Первая мудрость есть жизнь похвальная, очищенная или очищаемая для пречистого и пресветлого Бога, Который требует от нас одной жертвы – очищения; жертвы, обыкновенно называемой в Писании сердцем сокрушенным ( Пс. 50:19 ), жертвою хвалы ( Пс. 49:14, 23 ), новою о Христе тварию ( Гал. 6:15 ), новым человеком ( Еф. 4:24 ) и тому подобно. Первая мудрость – презирать ту мудрость, которая состоит в одних словах и оборотах речи, в обманчивых и излишних противоположениях. Лучше мне пять слов сказать в Церкви с разумом, нежели тысячи одним языком ( 1Кор. 14:13 ) и невразумительным звуком трубы, который не возбуждает моего воина к духовной брани. Я хвалю и лобызаю ту мудрость, которой прославились незнатные, для которой предпочтены уничиженные, с которой рыбари уловили в сети Евангелия всю вселенную, победив упраздняемую мудрость словом совершенным и сокращенным ( Рим. 9:28 ). Не тот для меня мудрец, кто мудр на словах, у кого оборотлив язык, а душа не обучена, кто подобен гробам, которые снаружи благообразны и красивы, а внутри полны мертвых костей и скрывают в себе великое зловоние, но тот, кто хотя мало говорит о добродетели, однако же многое показывает на деле и жизнью удостоверяет в слове. 3. Для меня лучше красота видимая, нежели изображаемая словом, лучше богатство, которое уже в руках, нежели воображаемое во сне, лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. Ибо сказано: разум благ всем творящим и ( Пс. 110:10 ), а не проповедующим. Самое верное испытание сей мудрости – время, а истинный венец хвалы – старость ( Притч. 16:31 ). Ибо хотя не должно ублажать человека прежде смерти ( Сир. 11:28 ), как думаю с Соломоном, – не известно, что родит находяй день ( Притч. 27:1 ), потому что земная жизнь наша подвержена многим переворотам и тело смирения туда и сюда порывается и изменяется: впрочем, кто провел большую часть жизни неукоризненно и близок уже к пристани сего общего моря жизни, тот не безопаснее ли и не счастливее ли других, которым предлежит далекое плавание?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Пятое прошение молитвы „И остави нам долги наши якоже и мы оставляем должником нашим». ( Мф. 6:12 ). Тексты „И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет». ( Иов. 7:21 ). Кто родится чистым от нечистаго? Ни один ( Иов. 14:4 ). „Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба твоего, чтобы не возобладали мною». ( Пс. 18:13–14 ). „Кто может сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ). „Не говори: я отплачу за зло. Предоставь Господу, и Он сохранит тебя». ( Притч. 20:22 ). „Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать». ( Ис. 59:2 ). „Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой и мы не погибнем?» ( Ион. 3:9 ). „Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать». ( Мих. 7:18 ). „Кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном». ( Мф. 5:19 ). „Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее»... ( Мф. 5:23–25 ). „Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:38–39, 44 ). „Разгневавшись, государь его отдал его (немилосердого к другим должника) истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». ( Мф. 18:34–35 ). Стефан, „преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего». (Деяний, 7, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прелюбодеяние – 1) греховное совокупление, связанное с супружеской изменой (неженатого с замужней; женатого с незамужней; женатого с замужней, но не являющихся супругами друг по отношению к другу), 2) идолопоклонство, как измена Единому и истинному Богу. Джеймс Тиссо. Давид смотрит как купается Вирсавия ( 2Цар.11:2-27-12:1-25 ). Каково было отношение к прелюбодеянию в Ветхом Завете? Ветхий Завет запрещает прелюбодейство ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ). Согласно требованию ветхозаветного закона, за связь мужчины с замужнею женщиной была предусмотрена смертная казнь ( Лев.20:10 ) для прелюбодея и прелюбодейки. О пагубности прелюбодейства сообщается во множестве мест Священного Писания, в частности, в Книге Притчей Соломоновых ( Притч.2:16-19, 5:3-8, 5:20-23 , Притч.6:23-35, 7:6-27 ). Каково отношение к прелюбодеянию в Новом Завете? Новый Завет, подтвердив актуальность десяти заповедей (дав им более глубокое истолкование), тоже осуждает супружескую измену ( 1Кор.6:9-18 ; Еф.5:3-5 ). Сам Иисус Христос говорил: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Кроме того, «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» ( Лк.16:18 ; см. также: Мк.10:11-12 ). Прелюбодеяние и блуд – это одно и то же? Понятие «прелюбодеяние» следует отличать от понятия «блуд». Грех прелюбодеяния подразумевает нарушение супружеской верности, тогда как блудом именуется (может именоваться и) незаконная интимная связь, не подразумевающая нарушения таковой. В строгом евангельском смысле ( Мф.5:32 ; Мк.10:11-12 ) прелюбодеянием является даже и брак с разведенным или разведенной (не по причине прелюбодеяния), и даже мысленное совершение греха, блудный помысл ( Мф.5:28 ). Иногда блудное деяние называют любодеянием. В слове прелюбодеяние приставка «пре-» указывает на то, что этот грех соития усугубляется супружеской изменой.   «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем», – сказал Иисус Христос ( Мф.5:28 ). Означает ли это, что тяжесть мысленного прелюбодеяния равнозначна реальному прелюбодеянию?

