прот. Александр Прокопчук Двенадцатая Глава Помазание в Вифании За шесть дней до Пасхи Иисус снова приходит в Вифанию. В год смерти Иисуса Христа Пасха совершалась в пятницу вечером. Следовательно, посещение Господом Вифании за шесть дней до пятницы падает на предшествующую субботу. Евангелист Марк пишет, что Иисуса приняли в доме Симона прокажённого ( Мк 14:1 ), где Марфа, Мария и Лазарь были гостями. «Тогда Мария, взяв фунт мира из нарда чистого, многоценного, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием мира» ( Ин 12:3 ). Речь тут идёт о благовонном масле, которое получали из стеблей ароматной травы, растущей в северной Индии. Это было очень дорогое благовоние; его привозили на Ближний Восток в запечатанных алебастровых сосудах, которые открывали в особых случаях. Этим щедрым даром Мария выразила свою любовь к Иисусу Христу и благодарность за воскрешение Лазаря. Упоминание о благоухании, наполнившем дом, – выразительная подробность, свидетельствующая о том, что сам евангелист был очевидцем происходящего. Бескорыстию Марии противостоит алчность Иуды: «И говорит Иуда Искариот, один из учеников Его, которому предстояло предать Его: почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали» (12:4 – 6). Часть денег, предназначенных для раздачи нищим, Иуда хотел присвоить себе. Появление женщины с распущенными волосами в собрании мужчин было нарушением иудейских обычаев, но в случае Марии любовь оказалась сильнее условностей. Помазание предвосхищает будущую смерть: «Сказал тогда Иисус: оставь ее; нужно было, чтобы сберегла она миро на день погребения Моего. Ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (12:7 – 8). Торжественный вход в Иерусалим и последующие события В рассказе Иоанна о торжественном входе Иисуса в Иерусалим отмечается многочисленность толпы, вышедшей из города, чтобы встретить и приветствовать Иисуса и сопровождать Его в шествии как Царя Израилева (12:13 – 15), о чём свидетельствуют атрибуты – пальмовые ветви, которые изображали на иудейских монетах того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Девятая Глава Прежде чем перейти к рассмотрению содержания девятой главы, отметим её уникальность – Иисус Христос как действующее лицо занимает в ней небольшое место. Он появляется только в начале и в конце повествования. Исцеление слепорождённого Несмотря на явное намерение иудеев Его убить (8:52), Иисус остаётся в Иерусалиме. Перед входом в храм ученики указали Учителю на одного из нищих, который был слепым от рождения, «И спросили Его: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?» (9:2). Как и большинство иудеев, ученики Иисуса верили, что несчастья посылаются людям в наказание за большие грехи, как их собственные, так и грехи их предков. Такого рода представления основывались на словах Моисея, утверждавшего, что Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх 20:5 ), и на учении раввинов, полагавших, что ребёнок может согрешить ещё в утробе матери. Прежде чем идти дальше, следует остановиться на возможных обстоятельствах первой встречи Иисуса Христа со слепорождённым. Вспомним реакцию Иуды Искариота на помазание Марией Спасителя в Вифании: «Почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим?» (12:5). Евангелист так поясняет этот вопрос: «Сказал же это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали». А обращение к Иуде на Тайной вечери: «Что делаешь, делай скорее» – Многие ученики объяснили тем, что Иисус как бы говорит ему: «Чтобы дал что–нибудь нищим» (13:27 – 29). Из этих указаний, а также из того, что после прозрения бывший слепец возвращается к своим соседям, которые, как и он, просили милостыню, можно предположить, что встреча Иисуса и учеников со слепорождённым произошла не просто когда они проходили мимо толпы нищих, а тогда, когда им раздавалось подаяние. Вопрос, заданный учениками Учителю, предполагает их веру в Его всеведение 130 . «Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нём» (9:3). Вернёмся к беседе о Хлебе Жизни. На вопрос толпы: «...как нам поступать, чтобы делать дела Божии?», Иисус отвечает: «В том дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого послал Он» (6:28 – 29). Таким образом, дело Божие – это вера в Иисуса Христа. Это «дело» и совершается над слепорождённым. Мы уже упомянули о том, что Иисус Христос как действующее лицо в большей части повествования отсутствует. То, что слепорождённому пришлось отстаивать перед фарисеями факт своего прозрения, приводит его к вере, о которой сообщается в конце главы: «верую, Господи, и поклонился Ему» (9:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Девятнадцатая Глава 4. Желая ограничиться лишь наказанием, Пилат решает подвергнуть Иисуса Христа бичеванию. «И воины, сплетя венец из терния, возложили Ему на голову, и в одеяние пурпурное облачили Его, и подходили к Нему и говорили: да здравствует Царь Иудейский! И били Его по лицу» (19:2 – 3). Как и при въезде в Иерусалим, Иисус вновь принимает царское прославление. Но для римских солдат это лишь повод для насмешек и унижений. 