Насколько важную роль играл в древности социальный статус, отчетливо выражалось даже при рассаживании гостей на пирах. Эта проблема чрезвычайно волновала состоятельных людей греко-римского общества (см. коммент. к 1Кор. 11:21 ), но была известна и в среде палестинских евреев, о чем свидетельствуют, в частности, Свитки Мертвого моря. 14:8–10. Иисус ссылается на принцип, изложенный в Прит. 25:6,7 , – на который гости не обращали особого внимания, – хотя он повторяется и в других иудаистских источниках. Никто из занимающих низкоеположение в социальной иерархии не мог быть произвольно перемещен на более высокую ступень; человека можно было пересадить на более почетное место только в том случае, если он сам занял не соответствующее его положению «последнее» место. 14:11. Здесь Иисус повторяет традиционное обетование Ветхого Завета, которое относится ко дню суда (ср.: Ис. 2:12 ; Иез. 17:24; 21:26 ; ср. также коммент. к Лк. 1:52,53 ). 14:12. Не пригласить на званый обед равных по статусу людей было оскорблением для последних; но Иисус говорит, что чужие нужды, а не социальный статус, должны определять, по отношению к кому следуетпроявлять щедрость. Ветхий Завет запрещал давать деньги в рост и наживаться тем самым за счет ближнего, но Иисус идет дальше, призывая не искать никакой награды за свою доброту (ср.: 6:34,35). 14:13. Знатные богачи в греко-римском мире имели обыкновение приглашать к себе людей, занимавших более низкое социальное положение, надеясь получить за это восхваления и благодарность в свой адрес. Ното, несомненно, были люди относительно респектабельные, а не жалкие нищие или калеки (хотя многие еврейские учителя рассматривали приглашение нищих или беднейших крестьян как акт благочестия). Калеки, хромые и слепые не допускались в жилища, предположительно принадлежавшие общине ессеев в Кумране. 14:14. Согласно учению иудаизма, праведники будут окончательно вознаграждены при воскресении мертвых; здесь Иисус распространяет эту истину и на земные блага. О том, что Бог вознаградит тех, ктопомогает бедным, учил и Ветхий Завет ( Прит. 19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Обладание такой мудростью есть не личная заслуга, а дар Божий . «Я молился,» свидетельствует автор «Премудрости Соломоновой,» и сошел на меня дух премудрости. Познал я все, и сокровенное и ясное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем. Сол. 7:22—23; 26—28). Не удивительно, что такой совершенный образ Премудрости, как он дан в учительных книгах Ветхого Завета, приковывает к себе внимание и в христианскую эпоху, особенно той стороной изображения, где она представлена «преседящей Самому Богу.» «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими...» «Кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Прит. 8:22—31; 35). Здесь Премудрость представлена в личном образе, как бы божественное существо; можно указать и другие подобные выражения в речах о Премудрости. Под впечатлением такого образа в религиозной философии как христианской древности, так и в средневековые и новые времена, возникала и пыталась войти в богословие мысль, что под премудростью здесь разумеется особая божественная личная сила, или ипостась, сотворенная ли или несотворенная, может быть душа мира, «божественная София.» Учение о Софии получила свое развитие в русской религиозной мысли у Владимира Соловьева, у свящ. Павла Флоренского, у прот. С. Булгакова. Эти мыслители исходят из своих особых философских предпосылок и, желая оправдать их Писанием, не обращают достаточного внимания на то, что для ветхозаветной письменности обычен прием олицетворения понятий. Писатель кн. Притчей предупреждает, что нужно будет при чтении «разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Прит. 1:6), т.е. не принимать образных выражений в прямом смысле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

