Слово в Неделю о блудном сыне Собор новомучеников и исповедников Российских Всенощное бдение 10 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя о блудном сыне и праздник новомучеников и исповедников Российских, наш престольный праздник. Эти праздники говорят нам о судьбе русского народа и о нашей Церкви. Празднуя память святых новомучеников и исповедников Российских, мы исповедуем, что воистину врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Мы молимся святым новомученикам, чтобы в час испытаний нам дано было такое же мужество, какое явили они, и чтобы не было в нас того страха и уныния, которым, как говорит Христос, по причине бедствия охвачены сегодня все народы. То, что пережила наша Церковь, несравнимо со всем тем, что было в истории человечества, и благодарение Богу, что мы сподобились быть свидетелями раскрытия в мире зла до конца и раскрытия до конца любви Христовой. Никогда еще не был так поругаем человек, и никогда еще так не расцветала его святость. Среди апокалиптической, дышащей холодом смерти зимы Церковь наполнена сегодня цветами, и, как говорит священномученик Киприан, нет недостатка ни в лилиях, ни в розах - от святых Царственных мучеников и священномучеников Владимира и Вениамина до преподобномученицы Великой княгини Елизаветы и самых простых, бесчисленных верующих людей. Сколько их было расстреляно, сколько замучено! Сколько их сгинуло за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах и на каторгах ГУЛАГа: епископов, священников, монахов; женщин, мужчин и детей! Сколько было их во всем нашем народе! И ни один дом, воистину, не минула чаша сия. Когда мы читаем в Евангелии слова Христовы, предупреждающие о том, что " предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей.., и будете ненавидимы всеми за имя Мое... " (Мф. 10; 2122), то невольно размышляем: неужели такое действительно может случиться? И это на самом деле случилось в годы гонений, когда в двадцатые, тридцатые и сороковые годы совершался беспримерный геноцид русского православного народа, и дети предавали своих родителей, и брат предавал брата на смерть так, что это считалось доблестью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_9....

