Ученица Г.И.Челпанова (см. прим.12), она была замечательным логопедом, серьезным психологом и философом. В студенческие годы стала прихожанкой храма свт.Николая на Маросейке. В начале 1930-х гг. вместе с другими прихожанами (в т.ч. автором воспоминаний Е.В.Апушкиной) была арестована, но вскоре освобождена. Вышла замуж за находившегося в ссылке Бориса Александровича Васильева (1932), тайно рукоположенного в священники. Отрывки из ее автобиографических записок, а также дневника (1924 г.) были опубликованы в сб.: Надежда. Вып.7. Франкфурт-на-Майне. 1982. С.298–327. Протоиерей Владимир Богданов 64 Протоиерей Владимир Богданов (19.4.1865 – 10.11.1931) – родился в Москве; его отец, А.П.Богданов, знаменитый русский антрополог и зоолог, директор Московского зоологического музея. После окончания физико-математического факультета Московского университета (1888) преподавал в 1-м Московском реальном училище (1888–1900). Заведовал отделами чтений по физике и естествознанию в Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для московских рабочих (с 1902). Кандидат математических наук. Товарищ начальника отдела прикладной физики Политехнического музея (1900–1917). Духовный сын прот. Валентина Амфитеатрова , ученик прп. Варсонофия Оптинского , неоднократно обращался за советами к прп. Варнаве Гефсиманскому . Рукоположен во иерея целибатом (17.5.1914). Служил в храмах (1915–1927): Спаса Преображения на Песках в Спасопесковском переулке; апостола Филиппа (Иерусалимское подворье); прп. Серафима Саровского при Серафимовском комитете помощи раненым на Сивцевом Вражке (настоятель до 1921 г.). От епископской хиротонии, предложенной Патриархом Тихоном, отказался. Был в тайном постриге (с именем Серафим). Подолгу жил в Дивеевском и Серафимо-Понетаевском монастырях, в Аносиной пустыни. Арестован (1923). Сидел в Бутырской тюрьме. В 1923 (1924?) г. находился в ссылке в Зырянском краю (Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с.Корчемье) вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем, архиепископом Неофитом, епископом Николаем и епископом Афанасием (Сахаровым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

1358) выделяется руга Благовещенской и Архангельской церквам Московского Кремля - право собирать торговую пошлину (Духовные и договорные грамоты. С. 16, 19), аналогичное пожалование зафиксировано в 1-й духовной св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского (Там же. С. 25). Сведения о пожаловании руги в XV - 1-й пол. XVI в. не сохранились. Объем и порядок выплаты ружного жалованья были установлены не позднее 80-х гг. XVI в. В XVII в. ежегодные денежные выплаты были стабильными, они производились приказом Большого прихода из средств, полученных в основном при сборе московских таможенных, померных и мытных пошлин с торговых мест, погребов и др. оброчных статей. Среди соборян ружные деньги распределялись след. образом: протопоп получал 12 р. 17 алтын, ключарь - 9 р. 16 алтын, 5 попов - по 7 р. 14 алтын и 1 деньге каждый, диакон - 6 р. 23 алтына и 2 деньги, 2 диакона и псаломщик - по 5 р. 4 алтына каждый, кутейный поп - 3 р., 2 пономаря - по 2 р. каждый. Кроме того, протопопу, ключарю, попам и диаконам дополнительно выплачивались в счет праздничного оброка, «выборных», на просвиры и за ежедневную поминальную службу по царевичу Иоанну Иоанновичу в год 28 р. 10 алтын и 3 деньги. В 1597-1742 гг. в А. с. служили приписные архиереи - греч., груз. и рус. владыки, к-рые не управляли епархиями, но обязаны были совершать заупокойные богослужения по царским прародителям, похороненным в соборе. По месту служения эти архиереи титуловались «Архангельскими» и получали обеспечение за счет средств храма. Первым из них был архиеп. Арсений Элассонский . В 1744-1883 гг. А. с. был кафедральным собором Московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. Среди настоятелей А. с. в XVIII-XIX вв. были выдающиеся представители рус. церковной науки - протоиереи Петр Алексеев , Василий Кутневич , Николай Извеков . В 90-х гг. XIX в., когда настоятелем собора являлся широко почитавшийся в Москве прот. Валентин Амфитеатров , вокруг храма собралась многочисленная община духовных детей о.

