Если святой и праведный Иоанн Кронштадский, чтобы не засохла смоковница нашей Церкви, предлагает нам всем пережить покаяние и огнем суда очистить Россию, то святитель Игнатий Брянчанинов , подобно п реподобному Нифонту, епископу Кипрскому, уповает только на остаток, тот самый остаток избранных Божиих, ради которых и которыми (то есть их молитвами) и сохраняется мир. Сказано: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» ( Сир.44:16–17 ); и еще: «Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» ( Ис.10:21–22 ). То есть во все времена спасение было открыто только для остатка – избранных и предопределенных к спасению. А то, что остатком и мир существует и держится, смотри, что сказано у пророка Исаии: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Так же и апостол Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» ( Рим.11:5 ). То есть остаток сохраняется Богом «по избранию благодати», а мир не продолжил бы своего существования «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка». Кто-то может возразить на слова Сына Божия, – « если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею », – что, мол, древние и современные христиане не только не могут подобного сделать, но и табуретку с места сдвинуть одной верою своею не могут. Блаженный Иероним предлагает следующий ответ на подобное недоумение: «Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, – по свидетельству Евангелия от Иоанна, – Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир. Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, – как бы ни были они многочисленны, – это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям » 205 . То есть подлинное чудо не должно разрушать ничьей свободной воли, и оно всегда оставляет место для сомнения. Ибо если Господь врывался бы в нашу реальность каскадом чудес, это и означало бы насилие над нашей свободной волей. Поэтому чудо – это всегда ответ на присутствие веры в сердце созерцающего данное чудо. Даже о Сыне Божием сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.13:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Есть речь, облеченная смертью… 13.12.2013 06:47:58 Виктор Ларкин «Сеятель слово сеет» Марк 4.14 Как известно, Господь использовал лишь исключительно Слово и ничего, кроме Него, чтобы создать всё многообразие мира видимого и невидимого: вселенную и человека в ней. То есть, Божественное Слово обладает величайшей мощью, оно есть совершенно особый, уникальный инструмент творения. Человек создан по образу и подобию своего Творца. Наша речь – дар Божий, в котором Он предоставил нам частицу своих сил и способностей. Поэтому исходящее из наших уст слово также обладает большой силой. Потенциально оно может буквально всё. Однако, своим невежеством человек не только порой низводит эту силу до полного бессилия, но очень часто превращает свою речь в орудие разрушения и собственной погибели. Давайте посмотрим, как и почему это происходит. Сначала приведу некоторые моменты на эту тему из Священного Писания. Так, святой апостол Иаков сравнивает орган человеческий речи – язык с огнем, который, даже будучи очень маленьким, может зажечь очень много вещества. Апостол говорит, что наш язык, хоть и небольшой орган, но многое делает и «…в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Язык -) …это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3.5-12). Речь – это не просто сочетание каких-то звуков, отражающих наше состояние и движение мысли. Речь есть выражение содержания самой сути человека - его души или сердца. В Священном Писании говорится: «…исходящее из уст - из сердца исходит» (Матф.15.18).  Таким образом, человеческий язык – это своеобразный «генератор» энергий: энергий нашего сердца и души. Причем, это такой «генератор», который может работать только в двух режимах: либо созидательном, либо разрушительном, - производя либо сладкую, либо горько-соленую воду. Таково сокровенное значение нашей речи, каждого нашего слова: в них мы  либо созидаем, либо разрушаем; либо исцеляем, либо убиваем; либо осуждаемся, либо оправдываемся.

http://radonezh.ru/analytics/est-rech-ob...

