Это крайне тяготит нас и озабочивает, так как всяко мы послужили ему в соблазн и преткновение. От сего и ум наш тогда оказывается неспособным к богословствованию; потому что ведение, по существу своему, сущи всецело любовью, не попускает мысли нашей разшириться в порождении божественных созерцаний, если наперед не восприимем опять в любовь и неправедно гневающегося на нас. В случае, если тот не хочет этого, или удалился от наших мест, надлежит нам, прияв начертание лица его в свое благорасположение с несдерживаемым излиянием души, так во глубине сердца исполнить закон любви. Ибо тем, которые желают иметь ведение о Боге, должно и лица неправо гневающихся представлять в уме с безгневным помыслом. когда же это будет, тогда ум не только в области богословия станет непогрешительно вращаться, но и в деле любви с полным дерзновением возвысится, как бы восходя со второй степени на первую. 93. Путь добродетели сначала бывает труден и горек, а потом удобным и приятным делается Путь добродетели для начинающих любить благочестие кажется жестоким и пристрашным, не потому чтоб он был сам по себе таков, но потому что человеческое естество с самого исхода из чрева материнского привыкает жить пространно в удовольствиях; а для тех, которые успели пройти уже до средины его, он является весь благим и отрадным: ибо когда недобрые стремления наши бывают подавлены добрыми навыками, тогда вместе с сим исчезает и самая память о безсловесных удовольствиях: вследствие чего душа уже со всем удовольствием шествует по всем стезям добродетелей. Посему Господь, выводя нас на путь спасения говорит, что тесен и прискорбен путь, вводящий в живот, и мало тех, кои идут им ( Мф.7:14 ); к тем же, кои со всем рвением желают приступить к хранению святых Его заповедей, говорит Он: «иго мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Предлежит убо нам в начале подвига нашего, насилуемой некоей волей исполнять святые заповеди Божии, чтоб благой Господь, увидев доброе намерение наше и труд, даровал нам готовность и вольную волю, с удовольствием прочее покорствовать преславным Его волениям: от «Господа бо уготовляется хотение» ( Прит.8:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

«Двух вещей я прошу у Тебя; не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, — питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9). «Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди — в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» (Ис. Сир. 33:13). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Смотри также: Прит. 16:3; Ек. 12:14; Ис. Сир. 5:1; 16:13; 20:9. Покаяние и прощение обид: «Чем кто согрешает, тем и наказывается» (Прем. Сол. 11:17). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится» (Притч. 11:31). «Семь раз упадет праведник и — встанет, а нечестивые впадут в погибель» (Прит. 24:16). «Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день» (Ис. Сир. 5:8). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Ис. Сир. 7:39). «Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под епитимьями» (Ис. Сир. 8:6; Ис. Сир. 15:11). «Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение согласно с желанием своим» (Ис. Сир. 32:19). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя, ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Ек. 7:20–22). Пьянство: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий на верху мачты» (Прит. 23:29–35). «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Ис. Сир. 31:29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Въ да свидетельствуетъ о Свете; бе Светъ истинный, иже просвещаетъ всякаго человека, грядущаго въ 1, 8–9). Давидъ: во свете Твоемъ узримъ светъ (Псал. 35, 10). Павелъ: Иже сый славы (Евр. 1, 3). Бога истинна отъ Бога истинна. Возлюбленный (ученикъ Христовъ): Сей есть истинный Богъ и Животъ вечный… Да будемъ во истиннемъ Сыне Его Христе (1 5, 20). Въ Азъ есмь… Истина 14, 16). Павелъ: ждуще… славы великаго Бога и Спаса нашего Христа (Тит. 2, 13). Рожденна. Въ Притчахъ: прежде всехъ холмовъ раждаетъ Мя (Прит. 8, 25). Въ Азъ на родихся и на 18, 37). Возлюбленный: любяй Рождшаго любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 5, 1). Противъ и Не сотворенна. Онъ родился, а не сотворенъ вместе съ тварями: такъ какъ Онъ самъ Творецъ всего. Павелъ: Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Въ книге Премудрости: сотворивъ вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1). Противъ и ихъ нечестивыхъ единомышленниковъ: Единосущна Отцу. Въ Азъ и Отецъ едино есма 10, 30). Не веруеши ли, яко Азъ во Отце и Отецъ во Мне 14, 10)? Видевый Мене виде Отца 14, 9). Павелъ: Иже сый славы и образъ ипостаси Его (Евр. 1, 3). Иже во образе сый, не непщева быти равенъ Богу, но себе умалилъ, зракъ раба (Флп. 2, 6). Имже вся быша. Павелъ: Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Всяческая Темъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). Той есть прежде всехъ и всяческая въ Немъ состоятся (Кол. 1, 17). Въ вся Темъ быша и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть 1, 3). Въ Притчахъ; прежде векъ основа Мя (Прит. 8, 23). Это последнее означаетъ предвечное и недвижное во Отце Его живой Премудрости; равно какъ слова: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дела Своя (Прит. 8, 22) предзнаменуютъ посредствомъ котораго Онъ (Христосъ) совершилъ дела нашего а слова: Богъ основа землю (Прит. 5, 19); вся сотворилъ еси (Псал. 103, 24); сотворивый вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1) — указываютъ на дела Его отъ начала. Впрочемъ, Господь созда Мя — сказано также вместо: «благоволилъ чрезъ Меня, свою Премудрость, созидать и творить дела Свои». Это же свидетельствуетъ и Давидъ, говоря: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася (Псал. 32, 6). Но яснейшимъ образомъ о Его во плоти учатъ, какъ сказали мы, слова: Господь созда Мя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

  Глава 4. Виды добрых дел 1. Во первых, Господа Бога любить от всего сердца, всей душей и всей силой (Лк. 10). 2. Потом — ближнего, как самого себя. 3. Далее — не убивать (Мф. 5). 4. Не прелюбодействовать (Лев. 19). 5. Не красть (Исх. 20). 6. Не похотствовать (Втор. 5). 7. Не лжесвидетельствовать (2 Петр. 2). 8. Почитать всех людей (Лк. 9). 9. Чего себе не желаешь, не делать того и другому (Тв. 4). 10. Отвергаться себя самого, чтобы следовать Христу (Мф. 17). 11. Тело свое умерщвлять и порабощать (1 Кор. 9). 12. Не искать утех (2 Петр. 2). 13. Любить пост (Деян. 1). 14. Кормить бедных (Тов. 4). 15. Одевать нагих (Исаии 58). 16. Посещать больных (Мф. 25). 17. Погребать мертвых (Тов. 1). 18. Помогать в беде (Еккл. 6). 19. Утешать в скорби (Еккл. 7). 