Глава 14 1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг. Притч.14:1 .  Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14:2 .  Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. Притч.14:3 .  В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Притч.14:4 .  Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Притч.14:5 .  Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Притч.14:6 .  Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Притч.14:7 .  Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств. Притч.14:8 .  Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 .  Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 .  что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 .  Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 .  Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 .  чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 .  Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 .  пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 .  Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 .  Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Особенность ветхозаветного отношения к материальному Б. состояла в понимании его как знака Божия благословения: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... придут на тебя все благословения... и исполнятся на тебе... Благословен... плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор 28. 1-2, 4-5; ср.: Втор 28. 8, 11-12). Б. были благословлены патриархи евр. народа Авраам (Быт 13. 2; 24. 35), Исаак (Быт 26. 12-14), Иаков (Быт 30. 43), прав. Иов (Иов 31. 25); земля Ханаан была обещана Богом народу Израиля в качестве богатой и изобильной земли, к-рой он сможет владеть, пока будет исполнять Закон (Числ 13. 27-28; 14. 8; Втор 6. 3). Тема награды Б. и славой за покорность Богу получает развитие в повествованиях о царях Давиде (2 Цар 12. 8), Соломоне (3 Цар 4. 21-28; 10. 4-29), Иосафате (2 Пар 17. 5; 18. 1), Езекии (2 Пар 32. 27-29). Бог ставит в особую заслугу царю Соломону его предпочтение обладанием Б. добродетелей («сердцем разумным», «чтобы судить народ [Божий] и различать, что добро и что зло»), нежели материальным Б. (3 Цар 3. 5-14). Б., «в котором нет греха» (Сир 13. 30), т. е. полученное честным путем, и само по себе представляется нек-рым благом, поскольку обеспечивает независимость человека, избавляет от рабства заимодавцу (Притч 22. 7), прибавляет друзей (Притч 14. 20; 19. 4; Сир 13. 25-26). При этом подчеркивается, что дар Б. всегда является Божиим благословением труда человека, «дел рук» его. Приобретенное трудом Б. предполагает наличие у его обладателя добродетелей: прилежности (Притч 10. 4), трудолюбия (Притч 11. 16; 20. 13), умения (Притч 24. 4), воздержания (Притч 21. 17), воинской доблести, как у царя Давида, мудрости и справедливого гос. правления, как у царя Соломона. «...Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий» (Еккл 5. 18).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Разум — 1) способность осуществлять мыслительную деятельность; интеллект; рассудок; 2) (иногда) познание ( 2Пет.1:3 ), познавательная деятельность человека; 3) философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности. Чем разум отличается от ума? Нередко слова «разум» и «ум» употребляются как синонимы, но не всегда. В христианской антропологии ум определяется как одна из главных сил человеческой души, обеспечивающая способность осуществлять мыслительную деятельность (разумная сила). Разум же может пониматься как сама способность к мыслительной деятельности. В области Нравственного Богословия и аскетики ум нередко рассматривается как владычное начало души. Зачем нужен разум? Благодаря наличию разума (и не только) человек принципиально отличается от животных. Благодаря разуму он может формировать и четко выражать свои мысли при помощи слов (не случайно животные обозначались святыми отцами как бессловесные). Благодаря разуму человек может познавать Бога, себя и окружающий мир, осознанно воспринимать и исполнять волю Божью, осознанно выбирать между добром и злом добро (а, как известно, добродетельность подразумевает осознанный выбор между добром и злом, осознанное стремление к добру). Откуда у человека разум? Вопреки мнению материалистов, считающих, что разумные существа появились в результате длительного процесса естественной эволюции организмов от простейших к более сложным, и, следовательно, разум есть плод саморазвития материи, мы, христиане, твердо осознаем, что разум дан человеку Богом ( Исх.31:3 ; Иов.32:8 ; 3Цар.4:29 ). Как известно, человек создан по образу Божию. Разум — одна из черт образа Божия в человеке. В Священном Писании нередко воздается хвала разумному поведению человека ( 1Цар.25:3 ; Притч.1:4 ; Притч.17:27 ; Притч.19:14 ; Притч.23:12 ; Притч.28:2 ). Достаточно ли одного разума в деле богопознания? Разум в деле богопознания имеет существенное значение, однако правильно действовать и развиваться он может тогда, когда его деятельность соотносится с Божественной волей. А познание Бога и Его воли подразумевает наличие у человека веры, причем, речь в данном случае идет не о вере вообще, а об истинной вере. Так, апостол Павел пишет: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим…» ( Евр.11:3 ). Самодостаточен ли разум человека?