http://azbyka.ru/prelyubodeyanie

Глава 57 С конца предыдущей ( Ис.56:10 ) и до предпоследнего стиха 59 главы ( Ис.59:19 ) идет одна обличительная речь пророка, в которой он раскрывает грехи и преступления Израиля, причем разоблачает даже и истинный смысл тех мнимых его добродетелей, в которых он думал найти сам оправдание и видел даже чуть ли не особую заслугу перед Господом (пост и милостыня). 1–2. Вступление к речи. 3–12. Сильное обличение Израиля за его неверность Господу и религиозное блужение. 13–19. Светлый луч Божественного милосердия даже и к недостойному Израилю. 20–21. Заключительный приговор о гибели неисправимых грешников. Ис.57:1 . Праведник умирает, и никто не при­нимает этого к сердцу; и мужи благо­честивые восхищают­ся от земли, и никто не по­мыслит, что праведник восхищает­ся от зла. «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу... никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.» Характеризуя глубокое религиозно-нравственное падение и развращение своих современников, пророк отмечает факт их полного равнодушия к таким знаменательным случаям, как преждевременная кончина праведников, в чем следовало бы видеть божественное наказание и вразумление нечестивых. Для уяснения дела здесь необходимо иметь в виду ту особенность ветхозаветного мировоззрения, в силу которого «праведный» человек обычно награждается долголетием ( Исх.20:12 ; 3Цар.3:14 ; Притч.3:1–2 ). Если же общепризнанные праведники теперь нередко изымаются Богом из среды живых, то причина этого лежит не в них, а в нас, именно в нашей греховности, создающей тяжелую атмосферу для праведников. Вот почему Господь и берет от нас таких праведников к Себе, лишая нас их благополучного влияния и поучительного примера. Ис.57:2 . Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут по­ко­иться на ложах сво­их. «Он отходит к миру». Для самого праведника такой ранний уход из земной юдоли скорби и плача не только не составлял никакого лишения, но был положительным приобретением, так как от «суеты сует» ( Еккл.1:2 ) переводил его к «успокоению и миру».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мысли меняют Вселенную 16.11.2021 857 Время на чтение 14 минут Всемирный потоп. Художник: Иван Айвазовский Источник: Православие.ру Невероятно, но это так: мысли меняют Вселенную. Мир страдает из-за наших злых мыслей. Вот увидел Бог в допотопных людях, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5) – и навел на землю потоп. Мир погибал от обозленной стихии – хлестали ливни, волны беспощадно сметали на пути своем всё – и лишь потому, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира. Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго. Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/mysli_...

Предисловие По общепризнанному суждению средоточием всех отправлений человека служит его сердце. В Священном писании сердце представляется, как начало всех душевных сил. «От сердца твоего исходища живота» – говорит Премудрый ( Притч. 4:23 ); т.е.: вся твоя жизнь определяется состоянием сердца, – жизнь, конечно, телесная и тем более духовная. Живет же сердце в духовном смысле тогда, когда в нем пребывает благодать Божия. Мертво оно напротив, когда благодать от сердца отступила. «Истинная смерть внутри – в сердце сокровенна: и через ту внешний человек жив умер» – говорит Макарий Великий . Такая духовная смерть обнаруживается в злых делах и мыслях, вытекающих из сердца. «От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы» ( Мф.15:19 ), – говорит Спаситель Христос. Исходя из двойственности духовно-нравственного состояния сердца человеческого, мы и предлагаем благочестивому читателю изображение духовно-нравственной жизни и духовно-нравственной смерти христианина. Духовная жизнь начинается таинством крещения. Описанием его спасительных действий, его духовных плодов мы и открываем свое изображение. Далее речь идет по следам то умирающей в грехах, то развивающейся в добродетелях жизни человека-христианина, до его смертного часа. Но так как человек не уничтожается со смертью телесной, так как душа его после смерти находится или в состоянии предначинательного блаженства, или предначинательного мучения, то изображение загробной жизни, от смерти на земле до страшного суда, тоже входит в содержание нашей книги. Наконец, в виду того, что для всех людей должен быть суд всеобщий, что по этому последнему суду обладающие жизнью будут водворены на земле живых, а осужденные на вечную смерть будут преданы вечным мукам, – наше изображение духовно-нравственного состояния христианина оканчивается представлением отношений вечных. Что касается цели, которая имелась в виду при составлении настоящего изображения духовно-нравственного состояния людей грешных и добродетельных, то цель эту можно выразить словами Апостола: «все сказанное да послужит к назиданию» ( 1Кор.14:16 ). Назидание же будет побуждать к благочестию. Совершенствуясь в благочестии, христианин мало-помалу становится наследником вечной жизни. «Тако тецыте, да достигните почестей вышняго звания» ( 1Кор.9:24 ; Флп.3:14 ), – это и задача и цель нашей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

