Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Валентин Амфитеатров Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот. Отец А. прот. Николай был племянником митр. Киевского Филарета (Амфитеатрова) и братом архиеп. Казанского Антония (Амфитеатрова) . Мать Анна отличалась высоким благочестием. В 1847 г. А. поступил в Орловскую ДС, в 1853 г., согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую ДС, к-рую окончил в 1854 г. В 1854-1858 гг. учился в МДА, по окончании со степенью канд. богословия был определен инспектором и преподавателем в Калужское ДУ. С апр. 1859 г. преподаватель всеобщей и рус. истории, а также греч. языка в Калужской ДС. 17 июля 1860 г. А. женился на дочери прот. Иоанна Чупрова Елисавете († 1880). У супругов родились сын Александр (буд. писатель А. В. Амфитеатров ) и 3 дочери: Александра, Любовь и Вера. 15 сент. 1860 г. еп. Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) А. был рукоположен во священника к Благовещенской ц. Калуги, ок. года являлся членом Калужской консистории, за что получил благодарность от Святейшего Синода и был награжден набедренником. С авг. 1864 г. А. служил в лихвинском Троицком соборе, одновременно являясь благочинным и цензором проповедей, с сент.- законоучителем Лихвинского уездного уч-ща. 16 апр. 1866 г. награжден бархатной скуфьей, в июне того же года еп. Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведен в сан протоиерея. Из письма прот. Н. Амфитеатрова к сыну известно, что А., скорее всего после судебной реформы 1864 г., избирался на должность судьи (ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Ед. хр. 4048. 1-2 об.). В 1871 г. А. переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873-1881 гг. законоучитель в Московском казенном реальном уч-ще. В апр. 1875 г. награжден камилавкой, в апр. 1879 г.- наперсным крестом. Результатом преподавательской деятельности А. явились книги по священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/114652.html

Глава 13. СОКРОВЕННОЕ ЯВЛЯЕТСЯ Неизвестные ранее материалы о прот. Валентине Письмо прот. Николая Ситникова, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Мое знакомство с именем блаженной памяти протоиерея Валентина Амфитеатрова , известного своей праведной жизнью, произошло следующим образом. Еще в юношеские годы, перед поступлением в семинарию, я любил посещать кладбища, особенно Ваганьковское. Как-то раз, переходя от одной могилы к другой, я оказался недалеко от кладбищенских ворот, почти у самой церкви. Тут я заметил двух женщин среднего возраста, стоявших у какого-то куста, рядом с которым теплилась лампада. Я немедленно решил узнать, чья это могила, обласканная вниманием и христианской любовью. Когда я представился этим женщинам как православный человек, они, доверившись мне, рассказали о старце-священнике, протоиерее Валентине Амфитеатрове , прозорливом чудотворце, который был особо почитаем верующими. Его знала вся Москва и Московская губерния, и до настоящего времени народ помнит его и почитает как святого, прибегая к его молитвенному предстательству. После революции 1917 года могилу батюшки пытались лишить имени, «затерять» среди других захоронений. Однако со всей ясностью мы видим здесь то, о чем Господь сказал: «Память праведного будет вечна» ( Пс. 111:6 ). Верующие, православные христиане, сумели воспрепятствовать злонамерениям чекистов надругаться над могилой пастыря; многие тайным образом приходили к нему со своими скорбями, унося затем с собой надежду на его молитвенную помощь. С того самого времени, как я узнал о благочестивом пастыре о. Валентине, мне захотелось поминать его келейно; и впоследствии, уже получив сан священства, я поминал и продолжаю поминать его в храме на проскомидии, соответственно прося его святых молитв о мне, грешном. Прошло несколько лет, и наш храм посетили две пожилые, незнакомые мне женщины. После богослужения они, представившись как Елизавета Михайловна и Вера Григорьевна, рассказали мне, что у них хранятся вещи, оставшиеся от одного прозорливого священника, святыни, которые они хотели бы передать мне на молитвенную память. Этим старцем оказался протоиерей о. Валентин Амфитеатров , о котором я узнал когда-то на Ваганьковском кладбище. Я стал расспрашивать пришедших о самом батюшке, спросил и о том, каким образом достались им некоторые его вещи? Они пояснили, что у Елизаветы Михайловны долгое время находила приют духовная дочь о. Валентина – Анна Ивановна Зерцалова. Все имеющиеся у них вещи и документы принадлежали именно ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА Ивановна Зерцалова (31.01.1870 или 1873, Москва - 27.11. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Род. в семье мелкого чиновника. В 16 лет А. окончила гимназию с аттестатом на звание домашней учительницы. Духовный переворот в А. совершился, когда она стала прихожанкой кремлевской ц. во имя святых равноапостольных Константина и Елены и духовной дочерью настоятеля - прот. Валентина Амфитеатрова . В мае 1891 г. А. была приглашена на место учительницы в одно семейство в Ярославскую губ. и о. Валентин благословил ее принять предложение. А. попала в семью атеистов, что стало для нее началом исповедничества и приготовлением к подвигу свидетельства веры в годы жестоких гонений на Церковь. А. подвергалась в семье унижениям и насмешкам, обязана была присутствовать на вечерних чтениях антирелиг. лит-ры, в храм, находившийся в 6 верстах от дома, ей приходилось ходить пешком. Однако это не сломило А., она устроила школу, на основе к-рой впосл. возникло уч-ще, и в свободное от работы время безвозмездно обучала грамоте деревенских детей. Вскоре отношение хозяев к А. изменилось: для учительницы стали готовить постную пищу, ей предоставляли лошадей для поездок в храм и даже отпускали с ней ее ученицу. В дек. 1891 г. по благословению о. Валентина А. вернулась в Москву и стала активной прихожанкой храма святых Константина и Елены, затем кремлевского Архангельского собора , настоятелем к-рого был назначен о. Валентин. С его помощью А. нашла много учеников, занятиям с к-рыми посвящала все свое время. Почти 20 лет о. Валентин духовно окормлял А., и она стяжала многие христ. добродетели. Смерть о. Валентина А. пережила как большое личное горе. До 1917 г. с помощью духовных чад о. Валентина А. выпустила 4 книги, посвященные выдающемуся пастырю. По записям, к-рые она вела в течение многих лет, была составлена и опубликована кн. «Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова».

http://pravenc.ru/text/115576.html

Глава 7. «ГОРЕ МНЕ, ЕСЛИ НЕ БЛАГОВЕСТВУЮ» Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва , ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого. При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Святитель Григорий Двоеслов В Архангельском соборе наиболее раскрылась проповедническая деятельность прот. Валентина. Батюшка, как пишут его дочери, «не оставлял без проповеди почти ни одного воскресного и праздничного дня» 80 , а Великим постом по субботам говорил поучения причастникам. С 1896 по 1902 год прот. Валентин являлся участником великопостных воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей Н. В. Благоразумовым и произносившихся каждым из соборных и придворных священников поочередно. Из этих воскресных бесед дочерьми о. Валентина был составлен сборник, вышедший под названием «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896–1902 гг.» (М., 1909) (в сборник также вошло десять слов о Кресте Господнем). В общей сложности дочери батюшки Любовь Валентиновна и Вера Валентиновна издали четыре сборника его проповедей. К первой и второй годовщинам блаженной кончины пастыря вышли в свет поучения на Воскресные евангельские чтения – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (М., 1910) и великопостные поучения – «Великий пост. Духовные поучения» (М., 1910) 81 . Четвертый сборник назывался «Духовные поучения» и был издан в Москве в 1911 году. 82 Новомученица Анна в 1916 году издала пятый сборник проповедей батюшки, с тем же названием «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, произнесенные в Архангельском соборе, записанные с его слов одной из его духовных дочерей». В него вошли слова на разные дни записанные ею в храме со слов проповедника 83 . Кроме того, ряд великопостных поучений, записанных новомученицей Анной, не был ею издан и остался в ее рукописях с названием «Новый Великий пост ». В настоящее время эти поучения опубликованы в составе сборника «О Кресте Твоем веселящеся» (М., 2002).