Деян. 21, 40; 22, 2; Иоан. 5, 2; 19, 13, Апок. 9, 11 и др. 15 О Савеллие и его ереси см. творений св. Епифания ч. III, стр. 60–72. 16 Это место римские католики приводят, как самое ясное будто–бы доказательство учения св. Епифания об исхождении Святого Духа и от Сына (Filioque). Но напрасно. Здесь речь о единстве Божеского существа у Святого Духа с Отцем и Сыном, как то явствует и из приведенного в конце изречения Священного Писания: Дух есть Бог. 17 В книгах Против ересей просто: «Птолемеи», см. напр. Творений Св. Епифания ч. I, стр. 8. 18 См. св. Иринея, Против ересей, кн. I, гл. 17. 19 Здесь в подлиннике является незначительный пропуск. 20 Разумеется школа антиохийская, чуждавшаяся аллегорического толкования Священного Писания и наблюдавшая лишь контекст речи буквального смысла Писания. 21 Акила — иудейский прозелит II в. по Р. Хр., перевел ветхозаветную Библию с еврейского на греческий язык для обитавших в Малой Азии иудеев. 22 Собственно по еврейски: но еще задолго до времен св. Епифания вошел в силу между палестинскими и вавилонскими иудеями обычай — священное и неизреченное, по их мнению, имя Иеговы заменять в произношении, при чтении Библии, именем: Адонаи (-Господь мой) Шаддаи (-Крепкий) и т. д. 23 Употребление слова: угнездить, см. Сир. 1, 15. 24 В каком смысле безумно мнение манихеев, об этом можно читать в книгах св. Епифания против ересей, именно в рассуждении о 46 (66) ереси (Творений ч. 3, стр. 241 и дал.) 25 Такое же почти число глав или малых отделений насчитывает в четвероевангелии (именно 1163) и блаж. Иероним. Само собою разумеется, такое деление не соответствует теперешним ни главам, ни стихам. 26 См. подобное же сравнение в книгах против ересей, творений св. Епифания ч. IV, стр. 251. 27 Срав. св. Епифания протяв ересей, твор. ч. III, стр. 158–159. 28 Св. Отец не именует самого хлеба, в виду таинственности Евхаристии, не для всех понятной по своему высокому христианскому значению и в его время служившей предметом соблазна для язычников. 29 Страною Елимэев (Елимаидою) у древних называлась местность в Сузиане, при персидском заливе и в великой Мидии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

586 Мк 3,17; 5,41; 7,11,34; 14,36; 15,34 . 587 Папий. – В кн.: Евсевий. Церковная история, III, 239. Совершенно очевидно, что речь идет о мытаре Левии, сыне Алфея, прозванном Матфей; см. Мф. 9:9-10 ; Мк. 2:13-15 ; Лк. 5:27-29 . 588 См.: Leon-Dufour Х. Les Evangiles synoptiques, p.192. Мф цитирует Библию не по подлиннику, а по Септуагинте, греческому переводу, распространенному у евреев, живших вне Палестины. 589 Исследователи полагают, что их можно разбить на несколько циклов. В частности, по А.Ревилю, этих циклов семь: 1) Новый Завет, 2) наставление апостолам, 3) противники, 4) Царство Божие, 5) отношения между верными, 6) обличения, 7) явление Царства Божия. К.Леон-Дюфур предлагает деление на пять частей: 1) Нагорная проповедь (гл.5–7), 2) наставление ученикам (гл.10), 3) слово в притчах (гл.13), 4) отношения между верными (гл.18), 5) эсхатология (гл.24–25). 