32:2. Гусли (арфа), псалтирь (лира). Типичные музыкальные инструменты того времени, которые упоминаются в текстах древнего Ближнего Востока, изображались на рельефах и в живописи уже с 3-го тыс. до н. э. Некоторые разногласия вызывает проблема соотнесения понятий «арфа» и «лира» ( в русском переводе – «псалтирь» и «гусли») с использованными в этом фрагменте древнееврейскими словами. Слово, переведенное в NIV как «lyre» ( в русском переводе – «псалтирь»), по-видимому, обозначало десятиструнный инструмент, а слово, переведенное как «harp» ( в русском переводе – «гусли»), – инструмент с меньшим количеством струн. Эти музыкальные инструменты были переносными и имели деревянный корпус. Обнаруженный в Угарите музыкальный текст проливает свет на особенности музыки в позднем бронзовом веке. В этом тексте приведены аккорды, которые исполнялись на лире, сопровождавшей исполнение хурритского культового гимна. 35:8. В тени крыл Твоих. См. коммент. к Пс. 16:8 . На найденной в Угарите подставке из слоновой кости изображена хананейская богиня Анат с распростертыми крыльями. 35:9. Поток сладостей. Возможно, это аллюзия на реки, вытекающие из райского сада, поскольку слово, переведенное здесь как «сладости», имеет те же корневые буквы, что и слово «Эдем». Хорошо известна тесная связь между ближневосточными храмами и источниками вод. Фактически некоторые храмы в Месопотамии, Египте и в угаритском мифе о Ваале считались основанными на источниках вод (которые уподоблялись первозданным водам), вытекавших иногда из самого здания храма. Вероятно, этим объясняется параллель между домом Господа и этими потоками (см.: Иез. 47 ). 35:10. Источник жизни. Во многих других местах используется полное выражение: «источник воды живой» (как, напр., в Иер. 2:13 ). Живая вода – проточная (в отличие от собранной в резервуарах дождевой воды). Это, скорее всего, божественный источник жизни во вселенной (см. также: Прит. 10:11; 13:14 ). Несомненно, в древности на Ближнем Востоке боги рассматривались как источник жизни, однако метафоры, описывающие божество как источник воды, не обнаружены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9. стихи от, 17 до конца, также конец главы 10 перевели вновь, вопреки прежнему отделив главу 10 от 9. 33 В кн. Иова l751 г. вместо Ватиканского исправлено по Александрийскому списку 3:23. 9:23. и в конце книги от слов и внесено, а затем 23 исправления, 3 дополнения и 3 исключения приняты от прежнего пересмотра. Тогда же (1751 г.) несколько изменён оставленный Петровскими исправителями по первопечатному перевод Притчей 3:8. 8:16. 16:1–4., Премудрости Соломоновой 8:21. и внесены стихи по Алекс. списку, вместо Ват., Прит. в гл. 20; прочие же места в сих книгах (30 исправленных, 3 с исключениями) приняты от Петровских исправителей. По первопечатному были оставлены в первый пересмотр места в кн. Сираха 18:2. 7. 19:5. 27:13. 37:7.; не было предисловия к книге и показанных в вышеупомянутом каталоге слов в 16:27. Прочие же 11 исправлений, в нём означенных, заимствованы от прежних исправителей. В кн. Исаии пророка 22 исправления и столько же дополнений Елизаветинскими исправителями приняты от Петровских, только 28:11. 30:33. 34:3. 41:15. у них читаются иначе. В книгах пр. Иеремии и Варуха следующие места у Петровских исправителей читаются по первопечатному Иер. 20:8. 23:22. 48:4. 11. 31. 50:24. 32. 51:32 . Плач. 1:12. 13. 5:6 ., послания Иеремии (поставленного после книги Варуха) ст. 10., и без дополнения у Вар. 1:17 .; прочие исправления (44), дополнения (28) и исключения (27)-в том же виде, как и в издании 1751 г. Таковы же в кн. пророка Иезекииля, по каталогу, места исправленные 35 и Даниила 8, с дополнениями 60, у Даниила 37, и исключениями 41, у Дан. 23 ; а следующие места Иезек. 