И они радовались и веселились, что Она взята, как Матерь Владыки их; апостолы же, телесно осиротевшие без Богоматери, печалились не менее того, как в ту священную ночь, в которую они слышали от Спасителя Христа: скорби исполних сердца ваша ( Ин. 16:6 ). А Блаженная, всегда занятая Богоматерним Божественным желанием ко Христу Богу, изшла из святого тела, предавши в руки Его ( Пс. 30:6 ) преблаженную и всесвятую Свою душу. Да, уснула Рождшая жизнь и воскресение мира, по благодати Которой вся природа духовная и разумная делается участником вечной жизни, – уснула Рождшая Господа (сокрушившего ад и смерть и упразднившего диавола. Евр. 2:14 ), имущего повеление воскрешать ( 1Сол. 4:16 ) усопших от века и умерших в Нем, явившегося и изрекшего: Аз есмь воскресение и живот ( Ин. 11:25 ); уснула, следуя Ему, как Пресвятая Матерь Его, и как бы пророчески говоря: не утрудихся, Тебе последуяй, и дне человеча не пожелах ( Иер. 17:16 ). Ныне уснула сладость херувимов и серафимов и всех Сил небесных, уснуло упокоение Того, в Ком, как единосущном Сыне Божием, упокояется и исходящий от Отца Животворящий Дух Святой, – и Кто есть действительное упокоение, о чем Сам Он говорит в Евангелии: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). Закрыла святые очи Явившая Творца светильников, насадившего ухо и создавшего око ( Пс. 93:9 ), призывающего со всех концов земли к чудесному свету Его. И потребно было погребсти священнейшими руками преславное, живоносное тело Ее, от Духа Святого источившее бессмертие и нетление в смертной и тленной природе смертных, – тело облекшееся светом яко ризою ( Пс. 103:2 ) в Господа, рожденного из Нее. Итак, поднималось на священном одре освященное Богоматернее тело, из которого образовался простой Иисус и соделался человеком высочайший Бог. О, священный одр, несущий истинное, нетленное тело, из которого произошел Освящающий всяческая! О, священный одр, несущий другой, нерукотворенный, на котором приклонивый небеса ( Пс. 17:10 ) Бог избрал его в жилище Себе ( Пс. 131:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, в большей степени здесь делается акцент на смертности: Богородица, Сама будучи рождена от смертных родителей, по закону природы подлежала необходимости смертного конца, как и все прочие люди. Естеством подобна, Чистая, исхожение разреши. – Греческий подлинник проясняет смысл, несколько затемненный в переводе. Естеством – ти фиси, т. е. сообразно природе. А слово каталлилон, переведенное на славянский язык как: «подобна» и отнесенное к Богородице, на самом деле должно стоять в среднем роде и относиться к «исхожению». Разреши – в греческом: диинисас, т. е. окончила, совершила. Итак, перевод этого фрагмента таков: Ты, Чистая, сообразно (смертной) природе, совершила исход (из земной жизни). Рождьши сущую жизнь. – В греческом тексте: текуса де тин онтос зоин. Перед наречием онтос (т. е., поистине) стоит артикль женского рода, который относится к зоин (жизнь) и связывает эти два слова вместе. Смысл выходит такой: родившая ту жизнь, которая есть поистине жизнь. Можно было бы подумать, что здесь именем «Жизнь» называется Сам Христос, но тогда получится не вполне оправданное повторение (см. следующий комментарий). Поэтому, исходя из критерия максимальной смысловой насыщенности, – принципа, которому Дамаскин неукоснительно следовал, – лучше дать иное толкование: под истинной жизнью в этом месте поэт понимает жизнь человека во Христе, преображенную Духом, которая уже на земле имеет начатки бессмертия, а после исхода от земли венчается неувядаемым венцом славы. Такую жизнь даровал верующим Сын Девы, поэтому и о Ней может быть сказано, что Она родила истинную жизнь. А о Самом Христе как «Жизни» – речь пойдет в следующих словах. К Жизни преставися божественей и составней. – Слово «составная» есть перевод греческого ен’ипостатон, (буквально: воипостасная; – так стоит в послениконовском тексте). Жизнь, имеющая божественное достоинство и ипостасное, т. е. самостоятельное личное, существование, – Сам Жизнодавец Христос, к Которому Богоматерь преселилась от земной юдоли. В Евангелии Он Сам свидетельствует о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Иоанн, 11, 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