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Скачать epub pdf В молитве на литии службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим», составленной свт. Афанасием (Сахаровым) и содержащей достаточно полный их перечень, мы находим имя только одного священника – святого праведного Максима Тотемского. В этом нет ничего удивительного, так служба свт. Афанасия, написанная в середине XX века, основывалась на канонизациях синодального и предшествующих ему периодов и должна быть по меньшей мере дополнена именами святых Алексия Бортсурманского 1 , Иоанна Кронштадтского , Алексия и Сергия Московских (Мечёвых) 2 , духовника Марфо-Мариинской обители Митрофания (в монашестве Сергия) Сребрянского 3 , Ионы Одесского 4 , рядом с которыми могут названы имена ждущих еще прославления прот. Валентина Амфитеатрова , прот. Понтия Рупышева , прот. Петра Серёгина 5 и многих других чтимых в двадцатом веке духовников и пастырей из числа белого духовенства. Нетрудно указать на достаточное количество причин, обусловивших отсутствие святых этого «лика» на протяжении без малого тысячи лет русской церковной истории: здесь и монашеские идеалы древней Руси, и действительно зачастую низкий уровень служащего – особенно в провинции – приходского духовенства, и его же (духовенства) почти растворявшуюся в народной жизни жизнь, тогда как представление о святом подразумевает в том числе и некоторую «выделенность» его из общего быта, и многое другое. Но гораздо интересней и важнее понять: почему этот лик святых появляется в определенное историческое время? Конечно, есть святость явленная и тайная. Допустимо предположить, что день Страшного Суда откроет нам и святых русских пастырей более, чем мы знаем сегодня. Но и тогда остается вопрос: отчего именно в конце синодальной эпохи, не раньше и не позже, скрытое становится явным? Иными словами: что изменилось в русской жизни, если характерный для нее, кажется, более всего монашеский, «преподобнический» тип святого оказался тогда сущностно недостаточным, несмотря на известный расцвет монастырского старчества в том же XIX веке? Какие новые, несводимые к прежним черты добавил новый лик к традиционно-русскому пониманию святости? Что своего сказал «об истинном христианстве»?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Глава 6. НА НОВОМ ПОПРИЩЕ Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает их сердца из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою. Святитель Игнатий Ставропольский В 1891 году на Московскую кафедру был назначен Преосвященный Леонтий (Лебединский), бывший до этого епископом Варшавским. В отличие от своих предшественников, Владыка Леонтий не благоволил к протоиерею Валентину, возможно, смущаясь его общением с представителями, как тогда говорили, либеральной интеллигенции. Мы не имеем документальных свидетельств о том, как относился обер-прокурор Священного Синода того времени К. П. Победоносцев к прот. Валентину. 60 Этот великий русский государственный деятель и защитник самодержавия действительно был глубоко верующим православным человеком и ревнителем блага церковного, и неоднократно подвергался несправедливым нападкам и клевете революционно настроенных современников. В отличие от своих предшественников, порой вообще индифферентных к религии, Победоносцев сделал многое для Православной Церкви: он добивался уважения к священнослужителям, широко заботился об их материальном благополучии, учреждал пенсии и жалования, был создателем церковноприходской школы и других духовно-просветительных и благотворительных учреждений, необычайно развил церковное книгоиздательство и строительство. Однако, будучи человеком светским, Константин Петрович имел свои заблуждения. В частности, он сам перевел и способствовал многократному изданию книги Фомы Кемпийского «О подражании Христу»; считая, что «каждый верует, как ему сроднее», был противником прославления прп. Серафима Саровского , не понимая некоторых явлений духовной жизни. Вот что пишет исследователь, опираясь на свидетельства современников Победоносцева: «Создав себе идеал пастыря Церкви, стойкого в вере, в исторических национальных традициях, скромного и тихого, К. П. Победоносцев относился достаточно отрицательно и порою недружелюбно к тем представителям нашей Церкви, деятельность которых почему-либо сложилась шумно и слишком на общественном виду. Он далеко не всегда с ожидаемым сочувствием и полным одобрением относился к таким деятелям русской Церкви, как о. Иоанн Кронштадтский или архиеп. Волынский Антоний. Та популярность и как бы боевая позиция, которую оба названных духовных лица заняли в нашей современной жизни, не совсем приходились ему по вкусу и не во всем встречали его поддержку и сочувствие...» 61

