Он же сказал: «Я приведу тебе [свидетельства], дабы на опыте ты познал[ 72 ], что Бог открыл Феодору [все] сокровенное в [серд­це] твоем. Ибо без откровения Божия ни одна тварь не может видеть то, что [сокрыто] в сердцах человеческих. Но чтобы ты удостоверился в этом из Писаний, послушай, что пророк Самуил говорит Саулу: Иди и возвещу ти вся, яже в сердце твоем. И о ослятех твоих, заблудивших днесь третий день, не помышляй в сердце своем о них, ибо обретошася (см. 1 Цар 9, 19–20). Прочитай также, что сказано Господом Самуилу о сынах Иессея (1 Цар 16:6-12) , дабы ты знал, что, когда Господь открывает [тайны] рабам Своим, они видят [их], а когда не открывает, то они зрят только то, что не переступает пределы человеческие. Если ты прочитаешь всю книгу повествований о царях, то услышишь также, как пророк Елисей сказал служителю своему о благочестивой женщине: Душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене и не возвести мне (4 Цар 4:27) , хотя Господь и открыл ему много сердец [человеческих]. И особенно [это наглядно проявляется] из слов того же пророка своему служителю: “Откуду (пришел еси) Гиезие? И рече Гиезий: не исходил раб твой никаможе. И рече к нему Елиссей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех, егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? И ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прильпнет к тебе и к семени твоему во веки” (4 Цар 5:25–27). И в Притчах Соломона написано: Разумне разумевай души стада твоих, и да приставиши око твое ко твоим стадам (Притч 27:23). И еще: Разумевает праведный сердца нечестивых и уничтожает нечестивыя в злых (Притч 21:12). Также в Деяниях Апостолов написано: “В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

– «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ). Духовная жизнь начинается с покаяния и отвращения от всех злых дел. Надо стараться регулярно посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, читать утренние и вечерние молитвы из православного молитвослова, соблюдать посты и постные дни, покаяться во всех грехах на Исповеди. Духовная жизнь – это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать. Постараться найти себе духовного отца и выполнять его наставления. 11.6. Как избавиться от вредных привычек? – Избавиться от вредных привычек можно искренним в них раскаянием на Исповеди и Причастием, обещая Богу добрую совесть и прилагая усилия к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). 11.7. Как быть, если не у кого спросить, как поступить? – «Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине» ( Сир. 37:17–19 ). У человека есть достаточное руководство – совесть, и никто не лишен ее помощи. Если последовать своей воле нельзя и спросить не у кого, то надо подумать, как поступил бы Господь по Своей кротости. Основанием жизни всегда были и будут Божии заповеди. 11.8. В чем разница между религией и наукой? – Религия и наука – две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши. Я не приму их, и не призрю на обетныя жертвы (vota) из тучных [тельцов] ваших. LXX: Я возненавидел и отверг праздники» (или «торжества») «ваши и не буду обонять [жертв] в собраниях ваших. И если вы принесете Мне всесожжения и жертвы, Я не приму [их], и не призрю на жертвы за ваше спасение.    Это говорится собственно против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот, поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу. Ибо я полагаю, что не относительно жертв, приносившихся тельцам в Дане и Вефиле, Он сказал: «если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши, Я не приму их.» Возненавидел же Бог, и не только возненавидел, но и отверг праздники тех, которые убегают от льва и попадают на медведя, входят в дом и уязвляются змеею, потому что они совершают не Божии праздники, но свои праздники, как говорит Господь: «Я возненавидел и отверг праздники ваши.» Ему неприятно собрание подобного рода людей. Он не принимает запаха жертв их за благоухание приятное, Он отвергает все дары их и не призирает на тучные обетные жертвы. Это произойдет не только с людьми того времени, но и с нами, если мы будем совершать подобного рода проступки и если будем думать, что, принося Богу то, что приобретено нами посредством хищений, клятвопреступлений и преступлений, искупаем свои грехи, между тем как мы читаем, что Закхей воздал вчетверо за то, что он похитил, и половину имения отдал из того, что приобрел честным путем (Лук. гл. 19). Ибо он не прежде мог принести дары Богу из того, что было приобретено худым путем, как по вознаграждении хозяев, и после того должен был исполнить слова Писания: «чти Господа от праведных твоих трудов» (Притч. Сол. 3:9), и: «избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. Сол. 13:8). Бог не принимает приношений по обетам из платы блудницы (Второз. 