Иосиф Волоцкий , считая писания св. отцов боговдохновенными и несущими Истину в глубочайших ее основаниях, утверждал, что они несут читающим их просвещение и духовное наслаждение- «уму просвещение, освящение душам, очима наслаждение, великое и непоборимое человечьскым слухом привлечение, общую всякаго чювьства сладость и наслаждение, идеже сытости место никое же, блаженный жреби и многоценное богатство» (Просвет. 11, 264). Упованием на духовные наслаждения «будущего века» и духовную радость уже в этой жизни в идеале была наполнена жизнь древнерусских подвижников. В их среде византийская эстетика аскетизма получила продолжение и дальнейшее развитие. «Радостотворный плач» заменял им мирское веселье, духовные видения доставляли им больше радости, чем красота и роскошь мирской жизни; и так же, как мирские люди гордятся и радуются преходящей честью и славой, «тако и смиреномудрии о своем безъчестии и уничижении радуются» 170 . Духовная радость, неописуемое наслаждение как результат подвижнической жизни составляли сущностное ядро эстетики аскетизма 171 , внешние проявления которой с точки зрения традиционной эстетической теории представляются часто антиэстетичными. Эстетический объект в этой средневековой форме эстетического сознания был полностью перенесен внутрь субъекта. Его созерцание осуществлялось только внутренним, духовным зрением, на раскрытие, развитие, обострение которого был ориентирован, как правило, строго аскетический образ жизни подвижника. Он был направлен на переключение духовной энергии человека с внешнего, видимого мира на мир внутренний, в котором древний подвижник стремился отыскать прямые выходы на сущностные истоки бытия, на абсолютные духовные ценности, на Истину и Первопричину, созерцание которых и доставляет предельно допустимое для человека духовное наслаждение. А для этого человеку, вставшему на путь духовного делания, как существу плотскому, имеющему плотские влечения и потребности в чувственном наслаждении, приходилось всю жизнь вести беспощадную борьбу с самим собой, с чувственными устремлениями своей «грешной» души, подкрепляемыми естественными позывами плоти. Эта борьба и «подвиги» духа человеческого по преодолению телесных влечений и составляют внешнее содержание, или «форму», эстетики аскетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

5 Так, при изложении в «Сказании» учения жидовствующих, он перечисляет все предметы, о которых писал не в первых только, а во всех 16 своих словах, и говорит: «уже тысяща и пятьсот лет прейде по рождестве Христове» – чего, при митрополите Зосиме (1491–1494) не мог бы сказать. (Просветит. стр. 45–48). 6 Снес. IIpocbemum., стр. 74–77 и Предисловие «Книги преподобного и богоносного отца нашего Никона, игумена Черной Горы», напеч. в Почаевской типографии в 1795 году. 7 При изъяснении этих трех текстов Иосиф несомненно пользовался мыслями св. Василия великого , хотя и не ссылается на него. Снес. Просветит. стр. 81–86 и Творен. св. Отцев в русск. переводе. т. V. 171–173; VII, 216. 9 Снес. Просвет., Спб. 157, 163–164, и св. Златоуст Слова, перев. с греческого при Спб. Дух. Акад., т. III, 534–537; 581–585, СПБ., 1850. 10 Снес. Просвет., стр. 194–200, и св. Дамаск. Слово о умерших в вере, Хр. Чтен. 1827. XXVI, 324 и след. 12 Самое важное слово об иконах св. Дамаскина, именно III-e, напеч. в Хр. Чтен. 1823, ч. XI и 1828, ч. XXX. 13 Снес. Просвет. 289–299 и св. Дамаск. Точное изложение православн. веры, кн. IV, гл. 2 и 13, Москва, 1844. 20 Закона градск. грань 39, гл. 31–33, в Славянск. Кормч. ч. 11. Надобно заметить, что преп. Иосиф считал эти градские законы, как помещенные в Кормчей вместе с правилами Соборов и отцов, совершенно наравне с этими последними за писания божественные и учил: «аще кто речет: се суть градские законы, а не св. отец писания, таковый о сем да прочтет третиенадесять слово, иже в сей книзе написано, и тогда увесть о градских законах, яко подобна суть пророческим и апостольским и св. отец писанием». (Просвет. стр. 588. Снес. Слов. XIII, стр. 537–538). 