Таким образом, естественным исходным пунктом для понимания задач Гуса и его партии, равно как и их отношения к Виклефу, по сознанию самих защитнйков Гуса и по внешним историческим указаниям, является их нравственно-практическая оппозиция духовенству в связи с другими оппозиционными элементами, усилившимися в Праге к началу XV в. Как это повсюду бывает в сложных исторических явлениях, развивавшаяся в первых десятилетиях XV в. оппозиция в Праге отсылает нас за своим источником в глубину веков, к началу христианства в Чехии и Моравии. История распространения христианства везде и всегда была историей борьбы между новой, совершенной религией и старыми, прижившимися языческими воззрениями, но в Чехии и Моравии, как и в большей части славянских земель, она была вместе с тем историей соперничества между двумя различными началами, на которые тогда уже заметно распадалось христианство, между началами восточного Православия и католицизмом. В 871 г. Мефодий, Паннонский архиепископ, обращает чехов к христианской вере греческого обряда, крестив чешского короля Боривоя и супругу его Людмилу вмести с детьми и вельможами; чрез 25 лет сюда проникли католические миссионеры, и с этого времени до XI в. здесь идёт неравная и постоянно возрастающая борьба между Православием и католицизмом, пока этот последний не приобрел полного господства в Чехии и не подавил собой Православие 467 . Нить греко-восточного предания явственно продолжается в Чешской церкви от Мефодия до изгнания славянских монахов из Сазавского монастыря и замены в нём славянских книг латинскими, т.е. до 1097 г., с XII же века в чешской истории теряются всякие определённые следы существования Православной Церкви. Но пережитая борьба с католичеством, насильственные действия последнего и подавление силой преданий Православия не изгладили из сознания чехов воспоминания о том, откуда пришло к ним христианство в первый раз, и не прошли бесследно в истории их Церкви, оставив по себе глухую оппозицию католическим началам и нерасположение к католическому духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Применительно к эпохе средневековья достаточно трудно выделить определенные периоды и районы особого почитания Е. Пространное Мученичество Е. переведено в составе дометафрастовских Миней Четьих (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508; о версиях текста см.: Hannick. Maximos Holobolos. S. 147. N 109; изд. в составе ВМЧ) в Болгарии в X в. или для Руси в XII в. (по мнению Д. Е. Афиногенова), краткие Мученичества Е. входят в Прологи, служба помещена в годовом комплекте Миней служебных (древнейший список в составе новгородской Минеи на нояб. 1097 г.- РГАДА. Ф. 381. 91; изд. И. В. Ягичем). Служба ей не встречается в доиерусалимских Минеях Праздничных. Метафрастова редакция Мученичества Е. была переведена в посл. трети XVI в. в кружке А. М. Курбского ( Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 184, 308). Неясны время и обстоятельства возникновения перевода в составе рукописи РГБ. Унд. 251 (нач.: «Сия приснопамятная бяше от прехвальнаго великаго града Александрии…» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 508. Примеч. 24). Перевод Мученичества Е. на «просту мову» (нач.: «Максентий незбожный седячы на панстве Римском…») содержится в Минее Четьей, переписанной в 1669 г. в Кутеинском Успенском мон-ре под Оршей (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 82. Л. 176- 181 об., см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 131, 136). Имя Е. не содержится в числе имен св. жен в старослав. молитве против диавола (см.: Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 77), не исключено, впрочем, что это дефект единственного сохранившегося списка (о неисправности текста в целом см.: Там же. С. 9-13), но читается в составе молитвы Св. Троице, датируемой XI в. и созданной, по наиболее убедительному предположению, в Сазавском мон-ре в Чехии ( Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojici a ceskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi//Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 8-23).

