В тексте говорится о нескольких сгоревших храмах, в которых жезл все же сохранялся. Вполне вероятно, что незадолго до письменной фиксации предания деревянный храм был земенен каменным. Ведь запись Тучкова свидетель­ствует о том внимании, которое уделяли обра­зованные круги Новгорода XVI в. сказанию, что объясняется тем, что предсказание о крещении Руси распространялось уже не только на Киев, но и на Новгород. Храм в Грузине становился хранилищем общерусской святыни, что и вызва­ло, видимо, его возведение в камне. Значение Грузина подчеркивает и Степен­ная книга, составленная в 1560—1563 гг. В ней сказано, что апостол Андрей из Киева «пришед, идеже ныне Великий Новгород стоит, а тамо жезл свой водрузи во веси нарицаемой Грузи­но, идеже ныне есть церковь во имя… святого апостола Андрея Первозванного». В описи 1829 г. говорится о разорении храма в XVI в. и восстановлении его в XVII в. при митрополите Никоне. Это возобновление при Никоне хорошо связывается с архитектурой га­лереи. Крупные же и тяжелые формы четверика и барабана самого храма находят аналогии в нов­городской архитектуре первой трети XVI в. и прежде всего, в также утраченном Спасо-Преображенском соборе в Ржеве, построен­ном в 1520—1530 гг. новгородскими масте­рами. На публикуемой здесь редкой фотографа из Музея архитектуры виден схожий массив чет­верика ржевского собора, расчлененный лопат­ками, пологая четырехскатная кровля и крупный световой барабан. Покрытие ржевского собо­ра, его главы и боковые барабаны относятся, как и в Грузине, к XVIII в. Интересно, что в ржевском соборе имеет­ся даже выступ кладки в верхних частях четвери­ка, говорящий о смене первоначального покры­тия. По аналогии с собором в Ржеве можно предположить, что церковь в Грузине имела 4 квадратных столба, одну апсиду, узкие повы­шенные подпружные арки и коробовые своды, а также пощипцовое первоначальное покрытие, Во всяком случае, храм в Грузине хорошо впи­сывается в картину новгородского зодчества XVI в., а его сходство с ржевским собором сви­детельствует о существовании локальных групп памятников внутри школы.

http://sobory.ru/article/?object=35059

А тот продолжал неистовствовать. Государь встал, налил стакан воды и подал ему. – Успокойтесь, отец, выпейте. Я зла против вас не имею: что сказал, то сказал, и больше ничего не будет. Я всегда рад вас видеть, а теперь прошу меня извинить, – дела неотложные. И позвонил Мельникова. То было последнее свидание государя с Фотием. Торжество его, впрочем, как будто продолжалось. Патер Госнер, по высочайшему повелению, выслан был за границу, и книга его сожжена в печах кирпичного завода Александро-Невской лавры; жгли три часа, в двадцати печах, и при этом присутствовал Фотий, возглашая анафему. Аракчеев исходатайствовал ему панагию «за торжество православия». «Порадуйся, старче преподобный, – писал Фотий симоновскому архимандриту Герасиму, – нечестие пресеклось, армия богохульная диавола паде, ересей и расколов язык онемел; общества все богопротивныя, якоже ад, сокрушились. Министр наш один – Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь. Молись об Аракчееве: он явился, раб Божий, за св. церковь и веру, яко Георгий Победоносец». Но этим торжество и кончилось. Внезапно, точно сговорившись, все отшатнулись от Фотия. Долго не понимал он, за что; когда же понял, что милостям царским – конец, то пал духом, заболел, едва не умер и, только что оправился, уехал из Петербурга, «бежал из града, яко из ада», в свой новгородский Юрьевский монастырь добровольным изгнанником, вместе с Анною. Министром же духовных дел оказался не Иисус Христос, а граф Аракчеев. Все доклады по делам Св. Синода представлялись государю через него. Сразу ввел он порядок военный в духовном ведомстве: святые отцы при нем пикнуть не смели, стали тише воды, ниже травы. И пожалели о Голицыне. В Андреевском соборе села Грузина появился в те дни новый образ – Спаситель, держащий на деснице Евангелие; образ покрыт был литою серебряною ризою; ежели открыть стеклянную раму, то можно увидеть, что один из серебряных листов Евангелия на едва заметном шарнире отгибается, и под этим листом – другой образок: Аракчеев – в парадном генеральском мундире, со всеми орденами, сидящий на облаках, как бы грядущий со славой судить живых и мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Скит Ксенофонта или Благовещенский скит / Одно из самых интересных путешествий из Русского монастыря можно совершить в Благовещенский скит, откуда открывается удивительная панорама. Этим видом восхищался еще иеромонах Сергий Веснин, Святогорец: ...