ζ) Во зло употребляет Священное Писание, кто к нему нечто или прибавляет, или убавляет, в противность оных Соломоновых слов: вся словеса Божия раздежена: защищает же сам благоговеющих ему. Не приложи ко словесем его, да не обличит тя, и ложь будеши ( Притч.30:5–6 ). [Снеси: ( Откр.22:18–19 ), ( Гал.1:8–9 )]. μ) Во зло употребляет Священное Писание, кто не слову Божию следует, а собственному рассудку, и свои, а не Божии видения проповедует. Таковых слушать Господь запрещает, глаголя: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас; видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних ( Иер.23:16 ). И на другом месте с гневом к ним говорит: се, аз на пророки, глаголет Господь, износящыя пророчествия языком и дремлющыя дремание свое. Се, аз на пророки, прорицающыя сония лживая, рече Господь, и провещаша та, и прельстиша люди моя во лжах своих и в прелестех своих, аз же не послах их, ни заповедах им, и пользою не упользуют людий сих ( Иер.23:31–32 ). 2) Злоупотребление Священного Писания есть, когда человек плотскою и развращённою волею, разумом, не пленённым в послушание веры, сердцем, предрассуждения исполненным, таинства, в Священном Писании находящиеся, силится постигнуть; а для сего толкует места Священного Писания по своей прихоти, злобе и гордости: ясным местам ругается, сокровенным не верует. Отсюда ереси, раздоры, расколы, и отторжение от Церкви Христовой. Так в Капернауме, когда Христос говорил: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки ( Ин.6:51 ), и тогда некоторые, плотскою мыслью объемля словеса Божии, так рассуждали в себе: како может сей нам дати плоть свою ясти? ( Ин.6:52 ). Так Иудеи думали, что Христово Царство будет временное и телесное, а не духовное. Так, плотски рассуждая, Саддукеи воскресению мертвых не верили. Отсюда отмщение души приватное, о коем говорит Павел: нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и за благоволение Христа проповедают. Ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим ( Флп.1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

выполняют еще и эзотерическую функцию сокрытия от непосвященных высшего знания (как духовной науки). 5) χαρακτρ (мн. ч. ο χαρακτρες) – букв. след. Образ как след в данном случае главный акцент делает не на своей рукотворной или чувственной стороне, а на своем обозначаемом и на несоизмеримости обозначаемого и обозначающего в смысле онтологического превосходства первого как тела над следом. 6) τπος, τποι – образ 27 как внутренний мысленный образ или представление, являющиеся результатом истолкования символа, формируемые в уме и свободные от «чувственно-образного» элемента восприятия символа. В «О церковной иерархии» 5, 2 – ветхозаветные образы, в которых угадывается (хотя и нередко и с трудом) духовный свет евангельской истины. В этом смысле традиционно понимается как объект типологического истолкования Св. Писания. Здесь же Ареопагит говорит о Моисее, что ему Господь на Синае показал «икону образа» ( εκν τπου), что можно понимать как богоданное изображение скинии, показанное в видении Богом Моисею. «Двойная» образность же, о которой упоминает автор, означает большую онтологическую дистанцию между показанным Моисею образом (τπος) (см. Исх.25:40 ), материальным осуществлением скинии, и тем, что сама скиния и те жертвоприношения, которые совершались в ней, также, в свою очередь, оказались всего лишь прообразом Жертвы Христовой (см. Евр.8:2–5, 9:2–24 ). Также ρχτυπος, ρχτυποι – первообраз, т.е. то, что изображает образ (τπος, εκν). Архетип – духовная реальность в ее единстве, мн. ч. архетипы – Божественные энергии и логосы-идеи мира; εροτποι – «священные прототипы» 28 . 7) τ κτυπματα – отпечатки 29 умопостигаемого. 8) τ ποτυπματα – букв. оттиски 30 , образы духовного мира в материальном мире. Используется как синоним χαρακτρ 31 . 9) παραβολ – притча, используется, как правило, в отношении евангельских притч Господа Иисуса Христа, также облекавшего Свое учение о тайнах Царства Небесного в форму образов и иносказаний 32 . 10) τ γλματα – изображения, τ πλ κα νδτατα γλματα 33 – простые и глубочайшие зрелища (относится к умопостигаемым образам сверхчувственной реальности).