Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь Спаса Всемилостивого /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:Между 1591 и 1593. Год утраты:1930 (снесена) Ссылки:   Адрес: Москва, ул. Восточная, (4, корп. 1, стр. 10) Координаты: 55.714312, 37.655194 Проезд:метро Автозаводская Изменить описание Добавить фотографии Вид древней Спасской церкви происхождения честных древ, и западных святых врат снаружи. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1893 года» http://andcvet.narod.ru/Simon/simon.htm Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Симоновом монастыре к началу XX века существовало шесть храмов, из них два надвратных. Над древними западными вратами находился небольшой храм Всемилостивого Спаса, сооружение которого было связано с военными событиями конца XVI в. В 1591 г. монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события и был в 1593 г. сооружен Спасский храм. Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные Царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века. Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Во всех документах ранее XIX века посвящение храма над западными вратами, в полном или кратком варианте наименования, обозначалось: во имя Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Точно так же надвратная церковь именовалась в наиболее ранних публикациях XIX века, в текстах Амвросия (Орнатского) и Н.Д. Иванчина-Писарева.

http://sobory.ru/article/?object=39880

Происхождение Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Строгановская Школа. Начало XVII века Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Строгановская Школа. Начало XVII века В этот день соединено два праздника: 1) Происхождение, то есть вынос, Честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Праздник принадлежит к числу малых. В Константинополе, при греческих императорах, 1 августа выносили Животворящий Крест из дворца в церковь св. Софии, причем совершали водоосвящение. Этот обычай из Греции перешел и к нам в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом. Малое водоосвящение отличается от великого, Богоявленского, как песнопениями во время крестного хода, так и тем, что молитва об освящении воды короче и при погружении креста в воду поется: " Спаси, Господи, люди Твоя " , а не " Во Иордане крещающуся Тебе, Господи " . Тропарь Всемилостивому Спасу С вышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость. Тропари водосвятные К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений: не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Потщися — поспеши. Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Еже радуйся Ангелом приимшая, и рождшая Зиждителя Твоего, Дево, спасай Тя величающия. Воспеваем Сына твоего, Богородице, и вопием: Пречистая Владычице, всякия беды избави рабы Твоя. Царем, пророком, и апостолом, и мучеником Ты еси похвала, и предстательница миру, всенепорочная. Язык всяк православных похваляет, и блажит, и славит пречистое рождество Твое, Марие богоневестная. Слава: Отца и Сына славословим, и Духа Святаго, глаголюще: Троице Святая, спаси души наша. И ныне: Неизреченно в последняя заченшая, и рождшая Создателя Твоего, Дево, спасай Тя величающия. 13 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/1766.html

