Мы видим, что Ветхий Завет завершается пророчеством о служении Иоанна Предтечи, проповедью которого начинаются Евангелия от Марка и Иоанна. Ученики спрашивали Господа: « Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17: 10–13). Однако поскольку святой Иоанн Предтеча не был собственно Илией, но пришел « в духе и силе Илии» (Лк. 1: 17), мы ожидаем и пришествия самого Илии с проповедью покаяния перед Вторым пришествием Спасителя (ср. Откр. 11: 3–12). Комментируя это пророчество, блаженный Феодорит говорит, что отцы – это иудеи, первые принявшие боговедение, а дети – это язычники, вшедшие в Церковь, в которой в последние дни объединятся и те и другие ч. 4, с. 201]. Таким образом, последняя пророческая книга Ветхого Завета пророчеством об Иоанне Предтече поставляет нас уже на пороге Нового Завета, а пророчеством о Дне Господнем указывает на грядущее восстановление всей твари. На этом глас пророческий в Израиле умолкает. Возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму остается только узнать « день посещения своего» (Лк. 19: 44).   ПРИЛОЖЕНИЯ К Введению Прп. Симеон Новый Богослов «Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум омрачен неведением о вещах духовных, – или, прямо говоря, те, которые не имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, т. е., благодать Всесвятаго Духа, просвещающую и подающую духовное божественное ведение) извращают и вкривь перетолковывают все Божественное Писание по похотям своим, и некоторым образом растлевают его страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а растлеваются они сами – кривотолкователи его. Итак, эти, не имеющие правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и невидящий света солнечнаго не может читать писмен, светом освещенных, так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном, невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Но вот какое дело: у любого старика на руке морщинки. Сколько же отцов способен обнаружить в мире упомянутый иеромонах? И сколько добра, невозможного для других, он способен сотворить? За красивой девушкой, тони она в реке, способны броситься в воду десятки мужчин. А за некрасивой? Чем она может привлечь или отблагодарить своего спасителя? Ей и многим подобным людям, которым нечем заплатить за добро, может помочь лишь та сила, которая «не ищет своего». Платон называл подобную любовь словом агапэ , что означает «жертвенная», и считал ее совершенной. В отличие от остальных видов любви, она оставляет человеку свободу и поистине царский суверенитет, ведь если Ромео не может жить без Джульетты, а Пушкин тоскует вдали от друзей, молодой иеромонах никогда не останется сиротой. Для того чтобы обрести отца, ему нужно всего лишь взглянуть на руки ближнего своего. Жертвенная любовь ничего не боится, потому что не может оказаться несчастливой. Так и сегодня, совершенно будничным образом сбываются слова Христа: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29 ). ИМЯ ГЕНИЯ Дар Божий Культура в религиозном понимании есть не что иное, как попытка людей восполнить пустоту в собственной душе. Это стремление прикрыть бездну, открывшуюся в результате разрыва с Богом. Поэзия, музыка, театр, кино, политика и даже футбол – все это имеет сокровенную цель: человек стремится хотя бы на время отвлечься от тоски Адама, изгнанного из Рая. Ветхий Завет среди прочего упоминает о том, что Саул, первый царь Израилев, был мучим от злого духа, которого мог отогнать лишь псалмопевец Давид, играя на арфе. Но для того чтобы создавать культуру, нужен талант. Именно его и получает человек от Бога в качестве подарка. Имена тех, кто разумно и бережно распорядился даром Божиим, сохранила история – Гоголь, Васнецов и Чайковский по сей день остаются у всех на слуху. Но в мире найдется гораздо больше других, неизвестных – тех, кто пренебрег щедротами Творца и, как говорится, «зарыл свой талант в землю».

