1) Сочинение De vocatione omnium gentium явилось сначала без имени автора; 2) Время его появления должно отнести к периоду 430–496 годов (т.е. от времени возникновения полупелагионских споров до первого упоминания его Геласием); 3) Во время Геласия сочинение это было известно, но автор его вероятно не был известен; 4) с этих пор в манускриптах оно приписывается то Амвросию Медиолонскому, то Просперу; 5) достоверно, что Амвросию это сочинение не принадлежит; 6) нет достаточных оснований приписывать его Просперу Аквитанскому; 7) нет также достаточных оснований приписывать это сочинение св. Льву; 8) автор этого сочинения никогда не был известен и теперь трудно решить, кто мог написать его. Баллерини сказали последнее слово относительно автора этого сочинения. После них никто не сказал чего-нибудь нового, оригинального. Ученым оставалось только стать или на их сторону, или на сторону Кенеля или Антельми, что они и делают. Это разногласие мнений показывает, что вопрос о принадлежности или непринадлежности De vocatione св. Льву при существующих данных не может быть решен окончательно в том или другом смысле. Epistola ad Demetriadem. (Письмо к Деметриаде) Epistola ad Demetriadem в первый раз напечатано 1492 году в издании творений св. Амвросия Медиоланского . Здесь оно помещено между подлинными письмами этого отца церкви. Впоследствии в издании 1581 года оно было опущено, как не подлинное. Причиной этого было то, что в нем идет речь о пелагианах, появившихся после смерти св. Амвросия. Иоанн Сотелл (Sotellis) в своем издании 1665 г. приписал это сочинение Просперу Аквитанскому, хотя у него и не было ни одного манускрипта, который бы усвоял ему это сочинение. Сотелл руководился «главным образом сходством языка». Не было и впоследствии найдено, чтобы лучшие и древнейшие манускрипты приписывали его Просперу (Migne X, 123–5). Мнение Сотелла было господствующим до Кенеля, который первый восстал против него и приписал Epistola ad Demetriadem св. Льву (LV т. Migne). Кенель проводит следующие основания для своего мнения:

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Ep. 4//PL. 50. Col. 434), рукоположению епископа должно было предшествовать официальное обращение жителей местности, куда он назначался. О том, что П. был назначен епископом именно в Ирландию, а не к ирландцам, жившим в Британии (в нек-рых районах совр. Уэльса и в области Дал-Риада на западе совр. Шотландии), свидетельствует утверждение в соч. Проспера Аквитанского «Против Собеседователя» (ок. 434) о том, что трудами Келестина I Британия была очищена от ереси, а жители другого, «варварского», острова (т. е. Ирландии) приняли христианство (ordinato Scotis episcopo, dum Romanam insulam studet seruare catholicam, fecit etiam barbaram Christianam - Prosper. Contr. Collat. XXI 2//PL. 51. Col. 271). Возможно, на христианизацию Ирландии, никогда не входившей в Римскую империю, ссылался и папа Римский св. Лев I Великий в Слове на праздник апостолов Петра и Павла (441), утверждая, что благодаря проповеди христианства Рим стал господствовать над территорией, превышающей ту, к-рую он завоевал силой оружия ( Leo Magn. Tract. Vol. 1. P. 509). Отсылкой к миссии П. может быть фраза из письма св. Колумбана папе Римскому Бонифацию IV (ок. 612-615) о том, что ирландцы всегда хранили «кафолическую веру, которую первоначально получили от вас, преемников святых апостолов» (Ep. 5. 3). Из «Хроники» Проспера сведения о рукоположении П. заимствовал Беда Достопочтенный в сочинениях «Об исчислении времен» (после 725; Beda. De temporum ratione. 66// Bedae Opera de temporibus/Ed. Ch. W. Jones. Camb., 1943. P. 516) и «Церковная история народа англов» (ок. 731; Beda. Hist. eccl. 1. 13, 5. 24), а также многие другие позднейшие средневек. историки. Вопросы о происхождении П. и об обстоятельствах его миссии остаются дискуссионными. Высказывалось предположение, что он был диаконом Церкви Автиссиодура, которого Герман направил в Рим, чтобы получить санкцию папы Римского на поездку в Британию. Однако более вероятно, что П. принадлежал к римскому клиру. Слова Проспера указывают на достаточно высокий статус П., выступающего как папский советник.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