Воздержаться от передачи свечей нужно во время Евхаристического канона, чтения Евангелия. 1376. Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16-ти, с 17-ти часов или с (24) часов ночи? И когда позволительно совершать половой акт в связи с этим? Постный день начинается с (24) часов ночи, церковный же день начинается с 17 часов предыдущего. В Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и следовательно, и половой акт запрещен под среду, пятницу и воскресенье, а также под Великие праздники, в святки, Светлую седмицу, престольные праздники вашего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы Божией Матери, и сырную седмицу. 1377. Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерной (или неверующей) супруги (супруга)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне? У святого апостола Павла есть такие слова: …во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. ( 1Кор. 7: 2–5 ). На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания. Стараться ни под каким видом не иметь супружеского общения на первой и Страстной седмице Великого поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения. 1378. Как правильно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую литургию – достойно ли причастие? Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеет смертных грехов, то есть грехов аборта, прелюбодеяния, блуда (в том числе супружеского сожития без церковного венчания), всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе занятий спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и вообще оккультизмом).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Вот почему Он может отдать ее с полной уверенностью взять обратно. Ведь само Воскресение Иисуса Христа есть не что иное, как воскрешение Самого Себя. Произнося слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин.2:19 ), Спаситель говорил не только о каменном храме, воздвигнутом Иродом, но и о Своем теле, которое также представляло собой храм Божий. И, действительно, Господь воскрес в третий день, как было предсказано в Священном Писании. Таким образом Сын Божий изображает смерть Свою не только как страдание, которое Он принимает согласно Божественной воле, но и как дело самопожертвования, как переход к вечной жизни в Воскресении. Иудеи внимательно слушали Его. С самого праздника кущей народ не отступал от Господа. Его всегда сопровождала толпа, в которой было много разных людей — и доверчивых, и сомневающихся, и сочувствующих, и злобствующих, и любящих, и ненавидящих Его. Но почему они не отходили от Божественного Учителя? Одни желали познать истину, другие — пытались найти в речах или поступках Господа что-то, что может опорочить Его. Но правду опровергнуть и уничтожить нельзя. Слова Спасителя о власти Его над Собственной жизнью и смертью стали для иудеев причиной очередной распри, потому что мнения их разделились. Одни признавали за Ним исключительность пророка и чудотворца, другие (по преимуществу вожди иудейские) преисполненные зависти и злобы, видели в нем бесноватого. Спор этот продолжался и не имел конца. Наконец, на праздник обновления в притворе храма Соломонова иудеи приступили к Иисусу Христу с вопросом: Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. О каком празднике обновления идет речь? Святые отцы толкуют, что, скорее всего, так праздновали день, в который был устроен храм Соломонов. Радостно и многолюдно было в храме, как в наших церквях в престольный праздник. И вот в такой-то день иудеи приступают к Господу с лукавым вопросом, со злым намерением и некоторой насмешкой. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Вопрос их был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он — Христос, они для убеждения требуют слов. Это скорее свойственно шалунам и насмешникам. .Говорят: скажи нам прямо. Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея». Господь ответил: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне, но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Какие обличающие и горькие слова! Действительно, сколько раз Спаситель говорил о Своем Божественном назначении, но все эти слова будто не касались их ушей. Даже множество совершенных чудес не пробуждали в них веру в Него как в Сына Божия. Каких же еще доказательств требовали эти люди?! Причиной неверия было одно — то, что Господь сейчас определил словами: вы не из овец Моих.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС совершил Литургию в престольный праздник московского храма свв. мучеников Михаила и Феодора на Черниговском подворье 3 октября 2021 года, в день памяти святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме, посвященном этим святым. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.  За Божественной литургией архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим со словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8. 34-35). «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8. 38).   Эти слова мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Они как нельзя более подходят к тому событию, которое мы сегодня празднуем - дню памяти мучеников Михаила и Феодора Черниговских, небесных покровителей нашего святого храма. Что значит «душу сберечь» и «душу погубить»? Что имел в виду Иисус Христос, произнося эти слова? Под словом «душа» в данном случае подразумевается жизнь человеческая, а «сберечь» ее – означает то, что люди всегда очень заботятся о том, чтобы сохранить себе жизнь, продлить ее, избежать опасностей. Но Господь говорит о том, что если человек своей жизнью пожертвует или если жизнь будет от него отнята во имя Его, во имя Евангелия, то тогда человек и сбережет свою жизнь (душу), то есть он спасет свою душу. 

http://new.mospat.ru/ru/news/88174/

Тело матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель накануне престольного праздника монастыря – дня празднования Казанской иконе Божией Матери. На отпевание и похороны игумении Евпраксии прибыли девять священнослужителей во главе с Архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость. Сороковой день со дня кончины матушки выпал на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили матушку в день ее возведения в сан игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем. Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго до смерти она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя «Казанская»), и положила в Евангелие новую красивую – белую с золотой отделкой – закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого Апостола Павла: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Ефес. 4, 1–6 ).                Сразу по кончине игумении Евпраксии небесное ее предстательство было явлено и осиротевшим сестрам обители, и людям, живущим далеко от монастыря, но глубоко почитающим матушку. Еще до похорон матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Еще одна сестра получила исцеление правой руки, которая целый год сильно болела от артрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Образ Божией Матери «Чернобыльский» тоже чудотворный. Его увидела во сне благочестивая жительница Чернобыля за несколько лет до аварии. Богоматерь разбросала сухие ветки, полынь-траву на землю … «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь» (чернобыль — в переводе с укр. — Полынь — ред.) И третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8,10-11). «И сказал Господь: за то, что оставили они закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их. Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот я накормлю их, этот народ полынью, и напою их водою с желчью» (Иер. 9, 13-16). Первоочередная задача — передать пламенную веру нашим детям Почти все чернобыльцы — воцерковленные христиане, исповедовались и причащались в престольный праздник. Эти мужественные люди сейчас демонстрируют другим то, как надо жить — в любви к Богу, без страха.   «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви »(1 Ин. 4,18). Епископ Никодим (Горенко), управляющий Влодимир-Волынской епархии УПЦ, уроженец Чернобыльского района: — Непроста сегодняшняя жизнь, но Господь учит нас каждый день, каждую минуту, как жить, на кого нужно ориентироваться. И как нам нужно исповедовать Бога, вечно живого нашего Творца, который создал Небо и Землю, а также дал нам такого угодника Своего прославленного пророка Илию. Вы знаете, какая была молитва, вера и правда Божия лились из уст проповедника и пророка. Мы сегодня ищем правды Божией, но только через молитву покаяния сможем ее найти. Так поступал и пророк Божий Илия. Ничего в этом мире нет случайного, Господь посылает и для нас определенные испытания, страдания. Каждый пережил здесь свою историю земной жизни. И древняя полесская земля пережила определенные испытания. И сегодня вместе с возрождением нашего храма, где я крестился ребенком, пусть возрождается наша земная жизнь в этой чудесной и прекрасной чернобыльской стороне.