http://pravenc.ru/text/76446.html

   Так было положено начало дела; затем у типографии возникли трудности материального характера, которые были улажены по ходатайству духовных детей батюшки Илларионовых. Наконец, работа была окончена, были разосланы требуемые экземпляры, получено разрешение на выпуск в свет и книга «Краткое описание выдающейся деятельности прот. Валентина Амфитеатрова...» повсюду разошлась.    «Книга была напечатана на хорошей бумаге и произвела повсюду необыкновенное впечатление. Все бросились раскупать ее, и она быстро распространилась по всей России, потому что цензор велел мне поместить ее на комиссию во все главные книжные магазины Москвы и даже переслать в Петербург в магазин Тузова. Со всей России присылались мне письма с благодарностью, что я познакомила всех с таким великим светильником, про которого они прежде ничего не слышали, но теперь горячо уверовали в него, начали обращаться к нему и по его молитвам и ходатайству стали получать от него великую помощь и отраду. Книга стала пользоваться всеобщей известностью, все увидели, что ее разрешил главный цензор Санкт-Петербургского Духовного комитета, который пользовался всеобщим уважением и почетом как любимый духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Вот как мудро устроил все отец Валентин, направив мою рукопись в Санкт-Петербург. Я была никому неизвестной издательницей, но о распространении моей книги стал заботиться сам архимандрит Александр.    Из самых дальних уголков России присылались мне письма и деньги с просьбой отслужить панихиду на могилке батюшки, а потом сообщались случаи его помощи и чудесного исцеления. Присылались даже экстренные телеграммы при опасных болезнях; я все с великой радостью исполняла, причем вскоре же получала извещение, что даже опасные смертельные болезни приостанавливались при одном только отправлении мне телеграмм с просьбой отслужить панихиду по батюшке.    Когда шло издание первой книги, одной батюшкиной духовной дочери приснился следующий сон. Будто бы она приходит в батюшкин домик, в зале батюшка лежит в гробу, она подходит ко гробу, вдруг батюшка поднимается и благословляет ее. «Батюшка, — с удивлением спрашивает она, — Вы живы?» Он отвечает: «Для кого я умер, а для тебя — жив». Она видит рядом с гробом роскошный букет восковых цветов. Батюшка замечает ее восторг и говорит: «Этот букет мне сделала учительница А. И.; она мне делала его по ночам».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

   Прот. Валентин Амфитеатров. Духовные беседы. М., 1909. Предисловие.    В наши дни переизданы с теми же названиями (М., 1998). В 2002 году вышел в свет сборник «О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди», включающий в себя «Великий пост», «Духовные беседы», десять слов о Кресте Господнем, а также никогда не издававшиеся великопостные поучения из рукописей мц. Анны (Зерцаловой).    После революции не переиздавался; в настоящее время готовится к выпуску в издательстве им. свт. Игнатия Ставропольского.    Переизданы с названием: «Проповеди», М., 1995.    Подвижник веры и благочестия. М., 1914. С. 25    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 23—24.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 79.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 293—294    Духовные поучения. М., 1916. С. 235.    Там же.    Духовные поучения. М., 1916. С. 179—180.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 54—55.    Там же. С. 79.    Иерей Андрей Овчинников. Пастырская деятельность прот. Валентина Амфитеатрова. Диссертация. МДА, Сергиев Посад, 2000. С. 78—81.    См. Творения свт. Игнатия Ставропольского. Т. V. М., 1998. С. 124, 136, 151 и далее.    Алфавитный Патерик. Житие прп. Иоанна Колова; Достопамятные сказания о жизни пустынных отцов, буква «И».    