III. Заключим наше слабое размышление о крестном пути верным словом апостола: аще с Господом умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся во веки (2 Тим. 2, 11, 12). (Составлено по слову прот. И. Виноградова, помещенном в «Душеполезном чтении» за 1892 г., август). Поучение 2-е. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста (Уроки из празднуемого события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии, б) как должно изображать крестное знамение?) I. Hыheшhuй праздник происхождения честных древ честного и животворящего Креста установлен в Константинополе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Греции. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо Креста Христова и другие священные предметы выносились из главного Софийского храма и с крестным ходом, с молитвами и окроплением города святой водою обносились по улицам, а на время ночи и литургии поставлялись в церквах. Крестный ход сопровождался молитвами к Пресвятой Богородице. Первый день месяца августа, когда совершалось «происхождение», т. е. выход с святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этот-то день и празднуется ныне под именем праздника «Происхождения честных древ». Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы Спасителя и других св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил Казанских болгар, а Мануил – сарацин. Что знаменитая победа эта была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, – непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который, во время самой упорной сечи, исходил от иконы Спасителя и честного Креста и видим был всеми. Таково происхождение нынешнего празднества! II. а) Мы должны подражать, сколько можно более и постояннее, усердию к вере, чистоте нравов и простоте жизни наших предков, их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности Церкви и отечества, при готовности положить под знамением честного и животворящего Креста Господня жизнь свою за св. веру, дорогую родину и помазанника Божия – царя православного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Нижний Новгород. Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня (Спасский Староярмарочный). Собор. Действует.   Престолы: Происхождения честных древ Креста Господня , Александра Невского , Макария Желтоводского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1818 и 1822. Колокольня заменена новой в 1906 г. по проекту П.П. Малиновского и Е.М. Мичурина. Архитектор:О. Монферран (проект), Р.Я. Килевейн (перестройка и ремонт в 1888 г.) Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Ярмарочный пр-д, д. 10 Координаты: 56.331413, 43.953951 Проезд:остановки " ул. Бетанкура " (т7,т20,т49 маршруты маршрутного такси) и " ул. Должанская " (10,25 маршруты троллейбуса; 7,9,41,52,57,66,69 маршруты автобуса; т7,т9,т18,т20,т44,т49,т66,т67,т113,т138 маршруты маршрутного такси) Изменить описание На территории собора находятся: Крестильный храм Часовня-усыпальница Часовня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор. Построен в 1822 году по проекту А.А.Бетанкура. Не случайно удивительное сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге: фасады храмов разрабатывал один человек - Огюст Р. Монферран. К сожалению, в интерьере собора не сохранились росписи академика А.В.Ступина. Спасо-Преображенский собор - единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней. После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки. От первоначальной архитектуры ярмарки до наших дней сохранился, пожалуй, только Спасский старо-ярмарочный собор 1822 г. А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Канавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6-8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.

http://sobory.ru/article/?object=00895

дня народження преподобного Серафима Вирицького в хресним ходом 15 серпня 2016 р. 15:08 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в рамках празднования 150-летия со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого в Санкт-Петербурге состоялся межприходской крестный ход. Его участники прошли от храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином дворе к утраченной Успенской церкви («Спасу-на-Сенной»). Праздник начался с Божественной литургии в храме святого Серафима Вырицкого, которую возглавил настоятель иерей Артемий Наумов в сослужении настоятеля «Спаса-на-Сенной» иерея Михаила Малюшина и других священнослужителей. По окончании богослужения иерей Михаил Малюшин, обращаясь к верующим, отметил, что необходимо возрождать дореволюционную традицию крестного хода в день Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. «Как мы знаем, второе название этого праздника — во имя Всемилостивого Спаса, — сказал священник. — Второй придел " Спаса-на-Сенной " был назван во имя Всемилостивого Спаса. А первая деревянная церковь, которая стояла на месте храма, была освящена в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Крестный ход многие-многие дореволюционные годы совершался в этот день из " Спаса-на-Сенной " до Фонтанки, где служился водосвятный молебен и освящался мед. Когда возрождаешь традицию, хочется, чтобы она восполнялась чем-то новым, поэтому для нас особенно важно имя святого, которое носит этот храм. Будущий преподобный Серафим Вырицкий, тогда Василий Муравьев, владел домом 20 по Апраксину переулку и был прихожанином " Спаса-на-Сенной " . Вот так пересекаются пути, так Господь дарует нам взаимообщение и взаимопроникновение». Отец Михаил рассказал о том, что недавно в Санкт-Петербурге побывал гость с Гавайских островов — 80-летний священник Анатолий Левин. Его прадед и дед были священнослужителями «Спаса-на-Сенной». Он передал приходу служебник издания 1916 года из ризницы Успенского храма.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4585736...

В праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в храме свт. Николая Мирликийского в Логойске 14 августа 2021 г. 19:06 14 августа 2021 года, в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Патриарший экзарх всея Беларуси, временный управляющий Борисовской епархией митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского города Логойска Минской области. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Борисовской епархии, благочинный 2-го Борисовского округа, настоятель храма благоверного великого князя Димитрия Донского в городе Борисове Минской области протоиерей Сергий Башкиров, духовник Борисовской епархии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы деревни Беларучи Минской области протоиерей Вячеслав Юхнович, благочинный 1-го Логойского округа, клирик храма святителя Николая Мирликийского города Логойска протоиерей Александр Зимницкий, настоятель храма святителя Николая Мирликийского протоиерей Владимир Шейдак, духовенство 1-го Логойского благочиния. Диаконский чин возглавил клирик кафедрального собора Воскресения Христова города Борисова диакон Владимир Букштунович. На малом входе во внимание к усердным пастырским трудам на благо Святой Церкви Христовой были награждены правом ношения палицы и наперсного креста с украшениями настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в деревне Косино Минской области иерей Владимир Нестерович, правом ношения палицы — настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в деревне Околово Минской области иерей Сергий Барилюк, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в агрогородке Крайск Минской области иерей Сергий Подольский, настоятель храма Архангела Михаила в агрогородке Гайна Минской области иерей Александр Попов. За Литургией были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Натальи Пивень. Проповедь перед причастием произнес иерей Владимир Нестерович. По окончании Литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Далее состоялось освящение меда. Митрополит Вениамин обратился к верующим со словом назидания. Затем Патриарший экзарх наградил Логойскую центральную районную больницу архиерейской грамотой за самоотверженный труд в борьбе с коронавирусной инфекцией. Владыка Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Протоиерей Владимир Шейдак поблагодарил Патриаршего экзарха за архипастырский визит и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону Божией Матери «Логойская». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В некоторых месяцесловах празднование Силуамской иконе Божией Матери называется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня»; этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова «proodos», которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (proodos) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования первого августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

3 ноября, 2015 Что означает слово «Спас»? Какова история этих праздников? С чем связаны названия «Медовый», «Яблочный», «Ореховый»? Содержание статьи Что такое Спас? Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника , посвященных Христу : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Значение слова «Спас» Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой  смертью . Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу. Медовый спас Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться. Итория Медового Спаса Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и  получали долгожданное здоровье .

http://pravmir.ru/spas/

Ярославль. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня при доме Нелидовой. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство каменной холодной церкви Воздвижения Креста Господня было начато на средства прихода в 1675 году на месте деревянного храма, первое упоминание о котором относится к XVI веку (в записи чудес 1515-1563 годов от иконы святителя Николая Чудотворца из Успенского собора). Освящена в 1688 году. В храме имелись два придела — во имя Казанской Богоматери и преподобных Онуфрия и Петра Афонских (в 1865 г. последний придел перенесли из летней церкви в дьяконник теплого храма). В 1735 году артель ярославских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым украсила церковь росписями на средства купцов Викулиных (живопись сохранилась частично под побелкой). Иконостас центрального храма был увенчан Распятием, в котором помещались 50 частиц мощей разных святых. В 1860-1865 годах церковь Воздвижения значительно поновили: к западному фасаду храма пристроили большую трапезу, сделали новые иконостасы, вновь прописали настенную живопись и значительную часть икон. Теплая церковь Косьмы и Дамиана сооружена в 1722 году на средства прихожан. Стены и своды ее украшали отдельные живописные композиции, выполненные в 1843 году на средства купцов Крохоняткиных ярославским мастером Ф.И. Телегиным. Чтимыми иконами летнего храма были образа Богоматери «Утоли мои печали» (написана поручиком Сергеем Ивановым Наброцким в 1777 г.) и Боголюбской Богоматери (написана по заказу прихожан в 1771 г.). В теплом зимнем храме особо почитали икону Печерской Богоматери (копия чудотворного стенописного образа из ярославского Спасского монастыря, выполненная по заказу протоиерея Алексея и церковного старосты Е.Е. Мушникова) и икону «Распятие Христово» с «46 ликами угодников Божиих», с частью Креста Господня и частицами мощей святых при каждом из ликов. Кроме того, в Крестовоздвиженской церкви имелись два ковчега с частями от Гроба Господня и частицами мощей, два серебряных креста с частью камня с горы Синайской, частями Креста и Гроба Господня, а также Гроба Богоматери. В ризнице хранился антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским. К Крестовоздвиженскому приходу в 1903 году была приписана церковь Происхождения Честных древ Креста Господня при доме госпожи А.И. Нелидовой. Церкви Воздвиженского прихода закрыли в 1930 году. Здания сохранились в искаженном виде, в настоящее время используются предприятием.

