Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Протасьев), еп. Рязанский и Муромский (1573-1586). Монашеский постриг принял в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В волоколамских синодиках, в к-рых сохранились записи рода бывш. волоцкого игумена митр. Даниила , указано и имя Л., что дает основание называть Л. сродником Даниила ( Титов. 1891. С. 25; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903. С. 103). В хозяйственной документации Волоколамского мон-ря за 1554-1556 гг. встречается имя «козначея Левонида» (Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948. С. 51, 55, 56, 57, 59, 60, 61); это позволяет предполагать, что Л. некоторое время исполнял обязанности казначея в обители. В 1563 г. Л. стал игуменом Иосифова Волоколамского мон-ря. Вскоре после этого в составе группы церковных иерархов сопровождал царя Иоанна IV Васильевича Грозного в походе на Полоцк (см. Ливонская война ). Во время похода духовные лица постоянно совершали молебны и окропляли воинство св. водой. После возвращения из взятого русскими войсками Полоцка Иоанн IV встречался со старшим сыном в Иосифовом мон-ре. 20 дек. 1563 г. Л. получил от Иоанна IV жалованную тарханную грамоту на все монастырские владения, которые освобождались от главных налогов - дани, ямских денег, от посошной службы, от мыта и тамги для купленных на нужды мон-ря товаров. Монастырским рыболовам разрешалось ловить рыбу на Селигере, «где похотех», кроме царских тоней (АФЗХ. Т. 2. 302. С. 315-323). Актом милости была и передача мон-рю в февр. 1565 г. завещанного обители кн. Дмитрием Ивановичем Оболенским-Немым с. Локныш с деревнями в Рузском у., несмотря на «опалу» боярина (Там же. 316. С. 334-335). Л. заботился о том, чтобы освободить приходские церкви во владениях мон-ря от дани и др. пошлин в пользу архиерея или об их замене оброком определенного размера. С этой целью он обратился к митр. Кириллу III , представив ему и прежние грамоты митрополитов и Новгородских архиепископов на храмы в разных десятинах. Документы сгорели во время пожара Москвы в 1571 г. (Там же. 359. С. 399).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Х. Епархия Рязанская Рязанская епархия древностью своей возводится к началу XIII века; но это требует разъяснений. Шестая из второклассных. I. Епископы Рязанские 1. Арсений , 1207–12. 2. Евфросин , 1225, 37. 3. Иосиф , 1284. 4. Василий , святой, † 1294. 5. Григорий , 1326, 40. 6. Кирилл , прежде 1353. 7. Василий хирот. 1356. 8. Афанасий , прежде 1378. 9. Феогност хирот. 15 авг. 1388. Упом. 1390. 10. Иеремия , Грек, 1390–92. 11. Феогност упом. 1396 и 1401; † 1407. 12. Сергий Азаков , из архим. Симоновских, в начале XV века. (1423?) 13. Иона , с 1433 по 1448; потом митрополит всея Русии. Святой. 14. Евфросин Звенец , 1455–61; † ... (? Рязанский и Муромский. Акт. Ист., I, 68). 15. Давид хирот. 1 февр. 1462, из казначеев митрополичьих. Упом. 1465. 16. Феодосий хирот. 8 дек. 1471 из архим. Чудова монастыря; в 1481, по болезни, оставил епархию. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. II. Епископы Рязанские и Муромские 17. Симеон хирот. в 1481 (духовник митрополита Геронтия); † 1496. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. 18. Протасий хирот. 18 дек. 1496; оставил епархию в 1516; † в апр. 1520. 19. Сергий хирот. 12 февр. 1517 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; по 1521. 20. Иона хирот. 23 мар. 1522 из архим. Юрьевских; по 1547. [† 1546 ... (sic).] Погребён в Архангельском соборе. 21. Михаил хирот. 22 апр. 1548 из архим. Чудова миря; † 1551. Погребён в Архангельском соборе. 22. Кассиан , из архим. Юрьевских?, упом. с 1551; в начале 1554 лишён сана и сослан в Кириллов Белоезерский мнтрь († там 21 окт. 1556). 23. Гурий Лужецкий 17 мар. 1554 хирот. из игум. Троице-Сергиевских; по 1562. Погребён в Архангельском соборе. 24. Филофей в 1562 хирот. из архим. Симонова монастыря; в исх. 1568 (или в начале 1569?) лишён сана. 25. Сергий , в 1569–72. Феодосий Вятка (Опис. Рум. Муз., 784. Сравн. Троицкую Сергиеву Лавру). 26. Леонид Протасьев в 1573 хирот. из игум. Иосифова монастыря; отрешён в начале 1586. III. Архиепископы Рязанские и Муромские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (ок. 1492? - 22.05.1547, Иосифов Волоколамский мон-рь), митр. Московский и всея Руси (27 февр. 1522 - 2 февр. 1539). Происходил из Рязани (по Житию прп. Иосифа Волоцкого (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491) и по «Выписи о начале Волоколамского монастыря», Д. имел прозвище Рязанец). Род Д. записан в Волоколамском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.). В него включены имена Рязанских епископов Симеона (1481-1496) и Леонида (Протасьева ; 1573-1586), к-рые, возможно, были его родственниками. Е. Е. Голубинский высказал правдоподобное предположение, что, поскольку Д. «не имел родовой фамилии... он был не из бояр, а из простых» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 2-я. С. 701). По мнению А. А. Зимина , Д. происходил, вероятно, «из среды посадских людей Рязани» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. С. 99). Ранее 1513/14 г. Д. стал монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Д.- игумен Иосифова Волоколамского монастыря Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Согласно Житию прп. Иосифа, написанному Крутицким еп. Саввой (Чёрным) в 1546 г., незадолго до смерти прп. Иосифа братия Волоколамского мон-ря избрала игуменом Д. как «старца, любяй нищету, и пребываа в трудех, и в посте, и в молитвах, и не любя празнословиа» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491), при этом предполагавшего перейти в др. мон-рь на игуменство. Согласно данному Житию, прп. Иосиф, призвав избранного братией Д., благословил его, «и по совету и велению державнаго царя великаго князя Василиа Ивановичя всея Русии съверши его пресвященный Варлам, митрополит всея Русии. Преподобный же чясто его к себе призываа, и уча, и наказуя, како о братии попечение имети, и всем братиям отказа, веля им приходити на духовне к игумену Даниилу» (Там же. Стб. 492). О назначении Д. прп. Иосифом своим преемником говорится и в др., анонимном, Житии прп. Иосифа (ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 43, 46). Запись Нила (Полева) 1513/14 г. в списке Евангелия, данном им вкладом в б-ку Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1), также свидетельствует, что Д. фактически возглавил обитель еще при жизни прп. Иосифа (в записи Нил обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем»).

