Именно здесь мы усматриваем связь между эсхатологической тематикой и анамнезисом таинства спасения. Прощение наших грехов, ставшее возможным только благодаря спасительным страданиям, совершенным раз и навсегда Христом. Но они должны быть, тем не менее, восприняты и осуществлены каждым из нас посредством сакраментальной жизни Церкви, через участие в таинствах Церкви. Тема брака возводит также к мистическому браку Христа с Церковью. Говоря о браке, ап. Павел пишет: “тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви” ( Еф.5:32 ). Впрочем, Церковь видит в брачном пире Евхаристию: “Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего, нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих, и одеждею славы украсив Твоея красоты сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко милосерд” (утреня Великого вторника, стихира на стиховне 3). В этой перспективе эсхатологическое ожидание будущей действительности не исключает возможность участия в предвосхищаемой реальности уже с настоящего момента в Церкви. Уже сейчас мы имеем в Церкви предвкушение Царствия и испытываем некую “эсхатологическую ностальгию“ 6 . Как справедливо подметил еп. Кассиан (Безобразов) : “Притча о брачном пире, как и другие притчи о Царстве, есть притча о Церкви. Церковь есть путь в Царство”. Притча о бесплодной смоковнице Притча о бесплодной смоковнице ( Мф.21:18-22 ) является евангельским чтением утрени Великого понедельника. Она оказала влияние на большое количество гимнов первых трех дней Страстной недели. Как сказано в синаксаре Великого понедельника, бесплодная смоковница не только образ ветхого Израиля, который не дал плодов веры в Иисуса Христа, но также образ нашей души, не приносящей плодов покаяния и засыхающей: “Смоковницы безплодствия убежавше братие, разумеим образ, да не изсхнем якоже она тогда, егда возвращаяся Человеколюбец прииде к ней алча” (канон повечерия в воскресение вечером, песнь 1, тропарь 4). Вот почему в эсхатологической перспективе парусии, возвращения Христа, эта притча призывает принести плоды добродетели и покаяния: “Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами душе Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи” (канон повечерия в воскресение вечером, седален).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

«Итак, бодрствуйте»: вот цель притчи – научить бодрствовать, быть готовыми встретить Господа, так как пришествие Его будет внезапное. Пришествие Господне для тех, кто не доживет до него в теле, есть час смертный (Злат.), вслед за коим настанет для души суд – готова ли она войти в царство Христово. По неизвестности сего часа и дня, христианину должно быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не настал этот час в то время, когда елей его веры и добрых дел истощится, и чтобы вследствие сего не лишиться ему Царствия Небесного. Мф.25:14 . Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое Притча о талантах ( Мф.25:14–30 ) имеет целью показать, как будет Господь судить людей при втором пришествии Своем. Конечно, и на частном суде по смерти каждого люди будут судимы по тому же закону правды Божией; но здесь продолжается речь собственно о последнем суде. Притча сия научает, что те, которые употребляют свои, Богом данные им дарования, а равно и внешние блага, в пользу себе и другим, во славу Божию, получают соответственное их усердию мздовоздаяние; а нерадивые будут наказаны. Бог поступит в сем случае подобно тому, как поступил в притче человек со своими рабами. – «Отправляясь в чужую страну»: выражение образно означает отшествие Иисуса Христа от земли на небо и пребывание там (ср. Мф.21:33 ), или – то, что Он долготерпит, не вдруг требуя от нас, но ожидая отчета (Феофил.). – «Поручил им имение»: Бог-Господь дал каждому человеку известные душевные способности и духовные дарования, а равно и внешние блага, употребляя которые должным образом, можно делать добро и себе и ближним, во славу Божию. Мф.25:15 . и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. «Пять талантов» (ср. Мф.18:24 ): количество, образно