Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля), один из 7 известных по имени учеников равноап. архиеп. Мефодия и его преемник по кафедре. Малочисленные сведения о жизни и деятельности Г. содержатся в Пространных житиях архиеп. Мефодия и св. Климента Охридского. Имя Г. присутствует во всех упоминаниях об учениках святых Кирилла и Мефодия (MMFH. T. 3. S. 436, 445; Чешмеджиев. С. 429-433). Память Г. читалась под 17 июля в лат. месяцеслове XIV в. из б-ки коллегиата в Вислице (М. Польша), хранившемся до второй мировой войны в Национальной б-ке в Варшаве (Lat. I 42). В этой рукописи были также памяти святых Климента и Наума Охридских (совместно с Г. и отдельно) и Прокопия Сазавского ( Zathey J. O kilku przepadych zabytkach rkopimiennych Biblioteki Narodowej w Warszawie//Studia z dziejów kultury Polskiej: Ksika zb. Warsz., 1949. S. 73-86; MMFH. T. 3. S. 440). Известно, что Г. был мораванином. В Пространном Житии равноап. Мефодия архиепископ говорит о Г., что «сь есть вашея земля свободь моужь», не упоминая о знатности его происхождения. Г. владел греч. и лат. языками. Вероятно, был одним из учеников, к-рых кн. Ростислав отдал в лат. школы в обучение слав. первоапостолам. В 869 г., во время поездки первоучителей в Рим, Г. был рукоположен во диакона или иерея. Нельзя однозначно утверждать, что он находился вместе с архиеп. Мефодием в заточении в баварском мон-ре в 870-873 гг. и его имя в форме «Choranzanus» записано в синодик («Братскую книгу») баварского мон-ря Райхенау. Незадолго до смерти архиеп. Мефодий назначил Г. своим преемником. Он, как и его предшественник, был приверженцем слав. богослужения; для канонизации Мефодия были написаны Пространное Житие архиепископа (участие Г. в его создании остается под вопросом) и, вероятно, служба с каноном Клименту Охридскому. Деятельность Г. не получила одобрения папы Римского Стефана V и морав. кн. Святополка. В папской булле, адресованной князю, сообщалось о снятии отлучения с противника архиеп.

http://pravenc.ru/text/166167.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 58-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Православном Богословском институте прп. Сергия Радонежского и завершает статья о Псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. Большое место в томе занимает тема Преображения Господня. Явление Божественной природы Господа Иисуса Христа перед избранными учениками и один из важных праздников церковного года рассматриваются в частности и с иконографической точки зрения. Том содержит статьи о Преображенских монастырях в различных епархиях России и Зарубежья. Хотелось бы особо выделить статью о Православном Свято-Тихоновском государственном университете, одном из ведущих образовательных учреждений Русской Православной Церкви, много лет возглавляемом протоиереем Владимиром Воробьевым. Эта статья следует за материалом о Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже. 58-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. В частности здесь присутствуют статьи о Преображении Господня монастыре в г. Киров, а также Преображенских монастырях в Одесской, Хмельницкой, Черкасской и ряде других епархий. Особо отметим статью о Спасо-Преображенском монастыре на Нередице южнее Новгорода. Том содержит также обстоятельную статью о Преображенском кладбище на востоке Москвы. Можно указать также на материалы о Прешовской епархии, Приамурской митрополии, Прилукском викариатстве, дунайской Проилавской митрополии Константинопольского патриархата, с кафедрой в городе Брэила. В том вошло много материалов о румынских монастырях, например, таком как Пробота. Новый том «Православной энциклопедии» содержит большое число статей, посвящённых различным персоналиям. Заметное место в нем занимают блоки статей «Пров», «Прокл», «Прокопий». Читатели смогут ознакомиться со статьями о прп. Прокопии Сазавском, вмч. Прокопии, прав. Прокопии Устьянском, блж. Прокопии Устюжском и Прокопии Кесарийском, выдающемся и скандальном историке и биографе императора Юстиниана Великого.