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Однажды к одному старцу пришли три брата и стали ему хвалиться своими делами. Первый сказал: – Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это? Старец отвечал: – Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет. За первым второй приступил и тоже спросил: – А я, отче, все Священное Писание переписал для себя! Старец сказал: – И тебе нет пользы. Тогда третий воскликнул: – А я, отче, чудеса творю! – И тебе нет пользы, – сказал и этому старец, – ибо и ты любовь отогнал от себя. Потом, обратившись ко всем, сказал: – Если хотите спастись, имейте ко всем любовь, в милости будьте прилежны и тогда спасетесь 102 . «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, – объясняет св. Апостол, – а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ). Смысл очевиден: если мне станут известными все иностранные для меня языки и даже языки невидимых ангельских сил, но любви к ближнему я при этом иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий. Более того, уподоблюсь таким орудиям, которые издают пустой, бесцельный, бесполезный звук и кажутся беспокойными, тягостными и несносными для окружающих. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). То есть и подвиг нестяжания ничего не значит без любви. Даже сверхъестественные дарования без любви не имеют цены, потому что Господь говорил: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили»? На что Он им ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). Господь не признает их своими, несмотря на такие знамения, потому что эти люди не творили Его воли, которая состоит в исполнении заповеди о любви к ближнему. Что же такое любовь? «У этой любви много имен и дел много, и признаков ея преобильно, и свойств премногое множество, – говорит св. Симеон Новый Богослов , – но существо ея одно и для всех совершенно непостижимо, и для ангелов и для людей, и для всякой другой твари, нам, может быть еще неведомой. Она неизъяснима словом, неприступна в славе, неизследима в советах. Она и вечна, ибо безвременна. И незрима она, ибо умопредставляется, но не постигается» 103 . В этом отношении любовь сходна со смирением. Как Бог-Отец и Бог-Сын имеют одинаковую сущность, но различные ипостаси, так любовь и смиренномудрие, хотя и разные по своим проявлениям, но одинаковы по своей сущности. И как сущность Божия непостижима для человеческого познания ( Ин.1:18 ), так непостижима в существе своем и любовь. Но как Бог познается через некоторые свои свойства, так и любовь можно определить по ее характерным качествам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Понятно, что никакое описание, никакая систематизация не может вместить всю глубину проповеди Христа Спасителя. Тем не менее мы можем выделить несколько форм проповеди Христа Спасителя: 1. Экзегетическая проповедь. В Своем проповедническом служении Господь следовал традиции синагогального богослужения. Он посещал собрания иудеев, читал Писание и пояснял его. В четвертой главе Евангелия от Луки повествуется о том, как Господь прочел в синагоге отрывок из Книги Пророка Исаии и предложил собравшимся его толкование. Нагорную проповедь также можно считать экзегетической. В ней Господь, по сути, предлагает новую интерпретацию ветхозаветных заповедей. В этом отношении важно отметить, что Спаситель использует Ветхий Завет как отправную точку. Но это делается не для того, чтобы доказать какое-то из утверждений, а чтобы продемонстрировать иудеям, что учение Христа не противоречит Закону. 2. Притчи. Это форма беседы вполне традиционна для Востока, для культуры тех людей, которые слушали Иисуса. Зачастую притча является единственной формой, способной выразить высшие истины. В этом Господь также примыкает к ветхозаветной традиции. Однако эту традицию Он расширяет, обогащает и развивает. В истории человечества не было ни одного учителя, который бы использовал форму притчи столь систематически и последовательно. В христианской традиции после Иисуса Христа ни один из проповедников не дерзал подражать Ему в этом искусстве. 3. Сентенции (краткие нравственные наставления). Из уст Спасителя нередко исходили краткие нравственные истины, поражающие своей очевидностью, не требующие обоснований и доказательств. Например: Каким судом сидите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить ( Мф.7:2 ). Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). Если не обратитесь и не будите как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ). Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Преп. Симеон Новый Богослов в изумлении перед картиной будущего Суда для всего человечества пишет: «Долго и трудно толкуемо слово о будущем Суде, поскольку речь идет не о существующих и видимых вещах, но о будущих и невидимых… Владыка и Бог всяческих, Господь наш Иисус Христос тогда просияет сиянием Его Божества, и видимое солнце померкнет от сияния Господа… и звезды погаснут, и все видимое сложится, как книга, то есть отступит, чтобы дать место своему Творцу. И будет Он один – и день вместе и Бог; и Он, сегодня невидимый для всех и пребывающий в свете неприступном, тогда явится всем таким, Какой Он есть во Славе Своей, и исполнит все Своим собственным светом и для святых наступит день невечерний, нескончаемый, полный всяческой радости». Интересную подробность мы узнаем из книги Откровения Иоанна Богослова: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр. 20:11-12 ) Что касается «книги жизни», то ее прообраз понятен. В то время у каждого правителя города была книга, в которую вносились имена живущих. Если человек умирал, его имя стирали. Здесь автор Откровения показывает нам, что на Небесах, в мире ином, также есть книга, в которой записаны все, кто сподобился жизни вечной. Более таинственен другой образ – книга, в которой описаны все дела людей. О похожем сообщал другой мистик и священный автор, пророк Даниил: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги ( Дан. 7:10-11 ). Что это за таинственная книга (или книги), в которых написана вся жизнь человеческая? Скорее всего, мы имеем дело с таинственным символом, которым иллюстрируется Истина о всеведении Божием. Господь все знает! Человеческая память может подвести, но у Бога в памяти все сохраняется непреложно, как будто бы записано.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Пресмыкающиеся, которые приходят к этой воде, – это образ человека, который живет, пресмыкаясь по земле: все наши мысли, все наше сердце к земному привязаны. Так что мы вполне можем считаться пресмыкающимися, то есть ползающими по земле. А через Крещение наши помыслы устремляются к небу, и мы перестаем быть пресмыкающимися, мы становимся воистину живыми. Но, повторюсь, этот образ на самом деле еще глубже, потому что храм – это прообраз Христа. Церковь есть Тело Христово, и образ храма есть образ Церкви как собрания верующих, как Тела Христова, как Христа, Который есть храм Живущего Бога. Мы становимся храмами Божиими только в той степени, в какой сами укоренены во Христе. А вода – это Дух Святой, который питает собой все. Этот образ прекрасно раскрывают слова Иисуса Христа, которые Он сказал в праздник, накануне последних дней проповеди земной своей жизни, в последний день праздника обновления: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Верой своей мы становимся причастными Христу, верой соединяемся с Ним, верой живем в Нем. И через эту веру мы становимся насыщенными водой жизни, которая исходит из Христа, Который подает ее всем, кто верует в Него. В то же время, когда мы сами насытились этой водой, мы становимся источником этой же воды для других. Как сказал Симеон, Новый Богослов: «Никто не может стать святым, если не увидит человека, в котором бы воссияла благодать Святого Духа». То есть вот эта способность уверовавшего человека стать для других источником благодати показана в этом пророчестве тем, что поток становится все больше и больше по мере истекания из-под храма. Так усиливается благодать Святого Духа, захватывая все большее и большее количество людей. И все спасающиеся живут именно водой жизни – благодатью Святого Духа. Свет Его ярче лучей солнечных Продолжаем рассматривать мессианские места Книги пророка Иезекииля, свидетельства о Пришествии в мир Иисуса Христа, о некоторых важных моментах, раскрывающих нечто важное в Пришествии Иисуса в этот мир.