19:14. 41:8. 45:20. у Петровских читались иначе, по первопечатному; с опущением 3:11. 18:31. 20:13. 43:3., и с прибавлением 25:10. 38:3. 21.; по первопечатному же Дан. 2:42 . и песнь трёх отроков. От Петровских исправителей занято: в книгах меньших пророков 16 исправлений (по Ос. 4:19 . Иоил. 3:19 . Ам. 3:5 . Зах. 9:10 . у Петровских было по первопечатному), 19 дополнений и 22 исключения (кроме слов по первопечатному Ос. 6:10. 8:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

9:27–31. Хотя «Сын Давидов» – это титул Мессии, большинство евреев связывали свои ожидания Мессии с некоей военно-политической фигурой, а не с целителем. Но эти слепцы осознают связь между целительством и мессианством Иисуса, что не характерно для иудаистской традиции. Бог делает человека слепым или зрячим ( Исх. 4:11 ; Прит. 20:12 ) и может отнимать или возвращать зрение в ответ на молитвы пророков ( 4Цар. 6:18–20 ). 9:32–34. Илия и Елисей творили великие чудеса исцеления; Давид – единственный герой Ветхого Завета, которого Бог использовал при изгнании злых духов ( 1Цар. 16:23 ). Таким образом, Мф. 9показывает, что на людей эти исцеления произвели огромное впечатление. 9:35–38 Требуется больше делателей Деяния Иисуса в 8– 9должны стать деяниями Его учеников в гл. 10. 9:35,36. Как сказано в Писании, в отсутствие Моисея ( Чис. 27:17 ) или царя ( 3Цар. 22:17 ; 2Пар. 18:16 ) Израиль был как «без пастыря» или «без начальника». Когда у Израиля не было верных пастырей (религиозных вождей), Бог Сам становился его пастырем ( Иез. 34:11 –16 ); в обязанности пастыря входили забота о пропитании стада (34:2,3), врачевание (34:4) и отыскание заблудших овец (34:4–6). Мф. 9свидетельствует о том, что те, кому вверено пасти Израиль, его вожди, не справились со своими обязанностями. 9:37,38. Иногда «жатва» символизирует конец времен (ср. коммент. к 3:12), но выраженная здесь идея напоминает скорее пророчество Исайи о свидетелях Божьих. Один раввин, живший в конце I в., высказал ту же мысль, что и в 9:37; неясно, однако, была ли это уже известная еврейская поговорка, или раввин находился под впечатлением изречения, которое восходило к Иисусу, или это обычное совпадение. 10:1–4 Избрание Двенадцати В Израиле было двенадцать колен, и группы, которые избрали двенадцать руководителей (как и в Свитках Мертвого моря), поступили так, считая, что именно они представляют истинный, верный «остаток» Израиля. В Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов вместо имени «Фаддей», представленного в перечне учеников в Евангелиях от Матфея и Марка, упоминается «Иуда Иаковлев» (ср. также: Ин. 14:22 ). Как известно, в древности существовал обычай давать человеку несколько имен, так что в разных списках апостолов на самом деле представлены одни и те же люди. Прозвища были очень употребительны и встречаются даже в надгробных надписях. Кананит («хананеянин») по-арамейски означает «зилот» ( Лк. 6:15 ), поэтому в некоторых переводах он назван просто «Симон Зилот». Во времена Иисуса это слово могло означать «ревностный», но не исключено, что прозвище указывало на участие этого человека в повстанческом движении до того, как он стал учеником Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Аще кто матере не послушает, в беду впадает. О князе Святославе. Летопись Нестора по Лаврентьевскому списку. М., 1824, стр. 34. Летопись по Лаврентьевскому списку. М., 1824, стр. 27. Пс. 71:1. Рим. 8:31. Всякое царство раздельшееся на ся, запустеет. Матф. 12, 25. ПАМИД. дурует. НП 4291. чорт ли ей верит? ПСН. Баба скачет задом, передом, все у ней изойдет своим чередом. ПАМИД. Баба дурует, а деду грехи. Польск.: Вава z woza, koom Iej, колесам легче. Костром.: в одном кармане лежит. НП 4291. Басни бабьи, а дурак то и любит. Употребл Соловья баснями не кормят. In pertusum dolium aqua frustra funditur. Праведнику закон не лежит, но беззаконным. 