– Даже при издании трудов, когда проповеди и выступления относятся к тому или иному разделу по теме, а не по хронологии, – это ведь тоже внесение какого-то богословского скелета в контекст речи? – Моя позиция такова: выявлять богословскую систему у владыки Антония – дело неуместное, ненужное. Возможно, эта устаревшая или ретроградная точка зрения. Я, например, слышал, что были богословские диссертации, посвященные владыке Антонию. Когда вышли двухтомные «Труды», усилилось искушение все систематизировать – все прочитать, разложить цитаты по темам и таким образом выявить богословскую систему. Для того чтобы изучать православное богословие, существуют разного рода специальные тексты в другом жанре: учебники, работы по истории вероучения, богословские исследования, посвященные определенным разделам догматики. Думаю, что смысл появления и распространения устных текстов владыки Антония, которые становятся книгами, брошюрами, статьями, заключается совсем в другом, а именно в том, что они воздают возможность пережить «эффект присутствия», даже если это переводы с английского или какого-то другого языка. Владыке Антонию очень повезло с переводчиками: в основном его переводили Елена Львовна и Татьяна Львовна Майданович. Они прекрасно знали и сами готовили к публикации его русские тексты, а поэтому, переводя английские тексты, воспроизводили его способ говорения, выражения своих мыслей. Мы и сегодня, читая тексты митрополита Антония, будто слушаем его живую речь. И таким образом мы входим, включаемся в смысл того, о чем он говорит, и обретаем что-то важное и часто новое для самих себя, даже перечитывая, кажется, уже хорошо известные тексты. Потому что его язык богословски насыщен, но при этом свободен от засилья технических терминов и школьных способов рассуждения, характерных для профессионального богословия – и, увы, часто скучных и маловразумительных для широкого читателя. Это иной способ богословствования, который не только имеет право на существование, но и очень нужен, потому что отвечает на запросы, сознательные или подсознательные, очень большого количества людей, которые вряд ли будут читать специальную богословскую литературу. Миллионные тиражи книг митрополита Антония Сурожского – красноречивое тому подтверждение.

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

Рубрики Коллекции «Давай будем спасаться вместе?»: как я крестилась 4 мин., 29.07.2018 Поделиться Моя история не про пожилую мексиканку, последним желанием которой перед смертной казнью было увидеть «русского священника» и креститься, и не про чудесные видения во снах. Моя история про любовь. Мои родители некрещеные, и нас с сестрами никто не крестил, но мы с семьей нередко посещаем различные экскурсии, лекции на религиозную тематику. У нас даже «празднуется» Пасха, правда, только на уровне кулинарной атрибутики. Мама в детстве всегда старалась ответить на все возникающие вопросы о вере и религии, если была в чем-то не уверена, обращалась к моей теперь уже крестной. В доме были и книги о православии (меня особенно поражали два тома трудов митрополита Сурожского Антония, в которых после я нашла очень многое для себя). Но вопросов не становилось меньше.   Все начиналось с простого детского: «Мама, а ты веришь в Бога?» Мама всегда говорила, что верит в чудо и добавляла, что вера и религия — разные вещи. В подростковом возрасте качество вопросов изменилось. Часть меня вроде бы и готова была согласиться со многим, о чем мне рассказывали верующие друзья, знакомые, но с другой стороны я хорошо помню то странное, даже немного едкое чувство, которое иногда овладевало мной в таких разговорах: часто хотелось возразить, подколоть, посмотреть, как будет выкручиваться собеседник. Как-то зимой мы поехали в путешествие до Каргополя на машине. В одном из храмов, куда мы зашли с экскурсионной группой, проповедовал батюшка. Он говорил о том, что мы должны быть благодарны Господу за то, что у нас есть, за землю данную им, ведь все то, что мы едим, – земля. Сейчас, проучившись год в университете по биологической специальности, я могу разложить по полочкам и объяснить эту метафору и с научной точки зрения, но тогда эта фраза вызвала у меня такую бурю протеста… А потом я влюбилась. Юноша воспитывался в верующей семье, многое знал о православии, а чего не знал, тому учились вместе. В какой-то момент я попыталась ходить на катехизаторские беседы в ближайшем храме, но мои смятения это не усмирило. Тогда же я взяла в руки труды митрополита Сурожского Антония, эти книги меня и перевернули. В них я нашла не только взгляд верующего человека на важнейшие философские вопросы, но и разговоры о них с атеистами и взгляд с точки зрения науки. В душе сразу становится понятно, к какой «стороне» принадлежишь ты. В этот период своей жизни я встретилась со своим старым знакомым, который еще несколько лет назад во время наших бурных дискуссий о вере предлагал мне поговорить с его духовником. И вот мы поехали к отцу Александру… А во вторую нашу встречу он меня уже крестил.

http://foma.ru/davay-budem-spasatsya-vme...