Приношение современному монашеству. М., 2001. С. 193.    Духовные поучения. М., 1911.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 47, 65.    О Кресте Твоем веселящеся. Проповеди. М., 2002. С. 203.    Слово 1. Глава 8. Великое чудо добродетели    «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.»(1 Ин.3:18).    «А Вы верите в чудеса?» — с таким вопросом обратился к правнучке протоиерея Валентина Е. Н. Викторовой и ее супругу молодой человек, встретившийся с ними возле могилы пастыря в 90-х годах прошедшего столетия. Юноша, внешне выглядевший как достаточно обеспеченный предприниматель, ставил на могиле свечи и молился. Он рассказал о следующем случае. Они с другом, люди, далекие от Церкви, задумали некое предприятие. По совету знакомых, для успеха пошли на могилку о. Валентина. Придя на Ваганьковское кладбище, молодые люди растерялись: где искать нужную могилку? Спросить было не у кого. Блуждая по кладбищу, они встретили несколько сутулого старца, который спросил, что они ищут. Они ответили, старик повел их на могилу и сказал: «Давайте вместе помолимся». Когда же он стал молиться и встал сбоку, молодые люди слушали и крестились, и увидели на кресте фотографию этого же самого старца. Обернувшись, увидели, что старец исчез... Дела молодых людей устроились, и они часто приходят на Ваганьковское поблагодарить отца Валентина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Мещовский Свято-Георгиевский мон-рь. Фотография. 2015 г. Имп. Павел I стал оказывать помощь заштатным мон-рям. С 1797 г. М. м. получал ежегодное подаяние в 300 р., с 1798 г. владел мельницей и рыбной ловлей на р. Рессе, при с. Тараскове близ г. Мосальска, а с 1801 г.- 30 дес. земли близ ограды. В XIX в. земельные владения были еще расширены: в 1851 г. мон-рь получил ок. 69 дес. леса в урочище Бурдыкино Мосальского у., в 1861 г. по указу Калужской духовной консистории взамен этого участка - ок. 72 дес. на казенной даче Каменка Перемышльского у., а по завещанию помещика Н. М. Егорова - ок. 101 дес. при с. Никитине Мещовского у. При М. м. были посажены фруктовые сады площадью 4 дес., а также березовая роща. К 1914 г. денежный капитал М. м. в банке составлял 55 901 р. 81 к. ( Осипов В. И. К вопросу об экон. деятельности мон-рей Калужской губ. (сер. XIX в.- 1917 г.)//Вопросы археологии и истории В. Поочья. Калуга, 1989. С. 63). В 1802 г. в М. м. был введен общежительный устав. Важным событием стало торжественное погребение в июне 1812 г. в монастырской средней вост. башне блж. Андрея Мещовского . Рядом положили его топорик, к-рый он всегда носил с собой. На могиле стали служить панихиды, были зафиксированы случаи исцелений. Башню после этого стали называть Андреевской. 24 сент. 1816 г. в 2-этажном каменном здании, специально построенном в мон-ре, открылось Мещовское ДУ. В 60-х гг. XIX в. смотрителем ДУ был прот. Валентин Амфитеатров . В XIX в. обсуждался вопрос о переводе уч-ща из мон-ря в город; оптинский старец Амвросий (Гренков) призывал «очистить обитель от училищного населения». Перевод состоялся в 80-х гг. XIX в., в училищном корпусе была размещена братская трапезная с кухней. 24 сент. 1916 г. настоятель М. м. иером. преподобноисп. Георгий (Лавров) участвовал в праздновании 100-летия училища. В 1819-1820 гг. вместо разобранной обветшавшей колокольни при храме была возведена колокольня с часами. От сильной бури в 1833 г. пострадала одна из башен, а в 1836 г.- все здания обители. Синод выделил более 19 тыс. р. на их восстановление. Настоятель (1842-1853) иером. Никодим (Демутье) занимался перестройкой мон-ря. Со старого 2-этажного храма были сняты 4 угловые главы, он был оформлен фасадом в итал. стиле, полностью переделан изнутри и расписан. Колокольня стала выше и была увенчана шпилем. Были перестроены ограда (шатровые верхи на некоторых башнях заменены надстройками с бойницами), св. ворота (разобрана надвратная Вознесенская ц.), келейный корпус, конный двор. Иером. Никодим строго следил за соблюдением монастырских правил, в храмовые праздники обители устраивал обеды для 200 нищих.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