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Троякий смысл, по мнению Оригена , существует в Писании, как для соответствия составным частям природы человеческой, так и для удовлетворения потребностям человека на всех ступенях его духовного возрастания. «В Притчах Соломона, говорит он 30 , о начертании Божественных догматов заповедуется так: ты же напиши и себе трижды, на совет, смысл и разум... ( Притч.22:21 ). Итак, трояким образом следует начертывать в душе мысли св. Писаний. При этом, более простые могут получать назидание как бы от плоти Писания, т. е. от непосредственно представляющегося смысла; несколько возросшие – как бы от души его; а совершенные и подобные тем, о коих говорит Апостол (премудрость глаголем в совершенных 1Кор.2:6, 7 ), – от закона духовного, имеющего сень грядущих благ». Как смотрел Ориген на прямой, непосредственно представляющийся смысл св. Писания, – мнения о том ученых разногласят. Одни считают Оригена «отцем буквального толкования» 31 ; другие 32 , вслед за блаж Иеронимом 33 , «постоянно иносказательным толкователем, всюду избегающим исторической истины». В том и другом суждении есть своя доля правды. С пренебрежением смотреть на буквальный смысл св. текста Ориген не мог, уже по самому благоговению своему к слову Божию, в каждом слове которого, как в каждом предмете мира видимого, он находил следы Божественной мудрости 34 . «Если и в наших речах, говорит он 35 , каждое слово производит какое-либо действие и на нас самих говорящих, и на слушающих; то что удивительного, если для умеющего пользоваться силою Писаний, ни одна иота, ни одна черта не остается недейственной»? «Каждая трава обладает своими силами, полезными или для здоровья телесного, или для чего-либо иного. Но для чего трава полезна, – знают однакож не все, а только занимающиеся ботаникой и сведущие в том, – когда взятая, к какой части тела приложенная и каким образом приготовленная, может она оказать помощь тому, кто ею пользуется. Подобно (ему и муж святой и духовный, (πνευματις) всегда и в каждой иоте Писания найдет что-либо полезное, но никогда и ничего излишнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

«Любовь, – пишет прп. Марк Подвижник , – укрепляется не только произвольными трудами благочестия, но и случающимися скорбями; поэтому-то нам нужно много терпения и кротости, при содействии помощи Божией» 27 . Любовь проявляется в смирении и кротости: «любовь, – сказано у апостола, – не превозносится, не гордится...» Терпение находится с этими добродетелями в такой же тесной связи, как и с любовью. «Смирение, – говорит св. Иоанн Златоуст , – рождает терпение, и (обратно) терпение – смирение» 28 . Только питаясь святою пищею смирения, можно пребывать неисходно в ограде терпения 29 . Без смирения душа лишена внутреннего мира и духовной крепости, колеблется смущением, гневом, греховными помыслами, словами и делами, приходит в состояние духовного расслабления и мрачного уныния. Терпение весьма необходимо в борьбе со страстью гнева, для стяжания безгневия и кротости. Господь учит нас и среди самого сильного страдания и тяжких обид показывать великую кротость и незлобие и быть готовым не только не воздавать злом за зло обидчику, но быть готовым терпеть зло ( Мф. 5:40 ); в этом смысле и сказано: «не противься злому». Готовностью кротко терпеть зло (творимое по наущению диавола) христианин действительно побеждает лукавого 30 . Поэтому в таких случаях нет ничего сильнее терпеливой кротости. «Я думаю, – говорит свят. Димитрий Ростовский , – что кротость, незлобие и терпение одно и то же, ибо незлобивая кротость не живет без терпения, а терпение не живет без кротости». Человек долготерпеливый, господствующий над своим сердцем, укрощающий и побеждающий в себе страсть гнева и другие страсти, – сильнее самых храбрых воинов ( Притч. 15:32 ) 31 . Так же и воздержание – эта основная и общеобязательная добродетель христианского подвижничества – не может быть без терпения. Воздержание есть одно из главных средств к стяжанию терпения 32 . Наконец, покаяние, которое должно сопровождать христианина всю его подвижническую жизнь, не может быть без терпения. По св. Марку Подвижнику , покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения души от греховных страстей и помыслов, из непрестанной молитвы (о помиловании) и из терпения находящих скорбей. Без этих добродетелей не может христианин совершать покаяние. «Полагаю, – говорит прп. Марк, – что покаяние приличествует всем и всегда, и грешным, и праведным, желающим получить спасение: потому что самое состояние совершенства не имеет такого предела, на котором бы не требовалось исполнения вышеупомянутых добродетелей. Начинающих они вводят в благочестие, средних – в преуспевание, совершенных утверждают в совершенстве» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