Отсюда, из окон гос­тиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока. / 12 Фото моанстырей Святой Горы из почтовых открыток начала прошлого века / Некоторые из этих фотографий вы уже встречали на нашем портале. Но далеко не все! Наконец, появилась возможность опубликовать снимки всех монастырей. Разглядывая эти снимки испытываешь странное чувство. Ты погружаешься на десятки лет назад совершенно в иной Афон. И опять замираешь перед его удивительной тайной. / 21 Фотогалерея Преображение на Афоне / «Преобразился еси Хрсте Боже наш» и души любящих тебя преображаются в испытании на Святой Горе. Каждый унесет с собой частичку Тела Христова, Благодать и незабываемые впечатления. А главное - это ощущение внутреннего преображения души, избавления от помыслов и суеты, предвкушение чистой жизни в Царстве Небесном. / 36 Французские боевые части на Афоне 1918 год. (Уникальные фото высокого качества) / Части генерала Саррэла высадились в монастыре вмч. Пантелеимона, затем отправились в Кариес, затем - в Лавру. / 16 Экспедиция в пещеру двенадцати невидимых старцев (вся галерея фотографий) / Кто из афонских отшельников не мечтал найти эту пещеру? – Все мечтали. А кто пробовал найти ее? – Таких гораздо меньше, потому что разумных людей всегда больше. Может быть, есть такой, кто нашел это место? / 58 Экспедиция в пещеру Пахомия - Серба / Снова наш путь к Тайнам Святой Горы. Катер устремляется в неизвестность, а мы предаемся раздумьям о предстоящей экспедиции. Ведь по сути, мы плывем туда – не знаю куда, искать то – не знаю что… / 34 Пещера Иллариона – Грузина / Эта пещера находится в Катунакии на скале в труднодоступном месте. Примерное расположение пещеры – между скитом Катунакия и скитом Василия Великого. Пещера надежно укрыта от посторонних глаз: выход заслоняет буйная растительность, каменные дубы и ежевика. Увидеть пещеру можно только из одного небольшого участка тропы, подинмающейся ко Кресту. / 33

http://isihazm.ru/1/?id=16&sid=0&pid=4

Лат. пер.: Vita et mores (viri) theophori beati partis nostri Serapionis. Vie de s. Serapion de Zarzma/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes. 14 .151). 159–167; 168–207. Иованэ-Зосимэ Синай, ум. ок. 987. Грузинский гимнограф, поэт и переписчик, подвизавшийся в Палестине, в лавре Саввы Освященного, а затем на Синайской горе. 232 . 458 . [Иоанэ-Зосимэ. Хвала и слава грузинского языка//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 458. (Пророчество о груз. языке, содержащееся в нескольких синайских кодексах конца X в., обнаружили и опубликовали в начале XX в. А. Цагарели и Н. Марр)]. Иованэ (Иоанн) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) Ум. X в., пам. 12/25 июля. Основатель, строитель и первый настоятель Афонского Иверского монастыря, отец Евфимия Афонского. 233 . 1960 . 503. [Эзра Афонский. Похвала святого отца нашего Иованэ Грузина, который построил на Святой Горе великую Лавру Грузинскую//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). (Канон св. Иоанну, сост. аф. монахом и гимнографом XI в.)]. Эптвимэ (Евфимий) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) ПБЭ 1904. 5. 267; LCI 6, 201 Ок. 955–1028, пам. 12/25 июля. Строитель и второй настоятель Афонского Иверского монастыря. Житие и церковное почитание 234 . . 1882. 401–432. [//Рай Грузии. 14 .79). 401–432. Первое изд. (по рукописи 170 Тифлисского Церковного Археологического Музея) Жития Свв. Иоанна и Евфимия, написанного Георгием Святогорцем (ум. 1065)]. 235 . 1946 . [Житие Свв. Иоанна и Евфимия, написанное Георгием Святогорцем/Крит. изд., подг. текста Джавахишвили Ив., ред. Шанидзе А. Тбилиси 1946. (Пространная версия по рукописям А-558, 170, 176 и Н-2077)]. 1959. 72. 448–450. 236 . 1960 . 292–336. [Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 292–336. 2-е крит. изд. указ. Жития (по древнейшей ркп S-353 (XI в.) Тбилисского Института рукописей, с исп. ркп А-170)]. Рус. пер.: Георгий Святогорец. Житие блаженных отцов наших Иованэ и Эптвимэ и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом/Пер. с древнегруз. свящ. Иосифа Зетеишвили//Символ. 1995. 34. 357–374; 1996. 35. 281–298. [По вышеуказ. 2-му крит. изд. оригинала С. Кубанеишвили, со ссылками на лат. пер. о. П. Пеетерса 14 .151)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