24 Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, в Правосл. Собеседн. 1863, III, 201. Тоже говорит Вассиан и в другом месте на стр. 199. 28 Припомним, для примера, слова святителя Ионы, митрополита московского, об Исидоре-митрополите, бежавшем из Москвы: «благоверный князь великий Василий Васильевич не посла за ним возвратити его, ни восхоте держати его, яко несмыслена и богомерзка, зане бо святая правила божественнаго закона св. апостол повелевают таковаго церкви развратнице огнем сжещи или живаго в землю засыпати». Посл. к Литовским епископам, в нашей «Истор. Русск. Церкви» VI, Прилож. 1, стр. 367). Читать далее Источник: Макарий (Булгаков), митр. Преподобный Иосиф Волоколамский в его «Просветителе»//Христианское чтение. 1871. 10. С. 487-529. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

7928. Л. 4; Д. 7935. Л. 15; ЦГИА Республики Башкортостан. Ф. И-112. Оп. 1. Д. 189. Л. 1-12; Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 17. Л. 84; Архив УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-19699. Ист.: Двадцатипятилетие священнослужения о. настоятеля Уфимского кафедр. собора прот. Е. В. Еварестова//Уфимские ЕВ. 1912. 14. С. 607-616 (отд. отт.: Уфа, 1912); Список учредителей Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе. Уфа, 1916; Известия Уфимского Губревкома: Газ. 1919. 11 дек. Лит.: Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, прот. Е. Еварестова, прмц. Маргариты (Гунаронуло)//ЕжБК, 1998. С. 223-238; Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Кафедр. прот. Е. В. Еварестов//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Респ. науч.-практ. конф.: Сб. тр. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 26-32; Максимов К. В. Возникновение и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе в 1916 г.//Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 176-183; Зимина Н. П. Общероссийские правосл. святые Республики Башкортостан//Там же. С. 210-269; она же. Еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе (1916-1919 гг.)//Свобода совести в России: Ист. и совр. аспекты: Сб. науч. тр. М., 2005. Вып. 2. С. 211-227. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/187035.html

(Просвет. 69). Но известно, что Маркиане, последователи Маркелла Анкирского и ученика его Фотина, отвергали троичность лиц в Боге, а Мессалиане, или Евхиты, усвояя все внутренней молитве и внутреннему деланию, отвергали таинства церкви и все христианские обряды и установления, всю христ. внешность; Саддукеи же, секта, или ересь ветхозаветной церкви, отвергая все священ. предания, держались только ветхозаветного писания и преимущественно Пятикнижия Моисеева: все эти пункты, действительно, и находятся в ереси жидовствующих. В частности, на Саддукеев преп. Иосиф указал потому, что имел в виду жидовствующего митр. Зосиму, который, по свидетельству Иосифа, отвергал даже будущую жизнь и воскресение мертвых, подобно Саддукеям (Просв. 58–69). 49 «Приеха в Новгород вдад. Суздальский Дионисей из Царяграда... и иде в Псков по повелению влад. Алексея, утверждая правовернии в вере истинней Крестьянстей, и неглибы Бог укрепил в последняя лета и утвердил не смущенно от злых человек» П. С. Л. IV, 83 под 1382 г. А. И. I, 41, 1416 г. 50 «И вл. Иоанн благослови В. Новгарад, детей своих: чтобы есте, дети мое благословение прияли, а Псковичем би есте не любья отдали... Занеже, дети, видите уже последнее время были бысть за един брат в христианстве». П. С. Л. III, 97 под 1397 г. «А как до вас дошло, писал митр. Филипп Новгородцам, на конци последнаго времени, как бы надобе душа своя человеку спасти в православии, и вы, в то время все оставя, да за латинского господаря хотите закладыватися». А. И. 1, 514, 1471 г. 52 П. С. Л. VI, стр. 181 под 1459 г. А далее летописец обращается с молитвою к Богу и с наставлением к современникам: «О Владыко! умножишася беззакония наша на земли: пощади, Владыко, исполни небо и землю славы Твоея; пощади нас, благословен грядый во имя Господне. Блюдите убо, братия, известно разумейте, кто хощеши, в то время бежи и неверия, при нас Измаилы; Господь бо не хощет смерти грешников, но ожидая покаяния; рече Господь: не весте дни и часа, в онь же сын человеческий приидет». 