Ученики удивляются, и справедливо; потому что это дерево гораздо сочнее других деревьев, и посему было особенно дивно то, что оно так скоро засохло. - Смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья, то есть видимую букву, но не имеет плода духовного. И всякий человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, то есть временный и преходящий призрак мира сего. И он будет проклят: ибо сказано: Идите от Мене проклятии во огнь вечный (Матф. 25. 41). И он иссохнет, ибо как будет мучиться в огне, у него засохнет язык, как у известного богача». Действительно, тот, кто стремится к временному, по определению, не может приобрести вечность. К сожалению, опасность уклониться от чистоты веры присуще неофитскому сознанию. Оно радостно встречает Господа, но суета и страх выделиться из общего направления зачастую выгоняет человека из приобретенного духовного состояния в душевное. И вот, казалось бы, забытое филистерство и мещанство вновь разъедает сознание, утрачивается свежесть восприятия Бытия и хочется бесконечного сна. Но, как известно, сон разума рождает чудовищ, и отоспаться не удастся. Придется все равно делать выбор: либо идти за Христом на Голгофу, либо самому гнать Его на Лобное место. И то, что душу-ладью пытаются облепить тысячелетним илом всякоразличных фантазий, представляет собой попытку не просто затормозить ее движение, но обрушить в вал эротической блевотины, создавая в подсознании извращенные образы. Засохшая смоковница подается как акт достигнутой свободы, право на беспробудный сон. Тот же, кто пребывает во сне, не способен к сопротивлению. Неспособность к сопротивлению неизбежно ведет человека широкой дорогой в ад. На этой дороге предлагается тысяча соблазнов. Как их победить? Несомненной верой в Бога. Третьего не дано. Именно вследствие неверия задаются такие вопросы: « И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: еслискажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю » (Мф. 21: 23-27). По неверию своему и ответы получают. Фарисеи не желают признавать, что перед ними Бог, их сознание согласно на законоучителя. Они подспудно понимают, что Он – Мессия, но это невыгодно им, не входит в их планы исправить Божественное Провидение относительно избранного народа. Кроме того, фарисеям и не нужна была Истина.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

17. И ставль ихъ, изыде вонъ из града въ и водворис т. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь Изыде (вышел) в Вифанию. О Вифании чит. в объясн. 1 ст. Зач. 84-е. Проклятие смоковницы Иисусом Христом Читается в понедельник 10-й недели и в великий понедельник на утрени 18. Оутр же возвращьс во градъ, взалка: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал Это было на другой день после торжественного входа в Иерусалим, когда И. Христос провел ночь в селении Вифании (водворися ту, ст. 17). Взалкал утром: «этим, по объяснению Златоуста, Он показал немощь своей плоти», а блаж. Феофилакт говорит, что Он «алкал спасения грешных»... 19. и узрвъ смоковниц при пт, къ ней, и ничтоже брте на ней, токм и гла да николиже плода бдетъ во вки. И изсше смоковница. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла 20. И видвше учнцы дивишас, глаголюще: как изсше смоковница; Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Смоковница, это дерево, на котором росли плоды смоквы, или винные ягоды. Смоковница стояла при общественной дороге, и потому всякий мог пользоваться плодами её. Господь хотел утолить голод плодами смоковницы, но на ней не оказалось плодов, а только одни листья. Тогда Господь проклял смоковницу, и глагола (говорит) ей: да николиже от тебе будет плода во веки (да не будет же впредь от тебя плода во век). И что же произошло со смоковницею вследствие проклятия её Господом? И абие (тотчас) изше (засохла) смоковница. Не означало ли чего это иссушение смоковницы? Неужели оно было выражением гнева Христова на смоковницу? Эта смоковница, пишется в Толков. евангелии Михаила, была образом Иудейского народа и проклятие её образом отвержения Иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ Иудейский, имея вид религиозности, держался обрядов и преданий религиозных; но плодов на смоковнице не было, и плодов веры и истиннной религиозности у народа Иудейского не было; и та и другой подверглись проклятию: смоковница иссохла, народ Иудейский отвергнут Богом. Неплодная смоковница означает еще вообще нераскаянного грешника; проклятие её наказание сего грешника (Иннок. Хер.). Святитель Филарет пишет: «человек, предающийся удовольствиям настоящей жизни, подобен смоковнице – он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, а одни только листья, т. е. преходящий призрак мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А посему и предал их Господь проклятию в образе смоковницы...    Однако Он так щадил их по Своему человеколюбию, что не уничтожил вместе и корень; ибо корень Он не предал проклятию, а изволил только, чтобы впредь никто не вкушал от него плода. Поступив таким образом, Он уничтожил, правда, тень, поелику осудил (смоковницу) на изсушение; но корень Он сохранил, — не с тем, чтобы мы привились к нему; но чтобы они (иудеи), если не пребудут в своем упорном неверии, могли опять привиться к собственной маслине (Рим. 11:17 и дал.). А теперь Господь предал их проклятию за их небрежение.    