«Братья возлюбленные, – говорится в этом обращении, – услышьте голос Церкви. Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастья тому причиною, а бездна нашего духовного падения, то опустошение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: Два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2: 13). Совесть народная затуманена противными христианству учениями. Совершаются неслыханные кощунства и святотатства. Местами пастыри изгоняются из храмов… Изо дня в день возрастает дерзость грабителей… Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. А забывшие присягу воины и целые воинские части позорно бегут с поля сражения, грабя мирных жителей и спасая собственную жизнь. Россия стала притчею во языцех, предметом поношения среди иноземцев из-за алчности, трусости и предательства ее сынов. Православные, именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбою. Очнитесь, опомнитесь, встаньте за Россию» с. 20]. 29 августа, через день после соборного паломничества в Лавру Преподобного Сергия, члены Собора совершили на московском Братском кладбище панихиду по убиенным воинам. На 14 сентября, на Воздвижение Креста Господня, Собор назначил всенародное моление о спасении России, которому должен был предшествовать покаянный трехдневный пост. Вместе с распадом страны и отделением окраин растет церковный сепаратизм. Раскольники, добиваясь провозглашения церковной автокефалии Украины, захватили типографию Почаевской Лавры, перевели ее в Киев в распоряжение Центральной рады. Отделение Грузинской Церкви, не признанное Поместным Собором Русской Православной Церкви, становится совершившимся фактом. 14 марта три епископа-грузина заявили экзарху Грузии митрополиту Платону что он лишается власти. В ответ на эти действия Собор обратился к Временному правительству с просьбой о создании комиссии по разделу имущества экзархата между Русской и Грузинской Церквами. 11 октября на пленарном заседании председатель отдела высшего церковного управления епископ Астраханский Митрофан выступил с докладом, которым открывалось главное событие в деяниях Собора – восстановление патриаршества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Она умерла в 1860 году ноября 10 дня. Вступить в другой брак я отказался и не увлекался выгодностию партий, сравнивая это с лотереей, где не все билеты бывают с выигрышами, а чаще всего пустые. Но возвращаюсь последовательно к рассказу. В ноябре месяце моя мать с зятем Гаврилом ездили в Питер гостить к своей дочери Грачевой и была там около двух недель; я оставался в это время в Тихвине на огороде со старухой Прасковьей Ивановной и сказочником Яковом Питерцем; это время я считал лучшее из моей жизни; сказки Якова Питерца, и притом все разные, лишь тогда и прекращались, когда я лягу спать или засну. Его сказки я слушал неутомимо и охотно. При отъезде нашем в Ростов, в начале декабря месяца, мы ходили прощаться с Мартирием. Он благословил мать мою иконою Тихвинской Богоматери, которой, умирая, благословила потом и меня. Мне тогда Мартирий подарил письмовник в двух частях, «кому какие писать письма». На первой части была им сделана надпись следующего содержания: «Петра Егорова Грузина». Жалко, что эта первая часть утратилась, вторая же сохранилась и до настоящего времени; еще не знаю, каким-то чудом сохранились у меня многочисленной переписки Мартирия с отцом моим два письма своеручные Мартирия 1813 года с подписью «образной иеромонах Мартирий Грузин». В это лето Мартирий обходился со мной так же, как и при отце; раздача Мартириевой муки происходила у меня по-прежнему; различные подарки и новая экипировка тоже, как и прежде, шла от Мартирия. За неделю до Рождества мы приехали в Ростов на своих лошадях в двух повозках. По отчетам зятя Гаврила, отданным моим опекуном, оказалось, что лето было самое плодотворное для всех огородных овощей. Приезд Государя в Тихвин был в самый сбор всех плодов, и потому расход на плоды слишком велик, прилив же разного рабочего народа в город был огромный. Это произошло оттого, что приводились в благовидное состояние трактовые дороги на тех пунктах, где поедет Государь, и в самом городе устраивались проспекты и красились обывательские дома. Все это для торговли огородными овощами было очень прибыльно, так что у нас за всем расходом оказалось пользы более 6000 рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Третье. Главное в системе взглядов «православных антисоветчиков» – ненависть к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Ленина