Q 902) Возникновение сабацминдской груз. лит. школы связывают с прекращением книгописания в Грузии во время араб. владычества (VIII-IX вв.) и миграцией груз. монахов на Восток. В XI в., после разрушительных нашествий арабов на мон-рь, школа перестала существовать. Она оказала значительное влияние на развитие груз. лит-ры как в Грузии, так и за ее пределами. В лавре подвизались такие груз. книгописцы, как Маргвирий Сабацминдели, Сеит, Макар Лететели, Пимен Кахи, Амона, Басили Сабацминдели, Георгий Тбилели, Арсений, Иоанн-Зосим, Симеон Мгалобели, Микаел Чикварели, Микаел Чихуарели, Микаел Двали, Иоанн Кий и др., к-рые выработали новый груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Политическая обстановка на Ближ. Востоке давала возможность груз. царям поддерживать груз. обители в Палестине ( Силагадзе. 1985. C. 115-116; Габашвили. 1968. C. 69-73; Буачидзе. 1997. C. 39-50). В 808 г. в Гефсимании и на горе Елеон подвизались груз. монахи, в IX в. в Палестине прославились подвижники прп. Иларион Грузин (822/3-875/6) и вмч. Константин Каха ( Цагарели. 1888. С. 39-41). Раннеисламская эпоха (VII-XI вв.), деятельность прп. Прохора Грузина В период Арабского халифата груз. присутствие на Св. земле сохранялось. Известны свидетельства IX-X вв. о колониях груз. монахов в различных мон-рях Св. земли и на Синае, сохранилось значительное количество груз. рукописей, созданных в лавре св. Саввы Освященного и мон-ре вмц. Екатерины на Синае, а также переводов на груз. язык лит. памятников ближневост. христиан. В то же время ни один из источников VII-X вв. не упоминает о существовании К. м. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Политический подъем Грузии, начавшийся на рубеже Х и XI вв., и объединение груз. земель в единое гос-во при царе Грузии Баграте III (975-1014) обусловили активное возрождение монашеской жизни и храмоздательства в пределах страны и за ее границами, в т. ч. и в мон-рях Ближ. Востока. Нормализация отношений Византии с Фатимидами после 1032 г. сопровождалась крупными пожертвованиями визант. императоров и груз. царей, в первую очередь Баграта IV (1027-1072), палестинским обителям. Начало расцвета груз. колонии в Иерусалиме датируется 1-й третью XI в. В 1010-1048 гг. была возобновлена ц. Гроба Господня, разрушенная в 1010 г. егип. султаном аль-Хакимом из династии Фатимидов. Среди меценатов были представители всех христ. стран того времени, в т. ч. груз. цари Георгий I и его сын Баграт IV. Приписка к рукописи из К. м. (НЦРГ. Н 2337) содержит сведения о том, что в 1049 г. в мон-ре Гроба Господня существовала груз. община ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 84-85). К этому времени относится возобновление (основание) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Т. 2. С. 38-100). Только в синаксарных редакциях известны Жития прп. Прохора Грузина (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 345-346), Мученичества сщмч. Луки Иерусалимского (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 346), прп. Николая Двали (Hieros. Patr. 24, XI в.- ПГП. Т. 4. С. 348-351), свт. Антония Марткопского (Кекел. А 1582, XVII-XVIII вв.; 7 рукописей XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 393-399), свт. Иосифа Алавердского (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- ПГП. Т. 4. С. 403-406), прп. Додо Гареджийского (Кекел. А 220, 1726 г.- ПГП. Т. 4. С. 415-418), прп. Шио Гареджийского (Кекел. А 1367, 1700 г.- ПГП. Т. 4. С. 440-442; Сабинин. Рай. С. 611-615). Ист.: Полное жизнеописание святых Груз. Церкви/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1871-1873. Т. 1-3; Рай Грузии: Оригинальные и переводные агиогр. тексты/Сост.: М. Сабинин. СПб., 1882 (на груз. яз.); Житие Петра Ивера//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2. С. 1-5, 59-78; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ. 1911. Кн. 7; он же. Житие Григола Ханцтели. Тбилиси, 1949. Т. 1 (на груз. яз.); Архетипы житий Сирийских отцов//Ист. сб./Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. (на груз. яз.); Мученичество Евстафия Мцхетского//Там же. 1928. Т. 3. С. 80-94 (на груз. яз.); Мученичество Або Тбилели. Житие Серапиона Зарзмели//Раннефеодальная лит-ра Грузии/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 55-80 (на груз. яз.); Якоб Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тифлис, 1938 (фототипия, 1978) (на груз. яз.); Древние редакции житий сир. подвижников в Грузии/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Житие св. Нины//КЦ. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество Арчила//Там же. (на груз. яз.); Оригинальные тексты кименной редакции/Ред.: И. Абуладзе//ПДГАЛ. 1963. Т. 1-2 (на груз. яз.); Оригинальные тексты метафрастической редакции//Там же. Т. 3 (на груз. яз.); Оригинальные тексты синаксарной редакции/Ред.: Э. Габидзашвили//Там же. Т. 4 (на груз. яз.); Оригинальные кименные и метафрастические тексты XVIII в.//Там же. Т. 5 (на груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. С внутренней стороны над входом в храм в нише дверного проема помещено изображение Божией Матери с Младенцем в медальоне, с надписью на груз. и греч. языках, где сообщается о росписи времени архим. Никифора, выполненной на средства кн. Левана Дадиани. Греч. надпись неск. отличается от грузинской и содержит информацию о живописцах: «Расписан и возобновлен сей божественный храм… рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила, и иеродиакона Герасима, сына Мины, в лето от рождества Христова 1644, месяца января 11-го дня». На притолоках - изображения прор. Соломона, свт. Петра Ивера (?) и монаха с завязанными глазами (возможно, сподвижника свт. Петра Иоанна, из Жития известно о болезни лица и глаз, которые прикрыты повязкой), на юж. прясле зап. стены - преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. На западной стене находились ныне утраченные росписи: над входным проемом - ростовой образ прп. Прохора Грузина, южнее двери - образы равноапостольных Константина и Елены, на сев. половине - груз. царей св. Мириана, св. Вахтанга Горгасали и Баграта IV, с именем к-рых связаны основные этапы строительства К. м. На крайних отрезках стены были изображены современники архим. Никифора - приближенные кн. Дадиани и групповой портрет братии К. м. Ктиторский портрет семьи Дадиани размещался в вост. части юж. стены храма. На зап. стене были выполнены образы равноапостольных Константина и Елены и легендарных основателей обители, а также современников архим. Никифора. Этот ряд изображений объединен идеями утверждения прав грузин на К. м. как его основателей и первых строителей и связи груз. Православия со Св. землей. В надписях, раскрытых в 1960 г., во время реставрации при участии Абашидзе, Шанидзе и Церетели, особо подчеркнута национальная принадлежность изображенных, напр., преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы были именованы как «Св. Евфимий Грузин» и «Св. Георгий Грузин».

http://pravenc.ru/text/2459035.html

216 . 1960 . 281–291. [Житие и гражданство святого отца нашего Илариона Грузина//Рай Грузии 14 .79). 371–392. же: Из рукописных агап Афонского Иверского монастыря 1074 года 14 .168). 69–108; и Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 281–291]. 217 . Краткая редакция: Tbilisi 1960. 170–177. [Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 170–177]. 218 . 1968 . [Житие и деяния Илариона Грузина//Памятники грузинской агиографической литературы. Издание подготовили Габидзашвили Э. и Гвахария Mux. IV . Тбилиси 1968. пер.: Житие и деяния Илариона Грузина/Пер., предисл., комм. Цулая Г. 2 М. 1998. 135]. 219 .· 1920 . 1. [Кекелидзе К. С. Отрывок из истории грузинской агиографии. Житие Илариона Грузина//Моамбе (Вестник) ТГУ. Тбилиси 1920. 1]. Лат. пер.: Vita et mores sancti beatique patris nostri Hilarionis Hiberi. Benedic, Domine/Éd. crit., introd., comm. Peeters P.//AB 1913. 32. 236–269. Григол (Григорий) Хандзтели 759–861; пам. 5/18 окт. Основатель подвижничества и строитель обителей в Тао-Кларджети (см. Предисл. к разделу). Житие 220 . Георгий Мерчули. Житие святого Григория Хандзтийского/Грузинский текст, введение, перевод, с дневником поездки в Шавшию и Кларджию Марра Н.//Тексты и разыскания по Армяно-Грузинской Филологии. VII. СПб. 1911. [Первоизд. новооткрытого Жития, в ориг. и с рус. пер.]. Древнегрузинская литература V-XVI вв. Переводы. Тбилиси. 1956. 221 . 1949 . [Гиорги Мерчуле. Житие Григола Хандзтели. Издал Ингороква П. Тбилиси 1949]. 222 . Tbilisi 1960. 131–225. [Гиорги Мерчулэ (Законник). Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского и Шатбердского строителя, и с ним поминовение многих отцов блаженных//Чвени саундже (Наша сокровищница) 14 .82). 131–225]. Лат. пер.: Vie de s. Gregoire de Khandztha/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes 14 .151). 207–309. [Пер. на базе груз. ркп и рус. пер. Марра 14 .220)]. Англ. пер. (фрагм.): Lives and legends of the Georgian saints 14 .86). 2 ed., 134–153.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010