Бабушкина им., село. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Спасская Леденгская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Главная приходская церковь - Леденгская Спасская (1793 г.), каменная, построена на месте ветхой деревянной, существовавшей ещё в 1610 году. Местоположение: на 1755 год - Леденское Усолье Тотемского уезда (по окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года, где церковь называлась церковью Спаса Преображения); на 1859 год - Леденгский солеваренный завод, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Леденьге; сейчас - с. им. Бабушкина. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Иверская», сщмч. Климента Многострадального. Спасская церковь состояла при Леденгском соляном заводе. Указом Св. Синода от 1 июля 1867 г. за было предписано принять церковь в Вологодское епархиальное ведомство, вместе с принадлежащими ей капиталами и имуществом. На содержание причта с 1868 г. назначалось к отпуску из Государственного казначейства по 588 руб. в год. В 1788 г. при церкви числилось 242 человека, в 1868 г. - 1305. Леденгская Троицкая церковь, кладбищенская, 1837 года, деревянная (с. им. Бабушкина). Престол в честь Святой Троицы. Приписная Вотчинская Введенская церковь, 1868 года, каменная. Местоположение: на 1755 год - Тулупаново Тотемского уезда; на 1859 год - погост Вотчинский-Введенский, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Ронгаже; сейчас - д. Тупаново. Престолы в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный, Сретения Господня, свт. Николая Мирликийского. Малые острова России Клировая ведомость Спасской Леденгской церкви за 1851 год 1. Церковь построена 1793 года, вместо ветхой деревянной, тщанием прихожан, но по какому случаю и с которого времени восприяла она свое первоначальное существование в приходе, ни достоверных письменных сведений, ни справедливых преданий не имеется. 2. Зданием каменная, трехэтажная, в одной связи с колокольнею, ветхости и повреждения нет.

http://sobory.ru/article/?object=22314

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы 14 августа 2018 г. 18:23 14 августа 2018 года, в праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры! С особым чувством я совершил освящение этого святого храма. Вспоминаю, как я впервые побывал здесь, объезжая стройки по «Программе-200». Храм уже был построен, однако даже войти в него было трудно. Вход был занавешен, но отец Георгий завел меня и показал храм, который произвел на меня очень сильное впечатление. Я подумал, что именно такой храм должен прославлять память новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в XX веке. А когда пришло время и я узнал, что храм полностью готов к освящению, при первой же возможности я прибыл к вам. «При первой возможности» не значит «немедленно», поскольку повестка Патриарха такова, что даже при самом добром расположении не всегда можно быстро сделать то, чего ты всем сердцем желаешь. Но Господь по-своему управляет наши пути, и, наверное, неслучайно, что освящение состоялось именно сегодня, в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста — лучше так называть этот день, потому что название «Происхождение Честных Древ» часто вводит людей в заблуждение. В действительности речь идет не о происхождении, а об изнесении креста. Был такой замечательный обычай в Константинополе, приуроченный к 1 августа, к началу очень тяжелого месяца, который обычно сопровождался распространением эпидемий. Жара, нечистоты в Босфоре, люди заболевали многими инфекционными заболеваниями и умирали… Тогда не было антибиотиков, справиться с этим было невозможно, поэтому каждый август уносил большое количество жизней в Константинополе. Вот почему 1 августа по повелению императора из его ризницы износилось Честное Древо Животворящего Креста Господня — часть подлинного Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Крест износился за пределы дворца, и торжественным ходом проносился по всем улицам Константинополя, — вот такой замечательный день, такое замечательное событие.

http://patriarchia.ru/db/text/5251309.ht...

Чубаровское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Происхождения честных древ Креста Господня , Михаила Архангела Год постройки:Между 1769 и 1786. Год утраты:1930 (закрыта, разрушена) Адрес: Свердловская область, Ирбитский район, село Чубаровское (западная окраина села) Координаты: 57.645315, 63.486244 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в с. Чубаровском каменный, двухэтажный, с четырьмя престолами. Главный храм построен в память Рождества Богородицы, приделы – в честь Происхождения честных древ, св. Николая Чудотворца и св. Архистратига Божия Михаила. Храм был заложен в 1769 г. и освящен в 1786 г.; строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижняго этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит... Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , изданной в 1902 году. В 1769 году заложена Рождество-Богородицкая церковь, каменная, четырёхпрестольная, двухэтажная. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящён 26 ноября 1786 года, придел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского освящён 18 ноября 1771 года, придел в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня освящён 2 июня 1788 года, придел во имя архангела Михаила освящён в 1851 года. Храм строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижнего этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит. Церковь была закрыта в 1930 году. Чубаровское село (1 благочиние) Ирбитский уезд расположено на реке Нице, на восток от г. Ирбита, в 30 вер. от него и в 270 в. от Екатеринбурга. О происхождении названия села существуют два мнения. Первое производит название его от речки Чубаровки, текущей с севера и около села впадающей в р. Ницу; второе мнение, название речки и села производит от имени татарскаго наездника, князька Чубарки. Этот Чубарка, скрываясь от преследований сильнейшаго наездника Епанчи, с севера, из – за реки Туры, по речке, которую назвал своим именем, дошел до реки Ницы и здесь, на привольных поемных (пойменных) лугах, основал поселение Чубарово. С течением времени татары постепенно уходили в Сибирь, а их место занимали выходцы из России, переселявшиеся сюда по воле правительства.