http://sobory.ru/article/?object=12735

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Происхождение честных древ Креста Господня (Медовый Спас) 7 мин., 10.08.2019 День происхождения честных древ Животворящего Креста Господня имеет очень сложную иконографию. Связано это с некоторой двойственностью самого праздника. С одной стороны, он посвящен реальному историческому событию, но, с другой стороны, Церковь говорит еще и о некоей идее, которая и выражена в иконе. Происхождение иконографической композиции Сначала немного истории. В середине XII века на Руси и в Византии, практически одновременно, произошли два чудесных события. Два правителя — Владимирский князь Андрей Боголюбский и Византийский император Мануил Комнин — выступили в военные походы против своих врагов. Андрей ополчился на волжских булгар, а Мануил пошел на турок. В обоих случаях христианским государям пришлось иметь дело с войсками неприятеля, которые намного превосходили их собственные силы. В обоих случаях кампании грозили закончиться провалом, и в обоих же случаях предводители взмолились Христу о даровании победы. Господь услышал их молитвы — походы правителей-христиан оказались победоносными. Они сопровождались чудесными знамениями от икон Спасителя и Богородицы, а в небе, над местами расположения войск, был виден Крест. Наши предки увидели в этих событиях знак Божьей милости, и в их честь установили особое празднование 1 (14) августа. Но есть еще более древняя традиция, которая отображена на иконе праздника. Византия — это южная страна, где нередко случались различные эпидемии и моры. Особенно сильными они были в августе, когда стояла наибольшая жара. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далек от современного, эти болезни уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога — они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по улицам, неся с собою иконы и совершая молебны. Особенно пышно эти шествия проводились в столице — Константинополе, и продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Главной святыней, которую обносили по городу, был Крест — тот самый, к которому в часы казни пригвоздили Христа. Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в Х веке, и с тех пор эта традиция прочно утвердилась в практике Церквей греческого обряда (православных и униатских).

http://foma.ru/proisxozhdenie-chestnyix-...

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств. Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

http://pravoslavie.ru/2483.html

Возможно, именно в это время в западном надвратном храме появился престол во имя Спаса Всемилостивого. Таким образом, двойное наименование надвратного храма в работах исследователей нашего времени кажется вполне оправданным. Первое сообщение в литературе об основании храма, в работе Н.Д. Иванчина-Писарева, не имеет даты и связывает его постройку со временем Иоанна IV: «В некоторых исторических замечаниях сказано, что Иоанн IV в приношениях своих Симонову был щедрее всех своих предшественников: кроме храма во имя Происхождения Честных Древ (ныне перестроенного в неизвестном вкусе), там была сооружена колокольня, сходная с Ростовскою...». К. Тромонин считал, что она «устроена около 1590 года, в царствование Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича, в присутствии коего освящена Иовом Патриархом всея России, Августа 1 дня 1593 г.». Более подробные сведения о надвратном храме приведены у В.В. Пассека: «Церковь над западными святыми вратами Происхождения честных древ животворящего креста Господня, об одной главе, устроена около 1591 года в царствование Государя, Царя и Вел. Князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его, как написано было на старом антиминсе сей церкви, Святейшим Иовом, патриархом Московским и всея России 1593 года Августа 1 дня, па память святых седми мученик Маккавей. Длина ея с олтарем, кроме трапезы шесть, ширина пять саженей, а вышина с крестом 14 саженей. Она соединена одною дверью с настоятельскими келиями...». В описании монастырских стен и ворот - дополнительные сведения о храме: «...2-е Западный (ворота), под Спасскою церковию, подле настоятельских келий для входа и въезда в монастырь. Над ними издревле написано Успение Божия Матери, и по сторонам внизу Святые Угодники». И.Ф. Токмаков, практически повторяя сведения В.В. Пассека, уточняет: «Церковь Всемилостивого Спаса, над западными вратами, основана в памятный отражением крымского хана 1591 год (когда и с башен Симонова монастыря гремели пушки), в царствование государя, царя и вел. князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его...».

http://sobory.ru/article/?object=39880

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010