590 Образцом такого рода жанра служит недавно открытое “Евангелие Фомы”, где каждый абзац начинается словами: “Сказал Иисус”. Перевод текста в кн.: Античность и современность. М., 1972, с.365 сл. 591 Адам К. Иисус Христос. Пер. с нем. Брюссель, 1961, с.66. 592 См.: Лк. 1:1-4 . 593 Мураториев фрагмент; Ириней. Против ересей, III,1,1; Тертуллиан. Против Маркиона, IV, 5; Климент. Строматы, I, 21, 145; Ориген. На Матфея, 1. Новозаветные данные о Луке: Кол. 4:14 ; 2Тим. 4:10 ; Флм 23 ; Рим 16,21 . 594 Деян 16,10-17; 20,5-21,18; 27,1-44; 28,1-16 . 595 Этот тезис был тщательно обоснован в труде: Harnack А. Zu den Schriften des Lukas. Leipzig, 1906–1908. См. также: Stuhlmuller С. The Gospel According to Luke. – JBC, v. II, p.115f. 596 Антимаркионский пролог. Цит. по: Leon-Dufour Х. Les Evangiles synoptiques, p.253. 597 Leon-Dufour Х. Idem, p.256. 598 Из 661 стиха Мк только 30 не вошло в Мф и Лк. Мф и Лк имеют 200 общих мест, заимствованных не из Мк (см.: Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Белград. Т.1, 1932, с.54 сл.; иером.Лев (Жилле). Иисус Назарянин по данным истории. Париж, YMCA, 1934, с.48 сл.). Многие современные экзегеты полагают, что Евангелиям Мф, Мк и Лк предшествовали сборники текстов, основанных на более ранних материалах, которые и легли в основу нынешних синоптических Евангелий (см., напр.: Benoit P., Boismard M.E. Synopse des Quatre Evangiles. Paris, 1972, p.15 s.). Однако наиболее бесспорной остается теория, согласно которой Мк и “Логии” были главными источниками для синоптиков (см.: Gast F. Synoptic Problem. – JBC, I, p.1–6).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

657 См.: De pudicitia. Cap. Ill, V. PL. T. 2. Col. 986, 989. Соч. Иринея Лионского . Против ересей, рус. пер. Кн. I, гл. 3, 5–7, 13. С. 28, 57, 59. Следует отметить, что ересь не считалась в числе канонических грехов. 658 Приведенное положение высказано в науке давно, еще в XVII в. См.: Funk. Op. cit. S. 171; D " Alus A. Op. cit. P. 349, not. 3. В настоящее время оно почти принято. 659 Вот свидетельство Тертуллиана : Salva ilia paenitentiae specie post fidem (т. е. крещения. – С. С.), quae aut levioribus delictis veniam ab episcopo consequi poterit, majoribus et irremissibilibus a Deo solo («сохраняется в нерушимости тот вид покаяния после [исповедания] веры (т. е. после крещения. – С. С.), в соответствии с которым епископ дает прощение более легким грехам, а более тяжелым и непростительным – только Бог») (De pudicitia. Cap. XVIII fin.). Свидетельства Каллиста и Оригена будут ниже. 660 В прежнее время епископом, издавшим снисходительный эдикт, признавали Зефирина, папу римского, а некоторые исследователи даже епископа Карфагенского, современного Тертуллиану . Но Philosophumena, открытые знаменитым археологом де-Росси в 1850 г., определенно называют автором эдикта епископа римского Каллиста. В настоящее время это мнение в науке принято. См.: Batiffol. Op. cit. P. 89, not. 3; D " AlesA. La th 661 Епископ постановляет: «Разрешаю грехи прелюбодеяния и блуда тем, которые исполнили покаяние» – Ego et moechiae et fornicationis delicta paenitentia functis dimitto (Rolffs E. Op. cit. S. 114). Рольфе (S. 26–28) доказывает на основании канонов Ельвирскопг собора (305), что Каллист признал простительными только два простейших вида плотских грехов. Грехи противоестественные по-прежнему влекли исключение из Церкви. Однако свидетельство Philosophumena (IX) о Калллисте заставляет думать, что прощение давалось по всем плотским грехам. 