в) в изложении 21-го пр. VI-ro Всел. собора: «правило человеколюбивее относится к тем, которые воспользовались истинным раскаянием; ибо извергаемые за какие либо явные преступления, прелюбодеяние, например, или впавшие в святотатство, изгоняются в разряд мирян и им не позволяется делать ничего из того, что свойственно клирикам; а совокупившиеся вторыми браками прощаются ради брака и им не возбраняется проходить служение вне алтаря, как определяет 79-я новелла императора Льва», которую и ищи в 4-й гл. бук. «γ»; г) в изложении 1-го пр. собора глаголемого Двукратного: «пр. 1-е собора глаголемого Двукратного не позволяет никому созидать монастырь без воли епископа.... а самый монастырь и все, что посвящено ему строителем, – пр. повелевает вписывать в книгу, на тот конец, чтобы жертвователь не мог опять присвоить себе что-либо из посвященного имущества: ибо каким образом посвятивший чрез обитель Богу может, как владыка, распоряжаться, а тем более продавать другим то, что он изъял из своей власти?..... Ибо если подаренного людям нельзя подарившему взять назад, без благословной причины, то тем более не может посвятивший присвоить себе господства над тем, что посвящено Богу» (в гл. 15 бук. «μ»); д) в изложении пр. 55-го и 56-го Апостольских: «Клирик, причинивший обиду своему епископу, должен быть извержен, – а причинивший обиду пресвитеру, или диакону, должен быть отлучен»: ибо обида, причиненная высшему лицу, заслуживает и большего наказания; а обида, причиненная меньшему лицу, заслуживает и наказания меньшого (в гл. 1 бук. «υ»); е) в изложении пр. 84-го Апостол.: «прибавкою (в правиле) не по правде (παρ τ δκαιον, – т.е. кто досаждает царю) правило запрещает не заслуженный упрек, и не обличение в правом деле, когда кто ни-будь касается их (т.е. царей) в том случае, если они делают неподобающее, хотя обличительный слова и почитаются ими за обиду» (из Зонары; – в гл. 7 бук. «β»). К этому же разряду могут быть отнесены пояснения и примечания к правилам юридического характера, – заключающиеся в изложении следующих правил: Апостольского 40 (в гл. 4-й буквы «δ»); 1-го Всел. соб. – 18 (в гл. 5 бук. «δ»); VI-ro Всел. соб. 9 (в гл. 7 бук. «κ»); 21 (в гл. 1 бук. «κ»); Анкирского – 25 (в гл. 9 бук. «γ»); Антиох. 5 (в гл. 12 бук. «σ»); 12(в гл. 8 бук. «δ»); Карф. 63 (74) (в гл. 11 бук. «μ»); 121 (134) (в гл. 7 бук. «δ»); Двукратного – 7 (в гл. 25 бук. «ε»); Софийского 3 (в гл. 11 бук. «τ»); Св. Василия Велик. 9 (в гл. 16 бук. «γ»); 25 (в гл. 15 бук. «π»); 46 и 48 (в гл. 16 бук. «γ»); 72 (в гл. 1 бук. «μ») и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

6.); криво толкуют в свою пользу слова Св. Писания «об отступлении некиих от веры» ( 1Тим.4:1 ), разумея под ними не себя, а целую Православную Церковь (гл. 7.); – о благовестии и анафеме ( Гал.1:8 .), относя слова Апостола о сем к исправлению книжных погрешностей (гл. 8.); – о церкви рукотворенной ( Деян.7:47–49 ) и о клети ( Мф.6:6 ) – будто бы на том основании, что Вышний не в рукотворенных храмах живет, и заповедано Спасителем молиться в клети, – не нужно ходить в церковь , а достаточно одного духовного служения Богу (гл. 9. 10.); – превратно разумеют слова Господа о поклонении Богу духом и истиною ( Ин.4:23 ) (гл. 11.); отвергают почитание святых икон, смешивая их с идолами (гл. 12–14.); также отвергают почитание и святых мощей (гл. 15.); разсеивают в народе мнение, что наступило последнее время, что теперь возможно спастися только в Брынских пустынях (гл. 16.), и что не стало более веры на земле, по предсказанию Спасителя ( Лк.18:8 ) (гл. 17.); неправо понимают слова Св. Писания об образе и подобию Божием ( Быт.1:26 .), полагая образ Божий в бороде и усах (гл. 18–20.); отвергают буквальный смысл Евангельской истории (гл. 21.); неправильно стесняют смысл слов Спасителя о творении милостыни в тайне ( Мф.6:1–4 .) (гл. 22.). 