http://pravenc.ru/shop/2590536/

Вышел в свет 58-й том «Православной энциклопедии» Москва, 28 июля 2020 г.      В июле 2020 года Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 58-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый том продолжает публикацию статей на букву «П». Том открывает статья о Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского и завершает статья о Псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. Большое место в томе занимает тема Преображения Господня. Явление Божественной природы Господа Иисуса Христа перед избранными учениками и один из важных праздников церковного года рассматриваются, в частности, и с иконографической точки зрения. Том содержит статьи о Преображенских монастырях в различных епархиях России и зарубежья. Издание содержит статью о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, одном из ведущих образовательных учреждений Русской Православной Церкви, много лет возглавляемом протоиереем Владимиром Воробьевым. Эта статья следует за материалом о Богословском институте прп. Сергия Радонежского в Париже. 58-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. В частности, в том включены статьи о Преображении Господня монастыре в г. Кирове, Спасо-Преображенском монастыре на Нередице южнее Новгорода, а также Преображенских монастырях в Одесской, Хмельницкой, Черкасской и ряде других епархий. Книга содержит подробную статью о Преображенском кладбище на востоке Москвы, материалы о Прешовской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Приамурской митрополии, Прилукском викариатстве, дунайской Проилавской митрополии Константинопольского Патриархата с кафедрой в городе Брэила. В издание вошли материалов о румынских монашеских обителях, например, есть статья о монастыре Пробота. Новый том «Православной энциклопедии» содержит большое число статей, посвященных различным персоналиям. Заметное место занимают блоки статей «Пров», «Прокл», «Прокопий». Читатели могут ознакомиться со статьями о прп. Прокопии Сазавском, вмч. Прокопии, прав. Прокопии Устьянском, блж. Прокопии Устюжском и Прокопии Кесарийском — выдающемся историке и биографе императора Юстиниана Великого.

http://pravoslavie.ru/132985.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прокопий Сазавский, прп. - житие Преподобный Прокопий Сазавский (ок. 970, Хотоунь — 25 марта 1053, Сазава) — чешский пустынник, основатель Сазавской обители. Прокопий родился около 970 года замке Хотоуни, его родителями были Вит и Божена. Получил хорошее образование в славянской школе на Вышеграде (по некоторым данным — на Велеграде) и был рукоположён в священники. Был женат, от брака родился сын Эммерам (в чешских источниках иногда Йимрам/Jimram). Позднее избрал монашескую жизнь и поселился в бревновском монастыре. После уничтожения рода Славниковичей правящей династией Пржемысловичей поселился в пещере в Далеях у Йинониц недалеко от Праги. Согласно приписке в глаголической части рукописи, здесь он создал кириллическую часть евангелия, причем обе части вошли позже в состав т. н. реймсского евангелия. В действительности кириллическая часть евангелия создана на Руси в XII веке. Затем св. Прокопий поселился в лесах в долине реки Сазавы, где вёл аскетическую жизнь и трудился — вырубал лес и возделывал землю. Согласно легенде, однажды местные жители увидели св. Прокопа, пашущего поле на запряжённом в плуг чёрте, которого он погонял крестом. Постепенно рядом с Прокопием поселяют его ученики жаждущие иноческой жизни и под покровительством князя Олдржиха возникает монастырь, первым игуменом которого и становится св. Прокопий. Монастырю покровительствует и сын Олдржиха, Бржетислав I. В качестве устава монастыря был выбран устав св.Василия Великого с некоторыми чертами устава св.Бенедикта. Монастырь был центром славянской культуры и последним местом в Чехии, где совершалось богослужение на церковнославянском языке. В 1204 году святой Прокопий стал первым чешским святым, официально канонизированным римским папой — Иннокентием III. Прокопий — один из святых покровителей Чехии, в 1588 году его мощи были перенесены в часовню Всех Святых в Праге. Житие св. Прокопия, написанное по-старославянски вскоре после возвращения сазавских монахов из угорского изгнания, не сохранилось. Сохранился только латинский перевод 1097 г. в рукописях XIII—XIV вв. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Прокопий Сазавский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3253