Сборник проповедей и бесед Антония Сурожского «О слышании и делании» органично сочетает в себе размышление над словом Писания и конкретное воплощение этого слова в Жизнь. Истина Писания непосредственно перетекает в жизнь. Когда-то Антоний Сурожский обратился ко Христу, почувствовав Его присутствие при чтении Евангелия. Всю дальнейшую жизнь Антоний Сурожский посвятил донесению до мира этого живого опыта встречи с Богом миру. Эта встреча со Христом в Писании и жизнь с ним — главная тема проповеди Антония Сурожского и особого сборника «О слышании и делании» — зов Бога и ответ на него всей жизнью человека. «“Блюдите убо, како слышите”, — говорится в Евангелии (Лк., 8:18). Можно слушать сердцем глубоко открытым, можно слушать закрытым, замкнутым сердцем и душой. Можно слушать для того, чтобы от слышанного, даже глубокого, Божественного, получить мгновенное наслаждение, но без всякого намерения жить по слову, которое тронет душу. Можно слушать насмешливым, горьким умом; можно пройти мимо Самого Христа говорящего и остаться бесплодным. В течение всей нашей жизни мы слышим Божественные, Христовы евангельские слова — и как мало они меняют нашу жизнь… И когда-нибудь мы услышим от Христа слово, сказанное еще в Евангелии: “Я вас не сужу; судить вас будет слово, которое Я говорил…” (см. Ин., 12:47–48). Потому что это слово живое; от этих слов Христовых хоть на мгновение содрогается, оживает у нас сердце, но эти слова не уходят в глубины нашего естества, не делаются вдохновением нашей жизни, и мы проходим мимо, изумившись и оставшись бесплодными. Почему? Потому что у нас нет глубины и потому что у нас нет смелости, нет той решимости, которая нас заставила бы сказать: если это правда, то я буду жить так, уже без пощады к себе, без всякой жалости к себе; ради жизни я буду поступать наперекор всем стремлениям, всей лжи и неправде, и мертвости, которые во мне есть…» Группа Вконтакте Facebook группа О слышании и делании АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ О СЛЫШАНИИ И ДЕЛАНИИ Интернет-издание Электронная библиотека " Митрополит Сурожский Антоний " (mitras.ru/).

http://predanie.ru/book/70591-o-slyshani...

Альтер Эхо Уход Сергея Доренко с поста главного редактора радиостанции " Русская служба новостей " после назначения генеральным директором Арама Габрелянова не имел особого общественного резонанса. Никто не вышел на площадь, не объявил забастовку, и даже медийное сообщество приняло эту новость весьма прохладно. Однако за " добровольным уходом " скрывались жаркие обстоятельства. Псковские полицейские задержали подозреваемого в убийстве священника Тело священника с ножевыми ранениями было обнаружено в понедельник в центре Пскова. Сотрудники патрульно-постовой службы задержали подозреваемого в совершении преступления. Культура как ответственность Николай Левичев " Когда человек отказывается строить свое счастье на несчастье другого – это справедливо. И это тот минимум, который соответствует евангельским заповедям. Другой морали не существует. Никто не называет моралью право силы и не считает нравственным уничтожение сильным слабого. Нельзя переносить законы животного мира на человеческое общество. Политик обязан всегда помнить о праве слабого, нуждающегося в поддержке... " Пребывающий в радости. К десятилетию со дня кончины митрополита Антония Сурожского Интервью с Еленой Утенковой Светлана Галанинская 4 августа исполняется 10 лет со дня кончины митрополита Антония Сурожского, одного из величайших проповедников ХХ века. Человека, ставшего апостолом для отравленных ядом техноязычества, порабощенных культом прогресса, цивилизации и разнузданного искусства. Именно владыке Антонию удалось убедить современного человека в том, что еще возможно молиться и пребывать во Христовой любви. Перелом как витальный диагноз О сборнике статей о справедливости традиции Елена Жосул Одно из достоинств " Перелома " , неожиданное для читателя, настроенного лишь на корпус теоретико-философских аналитических публикаций, – наличие в нем не только диагностики проблем, но и практических решений. Так, В.Третьяков описывает модель сословно-профессиональной демократии как альтернативу формальной и донельзя формализованной в думском варианте российской многопартийности. Идея партийного представительства, по мнению автора, на практике оказалась насыщенна массой издержек (причем не только в России) и не решает основной задачи – выражения реальных интересов социальных групп.