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Пророчества о возвращении славы Ягве имеют у библейских пророков двойное звучание: мессианское и эсхатологическое. У пророков то и другое, практически, не различается, но осуществление этих пророчеств раздвинуло пришествие Мессии и эсхатологию на многие века и даже тысячелетия истории. Слава Ягве вернулась к Израилю и дарована всему миру с пришествием Мессии, Иисуса Христа из Назарета, распятого и воскресшего в Иерусалиме Иешуа га-Ноцри. Апостолы Христа посланы в мир к народам, и сияет свет к просвещению язычников (Лк, 2:32), до времени, пока войдет полное (число) язычников ( Рим. 11:25 ). Это благодатное время церковной истории народов. Но это еще не всё. Иудеи, отвергши Христа, естественно, остались с пустым домом ( Мф. 23:38 ), который и был вскоре разрушен римлянами. Разодралась завеса Святого Святых, прекратилась жертва. Еще Даниилу было возвещено: Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..., а в половине седмины прекратится жертва и приношение ( Дан. 9:26–27 ). Так и то, что получили вновь при Зоровавеле и Неемии, отнято было у Израиля. Симеон Богоприимец, ветхий старец, своими глазами увидел славу народа Твоего, Ягве, Израиля (Лк, 2:32). Но сам Израиль её еще не увидел. Но увидит! Увидит в конце времен, когда войдет полное (число) язычников, тогда Иисус отвратит нечестие от Иакова ( Рим. 11:25–26 ). Когда Израиль обратится к некогда отвергнутому Христу, тогда слава Ягве воссияет и над Израилем, и над народами в неописуемой красе и силе, о чем и возвещали пророки. Ведь если же падение их (иудеев) – богатство миру (народы услышали о Христе и приняли Его), и оскудение их – богатство язычников, то тем более полнота их ( Рим. 11:12 )! Тогда во всей полноте раскроются обетования пророков. Тогда истребится и сама смерть во втором пришествии Христа. Тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё и во всём (1 Кор, 15:28)! 9 А физику так и хочется предположить, что там было фосфорецирующее вещество, светящийся столп от которого был иногда виден ночью и породил это сказание. В библейском же повествовании такие мысли не возникают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Где страдание ради Христа, там и Его слава Никто уже ничего дьяволу не должен Симеон Новый Богослов говорил: «Мой негордый Бог». Действительно, величие Божие, Его слава – это распятый Христос. Бог смог вместить и возлюбить человека до того, что довел Сына Своего, дошел Сам до распятия – самой позорной и тяжелой смерти, которую может человеческая природа вместить. И Он показал, что для всех верующих во Христа, идущих Его стопами, это закон жизни. Христос так и говорит: «Кто хочет быть Моим учеником – возьми крест свой и следуй за Мной». Именно для каждого христианина его личная слава – это крест. И каждый похвалится именно крестом, который он нес: каждый может показать, насколько он любит Христа не тем, что чувствует, что переживает, а тем, что смог перенести ради Христа. Не очень далеко ушедшие от времен гонений на Церковь , мы, если не встаем на позицию либерального учения о правах человека, а относимся к страданиям новомучеников по-христиански, способны понять, что на самом деле их страдания для них были их славой, потому Бог их и прославил. Об этом законе жизни хорошо говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: сын мой, не пренебрегай наказание Господне» . Весь корпус новозаветных Книг показывает, что страдания, крест – это залог нашего будущего прославления, но именно будущего, в Царствии Небесном. «Если мы хотим воскреснуть со Христом , – говорит апостол Павел, – то должны и страдать с Ним» . Мы должны разделить с Ним Его Крест, Его Голгофу. И только разделив этот Крест и Голгофу, мы сможем разделить и радость Его Воскресения.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/49

Сие буди, буди! Будем идти за Ним до смерти! ЖМП 2, 1956 г. Встречи со Христом (Сретение Господне) Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы В праздник Сретения Господня своим духовным взором мы видим волнующую картину: ветхий старец Симеон держит на своих руках сорокадневного Божественного Младенца и прощается с земной жизнью. Какою радостью и ощущением какого счастья дышат его предсмертные слова! Еще бы! Долго ждал он этот счастливый день, когда увидел телесными очами Спасителя мира. И вот он Его держит, прижимает Его к своей груди. Кто из нас при виде этой священной картины не скажет в глубине своего духа: о, если бы такое счастье выпало на мою долю! Если бы Господь удостоил радости Его видеть, слышать