http://azbyka.ru/razum

«Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22: 6) Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Прежде всего, детей Библия именует даром от Бога: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4: 1); «Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт. 33: 5); «И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь» (Быт. 48: 9). Этот дар подается человеку в знак Божественного благоволения: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс. 126: 3). Детскую чистоту, целомудренность и кротость нрава Христос ставит в пример как благоприятные Богу: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14), и также: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). В библейском контексте обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», «говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6: 7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). Важную роль в воспитательном процессе играет наказание за провинность: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13: 25). Более того, в ветхозаветной практике дети, злословящие родителей, должны были быть преданы смерти: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 17); этот же закон подтверждает и Христос: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10).

http://pravoslavie.ru/31258.html

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Страх Божий Страх Божий а) заповедан: Бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.19:32 ). Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи ( Втор.6:13 ; Втор.10:20 ). Бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности ( Нав.24:14 ). Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь ( Лк.12:4–5 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Петр.2:17 ); б) есть дар Божий: Дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня ( Иер.32:39–40 ). Страх Божий есть а) начало ведения и мудрости: Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его ( Пс.110:10 ). Страх Господень научает мудрости ( Притч.15:33 ); б) источник жизни: Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти ( Притч.14:27 ); в) сокровище: Страх Господень будет сокровищем твоим ( Ис.33:6 ); г) отвращение от зла: Страх Господень – ненавидеть зло ( Притч.8:13 ); д) чист: Страх Господень чист, пребывает вовек ( Пс.18:10 ); е) сыновний и благоговейный: Если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:9,28 ). Страх Божий и соблюдение заповедей: в этом – долг человека: Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его ( Втор.8:6 ). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ( Еккл.12:13 ). Побуждения к страху Божию: а) величие и всемогущество Божие: Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, у Которого небо и небеса небес, земля и все, что на ней. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный ( Втор.10:12,14,17 ). Кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу? Бог, прославляемый в совете святых, велик и страшен есть для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! Кто силен, как Ты, Господи? ( Пс.88:7–9 ). Господь царствует, да трепещут народы; Он восседает на херувимах, да трясется земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! ( Пс.98:1–3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова Глава 1 1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление. 8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. 10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души. 19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. 20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? 23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. (Притч 1:1-23) _____________ Ответить Наставления отца     В некоторых ситуациях мы бываем в растерянности и не знаем, как поступить. Или поступаем так, что последствия приходится расхлебывать еще несколько лет. Или у нас возникает ощущение, что чего-то мы в этой жизни не понимаем. Никто не научил нас, как поступать правильно и как правильно смотреть на мир. Родители либо сами не знали, либо не считали нужным нас учить. Иными словами, нам не хватает мудрости. Книга Притч написана для того, чтобы восполнить этот пробел. Она строится как наставление отца (или матери) к сыну, а иногда нас учит мудрости сама Премудрость. Она дает нам « мудрость и наставление, правила благоразумия, суда и правоты, смышленость и рассудительность ».

http://bible.predanie.ru/nachalo-premudr...

Глава 4 1–2. Продолжается противопоставление судьбы праведных судьбе нечестивых. 3–6. Бездетность не лишает праведных возможности оставить после себя благодарную память в потомстве, а нечестивые лишены этой возможности даже при наличности многочисленного потомства. 7–18. Ранняя смерть праведника – только скорейший переход к лучшей жизни. 19–20. Для грешника смерть – окончательная гибель. Прем.4:1 . Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. Стихи 1–6 снова противопоставляют судьбу бездетных праведников судьбе нечестивых с их многочисленным потомством. 1 . Преимущество бездетных, но добродетельных людей в том, что память об их добродетели сохранится в потомстве, это своего рода тоже бессмертие. В более поздних книгах Св. Писания Ветхого Завета часто говорится о бессмертии имени в потомстве, как высокой награде за праведность ( Пс. 111:6 ; Притч. 10:7 ; Прем. 8:13, 10:14 ). Ценимая людьми, добродетель «признается» и у Бога. Прем.4:2 . Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами. 2 . Раскрывает мысль о ценности добродетели: когда она живет среди людей, ей подражают, когда отойдет (т.е. добродетельный человек умрет), к ней стремятся. «И в вечности увенчанная она торжествует», этими словами раскрывается мысль предшествующего стиха, что добродетель «признается и у Бога». «Венец» весьма часто в Библии является образом счастья и отличия ( Иез. 16:12 ; Пс. 20:4, 88:40, 131:18 ; Притч. 12:4 ; Сир. 2:18 ); в особенности же – небесной награды верующим ( Иак. 1:12 ; 1Пет. 5:4 ; Откр. 2:10 ). Этот венец дается за «победу непорочными подвигами». Писателю вся жизнь человека представляется как борьба его со злом. Праведные достигают победы в этой борьбе подвигами святой жизни, которые здесь названы «непорочными». Аналогичное представление о жизни, как борьбе и о святости, как победном венце, находим еще у Ап. Павла 1Кор. 9:24–27 ; 2Тим. 2:3, 5, 4:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010