6:7. «Пожинать плоды» – это знакомый всем в древности образ (см., напр.: Иов. 4:8 ; Прит. 22:8 ; Ос. 8:7; 10:12 ; ср.: Прит. 11:18 ; Ис. 3:10 ; Иер. 12:13 ; а также многочисленные тексты в другой еврейской литературе).Во 2Кор. 9Павел несколько иначе использует этот образ; здесь он, вероятно, продолжает мысль, высказанную в 6:6. «Не обманывайтесь» – это стандартная фраза в сентенциях и нравственных увещеваниях в древности. 6:8,9. О тленности плоти см. во введении к 5:19–26; Павел часто связывает Дух с воскресением плоти. 6:10. За исключением киников, все философы и моралисты ратовали за совершение добрых дел на благо другим. Павел подчеркивает здесь необходимость служить в первую очередь своим собратьям по вере, восполняя их нужды. 6:11–18 Распятие, а не обрезание Греки и римляне рассматривали обрезание как увечье, но оно ни в какое сравнение не идет с самой позорной и мучительной казнью, которая была распространена в римском мире – распятием. 6:11. Большинство длинных писем диктовались писцам, которые сокращали текст, чтобы быстрее справиться с задачей. Павел, возможно, был не знаком с такой практикой написания писем и не мог писать кратко и быстро (или, может быть, руки его ослабли от работы с кожей в зимнее время в холодных мастерских ремесленников). В некоторых документах, если письма длинные, привлекается внимание к особо важным темам в самом начале или в конце. С какой бы целью ни писал Павел «крупными буквами» (•? NASB; в синодальной Библии – «много»), главное, что оно написано не секретарем, а им самим, как показываетпочерк (крупные буквы). Именно к этому Павел привлекает их внимание. 6:12,13. Здесь иносказание выражено в форме гротеска: Павел активно обличает тех, кто живет «по плоти», полагаясь на собственные силы и игнорируя Бога; сам физический обряд обрезания обычно назывался «во плоти». Здесь Павел затрагивает моменты, связанные с особенностями культуры миссионеров. См. коммент. к 4и 5:11. 6:14. Павел хвалится раной несравненно более жестокой, чем обрезание, – распятием. Он не боится преследования недовольных иудейских лидеров (см. введение к этому разделу).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Продолжительная речь не принесла однако же пользы для ничего непонимающего. Таким образом оказывается премудрым написанное в Книге Притчей: во уши послушающих говори ( Сир.25:12 ср. Прит.23:9 ). Истинность сего на деле показал Спаситель, и в этом представляя Себя образцом для нас. Не должно обвинять учителя в неспособности убеждать, если он научает тому, что считает хорошим, а между тем не приносит никакой пользы благодаря неразумию слушателей. О сем узнаём и из других мест: яко ослепление от части бысть Израилю ( Рим.11:25 ), ибо слухом слыша, не разумеют ( Ис.6:9 ; Мф.13:14 ). 3:10. Ты ecu учитель Израилев, и сих ли не веси? В лице одного Христос обличает всех, украшенных учительским званием и обладающих одним только голым знанием законодательства, но имеющих ум, исполненный невежества, и не могущих ничего разуметь из того, что им надлежит не только знать самим, но и учить других. И если таков наставник, то каковы же ученики, как скоро ученик не превышает учителя, по слову Спасителя: несть ученик выше учителя ( Мф.10:24 ). Поскольку же они были столь невежественны, то Христос уподобляет их гробам побеленным ( Мф.23:27 ), также и Павел справедливо сказал начальнику Иудейскому: бити тя имать Бог, стено поваленная ( Деян.23:3 ). 3:11. Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем. Не восприимчивым к учению и весьма невежественным находит человека этого и по причине большой дебелости своего ума уже никоим образом неспособным воспринять руководство к пониманию божественных учений, хотя и после продолжительной речи и при разнообразных сравнениях. Посему Христос почитает нужным прекратить точное изъяснение предмета и советует ему уже простою верою принять то, чего разуметь не может. О Себе —229— же свидетельствует, что ясно знает то, о чем говорит, указывая тем на крайнюю опасность еще противоречить Ему; ибо не естественно было Никодиму забыть о том, что, по его утверждению, он знал о Спасителе нашем Иисусе Христе, именно что Он от Бога пришел учитель (3:2). А противление