8–10) и дивился учению Его (дивляшеся о учении Его), и, судя по сему, они могли опасаться (боялись Его), что народ заступится за Иисуса Христа, если бы они вздумали сделать Ему какое-нибудь насилие, и таким образом это может не только сделать много неприятностей им одним, как Христовым недоброжелателям, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию, как и высказался, по Евангелию св. Иоанна, первосвященник Каиафа ( Ин.11:49–50 ). Зач. 51. Беседа Иисуса Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы. Читается в среду 11-й и 32-й недель по Пятидесятнице. У еванг. Марка беседа Иисуса Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы излагается подробнее, чем у ев. Матфея ( Мф.21:21–22 ), Мк.11:22 . Иисус отвечая говорит им: Мк.11:23 . имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Имейте веру Божию, – веру в Бога, веру в силу и всемогущество Божие ( Деян.3:16 ; Рим.3:22 и др. места), т.е. веруйте, что Бог силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполнимым, как напр. иссушение смоковницы по одному слову. При такой вере иже аще речет (если кто скажет) горе сей: двигнися и верзися в море и пр.. У еванг. Матфея прибавлено, не токмо смоковничное сотворит (не только сделает то, что сделано со смоковницей). Повелеть горе подняться и ввернуться в море, это значит, силой веры совершать дела невозможные, преодолевать самые великие и невероятные препятствия. Не усумнится в сердце: этим указывает Господь на самое главное качество действенности веры; так как сомнение, даже малейшее, свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу ( Иак.1:6–8 ). Мк.11:24 . Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. Просим мы Господа о своих нуждах главным образом на молитве, потому при молитве и требуется непоколебимая, чуждая всякого сомнения, вера – чтобы молитва была действенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

90:7). Когда же удалился и отступил в бездну, место убежища своего, то и здесь также (Господь) подверг его преследованию, когда освободил связанных там и вывел заключенных. Догадываясь об этом, он побудил распинателей говорить: «сойди, сойди, чтобы мы видели и веровали в Тебя» (ср.: Мк. 15:32), дабы таким образом он, как ветер пылающий и губительный, мог оставаться спокойным в твердыне своей. «Видел Я сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18), — не так, как если бы он (на самом деле) был на небе; сего отнюдь не обозначает (и то), что говорит: «выше звезд небесных положу престол мой» (ср.: Ис. 14:13); но видел, говорит, сатану от своего величия и от своей власти и господства с неба падающим как молния. Не с неба спал, потому что и молния, которая происходит из облака, падать с неба не может. Итак, почему сказал: «с неба спал как молния»? Потому что сатана во мгновение ока повержен был пред победоносным Крестом! После того, как ничтожные люди были помазаны и получили посольство Пославшего их, и пошли с необычайными знамениями для изгнания болезней, скорбей и других печальных бедствий, присовокупляется, что сатана внезапно, как молния из облака, пал от своей власти. И как молния, исшедшая из своего места, никогда не возвращается обратно, так и сатана упал и никогда не восстанет вновь в своей власти, Поскольку правда попустила змию жалить [буквально: «подбегать»] в пяту (Быт. 3:15), то милосердие посредством Креста возвысило пяту, дабы, получив обратно силу, она преодолевала змия. Сие объясняет следующими (словами), говоря: «и на всю силу вражию» (Лк. 10:19), которая сокрушена Крестом. Далее говорит: «вот дал вам власть наступать на змей и скорпионов» (Лк. 10:19), потому что разрушил заблуждение, царствовавшее чрез змия, дабы воцарилась истина Того, Кто дал власть наступать на змия и скорпионов, то есть на царя их (сатану). Поскольку он поразил пяту Евы, то попрала его нога Марии. «Благодарю Тебя, Отец небесный (в греческом тексте говорит: «Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли»), что утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (ср.: Лк. 10:21). Так как мудрые восстают против веры и не принимают (ее) в простоте, то она утаена от них. «Никто не знает Отца… кроме Сына» (Мф. 11:27). Ибо кто знает Мысль, как не Слово, происходящее из Нее? А Сын есть Слово, превосходящее всякое разумение, и