20. Быть чуждым делам века (2 Тим. 2). 21. Ничего не предпочитать любви ко Христу (Мф. 10). 22. Не гневаться (Мф. 5). 23. Не злопамятсвовать (Еф. 4). 24. Не держать в сердце коварства (Прит. 12). 25. Не говорить « мир «, держа зло в сердце (Пс. 27). 26. Не оставлять любви (1 Петр. 1). 27. Не клясться, чтобы не нарушить клятвы (Мф. 5). 28. Изрекать истину и сердцем и устами (Пс. 14). 29. Не воздавать злом за зло (1 Сол. 5). 30. Не причинять обид, а причиненную переносить терпеливо (1 Кор. 6). 31. Любить врагов (Мф. 5). 32. Злословящих не злословить, а паче благословлять (1 Петр. 3). 33. Переносить гонение за правду (Мф. 5). 34. Не быть гордым (Тов. 4). 35. Ни винопийцей (1 Тим. 3). 36. Ни много ядущим (Сир. 37). 37. Ни сонливым (Прит. 20). 38. Ни ленивым (Прит. 24). 39. Ни ропотливым (Прем. 1). 40. Ни клеветником (Прит. 24). 41. Упование свое на Бога возлагать (Пс. 30). 42. Увидев в себе какое добро, Богу то приписывать, а не себе (Иак. 1). 43. Злое же почитать своим делом и себе то вменять (Осии 13). 44. Бояться дня судного (Иов. 31). 45. Страшиться геенны (Лк. 12). 46. Вечной жизни желать всем духовным желанием (Пс. 83). 47. Смерть каждодневном иметь перед своими очами (Мф. 24). 48. Дела жизни своей всякий час блюсти (Втор. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

ОМОФОР – здесь покров Богоматери. ОТВ-ЕРСТЫЙ – отворенный. ПАЖИТЬ – пастбище. ПАКИ – снова. ПАСТЫРЬ – духовный наставник, священник. ПЕРВОВЕРХОВНЫЙ – главенствующий. ПОДЪЯТЬ – взять. ПОТЩИТЬСЯ – употребить усилие. ПРАЗДНОСТЬ – бездеятельность, ничегонеделание. ПРЕБУДЕТ (от “пребывать”) – всегда будет. ПРИДЕЛ – боковая часть храма. ПРИРАЗИТЬСЯ – прикоснуться. ПРОВОЗВЕЩАТЬ – громко объявлять. ПРОМЫСЛ – Божие попечение о человеке. ПРОПОВЕДЬ – наставление священника, обращенное ко многим лицам. РАДЕТЬ – заботиться. РАТОБОРСТВО – сражение. РЕКУ (от “рещи”) – говорю. РЕЧ-ЕННЫЙ – сказанный. РИЗА – священное облачение. РУТИНА – однообразный и утомительный труд. САНОВНЫЙ – знатный. СВЕТСКОЕ – принятое в мирской жизни. СЕК-ИРА – топор. СИЕ – это. СРОДНИК – родственник. СТЕЗЯ – дорога, поприще. СУПОСТАТ – враг. ТВЕРДЬ – видимое небо. УВ-ЕДАТЬ – познать. УМ-АЛИТЬСЯ – уменьшиться. ХЕРУВИМ – высший ангельский чин. ХОД-АТАЙ – заступник. ЧАЕМЫЙ – ожидаемый с нетерпением. ЧР-ЕСЛА – бедра. ШУЙЦА – левая рука.   Примечания Данный указатель содержит ссылки на библейские цитаты, с которыми соотносятся слова автора, широко пользующегося ветхозаветными и новозаветными текстами. Быт. 3:15 . Быт. 3:15 . Пс. 117:24 Ин. 19:30 . Прит. 24:16 . Иов 7:1 . Пс. 36:23 . Втор. 5:16 . Мф. 16:19 . Ин. 20:19-23 . Ин. 10:9 . Откр. 3:8 . Ин. 16:33 . Лк. 10:19 . 1 Кор. 9:22 . Ин. 14:1 ; Мф. 14:27 . Мф. 11:12 . Мк. 2:20 ; Лк. 5:35 . Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 . Мал. 3:1 . Прит. 16:5 . Мф. 19:30 ; Мк. 10:31 . Сир. 3:16 . Лк. 16:10 . Лк. 14:11 . Рим. 12:19 . 1 Ин. 3:15 . Лк. 23:34 . Ин. 15:13 . 1 Пет. 2:23 . Ис. 50:6 . Пс. 125:5-6 . Исх. 20:9 ; Втор. 5:13 . Быт. 3:19 . Мф. 25:21 . Рим. 12:15 . 1 Тим. 6:6-8 . 1 Тим. 6:10 . Деян. 20:35 . 1 Кор. 6:9-10 . Евр. 13:5 . Ин. 6:48 . Лк. 6:25 . Откр. 14:4-5 . Откр. 3:8, 11 . 1 Кор. 11:5-6 . 1 Кор. 11:10 . Втор. 5:11 . 1 Пет. 3:3-4 . Еф. 4:29 . Иак. 3:12 . 1 Тим. 2:9 . Рим. 2:24 . 1 Тим. 4:12 . 2 Кор. 11:12 . Мф. 6:11 ; Лк. 11:3 . 1 Ин. 5:4 . Лк. 21:8 . 1 Ин. 2:18 . Откр. 12:9 .