http://pravenc.ru/text/171216.html

Леонид, епископ Рязанский и Муромский (Протасьев) Он был постриженником и игуменом (с 1563 по 1566 годы и вторично с 1568 года) Иосифо-Волоколамского монастыря, истым приверженцем преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября). В 1573 году хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. В 1578 году присутствовал на Соборе, установившем празднование преподобному Иосифу Волоцкому . В 1581 и 1584 годах участвовал в Соборах, запретивших духовенству приобретать вотчины. В 1584 году по благословению епископа Леонида был построен Чернеев Николаевский мужской монастырь на реке Цне, в 20 верстах от города Шацка. В начале 1586 года (по другим источникам, в 1584 году) отстранен от управления епархией. Труды: Челобитная царю с жалобой на архиепископа Ростовского Евфимия//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, 216. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 659. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853. – С. 297–299. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 182, 415. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 36. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 165. Русский паломник. – 1905, 18. – С. 266. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 209. Дробленкова Н. Ф. Леонид//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып 2, ч. 2. – С. 7–9. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

отказался от епархии; † апрель 1520 Сергий епископ, рукоположен с 12.02.1517 по 1521 † неизвест. Иона епископ, рукоположен с 23.03.1523 Михаил епископ, рукоположен с 22.04.1548 Кассиан епископ, рукоположен † 21.10.1556 Гурий (Лужецкий) епископ, рукоположен с 17.03.1554 Филофей епископ, рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишен сана; † неизвест. Сергий епископ, упоминается с 1569 по 1572 † неизвест. Феодосий (Вятка) епископ, рукоположен с 1573 по 1574 † неизвест. Леонид (Протасьев) епископ, рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранен; † неизвест. Митрофан епископ, рукоположен, с 1586 архиепископ с мая 1589 † июнь 1598 Варлаам архиепископ, упоминается в 1598,1601 † 17.02.1601 Игнатий архиепископ, бывший архиеп. Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патр. Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит архиепископ, свят., рукоположен с августа 1605 † 10.09.1617 Иосиф III архиепископ, рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) † неизвест. Антоний архиепископ, рукоположен с 5.05.1621 † 5.02.1637 Моисей архиепископ, рукоположен с 10.01.1638 †15.02.1651 Мисаил архиепископ, свт., рукоположен с 13.04.1651 † 9.04.1655 Иларион архиепископ, рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; † 4.06.1673 Иосиф IV митрополит, рукоположен с 9.08.1674 † 21.09.1681 Павел (Моравский) митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с ноября 1681 † 5.09.1686 Авраамий митрополит, рукоположен с 9.01.1687 по март 1700 на покое; † 27.02.1708 Стефан (Яворский) митрополит, рукоположен с 7.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; † 27.11.1722 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 еп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 1.10.1726 архиеп. Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский) епископ, рукоположен с 30.10.1726 на кафедре с 22.01.1727 † 27.04.1731 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Великоустюжский и Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На наш взгляд, наиболее точным указанием на год рождения Даниила является следующее обстоятельство. Дело в том, что по церковным канонам человек может принять сан священника или иеромонаха лишь достигнув 30-летнего возраста . А Даниил в 1515 году уже был поставлен игуменом монастыря. Таким образом, дату его рождения следует искать ранее 1485 года . Исходя из этого, можно предположить, что к моменту возведения на митрополичий престол Даниилу должно было быть хотя бы 37 лет, а ко времени смерти 22 мая 1547 года – 62 года. Не менее интересен вопрос о месте рождения Даниила. Согласно житию преподобного Иосифа Волоцкого, которое составил епископ Крутицкий Савва (Черный; 1544–1554) в 1546 году, Даниил носил прозвище «Рязанец» («Данила, по реклу Рязанца» ). Такое же прозвище ему присваивается в «Выписи о начале Иосифова монастыря» (конец XVI в.), где среди прочих игуменов обители упоминается «старец Даниил Рязанец» . В связи с этим следует согласиться с выводом В.И. Жмакина о том, что «название Рязанца было официальным прозвищем митрополита и указывало на место его рождения» . Косвенным подтверждением тому, что родиной Даниила является Рязань, служит повышенный интерес составителя Никоновской летописи (которым, как установил Б.М. Клосс, был митрополит Даниил ) к истории Рязанского княжества, а также то, что в роду Даниила встречаются имена двух Рязанских епископов – Симеона (1481–1496) и Леонида (Протасьева; 1573–1586) . О происхождении и сословной принадлежности Даниила неизвестно практически ничего. Волоколамский синодик помимо двух названных нами Рязанских епископов относит к родственникам митрополита имена еще 23 неизвестных нам людей: Марии, инока Иосифа, инока Ионы, инокини Анисии, священноинока Афанасия, Николы, инока Мартемиана, инокини Пелагеи, инока Исаака, Феодора, Ивана, Иоанна, Елены, Василия, Даниила, Феклы, Варвары, Евфимии, Евдокии, инока Илариона, инока Илии, инока Митрофана, инока Ионы . Как видим, из 25 перечисленных родственников Даниила более половины – тринадцать – приняли монашеский постриг, а двое даже имели епископский сан. Это свидетельствует о высоком уровне благочестия и воцерковленности рода и, по-видимому, семьи будущего митрополита.