2. Еретический характер учения раскольников показан в первой части Розыска: потому Святитель, избегал повторений, отсылает туда читателей (гл. 23.). 3. Последний вопрос разрешает Святитель, указывая и опровергая хулу раскольников на четвероконечный крест (гл. 24.), на знамение крестное, каким ограждают себя православные (гл. 25.), на триперстное сложение (гл. 26.), на Божественные тайны Тела и Крови Христовой, которых они гнушаются ради четвероконечного креста, отпечатлеваемого на св. просфоре, ради новопечатных служебников и священнодействующих иереев (гл. 27 и 31.), на иереские пошлины за поставление, которые они смешивают с мздоимством (гл. 28.), на сан иерейский, хулимый ради жизни иереев (гл. 29.), на проскомидию, в которой они глумятся над словами священнодействующего: «жрется Агнец Божий...» и: «един от воин копием ребра Ему прободе...,» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Посему «блаженны, которые сохраняют» Премудрость (18б.), LXX: κα τος περειδομνοις π´ ατν, ς π κριον, σφαλς, слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда». Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. Пс 124.1 ). Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф 11.19 ; Лк 11.49 ; 1Кор 1.24 ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч 3.11–18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста). Притч.3:19 .  Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Притч.3:20 .  Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Притч.3:21 .  Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, Притч.3:22 .  и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Притч.3:23 .  Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Притч.3:24 .  Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Притч.3:25 .  Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; Притч.3:26 .  потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью ( бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит] (Притч. 4. 26–29). 10. Церковный Устав, гл. 35. 11. Лествица. Слово 1, гл. 18 и 19, по переводу па русский язык 1851 года. 12. Там же, гл. 9. 13. Лествица. Слово 4, гл. 3 и 5. 14. Книга 4, гл. 8 и 9. 15. Так названо монашество в писаниях многих святых Отцов: в «Слове о рассуждении» преподобного Кассиана Римлянина, Добротолюбие, часть 1, в Поучениях аввы Дорофея; в Словах святого Симеона Нового Богослова и проч. 16. Лествица. Заглавие слова 28. 17. Церковный Устав, гл. 37, и Лествица. Слово 19, гл. 5. 18. Лк. 18. 14. 19. Лествица. Слово 28, гл. 3. 20. Преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 21. Тщательная исправность от чтеца требовалась в древних монастырях. Преподобный Кассиан, книга 2, гл. 11. За ошибку при чтении чтец подвергался эпитемии. Преподобный Кассиан, книга 4, гл. 16. 22.  … плод уст (Евр. 13. 15). 23. Церковный Устав, гл. 27. 24. Заимствовано из Церковного Устава, Следованной псалтири и из обычаев благоустроеннейших монастырей российских. 25. Церковный Устав, гл. 29. 26. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3. О совести. 27. Преподобный Нил Сорский. Слово 5, статья о мере пищи. 28. Церковный Устав, гл. 35. 29. Преподобного Григория Синаита Главы зело полезные, глава 18. Добротолюбие. Ч. 1. 30. Церковный Устав, гл. 35. 31. Там же и в Патерике Алфавитном. 32. Послание к иноку Николаю. 33. Монастырское выражение. 34. Алфавитный патерик. 35. Писавший эти правила, посещая при первоначалии своем опытнейших старцев, заметил у них этот похвальный обычай. 36. Житие преподобного Симеона Нового Богослова, рукопись; имеется житие сего угодника Божия и печатное издание Оптиной Пустыни. 37. Преподобный авва Дорофей. Поучение 4 о страхе Божием. 38. Изречение преподобного Исаии Отшельника. Алфавитный патерик. 39. Мф. 25. 40. 40. Святого Исаака Сирского Слово 8 и преподобного Симеона Нового Богослова, гл. 125. Добротолюбие. Ч. 1. 41. Книга 4, гл. 10 и 11. 42.  Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Сол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