Это собеседование особенно подверглось критике Аквитанского епископа Проспера, который согласно с Августином думал, что первородный грех до того расстроил человеческую природу, что человек уподобился спящему, который сам не может пробудиться, или крайне больному, который не может производить никакого движения, не может желать своего исцеления, так что для пробуждения, для возбуждения в нем желания исцеления, ему необходима, так называемая у католиков, предварительная благодать. Проспер вместе с Августином в этом учении увлеклись дальше надлежащего, — отняли у человека всякое участие свободной воли его в деле обращения к вере и спасению, как будто одна благодать все делает за человека Но это неправда, — что человек в естественном состоянии вовсе не может ни желать, ни помыслить что–либо сообразное с волею Божией Хотя природа человеческая расстроена грехом, человек сделался болен, но не до бесчувственности· в нем осталось сознание и распознавание добра и зла, чувство своей болезни, раскаяние и желание освободиться от этой болезни, ибо образ Божий в человеке не истреблен грехом, а только помрачен; семена добра не истреблены в душе человека, а таятся в нем, как искры под пеплом Искры под пеплом без дуновения ветра не могут разгореться чистым пламенем, так и добрые мысли и желания не могут без благодати Божией раскрываться, возрастать, укрепляться; но и благодать Божия не без свободной воли человека возбуждает, развивает и укрепляет их, а смотря по тому, насколько сам человек желает этого и старается, так сказать, содействовать, или следовать действию благодати. Так преподобный Кассиан и учил, — говорил, что в душе нашей есть семена добродетелей (гл 12), что как только Бог усмотрит в человеке хотя бы слабое возникновение доброго желания, то возбуждает его к исканию спасения, укрепляет (гл. 8). А если бы все в человеке производила одна благодать без его желания, без содействия его воли, то от этого возник бы неразрешимый вопрос почему благодать одних обращает на путь веры и благочестия и спасает, а других не обращает, не сообщает им достаточных сил к обращению, и они погибают? От этого произошло у протестантов нелепое учение о безусловном предопределении одних к спасению, а других — к погибели, как будто всеблагой Бог желает кому–нибудь погибели. Согласно с преподобным Кассианом и восточные патриархи писали к протестантам. Потому Проспер, увлекшись горячностью в защите мнений блаженного Августина, напрасно подозревает преподобного Кассиана в склонности к мнению пелагиан, когда и сам одобряет мнение Кассиана о благодати, высказанное в третьей главе (Подробнее и в Кн. 12, гл 10 и сл ). Преподобный Кассиан сам себе противоречить не будет; скорее надо думать, что Проспер неверно понимал некоторые выражения преподобного Кассиана, по–своему истолковал, напрасно навязал ему свои мысли. 117

