Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ). Эта заповедь охраняет святость православного брака. Никто не имеет права даже в мыслях своих дерзать восстать против брака, ибо то, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Если кто-то совершает прелюбодеяние, это есть прямое оскорбление семьи. Когда муж оставляет свою жену, детей и заводит себе любовницу, он губит, прежде всего, самого себя. Но не может это не сказаться и на жене, так как муж и жена – одна плоть, и она порой не знает, почему страдает. А поскольку дети наказываются за своих родителей до третьего и четвертого колена, то и они тоже страдают. И получается, что пятиминутное наслаждение одного человека оборачивается трагедией для всей семьи. В Писании сказано: блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ). Здоровье человека начинает разрушаться, появляются болезни, недуги. Хуже того, начинают болеть супруги, и дети, и внуки. И даже после смерти блудника его грехи продолжают тяготеть над его правнуками и праправнуками. Неужели мы настолько человеконенавистны, что ради минутного удовольствия, настроения блуда, готовы обречь на болезни и несчастья целые поколения своих сродников? Без сомнения, надо решительно противостоять этим соблазнам, и как мужья должны сохранять верность своим женам, так и жены должны сохранять верность своим мужьям. Поэтому не надо смотреть по сторонам, не надо смотреть порнографические фильмы, читать развратные газеты, не надо распалять и разжигать себя. Есть у тебя жена – живи с ней. Как сказано у премудрого Соломона: Добродетельная жена – венец для мужа своего ( Притч.12:4 ), утешайся женою юности своей… груди ее да упоевают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно ( Притч.5:18–19 ). Пожалуйста, живи, если это законный брак. Но как ужасно, когда человек идет за блудницей. Тот же Соломон говорил: блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников ( Притч.23:27–28 ), глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда ( Притч.22:14 ), блудница, как аспид, который затягивает человека, завораживает , потом неожиданно выскакивает и пожирает его . Действительно, пожирает: ни денег не остается, ни здоровья, ни семьи – кому нужен такой муж и отец? Надо пожалеть хотя бы самих себя – это действительно ужасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евангельское чтение святителю Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Матфея, глава 5 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит ... Евангельское чтение преподобным Татьяна Зайцева Евангельский отрывок Параллельные места Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 6 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест ... Неделя 15-я по Пятидесятнице, неделя по Воздвижении — о несении креста и самопожертвовании Татьяна Зайцева Апостольское чтение Толкования Св. Отцов Евангельское чтение Вопросы к текстам    Евангельское чтение  Евангелие от Марка, главы 8-9  34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, ... Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти Татьяна Зайцева (В. З. Притч.23:15-35)., Алкоголь и другие зависимости., Разврат и насилие — норма нашей жизни?., Выход из ада., Где вино, там и разврат., Молитва. Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость? Татьяна Зайцева (В.З. Притч. 21:3-21)., Справедливость и правосудие., Кто не может быть справедливым?., Как стать справедливым?, Справедливость и несправедливость к другим., Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница? Татьяна Зайцева (В. З. Притч.19:16-25)., Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих., Пример нерадения о путях., Путь праведности — внешний и внутренний., Что такое духовная жизнь?., Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 16:17-28,-17:1-5)., Отделение — причина всех греховных проблем., Грехопадение и смысл одежды., Реки воды живой., Разделенность, превозношение и ссоры., Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста.. Больше материалов Помочь сайту § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

