Иконография К. и. имеет разные варианты. В летописях нач. XVI в. приведено пространное для средневек. источников описание явленной иконы: «Св. Б(огороди)ца, держащи на руце младенец Господа нашего И(ису)са Х(ри)с(т)а, с едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия Пророк» (ПСРЛ. Т. 18. С. 161; в «Степенной книге» сначала упоминается «затворец» с образом прор. Илии, а затем - с образом свт. Николая Чудотворца). Упоминание «затворцев» с изображениями святых позволяет предполагать, что К. и. изначально была складнем (полиптихом), на к-ром в центре размещалось изображение Богоматери с Младенцем, видимо, поясное, на одной створке был свт. Николай Чудотворец, на другой - прор. Илия. О явленной К. и. в Колоцком мон-ре как об иконе со створками упоминает Е. Поселянин. Именно в виде складня К. и. изображена на нескольких миниатюрах, иллюстрирующих ее явление и историю с крестьянином Лукой, во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в., БАН. 31.7. 30. Л. 807 об.- 810, 814, 815 об.) Складень имеет килевидные очертания, изображение Пресв. Богородицы на центральной створке по изводу близко к Владимирской иконе Божией Матери в сокращенном, поясном варианте: Мать держит Младенца на правой руке, Он обнимает Ее, протягивая ручки и приникая щекой к Ее склоненной голове. На створках по сторонам представлены поясные и прямоличные образы свт. Николая Чудотворца в фелони с омофором и прор. Илии в коричневой милоти. Среди сохранившихся повторений известны такие, к-рые воспроизводят схему К. и. в качестве складня: напр., на иконе мстерского письма (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве) свт. Николай Чудотворец и прор. Илия изображены в рост, стоят с 2 сторон от Богородицы с Младенцем (в центре). Пресв. Богородица изображена по пояс, Она склоняет голову к Младенцу, который сидит на Ее коленях, а Его ножки покрыты мафорием. Под драпировкой мафория в особой рамке на белом фоне размещена подпись, в к-рой икона названа «копией с явленной и чудотворной иконы Пресв. Бдцы Колочския» и упоминается о ее явлении и чудотворениях в «уделе Можайска» некоему земледельцу во время правления кн. Андрея.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

В. Е. Сусленков В византийском искусстве Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) сохранились редкие примеры единоличных изображений И. Одной из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180-1200, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением И. на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На эмальерном медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Иисуса Христа к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Национальная б-ка св. Марка, Венеция) И. представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей. На иконе из кипрского мон-ря св. Иоанна Лампадиста (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) пророк показан в момент общения с Богом: седовласый старец изображен с поднятой правой рукой, ладонь к-рой раскрыта, лик повернут вправо вверх, глаза устремлены к небу; в левой руке развернутый свиток. Сохранился сильно руинированный храмовый образ И. из мон-ря св. Илии Горного в с. Банне близ Скопье (посл. четв. XIV в., Художественная галерея, Скопье) - И. одет в алый хитон и синюю милоть, завязанную узлом на груди, его правая рука - в пророческом жесте, изображение левой утрачено, из седых волос И. выбиваются тонкие пряди-«космочки», как это часто бывает в изображениях св. Иоанна Предтечи ( Поповска-Коробар. 2004. Кат. 4). Изображение И. в медальоне среди др. пророков часто встречается на сводах и алтарных арках каппадокийских церквей (напр., 4а, X в., и 16 (св. Георгия), нач. XI в., в Гёреме). В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития И., имевшие прообразовательный характер. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной ц. Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение прор. Илии». В 1-й сцене изображен молящийся коленопреклоненно И. перед пламенем. Композиция 2-й сцены уникальна: возносящийся И. не держит упряжь колесницы, его руки воздеты в молении, напоминая позу оранта, лишь в правой зажат край милоти. Прор. Елисей, принимающий милоть, изображен на др. склоне арки, вниз головой по отношению к И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В монументальной живописи размещение сцены «Прор. Илия в пустыне» могло быть различным. Ранние примеры ее расположения как отдельного эпизода в алтаре (ц. Спаса на Нередице, 1199) или на столбе (базилика Рождества Христова в Вифлееме, до 1187), так и в составе житийного цикла (ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Морача, XIII в., с поновлениями XVI в.) подчеркивают литургический характер иконографии как прообраза Евхаристии. В ц. Сорока мучеников в Тырнове (Болгария, ок. 1230) фреска с этой композицией находилась на внешней стороне притвора (ныне в Региональном историческом музее, Велико-Тырново). Эта сцена представлена также в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320), собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) (Греция, 1358-1364). В программе росписи притвора ц. Успения Пресв. Богородицы Драгалевского монастыря, Болгария (1469), где доминирует тема Страшного Суда, «Прор. Илия в пустыне» изображен под ветхозаветной же сценой «Жертвоприношение Авраама». В поствизант. живописи иконография сюжета не претерпела существенных изменений. Бытует палеологовская схема с разворотом фигуры пророка влево (икона 2-й пол. XVI в. из мон-ря Ставроникита на Афоне, мастер Михаил Дамаскин - см.: Θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 138-139) или вправо (икона XVI в. из с. Пендалия (Византийский музей митрополии Пафоса)). Актуальность прообразовательной тематики сохранилась и в этот период, о чем свидетельствует изображение креста на хлебе, к-рый держит ворон (икона XVI в. из кипрской ц. Панагии в Палехори (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия)). Многочисленные памятники со сценой «Огненное восхождение» Э. С. Смирнова предложила разделить на 2 варианта: фронтальный, когда лошади изображены по обе стороны колесницы, и профильный, когда колесница развернута боком и лошади изображены с одной стороны. И. одной рукой держит вожжи, другой бросает милоть; из небесного сегмента видна благословляющая десница. Примерами 1-го типа среди ранних памятников являются синайская икона «Вознесение прор. Илии» (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае - см.: Росси К. Сокровища мон-ря св. Екатерины. М., 2007. С. 71), новгородская икона (2-я пол. XIII в., собрание банка «Интеза», Италия - см.: Смирнова Э. С. «Вознесение прор. Илии» - новгородская икона 2-й пол. XIII в. в собр. банка «Intesa»: Визант. традиция и ее рус. вариант//ИХМ. 2004. 8. С. 66-76), а примерами 2-го - икона из кипрской ц. Панагии в с. Айос-Теодорос-Агру (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия), икона рубежа XVII и XVIII вв. (Иконная галерея, Охрид) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Св. Илия был пророком израильским и жил за 9 столетий до Р. X. Назначение пророков было обличать нечестие и идолопоклонство, которые нередко являлись в избранном от Бога, для сохранения истинной веры на земле, еврейском народе, а благочестивых людей утешать и укреплять, и предсказывать будущее, преимущественно об ожидаемом тогда Спасителе. Для того, чтобы народ верил наставлениям и предсказаниям пророков, Бог давал им дар чудотворения. Во время жизни своей св. пророк Илия много сотворил чудес. Так однажды, в наказание за нечестие и идолопоклонство израильского народа, по молитве его, заключилось небо, так что три года с половиною не было ни дождя, ни росы на земле, и последовал голод. Илия жил во время голода в сокровенном месте, чтобы не быть убитым от царицы, и ворон носил пищу. Отправившись из этого места, по повелению Божию, в г. Саренту к бедной вдовице, он сотворил, что последний малый запас муки и масла ее около двух лет служил неистощимою пищею для него, вдовы и ее семейства. Воскресил умершего сына вдовы молитвою и троекратным дуновением на него. В конце времени голода и засухи, чтобы доказать, что истинный Бог есть