662 Киприан Карфагенский пишет: «Между предшественниками нашими некоторые епископы здешней области не считали позволительным давать мир прелюбодеям и вовсе не допускали покаяния за прелюбодеяния, и, однако, они не отступали от сообщества епископов своих и не разрывали кафолического единства упорством в своей жестокости и строгости; и изза того, что другие давали мир прелюбодеям, не отделялся от Церкви тот, кто не давал его» (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum. 2. Ер. LV. P. 638– 639; рус. пер.: Т. I. С. 232). А Гарнак (Novatian//RealEncyclopedie… Т. XIV. S. 230) предполагает, что и в Риме преемники Каллиста усилили строгость к прелюбодеям и блудникам. Со времени Каллиста дело представлялось рассуждению и совести епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

574 In Rothe’s Vorlesungen uber Kirchengeschichte II, 1876, Vorrede S, XIV; Historische Zeitsctift, 45 B. 1881, S. 441 uff. 583 Entstehung d. Episcopate in d. christl. Kirche Zeitschrift fur practische Theologie IX, S, 316 u. folgen. 597 Hatch: 4 Vorlesung. Die Obergewalt des Bischofs, SS. 79–111; Loening: IX Ausbreitung des Episcopats, SS. 138–147. 657 Деян. 1:20 . Русский перевод греч. πισκοπ передает здесь словом «достоинство», а не епископство. Славянский и Вульгата здесь читают «епископство». Также нужно читать и в Пс. 108 (109):8, где стоит еврейское , что значит надзирательство, епископство его. Древне-Славянские переводы этого слова: епископство, надзирание, наместие, стража. 700 Творения, т. 1. письмо 61 к Помпею против Стефана о крещении еретиков, стр. 309, п. 2 к Евкратию о комедианте, стр. 22, п. 3 к Помпонию о девственницах, стр. 27–28, см. п. 47, стр. 200; т. 2, об одежде девственниц, стр. 126, о падших, стр. 147. 705 Comment., in Epist. ad Ephes. Oper., pars. 1, t. IV, Paris. 1706, col. 365; см. его же твор. в русск. пер., изд. 1863, т. 2, письмо 49 к Непоциану, стр. 64–65, п. 50, стр. 77. 708 Твор. ч 3, изд. 3, Москва 1891, нравственные правила, пр. 70, стр. 370, гл. 10–12, 20, 22, 24, 37. 710 Киприан. Твор., п. 63 к Цецилию о таинстве чаши Господней, стр. 339–350, п. 56, стр. 270; Тертуллиан . См. курс ц. законод. Иоанна, еп. Смолен., ч. 1, стр. 56; Ириней Лионский . Против ересей, кн. III, гл. 3, стр. 275, Иероним. Твор., т. 2, гл. 7, п. 49 к Непоциану, стр. 63–64; Васил. Вел. Твор., ч. 3, пр. 70, гл. 7, 8, 13. 713 Василий Вел. Пр. 70, гл. 19; Златоуст. О священстве, сл. 6, стр. 121, сл. V; см. гл. 1 и 3 70-го пр. Василия В., где говорится о власти епископа уполномочивать учительской властью и других, напр., пресвитеров при рукоположении. 719 Кн. II, гл. 6, стр. 23, ср. гл. 5, стр. 21; гл. 11, стр. 27; кн. VI, гл. 1, стр. 167; гл. 4, стр. 170; гл. 18, стр. 188; гл. 26, стр. 200; кн. VII, гл. 28, стр. 224. 722 Кн. II, гл. 5, стр. 20–21; см. кн. 6, гл. 4, стр. 170, гл. 18, стр. 180, гл. 26, стр. 200, кн. 6I, гл. 28, стр. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Гл. 27, 4 И бýдет егдá прéйдете Иордáн, да постáвите кáмение сиé, яже áз повелевáю вáм днéсь, в горе Гевáл, и побелиши их мелом Когда перейдёте Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью «Великие и положенные на возвышенном месте камни, – по мнению того же св. Отца, – указывают нам на лик св. апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны» (тв. ч. 5, стр. 311). Гл. 27, 5 и да созиждеши тáмо олтáрь Гóсподеви Бóгу твоемý, олтáрь от кáмения: да не возложиши на них железа и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа «Алтарь сей есть Еммануил», – кратко замечает св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 591). Гл. 28, 5 благословéны житницы твои и остáнцы твои Благословенны житницы твои и кладовые твои По замечанию св. Ефрема Сирина , «сим напоминается о святой трапезе и о Плоти с неё преподаваемой» (тв. ч. 6, стр. 592). Гл. 28, 43 пришлéц, иже éсть у тебé, взыдет над тя выше выше, ты же низидеши низу низу Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже Гл. 28, 44 сéй взаим дáст тебе, ты же емý взаим не дáси: сéй бýдет главá, ты же бýдеши хвóст он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом Св. Киприан Карфагенский в этих словах видит пророчество о том, что первые по призванию в Царство Христово иудеи оказываются в нём последними, уступая первенство пришельцу; а «пришельцем называется народ из язычников, уверовавших во Христа» (тв. ч. 2, стр. 27). С ним в этом согласен и преподобный Нил Синайский (тв. ч. 2, стр. 306). Гл. 28, 66 и бýдет живóт твóй висящь пред очима твоима, и убоишися во дни и в нóщи, и не бýдеши веры яти житию твоемý жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей По объяснению св. Иринея Лионского , этими словами «Моисей даёт разуметь, что Слово, изначала сотворившее людей и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе» («Против ересей» кн. IV, гл. X, 2, стр. 435; кн. V, гл. XVIII, 3, стр. 630).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

С. 478. 23 В. В. Болотов . Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1907. Вып. 1. С. 13. 24 Годишник на Богословский факультет. София, 1947. Т. XXIV. С. 25. 25 Л. Зандер. «И согласно славим Всесвятаго Духа». О сущности экуменического движения. Париж, 1937. С. 2. 26 ЖМП. 1972. 11. С. 58. 27 Lexikon fiir Theologie und Kirche. Bd. 2. 1958. S. 565. 28 ОТ. 2.X. 1983. C. 4. Кол. 2. 29 Цитируется по: Деяния Совещания глав и представителей авто­кефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 377. 30 N. Nissiotis. uber die Okumenische Bewegung//Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 31 Там же. S. 400–401. 32 Там же. S. 400. 33 Там же. S. 401. 34 Okumenische Rundschau. 1973, Hf. 4, S. 524. 35 Иеремия II, Патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам. М., 1866. С. 299–300. 36 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 378. 37 Деяния Вселенских Соборов//Казань, 1887. Т. 1. С. 76. 38 «О воплощении Господа. Против Нестория». Кн. 3. Гл. 14//Migne. PL. Т. 50. Col. 70. 39 Иеремия II. Ук. соч. С. 12. 