http://religare.ru/1_164_105_33.html

Из нынешних скаутов может вырасти целое «сословие активных миссионеров», считает иеромонах Дмитрий (Першин) 18 октября 2008 г. 13:26 Проблемы и перспективы развития современного скаутского движения в России стояли в центре внимания на очередном семинаре из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященном осмыслению наследия митрополита Сурожского Антония. 14 октября в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» выступил сотрудник Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Дмитрий (Першин). Опираясь на текст митрополита Антония «Без записок», один из инициаторов возрождения скаутского движения в России сделал доклад «Проблемы современной христианской педагогики в свете педагогического опыты митрополита Антония». Как напомнил о. Дмитрий, скаутское движение появилось в России в 1909 г.; к 1917 г. оно объединяло уже 50 тыс. молодых людей, которые в первые советские годы были объявлены «врагами» и репрессированы. Возрождение скаутского движения в нашей стране относится к 1991 г. Сейчас самой активной скаутской организацией является «Братство православных следопытов» (БПС), созданное на базе Синодального молодежного отдела. Через лагеря БПС за эти годы прошло несколько тысяч детей, причем в обучающей программе лагерей могут участвовать не только православные дети, но и верующие других исповеданий, и считающие себя неверующими, подчеркнул докладчик. Являясь миссионерскими, эти открытые лагеря не ставят цель непременно добиться крещения или воцерковления участников. По словам о. Дмитрия, лагерь уже принесет свои плоды, если подростки примут сознательное решение «не быть фашистом, наркоманом, не уйти в секту, не посвящать себя изучению порнографических сайтов и т.д.». «А дальше — надо оставить место для действия Бога, для свободного выбора человека», — отметил выступавший. Нельзя не вспомнить, что эти слова не раз звучали в проповедях митрополита Антония. Священник напомнил, что будущий сурожский владыка обрел веру как раз в одном из скаутских лагерей русской эмиграции во Франции, «вопреки педагогике о. Сергия Булгакова и благодаря скаутскому методу».

http://patriarchia.ru/db/text/476274.htm...

«Войду в Дом Твой. Беседы о вере и Церкви» — небольшая книжка митрополита Антония Сурожского, выдающегося православного пастыря и проповедника XX века. Книга вобрала в себя два цикла бесед на религиозных радиопередачах русской службы BBC в 1986-88 и 1990-91 гг. В первую очередь они обращены к начинающим путь христианина, готовящимся к Крещению, или только что принявшим его; к тем, кто хочет осмысленно вести христианскую жизнь. «Дети и молодёжь: по сочинениям афонского старца Порфирия Кавсокаливита» . Собрание поучений старца Порфирия Кавсокаливита о детях и молодежи, о семье и воспитании. Вот несколько заголовков: мальчик взбунтовался из-за вашей гордости; вы их любили, но и оказывали на них давление; но ведь и ты поступаешь, как тиран; родители не должны сердиться на своих детей. «Христианство и русская литература» (1994) — сборник статей о христианской подоплеке творчества русских писателей XIX века: Жуковского, Пушкина, поэзии декабристов, Гоголя, Достоевского, Гаршина. Например: Религиозные мотивы в поэзии декабристов; Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф. М. Достоевский; Религиозные мотивы у В. М. Гаршина; Смерть у А. С. Пушкина как поэтическая и религиозная и другие статьи. «Трагическая мудрость философии» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя: «Экзистенция и объективность», «Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему», «Человек, ставший проблемой». Также в книгу вошли беседы Габриэля Марселя с другими выдающимся христианским мыслителем (не экзистенциалистом) Полем Рикёром. «Присутствие и бессмертие» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя. Центральный здесь текст — «Метафизический дневник (1938-1943)». Дневниковая форма принципиальна: не система, не ряд силлогизмов, а броски мысли, живое мышление живого человека. Россыпь мыслей «Метафизического дневника» Габриэля Марселя можно, огрубив, свести к оппозиции любовь/свобода/тайна — обладание/проблема (в сфере свободы такие вещи как зло, грех, любовь, бессмертие — живые тайны, касающиеся самого существа человека, в сфере обладания — мертвые проблемы, игнорирующие живого человека). Проникновенная, глубокая, живая, проработанная, христианская мысль.

http://blog.predanie.ru/article/propoved...