означающее обилие душевных и духовных дарований, способностей и других благ, и, следовательно, высшую возможность делать много добра и себе и другим, во славу Божию. – «Каждому по его силе»: Бог-Господь дарует блага человеку, зная по предведению, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу. Потому установил разные должности и состояния в церкви, как и в мире вообще, и соответственно сему сообщает разные дарования и блага (ср. 1Кор.4:7 ). «Под талантами здесь разумеется то, что (по милости Божией) находится во власти каждого, например покровительство или имение, или научение, или другое что-нибудь» (Злат., ср. Вас. В. 5, 336).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

О Священном Писании 25. Священные книги написаны в разные времена. Одни - до Рождества Христова, другие - после. 26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета. 27. Ветхий и Новый Заветы - это, иначе сказать, древний и новый союз Бога с человеком. 28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29.Бог готовил людей к принятию Спасителя через откровения, через пророчества и прообразования. 30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. Святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Афанасий Великий и преподобный Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (свт. Афанасий. Послание 39, праздничное; прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 17). 32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит Апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим.3,2). 33. Ветхозаветные книги святитель Кирилл и святитель Афанасий исчисляют следующим образом. 1. Книга Бытие. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и как бы прибавление к ней книга Руфь. 8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

С другой стороны, в " Притчах-3 " нет лицемерной рафинированной " блаачестивой " елейности. Именно золотая середина. Слава Богу! Помощи Божией создателям фильма! Спаси вас Бог!!! Валентина 6 ноября 2012, 15:58 Валентин, спасибо Вам комментарий. Беру свои слова обратно, после того как я узнала, что мир будет пока живет монашество. Речь идет о тех монахах которые отреклись от мирской жизни. Трудно наверно монахине Иоанне. А фильмы и правда интересные но как видно не всем нужные. Юлия Руденко 6 ноября 2012, 15:55 В декабре представители Студии Св.Иоанна Воина приедут в Москву, в разных местах будут организованны презентация, а так же просмотр фильма. Постараемся дать информацию об этом мероприятии на сайте! Артём 4 ноября 2012, 00:18 Скажите пожалуйста когда можно будет посмотреть третью часть притч ? Наталья 26 октября 2012, 10:04 Фильм " Инокиня " перевернул мне душу. " Притчи " - фильмы душу греют. Спаси Господи матушку Иоанну! Марина 22 октября 2012, 11:40 Спаси Господи! Вы делаете великое дело! Максим 22 октября 2012, 00:15 Важно чтобы до сердца человека дошла благая весть.И тот кто ее несет, служит Богу и проявляет любовь к ближнему. А в этом все средства хороши.Спасибо матушке Иоанне и всем кто трудился над фильмом. Вера 21 октября 2012, 14:53 Матушка Иоанна, спасибо большое Вам за Ваш труд! Каждая притча смотрится легко, а концовка такая, что ниезменно " вышибает слезу " . Прочитала комментарии, и стало грустно. Меня очень пугает, что многие православные миряне считают себя вправе критиковавать монахов, священников и далее по старшинству, указывать, что правильно, а что нет... Сразу вспоминается пословица " Яйца курицу не учат " . Но это в природе так все мудро устроено, а у людей, к сожалению... Иногда считающий себя православным человек такое завернет, да чего бы ни один атеист не додумался. Прости, Господи... Валентина 20 октября 2012, 23:44 Тем делом занимаются монахи, и очень, очень, очень правильно у них это получается. Что Бог благословит то получается и у них получилось. Эти истории очень помогают и вдохновляют жить с богом. Это и есть подвиг духовный, подвижничество и благочестие. Я очень надеюсь, на продолжение выхода в свет такого для души полезного кино. Дерево по плодам узнают, а вы узнали?