2035 Это письмо не датировано. Но, по бумаге, чернилам и почерку, оно тождественно с письмом от 25-го мая 1896-го года XXXV). По содержанию же уместнее всего поместить его именно после указанного письма. 2037 Оборот сего письма почерком Ек-ны М-ны исписан какими-то арифметическими выкладками, вероятно, денежного характера. П.Ф. 2038 Письмо это не датировано. Но, по почерку и бумаге, кажется, правильнее всего отнести его именно к началу 1897-го года. П.Ф. 2039 Прот. В. Амфитеатров – автор следующих книг: Библейская история Ветхого и Нового Завета. Москва, 1875 г. Очерки из Библейской истории Ветхого Завета. Москва, 1895 г. В письме идет речь, вероятно, именно о последней книге. П. Ф. 2044 Ср. письмо XXXIV. – Духовник Глинской пустыни о. Домн давал о. Серапиону подобный же совет. Он совершенно ясно предсказал о. Серапиону, что никогда о. Серапион не дойдет до высших степени церковной иерархии, не будет епископом и кончит жизнь не в самостоятельном монастыре. Точно также и относительно сочинения его он предсказал, что при жизни о. Серапиона оно не будет напечатано, но что «явится миру» после смерти. О. Домн не советовал ему постригаться. «Ты должен быть миссионером, миссионерствуй так, ты способен, просве­щай, а постригаться не надо», – говорил о. Домн. – Когда же разыгралась история в Знаменском монастыре, где настоятельствовал о. Серапион: и когда о. Серапион вынужден был удалиться на покой, мать его Екатерина Михаиловна и брат Александр Михаилович говорили, «Вот, как сбывается предсказание о. Домна!» – Сбылась и вторая часть предсказания; о. Серапион умер, не напечатав своего сочинения. П.Ф. 2046 Вероятно, о. Валентин имеет ввиду возвращение к о. Серапиону приступов запоя, начавшихся около этого времени. П.Ф. 2048 «Новое управление», о котором говорится в письма, – Митрополита Московского Владимира, вступившего на кафедру Московскую 27-го марта 1898 г. Предшественник его, Митрополит Сергий, рос вместе с матерью о. Серапиона, знал его родных и любил о. Серапиона, так что был склонен не замечать некоторых беспорядков в управляемом о. Серапионом Знаменском монастыре. П Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В основном преосвященные сочли необходимым исправление и перевод богослужения на «новый», упрощенный славянский язык (терминология не была устойчивой – искомый язык называли и славяно-русским и т.д.), предлагалось, впрочем, введение богослужения и на русском языке. «Мнение епископата о необходимости исправления богослужебных книг, высказанное в «Отзывах», разделялось большею частью духовенства, как это видно из резолюций епархиальных и других церковных съездов», – писал Борис Сове . Это можно подтвердить многими примерами. Выдающиеся и праведные пастыри протоиереи Иоанн Кронштадтский (считал необходимым читать псалмы на общей исповеди сначала по-славянски, потом по-русски), Валентин Амфитеатров и Алексий Мечев начали использовать русский язык в богослужении или при чтении Писания. В 1911 г. еп. Самарский Константин (Булычев) благословил сельского священника Николая Пономарева на совершение богослужения по-русски. Даже на самом охранительном в предреволюционное время IY Всероссийском миссионерском съезде в Киеве, проходившем под председательством одного из наиболее консервативных иерархов того времени архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) (прест. в 1936), 