Но хотя Бог и устроил для нас весь благодатный церковный чин, но Самому-то Ему ничего не стоит подать нам всякую помощь и без всякого посредства. Ему не надо никаких видимых действий, никаких предметов, а достаточно не то, что единого слова, а единого желания. И мы должны это помнить, ведь христианство существует в нашем отечестве уже тысячу лет! Сегодня как раз Евангелие преподает пример живой веры человека, воспитанного в стране, где более тысячи лет процветало язычество. Однажды некий римский сотник подошел к Иисусу и сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении жестоко страдает» и когда Иисус выразил готовность придти, сотник вдруг сказал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под мой кров; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Господь удивился, увидев такую живую, такую правильную веру в человеке, которого на родине совсем не тому учили, и сказал окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут… в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Это Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге за своими бесчисленными законническими предписаниями. Но это же Господь может сказать и нам, называющими себя христианами, если мы забудем о Живом Боге за великолепием храмов, за красотою богослужения и за обилием святыни в церкви… Мне вспоминается один случай. Был престольный праздник. После ранней обедни было освящение воды, была давка, ругань, опрокинули и сломали столы. Наконец, все кончилось, всю воду разобрали. Тут пришла одна старушка, подошла к батарее отопления, отвернула кран, налила оттуда воды в бидончик и говорит: «Вот, еле дошла, на водосвятие не успела, хоть от сюда воды взять, – все из храма Божьего». – И можно ли сомневаться, что господь даст ей по ее вере: даст гораздо больше, чем тем, кто в в бесчинии успели взять воды, освященной полным чином!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но это надо понимать совсем иначе. Именно: говорится о следующем дне, который идет за субботой. «День», по гречески: «и имера» является существительным женского рода, и в женском же роде переводит прилагательное «едину», «первую» и наш церк. слав. текст Евангелия, в то время как само существительное пропускается, как это в обычае греческого языка. Посему текст гласил бы: «В первый день по прошествии субботы»..    PG.151:236—248. Homilia XVIII. In Dominica Unguentiferarum, et quod prima Dominum ex mortus Redivivum vidit Deipara.    Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому-либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Свв. Отцев и в песнопениях Триоди Цветной. Но нигде этот вопрос не выясняется с такой отчетливостью, как в 18-ой омилии Св. Григория Паламы; причем Св. Григорий Палама основывается исключительно на тщательном изучении самого евангельского текста.    Лат. пер. «из Учеников».    Т.е. что первая Богородица увидела Воскресшего Христа.    Строго говоря, этого слова «обрадованы» в оригинале нет, его мы заимствуем из латинского перевода, но смысл оригинала близок к таковому переводу.    Оригинал: «со-вечноствуя Святым».    Иногда некоторые ошибочно понимают выражение «Во едину от суббот " _ Омилия XIX. На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни   На протяжение всех ныне проходящих сих дней, простирающихся вплоть до Пятидесятницы, мы празднуем Воскресение из мертвых Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, самою продолжительностью празднования, делая наглядным превосходство его над остальными праздниками. Потому что если ежегодная память Восшествия Господа на небо и округляет это число дней, но и оно показывает превосходство воскресшего Владыки над всеми когда-либо воскресшими рабами: потому что все когда-либо воскресшие из мертвых были воскрешены со стороны других и, затем, умерши, вновь возвратились в землю. Когда же Христос воскрес из мертвых, смерть уже потеряла над Ним обладание: ибо Он единственный Сам Себя воскресивший трехдневным, более не возвратился в землю, но восшел на небо, сотворив едино-престольным, как единый Бог со Отцем, наше смешение (естество); посему Он единый и был Началом будущего всех воскресения, и Единым Начатком усопших и Первенцем из мертвых, и Отцем будущего века. Как в Адаме все умирают: и грешники и праведники; так во Христе все оживут: и грешники и праведники, но каждый в своем чине: Первенец Христос, потом — Христовы, в пришествие Его; а затем конец, когда Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, и покорит всех врагов Своих под ноги Свои. Как последний враг истребится смерть — во всеобщем воскресении, при последней