Тому, Кто от Бога, и Богу, разве не исполнено крайней опасности? Ведь это уже оказывается богоборством. Притом нам, имеющим власть учить, надлежит отсюда узнать, что для только что приходящих к вере гораздо лучше вера (выраженная) в простых изложениях, чем какое-либо глубокое рассуждение и более трудное изъяснение. Так и Павел млеком поил тех, кои еще не могли усвоять более твердой пищи ( 1Кор.3:2 ), как и премудрый Соломон говорит к нам в одном месте: разумне разумевай души стада твоего ( Прит.27:23 ), не безразлично, говорит, предлагая учительное слово всем приходящим, но соответственным образом применяясь к мере (восприемлемости) каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Посему, человече, всех, вверенных тебе до еди­ной души, не переставай увещевать и учить тому, что свято, в себе самом представляя им образец добрых дел; паче же всего остерегайся одного любить, а другого ненавидеть, но всем изъявляй уравнение: иначе может случиться, что кого любишь ты, того ненавидит Бог, и кого Бог любит, того ненавидишь ты. Дружбы ради не потакай погрешающему, и не позволяй себе утеснять одного, чтоб дать льготу другому, иначе даром пропадет труд твой.-Когда кто либо из братий случайно оскорбит тебя, смотри, рассердившись, не скажи: ни увещевать, ни исправ­лять его не буду; спасется ли он или погибнет, какое мне дело. – Что это говоришь ты, человече? Уразумей, каким преодолен ты неистовством! Ненависть возобладала твоим сердцем, чтобы брат погиб более от твоей страсти, чем от своего греха. Тебе должно простить и приять его-кающегося, чтоб мог ты (не стыдясь) говорить оное Евангельское слово: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). Итак, если хочешь, чтобы Бог оставил тебе грехи твои, оставь и ты брату твоему, чем бы он против тебя ни грешил,— помня заповедь: «да не возненавидиши брата во уме твоем» (Лев. 19:17),-и слово Соломона, который учит: «поощряй же и твоего друга, его же испоручил еси» (Прит. 6:3); и еще: «не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом бееши его, не умрет от него» (Прит.23:13); Послушай и Моисея, который го­ворит: «обличением да обличиши ближняго тво­его, и не приимеши ради его греха» (Лев. 19:17). 10. Все, кому вверено попечение о братиях, да уготовляют себя к пришествию Спасителя и страшному Суди­лищу Его. Ибо, если отдавать отчет за себя сопряжено с опасливым недоумением (как быть – как быть) и страхом, не тем ли паче за вину другого подвергнуться истязаниям и впасть в руки Бога живого? – И не можем мы прикрыться неведением, когда знаем из Писания «яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще зло» (Еккл.12:14); и у Апостола читаем: «всем явитися нам подобает пред Судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5:10). Исаия также объявляет, что назначен день, в который Бог будет судить вселенную в правде: «се б о День Господень грядет не исцельный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешни­ки погубити от нея» (Ис. 13:9). Знаем мы, что будем некогда взяты на суд и должны будем дать отчет во всем, что написано в законе, что изображено Пророками, и чему святый отец наш учил нас,-почему не делали всего того, или делали, но с крайним небрежением. – И се Тот, Кому весь суд предан Отцем, – сия Истина, учащая всякой истине, говорит: «не мните, яко аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Мои­сей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Иоан. 5:45—46).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Иов не был автором книги Иова. Но некоторые черты характера автора можно определить из содержания самой книги. Он, возможно, относился к группе так называемых «волхвов» – мудрецов древнего Израиля. Как объясняет Хартли, эти мудрецы «защищали дисциплинированную жизнь, обещая, что верное следование их учению принесет процветание и долгую жизнь (напр., Прит.4 ). Хотя в своих писаниях они уделяли мало внимания культовым обрядам или искупительной истории, их отличала глубокая религиозная посвященность, основанная на высокой этике монотеизма. Они учили, что страх перед Яхве был началом мудрости ( Прит.1:7, 9:10 )». 