25 июля 1908 года была принята резолюция по докладу организационной комиссии «о неотложной нужде исправлений в церковном богослужении» , о желательности «нового перевода церковно-богослужебных книг на упрощенный, более близкий к русской речи, славянский язык». (На Соборе 1917–1918 гг. вл. Антоний предложил переводить литургические тексты для проповеди за богослужением: «Возьми Служебник и переводи его по-русски»). Таким образом, епископат, в согласии с полнотой Российской православной церкви, единодушно выразил мнение о необходимости скорейшего разрешения проблемы богослужебного языка. Так началась подготовка соответствующего решения Собора. Как по вопросу о патриаршестве на Соборе многое решила пламенная речь св. архим. Илариона (Троицкого) , так по вопросу о русском языке в богослужении важнейшим стало выступление ключаря храма Христа Спасителя прот. Александра Хотовицкого. Деятельный сторонник принятого решения, близкий и многолетний сотрудник будущих патриархов Тихона и Сергия, священномученик (прест. в 1937), он говорил: «Перевод безусловно необходим, ибо изгонять верующих из церкви из-за непонимания славянского языка преступно. Даже мы, священники, знакомые со славянским языком, часто встречаемся с такими местами славянского текста, которые нам совершенно непонятны… Закрывать двери Православия отказом введения русского языка в богослужение из-за красоты формы славянского языка нецелесообразно. Примеры перевода некоторых книг за границей дали блестящие результаты. Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно и богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Вот духовного день торжестваˆСейчас из церкви я, Где православная семьяˆВнимала слову Божества. Храм полон был народа, Горел сиянием огня; Но горела ярче – чудная звезда. Стоявшая Смиренно у Престола. Служил Избранник Вышнего Отца, Служил тот. Кто все влечет сердца; И лишь раздался благословляющий глас. И Слезы полились из глаз. Все смолкло, взор устремился благодарный. Туда – где Батюшка желанный Молитвы возносил – все горячей, И голос звучал – все мелодичней и сильней. Скажите: откуда эта сила духа? Скажите: где берется такая мощь? Но можно ль объяснить словами, Что дается Небесами. Но вот Он на амвонеˆБлистающий в светлом Ореоле; Ореол его – любовь! Весь мир объемлет та любовь. Все в Нем было не земное, И кротость взора и улыбка доброты, И слово мудро-дорогое, В котором столько простоты... И в память Мироносиц дня, Он вещал ко всем женам; Внемлите ж – Златоуста словам, Берите ж все от чудного огня. Ах какая новь и глубина в словах. О если б так – много поучало, Какой бы рай – царил в семьях, И сколько б горя миновало. Е. М. 1880 Речь идет о предполагавшемся переводе о. Серапиона из Московской Академии – в Казанскую, в виду предстоявшего перевода туда ректора Московской Академии архимандрита (впоследствии архиепископа Волынского) Антония. Вот относящиеся сюда указания самого о. Серапиона, найденные среди его бумаг и написанные на вчетверо сложенной четвертушке: Заметки Отцу Валентину. 1) Хочу и я в Казань, но так, как порешит О. Ректор и О. Валентин. 2) Не диплом важен – а спасение, и не Епископство, а тоже спасение, и не Россия меня манит, а Св. Афон, и не мир, а Афонская пустыня. 3) А. И. Введенский и его отношение к диссертации: а) она д. б. не более 9-ти листов, в) она назначается для прочтения ВП. Сергием. 4) Хочу побывать у Грота и поместить свою статью в «Вопросах Философии». 5) Кубышкиной послать 50 р. за август и октябрь и сентябрь. Серапион Машкин. П. Ф. 1881 Эта приписка сделана другими чернилами (синими, тогда как письма о. Валентина – все и данное – черными) и другим почерком, весьма напоминающим почерк о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Впоследствии Верой Григорьевной и Елизаветой Михайловной мне были переданы вещи, принадлежавшие прот. Валентину Амфитеатрову, дневники А. И. Зерцаловой, неопубликованные записи проповедей о. Валентина, фотографии.    