Ранние Жития послужили основой для развития Ж. л. в Чехии. Особенно сложной и разветвленной является житийная традиция блгв. кн. Вячеслава. Вероятно, во 2-й пол. X в. было составлено его лат. Житие (по 1-й строке известно как «Crescente fide Christiana...»), вскоре переработанное в Баварии. В ознаменование учреждения в Праге епископской кафедры (973) герм. имп. Оттон II (973-983) поручил составление нового Жития кн. Вячеслава еп. Гумпольду Мантуанскому, который использовал баварскую редакцию чеш. Жития. Во 2-й пол. XI в. это Житие было переработано в Сазавском мон-ре, дополнено сведениями из 2-го лат. Жития (по 1-й строке известно как «Crescente fide Christiana...») и переведено на старослав. язык. Данная версия Жития («Легенда Никольского») сохранилась в 2 рус. списках XVI в. Гибель святых Людмилы и Вячеслава представлена в контексте борьбы язычества с христианством, их убийцы отнесены к языческому лагерю. В Житии были описаны посмертные чудеса кн. Вячеслава. Наибольшее распространение получила «Легенда Кристиана» - пространное лат. Житие святых Вячеслава и Людмилы (Vita et passio S. Wenceslai et S. Ludmilae aviae eius), составленное мон. Бржевновского мон-ря Кристианом. Житие начинается обширным прологом, в к-ром повествуется об истории чеш. земель, о Вел. Моравии, о миссии равноапостольных братьев Кирилла (Константина) и Мефодия и о принятии чехами христианства. Источниками служили не только более ранние жития, но и предания. Легенда о кн. Вячеславе получила продолжение в Житии, составленном бенедиктинцем Лаврентием из мон-ря Монте-Кассино (Италия), и в Житии, известном по 1-й строке как «Oportet nos fratres...» (рубеж XI и XII вв.). Широкое распространение получили Жития св. Прокопия († 1053), основателя Сазавского мон-ря. Вероятно, в 60-х гг. XI в. было составлено на латыни его 1-е Житие (Vita S. Procopii antiqua; по 1-й строке известно как «Tempore Henrici III imperatoris Romanorum...»). Краткое лат. Житие Прокопия (по 1-й строке известно как «Fuit itaque beatus abbas Procopius...») было составлено в Сазавском мон-ре не позднее XII в., возможно, на основании несохранившегося слав. Жития - «славянских письмен» ( Mares. 1979. P. 134-135). Так, пролог одного из более поздних лат. Житий адресован современнику Прокопия еп. Северу Пражскому (1030-1067). Впосл. краткое Житие стало основой для составления пространного Жития св. Прокопия (Vita maior, XIV в.), к-рое было переработано в стихотворное и прозаическое Жития на чеш. языке. В Сазавском мон-ре, вероятно, был выполнен слав. перевод Жития прп. Венедикта Нурсийского из «Диалогов» св. Григория I Великого.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Святый Прокопий – из славянского рода, Недалеко от Чешского брода; Ту весь Бог добре расплодил, В коей святой родился. Всякий посмеет заверить, Той весе имя Хотун. В ней жил старый кмет, Имел он себе много лет. Жена его была дворянка… Прокопий от детства своего Хранил себя весьма честно: По Боге творце жил, А мирскую суету пренебрегал. Видя то родители, Какого имели сыночка, Положили между собою совет: Отослав его в Велеград, К учителю славному, Чтобы учил его всякому чтению. Там было славно учение, Цвело на языке славянском»34). Соединяя древние и верные известия, должны мы представить жизнь преп. Прокопия в таком виде: Прокопий еще в доме родителей учился славянской грамоте и след. родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии св. Мефодием, моравским апостолом. Для усовершения познаний, они отправляли его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на отечественном славянском языке. Окончив учение, он посвящен был в священника и усердно учил вверенных ему правилам православного учения. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь, по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих, - гоняясь на охоте за зверьми, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу, в пещере. В беседе с герцогом, отшельник просил доброго государя   34) Там же и у Шафарика: Wybor z literatury ceske, w Praze 1845. У Ганки еще одно старинное сказание, взятое из служебника, сходное по содержанию с первым известием. Построить храм св. Предтечи. И просьба его была исполнена35). Так основалась на р. Сазаве пустынная обитель. Так как Ульрих стал владетельным герцогом с 1012 г., то и основание обители сазавской последовало не прежде этого года. По летописям русским, равноапостольный Владимир был в дружбе с герцогом Андреем и даже, как говорят некоторые летописи, хотел выдать за него дочь свою36). Понятно после того, что герцог, которого любил равноапостольный Владимир, не мог не обрадоваться желаниям блаженного Прокопия, решившегося основать православную, славянскую, обитель. С пособиями герцога и стараниями преп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Вот оно: Святый Прокопий – из Славянского рода, Недалеко от Чешского брода: Ту весь Бог добре расплодил, В коей святой родился. Всякий посмеет заверить, Той веси имя Хотун. В ней жил старый кмет, Имел он себе много лет. Жена его была дворянка. Прокопий от детства своего Хранил себя весьма честно: По Боге Творце жил, А мирскую суету пренебрегал Видя то родители, Какого имели сыночка, Положили между собою совет: Отослать его в Велеград, К учителю славному, Чтобы учил его всякому чтению. Там было славно учение, Цвело на языке Славянском 463 . Соединяя древние и верные известия, должны мы представить жизнь преподобного Прокопия в таком виде: Прокопий еще в доме родителей учился славянской грамоте, и следовательно, родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии святым Мефодием, Моравским апостолом. Для усовершения познаний они отправили его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на отечественном славянском языке. Окончив учение, он посвящен был в священника и усердно учил вверенных ему правилам православного учения. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих, гоняясь на охоте за зверьми, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу, в пещере. В беседе с герцогом отшельник просил доброго государя построить храм святого Предтечи. И просьба его была исполнена 464 . Так основалась на реке Сазаве пустынная обитель. Так как Ульрих стал владетельным герцогом с 1012 года, то и основание обители Сазавской последовало не прежде этого года. По летописям русским, равноапостольный Владимир был в дружбе с герцогом Андреем и даже, как говорят некоторые летописи, хотел выдать за него дочь свою 465 . Понятно после того, что герцог, которого любил равноапостольный Владимир, не мог не обрадоваться желаниям блаженного Прокопия, решившегося основать православную славянскую обитель. С пособиями герцога и стараниями преподобного Прокопия обитель Сазавская цвела. В ней совершалось Богослужение, в ней исповедовали веру точно в том виде, в каком предлагали славянские просветители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вопрос об этом представляет настолько подробное, беспристрастное и отчетливое исследование в отечественной литературе, что нам смело можно ограничиться только указанием на него 492 . Со своей стороны мы считаем вполне достаточным обратить внимание единственно на те моменты, в которых выступает голос представителя западной церкви с тем же тоном и смыслом, какой раскрыт нами в обзоре судьбы учения Кирилла и Мефодия в Моравии и установленной ими службы в Далмации и какой служит новым подтверждением добытых нами выводов и решительным опровержением насильственных уверений современного католичества. Два особенно резких момента выдаются в истории церкви Чешской. Один из них отчасти нам известен и касается распоряжения папы Иоанна XIII об учреждении в Праге епископства и монастыря в конце X века; другой относится к монастырю Сазавскому и к славянским порядкам в нем, заведенным основателем его, св. Прокопием. Выражение буллы римской в первом случае свидетельствует ясно о присутствии, с одной стороны, славянской литургии в чешской стране, о непосредственной связи этой литургии, по замечанию самого папы, с церковными обрядами Болгарии и Руси и о враждебном его взгляде на нее как на секту, на ересь; с другой, строгим требованием Uoahha XIII от князя чешского – поручить епископское звание человеку, который бы в совершенстве знал латинский язык и был бы способен вспахать новую почву в душах язычников и посеять на ней семена благой деятельности 