1. Библейские тексты о грехе (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Грех есть мерзость пред Богом: «Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любить» ( Притч. 15:9 ). – «Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу»» ( Иер. 44:4 ). Плод похоти: " похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» ( Иак. 1:15 ). Дело тьмы: «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»« ( Ис. 29:15 ). – «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света» ( Рим. 13:12 ). Дело диавола: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин. 3:8 ). Дело плоти: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» ( Гал. 5:19 ). Жало смерти: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» ( 1Кор. 15:56 ). Жить во грехе значит жить по плоти: «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» ( Рим. 7:5 ). Повиноваться похотям плоти: «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти» ( Рим. 13:14 ). – «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнят вожделений плоти» ( Гал. 5:16 ). Быть во тьме: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» ( Еф. 5:8 ). – «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин. 1:6 ). Верные должны ненавидеть грех: «Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их» ( Пс. 96:10 ). – " Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» ( Рим. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

О жертвоприношении I. Православное учение о новозаветных жертвоприношениях Приношение Богу жертв существует с давних времен: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель так же принес от первородных стада своего и от тука их ( Быт. 4:3–4 ). Начатки плодов земли приноси в дом Господа твоего, говорит Слово Божие ( Исх. 23:19 ). Жертвы желает Бог и приносить ее нужно: пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками ( Исх. 23:15 ). Иисус сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете ( Мф. 26:10–11 ). Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища ( Мал.3:8,10 ). Жертва не угодна Богу: а) когда приносится без молитвы и добрых дел: ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои ( Пс. 49:13 –14 ). К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, – говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное.–как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис. 1:11–18 ). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надле жало делать, и того не оставлять ( Мф. 23:23 ); б) без послушания: и отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар. 15:25 ); в) нечестивая и лукавая: жертва нечестивых – мерзость пред Господом ( Притч. 15:8 ), – особенно когда с лукавством приносят ее (21:27). Беззаконник, закаляющий вола, то же, что убивающий человека ( Ис. 66:3; 1:11–18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пророку Иезекиилю сказал Бог: И ты, сыне человечь; стража дах тя дому Израилеву, и аще услышиши слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене. Внегда глаголати Ми беззаконнику, смертию умреши: и не возвестиши ему, ни соглаголеши, еже остатися беззаконнику, и обратитися от пути своего, еже живу быти ему: беззаконник той в беззаконии своем умрет, и крове его от руки твоея взыщу. И ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от пути беззакония своего; той беззаконник в беззаконии своем умрет, а ты душу свою избавиши (Иез.3:17-19). Слыша сие, возлюбленные, со страхом, и трепетом будем содевать спасение свое, не унывая духом при взаимном вразумлении друг друга, и беседуя между собою не о том, что служить к удовольствию, но о том, что споспешествует спасению каждого из нас. Ибо сие благоугодно Богу. А враг не дает себе покоя, расставляя сети свои. Потому и нам необходимо не быть нерадивыми о взаимной любви, потому что Бог силен расторгнуть сети врага и избавить нас от его злокозненности. У меня же сердце болит, и превратилась внутренность моя от того, что услышало ухо мое. Почему опять намерен дать тебе братский совет: люди сластолюбивые, отчаявшиеся в душе своей, да не обольщают тебя творить дела нечестия. Они порождение Содомлян. Ибо кто ревнует их делам, того необходимо назвать их сыном. Итак, бегай их дел и подражания им, чтобы вместе с судом избежать и наименования. И намерения опасны, и нравы отвратительны у зловредных ласкателей. Одни явно стараются обольстить, а другие прикрываются благочестием и лицемерным смирением, по написанному: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Поэтому, а также чтоб не уличали их чадорождением, предаются удовольствиям, пользуясь всяким удобным к тому случаем; ибо нет у них и страха Божия и познания о Боге, и не точию творят сие, но и соизволяют творящим (Рим.1:32). Потому великое и тяжкое нечестие они называют весьма маловажным, чтобы уловить всякого человека и довести до преступления Божиих заповедей. Как намеревающиеся убить льва, наточив копье, чтобы ослабить блеск железа, покрывают его черною краскою, и потом наносят льву смертельный удар; так и эти люди, уверением в маловажности греха и беззаконным ласкательством, послушных им увлекают в погибель души своей. И как из иной норы выходит множество ядовитых зверей: так и из сердца сих людей выходит множество лукавых рассуждений. Ибо сказано: сердце развращенно кует злая на всякое время (Притч.6:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/811/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010