56 «И той (Схария) прежде прельсти попа Дениса и в жидовство отведе; Денис же преведе к нему протопопа Алексея, еще тогда попа суща на Михайловской улицы... Потом же Алексей научи многих жидовству». Просвет. стр. 44–46; ср. А. И. I, 621, 1488 г. «Гридя же Клоч научи Григория Тучина жидовству, его же отец бяше в Новегороде велику власть имея». Просвет. стр. 45; ср. П. С. Л. т. VI стр. 202, 204 и 208. 58 «Лета 1471 был в Новегороде кн. Михайло Олельковичь ив Лвтвы, а с ним жидове торгом, а мноза от попов и диаконов... начаша к ним ходить и бражничать и учитися волшебским книгам». Хроногр. Рум., Муз. 461, л. 248 на обор. нач: XVI в. 60 Чт. в М. О. И. и Др. 1847 г. кн. 8 , посл. Геннадия, стр. 3. «Да и Шестокрыл есми учил того для и обретох в нем ересь, числа поставлены: от Адама 200 и 70 и 6 девятнадесятице. Ныне идет шестая девятнадесятица. Почему жидове лета чтут, ино то учат на прелесть христианскую».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1271 „Еретицы глаголют, яко же пророцы пишут о страшном суде и о воскресении мертвых и о воздаянии по делом, истинно суть, но не Иисус Христос имать судити, но Бог Отец Вседержитель“. (Просвет., 145–146). 1272 Житие препод. Феодосия Тарновского, изд. О. Μ. Бодянским в Чт. Общ. Ист., 1860, 1, л. 5 обор. 1275 Ср. „Беседы на новоявившуюся ересь Богомилов“, Козьмы Пресвитера, Прав. Собесед., 1864, ч. I, II; Жизнь и учение богомилов по Паноплии Е. Зигабена, Прав. Обозрен., 1875, т. II. 1280 „...еда не можаше Бог спасти Адама от ада и сущих с ним, и еда не имеяше небесныя силы и пророки и праведники, еже послати исполнити хотение свое, но Сам сниде, яко нестяжатель и нищ и вочеловечився и пострада и сим прехитри диавола, ие подобает убо Богу тако сотворити“ (Просвет., 46–47; 175–176). 1286 „Verbum Dei substantivum ac personalem esse cum Patre denegabat“... „Verbum prolativum id est quasi aera quendam“... 1287 Nestorius circa Verbum Dei non quidem ut Paulus sentit qui non substantivum, sed prolativum potentiae Dei effi cax Verbum esse definit“. 1288 „Бог Отец Вседержитель не имать Сына, ни Святого Духа единосущны и сопрестольны Себя како несть святые Троицы; а еже книги глаголют яко Бог Отец Вседержитель имать Слово и Дух, то есть Слово произносно и дух на воздусе разливается. А его же писания наричут Христа Сына Божия, тот еще не родился есть, когда же родится, тогда наречется Сын Божий не по существу, но по благодати якоже пророцы Моисей и Давид и прочий пророцы, а его же глаголют христиане Христа Бога, тот прост человек есть, а не Бог и распят от иудей, и истин во гробе“ (Просвет., 77–78). 1290 Церков. Истор., бл. Феодорита, стр. 252–254 (рус. перевод); творения св. Епифания кицрск. ч. V, стр. 296. (тоже). 1296 Чт. Общ. Ист. и др. 1860, I, об. 5 л. и об. 6 л. Историк Н. Григора тоже самое говорит об афонских богомилах: „вливали мочу своего учителя в пищу“ (приведено у Сырку „К истории исправления книг в Болгарии, стр. 122), что вероятно было внешним знаком принадлежности к ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По плану церковь в Протопоповке относится к распространенной на Левобережье группе памятников, состоящих из четырехгранного Бабинца, четырехугольного центра и шестигранного алтаря. Первоначальный план в Протопоповской церкви сохранился целиком. Невысокий сруб бабинца связан в интерьере со срубом центра в угол без остатка (столбики в просвете между бабинцем и центром поставлены позже). Перекрыт Бабинец в интерьере двуспадистой палаткой. Потолки палатки подшиты к шагам. К центральному срубу Бабинец открывается просветом на всю ширину Бабинца, а высотой – до начала перехода квадрата сруба центра в восьмигранник. Верхняя часть просвета по бокам украшена вырубленными в брусьях «фестонами», а нижняя