http://pravoslavie.ru/56847.html

10, 19. 20. 26–33 (12:32) 6, 21 25–33 24, 42–51 (5, 25.26) 12. 1–12 13–34 35–59 13, 1–9 Исцеление скорченной женщины 13, 10–21 Исцеление слепорожденного 9, 1–41 Учение о добром Пастыре 10, 1–21 Праздник Обновления 19, –1.2. 10, 22–42 Ответ Иисуса Христа на вопрос о малом числе спасающихся, И предсказание о своей смерти в Иерусалиме 23, 37–39 13, 22–30 31–35 Исцеление водяной болезни, на обеде у начальника Фарисеев, и, здесь-же предложенное в притчах, учение о качествах наследников царствия Божия 14, 1–35 Изображение в притчах любви Божией к кающимся грешникам и – благоразумия, необходимого при употреблении земных благ 15, 1–32 16, 1–17 Учение о святости брака и высоком достоинстве девства 19, 3–12 10, 2–12 Притча о человеке богатом и нищем Лазаре 16, 19–31 Исцеление десяти прокаженных 17, 11–19 Учение о пришествии царствия Божия 24, 26.27. 37–41 17, 20–37 Притчи: Судья и вдова, Фарисей и мытарь (о неослабности и смирении в молитве) 18, 1–14 Благословение детей; совет богатому юноше и притча о работниках, получивших равную плату 19, 13–30 20, 1–16 10, 13–34 18, 15–30 Получение известия о болезни Лазаря, и объявление ученикам о смерти его 11, 1–16 Третье предсказание Иисуса Христа о своей смерти и воскресении и ответ сынам Заведеевым 20, 17–19 20–28 10, 32–34 35–45 18, 31–34 20, 29–34 10, 46–52 18,35–43 19, 1–28 Воскрешение Лазаря 11, 17–57 Вечеря в доме Симона прокаженного (в Вифании же) 26, 6–13 14, 3–6 12, 1–11 Вход Господень в Иерусалим (вайя) 21, 1–17 11, 1–11 19, 29–46 12, 12–50 Иссушение смоковницы 21, 18–22 11, 11–26 Исцеление десяти прокаженных 17, 11–19 Разрешение хитрых запросов Иродиан, – Саддукеев, – законника, и вопрос о том чей сын Христос 22. 15–46 12, 13–37 20, 20–44 Обличение Фарисеев и книжников, укоризны Иерусалиму, и похвала усердию вдовицы 23, 1–39 12, 38–40 41–44 20, 45–47 21, 1–4 Предсказание о разрушении Иерусалима, о кончине мира, и о страшном суде 24, 1–36 25, 1–46 13, 1–37 21, 5–38 Заговор Синедриона и предательство Иуды. Приготовление к Пасхе

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Hubbard D. A. Proverbs, CC (Word, 1989). McKane W. Proberbs, OTL (SCM, 1970). Camp C. V. Wisdom and Feminine in the Book of Proverbs (JSOT Press, 1985). Содержание 1:1–7 Введение 1:8 – 9:18 Советы мудрости 1:8–19 Предостережения от участия в разбойных делах 1:20–33 Призыв к простаку, глупцу и самонадеянному не пренебрегать мудростью во избежание несчастья 2:1–22 Стремление к мудрости приносит благие плоды 3:1–12 Призыв к упованию на Господа 3:13–20 Благословения мудрости 3:21–35 Призыв к здравомыслию и добрым отношениям с другими людьми 4:1–9 Призыв обретать мудрость и ценить ее дары 4:10–19 Путь мудрых и путь нечестивых 4:20–27 Призыв сохранять благоразумие и жизнь 5:1–23 Призыв хранить супружескую верность 6:1–19 Два призыва к обдуманному действию и два комментария по поводу тех, кто приносит беду 6:20–35 Предостережения от соблазна прелюбодеяния, так как это может дорого стоить 7:1–27 Предостережения от искушения вступить в преступную связь 8:1–36 Мудрость предлагает истину и жизнь 9:1 – 18 Призывы Госпожи Премудрости и Госпожи Глупости 10:1–22:16 Притчи Соломона 10:1–22 Изречения о богатстве и о речи человека 10:23 – 11:31 О праведных и неправедных путях и еще раз о словах и богатстве 12:1–28 Еще раз о словах и делах 13:1–25 Устремления, богатство и мудрость 14:1 – 15:1 Мудрость, внутренний мир человека и жизнь в обществе 15:2 – 16:19 Отношение Бога к мудрости, царю и внутреннему миру человека 16:20 – 22:16 Жизнь, праведность, мудрость и Бог 22:17 – 31:31 Пять последних собраний притчей 22:17 – 24:22 Тридцать изречений мудрых 24:23–34 Дополнительные высказывания мудрецов 25:1 – 29:27 Притчи Соломона, собранные при дворе царя Езекии 30:1–33 Слова Агура 31:1–31 Слова Лемуила Комментарии 1:1–7 Введение В этих стихах кратко указаны общее содержание и характер книги и цель ее написания. Литературный жанр книги можно определить