Бог, которому он служил, а не идолы, которым кланялись царь и народ, на горе Кармил, при многочисленном стечении народа краткою молитвою свел с неба огонь на приготовленную им жертву, тогда как идольские жрецы целый день взывая к идолам не могли свести на свою. «Воистинну Господь Бог, тот есть Бог!» воскликнул народ, видя такое чудо Илии; по его повелению, схватил жрецов, и они все были убиты. Но и после этого чуда, в царстве израильском идолопоклонство не прекращалось. Тогда Илия скорбел о своем бессилии истребить оное и просил себе смерти. Господь Сам явился Илии, чтобы утешить его. Явился на горе Хорив в Аравии, куда он скрылся от царицы, грозившей убить его за избиение жрецов, после грозных явлений бури, землетрясения и пламени, в тихом веянии прохладного ветерка и тем показал, что ему пламенеющему ревностию по Богу, должно иметь человеколюбие и снисхождение и сказал, что еще не все израильтяне отступили от Бога. Дважды низводил Илия с неба огонь на воинов, которых царь-идолопоклонник посылал для взятия его. Однажды разделил реку Иордан ударом верхней своей одежды и прошел по сухому дну ее. Наконец, на огненной колеснице Илия вознесен, подобно Еноху, живой на небо, без болезни и смерти телесной. В день Преображения Господня Илия явился с Моисеем на горе Фаворе и беседовал с Господом. Иные из пророков оставляли после себя писания, так называемые книги пророческие; Илия, подобно как и преемник его, Елисей, не оставили книг. По причине глубокого уважения и благоговения людей к прор. Илии, еще в первые времена христианства установлен был праздник сего святого пророка. В день сего пророка во многих местах нашего отечества совершаются крестные ходы и молебствия по полям, дабы не отяготели над нашею страною бездождие и голод, подобно как древле постигли царство израильское, по слову его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Е. М. Саенкова Древнейшие изображения И. известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Вост. Сирия) и относятся ко времени появления 2-й декорации (249-250): на зап. стене в нижнем ярусе (1-я панель слева) - И., воскрешающий сына сарептской вдовы; на юж. стенах в нижнем ярусе (1-я панель слева) - И. перед царем Ахавом (3 Цар 17. 1; сохр. фрагмент у нижней кромки стены); И. у врат Сарепты Сидонской встречает вдову (3 Цар 17. 8-11; 2-я панель слева, утрачена левая часть); 2 связанные друг с другом по сюжету и времени действия сцены - жертвоприношение жрецов Ваала (3-я панель слева) и жертвоприношение И. на горе Кармил (4-я панель слева). Фрески с житийными сценами И. соответствуют общему замыслу программы росписи, основные акценты к-рой - ожидание Мессии, грядущее утверждение царства Давидова и восстановление храма, духовная сила и чудесные победы пророков, их пророчества о восстановлении Иерусалима. Прор. Илия Фрагмент мозаики «Преображение Господне» в конхе апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Между 527 и 565 гг. Прор. Илия Фрагмент мозаики «Преображение Господне» в конхе апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Между 527 и 565 гг. В сцене с царем Ахавом (полная реконструкция невозможна ввиду утрат), судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно остатки фигуры полководца Авдия, приведшего И. к Ахаву. В сцене у ворот Сарепты пророк и его спутник, очевидно прор. Елисей (сохр. силуэты, частично живопись, 2-я фигура реконструируется по акварели; см.: Weitzmann, Ressler. 1990. P. 149), представлены в туниках чуть ниже колен и с широкими до локтей рукавами, в плащах-гиматиях, безбородыми (или с очень короткими бородами), с коротко остриженными волосами. У раскрытых ворот меньших размеров фигура склонившейся женщины (по тексту, собирающая дрова), справа от нее высокая амфора с водой, к-рую у вдовы просил И. Слева от этой сцены, по мнению К. Х. Крэлинга, было изображено «Кормление прор. Илии вороном» (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Две иконы посл. четв. XVII в. «Прор. Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах» дают представление о среднерус. традиции. Одна икона написана «по обещании Гликерии Тимофеевой» в 1682 г. (ЦАК МДА), другая - в 1690 г. мастерами Борисом и Иоанном (ГТГ). Средник отделен от клейм широкой полосой, заполненной либо орнаментом, либо картушами с надписями. На обеих иконах изображен ворон, несущий в белом плате пищу И. На иконе из ЦАК МДА необычно изображение оплакивания умершего сына сарептской вдовы - мать изображена вместе с др. ребенком. Нек-рые функциональные элементы превращаются в декоративные детали. Так, на иконе из ГТГ традиц. огненные пелены И. заменены ковриком, богато украшенным жемчугом. Уникальный житийный цикл сохранился во фресках Ильинской ц. в Ярославле (1680). Это единственный дошедший монументальный цикл И. в посвященном ему храме. Он начинается на юж. стене с композиции «Нет пророка во отечестве своем», затем следуют: предсказание о рождении И.; рождество И.; явление И. Ахаву; И. в пустыне; И. в доме сарептской вдовы; смерть сына вдовы; воскрешение ребенка. На зап. стене: И. возвращает воскресшего ребенка матери; И. направляется к Ахаву; встреча И. с Ахавом и Авдием; жертвоприношение на горе Кармил; избиение жрецов Ваала. На сев. стене: моление о дожде; И. в пустыне; присвоение Ахавом виноградника Навуфея; смерть Иезавели; встреча с Елисеем; попаление пятидесятников; переход посуху через Иордан; огненное восхождение. Над житийным циклом И. расположены соответствующие по смыслу сцены деяний прор. Елисея. Эти «параллельные места» дополняет чудо исцеления нижегородского купца от иконы И. Композиция «Прор. Илия в пустыне» еще раз повторена в росписи сев. стены Покровского придела. На внутренней стене сев. галереи располагается композиция «Христос с предстоящими Гурием, Самоном, Авивом, прор. Илией и Варлаамом Хутынским». Эти святые еще раз изображены на стене зап. галереи. Новаторские приемы живописи Ильинской ц.- сложные барочные архитектурные фоны, драпировки одежд и т. д., во многом восходившие к западноевроп. гравюрам, нашли отражение на нек-рых житийных иконах.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В русском искусстве сохранился самый ранний иконный житийный цикл И.- образ «Прор. Илия в пустыне, с житием» с погоста Выбуты близ Пскова (нач. XIII в., ГТГ). В среднике изображен И. в пустыне, в апостольских одеждах - хитоне и гиматии, без ворона. Единого мнения о сюжете средника нет. М. А. Реформатская считает, что в иконографии произошло совмещение 2 сюжетов: «Кормление вороном» и «Прор. Илия на горе Хорив», являющегося иллюстрацией текста о беседе Бога с И. на горе Хорив ( Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты//ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997. С. 344-355). Житийный цикл состоит из 14 сюжетов (один утрачен): ангел показывает спящему Саваху повитого огнем младенца; толкования видения Саваха (Савах сообщает первосвященникам о видении); И. запрещает дождь; И. встречает сарептскую вдову; чудесное умножение муки и масла в доме сарептской вдовы; воскрешение сына сарептской вдовы; Авдий, посланник царя Ахава, встречает И.; И. обличает Ахава; жертвоприношение И. на горе Кармил; заклание жрецов Ваала; Елисей следует за И.; переход Иордана посуху; огненное восхождение И. К особенностям программы следует отнести отсутствие сцены рождества И. В клеймах отражены темы, к-рые станут основой для иконографии И. позднего средневековья: избранности от рождения, обличения язычников, пребывания у сарептской вдовы, встречи с Елисеем и передачи ему пророческого служения. Перечень сюжетов свидетельствует о раннем использовании апокрифических текстов об И. в иконографии. По мнению Смирновой, первые рус. житийные циклы могли восходить к исчезнувшим к-польским прототипам ( Смирнова. 2004. С. 245). В средниках рус. житийных икон вплоть до XVII в. изображалось либо «Кормление вороном» либо «Огненное восхождение», как на следующей по времени сохранившейся иконе «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ). Цикл начинается с сюжета «Рождество Илии и видение ангелов, пеленающих младенца огнем». Здесь впервые в русском искусстве появляется теофаническая сцена «Беседа прор. Илии с Богом на горе Хорив».