5. По окончании бичевания Пилат предпринимает новую попытку освободить Иисуса Христа: «И снова вышел Пилат наружу и говорит им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я никакой вины не нахожу в Нем. Вышел тогда Иисус наружу в терновом венце и пурпурном одеянии. И говорит им Пилат: вот Человек» (19:4 – 5). Вид Иисуса, обезображенного бичеванием и одетого в багряницу, имитирующую императорское одеяние, показывает нелепость Его притязаний на царскую власть. Он лишь простой беззащитный человек – объявляет Пилат. Однако иудеям по–прежнему нужна Его смерть: «Когда же увидели Его первосвященники и служители, они закричали: распни, распни. Говорит им Пилат: Возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины» (19:6). В третий раз, объявляя Иисуса Христа невиновным, Пилат отказывается от последующих шагов. Если первосвященники хотят Его смерти, он готов им выдать Иисуса для дальнейших судебных действий. Но они не видят в этом никакой необходимости. Их требование продиктовано законом: будучи человском, Он возвышал Себя до Бога. «ответили сму иудеи: у нас есть Закон, и по Закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (19:7). От политических обвинений они переходят к религиозным. 6. Слова иудеев вызывают у Пилата суеверный страх. В язычестве было распространено представление о том, что боги могут приходить на землю 227 . Пилат понимает необычность человека, которого он подверг наказанию. Он не только не хочет, но и боится Его осуждать. Эти опасения заставляют его продолжить расследование: «...И вошел в преторию снова и говорит Иисусу: откуда Ты? Иисус же ответа не дал ему» (19: 9). Он уже сказал Пилату онеземном происхождении Своей власти. Молчание Иисуса озадачивает Пилата. Ведь от его решения зависит судьба осужденного: «Мне ли не говоришь? Разве Ты не знаешь, что я власть имею отпустить Тебя, и власть имею распять Тебя? Ответил ему Иисус: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Поэтому тот, кто Меня предал тебе, больший грех имеет» (19:10 – 11). Для Иисуса Христа существует только одна власть – Бога. Поэтому Пилату доступно лишь привести в исполнение Его замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Пролог Вступление к Евангелию начинается так же, как и книга Бытия: «В начале...». Следующая фраза – «было Слово» (греч. «Логос») – напоминает о том, как Бог Своим словом переводил разнообразные элементы хаоса в упорядоченность творения (например: «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет»). Однако если Книга Бытия говорит о начале мира во времени, то первый стих пролога Евангелия от Иоанна указывает на существование Слова ещё до создания мира. Для евангелиста Слово – это личное Существо, предвечно бывшее у Бога, единосущное с Ним и действовавшее в качестве Посредника творения (1:1 – 3). Но поскольку вне пролога имени Логос нет в евангельском тексте, в библейской науке обсуждались причины употребления этого термина по отношению к Иисусу Христу. Слово «логос» греческого происхождения, поэтому в первую очередь исследователи пытались найти истоки представления о Логосе евангелиста Иоанна у эллинистических мыслителей. У стоиков – это жизненная энергия, которая пронизывает вселенную и создаёт в ней совершенный порядок. Иудейский философ Филон Александрийский (ок. 20 г. до Р. Х. – 42 г. по Р. Х.) придерживался свойственного грекам представления о Боге как удаленной от мира сущности и использовал понятие Логос, чтобы объяснить, как происходит общение между трансцендентным Богом и Его творением. Логос воспринимается как внутренний замысел всех вещей в сознании Бога и та сила, которая реализует его. Она стремится удержать дистанцию между Богом и миром и в то же время превзойти её. Таким образом, ей не может быть приписана божественность. Логос Филона – это не лицо, а элемент мира идей, который не является ни объектом веры, ни объектом любви. Поэтому другие исследователи обоснованно считают, что описание Слова в прологе гораздо ближе к библейской традиции. Это подтверждается следующим. 1. В псалмах Слово Божие – это действенная сила, которая создаёт мир и приносит спасение: «Словом Господа сотворены небеса» (Пс 32:6), «Послал слово Свое и исцелил их» (Пс 106:20). У пророков оно обретает почти независимое существование, само совершая то, ради чего оно было послано: «Так слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» ( Ис 55:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы «Я – истинная виноградная лоза» (15:1). Это последнее в четвёртом Евангелии самоопределение, начинающееся с «Я есмь»; оно продолжено словами: «и Отец Мой – виноградарь» 181 . В этом сравнении, как и в некоторых других случаях (6:31, 15:11), Господь пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис 5:17 ). «Я насадил тебя как благородную лозу», – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию ( Иер 2:21 ). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: «Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды» ( Иез 19:10 ). «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Ос 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище. Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, «превратилась в дикую отрасль чужой лозы». Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из–за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой. Виноградарь заинтересован в том, чтобы на лозе было «много плода». Для этого Он очищает её ветви, «чтобы больший плод приносили» (15:2). Очищение учеников через проповедь Иисуса Христа (15:3 «Вы уже чисты чрез слово, которое Я сказал вам») надо понимать не как произошедшую с ними нравственную перемену, а скорее как их готовность принести «плод» благодаря знанию Его учения 182 . Ранее Господь уже сказал, что принять Отца и Сына смогут лишь те, кто поверил в Его слова (14:26). Теперь Он пять раз повторяет призыв «Пребудьте во Мне» (в четырёх стихах, с 4–го по 7–й) и дважды указывает на взаимозаменяемость Своего слова и Себя Самого 183 : «Слово, которое Я сказал вам. Пребудьте во Мне, и Я – в вас», «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (15:3 – 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Четвёртая Глава Крещение, совершаемое учениками Иисуса Христа Четвёртая глава начинается с сообщения: «Когда узнал Господь, что услышали фарисеи о том, что Иисус больше приобретает учеников и крестит, чем Иоанн – впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – оставил Он Иудею и ушел снова в Галилею» (4:1 – 3). Как и в случае с Иоанном Крестителем, крещение, совершаемое Иисусом Христом, могло вызвать интерес религиозных властей и официальное расследование: является ли он Мессией и почему Он крестит? Для того чтобы его избежать, Иисус покидает Иудею и уходит в Галилею. Однако евангелист отмечает, что «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». В то же время в рассказе о свидетельстве Иоанна Крестителя ученикам в Еноне он говорил, что крестил Сам Иисус: «После этого пришел Иисус и ученики Его в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил... и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, который был с тобой по ту сторону Иордана, вот Он крестит» (3:22, 26). Поэтому неизбежен вопрос о причине столь очевидного расхождения: почему после двукратного указания на крешение, совершаемое Иисусом Христом, Иоанн поясняет, что крещение совершали ученики. Вспомним, что вопрос, заданный фарисеями Предтече: «Что же ты крестишь, если ты не Христос...» (1:25), предполагает, что крещение есть в первую очередь прерогатива Мессии. В ответ Иоанн не отрицает этого. Однако мессианское крещение – это «крещение Духом Святым» (1:33). Время этого крещения ещё не пришло. Поэтому в сообщениях о крещении, совершаемом Иисусом Христом, мы можем увидеть скрытое указание на Его мессианство. Он Тот, кто должен крестить. Но еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). «Водою» же крестили Ero ученики. Одно из центральных положений беседы с Никодимом: за деяниями Сына человеческого стоит безграничная любовь Божия (3:16). Бог стремится спасти весь мир. Продолжением этой темы является беседа Иисуса Христа с самарянкой и следующие за ней события. Встреча с самарянкой

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

прот. Александр Прокопчук Четырнадцатая Глава Предсказания Иисуса Христа о том, что Он покинет апостолов и впредь они уже не смогут находиться с Ним (13:33): о своей предстоящей смерти (12:32 – 33): о том, что кто–то из учеников станет предателем (13:21) и что даже Пётр трижды отречётся от Него (13:28), – смутили и опечалили их сердца. Видя на лицах учеников недоумение и страх, Господь призывает их к вере: «веруйте в Бога и в Меня веруйте» (14:1). Эти слова звучат как торжественная заповедь. Вера в Бога приравнивается Иисусом Христом к вере в Него Самого (что означает Их полное единство). Твёрдо уповая на Бога, ученики смогут преодолеть гнетущие их печаль и малодушие, понять смысл грядущих событий и устоять в предстоящих испытаниях. Иисус Христос – путь и истина и жизнь Однако разлука не будет долгой. Только что Иисус сказал Петру, что наступит время, когда тот сможет пойти туда же, куда и Он (13:36). А теперь разъясняет всем ученикам, что уходит для того, чтобы приготовить для них место (14:2). А когда приготовит им место, позовёт их к Себе. Неоднократно на протяжении своего служения Иисус говорил о своём небесном происхождении. Вот почему он продолжает: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (14:4). Однако Фоме хотелось бы более определённых сведении, в недоумении он восклицает: «Господи, мы не знаем, куда Ты идешь; как же нам знать путь?» (14:5). Иисус отвечает, что дело здесь не в знании дороги и цели путешествия, познать необходимо Его Самого: «Говорит ему Иисус: Я – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня» (14:6). Эти слова подчёркивают, что, вопреки распространённым человеческим представлениям, многих путей ко спасению не существует. Путь – это Личность. Перейти к отцу можно только через Иисуса Христа. В Иисусе Христе невидимый Бог открыл Себя людям «Если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы» (14:7) 168 . Служение Иисуса Христа было самым полным откровением Отца. Поэтому Господь говорит, что апостолы уже смогли увидеть Отца и узнать Его: «И отныне вы знаете Его и видели Ero».