Всего лишь несколько фрагментов основной молитвы евхаристического канона 20 , анафоры, произносятся вслух – это не только лишает слушателей возможности участвовать в соответствующих молитвенных переживаниях (они выпадают только на долю священников, читающих эти молитвы целиком наизусть или по служебнику), но делает бессмысленными сами эти громко произносимые отрывочные фразы, ибо вырванные из контекста, они утрачивают смысл и содержание их оказывается загадочным. Таков возглас: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хотя эти слова составляют органическую часть молитвы, элементом которой они являются, однако обычно громкое, отчетливое произнесение резко обособляет их от невнятного пения предшествующего и последующего молитвенного текста, и потому смысл совершенно ускользает от сознания молящихся. Другим, притом наиболее ярким примером разделения текста на произносимую и «тайную» его части, затрудняющего, точнее, делающего невозможным его понимание, может служить разделение одной из молитв евхаристического канона на две части, из которых первая читается священником «тайно», т.е. про себя, шепотом или вполголоса, а вторая, заключительная – во всеуслышание. Вот эта молитва: «Еще приносим Ти сию словесную и бескровную службу о иже в вере почивших праотцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся». Вся приведенная выше часть молитвы молящимся в храме не слышна и, следовательно, молитвенно пользуется ею только священник. До остальных доходит только вторая завершающая часть молитвы: «Изрядно (особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Даже при беглом ознакомлении с этим заключительным текстом молитвы становится ясно, что он имеет смысл только в связи с предшествующей, первой ее частью и вне этой связи всякое значение утрачивает. В самом деле, говорится: «Изрядно о Пресвятей» и т.д., а что «изрядно»? В предшествующей части текста разъясняется, что бескровная Жертва приносится за литургией «о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся», в завершение молитвы нам возвещается высокая истина, что она приносится и за Пресвятую, Пречистую Богородицу и за нее «изрядно», т.е. «особенно», как бы в первую очередь. Весь глубокий смысл этого утверждения для слушателя пропадает, а относящиеся к Божьей Матери слова утрачивают всякий смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Псалом тойже Исчезают душа и сердце наше, ищущия спасения от Тебе, Владычице; яви нам благодатный зрак Твой, оживи нас милостию Твоею, во век не забудем благостыни Твоея; яко аще бы не Ты предстояла, о нас умоляющи возлюбленнаго Сына Твоего и Бога нашего, погибли бы в многосуетной жизни нашей; Ты немерцающий светильник нам во тме греховней: паче всех учащих нас уразумеем закон Божий и от заповедей Спасителя нашего не уклонимся, аще Ты, Царице Небесная, поможеши нам. Дивны милости и щедроты Твоя, о, святейшая Мати Божия, дивны чудеса Твоя на нас, близ еси Ты всех верных и избранных Божиих и вси путие Твои истина, далече же спасение и помощь Твоя от нерадивших о благоговейном служении и поклонении Тебе, яко неправедно есть помышление их; да приидут же, смиренно молим Тя, щедроты Твоя на нас и живи о Господе будем. Коль сладка гортани нашей хвала Твоя, паче меда устом нашим всеблагословенное имя Твое! Восприими нас странствующих во благо и сохрани от адския неприязни. Песнь вместо славы Радуйся, Пресвятая Богородице Марие, под Твою матернюю милость и покров с верою и любовию прибегаем; днесь, и на всякий день и нощь, и в час смерти нашея Тебе душу и тело наше вручаем, всю надежду во всей жизни на Тя возлагаем, яко да Твоим заступлением и помощию вся наша дела исправятся и пременятся по святейшей воле возлюбленнаго Сына Твоего, Спасителя нашего. Псалом тойже Призри на нас, всемилостивая Госпоже, и помилуй нас, любящих святое имя Твое; всем сердцем нашим взываем и молимся Тебе, Владычице, направи стопы наша на путь спасения и да не обладает волею нашею всякое беззаконие. Услышите, небеса, и внуши, земле: якоже младенец без питательницы не может жити, тако без Госпожи нашей Приснодевы Марии не можем получити вечное спасение. Мир мног любящим, почитающим и поклоняющимся Царице небесней, под защищением бо Ея пребывающии далече будут от вечной погибели. Князи адстии, обышедше, обыдоша нас, повсюду сети злобы поднебесныя положени суть во уловление сердца нашего и души, но от призывания святаго имени Твоего, о, возлюбленная Мати Божия, яко дым исчезают козни врагов. Мир мног любящим имя Твое и несть им соблазна, жива будет душа наша и восхвалит Тя, премилосердную свою Владычицу; милости Твоя всегда помогут нам; седмерицею днем воспеваем Тебе хвалы Господни и не оставим Тя призывати, Помощницу нашу, во всех днех жизни нашея, не заблудим бо чрез сие, яко овча погибшее, понеже путие Твои небесный свет и истина. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Священници и царие и вся племена человчьскаа, богатии и нищии и вси людие, похвалу праздничную да воспоим, и да прославимь яко матерь Божию и нашю помощницу. Кождо благодарная да приносить: ово – смрение со благоговнием, и инъ постъ и молитву да дарствуеть Владычици, и другый да простирает рукы к раздаянию нищим, и ово гнвное брату да отпустить, и, тако творяще, Богородицю возвеличим. Такова бо приношениа празничнаа требуеть, а не в тимьпанех и гуслехь, и питиих, якоже еллиньстии отроци празнують, но в молитвахъ Богородителници пние, поновлению жизни нашей благодарная, яко длъгъ воздадимъ, благодати не тающе, но заступление исповдающе. Чистотою бо та и яко царьскою багряницею украшена, со царемь яко мати царствующи. «Честнйшиа херувимь и славнйшю серафим» 69 воспоем, аще же реку вышшюю небес и земли, и всх бывших тварей иже от Адама честнйшая, сиа глаголя – не погршю. егоже бо херувими и серафими зрти не могуть, но со страхомъ и трисвятое пние приносять, сего Чистаа и Пречистаа Мати своими чистыми и честными рукама сподобися держати; и егоже небеса не возмогають вмстити, богоприятная же тоя ложесна нетсно вмсти, и безъ истлниа проиде Вседтель: якоже дву обрте чистую, тако дву чистую и по рожеств соблюде, яко да не порочно будет двьство. Понеже аще и нкыа от двъ от великаго воздержаниа и целомудриа и чистоту соблюдааху, а не еже от естьства, сиа Пречистаа и Приснодва Мариа не от воздержаниа нкоего чистоту двьства имяше, но от самого тоя естьства, и бес труда чистота велия бяше, понеже тако подобаше Царици и Владычици, дв ие и матери Сына Божиа преславна о ней быти, понеже бо преже всхъ тварей и вкъ Богови преславное вселение пронаречена бывши, о ней же глаголаше пророкъ: «Преславнаа глаголашеся о теб, граде Божий»; 70 и паки: «Помяну имя твое во всяком род и род». 71 Но и сама та Владычица и Богородица пророчьски глаголеть: «Се бо нын блажать мя вси род». 72 Вси роди родовъ ту ублажають. Что же глаголю о земленых, но паче въ пренебесныих и самы аггели и архаггели, яко Царици и Матери тх сотворшаго, со страхомъ преже стоять, пние приносяще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нетленный – здесь по-гречески сказано: акирате, что имеет значение: не имеющий примеси, цельный, чистый, неповрежденный. Благогласнее – от греческого эвихис – благозвучный. Труб… благогласнее. – Эти два связанных по смыслу слова разнесены в тропаре далеко друг от друга. С нашей точки зрения, это затрудняет восприятие, особенно на слух. Но для греческой поэтической речи такой синтаксис является совершенно обычным. Богословные мужи – апостолы (выражение из книг Ареопагита). Исхождение возглашающе пояху Духом. – т. е., возглашая в Духе, воспевали исход (Богородицы). В послениконовской редакции канона, как и в нынешнем греческом тексте, читаем: исходную возглашающе песнь Духом. Этот вариант перевода мы видим и в старопечатном «Каноннике» 1650 года. Благозвучнее труб богоданные голоса богословных мужей взывали к Богородице, возглашая Духом исходную песнь: радуйся, нетленный Источник живоначального и спасительного для всех Божия воплощения. Песнь 5-я 2-го канона. Ирмос. Удивишася всяческая о божественем успении Твоем: Ты бо, браконеискусимая Девице, от земли преставися к вечным обителем, и к некончаемей жизни, всем воспевающим Тя спасение подаваеши. Удивишася всяческая – екзести та симпанта, т. е. всё вышло из себя, из-умилось. Отметим, что в 60-й главе Исаии, по греческому тексту, встречается то самое слово, с которого начинается данное песнопение, – екзистеми, т. е. изумиться, выйти из себя, ужаснуться. В «Острожской Библии» оно переведено как «ужаснуться»: «И тогда узриши, и возрадуешися, и убоишися, и ужаснешися (экстиси) сердцем " (Исаия, 60, 5). Понятно, что здесь это слово не имеет никакого отрицательного оттенка, а выражает лишь необыкновенную силу чувства. В послениконовских книгах ирмос так и начинается: «Ужасошася всяческая...» Но в дореформенном варианте стояло менее интенсивное «удивишася». Такое слово выбрано было древним переводчиком, вероятно, сознательно, с учетом психологических законов восприятия. В кратком ирмосе, где изначальная связь с пророческой песнью бывает трудно уловимой, «ужасошася» звучит и воздействует на слушателя как бы самостоятельно, вне контекста. И в подсознании остается его обыденный отрицательный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   — Хорошо, чадо моё. Старайся спастись, и не обра­щай внимания на то, что тебе говорят люди.    