III 15). Отсюда следует и вся августиновская иерархия «предпочтений»; и в природе, и в самом себе человек должен любить больше то, что ближе стоит к богу, меньше – что от него удаляется: живое он должен любить больше, чем неживое; душу – больше тела, в душе должен предпочитать разум чувству; в разуме – созерцательную часть деятельной (СопЪг, XXII 27–28). В иерархический ряд выстраивалось все сущее: вещи, блага, ценности, мысли, стремления, мотивы и действия. Философия Августина принимала знакомый средневековью вид философии мировой иерархии. Мы взяли бы на себя непосильный труд, если бы попытались всесторонне оценить значение августиновской этики для средних веков. Ведь почти все, что мы воспроизвели здесь из его этики, вошло в состав этики схоластической. Антиномия природы и благодати, столь драматически пережитая Августином, разрывала саму субстанцию средневекового мышления в продолжение целого тысячелетия. Никто из средневековых теологов не прошел мимо нее. Не меньше забот вызвала и связанная с ней антиномия свободы и предопределения, в попытках разрешить которую упражняли свое искусство средневековые «диалектики». По примеру и образцу Августина были написаны десятки трактатов о свободе воли, начиная с Проспера Аквитанского и Алкуина и кончая теологами XIV столетия 204 или даже рационалистами XVII в. типа Лейбница. Проблематика дебатов каролингской эпохи между Рабаном Мавром и Хинкмаром, Готшальком и Эриугеной – это проблематика августиновской «Бе 205 . Различение свободы и свободы воли стало основой этики Ансельма Кентерберийского и Альберта Великого 206 . Разумеется, еще более глубоким было усвоение соответствующих идей Августина в школе францисканцев, видевших в его «волюнтаризме» спасение от томистской и аверроистской рационализации теологии. «Психологическое» учение Августина о добродетели было в средние века чемто само собой разумеющимся. Теологи и просто граждане теократического средневекового общества признавали над собой только одного верховного царя и судью –бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

1883 Первая книга издавалась также в Corpus haereseolog., ed. F. Oehler, tom. i. Berol., 1856, pp. 233–268. 1884 «Praedestinatus, seu Praedestinatorum haeresis, et libri S. Augustino temere adscripti refutatio». Haeresis Praedestinatorum – последняя из девяноста ересей, и заключается она в утверждении: «Dei praedestinatione peccata committi». Этот труд был впервые обнаружен Ж. Сирмондом и опубликован в Париже в 1643 г. (также в Gallandi, Biblioth., tom. x, p. 359 sqq., и в Migne, Patrol., tom. lui, p. 587 sqq., вместе с Sirmond, Historia Praedestinatiana). В XVII веке из-за него велся живой спор между иезуитами и янсенистами по поводу существования отдельной секты предестинатов. Но автор просто выдумал такую секту, чтобы не нападать впрямую на авторитет Августина. См. подробности в Wiggers, ii, p. 329 ff.; Neander, Dogmengeschichte, i, 399 ff.; Baur, p. 190 ff. Последний говорит: «Трактат [точнее, его вторая книга; а весь он состоит из трех книг] приписывается Августину, но это приписывание сразу же объявляется ложным, и, очевидно, что оба утверждения делаются с целью осудить учение Августина и последствия оного (только не его имя), как морально достойное опровержения». По мнению Неандера, автор только первой и третьей книг был полупелагианином, а по мнению Баура – также и автор второй книги. 1885 Как в Capitula Gallorum и Objectiones Vincentianae, взгляды Августина преувеличиваются, чтобы проще было опровергнуть их. 1886 Он присутствует среди трудов Льва I и Проспера Аквитанского, но взглядам последнего не соответствует. См. ученый труд об этом: Quesnel, Dissertationes de auctore libri de vocatione gentium, во второй части его издания трудов Льва, а также Wiggers, ii, p. 218 ff. 1887 Он написал De veritate praedestinationis et gratiae Dei, три книги против Фауста. В них он использовал выражение praedestinatio duplex, но понимал под вторым предопределением предопределение к осуждению, а не ко греху, и выступал против тех, кто говорил о предопределении ко греху. Однако он решительно заявлял о проклятии всех некрещеных детей, даже тех, что умирают в материнском чреве. См. Wiggers, ii, p. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однако эти синоды были всего лишь поместными и стали причиной раскола. В Северной Африке и в Риме преобладало августиновское учение, хотя и в несколько смягченной форме. В декрете папы Геласия, 469 г., de libns recipiendis et non recipiendis (по существу, этот его декрет положил начало знаменитому католическому Index librorum prohibitorum), произведения Августина и Проспера Аквитанского помещены среди санкционированных церковью книг, труды же Кассиана и Фауста из Рийе – среди книг апокрифических или запрещенных. Даже в Галлии в начале VI века мы встречаем очень способных и выдающихся защитников этого учения, особенно в лице Авита, архиепископа Вьенны (490 – 523), и Цезария, архиепископа Арля (502 – 542). С ними был связан Фульгенций из Руспа (ум. в 533), от имени шестидесяти африканских епископов смещенный вандалами и живший тогда на Сардинии 1887 . Споры заново разгорелись среди скифских монахов, которые, с их рвением к монофизитскому теопасхитству, ненавидели все связанное с несторианством и призывали сначала – папу Гормизду, а потом, с гораздо большим успехом, и сосланных африканских епископов осудить полупелагианство. Эти перипетии в конце концов привели к триумфу умеренного августинианства, которое мы могли бы назвать полуавгустинианством, по аналогии с полупелагианством. На синоде в Оранже (Араузио) в 529 г., на котором председательствовал Цезарий Арелатский, полупелагианская система, но без упоминания ее сторонников у была осуждена в двадцати пяти капитулах или канонах, а августиновское учение о грехе и благодати было одобрено, но без учения об абсолютном или партикуляристском предопределении 1888 . Похожего результата достигли на синоде в Валенсе (Валенции), состоявшемся в том же году, о котором больше ничего не известно 1889 . Синод в Оранже имеет большую важность по причине его августинианских решений в области антропологии и сотериологии. Так как в его капитулах много повторений (в основном из Библии, трудов Августина и его последователей), будет достаточно привести только выдержки, в которых содержатся утверждающие формулировки наиболее важных постулатов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

по просьбе императора Зенона разрешил выборы епископа Карфагена, пост которого оставался вакантным 24 года. Епископом был избран Евгений. В 484 г. король созвал в Карфагене конференцию африканских епископов, и Евгений вместе с епископами-католиками представили Гунериху «Книгу католической веры», публично заявив о своем православии. Репрессии не замедлили: Евгений был сослан в Turris Tamalleni (совр. оазис Мансурах, рядом с Телмином, Тунис). В 487 г. он был возвращен из изгнания королем Трасамундом и вторично был изгнан в Альбу Гельвиорскую (город в Нарбоннской Галлии, недалеко от реки Роны), где и умер в 505 г. О его письме «За защиту католической веры» упоминает Григорий Турский . 584 Юлиан Померий (ум. после 498 г.), церковный писатель, сторонник аскетизма. Померий эмигрировал из Северной Африки в Южную Галлию, открыл школу риторики в Арле и стал священником (втор. пол. V в.). Кроме упомянутых у Геннадия Померий написал трактаты «О наставлении девственницам» и «О созерцательной жизни», который долго приписывали Просперу Аквитанскому и который завоевал большую популярность в Средние века. 585 Юлиан, по всей видимости, был епископом Арля. Более о нем ничего не известно. Вера же с определенной долей вероятности можно идентифицировать с Вером, ставшим епископом Тура в 495 г. Свое состояние Вер роздал церквям и своим приближенным. Однако король вестготов Аларих II заподозрил его в том, что он хочет отдаться под власть короля франков Хлодвига. Вследствие этого Вер в 506 г. был смещен с епископства и отправлен в изгнание, где и умер. 586 Гонорат, епископ Массилийский (ум. после 496 г.). Владел этой епархией во время понтификата папы Геласия. Кроме данных Геннадия, о нем практически больше ничего неизвестно. 587 Геннадий ум. ок. 500 г. «О церковных авторах» написал ок. 480 г. Кроме перечисленных трудов написал трактат «Против Евтихия». От 8 книг трактата «Против еретиков» до нас дошли лишь небольшие фрагменты. Геннадий также известен как автор канонического сборника, который сохранился под названием Statuta ecclesiae antiqua. Его «Послание о вере» часто называют «Книга о церковных догматах». 588 А. Эберт полагал, что последняя часть предложения является позднейшей интерполяцией. По его мнению, слова «и сей труд» надо связывать не с «я послал к блаженному Геласию», а с вышестоящим «я написал» (Ebert А. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. Bd. l. Leipzig, 1874. S. 427, n 1). Читать далее Источник: Церковные историки IV - V веков=Scriptores rerum ecclesiasticarum saec. IV - V/[сост. Высокий М. Ф., Тимофеев М. А.] ; [пер. с лат. Высокий М. Ф., Дорофеева В. А. ; пер. с древнегреч. Дорофеева В. А.]