В такой ситуации становилось возможным и вольное обращение верховного собственника с землями епископства. Примером может служить история перемен в положении града Подивина, прослеженная чешским исследователем В. Грубым . Этот моравский град был в 1063 г. передан Пражской кафедре в обмен на ее отказ от церковной юрисдикции над Моравией , однако затем чешские князья несколько раз отбирали этот град у епископов, и в XIII в. он окончательно вошел в состав государственных земель. Очевидно, стараясь избежать чего-либо подобного, польские епископства в 1-й половине XII в. озаботились получением булл, в которых папа подтверждал их права на находившиеся в их распоряжении земли и доходы. Когда в начале XIII в. в обеих странах начались споры между духовной и светской властью, правители неоднократно изгоняли неугодных епископов, забирая под свое управление епископскую казну, земли и доходы . Отдельные черты великокняжеского патроната над Церковью выступают при рассмотрении статуса монастырей и капитулов. Аббаты монастырей назначались правителем, основавшим обители и наделившим их землей. В повести о Сазавском монастыре, сохранившейся в одной из редакций «Хроники» Козьмы Пражского, о Прокопе, основателе монастыря, говорится, что его «dux magnanimiter cum satrapis ad abbatiae institutam... promoveri decrevit» (князь с вельможами великодушно... приказал возвести в сан аббата); аналогичный характер имеют и записи о назначениях его преемников . Это же в полной мере относится и к членам капитулов, многие из них были в то время светскими лицами . Уже в XII в. монастыри, несомненно, выступали, выражаясь современным языком, как юридические лица, принимая дарения и совершая различные имущественные сделки, но верховный собственник сохранял за собой контроль за их деятельностью. Отдельные документы говорят и об утверждении князем сделок между монастырями и об аннулировании им сделок, заключенных без его согласия . Патрон мог в случае необходимости использовать имущество монастыря для своих нужд. Так, например, поступил князь Собеслав II с частью имущества монастыря св. Марии в Кладрубе .

http://sedmitza.ru/lib/text/442907/

Продолжает наш список преподобный Прокопий Сазавский – основатель и настоятель Сазавского монастыря, который хотел обновить восточную Литургию и обряд богослужения. Также любимый чешский святой – священномученик Горазд , епископ Чешский и Моравско-Силезский – он мученик ХХ века. Новомученик Горазд был раньше католическим ксендзом, но принял Православие, и в Сербии его рукоположили в епископы. Став православным архиереем, возглавил нашу автономную область (мы были в юрисдикции Сербии в те времена, только после Второй мировой войны перешли под юрисдикцию Московского Патриархата и позже получили автокефалию – самостоятельность). И еще мы, как и украинцы, почитаем святого Алексия Карпаторусского и священномученика Максима Горлицкого. – А как идет монастырская жизнь? – Это очень сложный вопрос. У нас нет духовников и опытных старцев, способных образовать монастырь. А если нет духовников, то послушники тянутся в более традиционные монастыри, уходят… На данный момент у нас действуют: мужской монастырь Преображения Господня в Тешове, где подвизаются три монаха; Свято-Вячеславо-Людмилинский женский монастырь в Лоденице. Формально есть и другие монастыри, но без братии. Есть наши монахи и на святой горе Афон, и в Греции. Мы надеемся, что сейчас они подвизаются в традиционных монастырях под хорошим руководством, а через несколько лет вернутся и уже смогут основать монастырь у нас. – А как воспринимает Православие молодежь? И воспринимает ли? – Думаю, у нас очень слабая миссионерская деятельность. В Чехии сейчас большинство православных – украинцы и русские, и основная часть нашей энергии идет на окормление этих прихожан. Даже в Праге, где восемь приходов, на чешском языке мы проповедуем и служим только в одном храме. Некоторые чехи понимают церковнославянский, но для большинства он, к сожалению, чужд и непонятен. Когда чех приходит в храм, где служат на церковнославянском и проповедуют на русском, он, конечно, думает, что это русский храм, и покидает его. Поэтому мы часто стараемся чередовать ектеньи: одну возглашаем на церковнославянском, другую – на чешском. Над нашей миссионерской деятельностью еще нужно много работать. Также мы мало печатаем церковных книг на чешском языке.

