Трудный путь от язычества к Библии Первый вывод из сравнения этих двух историй. На этом примере вы можете понять, как и ради чего работает церковная цензура и что она делает с каким-то обретаемым материалом. Второе. Хватит ли у вас эрудиции, чтобы понять, кто автор первой версии, о которой рассказал нам Анастасий Библиотекарь? Имею в виду не паспортные данные, а порт религиозной прописки. К какой религиозной группе принадлежал автор первого жития? Подсказка: как зовут Бога, Которому молится Филипп: «Боже Саваоф!» Саваоф его молитвы услышал — город провалился. Саваофу Филипп молится о каре. Саваоф с радостью это делает. А Христос и Саваоф в этом рассказе — это одно и то же? Христос явно не одобряет действий Саваофа. Получается, между Саваофом и Христом происходит некий конфликт. С точки зрения какой религиозной группы это допустимо? Язычникам глубоко плевать на Саваофа. Для ариан Христос — не Саваоф, но сын Саваофа, никаких проблем у них нет. Это маркиониты. Гностики. Та самая группа, которую воспел Дэн Браун в «Коде да Винчи». Что это за интереснейшая группа людей? Это некий синтез, а может, своеобразный, но очень человеческий переход от язычества к библейской религии. От Ахилла до Сократа Что в них от язычества, что от библейской религии? От язычества — многобожие, множество богов-духов. От язычества — идея о космосе, прикованность взгляда к космосу. Для античного греко-римского мира космос — это порядок. Слово «космос» от глагола kosmeo (косметика оттуда же — «красота») — «украшаю». Антоним слова «космос» — «хаос» от глагола haieo — «разеваю пасть». Между космосом и хаосом, между эктоприей и энтропией, говоря современным научным жаргоном — война. Античный человек любуется космосом, ощущает себя его частицей. Проходят столетия. Античная культура проходит долгий путь. Его можно назвать по-разному. Замечательный советский культуролог и философ Киссиди назвал его «путь от мифа к логосу». Можно назвать иначе: от доблести к добродетели. От Ахилла к Сократу — скажем так. Вот Ахилл — пусть даже он вам знаком только по фильму «Троя». Фильм «Троя» имеет мало отношения к Гомеру, но Ахилл там более или менее реален, гомероподобен. Ахиллу по фигу, за что сражаться. Для него главное — доблесть.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

А вот для Сократа и того, что Сократ называл «мой демон» (в нашей культуре мы бы сказали: «мой Ангел Хранитель») — это уже другое. Это тот путь, который сегодня не удается пройти очень многим северо-кавказским отрокам в наших городах — от доблести к добродетели. Разные народы проходят его в разные века и тысячелетия. Представление о том, что есть добро: это метод общественного публичного регулирования или это вопрос моего внутреннего выбора? Так наша шпана 30-х или 50-х годов — вследствие урбанизации приезжали из колхозов в большие города и, получив анонимность в мегаполисе, считали: «Раз мама и папа меня здесь не видят, можно все, что угодно». Так поступали некоторые советские туристы за границей: вдалеке от профкома можно позволить себе все на улицах далекого Парижа. Так же считают и многие наши северо-кавказские сограждане: у себя в ауле они примерные ребята, все соблюдают, все правила шариата, но оказавшись в Ростове Великом, не говоря уже о Москве, думают: «Все, старейшина меня не видит, поэтому здесь по отношению к неверным можно позволить себе все». «Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». Просто у него не было повода проявить свою подлость. Это человек формации Ахилла. Два космоса и поиски себя в античном мире Что происходит в античном мире потом? Сначала приходит Александр Македонский. Он же, на самом деле, оккупант для Афин или Спарты. Это сегодня они им гордятся, а тогда были не шибко ему рады. Ему на смену приходит Римская империя. И в результате на смену этим греческим полисам, которые были столь уютны и являлись, по Протагору, «мерой всех вещей» («Человек — мера всех вещей») — этим соразмерным человеку небольшим мирам, где каждый заметен и голос каждого слышен, на смену приходит космос иного порядка — холодная и бездушная огромная империя. Тут меняется самоощущение людей, и возникает то, что можно описать словами более позднего классика: «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой». Слово «космос» сохраняется в лексиконе, но радикально меняет свой смысл. Теперь космос-порядок — это не порядок дома. Это порядок тюрьмы. Порядок канцелярии. Порядок чужой и бездушной машины, которая катится по тебе и по твоей судьбе, не шибко замечая, кто там под колеса попался.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