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

Мф 6: 12. 410 Мф 5:23–24. 411 Мф 6: 12. 412 Мф 18:23–35. 413 1 Кор 12:31. 414 1 Кор 13:2–3. 415 1 Кор 13:4–8. 416 1 Кор 12:13. 417 1 Кор 13:2–3. 418 1 Кор 13:4–7. 419 Исх 32:31–32. 420 Чис 14:10. 421 1 Цар 24:4–8; 26:9–11. 422 1 Цар 27:6. 423 2 Цар 1:17. 424 Лк 6:35 425 Лк 6:37. 426 4 Цар 6:13–23. 427 Прит 25:21; Рим 12:20. 428 Иер 38:20. 429 Мф 5:44. 430 1 Кор 12:27. 431 Флп 2:7. 432 Мф 5:3. 433 Мф 5:9. 434 Мф 5:4. 435 Мф 5:5. 436 Мф 5:6. 437 Лк 6:21. 438 Мф 5:7. 439 Мф 5:8. 440 Мф 5:10. 441 Мф 5:11–12; Лк 6:22. 442 Мф 5:13. 443 Мф 5:14; Ин 12:35. 444 Мф 5:20, 5:43. 445 Лк 6:45. 446 Мф 8:13; Лк 7:10. 447 Мк 4:38; Лк 8:24. 448 Мк 5:9; Лк 8:30. 449 Лк 8:55. 450 Мф 9:18–26; Мк 5:21–42; Лк 8:40–56. 451 Мф 9:27–31. 452 Мф 10:8; Лк 9:1. 453 Мф 10:5. 454 Мф 10:17–20. 455 Лк 12:51. 456 Лк 7:47. 457 Лк 14:28. 458 Мф 12:43; Лк 8:2, 11:24. 459 Мф 13:23; Мк 4:20. 460 Мф 13:44. 461 Лк 4:28–30. 462 Мф 14:15–21; Мк 6:31–44; Лк 9:10–17; Ин 6:1–13. 463 Мф 15:21–28; Мк 7:24–30. 464 Мк 7:32–37. 465 Мф 9:25–31. 466 Мф 17:2. 467 Мф 17:14–18. 468 Мф 18:1–5. 469 Мф 18:10. 470 Ин 5:1–18. 471 Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25. 472 Лк 12:16. 473 Мф 19:16–22; Мк 10:17–22; Лк 18:18–23. 474 Лк 16:19–31. 475 Мф 20:1–16. 476 F. C. Burkitt. Early Christianity outside the Roman Empire. Cambridge, 1899. P. 50–52. 477 F. C. B urkitt. Early Eastern Christianity. London, 1904. P. 127. 478 R. H. Connolly. Aphraates and monasticism//Journal of Theological Studies 6 (1905). P. 522–539. 479 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 10–15. 480 F. C. Burkitt. Aphraates and monasticism: a reply//Journal of Theological Studies 7 (1906). P. 17. 481 A. Voobus. Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church. Stockholm, 1951 (Papers of the Estonian Theological Society in Exile 1). 482 «Диатессарон» (τ δια τεσσρων ευαγγελων) — гармония четырех канонических Евангелий, сведенных воедино. — Прим. ред. 483 Энкратизм — от греч. γκρατς (целомудренный). 484

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Аллилуия Заступи мя, Господи Аллилуия Сохрани мя, Господи Аллилуия Милостив буди ко мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Помяни мя, Господи. Аллилуия Сохрани мя, Господи Аллилуия Спаси ны, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Заступи мя, Господи Аллилуия Помози мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Помилуй мя, Господи Аллилуия Помяни мя, Господи Аллилуия Милостив буди мне, Господи Аллилуия Услыши мя, Господи Аллилуия Заступи мя, Господи Пс. 118 : I статия: 1–72 ст. Аллилуия II статия: 73–131 ст. Вразуми мя, Господи III статия: 132–176 ст. Аллилуия. Приложение 4 Перечень стихов из ветхозаветных книг в Царьградском типиконе IX века Бытие 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 5 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 12 гл. 13 гл. 14 гл. 15 гл. 11 гл. 1 гл. 3 гл. 6 гл. 6 гл. 8 гл. 2 