23:18). Наоборот, праведный может сказать: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Безделье же научает тернистому пороку, ибо в руке бездельника вырастают тернии и путие праздных постлани тернием (Притч. 15:19). Таковые, которые ничего не делают, — клеветники и болтуны, не боящиеся Бога. Вдобавок к этому они развязны под предлогом [Col. 1700] якобы учения, не понимая ни что говорят, ни что утверждают». Таковых и Псалмопевец порицает, говоря: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран (Пс. 72:5). Ибо согрешающие и не кающиеся, не приемлющие ран, то есть не наказуемые здесь с людьми, там будут нескончаемо казнимы вместе с демонами. Поэтому и мы из Писания научаемся любить труд, потому что он нам во всем полезен. Ибо говорит: Не отвращайся от трудной работы… Глубоко смири душу твою (Сир. 7:15, 17); Во всех делех твоих буди тщателен и всяк недуг не имать приступити к тебе (Сир. 31:26); В похотех есть всяк праздный, руки же мужественных в прилежании (Притч. 13:4). Давид же: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс. 72:16), но сего ради и тружусь, чтобы жить до конца. Ибо Ты сказал, Владыка: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2), то есть из праха и делания кирпичей (Исх. 5:7-8) позорных страстей. Посему прекрасно ревновать Апостолу, ибо он говорит: Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9), ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес. 3:8). И [в Послании] к коринфянам, перечисляя подвиги свои за благочестие, он прибавляет: я гораздо более был в трудах (2 Кор. 11:23). И опять-таки: я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Посему должно нам совершать труды со смирением и различением, то есть с советом духовных отцов. Ибо так мы не впадем в прелесть и поругание бесовские, потому что всегда возбуждают человека нечистые духи на то, что он не может совершить, и затем глумятся над ним. Говорить же и думать нам следует по Апостолу, когда мы чего-то достигли: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

От жены часто ты не переносишь и одного тяжелого слова, а перед блудницей, когда она даже бьет тебя, благоговеешь. И ты не стыдишься, не краснеешь, не желаешь, чтобы перед тобой разверзлась земля? Как можешь ты войти в церковь и воздеть руки к небу? Как призовешь Бога устами, которыми ты целовал блудницу? И ты не трепещешь, скажи мне, и не боишься, чтобы когда-нибудь молния, упавши свыше, не сожгла твою бесстыдную голову? Хотя бы ты и укрылся от своей обиженной жены, но никогда не укроешься от недремлющего ока. Так и тому прелюбодею, который говорит: «Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться?» – премудрый отвечал: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие» ( Сир.23:25, 27–28 ). По всему этому и сказал Павел: Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» ( 1Кор.7:2–3 ). «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( Притч.5:3–4 ). Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? Со свободной женой и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение. Хотя бы никто из людей не видал, совесть никогда не перестанет осуждать тебя; куда бы ты ни пошел, этот обвинитель будет следовать за тобой, осуждая и громко взывая против тебя. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот особенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов. Пусть " беседует с тобой лань... любви и жребя твоих наслаждений. Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный» ( Притч.5:18–19 ). Имея чистый источник воды, для чего ты бежишь к болоту, наполненному грязью, пахнущему геенной и невыразимым наказанием? Какое ты будешь иметь оправдание, какое прощение? Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются, подобно тому человеку, который был одет в грязные одежды, то тем более – после брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