и Троцкого они не так ненавидят, как Сталина. На него стараются навесить всех собак. Вот и Смолин пишет: «Степанов не понимает, что Творец искал для вразумления России, отказавшейся от Помазанника и Страстотерпца Николая Александровича, – наихудших правителей. Но хуже Ленина со Сталиным сыскать не мог». Ведь глупость явная. Были хуже – Свердлов, Троцкий, Зиновьев, Урицкий. Но их Смолин не поминает (они ему ближе?), зато пинает русского (по самосознанию) Ульянова и грузина Джугашвили. Для меня явление Сталина – милость Божия к русскому народу. Среди всей этой банды захвативших власть в России преступников, ненавидевших всё русское, причастных к преступлениям против представителей власти, Господь нашёл одного, чьё сердце не было окаменевшим, как сердце египетского фараона. И Сталин остановил погром России, восстановил традиционное русское образование, вернул патриотическое воспитание молодёжи, возобновил традиции русской культуры, вновь заставил гордиться Пушкины м и Гоголем, Суворовым и Кутузовым, Александром Невским и Фёдором Ушаковым. Главная незадача для «православных антисоветчиков», конечно, победа в Великой Отечественной войне, победа Красной армии, которой командовал Сталин. И «православные антисоветчики» не находят ничего лучше, как использовать идею «вопрекизма», рождённую в либеральной среде (при этом они обвиняют в либерализме своих критиков!). Мол, мы победили в войне не благодаря, а вопреки Сталину, в войне победил не Сталин, а народ. Во всех войнах побеждали главнокомандующие, которые стояли во главе армии, и только в Великой Отечественной победила армия ... без главнокомандующего. А всё потому, что Сталина надо выбросить из русской истории. Четвёртое. Отдельная тема – спекуляции на Новомучениках и Исповедниках Российских. Постоянно звучит: если вы хвалите Сталина, вы отрекаетесь от Новомучеников; либо вы за Сталина, либо за Царя-Мученика Николая. А вот есть такое предание, что один будущий монах встретил на ступенях рейхстага полковника, похожего, как он потом понял, на Николая Александровича. Но преданиями антисоветчиков не проймёшь, им в таком случае подавай документ с печатью, удостоверяющий чудо. Эта и другие истории – про облёт Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери, про встречу Сталина с Матроной Московской, про митрополита Гор Ливанских Илию, про молитву Сталина в Успенском соборе – для них «сказки, сочинённые сталинистами».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/10/v_...

Отзывы и воспоминания Выписки из Журнала Московской Патриархии 1. 1946 г. 1 стр. 17. Отзыв члена делегации Чешской Православной Церкви доктора Грузина о пребывании в Москве (10–15/I 1946 г.) В высшей степени обаятельным и мудрым предстал перед нами Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий. Мы много читали и слышали о деятельности Высокопреосвященного Николая, но его обворожительной улыбки, за которой скрывается великая любовь и великое звание жизни и человеческой души, нельзя передать словами. Ее нужно видеть и чувствовать для того, чтобы понять красоту души Высокопреосвященного Николая, которая составляет тайну его успехов в его трудной деятельности. 2. 1946 г. 2 стр.7–8. Воссоединение (Париж 24/VIII – 4/IX 1945 г.) Воспоминания начальника братства св. Фотия Николая Полторацкого. Прибытие из Москвы Высокопреосвященного Митрополита Николая Крутицкого, его богослужения, собиравшие толпы людей с разных концов Парижа, приходивших помолиться и послушать горячее и проникновенное слово Владыки все это придавало радостно-праздничное, как бы пасхальное настроение дням его пребывания среди вас. Для здешних верующих русских масс это был первый живой и непосредственный контакт с Матерью-Церковью и с Матерью-Родиной. Во всех проповедях М. Николая звучала потрясавшая сердца преданность Церкви Православной пламенная любовь к нашему родному народу и ко всем русским людям. М. Николай поведал нам живым словом то, что мы знали только из журналов и газет, о том участии, которое приняла наша Церковь в оборонительной героической борьбе, выпавшей на долю нашей Родины. ... Владыка Николай как-то по-новому зажег наши сердца и заставил почувствовать, что все мы – дети одной вашей Матери – Русской Церкви и одного великого нашего русского народа. Он явил нам дар большой христианской любви, и мы все его полюбили нашей ответной сыноввей любовью. Митрополит Николай дал нам бесконечно много, и его светлый образ останется навсегда в памяти каждого, кто хоть раз его увидел и услышал. 3. 1946 г. 2 стр.9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