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 3 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 4 гл. 2 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 8 гл. 9 гл. 1 гл. 2 гл. 3 гл. 4 гл. 5 гл. 6 гл. 7 гл. 8 гл. 9 гл. 10 гл. 11 гл. 12 гл. 13 гл. 14 гл. 25 гл. 26 гл. 27 гл. 28 гл. 29 гл. 11 гл. 12 гл. 3 гл. 1гл. 2 гл. 3 гл. 36 гл. 2 гл. 1–5 1–13 14–23 24–31 1–3 4–19 20–25 1–20 21–42 1–7 8–15 16–26 1–24 32 1–8 9–22 1–5 6–9 11–24 1–4 4–21 21–22 1–7 1–20 5–10 11–22 1(б)-8(а) 1–11 20–22 1–31 15–29 1(б)-18 16–29 8–17 7–17 36–40 14–33(а) 22–30 4–14 19–22 1–20 20–33 1–21 1–18 11–18 19–33 19–34 34–35 1–22 1–15 15–23 1–3(а) 3–20 20–35 1 1–21 22–30 32–36 1–11 1–11 12–18 1–22 31–32 1–12 13–22 1–10 1–9 7–15 6–13 12–27 23–32 1–16 1–11 8–15 7–17 19–23 9–15 1–20 16–20 19–31 1–3 2–3 3–11 11–21 1–14 2–6 1–6 7–16 16–25 1–12 1–14(a) 10–25 1–10 13–22 1–6 6–7 8–16 12–20 1–10 10–16 1–2 2–13 24–32 1–9 21 1–9 14–22 13–23 18–23 1–15 36–38 1–20 21–28 3–10 1–3 24–28 13–45 Вт. Сб 24. XII, 5. I, I Пн. ВП I Вт. ВП I Ср. ВП I Ч. ВП 1 II. ВП 2 Пн. ВП 2 Вт. ВП 2 Ср. ВП 2 Ч. ВП 2 П. ВП 3 Пн. ВП 3 Вт. ВП 3 Ср. ВП 3 Ч. ВП 3 П. ВП 4 Пн. ВП Исход В. Пн. 5. I, В.Вт. В. Ср. 25. III В. Сб. В. Сб. 5. I В. Сб. (Гимн Моисея) Числа Нд. Пят. Второзаконие Нд. пр. Пят. Иисус Навин 5. I Судии 5.I 3 Книга Царств В. 16. VII 18. XII, 23. XII Обновление 4 Книга Царств 5. I 5. I Прит. Соломона 1 Пн. ВП 1 Вт. ВП 1 Ср. ВП 1 Ч. ВП 14. IX Обновление 18. XII, 23. XII, 1 П. ВП 2 Пн. ВП 2 Вт. ВП 2 Ср. ВП 2 Ч. ВП 2 П. ВП 3 Пн. ВП 25. III 3 Вт. ВП IX, 8. IX, 18. XII, Обновление II, 25. III, 15. VIII 3 Ср., ВП 3 Ч. ВП. В. Пн. В. Вт. В. Ср. Прем. Соломона 1. IX, 1 Сб., Пт. (Вс. Св.) Михей Иоиль Ср. сыр. Иона Софония В. Сб. Захария П. Сыр. Ср. Сыр. 6 Сб.ВП. Исайа 1 Пн. ΒΠ 5. I 1 Вт. ΒΠ Возн. 1 Ср. ΒΠ 1 Ч. ΒΠ 1 Π. ΒΠ 2 Πн. ΒΠ 2 Пн. ΒΠ 2 Вт. ΒΠ 2 Cp. ΒΠ 2 Ч. ΒΠ 2 Π. ΒΠ 24. XII 3 Пн. ΒΠ 24. XII 3 Вт. ΒΠ 3 Cp. ΒΠ 24. XII 3 Ч. ΒΠ 3 Π. ΒΠ 4 Пн. ΒΠ 4 Вт. ΒΠ 4 Cp. ΒΠ 4 Ч. ΒΠ 4 Π. ΒΠ Иеремия В.Ч. Варух Иезекииль В. Пн. В. Вт. В. Ср. Нд. Пт. Даниил 24.XII

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Как земля, хотя бы и весьма была плодородна, но если не засеяна, то произрасти хлебных зерен не может; так и душа, хотя и добра была бы по естеству, божественных помышлений иметь не может, если не восприимет в себя премудрости, сходящей свыше ( Иак.3:17 ). Блажен же тот, кто возлюбит премудрость; она возвеселит его и откроет ему тайны свои и вознесет его паче искренних его: веселие и венец радости, и имя вечное наследит ( Сир.4:20, 21; 15:5, 6 ). Но кто же, кто из смертных сего достигает? Не тот ли только, кто может говорить пред Богом не ложно, подобно Давиду: истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:20, 148 ). Так действительно! потому и Писание учит: размышляй в повелениях Господних и в заповедех Его поучайся присно ( Сир.6:37 ). И, указывая на премудрость, которой источником есть слово Божие (см. Сир.1:5 ), говорит еще: егда ходиши, води ее, и с тобою да будет; егда же спиши да хранит тя, да востающу ти, глаголет с тобою ( Прит.6:22 ). Как люблю я закон Твой, Господи! весь день поучение мое есть. Дивны откровения Твои: они веселие сердца моего! Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне! ( Пс.118:97, 129, 175 ). Слово Божие – свет души Ему же внимающе, яко светилу, сияющу в темном месте ( 2Пет.1:19 ). Ходяй по Мне, – Господь сказал, – не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.8:12 ). Кто верит откровению Господню и живет, как наставляет его Господь, тот просвещается в разуме и приобщается жизни Божией. Но кто ходит во тьме, тот не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Что будет впереди? что ждет его по смерти? – не знает, да и знать не хочет тот, кто помрачен смыслом. Жить только для того, чтобы пользоваться благами века сего, и больше ни о чем не думать – вот правило всех людей, не озаренных светом истины; а жить так не значит ли блуждать во тьме и не знать, куда идти? блуждать и низринуться наконец в пропасть вечной погибели? О, человек, свет, который в тебе, не есть ли тьма ( Лк.11:35 )? Что для тела око, то для души разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2). Нередко указываются имена писателей церковных, которых словами пользовался проповедник: так в 1 слове на 4 нед., л. 39, при сравнении овчей купели с купелью крещения, на поле помета: Tertulia: testis. На обороте 40 л. по окончании 1-го слова на 4 нед. – ex Salmeronis tomo 6. Тоже, л. 208., в начале 1-го слова в нед. 16. На конце 1-го слова в день сошествия Св. Духа, л. 83 об, – ex Horto, и в слове 1-м на 12 нед., л. 179, против второго извинения лакомых и к нищим немилосердых: haec ex Horto pastorum sumpsi ex Tuba sacerdotali tract. 2. lec. 5. В конце 1-ro слова на 9 нед., л. 155 об., в начале слова «на нощь спасеных страстей Христовых», л. 424, и в начале слова «на день страдания Христа Бога», л. 428, помечено: ех Mefret. В конце 1-го слова на 28 нед., л. 311., против толкования; кто суть нищие духом, на поле замечено: Belarminus, (а в самом слове сказано: ещё по единому от мудрых...). В слове 2-м на 4 нед., л. 118., (в печ. л. 158. стр. 8.) помечено: Orig. ( Ориген ). В слове 1-м на 3 нед. поста, л. 397 об., (в печ. л. 600 об. стр. 15) против свидетельства Евсевия, помечено: В слове 2 в нед. 30, л 326 об., (в печ. л. 489 об.) против исчисления особенно замечательных событий, совершившихся в день воскресный замечено: синод (т.е. собор) Кесарийский, и потом: Август(ин). В конце 1-го слова на 35 нед., л 363 об., (в печ. л. 553 об. послед. строк.): Hier, conci: 4. De jud. pag. 123. В 1-м слове на 21 нед., д. 249., (в печ. л. 361 послед. стр.) против слов: некто от премудрых глаголет, замечено: Boemius. Под руками автора была Польская библия, как показывает цитация на л. 246 об. – Прит: ки v Pol. Bib. Было также Латинское издание Златоуста; на л 248. в начале 1-го слова на 21 нед. (в печ. л. 360) выписав из Златоуста: не мстомъ, но имствомъ, Полоцкий последнее слово зачеркнул и на поле сделал отметку: habitudine. По Латинскому же изданию цитуются места из Златоуста на 30. 