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРОТ. ВАЛЕНТИНА С Е. М. МАШКИНОЙ 221 Письмо 1 Досточтимая Екатерина Михайловна! Только сегодня прочитал письмо Ваше от 8 июня. Грустно оно, как плач матери. Можете быть уверены в том, что и во мне оно вызвало скорбные думы. Жаль мне Вас прежде всего потому, что летний сезон нынешнего года так нужен Вам для Вашего здоровья, для Ваших сил. Об этом я с Вами лично говорил; об этом я Вас просил. Прошу Вас снова: озаботьтесь провести грядущие дни с заботой о себе лично. Всю свою жизнь Вы не давали себе покоя; все жили, точнее, болели детским благополучием, забывая о себе. Пора же вспомнить о самой себе. Вы живете, двигаетесь ведь одной нервной системой и душевной энергией, которой у Вас много, благодаря любви к Вам Отца Небесного и дарам Его благодати. Господа ради, отнеситесь повнимательнее к себе. Прошу и прошу: нехорошо, если книга не имеет конца, по вине автора; еще более неизвинительно, если жизнь человека прерывается несвоевременно. Ободритесь и действуйте! Пройдет двухлетие, тогда Вы соединитесь с о. Серапионом и жизнь духа-разума вступит в Ваше существо. О тех, кто портит Вашу жизнь, не скажу ни слова. Они себя осуждают, себя же обворовывают морально. Результат греха – физическое вырождение. «И спросят люди о них,– говорит пророк,– где они, что сталось с их детьми? И скажут: память их погибла с шумом». Так горько за людей, в особенности за Ваших, все же Вашей душе милых, но малодушных. Молюсь, чтобы Пресвятая Богородица вознесла о Вас молитву пред Господом и отерла Ваши материнские чистые слезы. Отцу Серапиону кланяюсь: целую его уста и благословляющую руку. Искренно любящий Вас о Христе, протоиерей Валентин Амфитеатров . 14 июня 1894 г. Письмо 2 Телеграмма, 16 июня 1894 г.: Успокойтесь. Лучше питайтесь. Пост уступайте нам. Серапион освящает благочестием. Протоиерей Валентин. Письмо 3 Достоуважаемая Екатерина Михайловна! Сейчас прочитал Ваши печально написанные строки. Даже страшно стало за Вашу борьбу с тяжелыми обстоятельствами. Мне кажется, что Вы, под впечатлением негодования и презрения к разным ползучим гадам-ростовщикам, удешевляете стоимость своей крайне нужной Вам собственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Глава 11. ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ КНИГ О ПРОТ. ВАЛЕНТИНЕ АМФИТЕАТРОВЕ После блаженной кончины праведника его духовные чада чувствовали глубокое сиротство. Новомученица Анна (Зерцалова) поселилась у своей знакомой вблизи кладбища и продолжала преподавать многочисленные уроки на дому, с большой любовью занимаясь с детьми. Подвижница ежедневно ходила к Божественной Литургии, а потом на могилку батюшки, прося благословения на дела и занятия, затем шла на уроки. Живя вместе с духовной дочерью батюшки Марфой Евдокимовной в квартире уехавших на время знакомых, Анна Ивановна услышала от нее множество рассказов о батюшкиных советах и помощи, и стала тщательно записывать ее и свои воспоминания, и рассказы других людей. Работала по ночам – по недостатку времени и желая пока скрыть этот труд. Работа осложнялась тем, что писательнице подолгу приходилось жить на разных квартирах – в домах, где она вела уроки. Тем не менее, наконец была составлена первая книга о деятельности о. Валентина. Анне Ивановне, неопытной в деле издания книг, пришлось понести большие труды для ее публикации. Приведем здесь историю напечатания книг новомученицы Анны, в которой ясно виден промысл Божий, содействовавший этому изданию, несмотря на многочисленные препятствия. Показателен здесь также рассказ о препонах, воздвигнутых цензурой, которая часто не столько ограждала православных от соблазнов, сколько напрасно задерживала, а порой и вовсе не допускала издания многих действительно назидательных и душеполезных книг. «...У меня составилась довольно порядочная рукопись чудес и проявлений мудрости батюшки, но при дневном освещении я обнаружила, что она вся испещрена чернилами разного цвета,– вспоминает новомученица Анна в своих неопубликованных дневниках.