И возгласит Ти бездна с веселием. – Сравним в Песни Аввакума: " Даст бездна глас свой». Церковные толкователи Библии аллегорически понимают образ «бездны» в разных смыслах, смотря по контексту. Для нашего случая можно предложить такие варианты истолкования: 1)     Бездна, глубина морская, означает мир, подпавший закону тления и исчезновения. Но, познавая Христа как своего Спасителя, этот мир избавляется от тяготеющего над ним страха смерти и смятения страстей. Он с веселием прославляет Божие человеколюбие. 2)     Бездна – страшное, неописуемое множество человеческих грехов, заблуждений и связанных с ними страданий. Человеческие души, освобожденные от греховного рабства восприятием новой жизни во Христе, прославляют Его с веселием. 3)     Бездна – преисподняя. Но имеется в виду не сам ад, который в творениях песнописцев, а также на иконах изображается как живое существо, подчиненное диаволу. Название «бездны» переносится на тех, которые были заключены в ней. (Такое употребление слов свойственно как поэзии, так и обыденной речи. Например: «его знала вся улица».) Согласно последнему пониманию, бездна возгласила с веселием, когда Господь, при Своем Воскресении, вывел из ада души праведных. Но вот случай и совершенно другого применения слова бездна: 4) " Бездну рождьши благоутробия, Дево, душу мою озари светоносным сиянием Твоим, яко да достойне воспою Твоих чудес бездну» (Октай, глас 7, в неделю, на утрени. Канон Богородице, песнь 1). Важно, что это именно поэтический текст, причем принадлежащий перу Дамаскина, который трудился в постоянном и очень тесном творческом содружестве с Козмой). Как видим, здесь в первом случае Бездной благоутробия называется Христос, а во втором поэт, воспевая бездну чудес Богородицы, обращается к Ней Самой. Итак, возможно, что и Козма в своем ирмосе под загадочным именем Бездны воспевает Матерь Божию. В таком случае, образ «бездны» из Песни Аввакума он приводит именно как пример тех «пророческих гаданий», которые предзнаменовали грядущее воплощение Христа от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Укажем фрагмент его праздничной проповеди, который послужил «заготовкой» для последующей поэтической обработки: «Во всех собраниях... на разных языках да воспоют племена и народы «песнь нову» ( Пс. 149, 1 ). Да огласится окрест воздух духовными свирелями и трубами, и да будет положено начало этому спасительному дню в блеске огненном» (3-е Слово на Успение, 3). Да зазвучат сегодня трубы богословов! Разноязычный человеческий род да восхвалит ныне, да огласит воздух, сияющий безмерным светом! Да поют ангелы успение Пречистой! Тропарь 2. Сосуд подобаше избранныи, пением Ти весь удивляемь, Девице, исходен весь освящен Богови, всем богоприятен, и сей воистину являемь, Богородице всепетая. К сожалению, почти для всех, кто ныне читает и слушает каноны праздника Успения, этот стих остается совершенно непонятным. В пособии М. Скабаллановича он переведен и истолкован тоже неверно. Уже неоднократно было сказано, что Дамаскин и Козма в выработке своего богословско-поэтического языка многим обязаны Дионисию Ареопагиту 6 . А в канонах Успению влияние Дионисия на них особенно сильно, ибо его трактат «О божественных именах» (точнее, его 3-ю главу) они воспринимали как свидетельство апостольского предания о воспеваемом событии. Второе похвальное слово Дамаскина на Успение содержит в себе пространную цитату из этого текста Ареопагита. Здесь говорится, собственно, не столько о самом Успении, сколько о друге и наставнике Дионисия – Иерофее. Когда, «после созерцания живоначального и богоприимного тела» Богоматери, апостолы стали воспевать Её божественными гимнами, Иерофей «превзошел всех остальных священнотаинников, придя в полное исступление (олос екдимон ­­ «весь исходен»), совершенно став вне себя (олос екзистаменос ­­ «весь удивляемь»), переживая приобщение к тому, что воспевал. Так что от всех, которые его слышали и видели (знали они его или не знали), он оценен как боговдохновенный (феолиптос ­­ «богоприятен» ) и божественный песнословец» . Я специально привожу в скобках слова греческого текста Ареопагита, потому что в этих самых выражениях характеризуется «избранный сосуд» в рассматриваемом нами тропаре. В том, что подразумевается Иерофей, не может быть никаких сомнений. Иерофеос по-гречески означает: освященный Богу. В тропаре он иносказательно, но очень прозрачно, назван: иеро менос фео ( " освящен Богови «). Образованный грек мог понять, что речь идет именно о священномученике Иерофее. А если, по замыслу Дамаскина, его праздничные проповеди предполагалось читать вслух перед молящимися при богослужении, как это и предписывает церковный устав, тогда и у необразованных не возникало здесь вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Эти искры могут то вспыхивать, то угасать, то разгораться в яркое пламя, то совсем меркнуть, смотря по тому, питается ли вера в душе человека, дает ли он входить в душу мыслям и чувствам, веру питающим, навеваемым и окружающей природой, которая неумолчно вещает о Боге; и совестью, в которой слышится неумолчный голос Божий; и Евангелием, в котором наиболее явственно отпечатлены следы спасительного хождения в мире Бога воплотившегося. Или человек пламень веры заливает, как огонь водою, непрестанным течением страстей житейских, отуманивающих око ума, чтобы видя – не видеть; заглушающих голос совести, чтобы слыша – на слышать; ожесточающих самое сердце, чтобы не обратиться ко Христу Исцелителю. По-видимому, привиться к " " корню святому " " человек мог бы делами добродетели. Но ведь он потерял способность к истинной добродетели по падении. Язычники, порабощенные страстями, ходили своими путями, и добродетель, как остатки утраченного богоподобия, вспыхивала в них лишь подобно искрам, скоро потухавшим, или подобно огням обманчивым. В народе еврейском была законная праведность, но эта " " собственная праведность " " (Рим. 10, 3), поскольку она не коренилась в богодарованной вере, многих не приводила к спасению, а отводила от него. Дела добродетели могут потерять свою цену, если проистекают не из доброго источника. В доброделании своем люди так часто руководствовались себялюбивым страхом наказания или ожиданием от Бога чисто земных наград, а не любовию к Нему, произраставшей из веры. Приближаясь ко Христу устами, делами внешней праведности, они были далеки от Него сердцем. Да и как могла любовь возрасти в сердцах, исполненных себялюбия? Только в сердцах, очищенных от себялюбия с его страстями, мог появиться и распуститься лучший из всех цветов добродетели – цвет любви. Делами внешней праведности человек очищал только внешность сосуда сердца своего, исполненного всякой нечистью страстей (Мф. 23, 25-28). Ни " " естественная " " добродетель язычников (Рим. 2, 14), ни законная праведность народа еврейского не давали людям привиться к корню святому праведности Божией.

http://zavet.ru/rbogorod.htm

По возгласе: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити: Лик: Милость мира, жертву хваления. – Мы готовы приносить и приносим милостыню (хлеб и вино), как плод мира и как знак благодарности к Богу. Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. – Мы желаем того же и твоей душе. Иерей: Горе имеим сердца. Лик: Имамы ко Господу. – Мы имеем сердца устремленными к Господу. Иерей: Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. – Достойно и справедливо воздавать поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной. Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Лик: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! – Свят, Свят, Свят Господь сил! Небо и земля полны славы Твоей ( Ис. 6:3 ). Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних ( Мф. 21:9 )! Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Лик: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. – Тебя славословим, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш! Достойно есть и О тебе радуется, Благодатная Иерей: Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии: Лик: Гл. 8. Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. –По справедливости достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Мы Тебя, истинную Богородицу, без истления родившую Бога Слова, и величаем удостоенною большей чести, чем какой удостоены Херувимы и несравненно большей славы, чем Серафимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив Небеса, снизойти к нам, Дева послужила общему спасению следующим образом: с самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания свой царским дворец. Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс и, как говорит Давид, величие, силу и самое царство ( Пс.96:6, 92:1 ). Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостию и ополчением, и тем самым может ввести необоримое зло для врагов, а для своих спасение и множество всяческих благ. Глава IV И во всем этом Дева помогла роду человеческому прежде времени общего спасения. Когда же назначенный срок настал, и приступил к Ней небесный вестник, Она и поверила, и вняла, и приняла на Себя служение ( Лк. 1, 28 – 38 ); и было все это необходимо и безусловно требовалось для нашего спасения, а если бы не было с Ее стороны такого ответа, то ничего больше не случилось бы с людьми. Ибо если, как я сказал, Блаженная (Дева) не подготовила бы Себя, то не оказалось бы возможным, чтобы Бог благосклонно обратил взор Свой к человеку и пожелал снизойти, в отсутствии того, кто бы Его принял и мог послужить домостроительству (спасения). Итак, если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие совет Божий относительно нашего спасения. И это ясно из следующего: Гавриил, обратившись к Деве с приветствием: «Радуйся», и назвав Ее " благодатной» ( Лк. 1, 28 ), возвестил Ей все относящееся к таинству спасения. И пока Дева старалась уразуметь образ чревоношения, Бог не сходил еще. Когда же обрел Ее послушной и принимающей предложенное, все дело тотчас было совершено: Бог облекся в человека, и Дева стала Матерью Творца ( Лк. 1, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Рассмотри также и пребывание его в пустыне, и воздержание его, превышающее силы природы (такую жизнь справедливо назвать жизнию ангельскою), и то, как он стал странником и необычайным, – сравнишь ли его дела или слова! Сказание передает, что он провел в посте сорок дней и сорок ночей, питаясь только молитвою и надеждою на Бога. «Иоаким постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не сойду отсюда ни есть ни пить». У нас есть особенно спорливые люди, из коих одни почитают это невероятным, а другие даже невозможным. Действительно, подвиг этот превышает силы человеческие; потому что один Творец сохраняет природу достаточною для предопределенной цели. Ее-то и представлял праведник в полное распоряжение Божие и усильным сопротивлением требованиям тела сподобился получить от Бога же как благодать подвигов, превышающих силы природы, так и благодать даров, превышающих ожидание. Так и Моисей изумляет пощением своим в продолжение сорока же дней. Да, и его подвиги изумительны. Но если кто пожелает рассмотреть воздержание Моисея и Иоакима с большим тщанием, то именно найдет, что пощение их отличается одно от другого. Моисей воздерживался и потому, что так определил Бог , и потому, что охранял скрижали, и потому, что дожидался Законодателя: что и доставляло ему наилучшее подкрепление и вместе с тем облегчало как тяготу продолжительного времени, так и требования природы. Между тем Иоаким отдается пустыне, подъемлет на себя подвиги и изливает напряженную молитву не получая ободрения ни от чего, но укрепляясь одною необманчивою надеждою на Бога. Кто не изумится такому обстоятельству и не почтет его превышающим всякое слово, когда оно величием своим поистине превосходит всякое разумение? Подумает иной, что настоящие слова мы говорим преувеличенно. Таковый пусть сам представит себе события в том виде, каковы они есть, и присмотрится, действительно ли они таковы, что никто не в состоянии прославить их, хотя бы он стяжал красноречием своим громкую известность, тем более превознести их гораздо больше, нежели как они заслуживают. Таковы деяния праведного Иоакима!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Полезно проследить и дальнейшее, находящееся в упомянутом сказании. В нем повествуется, что когда Иоаким в какой-то славный праздник приносил, по обычаю, дары, то был укорен одним из соплеменников за бесчадие. «Непозволительно, – сказано, – чтобы ты принес дары свои; потому что ты не произвел племени в Израиле». В некоторых списках читается: «непозволительно, чтобы ты первый принес». Справедливо было, чтобы Иоаким, как муж праведный и отличавшийся сугубым благородством, первенствовал как во всем, так и в принесении даров; но людям завистливым это казалось несносным. Поскольку же у них ничего не было такого из его жизни, за что можно было бы опорочить его, ибо он не только был беспорочен, но по превосходству добродетели слыл чуждым всякой опасности подвергнуться обвинению: то в предлог к тому, чтобы