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Такое отмщение постигло Ильдибада за убийство Урайи. Кончилась зима, а с нею кончился и шестой год (540–541) войны, которую описал Прокопий. Готы уже тяготились властью Эрариха, видя, что этот человек неподходящ для того, чтобы вести войну с римлянами, и очень многие открыто поносили его, говоря, что он после убийства Ильдибада служит препятствием в совершении великих дел. Наконец, сговорившись между собою, все они посылают в Тарвизий к Тотиле, приглашая его вступить на престол. Они сильно тосковали по власти Ильдибада, и всю свою надежду на победу они перенесли на Тотилу, его родственника, вполне надеясь, что и у него те же цели и желания, как и у них. Когда они пришли к нему, он открыл им совершенно откровенно свой договор с римлянами и сказал, что если готы убьют Эрариха в назначенный для их собрания день (Другие толкуют: «до условленного им с римлянами дня».), то он последует за ними и выполнит все, что они хотят. Услыхав это, варвары составили заговор для низвержения Эрариха. Пока все это происходило в лагере готов, римское войско, пользуясь полной безопасностью и видя полную бездеятельность врагов, даже не думало наступать или действовать как-либо против врагов. Эрарих, созвав всех готов, убедил их отправить послов к императору Юстиниану и просить, чтобы он заключил с ними мир на тех условиях, на которых прежде он хотел заключить с Витигисом, а именно так, чтобы всей страной по ту сторону По владели готы, всю же остальную Италию уступили императору. Когда готы одобрили эти предложения, то, выбрав несколько человек, наиболее себе преданных, он отправил их послами к императору; в их числе был и Кабалларий. Считалось, что они будут вести переговоры с императором только о том, о чем я сказал выше, а тайно он поручил им добиваться у императора только одного: чтобы он мог получить от императора крупную сумму денег и быть зачисленным в ряды патрициев; за это Эрарих обещал передать ему власть над всей Италией и сложить с себя знаки королевского достоинства. Прибыв в Византию, послы стали действовать по этим инструкциям. В это время готы убивают по тайному заговору Эрариха. Когда он был убит, то согласно договоренности Тотила принял власть над готами.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

10. Те, которые наказывают согрешающих, другим мешают грешить. 11. Тот, кто чтит добродетель, первую истину чтит, и особенно над всяким добром начальствующую. 12. Солон: Солон-мудрец сказал, что то государство самое лучшее, в котором почитают добрых, и то самое худшее, в котором почитают дурных. 13. Секст: Две причины движут человека к заботе по Богу: наказание безбожия и вознаграждение благочестивых намерений. 14. Восхваляемый порок становится невыносимым. 15. Прокопий-ритор: Там, где не в почете добродетель, на свободе – порок. 16. Филон: Если хочешь быть просвещенным вдвойне, лучше всего творящих лучшее почитай и творящих худшее наказывай. 17. Сократ: Спрошенный о том, в каком государстве лучше всего жить, ответил: «В том, в котором живут по закону и наказывают неправедных». Слово 69-е. О самолюбии 1. Ин. 12, 25 : Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 2. 2Кор. 10, 18 : Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. 3. Филипп. 2, 21: Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. 4. Сир. 37, 50 : Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех. 5. Притч. 21, 2 : Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 6. Притч. 27, 2 : Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. 7. Свт. Василий Великий : Мужу, поистине достойному сего наименования, быть щеголем и занятым своею наружностью не менее укоризненно, чем рабски предаваться другой какой-либо страсти. Употреблять все старания на то, чтобы тело было как можно наряднее, свойственно человеку, который не познал сам себя и не понимает мудрого правила. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Никто не друг, никто не брат – только за своим наблюдает каждый. Поэтому и свое портим, и легко побеждаемы и диаволом, и людьми из-за того, что не приходили на помощь другу. Ибо и на войне в боевом строю воин, наблюдающий только за тем, чтобы лишь себя спасти бегством, и других, тех, что вместе с ним, губит вместе с собой, а благородный, и за других поднимая оружие, вместе с другими и себя спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010