1Тим. 1:9. На всякого мудреца довольно простоты. Nemo omnibus horis sapit. ПСН. в торг. По смыслу: без вымени овца. От εξμητον, Holosericum, род парчи. Карамзин 5, 153. Здесь притча случай, напасть, а в след. причина. Трясавица, трясавичная болезнь, лихорадка. «Без року смертного нет ни человека, ни птицы, ни зверя», слова архиепископа Вассиана 1481 г. Карамзин 6, 35–37. Тобольск.: худая беседа. ПСН. шабала. Рязан.: добьешься до ясного сокола. Кашин.: Бей галку и ворону, руку набьешь, сокола убьешь. ПАМИД. белую денежку. Употребл.: чернеца. Польск.: Strzeonego Pan Bog strzee. Употребл.: Битому псу только плеть покажи. Т.е. не стоит того, чтоб его исправлять. Блаженнее есть паче даяти, нежели принимати. Деян. 20:35. Праведник милует души скотов своих. Прит. 12:10. Употребл.: близ чести. Карамзин 4, 245. Дму, дмити, стар гл надуваю, напыщаю, надмеваю. О местничестве: Симбирский сборник, ч. I, М., 1845, с. 167. ПАМИД. Высоко Бог, далеко царь. Bog wissoko, ospodar daleko, или до Бога высоко, до царя да леко. В D. veränderte Rußland, 1, 135. Сербск.: Бог високо, а цар далеко. Дополнение к Б247, пр. 32. . Чешск.: Pan Buh vysoko, kral daleko, a spravedlnosti w svete malo. Польск.: Bog wysoko, przyjaciel daleko. Т.е. в городе все достать можно. Господь даде, Господь отъял. Иов. 1:21. ПАМИД. а чорт кинул крюк. την ημραν διδος κα τ ειςμραν σοι δσει Greg. Naz.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Правильный взгляд на этот предмет находим из древних у Себ. Шмидта, comm, in libr. Sam. стр, 187 и д., а из новых–у Генгстенберга,· Beitr. III, стр. 48 и д. 720 Между различными производствами слова theraphim, которые можно найти у Редигера, в Гезен, thes. III, 1520, наиболее вероятным представляется производство от араб. tharapha bonis connnodisque vitae affluxit veliis fruitus et laetatus est, или–производство от tharaph=taraph, Прит.30:8 , на стороне которого находятся Геферник z. ezech. стр. .347 и д., Редигер 1 гл. и Делич, Genes II, стр. 220; оба эти производства в сущности совершенно согласны между собою. Они указывают на то, что Терафимы считались, благодетелями, подателями земных житейских бдar,–penames (от penus.–дoмaшhяя кладовая как объясняет Фирмик. Матернус Делича а. а. О); может быть даже, что Терафимы, как думает Гитциг (zu Ezech стр. 149) имеют связь с ϑραπες. Все другие производства этого слова неуместны и неосновательны. Объяснение что theraphim тоже, что seraphim, в первый раз высказаннное Лудовиком de–Dieu, потом возобновленное Гофманном (Schriftbew. 1, стр. 328) и принятое Куртцом Gesch. d. А. В. 1, стр. 251), Редигер справедливо называет а consueta litterarum permutatione abhorrens. По мнению Евальда theraphim означает совершенно тоже, что щека, лице, маска!!! (Alterthümer, стр. 257). 721 О человекоподобной фигуре Терафимов по крайней мере относительно головы и лица, можно заключать из 1Цар.19:13 ; а истукан Терафима, принадлежавший Михе, имел при этом даже и рост человеческий. Напротив Терафимы Лавана, украденные Рахилью, при возвращении Иакова из Месопотамии, у своего отца без ведома мужа, были до такой степени малы, что Рахиль могла их спрятать под верблюжье седло, на котором сидела ( Быт.31:30 и д.). Но на основании множественного числа слова theraphim нет необхрд,имимости заключать о множестве истуканов, как это видно из 1Цар.19:13 . 722 Во всяком случае theraphim в ветхом Завете изображаются, как показал Геигстенберг Christol. III, 1 стр. 396, в качестве орудий, медиумов, которыми выведывалось будущее, наприм. 