http://pravenc.ru/text/189599.html

(Cosm. 1923. Р. 43–44) 2.       II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III 871 в Майнце собирается собор 872 , на котором чешский князь Вратислав 873 поставляется королем Чехии и Польши 874 . На соборе брат Вратислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии 875 , представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт 876 . На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.] На востоке она (Пражская епархия. – Сост.) имеет границами такие реки: Буг (Bug) 877 и Стырь (Ztir) 878 , включая город Краков (Krakoua) 879 и область, называемую Ваг (Wag) 880 , со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri) 881 . [Южная граница – по границе с Баварией до реки Ваг.] (Cosm. 1923. Р. 134–140) 865 Чешский князь Вячеслав (по-чешски – Вацлав, по-немецки – Венцель: все три формы происходят от слав. с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии. 868 Говорить в 967 г. о какой-либо «секте народа Руси», отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г. 870 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Людмилы, Легенда о св. Людмиле и Житие св. Вячеслава Чешского, – также составленные в XIV веке, краткие жития Кирилла и Мефодия, находящиеся в славянских прологах и проч. Итальянской же Легендой поверяли обыкновенно позднейшие отрывочные известия с летописным характером, куда принадлежат: показания Сазавского и Градиштского монахов (XII в.), Диоклейского священника (1161 г), нашего Нестора и т. д. После Добровского в число первостепенных источников для истории Кирилла и Мефодия принято было греческое Житие Климента, еп. Величского († 916 г.), хотя и оно также поверяемо было Итальянскою Легендою. Это житие в 1-й своей части содержит с большею или меньшею подробностью сведения о жизни обоих Славянских Апостолов, но преимущественно о последних годах жизни Мефодия. Оно писано было учеником Климента, что окончательно доказано Миклошичем, вновь издавшим этот драгоценный памятник в 1847 году 7 . Около того же времени, т. е. после Добровского, признана была критикою историческая достоверность отрывочных славянских свидетельств о жизни Славянских Апостолов: Иоанна Екзарха (X в.) о переводе Мефодием книг Священного Писания , и монаха Храбра об изобретении славянских письмен. И так связных и сколько нибудь полных сказаний о жизни Славянских Апостолов с характером исторически – вполне достоверным, до открытия Паннонских Житий, считалось, собственно, два, т. е. Итальянская Легенда и Житие Климента. Оставляя другие сказания, позднейшие, без всяких с своей стороны замечаний, что завлекло бы нас слишком далеко, мы считаем нужным сказать несколько подробнее о последних двух памятниках, тем более, что к ним собственно ставятся в непосредственные отношения новые источники для жизни св. Кирилла и Мефодия, служащие предметом сочинений Дюммлера и Ваттенбаха. Итальянская Легенда не есть самостоятельное повествование о жизни Кирилла и Мефодия, а собственно сказание о перенесении из Херсона в Рим мощей святого Климента (римского папы), как и названа была эта Легенда первым ее издателем (Translatio s.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

богослужения) сосредоточилось в Риме, при Конгрегации распространения веры (во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. велось также в Венеции, в типографии Димитрия Феодосия). В 1561-1565 гг. глаголические книги для хорватов и словенцев издавались также в протестант. типографии в Урахе, близ Тюбингена (Вюртемберг). До 1812 г. в типографиях разных городов вышло не менее 71 издания, включая брошюры и листовки ( Круминг. Сводный каталог). После 1812 г. глаголическое книгопечатание почти прекратилось, было возрождено в ограниченном объеме исключительно для богослужебных нужд в 90-х гг. XIX в. в Риме по многочисленным просьбам приходов, сохранявших слав. богослужение. В целом феномен «глаголизма», включающего использование Г. как алфавита и глаголического богослужения на церковнослав. языке, является важным составляющим элементом хорват. национальной культуры. В письменности Сербии, куда (как и в Хорватию) Г. могла попасть 2 путями - непосредственно из Вел. Моравии и через Зап. Болгарию, примеры использования Г. немногочисленны (подробнее см.: 2001. С. 161-185), что во многом объясняется общей плохой сохранностью памятников до кон. XII в. Помимо Мариинского Евангелия к числу древнейших серб. глаголических памятников (к-рые в равной мере могут рассматриваться и как хорватские) относятся отрывки 2 Апостолов XII в.- Гршковича и Михановича - по происхождению из Хума (совр. Юж. Босния), входившего в то время в состав Сербского гос-ва. Позднейшая судьба Г. здесь сходна с судьбой болг. азбуки ( Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 4-8). Апостол Михановича. XII в. (ХАЗУ. Fragm. glag. 1) Апостол Михановича. XII в. (ХАЗУ. Fragm. glag. 1) В Чехии использование Г. распадается на 2 независимых друг от друга периода. 1-й непосредственно примыкает к великоморавскому и продолжается до кон. XI в. (крайнюю дату составляет 1096 г., когда было ликвидировано слав. богослужение в Сазавском мон-ре ). Единственный несомненный старослав. глаголический памятник чеш. происхождения XI в.- это Пражские листки (относительно происхождения более ранних Киевских листков существует широкий диапазон мнений).