http://pravoslavie.ru/87321.html

— Церковь Чешских земель и Словакии в настоящее время готовится к 60-летию автокефалии. Почему именно от Русской Православной Церкви Чехословацкая Церковь получила автокефалию? — Первые контакты, ставшие основой дружбы между нашими Церквами, возникли еще в древности, в X-XI веках, когда невдалеке от реки Сазавы отшельник Прокопий, подобно прп. Сергию Радонежскому основал в лесных дебрях обитель, ставшую впоследствии большим известным монастырем. Во времена действия в Чехии Сазавского монастыря, монахи оттуда ходили в Киев, а монахи из Киевской Руси были гостями в монастыре Сазавском. И каждый раз в дар друг другу приносили иконы и рукописи... Эти приношения монахов Сазавского монастыря и теперь свято хранятся в Киеве. В свою очередь, киевские иноки принесли в Сазавский монастырь частицы мощей святых мучеников Бориса и Глеба, где их почитали с величайшим благоговением. Им посвящен был один из приделов этого монастыря. Русская Православная Церковь и после, уже в XIX веке, помогла возродиться нашей стране и нашей Церкви. Чехия почти три столетия не имела собственной государственности, подчиняясь австрийской империи Габсбургов. Народ был онемечен, бесправен. И никто на Западе нам помочь не хотел и не мог. А Россия тогда для чехов была светом, надеждой и прибежищем. Русские славянофилы поддерживали чешских и словацких патриотов-возрожденцев и идейно, и материально. С их помощью в 1848 году в Праге был собран I Славянский съезд, положивший начало возрождения в Чехии славянской культуры и языка. В 1867 году Славянский съезд прошел в Москве, а на улицах Праги пели тогда: «Боже, царя храни!» Русские помогали чехам и после: давали средства на строительство православных храмов, посылали в Чехию православных священников. Таким, например, был мученик за Православие и верность славянству протоиерей Николай Рыжков. Народ Чехии чтит память этого человека. Но и чехи в свое время (годы гражданской войны в Росси и последующих гонений) приняли русских беженцев как своих братьев. Им помогли обустроиться, получить образование… Миллиарды тратило на это молодое Чехословацкое государство.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1630043...

Пражская епархия является наследницей Чешской православной епархии, созданной в 1929 г. и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из чешской православной общины, отделившейся от Чехословацкой (гуситской) церкви в 1924 г. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 г. епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 г. 8 октября 1945 г. епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце, высказался за переход Чешской православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 г. епархия преобразована в экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 г. по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 г. и до 1992 г. пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 г. в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. На территории Пражской епархии находится 39 храмов (1 в совместном использовании с Римо-Католической Церковью) и 10 часовен (1 в совместном использовании с Чехословацкой гуситской церковью), объединенных в 31 приход. Приходы разделены на 5 окружных протопресбитератов (благочиний). Действует один мужской монастырь (преподобного Прокопия Сазавского в Мосте). Оломоуцко-Брненская епархия Кафедра: Оломоуц Кафедральный собор св. Горазда I, ученика св. Мефодия (боковой предел Успения Пресвятой Богородицы, в крипте — предел новомученика Горазда II, епископа Чешского)