. - Москва : РОССПЭН, 2007. - 621, с. - (Классики античности и средневековья). ISBN 978-5-8243-0834-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно детства и юности свят. Льва сохранилось очень мало сведений. Неизвестно даже с достоверностью место рождения его. В Liber pontificalis (у Migne, т. 128) говорится, что он родился в Тусции и отца его звали Квинтилианом. Но не все верят этому сообщению. Кенель (Migne, LV, 183–185) думает, что местом его рождения был Рим. Основания для этого предположения следующие: а) в хронике Проспера Аквитанского под 439 г. сказано: «диакон Лев, приглашенный общественным посольством и представленный радующемуся отечеству (gaudenti patriae), ставится епископом Римской церкви»; b) в Ер. XXXI с. 4, говоря о причинах, почему он не будет присутствовать на Ефесском соборе 449 года, Лев, между прочим, указывает на то, что он не может оставить «отечество» (patriam) и апостольский престол вследствие церковных дел. Под словом «отечество» Кенель в том и другом случаях разумеет Рим. Но под «отечеством» можно разуметь не только Рим, но вообще Италию или точнее «loca suburbicaria» – 10 провинций, находящихся под юрисдикцией римского епископа, между которыми была и Тусция. Правда в двух манускриптах (Regius et Masarinus) liber pontificalis вместо natione Tuscus читается «natione Romanus»; но эти рукописи сравнительно позднего происхождения и можно думать, что поправка сделана намеренно, с целью приурочить место рождения знаменитого папы к городу Риму (Perthel – стр. 10). О детстве и юности св. Льва известно столь же мало, как и о месте его рождения. Но во всяком случае, на основании его деятельности в качестве церковного администратора, проповедника и обличителя ересей, нужно признать за достоверное, что св. Лев получил хорошее по тому времени образование. «Юность его протекла не бесплодно». Можно думать (и не без основания), что местом его образования был «город» Рим, где он и начал свое служение с низших ступеней клира при кафедральной церкви, которою в это время, вероятно, была Латеранская базилика (Migne, LV, 186). О его служении в низших степенях клира известно не много. Но есть некоторые факты, на основании которых можно думать, что св. Лев по своему образованию, уму был одним из самых выдающихся членов клира и пользовался большим уважением и влиянием у епископов Целестина и Сикста. 3 Так в последние годы епископства Целестина (вероятно около 430–432) к нему обратился св. Кирилл Александрийский с письмом, в котором просил его содействия и ходатайства перед папой Целестином . Ходатайство и содействие это должно было заключаться в том, чтобы Целестин воспрепятствовал с своей стороны притязаниям (insolentes ausus) Ювеналия Иерусалимского на главенство над палестинскими епископами. Этот факт, сообщенный самим св. Львом (Ер. 119, 4), показывает, что слава о нем, о его уме и влиянии была распространена далеко за пределами Италии. Это влияние было осуществлено как его выдающимися способностями, так и плодотворною деятельностью в пользу церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Мы не должны расстаться с бл. Августином, не заметив еще, что он был первый из церковных авторов, у которого мы встречаем ясную идею законов природы. он не хотел умножать чудес без достаточных оснований и думал, что явления должно объяснять, когда это возможно, сообразно «с природой вещей» 143 . Законы, определяющие развитие природы, он называет «причинными основаниями», уверяет, что Бог не только создал все Свои твари по числу, мере и весу, но что в своем существовании они одинаково управляются и уравновешиваются 144 ; он ясно говорит об «обычном течении природы» 145 , о «законе природы» 146 . Среди творений бл. Августина значатся «Три книги о чудесах св. Писания», которые не принадлежат епископу иппонскому, но, по мнению критиков, принадлежат великобританскому монаху, который написал их в 655 году 147 . Хотя автор, который говорит о своем ingenioli, на первый план выдвигает смысл духовный, однако он много занимается и «смыслом совершившихся вещей» и излагает александрийско-августиновскую теорию совместного творения с такою замечательною точностью, что слова его заслуживают быть приведенными. Творение, по нему, составляет вещь совершенно отличную от управления миром. Творение получает свое бытие из ничего, а управление, gubernatio, только видоизменяет его. «Закончив творение дел природы, Бог почил в седьмой день, но с того времени Он не перестает управлять всеми Своими творениями. И хотя Моисей повествует, что все твари созданы в течение шести дней, однако этот промежуток нельзя понимать в смысле протяжения времени, а только в смысле различия творений; историк различал в своем рассказе то, чего Бог не разделял в Своем действии. Бог сотворил все вещи сразу, одним действием воли произвел все разнообразие видов, и этим единичным действием