трубе: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Божий храм Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:19–20). Таким образом, человек уподобляется храму, причём как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3:16–17). Как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священному Писанию, является большим грехом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) — говорит Христос. В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные элементы и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встречаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в “Заметках о русском”: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и “очи” — окна с бровками или без них. Церковь — микрокосм…» 1 . Таким образом, мы видим аналогию: храм — это место особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместилище бессмертной души. Трёхчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трёхчастной человеческой природе (дух, душа и тело). В святом Крещении каждому человеку даётся Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви даёт нам ещё одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не именины храма, а день его рождения, то есть дата освящения 2 . В современном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

Патриаршее поздравление с престольным праздником Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2008 г. 12:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира , преподавателей и учащихся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с престольным праздником духовных школ. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, профессорско-преподавательской корпорации, сотрудникам и студентам СПБДАиС Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — престольный праздник Петербургских духовных школ. Апостол Иоанн Богослов, именуемый в православной традиции апостолом любви, был самовидцем и служителем воплощенного Спасителя мира и явил людям таинственное ведение судеб Божиих через приобщение к неизреченной Премудрости Бога-Слова. Посему и ныне все, кто трудится на ниве богословского образования, неизменно ощущают благодатную помощь, ниспосылаемую от Господа Вседержителя по молитвам его возлюбленного ученика и наперсника Его на Тайной Вечери. Богообщение, которое мы достигаем в молитве и участии в Таинствах церковных, во все времена является главным средоточием жизни каждого истинного последователя Христова. Посему призываю всех вас, дорогие мои, быть ревностными молитвенниками, стремясь предстоять престолу Божию с кротостью и благоговением, дабы исполнились слова апостола языков, говорящего: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Петербургские Духовные школы традиционно отличались высоким уровнем духовного образования и богословским дерзновением, свойственным христианам, прочно укорененным в святоотеческой традиции богомыслия и не боящимся отвечать на самые сложные вопросы современности. Желаю вам, Высокопреосвященнейший владыка митрополит, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели, дорогие воспитанники и студенты, неоскудевающей помощи Божией в трудах на ниве духовного просвещения. «Да укрепит Вас Господь и Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:11-12)». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471232.htm...

" Первые мученики " января 2020 Митрополит Варсонофий освятил храм мучеников младенцев Вифлеемских " Поздравляю вас с престольным праздником - памятью мучеников младенцев Вифлеемских, с попразднством Рождества Христова и освящением великим чином этого храма, - сказал владыка в проповеди. - Пока не построен большой храм преподобного Сергия Радонежского, этот храм будет основным. Сегодня мы славим Христа. Миряне-христославы ходят из дома в дом, священнослужители - из храма в храм, чтобы прославить Господа, который начинает восходить на Крест с младенческих пеленок. Мы помним, что волхвы сообщили Иосифу радостную весть, что были у царя Ирода, правителя Иудеи, который сказал им: " Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему " (Мф. 2:7). Иосиф обрадовался - сам царь придет! Но ночью во сне ему явился ангел и говорит: " Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его " (Мф. 2:13). Иосиф удивился: волхвы сказали одно, а ангел - другое, но послушался ангела, взял Младенца и Матерь Божию - предание гласит, что был с ними еще Иаков, сын Иосифа, которого Господь потом будет называть Своим братом, - и ушел в Египет " . " Ирод узнал, что волхвы покинули Иудею и уже находятся в своей стране, - продолжил архипастырь. - Он понял, что обманут: они не сообщили, где находится