197. 203. 208. 256. 361. 405. Нередко указывается на приписываемое в Лат. изданиях Златоустому толкование на Ев. Матфея, но Златоустому не принадлежащее, под названием: imperfectum; л. 30 operis imperfecti, 196 об. сице толкетъ творецъ книги несовершенны, 197. aut. operis imperfecti: уа мат. омил. ма; 203 – homil. 42 operis imperf. 239 – въ книз несовершенни. на глав мат. въ Эта приписка есть и в печ. л. 344, но без прибавления слова: несовершенней. По Латинскому изданию цитуются и слова Григория Богослова , л. 200. orat. in Natal., – Климента Александрийского л. 232 об. lib 4. Stromatum.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А таким образом, по мнению сих нечестивцев, излишен уже теперь Сын, получивший бытие, как орудие, когда получили бытие те, для которых Он сотворен. – Если же единый Сын, как мощный, получил бытие от единого Бога, а мы, как немощные, приняли бытие от Слова: то для чего же не о Нем, как о мощном, но о нас прежде помышляет Бог ? Или, почему мощного не предпочитает немощным? Или, для чего, творя Его прежде, не помышляет о Нем первом? Или, для чего помышляя прежде о нас, не нас первых производит, когда изволения Его достаточно к произведению всего? Напротив того, хотя Его творит первого: однако же прежде помышляет о нас, и нас желает прежде, нежели посредника. Впрочем нас, которых желает сотворить и о которых прежде помышляет, именует тварями; а Его, которого созидает ради нас, называет Сыном и собственным своим наследником. Между тем надлежало бы именоваться сынами лучше нам, ради которых и творит Его; или надлежало Богу помышлять прежде о Нем и Его желать, как действительного Сына, чрез которого творит и нас всех. Вот что изрыгнуто и изблевано еретиками! – Из сего само собою усматривается, что ариане не с нами препираются о ереси, но, по-видимому, препираясь с нами, они восстают на самое Божество. Если бы наш был глас, глаголющий: Сей есть Сын мой: то обвинение наше было бы для них неважно. А если это глас Отца, и ученики слышали, сам же Сын говорит о Себе: прежде всех холмов рождает мя ( Прит.8:25 ): то не подобно ли баснословным исполинам и ариане богоборствуют ныне, имея язык – меч остр на злочестие? Не убоялись они Отчего гласа, не уважили слов Спасителя, не поверили святым, хотя один из них пишет: иже сый сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ); – и: Христос Божия сила и Божия Премудрость ( 1Кор.1:24 ); и другой свидетельствует: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет ( Пс.35:10 ); – и: вся Премудростию сотворил еси; – и пророки говорят: и бысть Слово Господне ко мне ( Иер.2:1 ), и Иоанн вещает: в начале бе Слово; и Лука: якоже предаша нам иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе ( Лк.1:2 ), как и Давид еще говорит: посла слово Свое, и исцели я ( Пс.106:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010