воли сотворил совместно, без времени, вещи, которыми, с момента их появления, Он не перестает управлять» 148 . Авторитет бл. Августина заставлял принимать его мнения о творении не только британского монаха, но также и большинство церковных писателей Запада, живших после него, так что мы находим их у Проспера аквитанского (403–460), у Виктора марсельского (ум. ок. 450), у Евхерия епископа лионского (ум. ок. 450), у Кассиодора (468–562), Юнилия (ок. 550) и Исидора севильского (570–636). Так как они воспроизводили лишь мнение своего учителя, то нет надобности и останавливаться на их сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Своеобразный вид латинской христианской поэзии представляют эпиграммы, т. е., по буквальному значению слова, надписи (точнее – надписи), сохранившиеся частью на мраморе, частью в снимках. Начало этому виду христианской поэзии положил один из самых выдающихся Пап IV века Дамас, писавший надгробные надписи в честь давно умерших святых, как и недавно скончавшихся благочестивых людей, а также – иные надписи, посвященные в церквах и часовнях в честь чтимых Церковью лиц и в память замечательных событий. Некоторая часть памятников представляет разбор уклонений от церковного учения в догматических пунктах. Таковы: Carmen adversus Marcionitas 46 ; дидактико-догматические и вместе полемические против ересей поэмы Пруденция Apotheosis и Hamartigenia 47 ; направленный против донатистов Abecedarjus Августина или – по другому заглавию – Psalmus contra partem Donati 48 ; стихотворение Проспера Аквитанского Περ χρστων id est de ingratis 49 , направленное собственно против полупелагиан и, может быть, противопоставлявшееся стихотворению De providentia Dei, которое проникнуто было пелагианским учением. Были стихотворения, авторы которых с целями опровержения ложных учений – языческих и еретических или признаваемых еретическими, соединяли цели нравственного назидания читателей. Такова Psychomachia Пруденция 50 , где в аллегорической форме представлена борьба добродетелей и страстей в душе человека. Были дидактические стихотворения и на иные темы, например, Альдхельма De laudibus virginum 51 , где говорится o целомудрии разных степеней и обозреваются жизнь и дела целомудренных мужей и жен,а затем, в особом отделе поэмы – De octo principalibus vitiis, идет речь об обязательности для целомудренных людей борьбы с пороками вообще. Сюда же может быть отнесено письмо Авита De laude virginitatis или De consolatoria laude castitatis 52 . Между памятниками латинской христианской поэзии есть стихотворения, в которых христианские идеи облечены вполне или отчасти в образную форму. Таково приписываемое рукописями Киприану Карфагенскому , хотя ему не принадлежащее, стихотворение, которое в рукописях озаглавливается De Pascha, но в виду его содержания, более правильно надписывается – De cruce или – De ligno vitae 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

371 Проспер сделал определенную карьеру при папском дворе: он был нотариусом папы Льва Великого , для коего, в частности, составил, как полагают, знаменитые письма касательно евтихианского спора. Эта тема занимала его до конца жизни: как в начале своей богословской работы он трудился над опровержением полупелагианства в вопросе о природе человека, так в конце – над опровержением ереси Евтихия–Нестория по вопросу о природах Христа. «Хроника» Проспера Аквитанского была распространена во многих рукописях. Вскоре она нашла продолжателей, так что оригинальный текст Проспера выделить весьма сложно (см.: MuhlbergerS. The Fifth Century Chroniclers. Redwood Press, 1990). Для раннего периода своего изложения Проспер явно должен был черпать материал из письменных источников, однако (за исключением De haeresibus и De civitate Августина и, возможно, трудов Орозия и Кассиодора) определить их не удается ( Trout D.E. The years 394 and 395 in the Epitome chronicon: Prosper, Augustine and Claudian/Classical Philology. 1991. Vol. 86. 1); видимо, именно в этой связи часто считается, что Проспер (для указанного времени) является просто небрежным компилятором труда Иеронима (в т.