И это — одна из социо-культурных причин, почему где-то уже во II в. до Р. Х. в античной же культуре начинается серьезное брожение, поиск индивидуальности, вопрос о смысле индивидуальной жизни. Для грека гомеровской эпохи проблема личного бессмертия не стоит, ему оно неинтересно. Он знает, что он смертен, но он знает, что будет жить в детях, как советский человек. Мы себя тоже утешали тем, что мы строим коммунизм для наших детей, поэтому биологически мы бессмертны, социально-культурно бессмертны, а личное бессмертие — уж ладно, как-нибудь без него обойдемся. И вот теперь, на пороге Нового завета, за два века до нашей эры, в античном мире (это проявляется, например, в поэзии Вергилия) начинает рождаться тоска по своей идентичности, уникальности личности. Кто я такой? Надкосмический Бог На этой волне, в частности в религиозной области — очевидно поначалу среди евреев, потому что гностики активно используют библейский материал — рождается очень интересный уникальный религиозный феномен — гностицизм. Он есть нехристианский, есть чисто ветхозаветный, есть совсем языческий. Основные тезисы гностицизма следующие. Вера в надкосмического Бога. Это очень важно. В античной культуре такого не было. Это библейская идея: Бог над природой. Не «Бог, то есть Природа» или «Природа, то есть Бог». Олимпийские боги — это тоже часть космоса, пусть и самая высокая и благородная, но они подчинены законам мироздания. А Бог Библии относится с миром и космосом так, как, скажем, я отношусь со своей книжкой. Я создал мою книгу, прочитав ее, вы что-то можете сказать обо мне, но моя книга и я — это не одно и то же. Если кто-то порвал обложку моей книги, это не означает, что он мне оторвал ухо. Кроме того, если герои моей книги переживают какие-то приключения — это совсем не обязательно мои приключения. Мария Сеньчукова И самое интересное: я могу эту книгу переписать, даже когда она уже вышла. Наверняка многие из вас имеют опыт написания хотя бы курсовых работ, дипломов, статей, и вы можете вспомнить, как часто, наверняка (по крайней мере, в гуманитарной области), уже когда сочинение написано, вы вдруг решаете последнюю фразу или последний абзац сделать первым.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

Автор имеет такое право. Пусть у Автора последние станут первыми, первые станут последними. Автор это может, потому что Он над Книгой и Он свободен от нее. Человек не от мира сего Это библейское убеждение есть у гностиков. Второе библейское убеждение у гностиков — это убеждение в надкосмичности души человека. Человек — не от мира сего. Душа человека — это образ Бога, а не синтез четырех стихий. Человек — это не микрокосмос. Очень яркая цитата: Григорий Богослов , наш православный святой, в IV веке скажет: «Человек — это макрокосмос, помещенный в микрокосмос». Для языческого сознания естественно говорить о том, что человек — это действующая модель мироздания. Все, что есть в мире, есть и во мне. «Человек — это микрокосмос», — это привычная формула, но она языческая. Христианин считает, что, правда, все, что есть в мире, есть во мне: и физика во мне действует, и химия, и биофизика, и какие-то нанотехнологии — все во мне есть. Но кроме этого, в человеке есть то, чего во вселенной нет — богообразная душа человека. И это видение было в том числе и у гностиков. Книги отца Андрея Кураева Происхождение человека как следствие грехопадения? Третья черта, характерная для гностиков: в большинстве их школ, активно используется библейский материал, но весьма своеобразно. Логика их такова. Когда-то у истока миров, еще до рождения человека, между богами (любимые имена их богов — «София» и «Христос») произошла катастрофа. Произошло какое-то грехопадение. Обычно в гностических схемах предполагается, что вся космическая сумятица произошла из-за того, что божок третьего уровня влюбился в высшего бога, и поэтому вышел из ряда и нарушил космическую иерархию. И вот тогда, когда один шарик выпал из своей колеи, с колес сошел весь состав, началось крушение, страшная война богов между собой. По ходу дела у Софии родился божонок — уродец еще тот, и имя-то ему было Елдабаоф (гностики специально давали некрасивые дикие имена для греческого и римского слуха, чтобы специально вызвать отторжения от некоторых богов). Он был настолько уродлив и во всех отношениях дебил, что боги отлучили его от общения с собой и поселили в одиночку. Никто с ним не общался, и в результате этот Елдабаоф счел, что он один в мироздании. Ему было очень скучно, и он решил что-нибудь создать.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