7) Миновало для них празднество новомесячия, истинный агнец и то, что было истинною Пасхою, и сие перешло к нам. К нам же перешел и тот торжественный день, в который надлежит объявлять о праздновании посредством трубнаго звука, в каковой (день) мы должны отлучать себя для Господа с благодарением и взирать на Него, как на основание нашего торжества. Ибо наш долг — не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе, Который понес наши болезни и сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26:38). Язычники и все люди, чуждые нашей вере, совершают празднество в угоду себе; но они не имеют мира, поелику согрешают против Господа. А святые, живущие для Господа, Его и прославляют торжественно, говоря: буду веселиться о спасении Твоем, и да радуется душа моя о Господе (Пс. 34:9). Они имеют и ко всем им вместе относящееся повеление: «Радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс. 32:1), дабы они могли составить собрание и вкупе воспеть торжественное славословие: будем ликовать не для себя самих, но для Господа!    8) Так ликовал патриарх Авраам не потому, что увидел свой день, но (день) Господа (Ин. 8:56); и таким образом, он, имея упование, увидев его (день Господа), возрадовался; а когда он был искушаем, то верою принес Исаака (Евр. 11:17); тот принес в жертву единороднаго сына, кто (о нем) получил обетование; и, отдавая сына своего на жертву, он воздал поклонение Сыну Божию; а когда ему возбранено было заклать Исаака, он узрел в образе агнца Христа, предавшаго Себя в жертву Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Каждый день Страстной, и утром, и вечером, слышатся евангельские чтения. В понедельник и вторник – все притчи и поучения Христа, произнесенные Им в последние дни Его земного служения. Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице , проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», — учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10). Тему бесплодной смоковницы продолжает другой евангельский текст, звучащий на следующий день: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28). А довершают всё это чтения Великого вторника на вечерне перед Преждеосвященной литургией, когда звучат притчи о 10 девах, о Талантах и о Страшном суде (25-я глава от Матфея). Именно притча о девах послужила для создания ключевых гимнов первых трех дней Страстной седмицы: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (рус.: но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным). Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь (и одежды не имею, чтоб войти в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

Сам Бог вручил первым людям владычество над животным миром 195 . Подобное обещание было дано и Ною 196 . Смысл этих стихов такой, что человек научился управлять всем многообразием живых существ в этом мире, а вот своим языком управлять до сих пор не научился. Язык исполнен смертоносного яда (μεστ ο θανατηφρου) – «конечно, более вредного, чем яд зверей и даже змей, потому что последний умерщвляет плоть, этот же – душу, ибо уста, которые лгут, убивают душу» ( блаженный Августин ) 197 . 3:9–10 9 ν ατ ελογομεν τν κριον κα πατρα, κα ν ατ καταρμεθα τος νθρπους τος καθ’ μοωσιν θεο γεγοντας· 10 κ το ατο στματος ξρχεται ελογα κα κατρα. ο χρ, δελφο μου, τατα οτως γνεσθαι. 9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Благочестивый иудей должен был в течение дня трижды повторять восемнадцать молитв-благословений. Апостол Иаков напоминает своим читателям, что благословение Бога несовместимо с проклятием людей, сотворенных по подобию Божию (μοωσιν Θεο γεγοντας) 198 . Проклиная своего ближнего, человек, по сути, желает ему смерти и тем самым восстает против Бога, сотворившего людей по Своему образу и подобию 199 . Тем более, проклятие абсолютно недопустимо среди христиан 200 . 3:11–12 11 μτι πηγ κ τς ατς πς βρει τ γλυκ κα τ πικρν; 10  μ δναται, δελφο μου, συκ λαας ποισαι μπελος σκα; οτε λυκν γλυκ ποισαι δωρ. 11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Апостол Иаков снова приводит примеры 201 , из которых следует, что не может искренне один и тот же человек произносить благословения и проклятия. Подобный пример приводил и Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди 202 . 3:13 13 Τς σοφς κα πιστμων ν μν; δειξτω κ τς καλς ναστροφς τ ργα ατο ν πρατητι σοφας.        13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1 . Всякого, кто сомневается в таком чуде, Евангелие спрашивает о его вере – не о вере в него самого и его силы, но о вере в Бога: «Верю ли я Богу?». Ибо «Аминь говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему» ( Мк.11:23 ). 53 Разумеется, поскольку речь здесь идет не о том, чтобы верить собственным силам, но о том, чтобы верить Богу, эта вера может быть выражена только в молитвенной просьбе. Только в молитве человек может сказать Богу, как сильно он Егу доверяет: «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк.11:24 ). 