493 , – говорит о боязни папы, чтобы не расширилась еще больше секта эта, и о непременном желании заменить ее латинством. Еще виднее взгляд римского двора и вообще латинства на славянский обряд в переворотах с недолговечным монастырем Сазавским. Сведения о воспитании и христианском образовании виновника устройства этого монастыря, св. Прокопия, не оставляют и тени сомнения, что он был ревностным последователем учения св. Кирилла, книги которого и служили для него главнейшим материалом и источником религиозного просвещения 494 . Ни один католик не в состоянии отвергнуть и того, что введенное Прокопием богослужение было славянское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Александрович 199 будет очень рад получить от Вас привет. Он очень беспокоился, что так долго нет о Вас вестей. Он также ревностно продолжает служить св[ятой] Церкви в качестве чтеца и псаломщика. Церковная наша жизнь идет по-прежнему. Обслуживаю свое малое стадо... Молюсь, да поможет Вам Господь. Молитесь и обо мне, грешном. Прося вашего благословения, остаюсь преданный Вам Прот[оиерей] Мих[аил] Васнецов. Д. 50. Л. 11–12 об. Подлинник. Автограф. 7. 11 мая 1962 г. 28 апр[еля] (11 мая) 1962 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Владыко! Сердечно благодарю Вас за Ваше столь содержательное письмо от 8(21) апреля и Ваше сердечное поздравление со светлым праздником Воскресения Христова! Вот Господь по милости Своей помог и мне, старому и немощному, провести святые дни и богослужение в дни Страстной седмицы, Светлого праздника и всей пасхальной седмицы. Конечно, мы по немощи нашей и малочисленности прихожан совершали далеко не все богослужения, которые положены св[ятой] Церковью на эти дни... В этом году неделя о Фоме совпала со днем в[елико]м[ученика] Георгия, и читались два апостола аналогичного содержания. Верим, что чудеса Божии совершаются и ныне: вот друг наш Петр исцелился от своего недуга... 200 Наверно, Вы, Владыка, о нем молились. Слава Господу за его милость. Что касается календаря и помещения в нем тех или иных святых, то мне приходится решать двойную задачу: с одной стороны, по техническим соображениям календарь не должен быть объемистым, с другой – надо удовлетворить желаниям и обычаям наших верующих. Не думаю, чтобы я мог вполне правильно решить эту задачу... И сил и образования у меня не так много. Общее правило для внесения в календарь у меня такое: прежде всего святые из Минеи. Но если на какой-н[ибудь] день в Минее много святых, я вношу не всех. Затем прославляемые святые, но почему-либо в Минею не вошедшие. Напр[имер]: равноап[остольная] Нина, просветительница Грузии, 14 января. Затем русские святые: Питирим Тамбовский, Иоасаф Белгородский и др. Не мог не поместить и здешнего угодника преп[одобного] Прокопия Чешского (или Сазавского).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Имеются 4 епархии: Прешовская (в Словацкой Республике; епархиальный архиерей Блаженнейший архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских Земель и Словакии Николай Коцвар, в храмах епархии старый стиль), Пражская (в Чешской Республике; архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор Пулец, в храмах старый и новый стиль, по требованию прихожан), Михаловская (в Словацкой Республике; епископ Иоанн Голонич, в храмах новый стиль) и Оломоуцко-Брненская (в Чешской Республике; епископ Симеон Яковлевич, в храмах старый и новый стиль). Монастырей – 4 мужских (в Пражской епархии – святого Прокопия Сазавского в г. Мост и святого князя Ростислава в Хабаржлвицах; в Оломоуцко-Брненской – святого священномученика Горазда в поселке Груба Врбка; в Прешовской – Положения ризы Пресвятой Богородицы), 2 женских (в Пражской епархии – святителя Николая на Амберге у Карловых Вар; в Оломоуцко-Брненской – Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове). Интересно отметить, что настоятельница Вилемовского монастыря игумения Алексия по происхождению румынка. Она, как и большинство сестер обители, прибыли в Чехию из румынского монастыря Варатик. Три года тому назад в Вилемове приняла постриг первая монахиня чешского происхождения – матушка Людмила. Монастырь в селе Ладомирова (восточная