http://pravenc.ru/text/165069.html

Не случайно послание Киевского митрополита Никифора Владимиру Мономаху заканчивалось пожеланием, обращенным к адресату: «Прочитаи же, княже мои, не единою ни дважды, но и множицею, и ты, княже, и сынове твои» . Однако далеко не все духовенство по обеим сторонам возникавшей конфессиональной границы стояло на столь жесткой и бескомпромиссной позиции. Ряд фактов, установленных исследователями литературных текстов и памятников искусства, говорит о наличии у древнерусского духовенства достаточно оживленных духовных контактов с соседними католическими странами. Особое внимание следует обратить на отношение между русским духовенством и бенедиктинским монастырем на реке Сазаве в Чехии уже после формального разрыва между Римом и Константинополем. Неопровержимым свидетельством этих связей является сообщение Сазавской хроники о том, что в 1095 г. в основание одного из престолов, поставленного в монастыре храма, были положены частицы мощей святых Бориса и Глеба . Такие реликвии могли попасть в Сазаву лишь из храма в Вышгороде под Киевом, где хранились мощи этих русских святых. Есть все основания полагать, что именно благодаря связям Сазавы с древнерусскими обителями на русскую почву попали не только тексты житий первых чешских святых — Вацлава и Людмилы, но и ряд обращавшихся в среде бенедиктинского монашества памятников латинской культуры более раннего времени, таких как житие основателя ордена Бенедикта Нурсийского и «Беседы на Евангелия» папы Григория Великого . О духовных контактах с латинским миром говорит и учреждение на Руси в конце XI в. праздника в честь перенесения мощей святого Николая из Мир Ликийских в Бари (Южная Италия). По сути дела имело место похищение латинянами мощей православного святого. Неудивительно, что такого праздника не знают ни византийская, ни другие православные Церкви. Однако Русь приняла этот праздник, и в конце XI в. была составлена посвященная ему особая служба, в одной из стихир которой указывалось, что святой «иным овцам посылается латинскому языку» . В «Хожении» черниговского игумена Даниила, посетившего в начале XII в. святые места в Палестине, находившейся в то время под властью крестоносцев-латинян, не обнаружено каких-либо выпадов по их адресу. Напротив, он благожелательно отозвался об иерусалимском короле Балдуине I Фландрском, принявшем его «со тщанием и любовию» .

http://sedmitza.ru/lib/text/442943/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОКОПИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученик Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский (+ 303 ), великомученик . Память 8 июля . Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима , жил и пострадал в царствование императора Диоклетиана (284-305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклетиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет , близ Сирийского города Апамеи , Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: " Неаний, и ты идешь на Меня? " Неаний спросил: " Кто Ты, Господи? " - " Я - распятый Иисус, Сын Божий " . В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников. Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что " враги человеку - домашние его " (Мф. 10, З6). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, непочитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклетиана . Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как " оскорбление величества " . Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую , где томился когда-то апостол Павел . После страшных мучений Святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос , придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.

http://drevo-info.ru/articles/4415.html

Говорит ли кто, говори как слова Божии. (1 Пет. 4: 11) Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу. ( Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею на 2: 4) Христос и самаритянка. Г. И. Семирадский. 1890 г. Холст, масло. Львовская государственная картинная галерея Современное сектоведение настолько секуляризировалось и удалилось в сторону, чуждую евангельской любви и открытости, что представляется необходимым всячески способствовать его возвращению в русло новозаветной текстологии. С религиозной точки зрения, многие новации в области сектоведения и миссиологии именно лишены здравого христианского смысла и должны быть возвращены, как просроченная гуманитарная помощь, изначальному заморскому «поставщику». «Протяни руку помощи оступившемуся» Пример христианского отношения к заблуждающимся и пребывающим вне света Христова нам дает Евангелие. Обратимся ко 2-й главе Евангелия от Марка. Читаем: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 1–5). Здесь обращают на себя внимание «четверо», которые, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «Четверо» самим числом своим могут указывать на четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а тот факт, что они «раскрыли кровлю… прокопав ее», может косвенно указывать на то, что когда изучение Евангелия совмещается с усердной молитвой, могущей раскрыть и кровлю Небес, то это неизбежно приводит нас к более чем положительным результатам. Следовательно, прокопать в данном прочтении может означать углубление в познание о Боге через Его Слово (Логос) или устранение всего того, что мешает нам приблизиться ко Христу.