Значит в приведенном ответе Иисуса Христа несомненно является та истина, что для чрезвычайного, чудесного проявления силы Божией на человеке, или чрез человека нужна известная высота веры в Бога – в ее, так сказать, таинственно-прикровенном восшествии на степень чудотворений во имя Божие. И что такое восшествие на высоту веры, будучи несомненно даром Божиим ( 1Кор.1:2–9 ), есть вместе и достояние человека, стяжание которого требует от человека и личного хранения для пребывания на сей высоте веры. На это мы имеем следующее свидетельство Св. Писания: Ап. Петр чудесным образом шел по воде, «чтобы подойти к Иисусу», до тех пор, пока испугавшись не усумнился, и Иисус Христос, поддержав его за руку, сказал ему «маловерный! Зачем ты усумнился?» ( Мф.14:29, 30 ). Следовательно, сия чудодействующая вера требует не только своего восшествия на высоту, но и пребывания на сей степени своей высоты, пребывания – как личной уже как бы заслуги человека пред Богом и личного уже его стяжания. Посему Иисус Христос, по случаю удивления Апостолов, что проклятая Спасителем смоковница «тот час засохла», сказал им в ответ: «если будете иметь веру, и не усумнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море; будет» ( Мф.21:19–21 ). «И все, чего не попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). Евангельская кровоточивая женщина, говорившая «сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его – Иисуса, – выздоровею» ( Мф.9:21 ), представляет собою пример той возвышенной веры, которая, говорит высокопр. Филарет, как бы «черпает и, так сказать, похищает Божественную силу» (Сл. и реч. выс. Филар. из. вт. ч. 1 стр. 119). Ибо «тотчас течение крови у ней остановилось», повествует Евангелие о кровоточивой женщине, когда она, «подойдя сзади, коснулась края одежды Его» ( Лк.8:44 ). Это знаменательнейшее чудо раскрывает пред нами тайну чудотворения чрез веру, указывая вместе с тем, что Божественное дарование, почивающее на верующем, есть не отвлеченное понятие о действии Божественного всемогущества, а действительная, для духовных чувств опытная сила, нисходящая свыше и почивающая на достойно оную приемлющих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, «не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения» , то любое чудо веры, – а подлинное чудо всегда есть чудо веры, – напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни, которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки» 212 . Согласно с ним и преподобный старец Паисий (Величковский) наставляет нас: «Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от истинной православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по евангельским и отеческим заповедям» 213 . Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: «Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем» 214 . Ложными чудесами, пишет святитель Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», прельстятся те, «которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, ибо они совершенно утверждены предсказаниями о его (антихриста) пришествии » 215 . Собственно говоря, именно о современных нам харизматиках-монтанистах и сказано в Нагорной проповеди Сына Божия: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ). То есть чудеса, совершаемые людьми, ничего не значат и ничего не решают, ибо мы не всегда можем догадаться, что стремлением к эффектному чуду может быть и банальное вожделение, харизматический блудный зуд, о чем святитель Игнатий Брянчанинов со всей определенностью заявляет: «...желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И по истечении семи лет, которые он там провел, ровно семи лет, во второй месяц в семнадцатый день его пришел змий и приблизился к жене. И сказал змий жене: «Разве Бог запретил вам все плоды деревьев, которые в раю, чтобы вы не ели от них? » И она сказала ему: «От всех плодов деревьев, которые в раю, сказал нам Бог, можно нам есть, но от плода дерева, которое в средине рая, сказал нам Бог, мы не должны есть и прикасаться к нему, дабы нам не умереть ». И змий сказал жене: «Вы не умрете смертию; напротив, Бог знает, что в день, в который вы вкусите от него, откроются очи ваши, и вы будете как боги и будете знать доброе и злое». И вот жена увидела дерево, что оно было хорошо и приятно для глаза, и его плод хорош для пищи, тотчас взяла его и ела. И она первая покрыла свою срамоту смоковничным