http://pravoslavie.ru/49574.html

Повесть о Николе Заразском помещена во второй части сборника, занимает л. 229–258 об. и, следовательно, датируется началом 70-х годов XVI в. Писец почти точно рассчитал объем текста и использовал для письма одну увеличенную тетрадь (л. 229–238), затем две 8-листные (л. 239–246 и 247–254) и, наконец, укороченную тетрадь из 4 листов (л. 255–258). Конец Повести едва уместился на л. 258 об., и, вероятно, по этой причине писцом не был переписан Родословный перечень священников церкви Николы Заразского, который обычно читается вслед за Повестью. Включение памятника рязанской литературы в сборник Волоколамского происхождения наводит на мысль, что владельцем рукописи был человек, имевший непосредственное отношение, с одной стороны, к Иосифо-Волоколамскому монастырю, а с другой – к Рязанской епископии. Такое лицо в рассматриваемое время действительно существовало: в 1573 г. Рязанским епископом стал Леонид Протасьев (1573– 1586), до этого дважды являвшийся игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (1562–1565, 1568–1572). Предположение о принадлежности сборника Вол., 523 Леониду Протасьеву находит подтверждение при сравнении его содержания с действительно принадлежавшим Рязанскому владыке сборником Вол., 566 (на л. I которого имеется помета XVI в.: «Резанскаго владыкы Леонида», а на л. 538 об. киноварная запись: «Сии соборник владыки Леонида Резанскаго и Муромъскаго переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня»). Оказывается, первая часть Вол., 523 имеет много общего с протасьевским сборником Вол., 566. Так, Слово св. Григория Богослова (Вол., 523, л. 85 об. – 87) соответствует «Поучению св. Григорья к попом», Вол., 566 (л. 69–70 об.); Поучение св. Афанасия (Вол., 523, л. 89 об. – 91 об.) соответствует «Поучению св. Афанасия к попом», Вол., 566 (л. 73–74 об.); Поучение св. Иоанна Златоуста (Вол., 523, л. 93–95 об.) соответствует «Поучению Иоана Златаустаго к попом», Вол., 566 (л. 355–356 об.); Поучение св. Василия (Вол., 523, л. 97–101) соответствует двум поучениям св. Василия сборника Вол., 566 (л. 87 об. – 90 об., 357 об. – 360); еще одно Поучение Иоанна Златоуста (Вол., 523, л. 101–103) соответствует двум поучениям Златоуста, читающимся в Вол., 566 на л. 90 об. – 92 об. и 360– 361 об.; Слово св. апостолов и св. отцев о церковном приношении (Вол., 523, л. 103 об. – 108) соответствует «Слову епископом и попом» сборника Вол., 566 (л. 361 об. – 364 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

неизвестно Феоктист, епископ рукоположен Феогност I, епископ рукоположен с 15.08.1388 Иеремия (грек), епископ рукоположен с 1389 по 1392 неизвестно Феогност II, епископ упоминается с 1393 по 1401 Евфросин, епископ упоминается с 1407 по 1410 неизвестно Сергий (Азаков), епископ рукоположен с 1423 (1410) Иона (Одноушев), епископ, свт. рукоположен с 1430 по 1431 избран митрополитом Киевским и всея Руси Евфросин (Звенец), епископ упоминается Давид, епископ рукоположен с 01.02.1462 до 1471 неизвестно Феодосий, епископ рукоположен с 08.12 1471 до 1481 неизвестно Симеон, епископ рукоположен с (августа) 1481 Протасий, епископ рукоположен с 18.12.1496 (26.02.1497) по 1515–1516 отказался от епархии; апрель 1520 Сергий, епископ рукоположен с 12.02.1517 по 1521 неизвестно Иона, епископ рукоположен с 23.03.1523 Михаил, епископ рукоположен с 22.04.1548 Кассиан, епископ рукоположен 21.10.1556 Гурий (Лужецкий), епископ рукоположен с 17.03.1554 Филофей, епископ рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишён сана; неизвестно Сергий, епископ упоминается с 1569 по 1572 неизвестно Феодосии (Вятка), епископ рукоположен с 1573 по 1574 неизвестно Леонид (Протасьев), епископ рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранён; неизвестно Митрофан, епископ рукоположен, архиепископ с 1586; с мая 1589 июнь 1598 Варлаам, архиепископ упоминается в 1598, 1601 17.02.1601 Игнатий, архиепископ бывший архиепископ Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патриарх Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит, архиепископ, свт. рукоположен с августа 1605 10.09.1617 Иосиф III, архиепископ рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) неизвестно Антоний, архиепископ рукоположен с 05.05.1621 5.02.1637 Моисей, архиепископ рукоположен с 10.01.1638 15.02.1651 Мисаил, архиепископ, свт. рукоположен с 13.04.1651 19.04.1655 Иларион, архиепископ рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; 4.06.1673 Иосиф IV, митрополит рукоположен с 09.08.1674 21.09.1681 Павел (Моравский), митрополит бывший архиепископ Суздальский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скончался митрополит Даниил на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре, когда настоятелем обители был игумен Гурий (Руготин; 1544–1551), впоследствии первый Казанский архиепископ († 1563; пам. 5 дек.). В монастырской описи указаны книги, данные в монастырь, и точная дата кончины: «Лета 7055 маия 22 преставися бывши Данил митрополит всеа Руси, дал монастырю книг святое Евангелие тетро в десть, да другое тетро в полдесть, Богослов в десть, Никонская послания в десть, да книгу Главник в десть же в затылке, да две Псалтыри с следованием в полдесть» 344 . В монастыре хранилась «Духовная митрополита Данила собрано от Божественного Писания в полдесть в затылке» 345 . О его вкладах и их последующем применении говорится во Вкладной монастырской книге: «Поминание преосвященнаго митрополита Даниила, дал митрополит С рублев, да I и те деньги пошли – купили у Васильевых детей Ступишина: селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково, а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит; да после того митрополит прислал С рублев, да К а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит Р рублев, а ворота святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит (60) рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при Великом князе Василие Ивановиче всея Русии» 346 . Как отмечает В. Жмакин , в ризнице Московского Успенского собора хранилась в XIX в. панагия, на камне которой изображен пророк Даниил 347 , что позволяет сделать предположение об имени небесного покровителя митрополита. В Волоколамском обиходнике так описана его гробница: «А гроб митрополич в церкви в приделе в малом, близко алтаря направе, а гробница с покровом и свеща над ним поставлена при игумене Леониде Протасьеве, сроднице его» 348 . Игумен Леонид возглавлял Волоколамскую обитель с 1567 по 1573 г., затем был Рязанским архиепископом (1573–1586). Род митрополита Даниила записан в Волоколамском Синодике (ГИМ, Епарх. 415. Л. 113 об.). Молитвенное поминовение первосвятителя творилось в Иосифо-Волоцком монастыре 22 мая, в день его кончины 349 . Соловецкий инок Сергий (Шелонин), духовный писатель XVII в., в каноне Всем русским святым в пятом тропаре восьмой песни в лике Московских первосвятителей называет имя митрополита Даниила 350 . Послание митрополита Даниила к Геннадию епископу Суждальскому и Торусскому, како свобождатися о пленения умна. Слово