– А каких наиболее интересных проповедников нашего времени вы могли бы назвать? И в чем особенность их проповедей? – Не пристало давать оценку деятельности людей, которые выше меня по сану, опыту жизни и служения Церкви. И поэтому я буду говорить не столько о личностях, сколько о стиле проповедников и содержании их проповедей. Каждый, кого мне хотелось бы отметить, выразил особенно удивительно ту или иную сторону методологического подхода к проповеди. И любому проповеднику незазорным будет перенять этот уникальный опыт. Как на образец стиля церковной проповеди мне хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на гомилетическое наследие митрополита Антония Сурожского . Его проповедь очень проста, доступна для понимания. Его стиль укоренен в богослужебной символике и языке русского перевода Библии. Этот очень чистый, а самое главное, лишенный современных вульгаризмов язык, язык, проникнутый благоговейным отношением ко всей церковной культуре. Его богослужебные проповеди коротки и передают опыт той живой встречи священника и Бога, которая происходит именно сейчас. Внебогослужебные беседы, несмотря на простоту речи, поднимают очень серьезные богословские проблемы. В них общедоступно изложены насущные и самые распространенные проблемы. Они могут быть использованы в качестве миссионерского материала, в том числе в печатном виде для раздачи тем людям, которые только что пришли в храм и впервые познакомились и соприкоснулись с традициями Православия. Даже самые трудные понятия владыка Антоний разъясняет в простых примерах, в простых жизненных ситуациях и историях. Поэтому для меня проповеди митрополита Антония Сурожского являются образцом стиля церковной проповеди. Второй проповедник, который мне очень дорог – и его труды я, скорее, отнес бы к разряду миссионерских проповедей, – это протоиерей Димитрий Смирнов. Все классические примеры проповедничества, с которыми мы соприкасались и в течение жизни, и на семинарских занятиях по гомилетике, реализованы в его беседах. Но отличительной их особенностью является, если можно так выразиться, «светская» иллюстративность, понятная современному светскому человеку.

http://azbyka.ru/propovedi/svyashhennik-...

Проповедь Антония Сурожского в XX веке уникальна. Он сумел, как никто другой, донести богатства духовной традиции Православия до современных людей, ничего не растеряв. Антоний Сурожский говорил просто и внятно, на сегодняшнем языке (без бездарных стилизаций «под Отцов») — но мы чувствуем у него тот же огонь, что и у великих Отцов древности. Конечно, центр духовной жизни — молитва, предстояние перед Господом, встреча, разговор с Ним. «Молитва и жизнь» — собрание проповедей и бесед владыки Антония Сурожского на эту тему. Антоний Сурожский в «Молитве и жизни» поучает о сущности молитвы, о том, почему многие из них остаются без ответа, о молитве тех, кто только встал на путь Богообщения, о Молитве Господней, о связи молитвы и богословия, о молитве Иисусовой и о безмолвной молитве. В предисловии к «Молитве и жизни» Антоний Сурожский пишет: «Однажды «Арский Кюре», французский святой начала XX века, спросил старого крестьянина, что он делает, часами сидя в церкви, по-видимому, даже и не молясь. Крестьянин ответил: «Я гляжу на Него, Он глядит на меня, и нам хорошо вместе». Этот человек научился говорить с Богом, не нарушая тишину близости словами. Если мы это умеем, то можем употреблять любую форму молитвы. Если же мы захотим, чтобы сама молитва состояла в словах, которые мы употребляем, то безнадежно устанем от них, потому что без глубины молчания эти слова будут поверхностны и скучны. Но каким вдохновляющими могут быть слова, когда за ними стоит безмолвие, когда они наполнены духом правым: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:17)». Группа Вконтакте Facebook группа Молитва и жизнь АНТОНИЙ СУРОЖСКИЙ МОЛИТВА И ЖИЗНЬ При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: Интернет-издание Электронная библиотека " Митрополит Сурожский Антоний " (mitras.ru/).  МОЛИТВА И ЖИЗНЬ Предисловие     Молитва означает для меня личные отношения. Я не был верующим, затем внезапно открыл Бога, и сразу же Он предстал передо мной как высшая ценность и весь смысл жизни, – но в то же время и как личность. Думаю, что молитва ничего не означает для того, для кого нет объекта молитвы. Вы не можете научить молитве человека, у которого нет чувства Живого Бога; вы можете научить его вести себя в точности так, как если бы он верил, но это не будет живым движением, каким является подлинная молитва. Поэтому в качестве введения к этим беседам о молитве я именно хотел бы передать свою убежденность в личной реальности такого Бога, с Которым могут быть установлены отношения. Затем я попрошу читателя относиться к Богу, как к живому лицу, к соседу, и выражать это свое знание в тех же категориях, в каких он выражает свои отношения с братом или другом. Думаю, что это самое главное.

http://predanie.ru/book/70589-molitva-i-...

