И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божий во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».   И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.   И поехал по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый и поклоняемый, Которого ни ум постигнуть не может, ни слово не способно описать! Тебя никто из людей никогда не видел, и мы тому только веруем, чему из святых Писаний научились, и так Тебя, Бога Отца Безначального, и Сына Твоего Единосущного, и Духа Твоего Сопрестольного исповедуем. Ты в Ветхом Завете в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Трех Ангелов, а к концу времен после воплощения Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном Вознесении на Елеоне явившись, образ Пресвятой Троицы нам показал, также как и нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, чудодейственно Им на плате изображенный и Эдесскому князю Авгарю посланный: им Ты его и иных многих болящих разными недугами исцелил, нас же чтить его научил; также и образы и подобия святых Твоих угодников не отвергаешь Ты, но принимаешь. Сам и ныне воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя, Единого в Троице Святой прославляемого Бога, и единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой и преблагословенной Матери Его, Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих (имена) создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/chin-b...

И потом пришел я к церкви святой и великой Софии, неизреченной Премудрости Слова Божиего, что у Золотых Ворот, и увидел, что двери церковные открыты, и свечи горят по всей церкви. Я же в щелку внимательно смотрел во святую и великую церковь и видел, что посреди церкви свет невечерний сияет, будто железо раскаленное искры испускает, и посреди света того престол золотой , великолепный, бесчисленным множеством украшенный, так что умом человеческим и постичь невозможно; и я, что на престоле том надежда наша Владычица Богородица и Приснодева Мария восседает, крепкая помощница и заступница роду христианскому, и несокрушимая стена, и непобедимая воительница, и будто солнце она сияет. И вокруг престола движется множество ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, со страхом, и трепетом, и благоговением они светозарный престол окружают, и стоят на страже с грозным видом, и держат оружие огненное обнаженное в руках своих, и крылья их распростерты по земле. И вновь смотрел я в щелку внимательно, и видел, что вокруг престола множество святых стоит – я же узнал Никиту епископа, и Иоанна архиепископа, и прочих же новгородских святых. И все они готовятся выйти из города и отдать Великий Новгород безбожным немцам за грехи наши. И начали святые молиться Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, и все святые просили: „О Пречистая Всемилостивая Богоматерь, Владычица Богородица, Приснодева Мария, несокрушимая стена, ведь ты нашему Великому Новгороду заступница! Послушай, Госпожа, нынче моления нашего, не отдай же, Госпожа, города нашего поганым на разорение и не погуби православных христиан! Умоли, Госпожа, Сына своего и Бога нашего о города этого! Пусть велико согрешение (горожан), но от твоей великой несказанной милости и от тебя не отступили, тебя заступницей почитают!” И долго умоляли ее. И потом услышал я пресладкий голос нашей заступницы рода христианского Пресвятой Богородицы, крепкой помощницы и надежды, с умилением обращалась она ко всем стоящим пред нею святым. И говорила святым Матерь Божия: „О избранные святые Божии! Зачем молите меня о городе этом и о людях, ведь людские грехи их умножились, и прогневали они Сына моего, Творца вашего, Создателя неба и земли, и меня прогневали злыми, мерзкими, скверными, блудными своими делами, и осквернились все люди от мала и до велика! И много уже молила я Господа моего о городе этом и о людях, и не смогла умолить, и не послушал он слов мольбы моей, но , чтобы покинула я ныне город и место это вместе со всеми вами, святыми, и чтобы отдала город этот безбожным немцам этим в покорение и в рабство”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пимен, русский митрополит, упоминает в 1387 году, что он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы. Усердием князя Василия Голицына часть ризы принесена в Россию и хранится в Московском Успенском соборе. Со времени положения священной ризы во Влахернском храме Церковь ежегодно празднует 2 июля это торжество, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное». Чудотворную силу ризы Богоматери испытали на себе в 626 году персы и авары, в 673 и 716 – сарацины, а в 866 году – витязи и язычники русские Аскольд и Дир. Во время осады Царьграда неприятельскими войсками риза Богоматери, при пении священных песней и при слёзных молитвах народа, была принесена на берег моря, и, едва коснулась воды, вдруг море, дотоле тихое, взволновалось, и буря поднялась и сокрушила неприятельский флот. Аскольд и Дир стремились покорить Византию, но, поражённые чудом, сами были покорены Иисусу Христу: они кончили жизнь свою под покровом христианской веры. Честней ризе прикоснемся, ею же Владыку объемши, яко отроча носила. Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Её, который, по успении Божией Матери, Ею Самою был вверен апостолу Фоме. В царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесён из Палестины в Константинополь и дочерью его, св. Пульхерией, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, во Влахернском храме, ею же построенном во имя Богородицы (408–450). В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева». В X веке царица Зоя, жена Льва Философа, долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на неё пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицей, Церковь установила в начале X в. праздник в честь положения пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, прославляя в честном Её поясе залог благословения и утверждения православных царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Судьба автора этого произведения тесно переплетена с подвигом другого святого, всей своей жизнью прославившего Пресвятую Богородицу, – преподобного Иоанна Дамаскина . Отец Иоанна, придворный дамасского халифа, принял Косьму в свою семью. Так Косьма стал сводным братом Иоанна. Впоследствии оба они приняли монашество в обители Саввы Освященного вблизи Иерусалима, и до сего дня составленные ими каноны звучат на богослужении утрени, взаимно обогащая и дополняя друг друга. Когда Косьма составил ирмос девятой песни канона Великой Пятницы: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», тогда Сама Дева Мария явилась ему и сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее других. Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но всего ближе бываю Я к тем, которые воспевают Меня этими словами». В X веке «Честнейшая» была дополнена величанием: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего». Произошло это на Афоне когда молодому послушнику, в небольшой кельи у церкви Успения Пресвятой Богородицы, явился некий таинственный монах, предваривший пение «Честнейшей» новыми словами и чудесно запечатлевший их на камне. С тех пор эта песня стала общей для всей Православной Церкви. «Достойно есть» звучит в конце церковного богослужения и домашней молитвы. А на Литургии Иоанна Златоусга возносится сразу же после освящения Святых Даров, когда Церковь вспоминает своих чад, прибегая к ходатайству всех святых, и прежде всего, принося службу «Изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагославенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». «Достойно есть» – это еще название Богородичной иконы, перед которой, согласно преданию, и было даровано новое песнопение. В акафисте в честь этой иконы сказанно что это сам Архангел Гавриил, явившись в образе инока, открыл эту молитву: «Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику горы Афонския, в пустынной келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждый раз, когда мы становимся перед иконой, мы надеемся, что чудо совершится и в нашей жизни, что после этого общения между нами и Матерью Божией что-то в нашей жизни изменится и станет по-другому. И Матерь Божия совершает чудеса. Бывает так, что и неверующие люди, и безбожники после этой встречи совсем по-другому начинают смотреть на жизнь, и в их жизни очень многое меняется. Такие случаи известны, и братия о них сохраняет предания в пример и назидание для всех, кто об этом будет узнавать. Мы сегодня уже пережили первую встречу, первое узнавание, что такое вера православная, что она значит в жизни каждого из нас, какую богатейшую историю имеет наша Церковь и наша культура, и нам сегодня нужно делать какие-то шаги дальше. Или, по-другому можно сказать, нам тоже нужно строить отношения. Мы не можем всё время думать: пусть Божия Матерь совершит в нашей жизни чудо. Нам нужно научиться так строить отношения, чтобы в нашей жизни постоянно были Её присутствие, Её молитва и наша благодарность Ей за это. Как эти отношения строить? Если мы посмотрим на общечеловеческую историю и на историю Церкви, то увидим, что любые отношения начинаются с благодарности. Нельзя никаких отношений строить, если ты неблагодарен, если ты не ценишь то добро, которое для тебя сделали, и не помнишь благодеяний, которые были для тебя совершены. Человек так устроен, что если что-то в его жизни произошло плохое, он это будет помнить долго, а если хорошее — он об этом сразу забывает. Мы помним евангельскую историю о десяти прокажённых, которые после того, как исцелились, сразу забыли, кто их исцелил, — кроме одного человека. И этот один, который вернулся и поблагодарил Спасителя, приобрёл гораздо больше, чем здоровье. У него начались отношения с Богом. Он теперь может прийти во второй раз. Он теперь знает, куда ему приходить. У него появились вопросы: «что мне делать дальше, чтобы эти отношения стали ещё лучше?» Мы с вами должны быть благодарны Матери Божией. В первую очередь, за то, за что Её благодарит вся Церковь каждый раз, во время каждого богослужения — за то, что Она послужила тайне нашего спасения, став Матерью Божией. За то, что Те Тело и Кровь, Которых мы причащаемся и через причащение Которых мы соединяемся со Христом, Бесплотное Слово, Сын Божий взял от Неё, воплотившись от Духа Свята и Девы Марии, как мы произносим в Символе веры. За то, что Её ходатайство о нас перед Богом — важнейшая часть нашей жизни, нашей надежды и упования. Церковь об этом говорит в самый важный момент богослужения, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними, когда мы вспоминаем всех, кто послужил тайне спасения и кто, восприняв эту тайну, наследовал святость и жизнь вечную. Мы говорим: «Изрядно (то есть больше всего) о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», — и поётся торжественный гимн в честь Матери Божией — «Достойно есть» или другое богородичное песнопение согласно уставу церковному.