40 В. Лосский. О третьем свойстве Церкви//ЖМП. 1968. 8. С. 72. 41 Митр. Никодим. Экуменическая деятельность Русской Право­славной Церкви//ЖМП. 1971. 7. С. 40. 42 ЖМП. 1954. 4. С. 64–69. 43 Е. Gounel. Еп marche vers l’unite chretienne. Paris, 1937. P. 4. 44 Православная Русь. 5. 1941. С. 2–3. 45 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 355–356. 46 И. Попович . Догматика Православие Цркве. Београд, 1978. Кн. 3. С. 209–212. 47 Th. Sartory. Branchtheorie//Lexikon fiir Theologie und Kirche. Bd. 2. S. 643–644. 48 Irenikon. 1974, N 2. P. 237. 49 ЖМП. 1954. 4. C. 69. 50 One in Christ. 1972–1974. P. 340. 51 Irenikon. 1973. N 2. P. 190, note 1. P. 207. 52 Там же. P. 209. 53 Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 1. Гл. 10, § 1–2. 54 Иеремия II. Цит. соч. С. 183. 55 Св. Афанасий Великий. Слово 3е против ариан. Гл. 21. 56 ЖМП. 1968. 8. С. 67. 57 М. Lloyd Jones. La base de l’unite Geneve, s. a. P. 70 58 Овербек. Свет с Востока. Взгляд на кафолическое Православие сравнительно с папством и протестантством.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

крайне негативно отреагировала на известие о тайном отпевании своего отца: в письме В. Ф. Булгакову она назвала этот акт «мерзостью, святотатством, надругательством над памятью и телом Льва Николаевича» 56 . Примечания: 1 Записки писателя о Толстом. М. Арцыбашева, «Итоги недели” 1911 г. 1. 2 Ответ Л. Н. Толстого Синоду, Берлин 1901 г. 3 Правило 5. Деяния Вселенских Соборов. Издание Казанской Дух. академии т. VII Казань 1891 г. стр. 304. 4 Флоринский свящ. История богослужебных песней Православной Восточной Церкви. Москва 1860 г. стр. 162. 5 Евфимий Зигабен . Толковая Псалтирь. Перев. с греч. Киев. 1883 г. 6 О молитве. Сочинение Оригена . Перев. Корсунского, § 2, стр. 7 биб. 1898 г. 7 Наука о богослужении Православной Церкви. П. Лебедева. Ч. 2. Москва. 1881 г. Новая скрижаль Архиепископа Вениамина. Ч. IV. СПб. 1857 г. 8 Архиеп. Антоний. В чем продолжало отражаться влияние православия на последних произведениях гр. Л. Н. Толстого. Харьков. 1911 г., стр. 52. 9 1е Полное Собрание Законов, т. 18110. 10 О единстве Церкви. Творения св. Киприана Карфагенскаго ч. II. трактаты. Киев. 1891 г. 11 Деяния Вселенских Соборов т. I. Казань, 1888 г. стр. 239. 12 Толкование послания св. ап. Павла к Галатам. Москва, 1880 г., стр. 64. 13 Послание св. Афанасия. Великого к инокам. Творения ч. 2 издание 1902 г., стр. 104. 14 Деяния Вселенских Соборов, т. I. Казань 1887 г. Соборное изложение веры. стр. 65–66. 15 Деяния Вселенских Соборов, т. V. Казань, 1887 г. Собор Вселенский V. Собрание VIII. стр. 189 и 190. 16 Творения св. Григория Богослова. ч. IV, Москва. Слово 42. стр. 28. 17 Творения. Ч. IV. Слово 42, стр. 24. 18 Беседы на 1 послание к Тимофею Беседа VI. Полное собрание Творений Издание Спб. Дух. Академии, том XI кн. 2. Спб. 1905 г. Беседы на 1 послание к Фессалоникийцам. Беседа 1 и на 1 послание к Тимофею Беседа VI том XI кн. 2. стр. 659. 19 Сочинения св. Иринея, еп. Лионск. Спб. 1908 г. Пять кн. против ересей, кн. 3, гл. 25, стр. 316. 20 Сочинения св. Иустина философа . Москва 1892 г.

http://azbyka.ru/otpevanie-na-mogile-gra...