Его слова, прикоснуться к краю Его ризы, припасть к Его пречистым ногам и облить их слезами своей любви и раскаяния в грехах! Но ведь, дорогие мои, перед своим Вознесением Господь Спаситель обещал нам: “…Я с вами во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). И Господь не может не исполнить Своего обещания. И Он исполняет его. Сколько раз на протяжении своей земной жизни душой своей мы встречаемся с Господом! Когда истинно верующий православный христианин стоит на молитве, открывает перед Богом свое сердце, он вкладывает в эту молитву всю свою горячую, убежденную веру в то, что Господь близ него, что Господь слышит его молитву, потому что Он обещал: “Воззовет ко Мне и услышу его…” ( Пс.90:15 ); “…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя…” ( Пс.49:15 ). Молитвою истинного христианина руководит его несомневающаяся вера в то, что Господь не только слышит эту молитву, но и даст то, о чем Его просят. Ведь Он сказал: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…” ( Мф.7:7 ). Христианин знает, что Бог, в Которого он верует,Бог Всемогущий, и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы; знает и то, что “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:8 ) и Он не только может помочь нам во всем, о чем мы Его просим, но, как Любвеобильный, и всегда хочет оказать нам эту помощь. Эта вера в близость Божию и вера в помощь Божию, которою дышит истинно христианская молитва, и дает молящемуся радость пережить в эти минуты чувство самого живого общения с Богом. “Близок Господь ко всем призывающим Его…” — исповедует святой псалмопевец ( Пс.144:18 ). Вот почему после такой молитвы всегда бывает легко и тепло на душе человека: потому что душа встретилась с Богом. И верится, и плачется [после молитвы], и так легко, легко…” — говорил о таком переживании наш верующий поэт.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Чтобы проиллюстрировать, какие формы принимала кровная месть до введения принципа талиона, приведем следующий пример из Ветхого Завета. Однажды Сихем, сын правителя ханаанского города, изнасиловал Дину, дочь Иакова. Это было тяжкое преступление, которое в древние времена каралось смертью. Чтобы загладить свою вину Сихем пообещал взять Дину в жёны и отдать богатые дары. Но это не помогло. Симеон и Левий, братья Дины, покарали смертью не только Сихема и его отца, но и всех мужчин в их городе, разграбили имущество и увели их жён и детей в плен (см. Быт 34). Подобную жестокость и должен был обуздывать закон «око за око, зуб за зуб». Примеры следования этому новому принципу также содержатся в книгах Ветхого Завета. Так, иудеи, взяв в плен царя Адони-Везека, не стали убивать его, а отрубили ему большие пальцы, поступив с ним так же, как он сам поступал с побежденными врагами (Суд 1:6–7). По тому же принципу пророк Самуил вынес приговор царю Агагу: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына (1 Цар 15:33). Также в Библии есть история Сусанны — женщины, несправедливо обвиненной нечестивыми стариками в прелюбодеянии. Когда пророк Даниил выяснил, что они лжесвидетельствовали, их предали тому же наказанию, которому могла подвергнуться Сусанна (Дан 13). Читайте также: Крылатые выражения родом из Библии: серия материалов Заметим, что закон Моисея отличается от ряда других древних законодательств, построенных на принципе талиона. Он устанавливает личную ответственность преступника и запрещает наказывать тех, кто не имел отношения к преступлению: Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16). Для сравнения: закон древневавилонского правителя Хаммурапи гласил, что если человек изобьет до смерти беременную женщину, то следует казнить его дочь. В Новом Завете Христос заповедует быть праведнее, чем книжники и фарисеи: если Ветхий Завет месть ограничивал и заменял личную расправу наказанием по суду, то Евангелие призывает вырвать с корнем всякую мстительность и даже, вопреки ожиданиям обидчика, делать ему добро. Впрочем, это не отменяет деятельности светских судов, имеющих право наказывать преступника (Рим 13:4). Сам апостол Павел однажды воспользовался своим правом римского гражданина, потребовав, чтобы его дело было рассмотрено в императорском суде (Деян 25:12).

http://foma.ru/oko-za-oko.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010