У меня установились добрые отношения с этими верующими женщинами, и я узнал, что они длительное время не причащались Святых Христовых Таин, так как со времени возникновения в годы гонений раскола, они не доверяли пастырям Церкви. Мне пришлось долго беседовать с ними, и, по милости Божией, они вернулись в Церковь; Елизавета дважды приняла перед смертью Тело и Кровь Христовы.    Для более авторитетного подтверждения духовной сути моих бесед с обеими женщинами, они были посланы мною к о. протоиерею Александру Ветелеву, доктору богословия, дабы, укрепленные его разъяснениями, они могли бы без страха стать членами нашей Православной Церкви. Истинность моих слов может в настоящее время засвидетельствовать дочь о. Александра, Ольга Александровна Ветелева, у которой в дальнейшем, до самой своей кончины проживала Вера Григорьевна. Она помогала семье о. Александра по дому и после смерти была отпета в нашем храме — Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.    Часть переданных мне Елизаветой Михайловной и Верой Григорьевной вещей о. Валентина, к сожалению, пропала, так как некоторые из них были украдены в 1982 году, когда ограбили мою квартиру. Рукописи Анны Ивановны Зерцаловой и некоторые фотографии в 1993 г. переданы правнучке о. Валентина, Любови Николаевне Викторовой.    Знакомясь с жизнью о. Валентина через печатные издания начала ХХ века, через его проповеди и живое слово родственников и иных лиц, вспоминающих его как истинного подвижника благочестия, можно с уверенностью сказать, что и имя его, и деятельность — святы. Поэтому будем надеяться, что о. протоиерей Валентин, милостью Божией и поныне назидающий нас и помогающий всем, к нему прибегающим, со временем займет — для нашей же пользы — соответствующее ему место среди сонма православных русских святых. Бог даст, затеплится и перед его образом неугасимая лампада, призывающая верных Христовых чад к молитве за Православную Церковь и Отечество наше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему до сих пор не канонизируют замечательного подвижника, молитвенника XIX — нач. XX века прот. Валентина Амфитеатрова? Благословите! У меня такой вопрос: почему до сих пор не канонизируют замечательного подвижника, молитвенника XIX-haч.XX века прот.Валентина Амфитеатрова? Ведь и место захоронения определено (еще в 1997 г.), и на 34-м заседании Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых было единодушное мнение о том, что " для благословения Святейшим Патриархом на причисление протоиерея Валентина к лику местночтимых святых Московской епархии нет никаких препятствий, о чем 12 марта 1998 года Его Святейшеству был направлен рапорт " . (цитата документа, опубликованного на сайте otec-valentin.narod.ru)? Татьяна. Спаси, Господи! Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Татьяна! С этим вопросом Вам скорее надо обращаться за разъяснениями в соответствующую Синодальную комиссию по канонизации святы х. Лично я не в курсе этого вопроса. С 2011 года этой комиссией руководит епископ Панкратий, наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, но сама комиссия собирается на подворье этого монастыря в Москве. Адрес, в том числе электронный , указан. Попробуйте обратиться за разъяснениями к епископу Панкратию! С уважением, священник Филипп Парфенов. Поделиться Похожие вопросы: Популярные вопросы Вопросы с некорректным обратным адресом Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter © 2003-2024 АНО «Православие и Мир» Лицензия Минпечати Эл ФС77-44847 Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010