– Я стала скорее переписывать ее и переписала чисто и отчетливо. Мне посоветовали отнести ее к Московскому Владыке Трифону, который отчасти был знаком с духовной деятельностью батюшки. Он просмотрел мою рукопись и одобрил, но сказал, что для издания ее необходимо утвердить в Московском Цензурном комитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Глава 12. В ПЛАМЕНИ ИСКУШЕНИЙ Наша Православная Русь была величественной, могущественной страной, но как съежилась, исказилась она теперь под натиском невероятного нечеловеческого попрания святыни! Где же дивные порывы героизма и самопожертвования при малейшем враждебном налете на неприступный столп веры и благочестия? Где Минины и Пожарские, которые не щадили жизни своей, лишь бы сохранить святость Православия и защитить его от гибельного натиска еретиков? Все исчезло как дым, и остались только буйные вихри неверия и кощунства. Новомученица Анна (Зерцалова) Блаженная кончина прот. Валентина последовала за несколько лет до октябрьского переворота 1917 года, обрушившего на христиан страшные испытания. Наверное, все святые, особенно жившие незадолго до нашего времени, имели особенное значение для верующих в годы кровавых гонений. К любимым угодникам Божиим взывали невинные страдальцы в тюрьмах, лагерях, на грани смерти, в голоде, болезнях, в своих домах – под вечно гнетущим страхом ареста, обыска, выселения и всевозможных унижений. В наши свободные времена становятся известными бесчисленные случаи чудесной помощи Божией и действий Его всемогущего промысла, хранящего верных. Благодаря немногим живым свидетелям, мы имеем подробные рассказы о благодатной помощи по молитвам прот. Валентина в те времена; о духовной помощи, подаваемой страдающим людям его родными дочерями, а также о кощунственном поругании безбожниками его могилы. Становятся известными и примеры страданий за веру людей, состоявших с о. Валентином в духовном общении. Мученическая кончина Анны Ивановны Зерцаловой По вполне понятным причинам, до наших дней дошло совсем немного воспоминаний тех, кто застал светлые времена Великой России, а затем неожиданно оказался в страшном водовороте большевизма. «Новые порядки» казались им настоящим безумием: люди не могли поверить, что эти порядки установились всерьез и надолго. Боль и недоумение тех, кто писал об этом, дают нам возможность ощутить удушливую атмосферу тех страшных времен, несравнимых с веками свободы и благополучия, несравнимых и с нашими временами, когда по милости Божией, имеется реальная свобода верить, жить церковной жизнью и высказывать свои мысли. Дневники новомученицы Анны – один из документов, свидетельствующих о том, как воспринимали люди «старой России» те явления, которые стали потом как бы единственно возможным законным порядком в «самой свободной стране мира»:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТРОНА Степановна Конюхова (1848, Москва - 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), мц. (пам 2 дек., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Была духовной дочерью известного в Москве прот. Валентина Амфитеатрова (1836-1908), впоследствии заботилась о его могиле на Ваганьковском кладбище. В 30-х гг. ХХ в. М. пользовалась большим авторитетом среди правосл. верующих как прозорливая старица. Жила в Москве в Дорогомилово, близ Киевского вокзала, в деревянном домике, с младшей сестрой Натальей, принимала там многочисленных паломников, обращавшихся к ней с просьбами помолиться за них, получить исцеление и духовное наставление. К концу жизни ослепла. 26 авг. 1937 г. М. была арестована. На допросе сказала, что к ней действительно приходили многие люди, а она им советовала терпеть и молиться. На вопросы о вступлении в колхозы говорила: «Если можете потерпеть, конечно, лучше не вступать, потому что если вступишь в колхоз, то придется тебе забыть о церкви». М. не скрывала, что почитала как святого праведника прот. Валентина Амфитеатрова, распространяла его фотографии и жизнеописание, собирала материалы к возможному его прославлению. М. были предъявлены обвинения в том, что она «являлась участницей контрреволюционной церковно-монархической группы, себя среди верующих выдавала за прозорливую, у себя на квартире проводила многочисленные приемы своих почитателей... В контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Валентина Амфитеатрова, распространяла контрреволюционные провокационные слухи о якобы происходивших исцелениях на его могиле и организовывала паломничества верующих». 7 дек. 1937 г. Особая тройка НКВД по Московской обл. приговорила ее к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово под Москвой. М. была погребена в безвестной общей могиле. 7 мая 2003 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2562608.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010