В отличие от разума и всеведения премудрость имеет более энергийный характер. Этот энергийный характер премудрости, например, выражен в Прем. 7, 24—25: " Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя " . В Прем. 7, 14; 9, 17 о премудрости говорится как об одном из высших даров Св. Духа. Вообще в Ветхом Завете премудрость занимает совершенно особое место, о ней неоднократно говорится как о некоторой личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о некотором самостоятельном субъекте действия. Например, когда речь идет о творении, то говорится, что премудрость во время творения была при Боге " художницей " , что она " веселилась пред лицом " Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31). В Прем. 8, 35 о премудрости говорится как об источнике жизни: " кто нашел меня, тот нашел жизнь " . В Притч. 9, 4-5 премудрость приглашает всех благоразумных " вкусить от трапезы " , которую она уготовила. В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в I Кор. 1, 24 о Христе говорится как о премудрости Божией. В Кол. 2, 3 апостол Павел говорит, что " во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения " . Иначе говоря, именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости. Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием, " Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу " (Притч. 21, 30). 2.3.3.2. СВЯТОСТЬ И СВЕТ Что означает святость как свойство Божие? Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

Все это глупо и пусто для рабов Божиих. Но долготерпение велико и крепко, и направляет [к Богу] весело и беззаботно, и прославляет Господа — чуждое всякой горечи, всегда кроткое и тихое. Это долготерпение живет с имеющими всецелую веру. А гневливость безрассудна. Затем от безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение, от раздражения — гнев. Святой же Дух, будучи нежен и не имея общения с жестоким и лукавым духом, удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в долготерпеливом. И становится такой человек пуст без Духа праведного и вообще слеп для благой мысли». Говорит же и Слово: Лучше муж долготерпелив паче крепкаго (Притч. 16:32); Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца испытывает Господь (Притч. 17:3), по Писанию. И опять-таки: кроткий муж — сердцу врач (Притч. 14:30) и: терпеливый муж угасит суд (Притч. 15:18). И еще: Иже щадит глагол произнести жесток — разумен (Притч. 17:27). И еще: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд… Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив. Веруй Ему, и Он защитит тебя (Сир. 2:1-6). Посему и мы, братия, [Col. 1773] через долготерпение будем петь с Давидом: Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс. 138:23-24); Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя(Пс. 25:11); И мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40:13). Говорит же и Соломон:долготерпеливый муж премудр. И несмысленному вопросившу от мудрости, мудрость вменится: нема же кто себе творит, возмнится разумен быти (Притч. 17:27-28). И: благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). И Иаков: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Выпуск второй. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 18–52) Предварительные замечания к толкованию глав 18–20 Надписание, стоящее в начале главы Иер. 18 , сходно с надписаниями групп пророческих речей гл. Иер. 7 и сл. и Иер. 11 и сл. Оно повторяется затем уже только в гл. Иер. 21 . Это значит, вероятно, что пророк смотрел на гл. 18–20, как на одно связное целое, как на отдельную группу речей. По своему происхождению, речи эти относятся не к одному времени, именно: гл. 18 содержит речь, произнесенную еще до 4-го года царствования Иоакима, так как враги, нашествием которых пророк угрожает здесь, еще не называются по имени (см. предварит. замечания к гл. 2–6). В угрозах гл. 19 враги также не называются по