2 . Это утверждение важно в ситуации Евангелиста Марка. Христиане были гонимы, им было трудно, и гонимый христианин, вспоминая проклятие Иисусом смоковницы, мог бы однажды прийти к мысли употребить силу веры против своих преследователей. Молитва действует не автоматически, она не должна уподобляться магическим заклинаниям и, к тому же, она не может быть направлена во зло другим. Такое в молитве невозможно! Поэтому: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк.11:25 ). Молитва ожесточенного человека не может проникнуть сквозь стену его вражды. Бог есть любовь. Если же человек строит все на враждебности, он воздвигает стену между собой и Богом. Чтобы получить ответ на свою молитву такой человек должен сначала просить Бога очистить его сердце от духа враждебности и вложить в него дух любви. Лишь после этого он может обращаться к Богу, и Бог может ответить ему. Здесь утверждается мысль: Вера не есть чудесное оружие против кого-то . Наше Евангелие говорит это всем тем, кто не сомневается в чудесной власти веры и силе молитвы. 49 Достаточно вспомнить слова Иисуса языческой женщине: «Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( Мк 7,27 ), или Его слова при послании двенадцати на пооповедь: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф 10,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4. И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. (И будет цвет отпадый от надежды славы на версе горы высокия, аки ранний плод смоквин: видевый его, прежде взятия в руце свои, восхощет поглотити его). Цвет, отпадший от славы или лишенный славы, т.е. лишившийся своих привлекательных красок и аромата, совершенно поблекший, не отличается уже ни чем от сорной травы. Самария будет именно как такой цвет; но она лишится не только славы, но и надежды славы, т.е. разрушится и останется в развалинах навсегда, без надежды на восстановление в будущем, следовательно, как все прочие города языческого мира, проклятые Господом. Самария будет как ранний плод смоковницы, которая, обыкновенно, рано цветет и рано приносит плоды; утомленный путник, желая утолить жажду, как только увидит такой плод, то с крайним нетерпением подбегает к дереву, набрасывается на него и берет его плод не руками, а прямо устами. С подобной алчностью и стремительностью нападут враги и на Самарию, быстро возьмут ее, как бы проглотят. 5–6. В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, И духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. (В той день будет Господь Саваоф венец надежди, сплетеный славою оставшымся людем. И оставятся духом судным на суд, и крепость возбраняющих погубляти). В «тот день», когда погибнут жители Самарии, Господь Саваоф, как царь небесных воинств, будет венцем надежды, сплетенным славой оставшимся людям. Пророк вразумляет жителей Иерусалима и Иудеи: если они будут иметь надежду на Господа Иегову, то Он будет венцом их надежды или увенчает эту надежду, потому что они победят своих врагов и восторжествуют над ними. Обыкновенно, у евреев венцы или венки сплетались из живых ветвей и украшались яркими цветами или делались из благородных металлов и осыпались драгоценными камнями. Это и было выражением полной радости и славы увенчанных лиц. Такими венками украсятся и головы имевших надежду на Бога и потому оставшихся от истребления. Они оставятся духом правосудия или духом Господа, как Судьи своего народа – на суд, т.е. для того, чтобы восторжествовала правда воли Божией, по которой надеющиеся на Него и смиренные спасаются, а гордые, каковыми били жители Самарии, погибают. Они будут и крепостью для отражающих неприятеля, т.е., при своей непоколебимой надежде на Бога, они не только спасутся сами, но и послужат как бы крепостью для защитников отечества, пожелавших отразить или воспрепятствовать наступлению его окончательной гибели: ради них, хотя и немногих, но избранных и святых, оно спасется и пребудет (ср.гл.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7–8). Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это, – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. «Иаков же в этом отрывке хочет показать, что злые языки превосходят жестокостью диких зверей, стремительностью, – небесных птиц и ядом гордыни змей» (св. Беда). «А язык укротить никто из людей не может, – это нужно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; человек, если укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Ибо если читать это в утвердительной форме и было бы невозможно укрощать язык, то напрасно апостол убеждает исполнять невозможное» (блж. Феофилакт). «Подобно тому как меч, наточенный на точильном камне, становится более острым и (пригодным) для уничтожения, так и язык, которому трудно оставаться в покое и сдерживать себя, становится еще более жестоким всякий раз, когда приучается от порочных людей клеветать, ругать и бесчестить) других» (блж. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 9–12). Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. " Источник этот, – сердце человека. Ручеек же, – слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая вода, – здравое учение. Горькая же вода, – никуда не годное учение» (св. Иларий Арльский). «Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из за капли закваски закисает все тесто и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010