Адам и Ева умерли и попали в ад, где пять с поло­виной тысяч лет страдали за один свой грех, что же будет с нами (а в особенности со мной), соделавшими столько грехов? Бог милосерд, но справедлив, у него есть жезл железный, и как он наказал Адама и Еву, он накажет и нас, если мы не исправимся. Нарушили Адам и Ева заповедь Господню и получили [по заслугам] — были изгнаны из Рая. Будем же c вами соблю­дать заповеди Господни, чтобы наследовать Царствие Небесное. Что же нам теперь делать, христиане? Достаточно исполнять то, что я вам сказал. Я стар и слаб и не могу вам всего рассказать, потрудитесь узнать остальное сами. Постарайтесь узнать, как пять с половиной ты­сячелетий все, кто умирал, попадали в ад. Бог пожалел род человеческий, пришёл на землю и соделал­ся совершенным Человеком от Духа Святого и чистых кровей Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и избавил нас от рабства диавольского. Потру­дитесь узнать о том, что в день воскресный случилось Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день ро­дился Христос наш, показавший нам Святую Веру, святое Крещение и Божественные Тайны; Он был по­ носим, бит, осмеян, оплёван, распят, воскрес в третий день, сошёл во ад, вывел оттуда Адама, Еву и их род. И была радость на небе, радость в аду, радость по всей земле, а диаволу и иудеям горечь и меч обоюдо­острый. Господь вознёсся на Небеса и воссел одесную безначального Бога Отца, чтобы царствовать вечно, принимая почести от сонмов ангельских. Потрудитесь узнать и многое другое, я не могу вам обо всём расска­зать. Вы прилежны и рассудительны, поймите сами, что есть благо, и творите его.    Как вы думаете, что нам сейчас следует делать? Я всё советую и советую вам, а что вы думаете сами? Моё дело — это и ваше дело, дело для нашей веры и на­шего народа. У меня сейчас два помысла. Первый го­ворит мне: «Достаточно того, что ты сказал христиа­нам, встань на рассвете и иди в другое место, чтобы послушали и другие православные, никогда не слы­шавшие Слова Божия». Другой помысел мне говорит: «Нет, не уходи. Останься и завтра на заре расскажешь им и остальное, помолишься за христиан, а они помо­лятся за тебя, и тогда отправишься в путь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Понедельник. Утреню служил с большими затруднениями от врагов. На каноне победил их благодатию. Дьячок читал вяло и медленно – это меня раздражало. Во время обедни много козней диавольских надо мною, я сильно переминался, был в крайней тесноте. Каменоградский и диакон Полетаев совместным пением производили на меня неприятное впечатление. На великом входе от диавольской боязни не выговорил имен царской фамилии: наследницы и сына ее. В первых помяни, Господи не выговорил от смятения. Полетаев в это самое время ушел. Причастился животворно, умиротворился, укрепился внутренне. Отпуст сказал весь. Молебен служил добре, с чувством, отпуст не сказал вполне от противления вражия. На панихиде не выговорил слов: в недрех Авраама упокоит, и с праведными сопричтет... и от этого возникла во мне дьявольская агония, от которой едва избавился усиленною и долгою молитвою. Так коварствует враг надо мною злобно, сильно, неутомимо! Противиться ему надо до крови. Потребив Святые Тайны, я успокоился. 15 января Благодарю Господа, избавившего меня от неприязни вражией мучительнейшей и пагубнейшей на жену мою за ее грубость и злобность, пред обедней мне учиненною. Благодатию и покаянием я победил себя и ее в отсутствии ее. Но делом все-таки надо ее поучить, чтобы она научилась уступчивости и молчаливости вовремя. Ежедневно, всю жизнь надо учиться служить достойно литургию, отлагая всякое житейское попечение, горе имея сердце свое, а не пресмыкающееся по земле, не раздираемое и не обессиливаемое разными житейскими пристрастиями, как бывает часто с нами, страстными любителями всего сладкого, прекрасного, приятного в мире. Особенно высок должен быть священник тогда, когда он возглашает: Горе имеем сердца и когда говорит: Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех... Изрядно о Пресвятей, Пречистей... Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии. О, что должен тогда чувствовать священник! Сколь он должен быть возвышен, сколь исполнен любви небесной, всеобъемлющей! Какую чистоту сердца должен он иметь!