имени; но гл. 19 имеет тесную связь с гл. 20 (событие, повествованием о котором начинается гл. 20, произошло по поводу пророч. речи, заключающейся в гл. 19). А в Иер. 20:4  и сл. врагом Иуды называется царь вавилонский и местом плена иудеев – Вавилон. Это признак, что происхождение содержания гл. 20 относится ко времени после 4-го года царствования Иоакима. В то же время, очевидно, произнесены и речи, содержащиеся в гл. 19 и тесно связанные с гл. 20. И так гл. 18 относится, по происхождению ее содержания, к другому времени, чем гл. 19 и 20. Главы эти могли быть соединены в одну группу по родству их содержания. Именно, гл. 18 начинается символическим указанием пророка на глину, из которой горшечник делает какой угодно сосуд; а гл. 19 начинается повествованием о символическом действии пророка – разбитии глиняного сосуда в долине сынов Еннома. Родство этих символов одного с другим, равно как и сходство угроз, произносимых пророком в виде толкования символов, и могло подать повод к соединению речей в одну группу под одним общим заглавием. Содержание речей, в общих чертах, следующее: В гл. 18 притча о горшечнике, придающем глине какую угодно форму ( Иер. 18:1–4 ), сопровождается сначала объяснением в том смысле, что Господь поступит с народом иудейским, смотря по образу жизни последнего ( Иер. 18:5–10 ), а потом решительною угрозою за упорно-беззаконную жизнь ( Иер. 18:11–17 ). Страдания пророка от его сограждан, возставших на него за его угрозы, побуждают его искать защиты у Господа ( Иер. 18:18–23 ). В гл. 19 разбитие глиняного сосуда истолковывается в том смысле, что страна иудейская будет разорена и опустошена ( Иер. 19:1–13 ). Такая угроза, произнесенная во дворе храма Господня, навлекает на пророка гонение со стороны надзирателя храма, священника Пасхора, которому св. Иеремия угрожает за то переселением в Вавилон ( Иер. 19:14–20:6 ). За угрозами следует опять сетование пред Господом на постоянные огорчения, испытываемые пророком от сограждан. И как ни тверда его надежда на Бога и верность его призванию, страдания полагают предел его терпению: он проклинает день своего рождения ( Иер. 20:7–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Важное влияние на осмысление таинства В. последующей христ. богословской традицией оказал пролог Евангелия от Иоанна (Ин 1. 1-18), где В. понимается как преодоление преграды, разделяющей божественный и тварный миры, обозначенные при помощи понятий «слово» и «плоть». Поэтому смысловым центром пролога является утверждение: «И Слово стало плотию» (ст. 14). Понятие «слово» в прологе связано также с идеей откровения: Иисус есть Слово Божие, существовавшее до сотворения мира и «высказанное» в актах творения и В. (ср.: 1 Ин 1. 1-3; Откр 19. 11-16). Поэтому «Слово» в Ин 1. 14 есть прежде всего слово сказанное, а не разум или общий принцип. В то же время «Слово» в Ин 1. 1-18 имеет не только функциональный, но и онтологический смысл: Оно пребывает с Богом и есть Бог (Ин 1. 1; ср.: 1. 18). Т. о., предикаты «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Субъекту как предсуществующему и сверхприродному, но явившемуся и действовавшему в земном мире. Главной особенностью учения о В. в Ин 1. 1-18 является сочетание трансцендентности Слова и действительности Его В. Подлинность В. в христологии Евангелия от Иоанна выражается при помощи понятия «плоть», указывающего на действительность, доступность для человеческого восприятия и смертность трансцендентного Логоса, ставшего человеком. Действительность и полнота человеческой природы воплотившегося Слова, передаваемые понятием «плоть» уже в прологе, подчеркиваются в дальнейшем ясными указаниями на различные проявления человечества во Христе (11. 33; 12. 27; 13. 27). Наиболее близкими к христологии Евангелия от Иоанна являются ветхозаветные представления об идентичности слова и действия Божия (Быт 1; Пс 106. 20; Прем 18. 14-16; Пс 32. 