Словакия), разрушенный во время Второй мировой войны фашистами, до сих пор не был обновлен (восстановлен только храм, который сегодня действует как приход). В Чехии и в Словакии ныне действует Общество Православной Молодежи, которое организовывает летние детские лагеря (ежегодно, например, в женском монастыре в моравском Вилемове), крестные ходы (к месту, где служили св. равноап. Кирилл —243— и Мефодий – разрушенный моравский Велеград 624 ; далее в день мученической кончины св. Вячеслава и Людмилы в места их убиений, или к пещере, в которой подвизался св. Иоанн, к Сазавскому монастырю, экскурсии по святым местам православия, лекции и т. д. В Церковь входят следующие этнические группы: чехи, словаки, русские, украинцы. Русские эмигранты проживают в Чехии с начала XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весьма почитается православными в Чехо-Словакии также святой Прокопий Сазавский. Блаженнейший митрополит Дорофей называет его светилом чешского народа, искренним патриотом, верным стражем Кирилло-Мефодиевского наследия и величайшим подвижником 622 . Родился святой Прокопий около 985 года в Чехии и с малых лет отдан был на служение Богу при храме святого Климента на Вышеграде, построенном князем Борживоем и освященном святым Мефодием. Здесь Прокопий духовно возрастал и с любовью изучал славянские священные книги. За его особое благочестие духовенство и паства хотели избрать его настоятелем храма святого Климента, но святой Про- —240— копий, стремясь к отшельничеству, не принял этой чести. После кончины супруги он, как свидетельствует предание, посетив некоторые славянские монастыри, поселился в уединенной пещере возле реки Сазавы. Здесь он построил часовню, которую освятил в честь Пречистой Девы Марии. В 1032 г. чешский князь Олдржих, любивший богослужение на славянском языке, разрешил святому Прокопию построить в месте уединения монастырь, в котором бы воспитывались иноки в духе Православия. Новооснованный монастырь был заселен славянской братией. Первым игуменом был избран сам святой Прокопий. Он оставался настоятелем обители до своей кончины. Память святого Прокопия – 16 сентября ст. ст. С первых же дней бытия Сазавский монастырь стал хранителем Кирилло-Мефодиевских идей. Святой Прокопий сделал его центром восточной иконописи, архитектуры и славянской письменности. Сам святой Прокопий и братия обители переписывали Евангелие, Псалтирь и иные церковные славянские книги и распространяли их среди народа. Богослужения монастырские, совершавшиеся на славянском языке, а особенно славянское пение, привлекали множество людей. Возрастание славы Сазавского монастыря, а вместе с этим и распространение восточного славянского обряда не давали покоя католикам-немцам, которые путем интриг добились в конце 1096 г. изгнания славянских монахов. Место их заняли – при помощи государства – латиняне. Новоизбранный игумен Детгарт приказал уничтожить все славянские богослужебные книги. До первой мировой войны в монастыре хранилось лишь Евангелие, написанное, по традиции, собственноручно святым Прокопием, во время войны и этот шедевр был уничтожен 623 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прокопий Сазавский, прп. - житие Преподобный Прокопий Сазавский (ок. 970, Хотоунь — 25 марта 1053, Сазава) — чешский пустынник, основатель Сазавской обители. Прокопий родился около 970 года замке Хотоуни, его родителями были Вит и Божена. Получил хорошее образование в славянской школе на Вышеграде (по некоторым данным — на Велеграде) и был рукоположён в священники. Был женат, от брака родился сын Эммерам (в чешских источниках иногда Йимрам/Jimram). Позднее избрал монашескую жизнь и поселился в бревновском монастыре. После уничтожения рода Славниковичей правящей династией Пржемысловичей поселился в пещере в Далеях у Йинониц недалеко от Праги. Согласно приписке в глаголической части рукописи, здесь он создал кириллическую часть евангелия, причем обе части вошли позже в состав т. н. реймсского евангелия. В действительности кириллическая часть евангелия создана на Руси в XII веке. Затем св. Прокопий поселился в лесах в долине реки Сазавы, где вёл аскетическую жизнь и трудился — вырубал лес и возделывал землю. Согласно легенде, однажды местные жители увидели св. Прокопа, пашущего поле на запряжённом в плуг чёрте, которого он погонял крестом. Постепенно рядом с Прокопием поселяют его ученики жаждущие иноческой жизни и под покровительством князя Олдржиха возникает монастырь, первым игуменом которого и становится св. Прокопий. Монастырю покровительствует и сын Олдржиха, Бржетислав I. В качестве устава монастыря был выбран устав св.