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

(Это собеседование особенно подверглось критике Аквитанского епископа Проспера, который согласно с Августином думал, что первородный грех до того расстроил человеческую природу, что человек уподобился спящему, который сам не может пробудиться, или крайне больному, который не может производить никакого движения, не может желать своего исцеления, так что для пробуждения, для возбуждения в нем желания исцеления, ему необходима, так называемая у католиков, предварительная благодать. Проспер вместе с Августином в этом учении увлеклись дальше надлежащего, – отняли у человека всякое участие свободной воли его в деле обращения к вере и спасению, как будто одна благодать все делает за человека Но это неправда, – что человек в естественном состоянии вовсе не может ни желать, ни помыслить что-либо сообразное с волею Божией. Хотя природа человеческая расстроена грехом, человек сделался болен, но не до бесчувственности: в нем осталось сознание и распознавание добра и зла, чувство своей болезни, раскаяние и желание освободиться от этой болезни, ибо образ Божий в человеке не истреблен грехом, а только помрачен; семена добра не истреблены в душе человека, а таятся в нем, как искры под пеплом Искры под пеплом без дуновения ветра не могут разгореться чистым пламенем, так и добрые мысли и желания не могут без благодати Божией раскрываться, возрастать, укрепляться; но и благодать Божия не без свободной воли человека возбуждает, развивает и укрепляет их, а смотря по тому, насколько сам человек желает этого и старается, так сказать, содействовать, или следовать действию благодати. Так преподобный Кассиан и учил, – говорил, что в душе нашей есть семена добродетелей (гл. 12), что как только Бог усмотрит в человеке хотя бы слабое возникновение доброго желания, то возбуждает его к исканию спасения, укрепляет (гл. 8). А если бы все в человеке производила одна благодать без его желания, без содействия его воли, то от этого возник бы неразрешимый вопрос почему благодать одних обращает на путь веры и благочестия и спасает, а других не обращает, не сообщает им достаточных сил к обращению, и они погибают? От этого произошло у протестантов нелепое учение о безусловном предопределении одних к спасению, а других – к погибели, как будто всеблагой Бог желает кому-нибудь погибели. Согласно с преподобным Кассианом и восточные патриархи писали к протестантам. Потому Проспер, увлекшись горячностью в защите мнений блаженного Августина , напрасно подозревает преподобного Кассиана в склонности к мнению пелагиан, когда и сам одобряет мнение Кассиана о благодати, высказанное в третьей главе (Подробнее и в Кн. 12, гл. 10 и сл.). Преподобный Кассиан сам себе противоречить не будет; скорее надо думать, что Проспер неверно понимал некоторые выражения преподобного Кассиана, по-своему истолковал, напрасно навязал ему свои мысли)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Уже в то время у него проявился живой интерес к хронологии, которая из чисто технической дисциплины давно превратилась в предмет ожесточенных споров между различными церквями и сектами. Незадолго до того в западной церкви утвердилось новое летосчисление от Рождества Христова, сменившее прежнее «от сотворения мира», а также принятую в позднеримский период эру Диоклетиана. Остро стоял и вопрос об исчислении Пасхи: хотя Христово Воскресенье везде отмечали в воскресный день после первого весеннего полнолуния, дата последнего определялась по-разному. Завязался спор между Римом и кельтскими церквами (ирландской и бриттской), причем прежде всего речь шла не о богословских тонкостях, а о вопросе юрисдикции. Борьба кельтов за свою самостоятельность длилась до конца VIII в., и Беда в ней решительно принял сторону Рима. Одно из первых его сочинений «Книга о временах» (De temporibus liber), написанное около 703 г., было посвящено защите нового летосчисления и римской Пасхи. В книгу входила так называемая «Малая хроника»-краткий перечень исторических событий, образцом для которого была «Хроника» Проспера Аквитанского. Беда дополнил ее сведениями из истории Британии и исправил некоторые даты Проспера по работам других авторов. В небольшой по объему хронике были впервые применены принципы, которые позднее легли в основу «Церковной истории народа англов», а также «Большой хроники». Последняя входила в состав написанного в 726 г. сочинения «О шести возрастах мира» (De sex aetatibus mundi); в нем Беда подошел к истории более философски, восприняв ее не как механическую последовательность событий, но как смену эпох, ведущую к наступлению Царства Божьего. Впервые эту концепцию блаженного Августина пытался воплотить в жизнь Павел Орозий в своей «Истории против язычников», но именно Беда сумел приспособить ее к новым историческим реалиям. Недаром его принципы, как и приводимые им факты, были использованы составителями последующих мировых хроник и национальных историй-Павлом Диаконом, Оттоном Фрейзингенским и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/440463/

В это время Г. основал мон-рь на р. Икавна (совр. Йонна), первоначально посвященный мученикам Косме и Дамиану; с кон. VI в. мон-рь стал именоваться в честь одного из его настоятелей - св. Мариана (Сен-Марьен). Визит Г. в Британию для борьбы с ересью пелагианства автор описал подробно как одно из важных событий. Краткая заметка о поездке имеется и в хронике Проспера Аквитанского, где инициатором миссии назван папа Келестин I . Вдохновителем папы выступил некий диак. Элладий, сопровождавший Г. в Британию, а в 433 г. поставленный в качестве первого епископа Ирландии (добрался ли он до острова, неизвестно). Констанций описывает эти события иначе. Брит. епископы, обеспокоенные распространением на острове ереси Пелагия, обратились за помощью в Галлию; местный Собор принял решение послать в Британию Г. и св. Лупа, еп. Трикасс (совр. Труа). По всей видимости, рассказы Констанция и Проспера дополняют друг друга. Вероятно, галльские епископы, приняв решение послать миссию в Британию, через диак. Элладия известили об этом папу Келестина, к-рый уполномочил Элладия действовать в качестве своего представителя. Свт. Герман низлагает короля бриттов и возводит на трон одного из воинов. Миниатюра из " Бревиария короля Филиппа IV Красивого " . Ок. 1290 г. (Paris. BNF. lat. Fol. 375 v) Свт. Герман низлагает короля бриттов и возводит на трон одного из воинов. Миниатюра из " Бревиария короля Филиппа IV Красивого " . Ок. 1290 г. (Paris. BNF. lat. Fol. 375 v) Прибыв в Британию, Г. и Луп вступили в диспут с пелагианами, во время к-рого чудесные знамения засвидетельствовали их правоту. После этого оба епископа направились в Веруламий (совр. Сент-Олбанс), где поклонились первому брит. мученику св. Альбану . Последним событием, о к-ром упоминает Констанций, была чудесная победа бриттов над объединенным войском пиктов и саксов. Когда Г. троекратно провозгласил: «Аллилуия», войско пиктов и саксов дрогнуло и побежало. Из др. источников об истории Британии V в., после того как с острова была выведена рим.