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

2002. С. 72). Начало почитания Зарайской иконы долгое время соотносилось с датировкой «Повестей о Николе Заразском», состоящих из неск. различных по стилю и сюжетно слабо связанных эпизодов, самыми яркими из к-рых являются «Повесть о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня», где рассказано о принесении иконы херсонесским («корсунским») свящ. Евстафием, приехавшим с женой и сыном на Русь, и «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повести обоснованно считались памятником древнерус. лит-ры, связанным с Рязанью, и датировались сер. XIII в. ( Лихачёв. 1949; Он же. 1987). Это положение подкреплялось исторически достоверным и широко распространенным почитанием иконы в Зарайске. Однако возможность возникновения текста, посвященного событиям монг. завоевания Руси, в эпоху самого завоевания, да еще на ее окраине, пусть и в старинном Рязанском княжестве, вызывала у исследователей сомнения ( Поппэ. 1985). Более пристальное текстологическое изучение, предпринятое Б. М. Клоссом, показало, что повести являются едиными «по замыслу, языковым особенностям и использованным источникам», т. е. единовременными, произведениями одного автора, для к-рого важнейшей темой было прославление местных святынь ( Клосс. 2002. С. 172). Как предположил Клосс, тексты были созданы в 1560 г.; исследователь связывает создание одного из наиболее ранних сохранившихся списков с именем постриженика и игумена Иосифова Волоцкого монастыря Леонида (впосл. епископ Рязанский) (Протасьева; 1573-1586.- см.: Там же. С. 124-125). Вероятно, тогда же были созданы тексты о 2 коломенских чудесах свт. Николая Чудотворца, к-рые соотносили с Зарайской чудотворной иконой и к-рые объясняли существование похожих почитаемых чудотворных икон в Рязани и Зарайске. Достаточно долгая лит. судьба повестей подтверждается и тем фактом, что ко 2-й трети XVI в. уже существовали 3 разные редакции текста, т. о. неясны ни соотношение между собой 3 старших редакций и степень их близости к первоначальному тексту, ни причина необычной художественной организации произведения, ни время его создания (Сказание о перенесении образа Николы чудотворца из Корсуня в Рязань//БЛДР. 1997. Т. 5. Коммент. С. 472).

http://pravenc.ru/text/2566196.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010