листом; и она дала его (плод) Адаму, и он ел, и его глаза открылись, и он увидел, что был наг, и взял смоковничных листьев, и сшил их, и сделал себе препоясание, и покрыл свою срамоту. И Господь проклял змия и разгневался на него навсегда. И на жену также разгневался Он, так как она послушалась голоса змия и ела. И Он сказал ей: «Я умножу твои болезни и твое страдание; с болезнями ты будешь рождать детей, и у своего мужа будешь находить свою защиту, и он будет твоим господином». И Адаму Он сказал: «Так как ты послушался гласа жены своей и ел от того дерева, от которого Я запретил тебе есть, то земля будет проклята из-за тебя; тернии и волчцы будут произрастать тебе, и свой хлеб ты будешь есть в поте лица твоего, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо ты на земле и в землю возвратишься ». И Он сделал им кожаные одежды и одел их ими, и изгнал их из рая Едем. И в тот день, когда Адам вышел из рая Едем, он принес в приятное благоухание жертву благовонную: ладан, и халван, и стакти, и сенегал 6 , утром с восходом солнца, в день, когда он покрыл свою срамоту. И в тот день заключились уста всех зверей, и скота, и птиц, и того, что ходит (ногами), и того, что движется, так что они не могли более говорить, ибо до сего все они говорили между собою одними устами и одним языком. И Он изгнал из сада Едем всякую плоть, которая была в саду Едем; и рассеялась всякая плоть по своим породам и видам в места, которые для них были созданы (удобны). Только Адаму Он повелел покрывать свою срамоту – ему одному между всеми зверями и скотом. Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И со строками книги Осии, в последних стихах которой, как и в эпилогах почти всех текстов, входящих в книгу Двенадцати, говорится об эсхатологическом восстановлении первозданного, гармоничного мира: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» (Ос 14:6-7). Попробуй-ка вырвать из земли ливанский кедр. Ему не страшна никакая буря. Не то, что мякине, подымаемой в воздух даже от легкого ветерка. Этой безжизненной и никому не нужной мякине уподобил автор псалма нечестивцев, которым не устоять. Потому, что они не укоренены в Торе.    Подобно эдемскому древу жизни, Тора дает бессмертие. Христос пришел не нарушить закон, но его исполнить (Мф 5:17). В Евангелии от Луки ведомый на смерть Иисус сравнивает Себя с зеленеющим деревом: «Если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк 23:31). Наверное, то же, что с проклятой Им бесплодной смоковницей (Мф 21:19). Христос воскрес, потому что зло и смерть не смогли победить жизни, которая в Нем. Воскреснут вопреки всему и те, кто следуют за Христом путем жизни. Потому что этот путь знает Господь, этот путь освещен Его словом, которое для праведных – свет: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 119/118:105). Эта мессианская эсхатологическая надежда возвращения к жизни выражена словами Второго послания к коринфянам: «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» (2Кор 4:14). Альберто Мелло в книге «Псалмы: книга для молитвы» обращает внимание на то, что вся книга Псалмов имеет как бы «сапиенциальную раму», в которую как бы вставлена вся Псалтирь. Эта рама состоит из первого псалма и из финальных 145-150 псалмов. Итальянский автор, в частности, пишет: «Первый псалом ставит основополагающую проблему Псалтири как сапиенциальной книги. Мораль этого псалма очень проста: путь праведных пролегает в послушании Торе, Закону Господню. Этот путь ведет их к изобилию и успеху. “Не так нечестивые”, то есть у них все наоборот. Налицо доктрина «двух путей»: дерех цаддиким и дерех решаим. Эта доктрина первого псалма повторяется в конце Псалтири, в псалме 145-м : «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс 145/144:20). Но окончание книги Псалмов – это не только 145-й псалом, это вся финальная доксология, включающая в себя самый настоящий эпилог – 150-й псалом. Эти псалмы, со 145-го по 150-й, целиком состоят из славословий, а 150-й – вообще целиком аллилуарный, весь он целиком – приглашение к славословию (десятикратное “хвалите Его”)… В 150-м псалме отсутствует даже мотивация, не остается ничего, кроме призыва к хвале… Это означает, что последний редактор Псалтири хочет провести нас определенным маршрутом – от послушания (Пс 1) до славословия (Пс 150), от мотивированного успехом послушания к совершенно бескорыстному славословию» .