http://pravenc.ru/text/389301.html

Имеется также сходство между описаниями чуда насыщения Господом 5 тыс. в Евангелиях (см., напр.: Лк 9. 12-17) и чуда насыщения 100 чел. (4 Цар 4. 42-44), к-рых по слову Е. удалось накормить 20 ячменными хлебами и небольшим количеством зерен, причем «они насытились, и еще осталось» (ср.: Лк 9. 17: «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов»). В «Евангелии Никодима», раннехрист. апокрифическом произведении, Е. представлен как свидетель вознесения прор. Илии на небо и в этом качестве сопоставляется с апостолами, видевшими Вознесение Господне. Приводится речь Никодима, к-рый призывает последовать примеру Е., позволившего «сынам пророков» искать Илию: «И ныне послушайте меня, сыны Израиля, и пошлите мужа в горы Израиля - может быть, Дух взял Иисуса, может быть, найдем Его» (Acta Pilat. 15). Иудейские источники о Е. Иосиф Флавий. В изображении пророков Е. и Илии Иосиф Флавий не только опирался на совр. ему иудейскую традицию, зафиксированную в более поздних раввинистических текстах (свидетельство его знакомства с этой традицией содержится в его автобиографии: Ios. Flav. Vita. 9), но и руководствовался, как считают нек-рые совр. исследователи его наследия, политическими мотивами ( Feldman. 1994. P. 1-2). Прор. Илия на протяжении мн. веков был ключевой фигурой в апокалиптической иудейской лит-ре, являясь предтечей прихода Мессии и воскресения мертвых, что отражено как в НЗ (Мф 11. 10-15; 17. 10-13; Мк 9. 11-13), так и в Вавилонском Талмуде (трактат Санхедрин 98a). В совр. Иосифу Флавию тексте, приписывавшемся Филону Александрийскому, прор. Илия отождествляется с ветхозаветным праведником Финеесом (ср.: Числ 25. 7-8), к-рый собственноручно убил израильтянина, прелюбодействовавшего с иноплеменницей ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 48. 1-2). Т. о., изображение прор. Илии представляло собой определенную проблему для Иосифа Флавия, к-рый был, как известно, подчеркнуто лоялен к рим. власти: его читатель мог подумать о враждебном Риму мессианском Израильском царстве и о подобных Финеесу революционерах- зилотах , противящихся иноземным религ. и политическим влияниям ( Feldman. 1994. P. 2-3). В этом отношении Иосифу Флавию было проще писать о Е., чей образ не был связан с подобными идеями. Этим, возможно, объясняется тот факт, что в 27 случаях, передавая библейские рассказы о Е., Иосиф Флавий называет его пророком или говорит, что он пророчествовал, хотя в соответствующих текстах Библии об этом не сказано (Ibid. P. 4). В этом отношении Е. уступает только прор. Самуилу ( Idem. 1990. P. 389). При этом Иосиф Флавий избегает обычного для библейского рассказа наименования Е. «человек Божий» (см., напр.: 4 Цар 4. 9, 16; 7. 2).