все движения помыслов, какие возникают, оказываются ниже Его. Если бы познание происходило (только) при помощи зрения и слуха, то необходимо было бы, чтобы всякий, кто однажды видел Господа, знал бы Его. «Если бы, — говорит, — познали, то не возвели бы Его на Крест» (ср.: 1 Кор. 2:8). И Сам сказал: «Отче, прости им, ибо не знают» (Лк. 23:34). Так же и солнце, и луна, и деревья [ср. Мф. 21619, где рассказывается о проклятой смоковнице], и камни видимо воздали Ему честь, но не имели о Нем никакого познания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и совершил изгнание торгующих из храма. Об этом повествуют только три первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от повествования св. Матфея и Луки тем, что по св. Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова, войдя в храм, совершил изгнание торгующих. Тут нельзя видеть серьезного противоречия: Апостолы в изложении событий не всегда придерживались точного хронологического порядка; для них часто важнее представлялась связь событий логическая. Некоторые же допускают, что было двойное очищение храма от торгующих: в самый день входа Господня во Иерусалим и вторично — на другой день. Три года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую, после Своего крещения Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь, и изгнал всех торгующих. В следующем году Господь опять пришел в Иерусалим на Пасху, но торговли в храме, по-видимому, не застал. На третью Пасху Своего служения Господь совсем не был в Иерусалиме. Когда же приближалась четвертая Пасха, то Иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы, с разрешения первосвященников, нагнали опять в притворы и во двор храма стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами, скамьи с голубями, которых разводили для продажи сами первосвященники, — и начали торговать. Приход Господа в храм явился для них неожиданностью. После того, как народ торжественно приветствовал Его криками «осанна», никто не решился противодействовать Ему, когда Он, как и в первый год Своего служения, начал «изгонити продающыя и купующыя в Церкви, и трапезы торжником и седалища продающих голуби испроверже». Св. Марк к этому добавляет еще, что Господь «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь», т.е. посторонние вещи, не имеющие отношения к совершаемому в храме богослужению. Очевидно, величие и могущество Божества просияли в этот момент на лице Господа, так что никто не смел оказать Ему противодействия, и все невольно повиновались Ему. Первосвященники очевидно тоже не смели ничего предпринять против Господа, видя, как народ «неотступно слушает Его, удивляясь учению Его» (Марк. 11и Луки 19:47—48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Александр 12 сентября 2017, 15:53 Ф.М. Достоевский писал: «Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы». «Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну, а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями…». «Гордость невежд началась непомерная. Люди мало развитые и тупые нисколько не стыдятся этих несчастных своих качеств, а, напротив, как-то так сделалось, что это им и «духу придает». «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей». Лазарь 12 сентября 2017, 08:36 Предположим что это " явление культуры " не исказило факты (что мне более, чем сомнительно). Премьера этой поделки в Приморье приурочена к Усекновению главы Святаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а мировая премьера планируется 6 ноября (ко дню празднуемого в некоторых кругах дня октрябрьской революции 1917 года). Так, что источник финансирования этого " фильма " скорее всего тот же, что и у " майдана " . Нужно задать вопрос режиссеру, не планирует ли он экранизацию первых 30 лет жизни прп. Марии Египетской и жизни прп. Моисея Мурина, до его покаяния и вступления в монастырь? Если правильно снять, получится очень назидательно. Галина 10 сентября 2017, 07:18 Кощунственный фильм!!!Интересно, что хорошего это кино даст нашим детям??? Александр 17 августа 2017, 15:09 " Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. " " От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. " Итак, братья и сестры, как это все ни печально, однако, это все и подобное этому должно случиться. Наберемся терпения!