1Цар.15:23 ; Ос.3:4 ; 4Цар.23:24 ; Иез.21:26 ; Зах.10:2 . Точно так же и Лаван свидетельствовался nachasch ср. LXX, авгурами ( Быт.30:27 ) и именно для этой цели употреблял своих Терафимов; на это же указываетъ и то·обстоятельство, что дуб, под которым Иаков зарыл Терафимы и амулеты своих жен ( Быт.35:4 ), называется в кн. Судей вегцим дубом 9, 37). Безъ и Миха приписывал так же своему Терафиму силу предсказывать будущее. Однако всем этим вовсе не исключается, что Терафимы первоначально считались собственно за пенатов. Точно также из того, что Миха своих Терафимов соединил с Эфодом первосвященника ни в каком случае не следует, что Терафимы считались богами–посредниками, и что их можно встретить во всякой религиозной системе (Генгстенберг, Christol. I, стр. 323).–Лаван называет Терафима своим Елогим и в кн. Быт.35:4 истуканы эти названы богами чуждыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Кто же это, – говорили между собою ученики, – что и ветер и море повинуются Ему?» Кто же это мог быть, как не Сам Господь? . Васан и Кармил (4), наряду с Ливаном, – это были районы Палестины, наиболее богатые лесами. Ливан славился своими громадными вековыми кедрами. Но перед Господом блекнет цвет на Ливане. Неподвижные древние горы трясутся пред Ним (5). Это означает, что горы дрожат не только от подземных колебаний, но и от страха (ср.: Иез. 12:18 ). Земля колеблется перед Ним, и вселенная и все живущие в ней. Вероятно, Наум имел в виду последствия бурь и наводнений, которые он видел своими глазами и о которых слышал. 7–8 Здесь перед нами, как и в ст. За, уравновешивающее замечание о доброте Бога и – стремительное возвращение к основной теме. Благ Господь – убежище в день скорби – и знает надеющихся на Него. В Ветхом Завете довольно часто глагол «знать» означает не просто осведомленность, а заинтересованность и заботу (напр.: Исх. 33:12 ; Пс. 102:13–14 ). В NIVb ст. 8 вставлено слово Ниневия (а также в 1:11,14; 2:1). Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8, вероятно, для того чтобы создать напряжение и вызвать вопросы у своих слушателей, а также для большего эффекта в момент произнесения этого названия. 1:9–15 Весть о наказании Ассирии и спасении Иудеи 1:9–11 Наказание злоумышленников 9 Здесь перед нами как бы новое начало. Подробно остановившись на преимуществах согласия с Богом и опасностях противостояния Ему, Наум обращается к врагам: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится». Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить, к кому обращается Наум. Ниневия еще не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст. 15. 10 Этот стих очень труден для перевода. Перед нами три различных образа бедствия: сплетшиеся… как терновник и неспособные пошевелиться; упившиеся как пьяницы и неспособные контролировать и защищать себя (ср.: Пс. 106:27 ; Прит. 23:29–35 ; Ис. 29:9 ); они пожраны будут [сгорят]… как сухая солома. Возможен другой перевод: «Хотя они и уподобятся сплетшемуся терновнику и промокнут от вина, они пожраны будут совершенно, как сухая солома». Другими словами, несмотря на то что они кажутся мокрыми и несгораемыми, они непременно вспыхнут от пламени Господа. 11 Считается, что здесь идет речь о Синахерибе, ассирийском царе, который восстал против Господа, разрушив 46 городов Иудеи и устроив осаду Иерусалима в 701 г. до н. э. 1:12–14 Противопоставление будущего Иудеи и Ассирии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