плодотворною 29 , неумолкающею доселе в стенах монастыря, миссионерскою проповедью 30 , нарочитых на соответствующий случай, рабов старалась иметь, образовать 31 и, по мере необходимости, посылать семо и овамо 32 , наша обитель в надежде привлечь всех на вечерю Господню, укрепить и тех во единомыслии и твердой вере (сн. Лк.14:16–24 ). По городами и стогнам необъятной Матушки Руси доныне, там и здесь, созывают, с высоким проповеданием (сн. Притч.9:3 ), в лоно Церкви Христовой питомцы этого духовного вертограда. Еще шире миссионерское поле, по которому разбрасываются книжные семена, созревшие в кельях наших насельников 33 и их же заботливою рукою сохранявшиеся в, приютившемся в стенах обители, Книжном Складе Братства Св. Петра Митрополита, а отсюда раздававшиеся и рассылавшиеся 34 . И уже совершенно «не достанет, ми повествующу, времени» (сн. Евр.11:32 ), когда бы своим слабым словом я дерзнули здесь и сейчас изобразить все величие и красоту равноапостольной деятельности того 35 , кто свыше четверть столетия 36 столько же возглавлял, сколько и украшает даже по смерти нашу скромную обитель. – Достаточно сказать, что целых 2 раза, притом за 9вековое существование Церкви Российской, привлек он, въсии столпостены 37 миссионерствующих деятелей всей России, снаряжая вновь и перевооружая частично этих борцов за Христову истину и Церковь . Однако, если бы насельники нашей обители сотворили и все, повеленное им, как рабы неключимые, исповедали бы они даже тогда, яко, еже должни быхом сотворити, сотворихом (сн. Лк.17:10 ). Тем менее права у нас фарисейским взором окидывать свое прошлое, когда сознаем, что не только не все, а очень и даже очень многое, притом, быть может, самое существенное, из повеленного, осталось невыполненным. Да не будем, по крайней мере, в таком случае постыжены мы в своей вере, что, очевидно, довлеет нам и дарованной благодати (сн. 2Кор.12:9 ). Поэтому, приглашая вас срадоваться ныне нам, воскликнем совокупно, обращаясь к Тому, Иже – вся мудре устроивый: Господи, слава Тебе (ен. Троп. отп. 6 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

30. Каждая сестра, открывши однажды все о себе чистосердечно начальнице, должна после сего каждый вечер говорить откровенно со своею наставницею, коей поручена от начальницы, о ежедневных своих погрешностях и просить у нее прощения и молитв и помощи к исправлению. (Зри Симеона Нового Богослова главу 122.) 31. Келейные же наставницы во всем должны относиться к начальнице и по воле и совету ее управлять порученными им. Если что случится важное, о чем новоначальная не может сказать своей старшей, то немедленно да открывает оное самой начальнице. Если же и ничего, при помощи Божией, нет важного, при всем том как старшие, так и ученицы их должны по крайней мере раз в месяц быть у начальницы для духовной откровенной беседы или наедине, или вместе с другими, как которой нужно и по чувствам, и по обстоятельствам, ибо от сего более усиливается любовь и доверие у сестер к начальнице, а у начальницы к сестрам, «а человек без совета и сам противу себя супостат» (Притч. Глава 11, стих 14). 32. В отсутствие начальницы до ее возвращения от новоприходящей никому никаких таин не изведывать, но еще и внушать ей, чтобы без благословения начальницы не была ни с кем откровенна. (Зри кратких правил Василия Великого главу 229 и слово о рассуждении Кассиана Римлянина в Добротолюбии в 4 части.) 33. Находящимся еще в искусе, пока привыкнут, хотя и можно в некоторых отношениях делать позволительные послабления и снисхождения; но при том надлежит внушать им, чтобы старались с самого начала исполнять все правила под опасением, что после времени искуса им труднее будет, поелику обыкновенно с первого вступления более бывает горячности и охоты на все труды и подвиги, а особливо у молодых; и если таковые не самочинно, а с благословением будут следовать своим первым усердным движениям, то придут в благое навыкновение, а если сначала не покажут ревность, то нельзя не опасаться, что по времени еще более ослабеют. 34. Впрочем, всем вообще стараться провождать жизнь тихую, уединенную, подвижническую, молчаливую, а наипаче в святую четыредесятницу тщательно наблюдать строгое безмолвие, так чтобы и в келлии одна к другой, кроме субботы и воскресенья, не ходили и избегали всяких бесед по видимому и полезных, ибо молчание и безмолвие приносит высшую пользу (по Григорию Синаиту в главе 104 в Добротолюбии).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Притч.30:26 .  горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале; Притч.30:27 .  у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; Притч.30:28 .  паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Мысль о внутренней ценности предметов, по видимости, малых, здесь развивается исключительно в сравнениях из мира животных и насекомых, на примере которых показывается необходимость и польза мудрости, энергии, стройной субординации и настойчивости в достижении целей. В ст. 28 еврейское слово семамит, переданное в русск. синод. «паук», традицией еврейской, подтверждаемой и данными археологии, понималось: «ящерица» (см. у проф. А. А. Олесницкого . Ветхозаветный храм, с. 854), LXX: καλαβτης, Vulg.: Stellio). Притч.30:29 .  Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: Притч.30:30 .  лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; Притч.30:31 .  конь и козел, [предводитель стада,] и царь среди народа своего. Только в конце этого трехстишия высказывается мысль о важности и значении царской власти для благоустройства общества, – мысль в ст. 30 и 31а высказанная лишь образно. А связь с предыдущим отделом (ст. 24–28) такова: если и при отсутствии власти частная инициатива мудрости, энергии, сплоченности может давать благоприятные результаты, то при наличии твердой царской власти польза всего этого чрезвычайно возрастает. Притч.30:32 .  Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; Притч.30:33 .  потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. Увещание к восстановлению нарушенного мира представляет развитие Притч 15.18 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.11:45 . «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них! Лк.11:46 . «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4 . Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе. Лк.11:47–51 . «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36 . У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.23:30 ), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32 ). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8 ). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18 . 1Кор.1:30 ). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал. Лк.11:52 . «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13 . Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27. В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых – страсти бесчестия: ибо ничто так не усиливает их против нас, как высокомудрые помыслы; и напротив ничто так действенно не исторгает с корнем из души эти былия злые, как блаженное смирение, которое справедливо потому названо страстеубийцей. 28. Да очищается паче и паче душа твоя от злых воспоминаний, и да просвещается добрейшими помышлениями, держа всегда в уме сказанное, – что во время исхода сластолюбивое сердце, – темница и узы, а трудолюбивое – дверь отверстая. Ибо воистину чистым душам, по исходе их из тела, сопутствуют Ангелы, руководя их к блаженной жизни; души же, осквернившиеся и не очистившиеся покаянием, перехватывают, – увы мне! – бесы. 29. Прекрасна глава, украшенная драгоценной диадемой, блестящей камнями индийскими и маргаритами; но несравненно краше ее душа, богатая ведением Бога, светящаяся светозарными созерцаниями, и имеющая обитающим в себе всесвятого Духа. И кто может достойно изобразить в слове такую блаженную душу! 30. Гневу и ярости не позволяй водворяться в душе твоей: ибо «муж ярый неблагообразен» ( Притч.11, 25 ); «в сердце же кротких почиет премудрость» ( Прит. 14, 33 ). Если страсть гнева возгосподствует над душой твоей, то лучшими тебя найдены будут живущие в мipe, и ты покроешься стыдом, оказавшись негодным монахом. 31. Во всяком искушении, и во всякой брани молитву имей непобедимым оружием, – и победишь благодатью Христовою. Но да будет она чиста, как заповедует нам премудрый учитель наш, говоря: «хощу да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления» ( 1Тим. 2, 8 ). – Кто нерадит о такой молитве, тот предан будет искушениям и страстям. 32. Написано, «что вино веселит сердце человека» ( Пс. 103, 15 ). Но ты, давший обет плакать и рыдать, отклони от себя такое веселье, – и будешь обрадован дарами духовными. Увеселяясь же вином, будешь проводить жизнь в сожительстве с срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей. 33. Праздники проводи не в винопитьях, но в обновлении ума и душевной чистоте. Наполняя же чрево яствами и винопитьями, прогневишь паче того, кому посвящается празднество.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010