Младенец. И решил, что волхвов вернуть не сможет, но Младенца точно убьет, а точнее, всех младенцев до двух лет, чтобы точно не промахнуться. Он видел в Младенце конкурента, потому что волхвы сказали, что Царь родился. Но Ироду в то время было уже семьдесят лет - как Младенец мог быть ему конкурентом? Пока бы Он рос, Ирод успел бы умереть. Но глаза царя застилала ярость - он ведь был жестоким человеком: убил жену, троих сыновей. И он издал бесчеловечный приказ - убить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. В то время там были не только местные жители - многие пришли на перепись с детьми. Все они попали под указ царя Ирода и были умерщвлены. В честь этих младенцев и освятили мы этот временный храм, и молимся им как первым мученикам за Христа. Святое семейство бежало в Египет, но находилось там недолго - вскоре после неслыханного злодеяния Ирод был изъеден червями и скончался. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, но узнав, что новым правителем стал сын Ирода Архелай, который не уступал в жестокости отцу (на праздник Пасхи убил три тысячи иудеев, которых считал противниками) - по наставлению ангела пошел не в Вифлеем, а в Назарет. Там Христос будет жить до тридцати лет. С самого детства Спаситель - беженец, подвергается гонениям. Кто был в Египте, на Синае, знает, что это пустыня, и они туда бежали от Ирода " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

По месту празднования церковные праздники подразделяются на общие, то есть одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Почему Церковь празднует не субботу ( Исх.20:8 ), а воскресенье? Во времена Ветхого Завета субботний день, согласно закону, особо предназначался для служения Господу. В этот день запрещалось работать, как в прочие дни. Этот день был назначен в связи с тем, что « в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его » ( Исх.20:11 ). В Церкви же особым днем седмичного круга был назначен воскресный день в связи с соответствием этого дня тому Дню, в который воскрес Господь Иисус Христос. Торжество Воскресения Христова вспоминается в каждый воскресный день. Согласно 29 правилу Лаодикийского Собора (IV век): « Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа ». Как называется раздел богословия, изучающий церковные праздники? В какой-то мере изучением церковных праздников занимаются представители разных наук: в частности, Церковной истории, Литургики, Литургического богословия. Особая наука, главным предметом исследования которой являются церковные праздники, называется эортологией (от греч. ορτ (эортэ (эорти)) – праздник, и λγος (логос) – слово); она нередко артикулируется как отрасль (раздел) литургики. Цитаты о церковных праздниках «Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви.

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

С чашей же вышел не служивший о[тец] Александр. На голове у него надета камилавка. Я поражаюсь такому нарушению и опускаю голову, а когда поднял ее, то не увидел ни о[тца] Александра, ни причастников. Молящиеся, не ожидая креста, стали выходить из храма. Я подумал, что, может быть, нынче будет крестный ход. Также стал выходить через правую дверь. Вышел на паперть и окаменел от удивления: собор стоит на большой песчаной горе. Вокруг лежат песчаные дюны. Идет страшная песчаная буря. Я гляжу во все стороны и нигде не вижу вышедшего народа. Думаю — куда же он делся? И что все это значит?.. На этом просыпаюсь. 15 августа я получил коротенькое письмо от о[тца] Михаила. В нем он сообщал, что в Уральске произошло много изменений, приглашал приехать, ибо «приезд в Уральск может оказаться и для Вас не безынтересен». Конкретно он мне ни о чем не сообщал, но я уже знал из письма С., что о[тца] Александра освободили от настоятельства, он ушел за штат, и соборяне, пользуясь новым положением «О приходе» подыскивают настоятеля. Жизнь потребовала от меня немедленного ответа на такой острый вопрос. Я прекрасно знал сложившуюся обстановку в церкви, яснейшим образом видел перспективы церкви, священнослужителей, верующих, не имел материальных побуждений к продолжению служения, получая пенсию, обеспечивающую мои скромные потребности. Казалось, следовало бы остаться за штатом, но в полученном письме я услышал глас Божий, мне вспомнились слова: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? — Ты знаешь, что я люблю Тебя.