Приличный-то бог, хотя бы третьего уровня квалификации, творит духовно. Создай ты каких-нибудь ангелов, на худой конец, духов еще с десятка полтора! А этот придурок глину создал, материю. И вот он из пластилина лепит, по песенке: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина, я леплю из пластилина кошек, клоунов, собак», — вот он и забавляется, пробует их оживить. Ему удается. Получаются жуткие уродцы. Он в них вкладывает даже частицы своей души. А мать его, София, по-матерински наблюдает: чем там сыночек убогий развлекается? И ей даже жалко стало: надо же, частица сыночка в этих уродцах… ну ладно, я и от себя вложу кое-что. И в некоторые его создания София вложила кусочек своей души. Чуть позже будет понятно, что произошло в итоге. Эти уродцы начали жить — и это мы с вами. А Елдабаоф — это еврейский Бог Яхве. Тот самый Саваоф. Он и создал людей, материальную вселенную, материальный космос. Гностический расизм Удивительная вещь. Еврейские пророки говорили: «Наш Бог — Бог Авраама, Исаака и Иакова создал весь этот космос, все миры и светила!» Язычники поражались: неужели ваш один мог создать столько?! А что говорят гностики? «Правильно, правильно, евреи, вы говорите! Именно ваш Бог создал космос. И это, между нами говоря, плохо Его характеризует. Мир-то неудачным вышел. Поэтому из-за вас, евреи, из-за вашего еврейского Бога все вот так». Интересно, что миссионерский аргумент пророков стал работать против народа пророков. Елдабаоф забавляется с людьми, называется Иеговой, единственно существующим, а люди-то оказываются разными. Есть клоны, в которых Елдабаоф даже забыл что-то вложить — просто ходячие обезьяны. Гностики называют их «илики», плотяные существа. Дальше есть люди, в которых есть кусочек души Елдабаофа. Это «психики», хотя бы душевные создания. И третий редкий сорт людей, в которых еще и София Ахамот кусочек себя вложила. Это «пневматики» — духовные люди. Вот фундаментальная идея любого гностицизма: оккультный расизм. Люди делятся на духовные расы вне зависимости от своих заслуг. Это некая изначальная онтология. Перейти из одной расы в другую нельзя. Нельзя на рынке купить кусочек Софии и переместить в себя. Максимум, что можно — осознать, кто ты такой, какой расе ты принадлежишь.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

Кураев Протодиакон Андрей Кураев: Прохорову следует изучить европейский опыт взаимодействия религии и образования По мнению отца Андрея, Прохорову стоит узнать, 'что Запад - это не только Куршевель', но и опыт взаимодействия разных социальных институтов, в том числе и Церкви с государственным институтом, которым является школа. Протодиакон Андрей Кураев не считает буддизм мирной религией Отец Андрей привел новостные сообщения о преследовании мусульман буддистами в качестве подтверждения обратного. Протодиакон Андрей Кураев: Игра в дочки-матери на деньги На правах человека, который громко требовал отлучения Киркорова от Церкви, я хотел бы сказать несколько слов в его защиту... Кого Христос выгнал из храма? Кому молился Гарри Поттер? Почему нет полуденных молитв? Кому бы достался первый удар бича Христа, если бы Он оказался в храме во время " выступления " там панк-феминисток? Протодиакон Андрей Кураев о посте, краже авторитетов и заблуждениях (+ ВИДЕО + АУДИО) У начавшегося поста есть два названия. Официальное - «Рождественский пост» и неофициальное народное - «Филиппов пост», «филипки». Почему так? (полный текст лекции, прочитанной в Доме Журналиста) Протодиакон Андрей Кураев: Я не говорю «покайтесь», «смиритесь», «возликуйте» Я никогда не стремился быть проповедником. В прошлом я слишком советский человек, и поэтому меня воротит от промывки мозгов и любого идеологического насилия, от попытки заблокировать какие-то источники информации и навязать свою концепцию. Неизвестные подробности Калининградского конфликта Католическая епархия полагает, что поскольку храмы ранее принадлежали протестантским и католическим общинам, то им же должны вернуться. Но здесь стоит заметить, что ни о какой реституции в Калининградской области, в Восточной Пруссии, конечно, речи быть не может. Протодиакон Андрей Кураев: «Что-то в этой жизни удалось» " Ты что, скорей пошли, это же Андрей Кураев, надо с ним срочно сфотографироваться " и топот ног за мной. Я оборачиваюсь, а это рыжий Иванушка, который international, тащит свою жену за мной, чтобы сфотографироваться. И я понял, что это не я на его фоне буду фотографироваться, а он на моем.