608 Мудрецы были людьми начитанными, много путешествовали и могли разговаривать на нескольких языках (ср. 4Цар.18:26:28 ). Такой мудростью нередко обладали даже цари (напр., Соломон, 3Цар.4:2934 ). Автор книги Иова знал технику горного дела (напр. Иов.28:111 ), был хорошо знаком с природой, как флорой, так и фауной (напр., Иов.14:710 ). Он обладал довольно широким словарным запасом, например, использовал пять различных синонимов слова «лев» (4:1011), тринадцать синонимов, выражающих понятие «драгоценность» (28:1519), пять синонимов слова «золото» и шесть синонимов слова «западня» (18:810). Ему была хорошо знакома современная ему культура, особенно культура Египта. Фразы и слова, имеющие аналоги в Угаритских рукописях подтверждают это предположение. Мотивы и образы, которые можно отыскать в хананейских мифах и легендах, указывают на то, что автор был «на ты» с этой литературой и традицией. Он помещает своих героев в патриархальный период истории за пределы древнего Ханаана, то есть в Едом. Использование «Яхве», личного имени Бога, ограничивается в основном прологом и эпилогом (единственные исключения: 12:9, 38:1, 40:1,3,6, 42:1), в то время как в диалогах – поэтической части книги – Бог называется архаичными именами. 609 Как и многие, он задается вопросом: почему Бог позволяет праведным страдать, а злым процветать? (см. псалмы 9,11,12,48,72,87:108). Ответ на этот вопрос – великая, яркая цель книги Иова, и ее автор мастерски представляет нам свой вдохновенный взгляд на эту проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

3) Весьма хорошо и благоразумно поступили другие, которые приобрели столько же, сколько получили, как показывает это Божественная речь. При благодатном даровании от Бога, и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать; дабы при тщетности наших усилий, врученный нам дар благодати не погиб совсем, и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас; как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии (Мф. 12, 43 дал.): из него вышел нечистый дух и, пройдя по безводным местам, взял с собою семь других духов, злейших себя; и, возвратившись и нашедши дом свой незанятым, стал жить там, и было для человека того последнее хуже первого; ибо удаление от добродетели открывает доступ духу нечистому. А что благодатный дар не должен оставаться у нас бесплодным, того требует Апостольское повеление; ибо что Апостол пишет в отдельности одному из учеников своих, о сем чрез него напоминает он и нам, когда говорит: не неради о своем даровании живущем в тебе (1 Тим. 4, 14); ибо кто обрабатывает свое поле, насытится хлеба (Прит. 12, 11); а пути беспечных тернисты (Прит. 15, 19); но дабы никто не преткнулся, Дух Святый еще ранее увещевает так: поновите себе поля, и не спите на тернии (Иер. 4, 3). Ибо, если кто небрежет о врученном ему даре благодати, то, предаваясь житейским попечениям, он делается рабом вожделений; и потому, во время гонения, становится отступником и вообще неспособным к плодоприношению; а что служит концом такого небрежения, об этом возвещает Пророк: проклят да будет муж, который делает дела Господни с небрежением (Иер. 48, 10)! Ревностным и рачительным, даже (как бы) пламенеющим должен быть тот, кто творит что–либо для славы Господа; дабы он, когда всю житейскую греховность уничтожит пламенем духовным, мог приблизиться к Богу, Который, по словам святых (мужей), именуется огнем потребляющим (Втор. 4, 24). 4) Посему то, Бог всяческих, творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), Который Дух есть, по исходе из Египта, возбранил многим, которые не имели такового расположения, приблизиться к горе, где Он даровал им Закон; а того, кто был объят пламенем Духа и не угасил в себе дара благодати, — блаженного Моисея воззвал Он к Себе, сказав: да приступит один Моисей! Посему восшел он (на гору) чрез область мрака, и, когда гора дымилась, он пребывал невредимым и даже сошел еще более очищенным чрез словеса Господни, которые суть сребро разжжено, искушено земли (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