От жены часто ты не переносишь и одного тяжелого слова, а перед блудницею, когда она даже бьет тебя, благоговеешь. И ты не стыдишься, не краснеешь, не желаешь, чтобы пред тобою разверзлась земля? Как можешь ты войти в церковь и воздеть руки к небу? Как призовешь Бога устами, которыми ты цело­вал блудницу? И ты не трепещешь, скажи мне, и не боишься, чтобы когда-нибудь молния, упавши свыше, не сожгла твою бесстыдную голову? Хотя бы ты и укрылся от своей обиженной жены, но никогда не укроешься от недремлющего ока. Так и тому прелюбодею, который говорит: «вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться?»: премудрый отвечал: «очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие» (Сир.23:25, 27—28). По всему этому и сказал Павел: «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:2—3). «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» (Притч.5:3—4). Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит ги­бель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение. Хотя бы никто из людей не видал, совесть никогда не перестанет осуждать тебя; куда бы ты ни пошел, этот обви­нитель будет следовать за тобою, осуждая и громко взывая про­тив тебя. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот осо­бенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов. «Пусть беседует с тобою лань... любви и жребя твоих наслаждений: Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный» (Притч.5:18—19). Имея чистый источник воды, для чего ты бежишь к болоту, наполненному грязью, пахнущему геенною и невыразимым наказанием? Какое ты будешь иметь оправдание, какое прощение? Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются, подобно тому человеку, ко­торый был одет в грязные одежды, то тем более — после брака.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

Так и св. апостол Павел поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим. 13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению... Всякий начальник, а тем паче царь есть Божий слуга, тебе же на добро... Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим. 13:1, 2, 4, 5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает св. ап. Петр; – «всякому» начальству, а царю наипаче: «царю... как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедию ап. Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечем? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что такова есть воля Божия, так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветх. Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч. 24:21 ). «Кто раздражает... царя, тот грешит против самого себя» ( Притч. 20:2 ). «Слово царское храни» ( Еккл. 8:2 ). «Тайны царевой не нарушай» ( Тов. 12:7 ). 19. О повиновении властям О повиновении властям предержащим св. Иоанн Златоустый в одной из бесед своих (23 бес. на посл. к Рим.) так учит: «Хотя бы ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся»... «Уничтожь судилища, и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего, и потопишь судно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям»... «Итак должно возсылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что судии. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесницею и кормило для управления кораблем» (Беседа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Следует добавить, что – а) учение об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и – б) сам порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между собой. § 58. Способ творения. Касательно способа творения Богом вселенной Православная Церковь выражается иногда, что Он сотворил все мыслью (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18), иногда – хотением (там же отв. на вопр. 14), иногда – словом или повелением (там же отв. на вопр. 22). И в этом она последует Слову Божию, которое сви­детельствует, что Бог создал мир – 1) Разумом и премудростью: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом ( Притч. 3:19 ; срав. Псал. 135:5 ; Иер. 10:12 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ; срав. Дан. 13:42 ; Сирах. 23:29; 39:26 ). от века я помазана, говорит так­же сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли... Когда Он уготовлял небеса, я была там..., когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем ( Притч. 8:23,27,29 ). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, 1081 и называли их первообразами ( πρωττυπα) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα), предопределениями ( προορισμο) и т.п. 1082 “Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин , от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определен­ное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание”. 1083 И в другом месте: “понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут”. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В другой пророческой книге – Исаии (65 гл.) мы находим поэтическое изображение смерти народа Израильского. Господь говорит чрез пророка, что Он произведет новое семя от Иакова ( Ис.65:9 ), которое назовет Своим народом ( Ис.65:15 ), а народ иудейский, который забыл Господа, оставил святую гору Его, Он обрекает мечу ( Ис.65:11, 12 ). Тогда рабы Мои будут есть, а вы будете голодать, рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою. Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде, рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной боли и рыдать от сокрушения духа ( Ис.65:13–14 ). В данном описании обречение мечу, что равносильно понятию смерти физической, не может быть понимаемо в этом смысле уже потому, что обреченные продолжают жить, хотя жизнью, совершенно противоположной жизни рабов Божиих. Очевидно, таким образом, что здесь под смертью разумеется то состояние, в которое впадут все, отвергшиеся Господа. Пророчество относится к последующей судьбе народа иудейского, который будет отвержен Богом, а его место заступит новый народ или, вернее, народы ( Ис.60:1–4, 10–11 ). Описание жизни рабов Божиих указывает, что как получившие избрание от Господа, будут наслаждаться всеми благами, так отверженные будут лишены последних, и эта противоположность состояний служит пояснением понятий жизни и смерти. Рассматривая эти слова в их отношении к Новому Завету, мы можем видеть, что здесь говорится об отвержении иудеев и призвании язычников в благодатное царство Христово. Первые, равно как и те из язычников, которые не послушают призыва Господа, обрекаются на духовную смерть, вторые вступают в духовную жизнь с Мессиею. Так ли понимали это пророчество древние иудеи, для нашего вопроса безразлично; важно только то, что понятие смерти раскрывается здесь, как лишение всех благ, происходящее вследствие отвержения человека Богом. В книгах учительных (собственно – Притчах Соломона и неканонической Премудрости Соломона) в понятиях жизни и смерти уже ясно мыслится идея загробного воздаяния, хотя они употребляются также и в значении долголетия и краткости земной жизни. Премудрость, восхваляемая и рекомендуемая автором книги Притчей, приносит плод здесь же на земле, что доказывается контекстом даже тех мест, в которых говорится, что мудрость, правда, страх Божий дают человеку жизнь и избавляют от смерти. Так, утверждая, что правда избавляет от смерти ( Притч.10:2 ), автор в следующем же стихе говорит: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивого исторгнет. Или в другом месте: Страх Господень (ведет) к жизни, и (кто имеет его), всегда будет доволен, и зло не постигнет его ( Притч.19:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Ибо без откровения Божия ни одна тварь не может видеть то, что [сокрыто] в сердцах человеческих. Но чтобы ты удостоверился в этом из Писаний, послушай, что пророк Самуил говорит Саулу: «Иди и возвещу ти вся, яже в сердце твоем. И о ослятех твоих, заблудивших днесь третий день, не помышляй в сердце своем о них, ибо обретошася» (1 Цар. 9:19-20).    Прочитай также, что сказано Господом Самуилу о сынах Иессея (1 Цар. 16:6 12), дабы ты знал, что, когда Господь открывает [тайны] рабам Своим, они видят [их], а когда не открывает, то они зрят только то, что не переступает пределы человеческие.    Если ты прочитаешь всю книгу повествований о царях, то услышишь также, как пророк Елисей сказал служителю своему о благочестивой женщине: «Душа ея болезненна в ней и Господь укры от мене и не возвести мне» (4 Цар. 4:27), хотя Господь и открыл ему много сердец [человеческих]. И особенно [это наглядно проявляется] из слов того же пророка своему служителю: «Откуда (пришел еси) Гиезие? И рече Гиезйй: не исходил раб твой ника-може. И рече к нему Елисей: не ходило ли сердце мое с тобою, и видех, егда возвращашеся муж с колесницы своей в сретение тебе? И ныне взял еси сребро, и ризы взял еси, да купиши за них вертограды, и маслины, и винограды, и овцы, и волы, и отроки и отроковицы. И проказа Нееманова да прилпнет к тебе, и к семени твоему во веки» (4 Цар. 5:25-27).    И в «Притчах Соломона» написано: «Разумне разумевай души стад твоих, и да приставиши око твое к твоим стадам» (Притч. 27:23). И еще: «Ра-зумевает праведный сердца нечестивых, и уничтожает нечестивыя в злых» (Притч. 21:22).    Также в «Деяниях Апостолов» написано: «В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить» (Деян. 14:8-10). Ведь веру возможно видеть только в сердце, а не на лице и не телесным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010