http://pravmir.ru/tag/kuraev/page/2/

Ереси в истории Церкви: от Оригена до Аполлинария (+Видео) В том, как ереси перетекают одна в другую, есть своя логика. Проблема ереси — это часто неумение абстрагироваться, слышать, быть готовым пожертвовать своим самолюбием. Нередко это проблема неумения мыслить. Протодиакон Андрей Кураев о современных гностиках, масонах и войне против Церкви Идеологическую войну против Церкви ведет часть западных элит — та, которая описана в романе Дэна Брауна «Код да Винчи» под именем «Приорат Сиона». Я рад, что роман Брауна снял табу с темы масонов. Протодиакон Андрей Кураев о посте, краже авторитетов и заблуждениях (+ ВИДЕО + АУДИО) У начавшегося поста есть два названия. Официальное - «Рождественский пост» и неофициальное народное - «Филиппов пост», «филипки». Почему так? (полный текст лекции, прочитанной в Доме Журналиста) Диакон Георгий Максимов: Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов Филетисты, добивающиеся лишь признания незаконно провозглашённой по национальному признаку «автокефалии», вполне признают каноническую Вселенскую Церковь и себя стараются позиционировать в глазах своих прихожан как её органическую часть, имеющую лишь временную неопределённость в административных отношениях. Уманская епархия: битва против суеверий Болезненной является проблема самовольных крестных ходов, «Чинов покаяния», Чинов «принятия присяги царю», а также дискриминации некоторыми верующими храмов в зависимости от того, принял приход храма Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины или нет. Организаторы и вдохновители этих мероприятий фактически превратились в харизматических лидеров, вокруг которых сгруппировались духовно незрелые христиане. Еретиков просьба не беспокоить? Насколько применимы древние правила, запрещающие общение с еретиками, в современной жизни? Для чего были введены эти и подобные им запреты? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ Сложный вопрос Значительное число наших святых называли католиков «еретиками». Почему на этот счет до сих пор существуют разногласия, объясняет диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель кафедры Догматического богословия КДА и Фрибургского университета (Швейцария).

http://pravmir.ru/tag/eres/page/2/

Протодиакон Андрей Кураев о посте, краже авторитетов и заблуждениях (+ ВИДЕО + АУДИО) У начавшегося поста есть два названия. Официальное — «Рождественский пост» и неофициальное народное — «Филиппов пост», «филипки». Почему так? (полный текст лекции, прочитанной в Доме Журналиста) 30 ноября, 2011 У начавшегося поста есть два названия. Официальное — «Рождественский пост» и неофициальное народное — «Филиппов пост», «филипки». Почему так? (полный текст лекции, прочитанной в Доме Журналиста) В Центральном доме журналиста в рамках общедоступного православного лектория, проводимого Патриаршим центром духовного развития молодежи, состоялась лекция протодиакона Андрея Кураева . Начав разговор с истории происхождения простонародного названия Рождественского поста — Филиппов, — отец Андрей перешел к разоблачению дохристианских заблуждений, актуальных до сегодняшнего времени. Протодиакон Андрей Кураев За обсуждением сложнейшей церковно-исторической темы время прошло незаметно — этот докладчик умеет держать аудиторию, не зря стяжал славу самого успешного миссионера в истории Русской Церкви последних двух десятилетий.  Публикуем полный текст лекции. Скачать лекцию протодиакона Андрея Кураева Два жития апостола Филиппа Я тут виртуально съездил за границу — зашел на один украиноязычный сайт и нашел там слово «niлunku». Кто может перевести и объяснить? Слышу версию. Совершенно верно — Рождественский пост. По-русски — «филипки». Довольно интересная ситуация. Действительно, у начавшегося поста есть два названия. Официальное — «Рождественский пост» и неофициальное народное — «Филиппов пост», «филипки». Почему так? Спрашиваешь у церковных людей — отвечают: «Потому что пост начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа». Ну и что? Какая разница, когда он начинается? В церковной традиции пост — это дорога. И дорога получает название по тому, куда она ведет. Иначе бы все московские проспекты и шоссе назывались «московские», будь то Шоссе Энтузиастов или Киевское шоссе. В Москве же начинаются.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