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, молю, убоимся, братие, всего этого, потому что это действительно — ужасно! Будем так управлять нашим имуществом, как это угодно Богу; простим, чтобы и нам было прощено; окажем милостыню, дабы и нам многовидно была оказана милость: потому что Обнищавший ради нас, принимая милостыню, как бы Ему лично оказанную, будучи великодарствен, умножает награду. Посему пусть человек или будет беден и по образу Его, и — он будет жить вместе с Ним, или пусть сделает участниками своего имущества тех, которые бедны — по Его примеру, и по причине сего он сам спасется. Стяжим милосердное сердце; дадим от себя доказательство любви нашей к брату и преданности общему Отцу и Владыке. Более же благоприятного времени для сего, чем время нынешних дней поста, никто не найдет. Ибо тот, кто к посту присовокупит милостыню , тот смоет с себя всякий грех и со дерзновением поклонится Спасительным Страстям и со–возрадуется в Воскресении Христовом и улучит вечное Искупление, которое да сподобимся и мы все получить в Самом Христе Боге нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Омилия XIV   На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Перечисляя различные дела творения и созерцая в них премудрость Божию, Псалмопевец Пророк, всецело охваченный восхищением, среди писания воскликнул: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». Мне же ныне, покушающемуся по силам, с целью восхваления возвестить явление во плоти все сотворившего Слова, кто сделает речь отвечающей предмету? Потому что если все исполнено чуда, и то — что из несуществующего пришло в бытие, является божественным и славным делом, то насколько чудеснее и божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, Что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, в котором было создано и посему справедливо было отвержено в нижайший элемент земли? И до такой степени велико и божественно, неизреченно и непостижимо то, что наше естество стало одно с Богом, и чрез сие нам было даровано возвращение к лучшему состоянию, — что и для святых Ангелов и людей, и даже для самих Пророков, хотя они и зрели действием Духа, оно пребывало воистину непознаваемым, от века сокровенным Таинством. И что говорю: до того, как оно сбылось?  — Когда и сбывшись, оно все же остается тайной: не в том смысле — сбылось ли оно или нет, но в том — каким образом оно совершилось; мы веруем , но не ведаем; покланяемся , но не выведываем; и кланяемся и веруем посредством только Духа. «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:11), и именно посредством Его мы покланяемся и чрез Него молимся, — говорит Апостол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Он создал ее с самого начала такой, чтобы, когда придет время Ему родиться (по человечеству), позаимствовать у нее для Себя Матерь. Положив прежде такое применение как некую норму, в соответствии с ним Он и образует затем человека. И потому с необходимостью должен был явиться человек, который бы во всем соответствовал (цели творения). Никакая другая конечная цель создания человека не может быть предпочтена этой являющейся высшей из всех и доставляющей Творцу наибольшие честь и славу. Равно невероятно, чтобы Бог не достиг поставленной цели в том, что Он творит. Ведь это под силу и строителям домов, и изготовителям одежды и обуви; и вообще повсюду дело сообразуется с конечной целью, хотя бы мастера эти не вполне властвовали над материей, и она не целиком подходила им, но в чем-то сопротивлялась; тем не менее с помощью своего искусства они подчиняют ее и ведут к конечной цели. Бог же не только является Владыкой материи, но и сотворил ее вначале согласно Своему замыслу, зная, как она будет использоваться. Итак, что же могло помешать надлежащему: и всецелому согласию, и симфонии? Ведь Бог — Тот, Кто осуществляет домостроительство; оно — величайшее дело Божие и исключительно дело рук Его, Он не доверил его какому-либо служителю из числа людей или ангелов, но удержал для Самого Себя. А кто, если не Бог сможет соблюсти все, что необходимо и в надлежащем порядке? И особенно когда дело относится не к кому-либо другому, но к лучшему из Его творений? Да и кому другому, если не Самому Себе мог Он поручить то, что здесь требовалось? Ведь и относительно епископа Павел определил, что, помимо общих попечений, он должен хорошо управлять собственным домом (ср. 1 Тим 3:4–5).   IX. Но довольно об этом. Итак, когда все сошлось воедино: управитель справедливейший, служитель опытнейший, дело из всех от века бывших прекраснейшее, — могло ли там быть что-либо неподобающее? Должны были быть сохранены всецелое согласие и симфония, и ничто несозвучное не смогло вмешаться в это великое и чудное дело.