ч. и в связи с некоторыми хронологическими огрехами). Сам автор из светских сочинителей упоминает лишь Клавдиана. Проспер дает подробное освещение политических событий. В обширных пассажах под соответствующими годами он описывает вторжения Аттилы в Галлию (451 г.) и Италию (452 г.). Существуют пять разных редакций «Хроники» Проспера, последняя из которых может быть отнесена к 455 г., к времени непосредственно после смерти Валентиниана III. Помимо упомянутой Chronicon integrum, нужно отметить также рукописи: Augustanum (названа по месту находки – Аугсбург, в древности Augusta Vindelicorum; иногда называется также по имени первого издателя Петра Канизия Canisianum или по имени монастыря, в коем хранилась, – Ulricianum; Vaticanum, Coder. Hafniensis (из Копенгагена). Долгое время Просперу Аквитанскому ( Prosper Tiro) совершенно неосновательно приписывалась Chronicon imperiale, но к нему она не имеет ни малейшего отношения и, более того, в ряде мест даже демонстрирует пелагианские тенденции и симпатии, чего от Проспера Аквитанского – защитника и популяризатора Августинова учения о благодати и свободе воли, посвятившего ряд трудов опровержению пелагианской ереси ( De vocatione omnium gentium; Capitulla; Sententia; Epigrammata; Liber contra Collatorem; Carmen de Providentia Divina) и активно подавлявшего, с помощью Августина и папы Целестина I (422–432), пелагианские выступления на юге Галлии, – ожидать абсолютно невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

PL21: Руфин Аквилейский ; Пелагий Британец PL22–30: Иероним Стридонский (т. 27: «Хроника» с продолжением Проспера Аквитанского; в т. 30 включены тексты папы Мартина V) PL31: Флавий Луций Декстер (подложное сочинение 16 в.); Орозий; Лепорий PL32–47: Аврелий Августин ; также, помимо его сочинений, в т. 41 помещены: пресвитер Авит; Лукиан (пресвитер Кафар Гамалы); Анастасий–библиотекарь; Север с Менорки; в т. 42: Кводвультдей; Секунд (манихей); Орозий; Алкуин; в т. 44: одно письмо Проспера Аквитанского; в т. 45: ряд текстов Проспера Аквитанского; в т. 46: Поссидий (епископ Каламы) PL48: Марий Меркатор PL49: Иоанн Кассиан PL50: Иоанн Кассиан ; Пахомий; Вигилий (диакон); Фастидий (епископ); Целестин I (папа Римский); Антонин Гонорат (епископ Константины); Сикст III (папа Римский); Викентий Лиринский ; Евхерий Лионский; Иларий Арелатский PL51: Проспер Аквитанский; Идаций (епископ Аквэфлавийский); Марцеллин Комит PL52: Пётр Хрисолог ; Валериан (епископ Кемелийский); Никита (епископ Аквилейский) PL53: Сальвиан Массилийский; Арнобий Младший; Клавдиан Мамерт; Патрик Ирландский ; Капреол Карфагенский; Урбан (пресвитер); Евстафий (переводчик «Шестодне- ва» Василия Кесарийского ) PL 54–55: Лев I (папа Римский) PL56: Анонимные сочинения по каноническому праву PL 57: Максим Туринский PL58: Иларий (папа Римский); Симплиций (папа Римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риез- ский); Феликс III (папа Римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов» PL59: Геласий I (папа Римский); Авит Вьенский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций PL60: Пруденций; Драконций PL61: Павлин Ноланский ; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор PL62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа Римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа Римский); акты Халкидонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон - 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Жизнь Источники. Основные сведения о жизни И. С. содержатся в его сочинениях. Первостепенную важность имеют его письма (Ep. 7. 11-12; 15. 1-5; 16. 1-2; 22. 30; 46. 10-12; 66. 14; 108. 6-29; 123. 10; 143. 1-2), а также предисловия к различным сочинениям (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. VI). Особое место занимает трактат «О знаменитых мужах», в 135-й автобиографической главе к-рого И. С. кратко говорит о своем происхождении и описывает свою лит. деятельность ( Hieron. De vir. illustr. 135). Ряд биографических сведений содержится в «Хронике» И. С., а также в «Апологии против книг Руфина». Др. источником являются свидетельства совр. И. С. церковных писателей. Это прежде всего письма, адресованные И. С. Римскими папами св. Дамасом I (Ep. 19, 35) и Иннокентием I (Ep. 136), блж. Августином Гиппонским (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131, 132), еп. Феофилом Александрийским (Ep. 87, 89, 90, 113), свт. Епифанием Кипрским (Ep. 51, 91), друзьями И. С.- Паммахием и Океаном (Ep. 83). Особую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского «Апология против Иеронима», «Апология» к Римскому папе св. Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Сульпиций Север в «Диалогах» приводит со слов аквитанского мон. Постумиана, лично знавшего И. С., сведения о вифлеемском периоде жизни последнего ( Sulp. Sev. Dial. I 7-9). Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике» пишет о И. С. со слов враждебно настроенных к нему лиц (Руфина Аквилейского, Посидония Фиваидского) ( Pallad. Hist. Laus. 36. 6-7; 41. 1-2). В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и о смерти И.

http://pravenc.ru/text/293730.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010