Документы, собранные Н. Скворцовым, свидетельствуют об особой роли надвратного храма при моровом поветрии, постигшем Москву: «В 1771 году, когда карантин находился в Симоновом монастыре, священнослужение и всякие требы для содержавшихся в нем зараженных людей исправляемы были в церкви Происхождения честных древ над воротами. По снятии карантина, Исполнительная Комиссия во всем монастыре покои настоятельские и братские очистила и выкурила в 1772 году, а церковь Происхождения честных древ только 18 января 1774 года». Больше двух лет храм не действовал, поэтому неизвестно, производились ли в это время какие-либо ремонтные работы и на его фасадах, в том числе на крышах, о которых упоминается в тексте Н. Скворцова. Только 3 октября 1774 года Синодальная контора разрешила выдать антиминс в Симонов монастырь, наряду с двумя другими храмами, в «церковь Происхождения честных древ над монастырскими от Москвы-реки воротами». Сведения о храме до временного упразднения монастыря в 1788 года можно извлечь из описи монастырских церквей и церковного имущества, произведённой в 1783 году: «Церковь каменная над монастырскими воротами от Москвы-реки во имя происхождения честного креста господня. В ней царские двери столбцы ясень, обложены акладом серебряным золоченым. На дверях написано благовещение пресвятыя богородицы со архангелом и четыре евангелиста, на столбцах осьмнадцать святых, па сени написано раздаяпие господом Иисусом Христом святым апостолам таинства». Далее в описи представлен перечень икон, окладов и камней в иконостасе. В описи монастырского имущества за 1804 год сказано: «Над западными монастырскими вратами церковь происхождения честных древ животворящего креста Господня каменная на оной одна глава. На главе крест железной. Как церковь так и глава крыты железом листовым». В «Описании достопамятных происшествий в Московских монастырях во время нашествия неприятелей в 1812 г.» не уточняется, через какие именно ворота войско ворвалось в монастырь. В донесении архимандрита Герасима сказано только: «Неприятели... 5-го Сентября, вырубив ворота монастырский, вбежали в церковь во время утрснняго молитвословия». Сохранившееся письмо другого очевидца, иеромонаха Илариона, позволяет точнее представить событие: «... в обитель нашу Симоновскую, хотя во вторник и среду в монастырские ворота восточные и западные стучались много раз, но еще не ломали их, а в четверток т.е. 5-е число по утру, во время всенощного бдения бывшаго без звону, ворота западные прорубили и взошли прямо в собор...».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Будринская (Лохта). Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Лохотская церковь Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Лохотская Происхожденская церковь, построена в 1805 г., каменная. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского. Вновь устроенный придел во имя Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня) освящён 1 октября 1869 г. Клировая ведомость Лохотской Происхожденской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год 1) Церковь построена в: 1805 году тщанием прихожан. 2) Зданием каменная одноэтажная в одной связи с колокольнею, крепка, покрыта железом. Вторая церковь деревянная, без колокольни на каменном фундаменте, покрыта тесом, построена неизвестно когда тщанием прихожан, упраздена в 1869 году, приходит в ветхость. 3) Престолов три - 1. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 2. св. Николая Мирликийского Чудотворца и 3. Происхождения Честных Древ Креста Господня. 4) Утварью не вполне достаточна. 5) По штату при ней положены: священник и псаломщик6) Жалования положено: священнику 294 р., псаломщику 98 р. 7) Кружечных доходов за: 1917 год получено 164 р. 75 к. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: 9) Земли при церкви состоит: усадебной 1 дес. 184 кв. саж., пахотной 26 дес. 532 кв. саж. и сенокосной 9 дес. 764 кв. саж., а всего 38 дес. 2360 кв. саж. […] 10) Качество церковной земли: среднее. 11) Средний доход ею приносимый: 100 р. Обрабатывается при личном участии и наемных людей. 12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: деревянные, построены тщанием причта, священненника и псаломщика в 1885 году и являются собственностью причта; другие здания - церковно-приходская школа, начальное земское училище, деревянная сторожка, деревянная келья для просфорни и деревянный амбар для хранения зернового хлеба и прочего церковного имущества и 12 деревянных лавочек.

http://sobory.ru/article/?object=10048

Чарозеро. Церковь Происхождения Честных Древ. Вещезерская Петропавловская церковь Добавить фотографии село Петропавловское, ныне Чарозеро. Фото двадцатых годов XX века. На заднем плане видна Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня 1798г. Хозяйка фото: Щедрова Анна Викторовна (проживает в Чарозере) Евгений Шелковников 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Чарозере. Дата постройки последнего здания 1798 г. Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге " Зимняя поездка в Белозерский край " , вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек. По описаниям, найденным в документах 1929-1930 гг.: " Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской " . Колокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку. Церковь была построена " тщанием прихожан " , т.е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.

http://sobory.ru/article/?object=21175

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня " Описания иконы Описание иконы Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: " По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста " . В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В " Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения " , составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: " А на происхождение в день Честного Кре[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510. Век: XVI Место создания: Россия Место хранения: Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Реставрация: нет данных Размер: 108 x 87 см Материал: Дерево, левкас, темпера Файл 2947.jpg:   Размер: 1559x1943, 3.03 MPix, 953 Kb. Дата: 2009-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (718) , (17) . Описание: Образ происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Пошехонье (Вологодская область). Конец XVIII - начало XIX в. Дерево, темпера. 90,8х67,6х2,5 см. Частная коллекция. Файл 17045.jpg:   Размер: 1936x2592, 5.02 MPix, 2826 Kb. Дата: 2012-04-27, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (718) , (21) .

http://pravicon.com/icon-415

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Господа Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-415] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Господа Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-415-forum