24а Человек должен наслаждаться благами, дарованными ему Богом. Есть и пить означает радостно пользоваться дарами, которые по воле Божьей получают люди. 24б–25 Когда мы наслаждаемся жизнью, эта радость бытия приходит тоже от Бога. 26 Бог дарует нам три благословения: мудрость (искусство жить), знание (информация, понимание, опыт) и радость. Грешник – это тот, кто своей жизнью не прославляет Бога (в 7:20 несколько иной угол зрения). Суд над грешником тоже в руках Божьих. Собирать и копить: Екклесиаст говорит здесь о стяжательстве. Но приобретенные грешником блага предназначаются для праведного. Это не случайное замечание. Мысль, что «богатство грешника сберегается для праведного» ( Прит. 13:23 ), подтверждается на примере ханаанских городов, которые были отданы во владение израильтян. Эту мысль гораздо легче понять с точки зрения христианского представления о вечности (потому что в этой жизни часто случается как раз обратное), но для Екклесиаста это, вероятно, было вопросом веры. Его убежденность могла опираться на знание фактов истории израильтян (см., напр.: Исх. 12:35–36 ). 3:1–8 Контроль Бога над временем. Здесь звучит призыв поразмышлять о верховном владычестве Бога, которое, с одной стороны, вселяет в нас уверенность, а с другой – заставляет трезво взглянуть на ход вещей. Уверенность определяется тем, что Бог контролирует все сущее, а трезвение – присутствием в этом Божественной тайны. 1 Божественное Провидение властвует над общим ходом вещей, в том числе над временем (см. Пс. 30:16 : «В Твоей руке дни мои»). Время здесь может означать случай или дни жизни; выражение всякая вещь – это неточный перевод еврейского слова hephez, которое означает «намерение, предприятие». 2–8 Контроль Бога над временем подразумевает и Его контроль над нами. В ст. 2а имеется в виду начало и конец жизни (т. е. весь жизненный период). Три пары противопоставлений (2б–3) отражают созидательную и разрушительную стороны человеческой деятельности (использованные глаголы имеют широкий спектр значений).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7).     «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер. 17:1).     «Облечется проклятием, как ризою, войдет оно, как вода, во внутренность его и, как слей, в кости его» (Пс.108:18).     «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:12, 14).     «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20—21).     «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Часть IV. Возрасты естественного человека...    Человек естественный, или внешний, по причине непрерывно действующей в нем плотской силы и бессилия духовного, нисходит во глубину зол (Прит.18:3) по степеням, или возрастам. Это явствует из постепенного его преуспеяния во зле, по слову апостола (2Тим.3:13); из постепенности наказаний, ему предназначаемых; из преемственности и постепенности всех вещей. Ибо все в мире, как удостоверяет опыт, растет; одни вещи видимым образом продолжают, а другие оканчивают свое бытие; посему и зло, в вещах и существах заключающееся, не может оставаться в одной и той же степени. Объяснение возрастов естественного человека    Объяснение возрастов, или степеней плотской силы мы встречаем в разных местах Св. Писания, как например: нечестивый «зачинает неправду, носит в себе болезнь и рождает беззаконие» (Пс.7:15), «беззаконие замышляет на ложе своем, становится на недобрый путь, не гнушается злом» (Пс.35:5), «ходит на совет нечестивых, останавливается на пути грешных и сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1), как должно заключить по свойству противоположности состояний нечестивого и благочестивого человека. Сила плоти непрестанно растет, если нет к тому препятствий, а потому имеет почти бесчисленные возрасты. Но мы, чтобы сказать о сем предмете определеннее, рассмотрим здесь прежде всего три ее возраста, а именно: младенческий, юношеский, мужеский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010