9) и о Премудрости Божией, включающие идеи предсуществования (Притч 8. 22; Сир 24; ср.: Ин 1. 1; Быт 1. 1), пребывания «у Бога» (Сир 24. 4; Притч 8. 23-25. 30), действия в мире, явления людям (Сир 24. 7-22 по LXX; Притч 8. 31; ср.: Ин 1. 14). Использование термина «Логос» в Ин 1. 14 объясняется полемической направленностью Евангелия от Иоанна. По свидетельству сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 5. 19 sqq.), одной из причин появления Евангелия была проповедь Керинфа, пришедшего из Александрии в Эфес и распространявшего гностическое учение, излагавшееся в значительной степени понятиями греч. философии. Т. о., христология Евангелия от Иоанна является свидетельством христ. полемики с эллинистической философией. При этом исключительно христ. характер учения о Логосе проявляется в Ин 1. 14.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

Направляя безбожные покушения против особы царя, враги хотят повергнуть в бездну безначалия и всяческих неурядиц царство, с целью самим захватить в свои руки власть. Но милосердый Господь, до сих пор покрывавший своею всемогущею десницею святую Русь от разных врагов, внутренних и внешних, не лишит и вперёд своего покрова её, а с нею и православную Церковь . «Се не воздремлет ниже уснет Храняй Израиля». Как не благодарить за сие от глубины души Господа? Благодарственное молебствие по поводу нового чудесного спасения Царя и царства в своё время уже принесено в нашем храме, но так как это было в будни и потому далеко не все из вас могли присутствовать при этом молебствии, то повторим оное в настоящий воскресный день в присутствии большей части из братий нашего приходского храма. Это изречение о доблестной жене принадлежит Соломону. Он, вопреки закону, воспрещавшему царям многожёнство, имел множество жён, но под старость убедился, что не в этом состоит семейное счастье. Лучше иметь одну жену, но доблестную, чем много жён, но злонравных, сварливых, празднолюбивых и расточительных. В книге Притчей Соломоновых есть немало изречений, направленных против таких жён, например: «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливою женою в пространном доме» ( Притч. 25:24 ); «Мудрая жена устроит дом, а глупая разрушит его своими руками» ( Притч. 14:1 ); «Жена позорная как гниль в костях мужа» ( Притч. 12:4 ); «Жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия мужу» ( Притч. 11:16 ). Но чем беспощаднее Соломон бичевал дурных жён, сам испытав от них много зла, тем с большей похвалой он отзывался о жене доблестной. Счастлив муж, который нашёл себе в спутницы жену доблестную: эта находка, говорит Соломон, дороже многоценных камней, несметных сокровищ. Доблестная жена – прекрасная подруга своего мужа, и муж не нахвалится ею. Она попечительная о детях мать, и дети ублажают её ( Притч. 31:28 ). Она отличная хозяйка, дом её полная, чаша, всякого добра припасено в нём её трудами, все домашние живут у ней в довольстве, и муж её спокойно занимается своими личными и общественными делами, не отвлекаясь от них заботами о домашнем хозяйстве, ибо знает, что оно в надёжных руках ( Притч. 31:11–25 ). «Уста свои она открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её» ( Притч. 31:26 ). Но главное её украшение есть страх Божий ( Притч. 31:30 ). Всё это такие достоинства в доблестной жене, в сравнении с которыми ничего не стоят драгоценные камни, несметные богатства. Что толку в этих камнях, в этих богатствах, когда удовольствие обладания ими отравляется дурною женою, когда с ней нет мира, следственно, Божией благодати, потому что где мир и лад, там только Божья благодать; когда от ней нет помощи, а только одна помеха в правильном ведении хозяйства, в воспитании детей. Напротив, с доблестною женою хорошо живётся на свете даже в бедности, ибо она умеет усладить горечь бедности благонравием, услужливостью, добрым порядком в домоводстве и в воспитании детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010