10–20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений – прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле – безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч.8–9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10–20 гл. VII – поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии. Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εδος χουσα πορνικν, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38.14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11–13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество – принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев.7сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15–18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19–20). Притч.7:21 .  Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Притч.7:22 .  Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, Притч.7:23 .  доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6) Язык немощных и малодушных приводит в несносную печаль, уныние и в отчаяние. 7) Язык в одном городе и селе между соседями, в одном доме между женой и мужем, между братьями, сестрами, рабами, между друзьями любезными ссоры и драки делает. 8) Язык открывает секреты, которые по присяжной должности твердо хранить должно, от чего также многие затруднения и беды происходят. 9) Язык часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово выпустил, которого возвратить невозможно. Вкратце сказать: сколько на свете бед есть или было – все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! Небольшой член, но много делает, это – неудержимое зло, исполненное смертоносного яда (Иак. 3:5-8). Блажен и мудр человек обуздывающий язык! Блажен, кто для слов своих сделал вес и меру, и для уст своих – дверь и запор! Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло, – говорит Сирах (Сир.19:6; 28:29). Истинно Соломон написал: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою (Притч. 13:3); и еще: Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Притч. 21:23). Окаянен и безумен, кто не хранит своего языка, не знает времени молчать и времени говорить: Человек злоязычный не исправится на земле (Пс. 139:12). Смерть и жизнь – во власти языка (Притч. 18:22); ибо преткновение от земли лучше, нежели от языка (Сир. 20:18). Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные, смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его (Сир. 28:21–23). § 39. Если язык, разумом не управляемый, бывает виною стольких грехов и бед, – должны мы стараться его обуздывать. Но старание без помощи Божией мало что может, ибо неудержимо зло, как говорит апостол. И хотя две ограды, то есть зубы и губы имеет, однако прорывается. Ибо сердце человеческое, как сосуд переполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и таким образом от избытка сердца говорят уста его, по словам Господа (Лк. 6:45). Поэтому должны мы смиренно молиться с Псаломником всемогущему Богу: Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих (Пс. 140:3), чтобы Господь и сердце исправил, и язык – орудие сердца – направил и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять. Статья 3. О грехе вообще и следствиях греха

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ибо ясно, что говорящий так желает исполнять свою волю, а правила послушания отвергает. Следует, однако, и это с терпением переждать. Поэтому усердно воспитывающий подчиненных в слове Божием пусть приготовит душу свою для душевных ран 159 и пускай всякое искушение приемлет мужественно. Потому что бывает так, что учитель предается бесчестию, перенося искушения за тех, кто получил духовную пользу, потому и говорит [Апостол]: мы в бесчестии ( 1Кор. 4:10 ), когда нас бьют палкой ( 1Пет. 2:20 ), а вы крепки, вы в славе ( 1Кор. 4:10 ). Посему человеку Божиему следует быть во всяком деле снаряженным и снабженным, и он должен делать все благопристойно и чинно ( 1Кор. 14:40 ), подавая пример повинующимся ему. Оттого игумен и называется игуменом 160 , что в деле идет впереди [всех]. Поскольку ни простое имя не вводит в Царство Небесное, ни слово бездейственное не полезно слушающим, но силу истинного пастыря показывает деяние. Ибо кто сотворит одну из заповедей сих и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (ср. Мф. 5:19 ). А через бездействие нарушающий заповедь и научающий бесплодному слову малейшим наречется (ср. Мф. 5:19 ) и, конечно же, подпадет под наказание беглого наемника, когда волк разгоняет и расхищает стадо его ( Ин. 19:12 ). Посему ему следует во всем иметь доброе различение и приказывать кротко и не с понуждением, но по доброй воле, ослушавшегося же долготерпеть [Col. 1777] и переносить, чтобы не услышать от Давида: созидаяй труд на повеление ( Пс. 93:20 ) и от Соломона: Утробы нечестивых немилостивны ( Притч. 12:10 ), но скорее услышать: Разумне разумевай души стада твоего, и да приставиши сердце твое ко твоим стадам ( Притч. 27:23 ). И: праведник пасет души скотов своих ( Притч. 12:10 ). Впрочем, опять же, не должно замалчивать и недостатки их. Потому что говорит: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву ( Иез. 33:17 ), и если он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу, а тот не остережет себя, – кровь его будет на его голове. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, – то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, то кровь его взыщу от руки стража ( Иез. 33:3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Сердце наше есть вместилище всех человеческих чувств(1) – хороших и худых; ибо оно есть источник как всего доброго, прекрасного, так и «злых помыслов, … оскверняющих человека» ( Мф.15:19–20 ); сердцем нашим и Господу служим, в Него веруем, так что сердце является алтарем в душе человека для принесения Господу истинной жертвы, покаянных чувств и молитв: почему и сказано: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс.50:19 ); и в другом месте: «сердцем веруют (люди) к праведности» ( Рим.10:10 ); с другой стороны сказано, что мерзки перед Богом все «коварные, надменные, развращенные сердцем» ( Притч.11:20 ; Притч.16:5 ). Поэтому Слово Божие уподобляет еще сердце человеческое полю, на котором Господь сеет семя доброе, а сатана старается похитить из сердца Слово Божие ( Мк.4:15 ), взамен же его посеять плевелы, злое семя ( Деян.5:3 ; Ин.13:2 ). И если для каждого отца и матери важнее всего видеть в своих детях сердце любящее, преданное, а не холодное и отчужденное, то не тем ли более Господь Сердцеведец ищет в людях послушное и любящее сердце? «Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» ( Притч.23:26 ). В этом отдании своего сердца Богу и заключается самая суть религии (веры), совершается самое важное в жизни человека, именно то, что и Господь назвал единственно нужным: «едино же есть на потребу: Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нея» ( Лк.10:42 ). Если же человек затворяет свое сердце от Бога ( 1Ин.3:17 ), делает его холодным, отчужденным от спасения, то благодать Божия стучится в двери его сердца, чтобы они открылись для принятия света и голоса истины: «Се стою у двери (сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Так как, то или другое установившееся направление (настроенность) сердца человеческого имеет решающее значение во всей нашей жизни и ведет или к спасению вечному, или к вечной погибели, то Господь Промыслитель дал сердцу человеческому особого природного охранителя, или путеводителя – совесть ( Рим.2:15 ). Совесть иначе еще называется «голосом сердца», так как указывает нашему сердцу, что есть добро и что зло, – путь правый и путь ложный; к первому совесть влечет сердце, а от второго отклоняет; за добро одобряет человека, а за зло укоряет и наказывает, мучает. Таким образом, совесть есть и свидетель наших поступков и судия ( 2Кор.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Не смотря же никогда на таковых, не сообщайся с людьми подобного рода и не уклоняй сердца своего в словеса лукавства. Внемли написанному: «сидя говорил против брата своего и против сына матери своей показал соблазн». И еще: среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы ( Пс. 56:5 ). И в другом месте: слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи ( Пс. 54:22 ). И яснее у Екклезиаста: «как змей угрызает втайне: так и тот, кто на брата своего клевещет тайно» ( Еккл. 10:11 ). Но ты скажешь: я сам не клевещу, что же могу сделать, когда говорят другие? Мы говорим так чтобы оправдать свои собственные грехи ( Пс. 140 ). Христа нельзя обмануть хитростью. Не я говорю, а апостол: не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает ( Гал. 6:7 ). Мы видим на лице, а он видит в сердце. Соломон в притчах говорил: «северный ветер разгоняет облака, а печальное лице язык клеветников» ( Притч. 25:23 ): ибо как стрела, если пускается в твердое тело, иногда обращается в метающего и ранит того, кто хотел ранить, и исполняется написанное: обращались назад, как неверный лук ( Пс. 77:57 ), и в другом месте: кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову ( Сир. 27:28 ); так и клеветник, когда видит печальное лице слушающего, или лучше не слушающего, а затыкающего уши свои, чтобы не слышать суда крови, тотчас умолкает, у него бледнеет лице, смыкаются уста, сохнет во рту. Поэтому тот же премудрый говорит: «с клеветниками не сообщайся, поскольку скоро придет погибель их, и падение того и другого кто знает» ( Притч. 24:19, 22 ), т.е. как того, кто говорит, так и того, кто слушает клеветника. Истина не любит тайны и не ищет наушников. Тимофею говорится: обвинение на пресвитера не принимай, согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели ( 1Тим. 5:19–20 ). Не должно быть легковерным в отношении к старцу, которого защищает и прежняя жизнь и достоинство звания. Но так как мы все люди и иногда вопреки зрелому возрасту впадаем в пороки детей, то если хочешь исправить меня во грехе, обличи открыто, только не грызи в тайне. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей ( Пс. 140:5 ). Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему ( Притч. 3:12 ). И Господь восклицает чрез Исаию: народ Мой, вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили ( Ис. 3:12 ). Какая мне польза, если о недостатках моих ты рассказываешь другим? А что, если оставляя меня в неведении, моими грехами или, лучше, своими клеветами ты язвишь другого? Что, если ревностно рассказывая всем о моих пороках, ты каждому говоришь так, как будто ты не говорил об этом никому другому? Это значит не меня исправлять, а удовлетворять своей греховности. Господь заповедует, что согрешающих должно обличать наедине, или при свидетеле, а если не послушают – поведать церкви, и упорных во грехе считать за язычников и мытарей ( Мф. 18:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А схиархимандрит Иоанн Маслов учит: «Творить правду – значит исполнять все добродетели», «Правда – есть жертва, которую требует от нас Бог». В Священном Писании даются следующие наставления о справедливости и правде. Правда заповедана: так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исайя 56, 1). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7, 12 ). Правда должна быть соблюдаема: а) в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие (говорил Моисей Израилю) ( Втор. 1, 17 ); б) при купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю через Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные… ( Лев. 19, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Притч. 11, 1 ); в) в отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего ( Исх. 23, 6 ). Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Притч. 29, 14 ); г) в отношении к сиротам и вдовицам; научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исайя 1, 17); д) в отношении к чужестранным: один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь Бог ваш ( Лев. 24, 22 ); е) в отношении ко всем: отдавайте всякому должное: кому подать – подать, кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь ( Римл. 13, 7 ). Бог – требует правды: о, человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих. 6, 8 ); – любить правду: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника ( Пс. 10, 7 ). Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва ( Притч. 21, 3 );

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

О тех, кто в жизни своей руководствуется любовью к Богу и желанием благословения Его, говорится, что стоят они близ горы Гаризим 19 . О тех же, кто делает добрые дела не ради благословения Божиего, но из страха наказаний, говорится, что они стоят близ горы Гевал, где изрекались проклятия. Не потому, что прокляты стоящие у горы Гевал, но чтобы, увидев страшное проклятие, всеми силами остерегались их. 66. Афонию Не думай, что пророк Исайя к содомлянам обращает речь, говоря: Слушайте слово Господне, князья Содомские ( Ис. 1:10 ). Эти слова относятся к князьям иудейским, которые вместе с подчинёнными, в своих делах подражали бесстыдному поведению содомлян. Поэтому пророк продолжает: Внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь ( Ис. 1:10–11 ). Известно же, что жертвы приносили Богу не содомляне и не гоморряне, но израильтяне. 67. Военачальнику Гайне Богодухновенное Писание 20 часто использует образы неодушевленных вещей для описания. Например: Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня ( Иов. 28:14 ), и еще: Небеса проповедуют славу Божию ( Пс. 18:2 ). И мечу повелевает Господь насытится плоти и крови, у гор и холмов спрашивается о причине их движения: Что с тобою, море, что ты побежало, и с [тобою], Иордан, что ты обратился назад? Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? ( Пс. 113:5–6 ). А если это так, то зачем ты выставляешь мне на вид сказанное в Притчах: Господь имел меня началом пути Своего 21 ( Притч. 8:22 )? Сам Соломон, написавший книгу Притч, говорил о ней: притчи и замысловатая речь, слова мудрецов и загадки их ( Притч. 1:6 ). Ибо многое в Писании сказано приточно и иносказательно, другое же изложено ясно и точно. А ты, по причине повреждённого душевного зрения, отвратившись от светлого апостольского учения, обращаешь внимание на тёмные места. И чем ты собираешься оправдаться? Поэтому я было намеревался растолковать тебе предлагаемое в притче, но так как ты крепко усыплён неразумным предубеждением от влитого в тебя арианами 22 яда, то удержал я движение пера. Предлагаю тебе лишь один совет, если только он будет принят, верить больше евангелистам и апостолам, нежели арианам, которые вредоноснее ядовитых змей. Впрочем, уверен я, что это бесполезно, потому что обращаюсь к ушам омертвевшим. 68. Церковному ходатаю 23 Фрументию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010