  Четверг. ” При многословии не миновать греха” (Прит.10, 19). Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние —эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!   Пятница . ”Нечестивый падет от нечестия своего” (Прит. 11, 5). Нечестие это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только пред людьми успевают они являть себя праведными в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты. Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад: внимательные же управляются с этим кое-как. О, когда бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.   Суббота . (Ев. 10, 32–38; Мк.2, 14–17). “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мк.2, 17). Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная враждующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Следовательно кроткие наследуют землю, и не только наследуют землю, но и насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ), которым никто постоянно не будет наслаждаться, в чьей плоти еще возстает брань похоти. Ибо он необходимо будет подвергаться жестоким наказаниям демонов и будет уязвляем огненными стрелами сладострастия, будет выгоняем из владения своей земли, пока Господь прекратит брани до края земли его, сокрушит лук, преломит копье, колесницы сожжет огнем ( Пс.45:10 ), именно тем, какой приходил Господь повергнуть на землю ( Лук.12:19 ); так же преломит лук и копье, которыми духовные враги днем и ночью сражаясь против него, уязвляли сердце его огненными стрелами страстей. Таким образом когда Господь, прекращающий брани, освободит его от всякаго воспламенения похоти, то он придет в такое состояние чистоты, что по удалении смятения, которым пугал себя, т.е. свою плоть во время брани, начнет наслаждаться ею, как в чистой скинии. Ибо не приключится ему зело, и язва не приблизится жилищу его ( Пс.90:10 ), по пророческому слову, силою терпения он достигнет того, что посредством кротости не только наследует свою землю, но и насладится множеством мира ( Пс.36:11 ). А где еще остается смятение брани, там не может быть множество мира. Псалмопевец не говорит: насладятся миром, номножеством мира. Этим очевидно показывается, что терпение есть такое действительное врачевство сердца, как говорит Соломон: кроткий муж – сердцу врач ( Прит.14,30 ), – что истребляет страсть не только гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, но и похоти и вообще всех страстей. Кто бывает всегда кроток и спокоен, тот не возмущается гневом, не снедается горечью печали и уныния, не увлекается суетностью тщеславия, не надмевается гордостью. Ибо велик мир у любящих закон Господень, и нет им преткновения ( Пс.118:165 ). И потому справедливо говорится: долготерпеливый лучше храбраго, и владеющий собою лучше завоевателя города ( Прит.16,32 ). Итак, пока мы заслужим приобрести такой твердый и постоянный мир, необходимо нам перенести много искушений.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс.6,2). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно сему и следующее: накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости (Иер.10,24). И: наказание Господне отверзает уши мои (Ис. 50, 5). Как малые дети, нерадивые к ученью, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы чрез это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти: так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено, и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои... Поелику же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити (1Тим.1,20), и поелику мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся (Иер.31,19), то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу оного, советует: не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом биеши его, не умрет Ты бо побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти (Прит.23,13-14). Который бо есть сын, егоже не наказует отец? (Евр.12,7). Сие наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро (Прит.8,10), чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень стерплю, яко согреших Ему (Мих.7,9). И: благо мне, яко смирил мя еси (Пс.118,71).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