Присутствие Божие может быть явлено через благодарение и прощение – главная мысль, которую раскрыла в своем сообщении Марина Михайлова (Санкт-Петербург). «Царственное право прощать» – говорил об этом митрополит Антоний и учил своих прихожан исполнять заповедь прощения. «В этом неувядающая актуальность проповеди митрополита Антония, который взывает о прощении к каждому лично», – сказала Михайлова. Само название доклада Анны Шмаиной-Великановой (Москва) «Присутствие — слава — облако — Слово — ближний: учение владыки Антония о Божественном присутствии в свете библейских, раннеиудейских и раннехристианских представлений» раскрывает подход библеиста и переводчицы, которая говорила о разных проявлениях присутствия Божия в Священном Писании. Последнее звено в цепи этих проявлений она прокомментировала так: «По мысли владыки, Божие присутствие может проявляться двояко: как присутствие того, кто любит или любим нами – ближнего, или ближнего в другом смысле – как зов… Общение с другим, тот зов, крик, который раздаётся сейчас к нам, когда столько бед,– в этом мы можем расслышать Божественное присутствие, которое окликает нас». В докладе Натальи Ликвинцевой (Москва) «Опыт мистика и рефлексия богослова: термин «Присутствие» в мысли Симоны Вейль, архимандрита Льва (Жилле) и митрополита Антония Сурожского» отмечается, что каждый из трех героев доклада пережил опыт мистической встречи с Богом, и описывают они его близкими словами, используя слово «Присутствие» и не сомневаясь в «абсолютной достоверности» этого Присутствия. Рассказав об особенностях опыта и авторской позиции каждого (парадоксальность «Присутствия через отсутствие» у Симоны Вейль, постоянное «неоспоримое живое Присутствие» у о. Льва Жилле и пастырское стремление поделиться «тайной Присутствия» у митрополита Антония, пролагающего для своих чад «некие аналитические мостки (школа молитвы)» к Встрече), докладчица подчеркнула: «Все трое внесли огромный вклад в линию «богословия Встречи», все трое были не просто мыслителями, но свидетелями, донесшими до нас опыт Встречи со Христом».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Организаторам приятно отметить возросшую активность участников. Розданные в начале конференции вместе с программой анкеты вернулись, конечно, не стопроцентно, но в большем числе, чем в первый раз; они содержали конструктивные пожелания, предложения и даже отражали готовность помочь работе Фонда. Призыв о помощи содержался в сообщении Е. Л. Майданович «Издательская деятельность Фонда “Духовное наследие митрополита Антония Сурожского”». Она рассказала о первых выпусках серии брошюр под общим заголовком “Во что мы верим”, куда войдут и уже издававшиеся прежде тексты митрополита Антония, и новые, ещё не увидевшие свет, и входившие в состав “Трудов” беседы, например, объяснение православного богослужения. Перечислим ещё не упомянутые доклады: Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, говорил на тему “Время человека и религиозный опыт”. Православный канадец, докторант университета в Салониках Д. Палмер подготовил большое выступление на тему “Обретение личности по проповедям митрополита Антония”. К сожалению, его пришлось сильно сократить за недостатком времени. Было также сделано два кратких сообщения: А. Зайцев. “Проблема понимания аскетизма в трудах митрополита Антония”; С. Ф. Постольников. “Врачевание владыки Антония”. Первый день конференции закончился просмотром видеофрагмента беседы митрополита Антония на епархиальной конференции 1996 года. Публика могла наблюдать атмосферу доверия и свободы, в которой проходил обмен вопросами, мнениями, опытом между Владыкой и членами рабочей группы. Видеозапись, хотя и любительского качества, вызвала живой интерес и просьбы показывать каждый раз больше таких фрагментов. Второй день, суббота, закончился вечерней, отслуженной в зале собраний при помощи наскоро собравшегося хора. Третий, заключительный день конференции завершился панихидой по митрополиту Антонию. 1 Всего состоялось девять семинаров, точнее, мини-конференций: как правило, по теме выбранного текста митрополита Антония выступали два докладчика (в исключительных случаях — один), после чего шло обсуждение и доклада, и самого текста. Материалы трёх семинаров изданы ограниченным тиражом и продавались на последнем семинаре и на конференции. Пользуясь случаем, благодарим ещё раз директора Дома русского зарубежья В. А. Москвина, пригласившего семинары под крышу Дома.

http://pravmir.ru/hronika-vtoraya-mezhdu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010