http://bogoslov.ru/article/4554326

Идита в весь, яже есть прямо вама (идите в селение, которое прямо пред вами). Это селение, по всей вероятности, было Вифания (ст. 1). Обрящета жребя привязано (найдете привязанного молодого осленка); у еванг. Матфея сказано так: найдете ослицу привязанную и с нею молодого осленка (2 ст.). На востоке, где жил Господь, осел, мул и верблюд были, как продолжается и теперь, самыми употребительными животными в хозяйстве и путешествиях, так как там было мало коней, и кони употреблялись почти только для войны. Таким образом, царю или вождю сесть на коня было знаком войны, а на мула или на осла – знаком мира, и в мирное время цари и вожди ездили на мулах и ослах ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, и вшествие Спасителя в Иерусалим на осле было знаком мира, как предсказано было пророком: Царь твой грядет тебе кроток ( Зах.9:9 ). С другой стороны скромное, – не так, как обыкновенно шествовали цари, на колесницах, в царских украшениях, окруженные воинами, – шествие Господа указывало, что царство Его но от мира сего, и в сем шествии не заключалось ничего противного Римскому владычеству в Иудее, и потому-то оно и осталось незамеченным у Римских властителей. У св. Матфея тут прямо замечено так: все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка: скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осли, сыни подъяремной. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, т.е. это все не случайно произошло, но по божественному устроению, во исполнение предсказания пророка Захарии, жившего за 400 с лишком лет до явления Христова ( Зах.9:9 ). Скажите дщери Сионовой. Эти слова прибавлены к пророчеству Захарии из книги прор. Исаии ( Ис.62:11 ). Дщерью Сиона здесь назван город Иерусалим. На восточном языке нередко назывались города дщерью или девой, для выражения их красоты ( Пс.47:12 ; Ис.1:8, 47:1 ). Собственно, Сионом назывался один из холмов, на которых был основан Иерусалим. На этом холме поставлена была царем Давидом скиния, а затем царем Соломоном храм. Кроткий, т.е. мирный, невоинственный. Сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Св. Марк упоминает об одном только осле, без сомнения потому, что Господь, собственно, ехал на осленке, а ослица, вероятно, шла рядом; но по восточному словоупотреблению, Он ехал как бы на обоих, и в этом исполнилось пророчество св. Захарии (Мих.). На неже никто же от человек вседе (на которого никто из людей не садился), т.е. осел еще не был выезжан, не носил на себе ярма. При особенно важных случаях употреблялись именно такие животные ( Числ.19:22 ; 1Цар.6:7 ). С другой стороны, это обстоятельство имело свое значение (чит. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» ( Иак. 3:1-12 ). А потому Святой Апостол и взывает к нам словами: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Ему вторит Святой апостол Павел, говоря: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9-10 ). «Кто не согрешает в слове…» Не будем забывать и о том, что первым же испытанием, начальным из всех мытарств, ожидающих душу каждого из нас после окончания земной жизни, есть испытание словом. И если не прошёл его, то все иные достоинства как бы теряют свою привлекательность, и, если позаимствуем спортивную терминологию, попросту сходишь с дистанции. Человеческая речь, таким образом, есть не только важнейший компонент его культуры, как принято чаще всего думать. Здесь надо сказать о расплывчатости самого понятия культура в современном мире, о потере доверия к этому институту. А и вправду – что только не называем мы сегодня этим словом, что только под ним не подразумеваем! Для кого-то это, возможно, не по моде повязанный галстук; для меня же один из признаков культурности человека – это когда он не может пройти мимо куска хлеба, брошенного кем-то на дорогу. Конечно, есть высокое православное восприятие культуры, о котором так замечательно сказал некогда архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) : «Истинная культура есть связь человека с Творцом и всем миром. И эта связь называется религией. Это связь с высшим миром бытия, истины и любви должна пройти через все отношения людей и народов. Войти в рояль музыканта, в лабораторию учёного, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля, сеющего на земле хлеб… По холодной проволоке материальных отношений мира должно пробежать тепло жизни.