http://pravmir.ru/chernobyl-voskresnet-i...

Апостол прожил подлинно исповедническую жизнь, а кончина его была мученической. В его жизни исполнилось все предсказанное ему Господом, о чем повествует нам святой евангелист Иоанн в последней главе своего Евангелия: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21.18). Так была предсказана мученическая кончина святого первоверховного апостола. Совсем другая судьба была у апостола Павла. Он не был из числа рыбаков, не являлся учеником или последователем Спасителя при Его жизни. Напротив, будущий апостол Павел – Савл – был гонителем христиан, разделяя то негативное отношение, которое проявляли книжники и фарисеи к Спасителю. Но Господь неожиданным образом вмешался в его жизнь. На пути в Дамаск, куда Савл шел, чтобы продолжить гонение на христиан, Господь ослепил его Своим Божественным светом и призвал к апостольскому служению. И Савл из ярого гонителя Церкви превратился в Павла – ревностнейшего апостола Христова. Не сразу ученики Христовы приняли его в свою общину. Им трудно было понять, как этот человек, который только что был открытым гонителем Церкви, вдруг становится апостолом Христовым. Павлу неоднократно приходилось доказывать, что он не хуже других апостолов. Мы сегодня слышали слова, которые он писал, доказывая, что не меньше других трудится, и что имеет право называться апостолом, несмотря на то, что не был среди учеников Спасителя во время Его земной жизни. Апостолу Павлу пришлось больше других потрудиться в проповеди Евангелия Христова. Именно апостол Павел, вместе с апостолом Иоанном Богословом, стал, по сути, создателем христианского богословия. Свидетели слов и деяний Спасителя могли рассказать о том, что делал и говорил Иисус Христос. Они могли рассказать о его чудесах. И они передали Его слова так, как запомнили. Но для того, чтобы все это осмыслить богословски, чтобы понять, что Иисус Христос был не просто учителем нравственности, не просто великим пророком, но Воплотившимся Богом – для этого понадобился ум апостолов Иоанна и Павла. Именно они создали ту основу, на которой развивалось и до сих пор развивается все христианское богословие. И заслуга апостола Павла была настолько велика, что в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал, что через Павла Господь нам сказал больше, чем успел сказать во время Своей короткой земной жизни.