Спасское. Спасский-Раифский-Кезовский женский монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:1740. Адрес: Нижегородская область, Борский район, Спасское Координаты: 56.82257, 43.96629 Проезд:Нижний Новгород - Линда - Спасское, асфальт Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь находилась на территории Спасораевского женского монастыря. После его упразднения в 1764 г. стала приходским храмом села Спас-на-Кезе. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (время постройки - последня треть 17 в.) входит в комплекс бывшего Спасо-Раевского или Спасского-Раифского-Кезовского монастыря. Основан в начале XVII в. выходцами из Москвы как мужской. В монастыре велась активная культурная жизнь. Здесь впервые была записана легенда о граде Китеже. Интересным историческим памятником является синодик монастыря, находящийся ныне в Российской Государственной библиотеке (Москва). Также в монастыре находилась богослужебная утварь, изготовленная в Оружейной палате, наличие которой констатировал в своих записках в середине 19 в. В.Даль. В 1713 г. братия монастыря была заподозрена в контактах со старообрядцами и выслана. Монастырь стал женским. В 1716 г. была построена деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1760 г. она была перестроена в камне. В 1764 г. при учреждении монастырских штатов монастырь был закрыт и храмы стали приходскими. В 1937 г храмы были закрыты. В них разместились мастерские МТС, а впоследствии храмы были заброшены и полуразрушены. В настоящее время Нижегородская областная общественная организация " Культурно-просветительский центр " Спас-Исток " реализует проект, направленный на восстановление монастыря. По поводу года основания монастыря нет точных данных. Но достоверно известно из книги Строева П.М. " Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской империи " (год издания 1877), что в 1677 году настоятелем и (как там написано) строителем Спасораевского На Кезе в Балахнинском уезде единоверческого монастыря был Тихон. В составе монастыря были две церкви каменная Происхожения Честных Древ Животворящего Креста Господня и деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы (из книги В.В. Зверинского " Материал для историко-топографического исследования о Православных Монастырях в Российской империи " изд. 1892 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03528

Санкт-Петербург. Домовая церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня - Всемилостивого Спаса при Лесном Институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня Год постройки:1840. Адрес: Санкт-Петербург, Институтский пер., 5 Координаты: 59.992678, 30.34351 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Заведение, называемое ныне Лесным институтом, открыто в 1811 г. с именем „Форст-института“ и было назначено для распространения знаний в лесоводстве. В 1832 г. при институте была открыта  „школа межевщиков " (землемеров), и тогда же последовало Высочайшее повеление - ввести при школе преподавание закона Божия и устроить при ней домовую церковь, которая и была освящена 1834 года февраля 2 дня Венедиктом, епископом Ревельским, во имя Всемилостивого Спаса. Церковь была устроена на средства казны, при добровольных приношениях петербургского биржевого купечества. Она первоначально находилась в двухэтажном деревянном здании, где жили тогда воспитанники школы, а ныне живут разные чины института. С открытием церкви был назначен к ней особый причт: священник - для совершения богослужения и преподавания воспитанникам закона Божия, с содержанием в 1500 руб. асс., и при нем псаломщик с жалованьем в 500 руб. асс. С 1837 г. Форст-институт преобразован по образцу кадетских корпусов и назван «Лесным и межевым институтом " . Вместе с тем было возведено новое каменное здание для института и в 1840 г. в него перенесена институтская церковь. Она помещается в 3 этаже, по главному фасаду здания и занимает 6 комнат, которые назначены для алтаря, церкви, притвора, ризницы, пономарской и покойницкой. Церковь имеет и колокольню с 5-ю колоколами, устроенную на чердаке, с особою лестницею из пономарской. Новый храм освящен также во имя Спаса происхождения честных древ. В него перенесен иконостас и церковная утварь из прежнего храма. В 1876 году произведены весьма важные улучшения во внутреннем устройстве храма, которые сообщили ему изящный вид: устроен новый иконостас, в котором поставлены новые, художественной работы, иконы, приобретены новые хоругви, плащаница с катафалком, устроены в церкви паркетные полы, в окнах дубовые рамы.

http://sobory.ru/article/?object=24679

Какого числа Медовый спас в 2024 году? Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. 14 августа, 2016 Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Медовый Спас — что это за день? Вы хотите узнать про Медовый Спас 2024 года? Какого он числа и какие ограничения в пище требуется соблюдать? Тогда прочитайте нашу познавательную статью! Когда же Медовый спас в 2024 году? Медовый спас в 2024 году — 14 августа Медовый спас в 2025 году — 14 августа Медовый спас в 2026 году — 14 августа Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста. Но общее, «простецкое» название это дня — Медовый Спас. Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью . Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-2/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010