сторона сволока, что завершает просвет, порезанная резной «вереницей» и зубчиками. Над сетевым сволоком в срубе прорезан небольшой круглый просвет – голосник. Сколько и какие окна были в притворе, сейчас сказать нельзя. Современные окна кажутся слишком большими. Не разжал ли их в 1842 г., когда пристроили боковые рукава? Сейчас окна в рукавах, алтаре и притворе одного размера. О старом крещатом, сейчас зашитом окне над выходными дверями, мы уже упоминали. Алтарь в плане – шестигранник. Конструктивно он не отличается от бабинца. С центром сруб алтаря тоже связано в угол без остатку, но просвет ниже, чем в притворе; он достигает лишь половины высоты сруба стен алтаря. Перекрыт алтарь пятиспадистой палаткой. На грани перехода сруба стен в перекрытие перед Юго-Восточной и северо-восточной гранями вплотную к стене врублены ригели. Лицевая сторона ригеля вверху испещрены косыми зарубками, ниже – выбрано полку, а нижнюю грань бруска обработано в виде полукруглых фестонов. Такое же убранство имеют ригели и центрального участка. Резьба на ригелях - сухая, монотонная. Сруб центральной участка в стенах – совсем невысокий (около 7 м), его высота меньше длины плана участка и равна полусумме полной длины плана центра и алтаря, зато верх высокий, он равен диагонали плана сруба (12 м). Первый залом в интерьере-очень стремительный (70°) и короткий – переходит в широкий первый восьмерик. Высота восьмерика в интерьере вдвое меньше длины, но в ракурсе он кажется значительно ниже. Чрезмерно растянутая во все стороны форма восьмерика мало способствует усилению иллюзионного высоты строения.

http://sobory.ru/article/?object=32029

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

582. Сборник богослужебный , в четвертку, 471 л., полууставом нескольких почерков XV и XVI вв., в кожаном переплете. Рукопись сильно пострадала: верхняя часть всех листов истлела с большим ущербом для текста; 1, 2 и 296 листы писаны полууставом XVII в.; нескольких листов не достает в средине рукописи. На полях внизу листов 4–27 приписка скорописью XVI в.: «Книга Трефолой Козмодемьянская домовая церковная а подписал поп Борис Анкидинов сын Прото(по)пов Двинян(ин) лета 7095 (1587) месяца октября, в 12 день». Состав: 1) оглавление (1 л.); последования царских часов: 2) в вечерие Рождества Христова, неполное (2–22), 3) в навечерие Богоявления, неполное (22–38); 4) в великий пяток, неполное (38–68 об.); 5) чин освящения воды (69–76) ; службы: 6) Димитрию Солунскому, без конца (77–98 об.); 7) безсребренникам Косме и Дамиану, без начала и конца (99–108); 8) Архангелам, без начала и конца; (109–118 об.); 9) Введению Пресвятыя Богородицы во храм, без начала (119–137), 10) великомученице Екатерине и великомученику Меркурию (137–150 об.); 11) священномученику Клименту папе Римскому и Пегру архиепископу Александрийскому (150 об.–163 об.); 12) преподобному Алипию столпнику (164–170); 13) апостолу Андрею Первозванному, неполная (171–178 об.); 14) святым праотцам (179–186); 15) в неделю Святых Отец (186 об.–205); 16) в день Рождества Христова (205–223 об.); 17) в день Обрезания Господня (223 об.–240); 18) в день Богоявления (240–257 об.); молитвы: 19) над оскверненным сосудом (258): Святый Господи Боже наш, иже твоим благоутробным на землю пришествием всяку нечистоту вражию упразднив», та же, что в 877 на л. 1 об.; сл. 867 на 120 л. и 868 на 265 л.; 20) над оскверненным кладязем (259–259 об.) та же, что в 868 на лл. 264–264 об.; 21) литийныя на великой вечерне (260–262); 22) чин бываемый в литию хотящии великыя церкви исходити (262–264); 23) молитва от всякыя скверны внегда служити священнику литургиа, без конца (264–264 об.): «Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почивая; в полном виде эта молитва в 735 на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Албания 74 Албания Кавказская – страна в Закавказье на берегу Каспийского моря 264 Албанцы – жители Кавказской Албании 264 Александрия – город в Египте 21 Алтай 109 Алуста – город на Крымском