6 . В житии пр. Георгия Святогорца, родом грузина, читаем, что когда он был еще десяти лет и жил при своей сестре монахине Фекле, то вышел однажды за монастырскую ограду подышать чистым воздухом; время было летнее, погода прекрасная, соседние леса и луга распространяли аромат цветов. Подле обители протекала глубокая река Кция, за которой зеленел роскошный луг. Вдруг на другом берегу появился мальчик одного с Георгием возраста в одежде пламенного цвета; он стал ласково приглашать к себе Георгия: «Иди сюда: река мелкая, здесь так хорошо, будем играть вместе». Недолго думая, Георгий хотел было идти через реку, как вдруг около него стал другой юноша, одетый во все белое, и удержал его, говоря: «Не ходи туда, он обманывает тебя, здесь лучше; я тебя люблю больше, чем он». Что же оказалось? Юноша на том берегу был злой дух, который хотел погубить Георгия в волнах бурной реки Кции, а светлый юноша был его ангел-хранитель... 7 . В другое время в монастыре, где жил юный Георгий, ночью сделался пожар. Все бежали, кто куда мог, а Георгий спокойно спал в своей келье. Одна минута, и он стал бы жертвой огня; но вдруг явился ангел Господень в образе прекрасного юноши, который разбудил Георгия, восхитил его, как некогда апостола Филиппа ( Деян.8:39 ), и перенес в безопасное место на расстоянии 115 шагов, и потом стал невидим. Так заповедует Господь ангелам Своим хранить всех любящих Его на всех путях их, по слову псалмопевца ( Пс.90:11 )... (Сост. по «Жития святых»). Беседа 2. Изъясняющая историю праздника Рождества Иоанна Предтечи с нравственными уроками I. Когда Незаходимое Солнце – Христос Спаситель наш благоволил воссиять миру и, приклонив небеса, сошел в святейшее самого неба девическое чрево, надлежало явиться перед Ним деннице – от неплодной старицы – св. Предтече Иоанну, дабы Он предвозвестил людям пришествие Господне. И вот, когда исполнилось время чревоношения св. Елисавете, жене священника Захарии, она родила сына в старости своей, подобно тому, как некогда Сарра родила Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вместо дионисиатского игумена, который побоялся идти, отправился отец Иларион. Паша, бывший родом из Грузии, вступил с ним в разговор, выразил удивление, что он пошел в монахи, потом стал хулить христианство и предложил принять ислам. Отец Иларион начал было сильно возражать, но афонские отцы остановили его и силою заставили его отойти и оставаться в задних рядах. Возвратившись в монастырь, отец Иларион рассказал все случившееся игумену, сказал, что совесть ему не дает покоя, что он остался в долгу у паши ответом на его хулы, и наконец взял благословение отправиться в Солунь, где находился паша, чтобы исповедать пред ним христианство. Пришедши туда накануне байрама, он застал много гостей у паши, который очень обрадовался его приходу, полагая, что он пришел принять ислам. Но отец Иларион пред всеми гостями стал доказывать паше истину христианства и порицать ислам. Поднялся ужасный крик, и паша был принужден приказать, чтобы отца Илариона сейчас же казнили 9 . Его повели на площадь, и множество народа следовало за ним. Но вдруг какие-то два офицера, в богатой одежде, выхватили его, повлекли за город и, когда народ, следовавший за ними, отстал, сказали по-грузински ему, чтоб он скорее бежал без оглядки. Это были его земляки, любимцы паши, которые сказали ему, что казнь грузина-монаха будет стыд для грузинского народа и для них и что они оставят пашу, если он не помилует его. Паша предоставил им распорядиться, как они знают. Впоследствии отец Иларион с сожалением говорил о том, что он по недостоинству своему не сподобился принять мученический венец. Еще рассказал сам отец Иларион при мне следующее (в день нашего отъезда с Афона). Когда его выслали из Дионисиатского монастыря, он сел под кусточком и сказал своему ученику, попу Савве: «Коли хочешь, иди куда тебе угодно, а коли хочешь остаться у меня, будем дожидаться, пошлет ли нам Бог хлеба или нужно нам умереть». Ученик не оставил своего старца. Вскоре принесли им хлеба. Потом монахи Аннинского скита, знавшие старца, отправились в Лавру, без ведома купили для него келью в Малой Анне, взяли старца под руки, повели его в его келью и положили ему в руки контракт (так называемая омология), заключенный ими за него с Лаврою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010