http://pravenc.ru/text/164693.html

Кассиану (который был также несправедливо обвинен на Западе в том, что он якобы учил, будто Божия благодать подается согласно человеческим заслугам) и сам, таким образом, впадает в противоположное преувеличение, приписывая все пробуждения веры Божественной благодати.    С другой стороны, истинное учение преп. Кассиана, которое, собственно, и есть учение Православной Церкви, было некоей мистификацией для латинского склада ума. Мы можем видеть это на примере последователя блаженного Августина в Галлии Проспера Аквитанского, который был первым, кто прямо напал на преподобного Кассиана.    Именно Просперу, вместе с неким Иларием (не путать со св. Иларием Арльским, который был в согласии с преп. Кассианом), посылал Августин два своих последних антипелагианских трактата: «О предопределении святых» и «О даре постоянства» — «De dono perseverantiae»; в этих трудах Августин критиковал мысли преп. Кассиана, как они были представлены ему в кратком изложении, сделанном Проспером. После смерти Августина в 430 году Проспер выступил как защитник его учения в Галлии, и его первым и главным делом было написать трактат «Против автора «Собеседований» (Contra Collatorum)», также известный под названием «О благодати Божией и свободной воле». Этот трактат есть ни что иное, как последовательное, шаг за шагом, опровержение знаменитого тринадцатого «Собеседования», в котором вопрос о благодати рассматривается наиболее подробно.    С первых же строк ясно, что Проспер глубоко обижен тем, что его учитель открыто критикуется в Галлии: «Есть некоторые, дерзко утверждающие, что благодать Божия, посредством которой мы есмы христиане, неправильно защищалась блаженной памяти епископом Августином; и не перестают они с разнузданной клеветой нападать на его книги, написанные против пелагианской ереси» (гл. 1). Но более всего Проспера выводит из себя то, что он находит непостижимым «противоречием» в учении Кассиана; и это его недоумение (поскольку он верный ученик Августина) открывает нам природу заблуждения самого Августина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