Рождественский пост Рождественский пост: это сладкое слово «свобода» Наступает Рождественский пост. Мы им готовимся встречать Рождество Христово, а это – праздник величайшей свободы и величайшей ответственности, которую явил нам Бог. Рождественский пост: постить себя, а не других (+Видео) Вот у человека целый «букет Абхазии», набор: язва желудка, панкреатит, диабет. Такие люди приходят к батюшке (с которым, тем более, давно знакомы) и говорят: «Батюшка! Я согрешила! Благословите на молоко на пост!» Новый год: отметить так, чтобы назавтра не мучила совесть Отмечать ли Новый год в самый разгар поста? Как отметить этот праздник? Отмечают ли Новый год священники? Что делать, если застольные беседы не вполне благочестивы? Поздравлять ли коллег и друзей-католиков с католическим Рождеством? Пост – чтобы… Мне кажется, что раньше людям было в чем-то легче жить, поскольку они больше доверяли общинному опыту, который впитывает в себя все полезное для жизни и указывает остерегаться от вредного. Сейчас же доступная каждому желающему премудрость коллективного опыта оказывается для нас сложнейшей теоремой. Протодиакон Андрей Кураев о посте, краже авторитетов и заблуждениях (+ ВИДЕО + АУДИО) У начавшегося поста есть два названия. Официальное - «Рождественский пост» и неофициальное народное - «Филиппов пост», «филипки». Почему так? (полный текст лекции, прочитанной в Доме Журналиста) Пост для человека, а не человек для поста «Батюшка, благослови послабление в посте, диабет у меня». А у батюшки как раз книжка открыта на таком впечатляющем месте, где некий подвижник говорит, что лучше умереть, чем нарушить пост. И решил батюшка, что это перст Божий. Так и сказал бабульке, слово в слово. Может ли пост быть во вред? Каких плодов ждать от поста? Когда его полезно ослабить? Как бороться со страстями в период говения? На вопросы о смысле поста отвечает игумен Петр (Мещеринов). Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/rozhdestvenskij-po...

В христианском пути есть динамика: человек призван пройти это расстояние. Очередь к поясу Богородицы и другие игры Я начал свою беседу с этих сюжетов, чтобы объяснить одно-единственное слово, но именно то слово, которое вызывает наибольшее неприятие и аллергию у людей нецерковных. Это слово «догмат». Современный человек вообще не любит запреты. Между прочим, это признак бескультурья: одно из классических определений культуры — система табу, когда человек сам налагает на себя ограничения. Не все то, что можно — нужно. В этом отличие человека от животного, потому что человек живет в мире смыслов. Налагая на себя некоторые ограничения, человек включается в мир игры. «Мир игры» — это я начинаю пересказывать идеи нидерландского философа Йохана Хейзинга. У него есть замечательная книга «Homo ludens — человек играющий». Игра — как некая не необходимость, избыточная деятельность. Ведь мы с вами сейчас играем — никто бы из вас не умер с голоду, если бы не пришел на эту лекцию, это не есть физиологическая потребность. Совершая такие не необходимые поступки, человек, собственно, и становится человеком. Мы только что с вами это видели в очереди к поясу Богородицы . Всю неделю церковная и нецерковная пропаганда настойчиво повторяли одно и то же: «Люди, не толпитесь, в трехстах метрах в храме Илии Обыденного есть такая же штука». Люди говорят: «Нет, мы сюда пойдем». Им опять: «Необязательно так себя напрягать, насиловать…» — «Нет, мы пойдем». Что за этим стоит? Я думаю, психологически как раз эта потребность в жертве. В мире культуры, в мире табу — люди сами себе создают проблемы, а потом их героически решают, но через это и становятся людьми! Через это подрастают выше своей головы! В некотором смысле, эта очередь — следствие того, что сегодня возможен религиозный туризм, а паломничество невозможно. Когда ты садишься в комфортабельный автобус, самолет, и летишь хоть в Иерусалим , хоть еще куда-то — какое тут паломничество? Это туризм, пусть и религиозно мотивированный. Другое дело — в былые века, когда человек пешком, палочку берет, сумку, и идет — от Архангельска до Киева, от Киева до Афона, от Афона в Иерусалим, рискует и жизнью, и здоровьем. Главное в паломничестве — не цель, а путь, в котором паломник меняется.

http://pravmir.ru/kuraev-o-poste-krazhe-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010