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Итак, образ этих любодеев ясно раскрыт в Новом Завете: они приходят на литургические собрания для непристойностей, объявляют себя учащимися для установления контактов с верующими, с намерением развратить их. Мне приходилось беседовать с одним таким. На мой вопрос: почему он охотиться именно за верующими девицами, он нагло ответил, что верующие девицы его более возбуждают!.. Мы должны опасаться таковых! Сказано, это слова апостола Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). То есть Библия не запрещает общаться с блудниками, если они безбожники, не знающие заповедей Божиих. Но если кто-то, «называясь братом, остается блудником… с таким даже и не есть вместе». И в большей степени этот запрет на совместную трапезу относится к еретикам, которые совершают духовный блуд, погружаясь в ересь сами и погружая других. Как я часто напоминаю себе и вам: для православного христианина очень важно осознавать, кто свой, а кто чужой. Блаженный Иероним Стридонский учил: «Писание повелевает повиноваться родителям; но кто любит их более, чем Христа, погубляет душу свою. Враг держит меч, чтобы поразить меня; я ли буду думать о слезах матери? Оставлю ли я для отца воинство Христово, тогда как ради Христа я не обязан даже похоронить его, хотя и обязан погребать всех ради Христа?.. “Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его” ( Лк.8:21 , Мф.12:49 ). Если они веруют во Христа, они будут благосклонно смотреть на мои намерения подвизаться во имя Его. Если не веруют, то пусть мертвые погребут своих мертвецов ( Мф.8:23 )» 193 . Он же писал: «…Итак, не должно следовать заблуждению ни отцов, ни предков, а должно следовать авторитету Писания и повелению Бога вразумляющего» 194 . Апостол любви Иоанн Богослов наставлял верующих: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» ( 2Ин.1:10 ). Апостол Иуда говорил: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:23 ). Апостол Павел, призывая верующих к целомудрию веры, говорил о нечестивых: «с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как в положительном, так и в отрицательном смысле образ смоковницы встречается и у пророка Осии: «Как виноград в пустыне,Я нашел Израиля;как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее,увидел Я отцов ваших, -но они пошли к Ваал-Фегоруи предались постыдному,и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили...Все зло их в Галгале:там Я возненавидел ихза злые дела их;изгоню их из дома Моего,не буду больше любить их;все князья их – отступники.Поражен Ефрем; иссох корень их, -не будут приносить они плода» ( Ос 9,10, 15–16 ) Так что было бы вполне оправданным «бесплодную смоковницу» понимать символически, применительно к Израилю. Но при таком понимании возникают новые трудности: Во-первых, в Ветхом Завете нет ни одного символического проклятия смоковницы – даже там, где Бог собирается отдать неплодное дерево «опустошителю» ( Иер 8,13 ). Что же побудило первых христианских рассказчиков к столь реалистическому описанию? Во-вторых, даже если видеть в этой истории только символическое повествование, остается удивительным, что рассказчик и , главное, слушатели могли представить себе такую гневную и непреклонную реакцию Иисуса. В-третьих, не оставляет ли символическая интерпретация именно этой истории неприятное чувство, будто здесь некое желание как бы нереальностью, символизмом слов «оправдать» Иисуса, чтобы сохранить привычный образ «милосердного и доброго Иисуса»? 2. Реалистически-символическое толкование. Другие экзегеты не признают чисто символическое толкование и не видят причин сомневаться в том, что Иисус мог действительно совершить такое чудо-наказание дерева. Впрочем, они считают вероятнее, что чудо это как таковое случилось не перед Пасхой, а когда-то во время сбора урожая смокв, и только потом было поставлено в связь с пасхальным посещением Иисусом Иерусалима. В этом случае чудо лишь позднее могло быть истолковано символически и отнесено к Иерусалиму и храмовому культу в нем. Такой разрыв во времени (между событием и символическим его толкованием) повлиял на то, что нам трудно из этого чуда-наказания извлечь надежное знание о действительном отношении Иисуса к Его народу и храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010