полуострове, совр. Алушта 89 Амазонки – легендарное племя женщин, локализуемое также в Северном Причерноморье 79 Амастрида – главный город причерноморской области Пафлагония 129, 130, 134, 137 Анатолики – византийская фема в центре Малой Азии 202 Андра – остров 262 Андрия – см. Антр Антигонов монастырь – монастырь во Фракии 288 Антиохия – город 13, 21, 24, 29, 186, 192 Антр (Андрия) – салентинский город 262–264 Анты – племенное образование, обычно считающееся славянским или близким к славянам 67, 69–74, 76, 82, 92, 93, 95, 106, 118 Анхиал (совр. греч. Анхиало, Ахело, тур Кенхис) – город во Фракии, на берегу Черного моря 258, 280, 285, 294, 299 Апеннины – горная система в Италии 97 Апрос – город во Фракии 294 Апсилии (апсилийцы, апсилы) – кавказское племя, обитавшее в районе р. Коракс (совр. Кодор), ответвление авасгов 69, 79, 124, 125 Апсилия – область в долине р. Кодор, населенная апсилами 79, 122, 123 Апулия – область в Юго-Восточной Италии 264 Арабы – см. Сарацины Аравийцы – см. Сарацины Аранка – река, с которой отдельные исследователи отождествляют р. Дрикон (Дрекон, Дрикку) 43 Арджиш – приток Дуная 258 Аримаспы – народ, который византийские историки помещают за Кавказом 264 Аркадиополь (совр. Люле-Бургас) – город неподалеку от Константинополя 47, 190, 198, 220, 285, 294 Армения – страна к юго-востоку от Черного моря 25, 65, 67, 94, 109, 125, 131, 160, 246 Армяне – закавказский народ, жители Армении 85,121, 123–125, 150, 177 Археополь (совр. Нокалокеви в Грузии) – город в Лазике 123 Асия – см. Азия Аспрокастрон (Тира, Белгород-Днестровский) – город на р. Днестр 166, 248, 250, 251 Аспрон – пустая крепость близ Днестра 171 Аспрос – река в бассейне Днестра 166 Ассада – название, не поддающееся идентификации, вероятно, искаженное 119 Астика – область между Адрианополем и Филиппополем 78

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петропавловская церковь двуэтажная, построена в виде квадрата, с выдавшимся на восток полукружием. С южной стороны пристроен низменный придел во имя трех святителей с своим на восток полукружием и позади придела каменная колокольня; а с запада к церкви пристроена деревянная паперть. Нижний этаж храма занимается подвалом, а верхний самою церковию. Длиною церковь совне 6 саж. без ¼ арш., а шириною 5 саж. 1¾ арш. Длина придела 5 саж. без ¼ арш., а ширина его 2 саж. 2½ аршина. Длина колокольни 2 саж. ¼ арш., а ширина 2 саж. без ¼ арш. С восточной стороны церкви над полукружием четыре выступа с полукруглыми впадинами, а на самом полукружии выкладены также выступы узкие в кирпич. На полукружии против престола одно окно, а прочие по сторонам фальшивые. Против жертвенника и диаконика также по одному небольшому окну. В параллель с верхними окнами у жертвенника и диаконика два просвета и в нижнем этаже, а под горним местом из подцерковья просвет закладен каменным крестом. На восточном полукружии придела два небольшие окна. На северной стене 4 выступа с тремя полукруглыми впадинами, а посреди оной в церковь одно окно. На южной стороне, над приделом 4 выступа с тремя полукруглыми впадинами и одно из средины церкви окно. В приделе же три окна новые. С западной стороны над папертью 4 выступа с тремя полукружиями, окно вверху закладено, а по левую сторону закладен просвет. Вокруг закладенного окна украшения состоят из выпуклых крестов и треугольничков, выкладенных кирпичем. Под окном приделан деревянный карниз, под коим изображение стенное Спаса, и под ним изображение Ап. Петра и Павла в рост, а по сторонам Божия Матери и Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Между этими древними изображениями из кирпичей выкладены разные фигуры. Кровля на церкви деревянная, окрашена медянкою, устроена крестообразно на 8 скатов, по два ската на каждую сторону, остроконечно возвышающуюся. Между всеми скатами проведены желоба для стока воды. Над кровлею возвышается каменный круглый трибун с четырьмя настоящими и четырьмя фальшивыми просветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010