12:5–7. Эта цитата взята из Прит. 3:11,12 , но есть и другие параллели в еврейской литературе: библейские (напр.: Втор. 8:5 ; Пс. 93:12 ) и постбиблейские (напр.: ««Псалмы Соломона 3:4; 7:3; 8:26; 10:1–3; 13:9,10; 14:1,2; 18:4). Филон и некоторые «раввины использовали Прит. 3 аналогичным образом. В контексте еврейской литературы мудрости, ученичество было знаком отчей любви к своим детям, его заботы о том, чтобы направить их на путь праведный; иудейские учителя считали, что Бог очищает Своих детей от грехов через страдания, назначение которых – привести к «»покаянию и искупить их. Хотя автор Евр. считает, что не любые страдания человека могут иметь искупительное значение, а только те, которые Бог претерпел во плоти (7:25–28; Пс. 48:8–10 ), он, несомненно, согласен с тем, что они помогают привести человека к покаянию или к более глубоким взаимоотношениям с Богом ( Пс. 118:67,71,75 ). В греческом мире термин, переведенный здесь как «наказание» (хотя он обычно подразумевал телесное наказание), был связан с понятием «воспитание», и тем самым имел отношение к концепции нравственного наставления. Некоторые философы, например Сенека, также использовали образ Бога, Который наказывает Своих детей для их же блага, как писали об этом и иудейские писатели. 12:8. В древности назвать кого-либо «незаконнорожденным» (в KJV, TEV – «бастард» – •? внебрачный сын влиятельной особы) было серьезным оскорблением. «Незаконные дети» были социально уязвимы, а их права серьезно ущемлены, особенно право на наследство. Отцы старались обеспечить наследством своих законных детей, а потому мало думали о правах своих незаконнорожденных сыновей. 12:9. Бога часто называли «Господом духов» (т. е. Господом ангелов), здесь же Он назван «Отцом духов» – в противоположность «земным отцам». У иудеев в Ветхом Завете Бог предстает в образе Отца израильскогонарода (см., напр.: Исх. 4:22 ). Здесь используется уже знакомый аргумент – «насколько же более»: если мы уважаем земных отцов, то сколь большее почтение мы должны выказывать Отцу Небесному?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3–10 Всевозможные опыты Екклесиаста. Он предавался разного рода удовольствиям и забавам. Слуги, служанки, домочадцы, скот – свидетельства его несметных богатств. 9 Здесь говорится о том, что он пользовался заслуженным уважением и слыл человеком справедливым и беспристрастным (о чем говорит последняя фраза). Он не отказывал себе ни в чем, будь то видимое (видимое для глаз) или невидимое (сердечные порывы, стремления к увеселениям). Но он испытывал лишь мимолетное удовлетворение, и не более того. В результате он приходит к тому же неутешительному выводу (11), что и ранее в своих рассуждениях о мудрости (ср. 2:11 с 1:17–18). Горькое разочарование подчеркивается характерной лексикой: суета, томление духа и нет… пользы. 2:12–23 Предопределенность всего. Рассмотрев проблему земного бытия (1:2–11) и тщетность мудрости и человеческих достижений (1:12–18; 2:1–11), Екклесиаст вплотную встает перед вопросом: есть ли у мудрости преимущество перед стремлением к увеселению? Отметив громадное превосходство мудрости над глупостью (как света над тьмою), он убеждается, что они равны перед всевластием смерти. Вторая половина ст. 12 гласит: «…что может сделать человек после царя, сверх того, что уже сделано?» (более детально см.: Eaton M. A. Ecclesiastes, TOTCIVP, 1983. Р. 68). Здесь звучит вопрос, смогут ли будущие цари прибавить что–нибудь к его выводам. Будущие правители столкнутся с теми же проблемами, которые вставали перед Екклесиастом. Какой совет можно им дать? Превыше всего царь нуждается в мудрости (см.: 3Цар. 3:5–28 ; Прит. 8:14–16 ). Всякий глупец печально знаменит своим злословием и злокозненными делами, для него греховность и нечестие – «забава» (см., напр.: Прит. 9:13–18; 10:23 ). Четкий ответ на этот вопрос дан в ст. 13–14а. Мудрость – качество первостепенной важности. Свет – метафора: мудрость освещает все вокруг и учит искусству жить. В ст. 14б–16 проблема рассматривается под другим углом зрения. Одна участь – смерть, она постигает и мудрого, и глупого (14б). Всевластие смерти уравнивает всех. Никто не может победить этого последнего врага (15). Мысль в ст. 16 идентична высказанной в 1:11 с той лишь разницей, что здесь речь идет об отдельной личности. Память человеческая слишком коротка, чтобы сохранить даже то, что достойно воспоминаний (см. также: 9:15).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010