как притчи, которые по форме четко разделяются на две категории, как указано во Вступлении к комментариям. Слово притча здесь, таким образом, более емкое понятие, чем, например, в английском языке, в котором притча чаще всего означает «сравнение». В Библии же это слово используется в гораздо более широком смысле. Оно может охватывать пророческое предсказание ( Чис. 23:7 ), наглядный урок ( Втор. 28:37 ), краткое изречение или пословицу ( 1Цар. 10:12 ) и другие литературные формы. Таким образом, притча – более широкая и эмоционально более мощная и выразительная форма, чем простое изречение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Пословицу также нельзя воспринимать в качестве обещания. Сколько родителей-христиан, считавших Притчи 22:6 обещанием Божьим, впоследствии разочаровались в Боге, стали считать себя неважными родителями или же корили себя за недостаток упорства? 680 Среди притчей также присутствует разнообразие типов. Например, существуют притчи типа «лучше», то есть те, что предлагают читателю лучший путь: «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны» (28:6). Одна из таких притчей встречается в тексте книги дважды: «Лучше жить на краю кровли, чем делить кров со сварливой женой» (21:9, 25:4). Другие высказывания типа «лучше» можно найти в следующих местах: 12:9, 15:1617, 16:8,16,19,32, 17:1,12, 19:1,22, 21:19, 22:1, 25:67; 27:5,10 (ср. 3:14, 8:19). Есть притчи-блаженства . «Блажен человек, обретший мудрость, человек, достигший разумения» (3:13); «Блажен, кто слушает меня, у порога моего днюет и ночует, с двери моей глаз не сводит» (8:34); «Кто презирает соседа – грешит, но блажен, кто заботится о несчастных» (14:21); «Кто рассудителен, обретет благополучие, а кто надеется на Господа – блаженство» (16:20); «Праведник живет непорочно, блаженны его потомки!» (20:7); «Блажен, кто всегда страшится Господа, а жестокосердный попадет в беду» (28:14). «Нет пророческих видений – и разнуздан народ, но блажен, кто соблюдает Закон» (29:18, ср. 3:18,33, 5:18, 8:32, 10:67,22, 11:11,26, 20:21, 22:9, 24:25, 27:14, 28:20, 30:11, 31:28). Довольно большая группа притчей объясняет читателю, что есть «мерзость». Господь ненавидит/питает отвращение к коварным (3:32, 11:20), к путям и мыслям нечестивых (15:8,9:26), к надменным сердцем (16:5), к людям с лживыми устами (12:22), к лживым весам (11:1, 20:10:23) и нечестному судопроизводству (17:15). Притчи 6:1619 , возможно, самый известный отрывок этой группы: «Шесть вещей ненавидит Господь, и седьмая для Него – мерзость: заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, ноги, спешно бегущие ко злу, лжесвидетель, дышащий ложью, и тот, кто сеет раздоры между братьями».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Архиепископ Феоктист часто приводит толкования текстов иногда достаточно необычные. Например: «бара» состоит из букв, означающих Отца, Сына и Духа» 18 . Основанием для такого толкования послужило, конечно, то, еврейский глагол «бара» (сотворил) состоит из 3-х согласных букв: бет, реш и алеф. Действительно, с буквы «бет» начинается слово «сын», с «реш» – «дух», а с «алефа» – «отец», но такое толкование слишком аллегорично. Или разбирая притчу о горчичном зерне выросшим в дерево ( Мф.13:31 ) он считает дерево символом притчи. Дерево имеет корень, кору, сердце и сок. Корень – это содержание притчи, кора – слова и выражения, сердце и сок – смысл притчи. Конечно, книга архиепископа Феоктиста как и любое начинание было несовершенно. Современному читателю трудно разобраться и с языком, и с непривычной терминологией. Однако других пособий не было и архиепископу Феоктисту пришлось создавать «с нуля». Не нужно забывать и о том, что книга писалась как учебник. В новизне и доступности и заключалась ценность «Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных». Следующим пособием можно назвать сочинение архиепископа Воронежского и Задонского Игнатия (Семёнова) «Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований святоотеческих» 19 изданное в 1848 году. Эта работа малоизвестна и только упоминается в библиографии архиепископа. Не удалось найти никаких сведений о ней и реакции академического сообщества на этот труд. Здесь рассматривается только содержание, и делаются лишь краткие замечания. В слове к читателям архиепископ Игнатий указывает на то, что предмет его исследования «таков, что и не должно быть в занятии им иному направлению, кроме руководства самого Слова Божия, при руководстве св. Церкви Православной, или Священного Предания и св. Отец» 20 . Его примечания «заключают в себе такие только правила, для коих ясные указания, основания, образцы, по крайней мере, поводы несомнительные находятся в самом Слове Божием, и кои могут служить к разумению и толкованию Слова Божия по правилам его самого» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6–8). Жнёт, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). «Жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф. 25, 24). «Берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял» (Лк. 19, 21). Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12–13; Лк. 15, 4–7). Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16–17). Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14–30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей. Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9). Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1–13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая. Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1–4). Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его». Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) – упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

http://pravoslavie.ru/46483.html

Последний пример, кстати, также относится к группе так называемых «списков», которые встречаются в Прит.30 :15Ь16, 1819, 2123, 2428, 2931. Пользуясь форматом х/х+1, притчи-списки направляют внимание читателя к концу к последнему из перечисленных предметов. Например, автор (Агур) подчеркивает четвертый предмет в притче, построенной в формате три-четыре: «Три вещи меня поражают, и четвертой я не понимаю: пути орла в небесах, пути змеи на скале, пути корабля среди моря, пути мужчины к девушке» (30:1819). Последняя глава книги Притчей, записанная в виде акростиха (31:1031), возвышает добродетельную женщину. Отдельные намеки на ценность такой женщины уже не раз встречались в книге. Например: «Достойная жена – венец для супруга» (12:4); «Кто нашел жену – нашел сокровище и обрел благоволение Господне» (18:22); «Дом и богатство – наследие отцов, а разумная жена – дар от Господа» (19:14). Также встречается и антитеза к теме добродетельной жены. «Лучше жить на краю кровли, чем делить кров со сварливой женой» (2Г.9; 25:24, ср. 21:19). «Как дождь в ненастный день, так и сварливая баба; унимать ее – что удерживать ветер или масло сживать в ладони» (27:1516). Добродетельную женщину/жену превозносят и дети и муж: «Поднимаются дети и славят ее, муж ею не нахвалится» (31:28). Ее благословляют все, с кем она сталкивается дома или в городе: «Воздайте же ей по заслугам, у ворот городских дела ее восхваляйте!» (31:31). Но превыше всего ей похвала Господа. В Слове Божьем, Библии, мы читаем: «Она дороже любых самоцветов... хвала женщине, что боится Господа» (31:10b, 30b). Притчи полны наставлений . Вот один из примеров: «Оберегай сердце свое пуще сокровищ, потому что оно – источник жизни» (4:23). Каждый из трех разделов «Книги мудрецов» начинается с наставления, призывающего к мудрым поступкам: 22:1719, 23:12, 24:1314. В книге Притчей применяются речевые образы и параллелизм – характерные для еврейской поэзии. 681 При этом используемая образность ясна и понятна, в то время как параллелизм едва заметен. В книге используется, как правило, параллелизм одного из трех типов: антитетический, синонимический и прогрессивный.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010