Испроси для нас благодать покаяния, предстательствуй о даровании нам жизни вечной, да Твоими молитвами наследуем Царствие Небесное и сподобимся славить Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Присносущным Ему Духом, во веки веков. Аминь. Примечания: 1 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV, 14. M., 1844. С. 256. 2 Митрополит Филарет. Слова и речи. Изд. 2. Ч. 1. С. 179.   3 Избранные Слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы… С. 130. 4 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 22. 5 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 15. 6 Слова и речи. Ч. 1. С. 157. 7 Там же. С. 189. 8 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. III, 12. С. 167. 9 Там же. С. 169. 3 10 Христианское чтение. 1828. Ч. XXXII. С. 251. 11 Христианское чтение. 1825. Ч. XVII. С. 44. 12 Там же. С. 51. 13 Там же. С. 97. 14 Сократ. Церковная История. СПб., 1850. С. 558. 15 Христианское чтение. 1840. Ч. III. С. 209. 16 Послание к Кледонию. (Patrol. Curs, coinpl. Т. Col. 177). 17 Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1859. Т. I. C. 452. 18 Там же. С. 638. 19 Mansi. Т. V. Col. 172. 20 Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 232. 21 Книга правил Апостольских, Соборов и Отцов. С. 3. 22 Там же. С. 62. 23 Иоонн Дамаскин. Цит. соч. Кн. III. Гл. 12. С. 167. 24 Избр. Слова. С. 18. 25 Св. Герман, Константинопольский патриарх. Там же. С. 82. 26 Начальные слова молитвы: «Богородице Дево» прибавлены Православною Церковию к приветствию Архангела со времени Нестория, в опровержение лжеучения ею о лице Пресвятой Богородицы. Goan, Eucholog. graecuin, pag. 26 (edit. Venetiis, MDCCXXX). 27 Слова и речи. Ч. I. С. 162. 28 Иоанн Дамаскин. Цит. соч. IV, 14. С. 260. 29 Беседа V на Евангелие от Матфея… 3. (Patrol. Curs, compl. Т. LVII. Col. 58). 30 Иоанн Дамоскин. Цит. соч. IV, 14. С. 261. 31 Против ересей. LXXVIII   8, 9 (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col. 709, 712). 32 Против ересей. LXXVIIL … 6. (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col 705). 33 Книга правил.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

365 Orat. cat. с 7. Patr. t. 45. col. 32 C–D. (Твор. 4, 27); in Eccles. hom. 7. Patr. t. 44. col. 725 (Твор. 2, 325–326); in psalm. 1. 2. c. 14. Patr. t. 44. col. 585 A–B. (Твор. 2, 167–168). 368 In Eccles. hom. 5. Patr. t. 44. col. 681 В–С. Твор. 2, 277. В данном месте, как и в некоторых других, мы отступили несколько от русского перевода, в котором мысль подлиника выражена не совсем ясно. 371 К этой мысли, служащей главным философским основанием для учения Григория Нисского о «восстановлении (ποκατστασις) всего в первобытное состояние» и о совершенном уничтожении зла, – мы имеем возвратиться впоследствии – в шестой главе своего исследования, и потому не считаем удобным останавливаться на ней в настоящее время, тем более, что это вопрос довольно сложный и к тому же спорный. 380 Confess. 1. 3. c. 7. Migne, t. 32. col. 688. De civit. Dei, 1. 11. c. 9. Migne, t. 41. col. 325. 385 Orat. cat. mag. с. 7. Patr. t. 45. col. 32 D. (Твор. 4, 27); de vita Moys. Patr. t. 44. col. 348 B–C. (Твор. 1, 282). 389 Orat. cat. mag. с. 6. Patr. t. 45. col. 28 C–D. (Твор. 4, 22); cp. de hom. op. c. 16. Patr. t. 44. col. 184 С. (Твор. 1, 142). 395 De beatitud. or. 5. Pair. t. 44. col. 1249 С–В. (Твор. 2, 420, 421); de mort. Patr. t. 46. col. 497 B–C. (Твор. 7, 486). 