http://pravenc.ru/text/189853.html

Михаила, позже разобранная. В 1934 г. на месте вост. половины главного нефа базилики был построен храм Св. Троицы, с использованием сполий и включением фрагмента стены апсиды. Южнее ц. Св. Троицы находится пещера, в к-рой прор. Моисей пребывал в течение 40 дней перед тем, как получить скрижали завета (Исх 24. 18). Др. пещера расположена рядом с церковью, слева. По преданию, в ней находился Моисей, когда Господь показал ему славу Божию (Исх 33. 18-23). Над этой пещерой (2 ´ 2 м, 1,5 м высотой) в нач. XII в. построена небольшая мечеть, включившая фрагмент юж. стены с дверным проемом, относящийся к пристроенному к юстиниановской базилике нартексу. На пути к вершине горы Моисея находится ц. Пресв. Богородицы Экономиссы. Время ее возникновения неясно. По всей видимости, ее можно отождествить с церковью, упоминаемой в Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и находившейся между ц. прор. Илии и мон-рем Сорока мучеников. Название церкви связано с происшедшим здесь чудом: однажды, когда монахи были готовы оставить Е. в. м. из-за отсутствия лампадного масла, Пресв. Богородица явилась эконому и приказала им вернуться, пообещав, что монастырские сосуды никогда не оскудеют. Рассказ об этом событии изложен Абу-ль-Макаримом (нач. XIII в.) и Титмаром (1217). Существующее в наст. время прямоугольное в плане здание, примыкающее вост. частью к скале и имеющее небольшую пристройку с сев. стороны, построено относительно недавно. Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) Положение во гроб. Икона. 1-я треть XV в. (мон-рь вмц. Екатерины) На пути к вершине было сооружено 10 ворот (по числу заповедей), в наст. время сохранились ворота Исповедания (на уровне ц. Пресв. Богородицы Экономиссы) и ворота св. Стефана (рядом с пещерой прор. Илии). Церковь во имя прор. Илии на горе Хорив, на высоте 2097 м, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал прор. Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

На 226 стр.: «Иуда значит исповедание Господа». Неужели можно отрицать бытие прор. Захарии и Иуды? Кирилл Александрийский ч. 6 стр. 234–235: «И се явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща. Заметь, как Моисей и Илия, то есть священство и закон (потому что то и другое представлял собою Моисей), а также и Илия, представлявший собою лик святых пророков, беседовали между собою». Неужели и во время преображения Господня не были Моисей и Илия собственным лицом? Ясно, что «в лице Илии весь лик пророков» следует понимать в том смысле, что он будет в своей проповеди говорить как бы от лица всех пророков, приводя людям на память их изречения. 9) Катихизис большой, л. 281 об.: «аще, рече, отмещеши пророческие глаголы, то пророки камением побиваеши, яко иудей». В Толк. Апостоле л. 189 об.: «яко ясе убившии пророки и апостолы, тако и отъемлющии словеса их». Вот кто и каким образом убивает пророков! Разбор: В обоих местах не говорится о пророках Илии и Энохе. О них весьма ясно говорят многие учители церкви. Кроме того, Илия и Энох не оставили нам своих пророческих писаний, как же их можно «отметать»! Далее, пророки Илия и Энох будут убиты антихристом «по попущению Божию», а писания отметаются разве по Божию попущению? Нет, по наущению диавола. В Синоксаре говорится, что антихрист «главы их отсечет», что же такое? разве у писания есть главы, которые можно отсекать? В Толковом Апостоле речь о лжеучителях, которые хуже древних убийц пророков, потому что те причиняли вред только убитым ими, а лжеучители искажают писание пророков, следов. причиняют вред пророкам и этим искажением вредят еще людям, совращая их в пагубу. О пришествии же пророков Илии и Эноха в Толк. Апостоле на 383 об. сказано ясно. И сам Кирилл Александрийский , слова коего приведены в Т. Ап., весьма точно учит о пророках (см. выше, в разборе 1 возражения, е, стр. 416). Еще у него ч. 11, стр. 332–334 (Алекс. Вып. 211–212): «Доказательством милосердия и долготерпения Божия служит то, что некогда предвоссияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится наконец Судия... Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И как он проповедывал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ), так и божественный Илия будет тогда проповедывать близ сущего, и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010