Василия Великого с некоторыми чертами устава св.Бенедикта. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке. В 1204 году святой Прокопий стал первым чешским святым, официально канонизированным римским папой — Иннокентием III. Прокопий — один из святых покровителей Чехии, в 1588 году его мощи были перенесены в часовню Всех Святых в Праге. Житие св. Прокопия, написанное по-старославянски вскоре после возвращения сазавских монахов из угорского изгнания, не сохранилось. Сохранился только латинский перевод 1097 г. в рукописях XIII—XIV вв. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Прокопий Сазавский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3253

Митрополит Дорофей известен своей экуменической и миротворческой деятельностью. В январе 1973 г. он был единогласно избран на двухлетний срок председателем Экуменического Совета Церквей Чехословацкой Республики. 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского (+883), святой княгини Людмилы (920), мученика князя Вацлава (Вячеслава) (+929) и святого Прокопия Сазавского (1053). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Боривоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе Святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Тайн под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался. Святая Людмила была женой князя Боривоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Боривой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

—237— присутствии президента Словакии. Так как и после интронизации Блаженнейший Николай остался управляющим (непосредственно) Прешовской епархией, то центр Автокефальной Церкви был переведен из Праги в г. Прешов. По справедливому слову архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора, Блаженнейший Николай – «Защитник Православия, выдающийся деятель нашей Церкви, старейший архиерей... В его лице я вижу мученичество и святость Церкви» 620 . 11. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии Чехо-Словацкая Православная Церковь имеет своих национальных особо чтимых угодников Божиих. Кроме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, весьма почитаемых всеми славянами, чешский народ с благоговением называет имена святого Иоанна Чешского († 883), святого Ростислава князя Великоморавского (пригласил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию, † 870), святого Горазда I (после смерти святого Мефодия епископ Великоморавский), святых Ангеляра, Климента (епископа Охридского) († 916), Наума (Охридского) и Саввы (ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия), святой мученицы княгини Людмилы († 927), мученика князя Вацлава (Вячеслава) († 935), святого Прокопия Сазавского († 1053) и священномученика Горазда II († 4 сентября 1942 г.). Святой Иоанн Чешский происходил из могущественного племени полабских славян, именуемых иначе ободритами. Его отец Гостомысл был королем ободритов. В 844 г. Гостомысл погиб во время сражения с войсками императора Людовика Немецкого, находившегося под влиянием латинских священников, принуждавших огнем и мечом полабских славян к латинской вере. После —237— того как собратья святого Иоанна были уничтожены чужеземцами, он ушел в уединение в чешские леса для духовного совершенствования. 42 года подвизался святой Иоанн в лесном одиночестве. На склоне жизни он встретился с чешским князем Борживоем, когда тот однажды, преследуя на охоте раненую лань, пришел к пещере подвижника. По просьбе святого князь прислал к нему священника славянского обряда по имени Павел. С этим священником святой Иоанн ходил в резиденцию князя и там, в храме, причастился Святых Таин под обоими видами. Вернувшись в свое уединение, он вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010