он не поступал по предписанному законом, представляют его бесчадие. Но это, именно то, что праведники до настоящего времени оставались без потомства и что они возбуждены были к получению дитяти посредством молитвы, было делом Всевышнего Промысла. Первое обнаружило их надежду на Бога, ибо когда они помолились, то исполнение прошения их не было отложено на время; а последнее показало, что тайна благодати осуществилась в определенное Богом время. Оскорбленный, как-бы прогнанный, праведник предается большой печали, но не потому, чтобы поражен был укоризненными словами или потерпел бесславие, но потому, что пришел в опасение, не навлек ли он на себя это отвержение Богом каким-либо небрежением о заповедях Божиих, пришедшем в известность чрез людей. Так и в то время, когда последовало ему истинное откровение, он, прибегая к загадочным явлениям ( Ос.3:4 ) 3 , заботился не о чадородии, но о примирении с Богом. До такой степени строг был он в требовании отчета у себя как относительно исполнения закона, так и относитсльно таин совести! Так он во всем, касающемся его, полагался на промысл Божий! Поэтому-то он не вступил в прение, не стал противоречить, не сделал возражения, что доселе никогда не встречал запрещения приносить обычные дары, потому ли, что жил безукоризненно, или же потому, что приносил дары безукоризненные, но перенес оскорбительную укоризну терпеливо и вместе с тем прибегает к Испытателю таин Богу и удаляется в пустыню, как удобнейшее для собеседования с Богом место, не показавшись своей супруге и единомысленной и не поручив попечения о внешних делах домашним. Кто даже в наше время обнаружил столь твердое упование на Бога и презрение к своему имению? Тем более, кто показал это в те времена, когда трудно было исполнять даже умеренные и предписанные законом добродетели?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Nikomi...

Нам же, христианам, почитающим Тебя христианской верою, даруй милость непреложного предстательства Твоего: ибо мы и успение Твое считаем жизнию, и веруем, что Ты духовно присутствуешь с нами. И когда скорбь – близь, то, ища Тебя, мы освобождаемся; когда опять – время радости, то Ты – Подательница ее; и поелику во в этом мы составляем предмет попечения Твоего, то удостоверяемся в Твоем пребывании с нами. Как жаждущий спешит к источнику, так и всякая верная душа, томясь жаждой, прибегает к Тебе, дабы исполниться Твоей помощи; и еще: как вдыхание воздуха дает жизнь человеку, так и Тебя в устах непрестанно носит дыхание всякого христианина. Ибо не столько облегчения мы получаем от воздуха, сколько помощи почерпаем от Твоего имени, так что на Тебе и на Христе исполняется сказанное: «Ты – дыхание ноздрей наших; во чреве и сени Твоей будем жить» ( Иов. 27:3 ). Какой род людей, кроме христиан, получил такую честь, такую славу? Ангелы хвалятся небесными жилищами, мы радуемся вхождению во святые храмы Божии. Если в древности Соломонов храм изображал на земле в сени небо, то насколько с большим правом мы превозносим Твои храмы, как земные небеса, после того как Ты сделалась живым храмом. Как звездные светильники горят на небесах, – подобно тому вещественные, начертанные красками, иконы Твои, Богоматерь, светло представляют нам щедрость даров Твоих. Всякий дом, город и страна отражают свет Твой от рожденного Тобою Света. Посему блажен человек, даже грешный, получивший по естеству родство с Тобою, потому что чрез Тебя он стал общником Божественного естества: воистинну, блажен, и благо ему, и будет еще лучше: ибо Ты не оставишь до конца сподобившихся Твоего заступления. Да удалится от Тебя, Богородице, смерть, потому что Ты принесла людям жизнь. Да удалится от Тебя гроб, так как Ты соделалась Божественным основанием неизреченной высоты. Да удалится от Тебя прах, поелику Ты сделалась Владычицею истлевших в тине. Итак, мы непреложно исповедуем, что Ты пребываешь с нами. Если бы мы не утешались этим, то при любви к Тебе изнемог бы дух наш: ибо не столь велика скорбь души, когда она разлучается от тела, сколь прискорбно лишиться Тебя, Пренепорочная. Поэтому, как написано, «хотя тело Твое спит, сердце Твое бдит» ( Песн. 5:2 ); и хотя Ты подверглась смерти неизбежной для рода человеческого, однако не воздремлет, ниже успнет хранящее нас око Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010