— Паси овец Моих!» Я не мог ослушаться. Помолившись, в тот же день ответил телеграммой о[тцу] Михаилу, что к Преображению, престольному празднику кладбищенской церкви, буду в Уральске. Тем самым я как бы сказал, что беру на себя обязательства, отбрасывая относительный покой заштатного положения, честно, нелицемерно, не лукавствуя, служить священником Свято-Михайловского собора. Это было бы мое третье возвращение в него. В соборе прихожане и члены церковного совета встретили меня с радостью и прежней любовью.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Своим пророческим взором Иоанн Предтеча увидел не только собственную мученическую судьбу, но и судьбу Того, предсказать пришествие Которого он был призван, ради Которого он пришел и о Ком говорил: " Я недостоин развязать ремень у обуви Его " (Ин. 1:27), " я крещу в воде " (Ин. 1:26), но " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " (Лк. 3:16). В истории человечества было много людей, которые обращали свой взор к Иисусу Христу и видели в Нем только то, чего хотели увидеть. Одни говорили: Иисус Христос был одним из пророков. Другие утверждали, что Христос был учителем нравственности наряду с другими духовными учителями, которые жили в разные эпохи и в разных странах. Так, например, считал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, утверждая, что Иисус Христос был лишь одним из тех, кто проповедовали добро и любовь. Толстой ставил Иисуса Христа в один ряд с Конфуцием, Буддой, Магометом, с другими пророками и учителями нравственности, и не видел в Нем ничего более. Но так как все Евангелие свидетельствует о том, что Иисус Христос не просто человек, а Воплотившийся Бог, что Он совершал чудеса, родился сверхъестественным образом и так же сверхъестественным образом воскрес, то Льву Толстому пришлось приложить большие усилия для того, чтобы " очистить " Евангелие, как он считал, от всего сверхъявственного и неправдоподобного. Лев Толстой создал собственное евангелие, из которого удалил все повествования о рождении Иисуса от Девы, о воскресении Христа и о большинстве чудес, а оставшиеся евангельские рассказы перетолковал в рационалистическом духе. Толстой восстал против Церкви, и Церковь ответила ему со всем смирением, защищая правду Божию. Церковь отлучила писателя от себя, а, правильнее сказать, констатировала, что он сам себя отлучил от Церкви. Чего, собственно, Толстой и не скрывал, ибо открыто выступал против Церкви, против церковных таинств, кощунствуя письменно и устно. И Церковь вынесла свой приговор этому человеку, невзирая на то, что он был великим писателем, пользовался, прежде всего, большим авторитетом у интеллигенции, но также был известен и в среде простого народа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы можем предполагать, что когда Предтеча находился в пустыне и нес там свои подвиги, его, конечно же, искушал диавол, но он преодолевал диавольские искушения. Мы читаем в Евангелии, что когда Иоанн был заточен в темницу, он послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3) так, будто бы и в темнице приступил к этому великому пророку искуситель, искушал его и говорил: «Это не Тот, вся твоя жизнь была ошибкой, и ты зря на Него указывал. Ты зря говорил, что это Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира». Но так же, как Господь преодолел искушения в пустыне, так и Иоанн Предтеча преодолел все дьявольские искушения и взошел в Небесную славу через подвиг мученичества. А вслед за Спасителем и вслед за Иоанном Предтечей многие апостолы, святители, преподобные и мученики через подвиг постничества, через подвиг мученичества или иной подвиг, который они несли в этой жизни, не только дьявольские искушения отвергли, но и указали многим людям путь, ведущий в Царствие Небесное подобно тому, как этот путь указывал Иоанн Креститель, когда показывал на Христа и говорил: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). Святые, которых мы почитаем, нам указывают ни что иное, как путь в Царствие Небесное. И ни на кого другого они не показывают нам, как на Самого Господа Иисуса Христа, ибо именно Господь есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6) – путь к Царствию Небесному, истина, которая раскрывается для нас через слово Священного Писания, и жизнь, подаваемая нам в Таинствах церковных, наипаче же в Таинстве Святого Причащения. В день, когда мы празднуем Собор Иоанна Предтечи, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, крестился в водах Иордана, дабы Своим схождением в воды их освятить и открыть нам путь к купели пакирождения, к рождению свыше рождению от воды и Духа. Будем также прославлять Его верного служителя Предтечу Господня Иоанна, который многим людям указал путь ко Христу и сегодня служит для нас напоминанием об этом пути, ведущем в Царство Небесное».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010