http://sobory.ru/article/?object=42672

Поучение 6. На день происхождения честных древ Креста Господня Как многознаменительны и важны все праздники, христиане! – Например, нынешний праздник в самом начале Богородичного поста, ил, в просторечии, Спасовки! – Самое название показывает, что мы от чего-то спасаемся. У нас – против нашего спасения, восстают двоякого рода полчища врагов – душевные и телесные, бесы и страсти, грехи и болезни, от которых мы всячески должны спасаться. – И вот, пред очи наши, церковь предлагает оружие против тех и других врагов – душевных и телесных: крест животворящий, святые иконы, пост и святую воду. – На каком основании? По какому случаю, поводу и примеру? – Послушайте: Благочистивый наш князь Андрей Боголюбский в своих полках всегда имел животворящий крест, икону Спасителя и Божией Матери; пред началом сражения со врагами – все воины и князь молились со слезами, лобызали святые иконы и крест, и, приобщившись святых тайн, выходили против врагов, и побеждали их. Однажды вышел русский князь с греческим Императором Михаилом против многочисленных Персов, и на этот раз они помолились пред крестом и иконами – и все увидали светлые лучи от креста и икон, происходившие и покрывавшие светом своим все войска. Это воодушевило мужеством воинов, и они победили всех врагов. Заметьте это, христиане, – В этот же день ежегодно, 1-го Августа, в Константинополе был св. обычай обносить по улицам животворящий крест и св. иконы для освящения города и для предотвращения от болезней, в это время бывающих: потому-то нынешний праздник называется происхождением честных древ, или исхождением из церкви с древом креста Господня и со святою водою. Вот почему и у нас святой обычай выносить для поклонения честный крест и совершать ныне водоосвящение? Заметьте и это, христиане. Кто бы ты не был, христианин, подумай – сколько у тебя врагов душевных и телесных, невидимых и видимых; сколько духов, искушающих, страстей и грехов; сколько постигает болезней и от невоздержания в пищи и питии и от злотворного, заразительного воздуха, и особенно в эти осенние месяцы? Святая церковь , в подражании древнему обычаю Отцов наших, предлагает тебе всеврачующее древо креста Господня, святые иконы, святую воду и пост, с древних времен соблюдаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

14 августа Русская Церковь чтит праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и память святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника. Греческое название праздника Изнесения Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня — Προδοςτοτιμου κα ζωοποιο Σταυρο. Слово προδος означает «торжественное шествие» . Возник этот малый господский праздник в Константинополе не позднее IX в. и был изначально местным. По традиции в этот день освящали воду. Из императорского дворца выносился Честной и Животворящий Крест Господень, и торжественная процессия шла с ним крестным ходом по всему городу, который длился несколько дней. Во время шествия Крест Господень выставлялся для поклонения верующим в разных церквях. Крестный ход заканчивался 14 августа по старому стилю, и Крест возвращали в императорский дворец . С распространением Иерусалимского Устава этот праздник пришел и на Русь, где на водосвятный молебен стали приносить для освящения мед нового урожая, что впоследствии стало традицией. Именно поэтому и появилось народное название праздника — Медовый Спас. Служба Происхождения (изнесения) Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня соединяется со службой святых семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Как отмечает архиепископ Сергий (Спасский), святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых . Святые Маккавеи были внесены в святцы раньше всех ветхозаветных святых Изначально прозвище Маккавей (евр. Makkevet— молот) принадлежало только одному из сыновей ветхозаветного священника Маттафии, но позднее так стали называть вообще всех защитников и исповедников веры времени гонений Антиоха Епифана. Подвиг мучеников, которых мы сегодня вспоминаем, описан во 2 Макк. Почтенного старца, девяностолетнего книжника Елеазара, язычники пытались заставить предать веру. Получив отказ, они стали просить его лишь сделать вид, что он ест свинину, которая запрещена для употребления в пищу законом Моисея, в обмен на сохранение жизни. Елеазар отверг их предложение и сказал, что не пойдет на лицемерие ради краткой земной жизни, чтобы не ввести в заблуждение юных:

http://pravoslavie.ru/141095.html

«Филофеевская» ставротека. XII в. (ГММК) «Филофеевская» ставротека. XII в. (ГММК) Песнопения, посвященные реликвии Честного Древа К., сконцентрированы в чинопоследованиях важнейших праздников в честь К., прежде всего Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.). Сюда же относятся праздник Происхождения честных древ Честного и Животворящего Креста (1 авг.) и Крестопоклонная неделя: в древности в эти дни подлинная часть Животворящего Древа К. выносилась из хранилища для всенародного поклонения. Мн. песнопения в честь К. принадлежат перу выдающихся церковных песнописцев: Романа Сладкопевца ( кондак Крестопоклонной недели), Иоанна Дамаскина (воскресные и крестовоскресные каноны Октоиха), Космы Маюмского (канон на Крестовоздвижение, канон Великой пятницы, воскресные и крестовоскресные каноны Октоиха), Андрея , архиеп. Критского (самогласные стихиры, канон на Крестовоздвижение и его предпразднство), Германа I К-польского (канон на Крестовоздвижение), Феодора Студита (канон Крестопоклонной недели), Киприана (самогласен на Крестовоздвижение), Феофана Начертанного (канон на Происхождение честных древ, 1 авг., самогласен на Крестовоздвижение), Георгия Никомидийского (каноны на предпразднство Крестовоздвижения и на Происхождение честных древ), Иосифа Песнописца (канон на предпразднство Крестовоздвижения (13 сент.), каноны Октоиха для среды и пятницы), императора Льва VI Мудрого ( крестобогородичны , самогласен на Крестовоздвижение) (см. совр. богослужебные книги; нек-рые песнопения известны только по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 43, 44, 257-259, 260; AHG. T. 1. P. 251-262). Песнописцы затрагивают мн. темы, связанные с почитанием, символикой и богословским осмыслением К. Одной из основных тем является противопоставление райского древа познания добра и зла и К.: первое принесло в мир смерть, второй - жизнь:                              (Минея (МП). Сент. С. 421);                      (Октоих. Ч. 1. С. 417);                        (Там же. Ч. 2. С. 538). Аналогия иногда доходит до того, что распятый Христос сопоставляется с плодами:                       (Там же. Ч. 1. С. 517), а события распятия Спасителя образно сравниваются с выращиванием дерева:                                            (Там же. Ч. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1705. Адрес: Нижегородская обл., Борский р-он, с.Спасское Координаты: 56.822823, 43.967516 Проезд:Нижний Новгород - Линда - Спасское, асфальт Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Раевский или Спасский-Раифский-Кезовский монастырь ( ныне село Спасское — Борского района Нижегородской области). Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы. В монастыре велась активная культурная деятельность, в частности именно здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Также интересным историческим памятником является монастырский синодик, находящийся в настоящее время в Российской государственной библиотеке (Москва). В ризнице монастыря имелась чаша из дворцовой церкви царя Алексея Михайловича. Об этом ценном произведении прикладного искусства упоминает в своих записках В.Даль, лично посещавший с. Спас в середине 19 в. В 1713 г. насельники монастыря были заподозрены в расколе и высланы. Монастырь стал женским. Как женский он просуществовал до 1764 г., когда был упразднен при учреждении монастырских штатов. В настоящее время от комплекса монастырских зданий сохранились храм во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (построен в последней трети 17 в.) и храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (первоначально в 1716 г. был построен в дереве, в 1760 г. перестроен в камне). В настоящее время Нижегородской областной общественной организацией " Культурно-просветительский центр " Спас-Исток " осуществляется проект направленный на возрождение монастыря. По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи " (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви: каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В.Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи " изд. 1892 г.).