http://pravmir.ru/slovo-na-blagoveshheni...

  II. Ведь Ее нельзя уподобить земле, которая послужила сотворению человека, сама же никак в нем не участвовала, будучи использована Создателем только как материя, только становясь, но не действуя. Дева же Сама принесла и осуществила в Себе то, что привлекло Творца на землю и подвигло созидающую руку. Что же это было? — Жизнь пренепорочная, образ жизни всесвятой, отвержение всякого зла, упражнение во всякой добродетели, душа, чистейшая света, тело, во всем духовное, сиятельнейшее солнца, чистейшее неба, святейшее херувимских престолов; полет ума, не побеждаемый никакой высотой, так что и ангельские крылья остаются ниже; Божественная любовь, поправшая собою все страстное начало в душе; отдание (Себя) Богу, общение с Богом, не допускающее никакого помышления о тварном. Украсив всем названным и тело, и душу, Она обратила к Себе взор Божий; Своей красотой Она явила прекрасным и общее (человеческое) естество, так что Тот, Кто по причине греха оказался во враждебных отношениях с людьми, по причине Девы стал человеком.   III. Средостение вражды (ср. Еф 2:14) и преграда оказалась для Нее ничем, все отделявшее род (человеческий) от Бога в том, что касается Ее, было упразднено, так что еще перед всеобщим примирением Она одна заключила с Богом мир, не имея никакой нужды в заключении мира для Себя Самой 1 . Но для других людей Она стала причиной великих благ. Прежде Ходатая Она явилась ходатаицей за нас пред Богом, — если употребить речение Павла (ср. Рим 8:34) , — не руки воздымая к Нему за людей, но жизнь предлагая вместо моления. И добродетель одной души оказалась достаточной, чтобы препобедить злобу всех от века живших людей. Как ковчег, который спас человека при общем для всей обитаемой вселенной кораблекрушении и сам не явился жертвой общих несчастий, и для рода человеческого сохранил средства (спасения), так произошло и со Святой Девой. Она сохраняла Свой разум столь целомудренным, как будто никакой грех не был испытан людьми, но все пребыли, в чем и были должны, ветхое свое сохраняя обиталище. Пресвятая Дева и представления не имела о разлитой, если так можно сказать, повсюду греховности. Все охватившее наводнение злобы и небо затворило, и ад отверзло, и людей вовлекло в войну с Богом, и изгнало с земли Благого, и поставило на Его место лукавого, но против Блаженной Девы оказалось совершенно бессильным. Хотя оно правило всей вселенной и все привело в смешение, потрясло и разрушило, однако перед одним разумом и одной душой потерпело поражение; и не только перед Ней, но благодаря Ей и перед всем человеческим родом отступило.

http://pravmir.ru/slovo-na-blagoveshheni...

Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив Небеса, снизойти к нам, Дева послужила общему спасению следующим образом: с самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания Свой царский дворец. Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс и, как говорит Давид, величие, силу и самое царство (ср. Пс 96:6; 92,1). Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостию и ополчением, и тем самым может ввести необоримое зло для врагов, а для своих спасение и множество всяческих благ.   IV. И во всем этом Дева помогла роду человеческому прежде времени общего спасения. Когда же назначенный срок настал, и приступил к Ней небесный вестник, Она и поверила, и вняла, и приняла на Себя служение; и было все это необходимо и безусловно требовалось для нашего спасения, а если бы не было с Ее стороны такого ответа, то ничего больше не случилось бы с людьми. Ибо если, как я сказал, Блаженная (Дева) не подготовила бы Себя, то не оказалось бы возможным, чтобы Бог благосклонно обратил взор Свой к человеку и пожелал снизойти в отсутствии того, кто бы Его принял и смог послужить домостроительству (спасения). Итак, если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие совет Божий относительно нашего спасения. И это ясно из следующего: Гавриил, обратившись к Деве с приветствием “Радуй­ся”, — и назвав Ее благодатной, возвестил Ей все относящееся к таинству спасения. И пока Дева старалась уразуметь образ чревоношения, Бог не сходил еще. Когда же обрел Ее послушной и принимающей предложенное, все дело тотчас было совершено: Бог облекся в человека, и Дева стала Матерью Творца.

http://pravmir.ru/slovo-na-blagoveshheni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010