398 Orat. cat. c. 21. Patr. t. 45. col. 60 B. (Твор. 4, 58); De hom. op. c. 20. Patr. t. 44. col. 200 A. (Твор. 1, 157). 403 De hom. op. с. 20. Patr. t. 44. col. 200. (Твор. 1, 158, 159); orat. c at. c. 7. t. 45. col. 32 В. (Твор. 4, 26) etc. 408 Cp. Ирин. Лион., Против ересей, кн. 4. гл. 40, 3. Кипр., Карф. О ревн. и зав. Твор. т. 2. стр. 300. 412 Нужно иметь в виду, что в вопросе о происхождении зла Григорий Нисский видимо различает зло, появившееся в мире ангельском, и зло, возникшее в роде человеческом: начало, корень первого, вместе с некоторыми отцами и учителями Церкви ( Ириней Лионский , Киприан Карфагенский и др.), он видит в зависти, которую возъимел диавол к человеку; но говоря о зле, насколько оно существует в человеке и человечестве, Григорий уже не упоминает о зависти: вместо нее он указывает здесь на наклонность к чувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Род князя Иоанна (Тугого Лука). Помяни Господи благоверных князей: кн. Иоанна во иноцех Иону, кн. Андрея (сын его), кн. Максима, кн. Василия, кн. Василия (немой), кн. Димитрия, кн. Иоанна (сын его), кн. Иоанна во иноцех Иосифа, кн. Андрея (сын его), кн. Иуя (Петр), кн. Никиту (сына его), кн. Даниила, кн. Иоанна, кн. Александра (везметен). Род Горбатых (и Борбошиных). Помяни Господи благоверных князей: кн. Василия, кн. Александра (Глазатой), кн. Иоанна, кн. Романа, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия (Бреила), кн. Димитрия, кн. Бориса, кн. Иоанна, кн. Феодора, кн. Симеона (Суздальской), кн. Иоанна, кн. Андрея, кн. Бориса, кн. Василия, кн. Михаила, кн. Владимира, кн. Феодора, кн. Ивана, кн. Андрея, кн. Ивана (Чеснок), кн. Михаила (Лопата), кн. Бориса, кн. Александра (Горбатой), князя Петра (сын его), кн. Владимира, кн. Ивана, кн. Димитрия, кн Василия, кн. Андрея, кн. Феодора (кузнец), князя Василия, кн. Даниила, кн. Ивана, кн. Михаила (Кислой), кн. Феодора (сын его), кн. Василия, кн. Григория во иноцех Порфирия (Борбошин). Род Нохтевых. Помяни Господи благоверных князей: кн. Георгия, кн. Андрея, кн. Василия, кн. Симеона, кн. Ивана (сын его), кн. Агафоника (сын его). Помяни Господи благоверных княгинь: кн. Анну. Помяни Господи Геннадия, Ферапонта. Покровские. Помяни Господи Игумений: Парасковию, Василиссу. Помяни Господи благоверных инокинь: инокиню Марию, Александру, Марфу, кн. Анастасию, Евфимию, кн. Фетинью, кн. Февронию, кн. Александру, кн. Ксению, кн. Евфимию, кн. Елену, кн. Анастасию, кн. Ирину, кн. Елену, инокиню Василиссу, ин. Марию, ин. Стефаниду, ин. Анну, ин. Феодосию, ин. Анастасию, княгиню Фетинью, кн. Анастасию, кн. Агрипину, кн. Меланию, княжны Ивановы, кн. Михайловы. Помяни Господи: княгиню Евдокию, кн. Аксению во инокинях Селифонтию, кн. Марию во инок. Александру (дочери Ивана Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию, кн. Анастасию (князя Андрея Шуйскаго). Помяни Господи: княгиню Марию во инокинях Марфу. Помяни Господи: кн. Марию во инок. Марфу, кн. Анастасию, кн. Марфу (князя Ивана Васильевича Шуйскаго). Кн. Евдокию во инок. Евпраксию (кн. Петра Шуйскаго), кн. Соломониду во инок. Сисою, (князя Александра Горбатова), кн. Анастасию во инок. Наталию, кн. Ирину (кн. Мстислава), инокиню (Борбошину), кн. Анну (кн. Андрея), кн. Марию во ин. Марфу, (кн. Феодора Скопина), кн. Фетинью во инок. Федосию (кн. Михаила Галицкаго), кн. Ульяну во инок. Александру (Феодора Скопина), кн. Улиту, кн. Марфу, кн. Варвару, кн. Феодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010