http://pravoslavie.ru/98622.html

Начнем рассмотрение опять с подлинного смысла толкуемого, имея наперед в виду, что приводимый Апостолом псалом есть подлинно Давидов 41 . Общее содержание псалма вкратце можно выразить словами Делича 42 так: " благодарение (ст. 1–6), принесение себя в жертву (ст. 7–9) и молитва (ст. 10–18)». Частнее же ход мысли псалма можно начертать следующим образом. «Много Ты, Господи, сделал для меня и вообще для всех нас», как бы так начинает Псалмопевец (срав. ст. 2–3, 6). «Чем я могу благодарить Тебя за все это?» И отвечает: «жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты прокопал (открыл) мне уши (или по LXX: Ты уготовал мне тело): всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот я иду; в свитке книжном написано о мне: исполнить волю Твою, Боже мой, желаю я и закон Твой у меня в сердце» (ст. 7–9). В этом ответе сперва видна отрицательная сторона, – чего не желает Бог от Давида в благодарность за Свои благодеяния к нему: «жертвы и приношения, всесожжения и жертвы за грех». Эта отрицательная сторона ответа невольно напоминает собою подобные слова другого несомненно Давидова же псалма (-50), ст. 18: жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению Ты не благоволишь; и эти (последние) слова сказаны точно также как бы в ответ на воззвание: «Господи. отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (ст. 17); срав. также 1 Сам. (Цар.) 15, 22. Но скоро же выясняется и положительная сторона ответа; она начинается словами: Ты прокопал (karitha) 43 мне уши . Это обратное выражение равносильно выражению: Ты открыл мне, сообщил но откровению прежде неизвестное мне (срав. подобное в Исаии 50, 5). Что же это такое, что прежде было неизвестно Давиду, и потом открыто? Непосредственно за тем следующие слова: – всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал, – как замечено было, суть продолжения мысли отрицательного ответа первого полустишия стиха, среди которого как бы каким сфинксом изолированно стоит это положительное: Ты прокопал мне уши. Но что же открыто было Давиду? – Мы находим только одно особенное и согласное требование вопроса откровение, это – откровение, данное ему чрез пророка Нафана о ближайшем потомке его – Соломоне и дальнейшем Христе, 2 Цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но смерть Христа и есть вызов лукавой системе вещей (вещевизма). Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). – Обогатиться Его нищетою означает уподобиться Ему. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). Но куда нас ведут стопы Его (?), от Иерихона до Иерусалима, как не на Голгофу. Т. е. страдания и муки смерти неизбежны, и не только для верующих, но и для неверующих. Но если для неверующего страдания и агония смерти: бессмысленны и безысходны. То для верующего все, и муки, и сама смерть, все наполнено смыслом, и там, где нигилист (безбожник) видит мрак и безысходность, мы видим свет, смысл и перспективу. Крест Христов – это и залог нашей победы. Ибо там, где Голгофа, там рядом и победа Воскресения Христова, и если мы окажемся причастными к Его Смерти, то сделаемся чрез крестоношение и причастными к Его Воскресению, вечной победе над силами зла и самою смертью. Однажды святому великомученику Прокопию, в то время еще не совсем утвержденному в вере Христовой и шедшему на брань против сарацин, явился кристалловидный крест, и от него Прокопий услышал голос: «Аз есмь Распятый Иисус, Сын Божий». Этим видением Прокопий уже совершенно утвердился в христианской вере и, войдя в один из городов (Скифополь), повелел устроить себе из золота и серебра крест и на нем написать на еврейском языке три имени: вверху «Эммануил», а по сторонам «Михаил» и «Гавриил». Когда крест был сделан, Прокопий с благоговением облобызал его и затем смело пошел на врагов. Он пришел к Иерусалиму и там напал на сарацин, одержал над ними много побед и пленил многих. Так живая вера и живое упование на Бога перед выступлением на брань принесли обильный плод. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 805.) И далее мы читаем слова Сына Божия, обращенные к его ученикам: Мф.20:18 . «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010