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

В хронике впервые был собран большой материал по истории Чехии в контексте всемирной истории с древних времен до кон. XI в. Описание страны, к-рую стали называть Богемия (Чехия) по имени предводителя племени Богемуса (Чеха), содержит ветхозаветные аллюзии, связанные с приходом древних иудеев в землю Ханаанскую (Ibid. I 2; ср.: Суд 5. 6; Втор 6. 3; 34. 4). В сочинении зафиксировано предание о начале чеш. государственности: легенда о пророчице Либуше и ее муже Пржемысле-пахаре, ставшем князем племени чехов. Характерной чертой этого предания была идея об автохтонном происхождении династии Пржемысловичей (ее правлению автор уделяет основное внимание). В уста Либуше хронист вложил пророчество о буд. славе Праги и Чешского гос-ва (Ibid. I 4-9). Говоря о дохристианском периоде чешской истории, К. П. добавил в описание некоторых событий элементы христ. символики (Ibid. I 11). Особое место в сочинении занимает крещение кн. Борживоя († ок. 894); много внимания уделено рассказу о главных чеш. святых - блгв. кн. Вячеславе (Вацлаве) (922-935) и сщмч. Адальберте (Войтехе), еп. Пражском (983-997) (Ibid. I 14-19, 25-31); при этом в тексте отсутствует к.-л. информация о св. Прокопии Сазавском († 1053), что свидетельствует о неприятии К. П. слав. литургии, центром которой в XI в. был Сазавский мон-рь. В «Чешской хронике» предпринята попытка создать образ идеального правителя. К. П. осуждает действия мн. князей прежде всего за их междоусобицы, которые приносят стране разорение, критикует вмешательство в чеш. дела герм. императоров. Сочинение К. П.- выдающееся лит. произведение с богатым и образным языком, динамичным повествованием, лирическими и нравоучительными отступлениями. «Чешская хроника», к-рая была написана в форме анналов, легла в основу чешской историографической традиции; позднейшие хроники составлялись как ее продолжение. Тем не менее хроника К. П. содержит ошибки в хронологии правления польск. кн. Казимира I Восстановителя (1034-1058), т. к. автор приводил даты на основе устной традиции.

http://pravenc.ru/text/2458839.html

Параллельно в ряде работ В. исследовал отражение кирилло-мефодиевской традиции в старочеш. библейских переводах. На богатом старочеш. материале он выявил и проанализировал не менее 100 слов и значительное число конструкций, отражающих эту связь. В небольшом исследовании (1892) о происхождении первого старослав. Жития страстотерпца Вячеслава Чешского и Жития св. Прокопа Сазавского («Прокоповской легенды») В. писал о том, что после падения Великоморавской державы слав. богослужение сохранялось лишь в Вост. Словакии и в Закарпатье, однако позднее (1903) признал достоверность сведений о Крещении св. архиеп. Мефодием кн. Борживоя и мц. Людмилы, по инициативе к-рой св. Вячеслава обучали слав. языку. В.- автор фундаментальных исследований в области грамматики церковнослав. языка (1900; часть, посвященная синтаксису, опубл. в 1915 на рус. языке), сравнительной грамматики слав. языков, а также 2 церковнослав. хрестоматий. Соч.: Über einige orthographische und lexikalische Eigentümlichkeiten des Codex Suprasliensis im Verhältnis zu den anderen altslovenischen Denkmälern. W., 1891; Zur Würdigung der altslovenischen Wenzelslegende und der Legende vom hl. Prokop. W., 1892; Glagolita Clozv. Praha, 1893; Frisinské památky, jejich vznik a význam v slovanském písemnictví. Praha, 1896; Nový text hlaholský církevnslovanské legendy o sv. Václavu//asopís Musea Království eského. Praha, 1903. 77. S. 145-162, 435-448; O pvodu Kijevskích list a Prakích zlomk a o bohemismech v starších církevnslovanských památkách vbec. Praha, 1904; Altkirchenslavische Grammatik. B., 1910, 19122 (рус. пер.: Древнецерковнослав. синтаксис/Пер. [М. П.] Петровского. Каз., 1915). Лит.: Ляпунов Б. М. Вацлав Вондрак и его научная деятельность//ИОРЯС. 1927. 32. С. 243-274; КМЕ. Т. 1. С. 452-455 [Библиогр.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки

http://pravenc.ru/text/155222.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010