http://pravoslavie.ru/80621.html

В XX веке после того, как окончилась сначала Первая, а потом Вторая мировые войны, многие люди думали, что временам гонений на Церковь пришел конец. Так думали и мы в нашей стране после того, как отпраздновали 1000-летие Крещения Руси, после того, как Церковь стала свободной и повсюду стали созидаться храмы, а тысячи, сотни тысяч, миллионы людей начали приходить, чтобы принять святое крещение. Но если в нашем Отечестве Церковь не является сегодня гонимой, то это не значит, что в других местах все хорошо. И мы знаем, каким тяжелейшим гонениям подвергаются сегодня христиане в очень многих странах, в том числе на Ближнем Востоке, в Африке. Казалось бы, почему? Ведь все говорят о том, что хотят жить в мире. Только что мы вернулись со Святейшим Патриархом из Узбекистана , где православные люди живут в стесненных обстоятельствах, но не унывают. Они живут в окружении своих мусульманских братьев и сестер, однако между ними нет конфликтов — люди живут в мире и согласии. Почему в других странах это невозможно? Почему вновь и вновь дьявол воздвигает людей, которые нападают на Церковь Христову? А именно потому, что власти и мироправители тьмы века сего не могут успокоиться и если проигрывают битву где-то, то усиливают натиск в другом месте для того, чтобы там похищать души христиан, пытаться склонить их к отречению от своей веры. Но мы знаем, что на протяжении всей истории Церкви в разных странах и в разных поколениях были люди, не желавшие отречься от Христа и готовые заплатить за это самую высокую цену, которую только может заплатить человек, — свою жизнь, помня о том, что и Сам Господь Иисус Христос заплатил Своей драгоценной жизнью и Своей драгоценной кровью за искупление всего человечества. Мы, прославляя подвиг мучеников, просим их молитв о том, чтобы Господь укреплял и нас в нашей брани, потому что даже если мы не подвергаемся гонениям открытым, все равно, как говорит апостол Петр, " диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1 Пет. 5:8). И мы видим, как он поглощает людей вокруг нас через такое отречение от Христа, которое, может быть, и не выражается явно определенными словами или действиями, но заключается в том, что люди перестают или не хотят жить по заповедям Христовым, не желают читать Евангелие, соблюдать то, что Господь говорит.

http://patriarchia.ru/db/text/5026615.ht...

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

Вот эти ужасные слова, обмирщающие человека и заставляющие его, как все, глядя на людей, идти к гибели. И всё это делал, делает и будет делать враг спасения нашего. Но преподобный Серафим и богоносные отцы наши освещают нам путь светом своей благодати. Мы видим, где наш враг, и не хотим его слушать. Аминь.   БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ Во имя Отца и Сына и СвятагоДуха! В Слове Божием говорится: " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " . И далее: " Горе тому человеку, через которого соблазн приходит " (Мф. 18, 6–7). Тем более тяжко сознавать, что соблазн иногда приходит через тех, кому надлежит особенно блюсти, чтобы соблазн не пришёл в мир, — я разумею пастырство. К великому несчастью, защищать пост приходится не только от безбожников, не только от поверхностного понимания мирян, но также и от служителей Церкви — пастырей. За это время мне уже несколько раз пришлось выслушать на исповеди о том великом смущении, которое испытывают верующие, видя, как на некоторых торжествах после престольных праздников пастыри нарушали Рождественский пост. Мне пришлось слышать ещё более тяжкое, как некий пастырь публично сказал: " Посты, собственно, ерунда " . Дело не наше — судить грехи отдельных людей, каждый из нас за свои грехи будет ответствовать перед Господом, личные грехи — это дело совести человека и дело духовника, но " горе тому человеку, через которого соблазн приходит " . И когда то или иное соблазняющее деяние становится не личным уже грехом, а общецерковным явлением, тогда не только можно, но и должно так или иначе защищать от него соблазняющихся. И вопрос о посте тем более подлежит защите, что он, во–первых, является действительно необходимейшим делом нашего оцерковления и, во–вторых, потому, что пост решительно уходит из нашей жизни. Здесь слишком легко соблазнить и слишком легко соблазниться, и посему с особой настойчивостью и горячностью надлежит всем сознающим эту опасность везде и всегда свидетельствовать об обязательности для верующих нести пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010