http://pravoslavie.ru/105498.html

Вторая особенность учения о Божией Матери находит свое объяснение в контексте Предания Церкви, приписывающего Деве Марии " боголепную славу " ( " Слава Твоя боголепная " - из стихиры на " Господи, воззвах " на Успение). Она является подтверждением общеизвестной богословской истины, согласно которой Писание и Предание в Церкви неразделимы. Поэтому, основываясь на одном лишь Писании, порой бывает трудно понять места, прямо или косвенно относящиеся в Ветхий Завет и Новый Завет к Матери Иисуса Христа. Более того, вне Предания некоторые из этих мест могут показаться даже противоречащими великому почитанию, воздаваемому " Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии " (прошение ектении). Так, если " из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя " (Мф 11. 11), то, казалось бы, Пресвятая Богородица по Своему достоинству должна стоять ниже Пророка и Предтечи Иисуса Христа. В др. евангельском тексте Сам Христос, когда " одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " (Лк 11. 27), как будто отклонил прославление Своей Матери, потому что " блаженными " назвал слышащих слово Божие и соблюдающих его (Лк 11. 28). Однако мнимость этих противоречий со всей очевидностью обнаруживается в свете Предания. Православная экзегетическая традиция объяснение евангельского текста Мф 11. 11 ищет в продолжении 11-го стиха, где содержатся следующие слова Христа: " но меньший в Царстве Небесном больше его " (т. е. Иоанна Крестителя). Согласно этой традиции, рассматриваемый текст имеет в виду разные степени духовного совершенства, какие могли быть достижимы ветхозаветным человеком, которому еще не было доступно состояние обожения, и человеком Нового Завета, для которого в Искуплении, совершенном Иисусом Христом, открылась возможность приобщения к полноте благодати Св. Духа и вхождения в Царство Небесное (Лопухин. Толковая Библия. С. 216). Св. Иоанн Предтеча был величайшим пророком; своей святостью он превзошел " рожденных женами " ветхозаветных праведников; однако он был сыном Ветхого Завета и жил лишь надеждой на исполнение обетованных благ. Жизнь Девы Марии проходит в двух Заветах; и хотя ветхозаветный период Ее жизни являет собой предельную высоту Ее святости, какая была возможна до пришествия Христова, духовное совершенство Девы Марии во всей полноте осуществляется лишь в Новом Завете и несравненно превосходит Ее ветхозаветную праведность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Крещение и воцерковление Протоиерей Павел Гумеров Книга адресована не только тем, кто готовится принять Святое Крещение, а также и тем, кто крестился недавно и делает в православном храме первые шаги. В книге разъяснены основные положения нашей веры; о таинстве Крещения и обязанностях крестных, о том, как подготовиться к Исповеди и Причастию, о других спасительных таинствах Церкви; о заповедях Божиих и молитве. Служба Успения Пресвятыя Богородицы и похвалы на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Сборник содержит тексты богослужебных последований в день праздника Успения Пресвятой Богородицы и похвалы на святое преставление Владычицы нашей Богородицы. В приложении печатаются поучения на день праздника из Пролога, слово святителя Андрея Критского. Белая цапля Сказками мы зачитываемся с самого раннего детства. Именно из сказок усваиваются первые понятия о добре и зле. Сказки наполнены народной мудростью и обладают свойством направлять мысль юного читателя исподволь, без бьющей в лоб морали. Неразменный рубль Николай Лесков В книгу вошли повести и рассказы русского писателя Н.С. Лескова (1831–1895): «Овцебык», «Житие одной бабы», «Воительница», «Котин доилец и Платонида», «Печерские антики», «Зверь», «Неразменный рубль», «Тупейный художник», «Пугало», «Дурачок». Живут такие люди Светлана Рыбакова В книгу вошли рассказы, повествующие о том, как жизненные пути людей постепенно ведут их в Божий храм. Герои рассказов, каждый по-своему, ищут смысл жизни и находят своего Создателя или даже примером личной жизни утверждают в любви к Нему близких людей. Пуста душа без храма Леонид Дербенев В этот небольшой сборник вошли стихи выдающегося поэта-песенника Леонида Петровича Дербенева (1931–1995). Стихи, представленные в этой книге, раскрывают личность автора всенародно любимых песен как православного христианина, мыслителя, патриота. Записки письмоводителя старца Татьяна Смирнова Татьяна Сергеевна – человек, близко знавший старца и духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Неотступно пребывая по послушанию рядом со старцем с 1981 года и до самой его кончины в 2006 году, она была свидетельницей сокровенной духовной жизни своего наставника.

http://pravoslavie.ru/foto/image11074.ht...

По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII–XIV вв., иконы – с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52–63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы – важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты». В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодви Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия». Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII–XIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010