http://sobory.ru/article/?object=21951

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы — что это за праздники? 4 мин., 13.08.2023 14, 19 и 29 августа в храмах совершается освящение плодов нового урожая. В народном календаре эти дни называются Спасами. Что это за обычай, откуда он пошел и о каких событиях вспоминает в эти дни Церковь? Что вообще значит Спас? Спас — это сокращенная форма слова Спаситель: так называют Иисуса Христа, Сына Божьего, Который избавил людей от рабства греху, даровал всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. Народное название праздников как раз и указывает на их связь со Спасителем. Так, 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а 29 августа — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Происхождение Честных Древ Креста Господня, 17 в. icons.pstgu.ru Изнесение Честных Древ... Непонятно — это про что? Праздник был учрежден в Константинополе, где раньше хранилась часть Креста, на Котором был распят Иисус Христос. Раз в год в первый день августа (14-го по новому стилю), когда из-за жары люди особенно страдали от распространения различных инфекций, ее торжественно выносили из царской сокровищницы в собор Святой Софии. Затем в течение двух недель Крест носили по городу и служили перед ним молебны. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. Икона «Преображения». 15 в. Кирилло-Белоозерский монастырь icons.pstgu.ru А Преображение? В праздник вспоминается евангельское событие, когда Иисус Христос на горе Фавор во время молитвы явил Свою Небесную славу трем апостолам: Петру, Иакову и Иоанну. Его одежды и лицо просияли неземным светом, преобразились. Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний. Спас Нерукотворный. 13 в. Балканы Икона, перенесенная из Эдессы в Константинополь, пропала во время взятия Константинополя крестоносцами. Эта икона — одна из самых ранних версий сохранившегося только на фресках 12 в.

http://foma.ru/medovyj-jablochnyj-i-oreh...

Будем и мы вырывать с корнем ненависть и вражду, и не только прощать ближним, но и забывать обиды.    1914 г., августа 10 дня. [Слово в день] Происхождения Древ Честнаго Креста    День 1 августа, други, посвящен воспоминанию происхождения честных древ Креста Господня. Праздник этот установлен в XII в. по случаю чудесной победы, одержанной русским Вел. Князем Андреем Боголюбским над болгарами, жившими по реке Волге. В полках Князя всегда была икона Богоматери и Св. Крест. Благочестивый Князь больше доверялся в войне помощи Божией, чем своему оружию. Пред сражением, по заведенному обычаю, Князь усердно молился пред иконой Богоматери и Св. Крестом, а по его примеру молились с коленопреклонением и все воины, а потом, поцеловав икону и Крест, все безбоязненно выходили против врагов.    После такого приготовления, одержав 1 августа победу над врагами, Князь Боголюбский, по возвращении в стан свой, сподобился видеть чудесное знамение Божией помощи: светлые лучи исходили от иконы Божией Матери и покрывали своим светом все ополчение. Это видение еще больше воодушевило русское воинство, так что оно снова обратилось против врагов и совершенно рассеяло их.    Впоследствии оказалось, что греческий император Мануил, воевавший против персов, в тот же день 1 августа видел подобное знамение от иконы Богоматери и Св. Креста и также одержал победу над врагами. В воспоминание этого славного посещения Божия оба царственные вождя, по взаимному соглашению, установили праздник в этот день, каковой праздник и назвали «Происхождением честных древ Креста Господня», от исхождения царственных вождей против врагов со Св. Крестом, и повелели в этот день износить из алтаря Св. Крест, полагая его среди Церкви для поклонения христианам и совершать с ним хождение на источники, реки, озера и колодцы — для водоосвящения.    Други! Св. Церковь в своих священных песнопениях, прославляя Крест Христов, с этим вместе молит Господа спасти людей и даровать победу на врагов силою Св. Креста возлюбленному нашему Монарху.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Церковь Спаса Всемилостливого. Происхождения честных древ Креста Господня церковь под колокольней Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1656. Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.16212, 38.86976 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью «В заштатном городе Киржаче, в упразднённом Благовещенском монастыре на стене каменной церкви Происхождения Честных высечена надпись: «В лето при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России самодержца и при его Государеве сыне Благородном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса во всякою церковною утварью Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью». Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 49) Прим. О.Щ.: - Видимо один из престолов храма - 7164=1656 г. от Р.Х. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Каменная холодная Спасская церковь построена в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским. О времени построения свидетельствует надпись на стене церкви: «в лето 7164 при державе государя и царя вел. князя Алексея Михайловича... в сей обители строил сию церковь Всемилостивого Спаса со всякою церковною утварью боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе вечный поминок». Церковь двухэтажная, с шатровым верхом; над куполом храма под шатром устроена звонница, где и висели все колокола до устройства новой колокольни. Церковь находится собственно на втором этаже; престол в ней один – во имя происхождения честных древ креста Господня. Алтарь полукруглый без разделений. Иконостас прямой с тяблами в три яруса; иконы в нем древнего письма, с серебряными вызолоченными по краям окладами. Из св. икон особого внимания заслуживает икона Господа Вседержителя; на ней вырезана подпись: «в лето 1569 г. писал сей образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков». В нижнем этаже храма находится усыпальница бояр Милославских. Над местом их погребения находятся надгробные камни с надписями на них.

http://sobory.ru/article/?object=04332

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010