http://pravoslavie.ru/101975.html

Апостолов поразил самый факт чудотворения, т.е. то, что власть слова Христова распространяется даже на царство растений. Но Христос уже многократно учил их, и теперь подтвердил, что сила несомненной веры не имеет границ. «Если будете иметь веру и не усомнитесь, – сказал Он им, – не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но, если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет». Однако, главный смысл содеянного Христом чуда со смоковницей, лежал, в данном случае, в другом плане заповедей Христовых. Здесь шел вопрос о судьбе еврейского народа, оказавшегося духовно бесплодным, а засохшая смоковница явилась символом, пророчеством и притчей, об осуждении Богом Израиля, не узнавшего своего Мессию. Ученики не могли не понять символики этого чуда, т. к. совсем недавно они слышали из уст Христа предупредительную притчу на ту же тему. Тогда Господь говорил им о смоковнице, уже третий год не приносящей плодов и о садовнике, который молил Хозяина не рубить дерево: «Господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее й, обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». ( Лк. 13:6–9 ). И вот, теперь, этот «следующий год» наступил. Три года проповеди Христовой о Царствии Божием, сопровождавшейся проявлением неизреченной любви и забот Христа к «любимому насаждению Божию», не пробудили очерствевшей души исторического Израиля и не вызвали в нем ответной любви к своему Мессии. Поэтому, чудо проклятия бесплодной смоковницы явилось ничем иным, как символическим пророчеством Иисуса Христа о грядущей трагической гибели Ветхого Израиля, что и осуществилось очень скоро после разрушения Иерусалима и храма римлянами, при императорах Веспасиане и Тите в 69–70 годах. Описание чуда со смоковницей, как указано выше, имеется только у двух синоптиков; но у Марка, сравнительно с Матфеем, есть добавление, что Иисус Христос, «увидев издалека смоковницу покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв...».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Безусловно, совершенен в этом отношении Евангельский образ самого Спасителя. Се – подлинно! сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого Духа. (Понятно, что этому не противоречат многие и долгие речи Спасителя, известные из Евангелия; ибо альтернатива молчаливости – пустая болтливость, в чем и враги Спасителя не смели Его никогда упрекнуть.) Но, золотая кротость Спасителя! – и постоянно искомая Им от Своих учеников. Она всегда является Им как образец, вплоть до креста и даже на кресте. Золотая кротость Спасителя, которой не противоречат некоторые известные факты Его суровости, факты лишь еще более высвечиваемые его кротостью и в ракурсе которых Его кротость выявляется еще рельефнее (изгнание торгующих из храма, проклятие смоковницы бесплодной и др.). О, золотая и нетленная Его кротость, в которой высота и достоинство духа раскрывается с не меньшей мощью, чем в самооткровениях Его силы и величества («Я есмь путь и истина и жизнь»; «Я и Отец – одно» – и во многих, многих других подобных Его речениях). Когда он говорит как Учитель – его слово является с силой и властью, и о нем говорят: “Никто не говорил так никогда, как этот Человек”; и когда Он говорит как Пророк, обличающий беззакония, от Его слов, кажется, все кругом может рассыпаться («и ты, Капернаум, до Небес возносящийся, до ада низвергнешься»). Но когда перед ним стоит кающаяся грешница, Его голос исполнен кроткого утешения: «Я тебя не осуждаю». И в кротости своей Он призывает учеников Своих быть подобным детям. Святый Предтеча Спасителя, желая подчеркнуть кротость Спасителя, сравнивает Его с наиболее кротким из животных – с ягненком («се – Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира») собственно, именно в этом, в полной решимости жертвенно и самоотверженно служить миру, Его кротость проявляется более чем в любых внешних формах. Древние пророчества, предрекая Его явление в мир, более других нравственных качеств останавливаются на его кротости, что подчеркивается и в Новом Завете: «Се Отрок мой, которого я избрал, Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя; возложу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». ( Ис. 42, 1–4 ; Мт 12, 18–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Блаженный Августин пишет: «Теперь же, дабы сообщить эту истину 199 , Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись. Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, “еще не время было собирания смокв” ( Мк.11:13 ). Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого преобразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших. Наоборот, будто, бы вопреки его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, – и что же Он делает? иссушает его. Он как бы говорит человеку: “Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, – чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой » 200 . Блаженный Августин , рассуждая таким образом, имеет в виду страх, о котором апостол Павел в связи с отпавшими иудеями пишет для христиан: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: “ветви отломились, чтобы мне привиться”. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним пишет: «И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела Закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины » 192 . То есть смоковница – это не только символ «ветхого Израиля», это и символ номинально верующих людей. Номинальные христиане, или христиане только по имени, которые хотя и называют себя христианами, в действительности таковыми не являются. Возникает вопрос: а что же заставляет таковых людей имитировать в себе то, что в них не присутствует и к чему они не имеют отношения? Здесь может быть много причин: кто-то использует христианство для чисто меркантильных интересов, для таких Церковь  – это сытая кормушка, это представители церковной номенклатуры; а кто-то ищет в Церкви преимущества политического характера, таковые, как правило, много говорят о патриотизме, но в храме появляются более чем редко, не соблюдают посты и не молятся; есть и такие, которые имитируют православность с единственной целью подорвать Церковь изнутри, это шпионы Ватикана, или протестантские засланцы, засланные к нам извне. Иногда человек может начинать как православный, потом его перевербовали – и он оказывается в одной из вышеназванных групп. Есть и откровенные грешники, проникающие в христианские общины с целью развратить народ Божий. Ибо нечистое стремится к чистому с целью осквернить его. Такие стремятся совращать христианских девиц и женщин, покушаются на целомудрие верных. Сказано: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ); и еще: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим.3:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженству первых людей в раю позавидовал диавол и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Он вошел в змия и, когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?» – «Нет», ответила Ева, «плоды со всех деревьев мы можем есть, только о плодах с дерева познания добра и зла Бог повелел нам: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На это диавол сказал: «нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло». Ева поверила словам диавола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными, больше же всего ей захотелось знать добро и зло; она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел. Как только люди нарушили заповедь Божию, им стало стыдно и страшно. Они заметили, что они наги, и сделали себе опоясанья из листьев смоковницы, а когда услышали голос Бога, спрятались между деревьями. Господь позвал Адама: «Адам! где ты?» Адам ответил: «я услышал голос Твой в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». – «Кто сказал тебе, что ты наг?» спросил Бог Адама. «Не ел ли ты плодов с дерева, с которого Я запретил есть?» Адам ответил: «жена, которую Ты мне дал, дала мне плодов, и я ел». Господь обратился к Еве: «что ты сделала?» Но и Ева, вместо раскаяния, ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Тогда Господь определил виновным справедливое наказание. Змию и скрывшемуся в нем диаволу Он сказал: «проклят ты пред всеми тварями земными. Вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Жене Бог сказал: «в болезни ты будешь рождать детей, и муж твой будет господствовать над тобою». Также обратился и к Адаму со словами: «проклята земля за тебя: тернии и волчцы произрастит она тебе, и в поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят». Затем Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды и изгнал прародителей из рая, поставив Херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Буря мя злых (зол) обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри ( Мф.14:31 ). Яко спасл еси Петра возопивши спаси, предварив мя (поспеши спасти и меня), Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя ( Мф.14:30–31 ). Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса. – Принявший на Себя образ человеческий, Един из Лиц Святой Троицы, единосущный Отцу и Духу, Сын Божий во дни Своей земной жизни сотворил множество чудес, показавших Его власть над болезнями, над бесами, над смертью, над стихиями. Он чудесным образом исцелял увечных, прокаженных, слепых, хромых, расслабленных, бесноватых, воскрешал мертвых, укрощал бури, претворил воду в вино. Чудеса Иисуса Христа прежде всего свидетельствовали о Его Божественном посольстве в мир. Сам Он говорил о них: Я имею свидетельство больше Иоаннова, ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Вместе с тем в чудесах Христовых замечательно то, что они человеколюбивы, знаменательны. Ни одного чуда Христос не совершил с единственной целью прославления Себя. Еще во время искушения в пустыне Он отказался превратить камень в хлеб и броситься с высокой кровли храма без малейшего вреда для Своей жизни. Эти чудеса, которых требовал от Христа диавол, могли бы только послужить к личной славе Христовой, но не имели бы спасительного значения для людей. Во время Своего общественного служения Иисус Христос по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с неба ( Мф.12:39 ; Лк.11:16–29 ), например, произвести гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, умножило бы славу Христа, но Он избегал славы человеческой и Своим Божеским всемогуществом никогда не пользовался для прославления Себя. Все дела Его всемогущества были делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал также в позволении двоим ученикам Своим, ревновавшим о Его славе, низвести огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его ( Лк.9:55 ). Чудо над смоковницей, высохшей после проклятия ее Христом, казалось бы, свидетельствует об Его бесцельной строгости, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010