Иеронима De viris illustribus, к которой присоединено упоминание о смерти блаж. Иеронима из «Хроники» Проспера 32 . Существует также составленное в Средние века в Риме описание перенесения мощей блаж. Иеронима из Вифлеема в Рим и о захоронении их в базилике Пресвятой Девы Марии (Санта-Мария Маджоре) 33 ; однако достоверность изложенных в нем сведений сомнительна. Наконец, в первой половине XIV в. неизвестным автором было составлено собрание подложных писем современников блаж. Иеронима 34 , в основе которого лежат послания о жизни и чудесах святого, составление которых ошибочно приписывалось Евсевию Кремонскому, а также мнимая переписка между блаж. Августином и свт. Кириллом Иерусалимским , в которой повествуется о посмертных чудесах и явлениях святого. Все эти материалы изобилуют грубыми анахронизмами и вымышленными легендами и не представляют исторической ценности для выяснения деталей биографии блаж. Иеронима 35 . Из исследований нового и новейшего времени, посвященных биографии Иеронима, следует указать работы Л. де Тильмона (1707), Д. Валларси (1742=1845), И. Штильтинга (1762), Ф. Колломбэ (1844), О. Цёклера (1865), Г. Грютцмахера (1901, 1906, 1908), М. Брошэ (1906), Ф. Каваллеры (1922), А. Пенны (1949), П. Антэна (1951), Ж. Штейнмана (1958), П. Нотэна (1972, 1973, 1974), Дж.Н.Д. Келли (1975), С. Ребениха (1992; 2002), П. Мараваля (1995) и М.Г. Уильямса (2006). Из немногих русско-язычных исследований необходимо упомянуть работы Н.И. Щеголева 36 и А. Диесперова 37 . Хронология жизни и литературной деятельности Иеронима специально рассматривается Г. Грютцмахером 38 , Ф. Каваллерой 39 , П. Нотэном 40 и М. Уильямсом 41 . Аннотированную библиографию по вопросам, касающимся жизни, литературной деятельности и учения Иеронима можно найти в работах С. Салавилля 42 , А. Ваккари 43 , П. Антэна 44 и Ж. Грибомона 45 . 2. Происхождение, детство, образование (ок. 331/347–368 гг.) Дата рождения блаж. Иеронима Стридонского 46 точно не известна. По сообщению Проспера Аквитанского (сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Герман. Фрагмент витража ц. Сен-Жермен в Марсанжи. Ок. 1250 г. († 31.07.448, Равенна), свт. (пам. зап. 31 июля, 22 сент. (перенесение мощей из Равенны), 1 окт. (погребение), 1 сент. (перенесение мощей 841), 6 янв. (перенесение 859); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по др. источникам)), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция). Источники Первостепенное значение имеют сведения, к-рые содержатся в текстах V в., в первую очередь в Житии Г., составленном ок. 480 г. пресв. из Лугдуна (совр. Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития св. Илария Арелатского, написанного ок. 480 г. еп. Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (т. н. хроники Проспера Тирона) и нек-рых др. памятников. Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Г., не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в нач. IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в 2 книгах, «Второе Житие св. Германа» (Vita secunda), включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского (Vita Amatoris=Vita Germani. II 2-8), из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина» (Vita Germani. II 18-27), из Жития св. Геновефы (Vita Germani. II 42-44, 60), из «Церковной истории народа англов» Беды (Vita Germani. II 49, 60= Beda. Hist. eccl. 1, 18), из соч. «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского (Vita Germani. II 58), из Жития св. Кассиана Августодунского (Vita Germani. II 64).

http://pravenc.ru/text/164693.html

Так среди бедствий, пережив всех своих друзей, оканчивал в печальном одиночестве свои дни блаженный Иероним. Самый внешний вид его свидетельствовал о перенесенных им подвигах, лишениях и утратах: уже давно седые волосы обрамляли чело, изборожденное глубокими морщинами; слабые, впалые глаза и бледное изможденное лицо носили следы многих слез. Единственный светлый луч, скрасивший сумрачную старость блаженного Иеронима было поселение в Вифлееме младшей Павлы, внуки Павлы и Альбины, христианской жены языческого жреца, с дочерью Меланией. Они вероятно и закрыли глаза умиравшего старца. Год смерти блаженного Иеронима точно неизвестен. Сохранилось, впрочем, свидетельство Проспера Аквитанского, которое говорит, что блаженный Иероним скончался 30 сентября 420 года. Вероятно, он отошел в вечность после довольно продолжительной и тяжкой болезни [ 49 ]; погребен был близ Павлы и Евстохии в пещере, соседней к месту Рождества Христова. В 642 году мощи блаженного Иеронима были перенесены из Вифлеема в Рим и положены в церкви Божией Матери в Маджиоре; где ныне они, — неизвестно. Сохранилась лишь честная рука, которая находится в Риме в церкви его имени близ площади Фарнезе.   В тот же день память иже во святых отца нашего Ионы, митрополита московского и всея России, чудотворца.   В тот же день перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, — епископа Анастасиупольского (житие его см. 22 апреля). Память 16 июня Житие святого отца нашего Тихона чудотворца, епископа Амафунтского Святой Тихон родился на острове Кипре в городе Амафунте [ 1 ] от благочестивых родителей — христиан. С самых юных лет воспитанный своими родителями в христианском благочестии, он научен был ими чтению священных книг, за что был принят в клир церковный и удостоен должности церковного чтеца. За чистоту своей жизни он был поставлен затем святым Мемноном, епископом амафунтским, во диакона. Когда же скончался епископ Мемнон, то, по общему желанию амафунтских христиан, избран был на его место святой Тихон и рукоположен святым Епифанием, архиепископом кипрским [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010